Старший научный сотрудник Карельского научного центра РАН в Петрозаводске кандидат исторических наук Е.Ю. Дубровская рассказала о настроениях и трансформации христианских ценностей у российских военнослужащих в Финляндии в годы Первой мировой войны. Настоятель Спасо-Преображенского храма возрождающегося Носовского мужского монастыря  Уваровской епархии , аспирант Московской духовной академии иеромонах Тихон (Зубакин) коснулся в своем докладе взглядов святителя Феофана Затворника на монархию и монархов, напомнив о важности понимания природы государственной власти. Доклад проректора по учебной работе Калужской духовной семинарии, настоятеля храма бессребреников Космы и Дамиана в Калуге кандидата богословия протоиерея Сергия Третьякова был посвящен одному из малоизвестных валаамских иноков — рясофорному монаху Василию (Печенкину; 1881-1912), день памяти которого приходился на 29 мая. Отец Сергий представил новые архивные материалы и в перерыве отслужил панихиду на могиле монаха Василия, которая находится на Игуменском кладбище монастыря. Директор Национального архива Республики Карелия А.Н. Морозов, ранее посещавший чтения в качестве министра образования Республики Карелия, рассказал об особенностях сохранения архивов Русской Православной Церкви в Карелии в 1918-1930-е гг. В то сложное время некоторые архивисты шли на должностное преступление и прятали редкие документы в грудах малозначащих бумаг, чем спасли от уничтожения часть секретных материалов, совершив своеобразный профессиональный подвиг, рассказал А.Н. Морозов. Сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, пресс-секретарь Валаамских чтений кандидат исторических наук Т.И. Шевченко в своем выступлении представила особенности биографии и пастырского служения одного из самых таинственных и загадочных, на ее взгляд, валаамских старцев — иеросхимонаха Ефрема (Хробостова), 150 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году. Старец был духовником валаамской братии, а также великих князей и многочисленных эмигрантов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5816419...

После начала Второй мировой войны и Пакта о ненападении с Германией, намеки перешли в ультиматумы. Советская сторона явно намекала, что, если не договорятся дипломаты, слово возьмут солдаты. 30 ноября 1939 года так и случилось: РККА начала наступление на Карельском перешейке и в Карелии, там, где для этого были подходящие дороги. Брошенная техника Своеобразным пропагандистским музыкальным талисманом войны стала песня «Принимай нас, Суоми-красавица». Смысл песни был в том, что советские войска приходят, чтобы возвратить финнам их родину и «помочь вам расправиться, расплатиться с лихвой за позор», то есть взять реванш за проигранную гражданскую войну в 1918 году. В городе Терийоки (нынешний Зеленогорск) появилось Финское демократическое правительство, составленное из коммунистов, переживших 1937 год. Москва немедленно заявила, что признает только его, так как правительство Финляндии сбежало из Хельсинки… Основной ошибкой Сталина стала недооценка военных возможностей Финляндии, а также национальной сплоченности финского народа, который не собирался расправляться со своим правительством. На Карельском перешейке РККА достаточно скоро уперлась в «Линию Маннергейма». Хотя, по мнению финских историков, бетона на укрепления было потрачено меньше, чем на Хельсинский оперный театр (остальные ДОТы были деревянно-земляными), даже такой укрепрайон оказался неожиданностью для советской армии, и прорвать его удалось лишь в середине февраля. Наиболее драматические события происходили в Северном Приладожье и центральной части Карелии. Судьбы 168-й, 163-й, 44-й, 18-й стрелковых дивизий и других частей имели схожий сценарий: несколько дней продвижения вперед по узким дорогам, атака финских лыжных отрядов на линии снабжения, фактическое окружение, дезорганизация и попытка прорваться к своим или сопротивление в «мешке» до конца войны, когда из тысячи бойцов выживали два-три десятка. Страшным ударом по имиджу СССР стали фотографии заснеженных дорог с брошенной техникой и замерзшими трупами красноармейцев.

http://sever.foma.ru/zemlja-chetyreh-voj...

История с Маннергеймом – это дело не вчерашнего дня. Еще в прошлом году хотели установить мемориальную доску в его честь. Эту идею выдвинул в 2009 году печально известный Даниил Гранин. Тот самый, который на склоне своих лет, забыв свое, так сказать, фронтовое прошлое, возвестил великую истину, что, оказывается, Ленинград надо было сдать. Только где бы оказался сам Даниил Гранин? В каком Освенциме и Майданеке он окончил бы свои дни? Доска Маннергейму – это еще один шажок и этап в сдаче нашего великого прошлого, священной памяти о Великой Отечественной войне. Как и защита Кириллом Александровым диссертации, оправдывающей предателя Власова. Но только наше прошлое священно. Эта та русская история, которую нам дал Бог. И она не может быть запятнана, искажена и изменена. Она является народной святыней и великой духовной силой. И горе тем, кто идет против нее. Вспоминаются строки Ольги Фёдоровны Берггольц: ...А я бы над костром горящим Сумела руку продержать, Когда б о правде настоящей Хоть так позволили писать. Рукой, точащей кровь и пламя, Я написала б обо всем, О настоящей нашей славе, О страшном подвиге Твоем. Меж строк безжизненных и лживых Вы не сумеете прочесть, Как сберегали мы ревниво Знамен поруганную честь. Пусть продадут и разбазарят, Я верю - смертью на лету Вся кровь прапрадедов ударит В сердца, предавшие мечту. Считаю нужным высказать несколько слов по поводу мемориальной доски, уставленной в Петербурге в честь Маннергейма. Считаю, что министр культуры Владимир Мединский сделал всё правильно. На доске нет ни слова о Финляндии или Карелии. Просто – «русский генерал 1887-1918 гг.», и всё. Есть ли у Маннергейма заслуги за 30 лет службы в русской армии? Есть, и много. Испытывал вооружения. Воевал лично в 1905 г. с японцами, в 1915-1917 гг. с австрийцами за Галицию. Много полезного предлагал по армии. Имел русскую жену и двух дочерей. Маннергейм прекрасно послужил в разведке, добыв целые тома сведений о Японии и Китае. Возьмем 1919 год. Маннергейм попал в опалу к финским сепаратистам почему? Потому что он был согласен отказаться от независимости Финляндии и получить автономию из рук Юденича. Он считал, что белым надо помочь, не требуя признания независимости Финляндии.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/20/dv...

В окт. 1918 г. в Верхотурье вошли белые части. Штаб 16-го Ишимского стрелкового полка во главе с полковником Н. Н. Казагранди расположился в игуменском корпусе. Красные войска ушли по р. Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита. Рядом со скитом проходила дорога, соединявшая Богословский тракт с Кушвинским и ставшая линией фронта. 24 окт. 1918 г. настоятель скита иером. Игнатий (в схиме преподобноисп. Иоанн (Кевролетин) ) и мон. Аарон во избежание святотатства взяли ценные богослужебные предметы, антиминс и запасные Дары и уехали в Верхотурский монастырь. К. вместе с мон. прмч. Иакинфом (Питателевым) остались в Малоактайском скиту для сохранения имущества. 25 окт. в скит пришли красноармейцы и произвели обыск, разграбив обитель. К. и прмч. Иакинф были арестованы и по Богословской железной дороге доставлены на ст. Карелино. По свидетельству очевидцев, монахов обвинили в контрреволюционной деятельности, предлагали в обмен на свободу публично отречься от Христа. Преподобномученики отказались и были расстреляны близ ст. Карелино, у семафора. На шее К. впосл. также обнаружили штыковую рану. Убитых иноков красноармейцы отвезли к находившемуся недалеко болоту и забросали землей. Тела мучеников были найдены после отступления красных войск. 23 нояб. 1918 г. их перевезли в Верхотурский мон-рь. В тот же день екатеринбургское духовенство было проинформировано о трагической кончине монахов. 25 нояб. архим. Ксенофонт (Медведев) возглавил отпевание мучеников, к-рые были торжественно похоронены на братском кладбище рядом с ц. во имя св. Неофита. В 30-х гг. XX в. храм и кладбище были уничтожены, на их месте возвели административные здания, электростанцию и корпуса производственных цехов. В 90-х гг., во время раскопок, останки преподобномучеников найти не удалось. Определением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. имя К. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. В 2009 г. вблизи ст. Карелино, на месте мученической кончины К. и Иакинфа братией Верхотурского мон-ря был установлен памятный крест.

http://pravenc.ru/text/1320089.html

Чрезвычайный Собор Финляндской Церкви в Сердоболе (13 — 20 ноября 1923 года) под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии. Были введены григорианский календарь, финский язык в богослужении; приходы делились на две епархии: Выборгскую и Карельскую. Кафедра архиепископа оставалась в Выборге. На основании пар. 3 Указа Президента Финляндии Карла Стольберга от 29 декабря 1923 года архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) с 1 января 1924 года был отстранён от управления Церковью ввиду его несоответствия требованиям закона об официальном языке. Местом его пребывания был определен Коневский монастырь. Исполняющим должность Архиепископа назначался епископ Карельский Герман (Аав). Высланный Финляндскому Церковному Управлению Патриархом Тихоном указ от 28 ноября 1923 года (за предписывавший «выяснить, в сношении с правительством Финляндской Республики, возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение», был оставлен правительством без последствий. После советско-финской войны 1939—1940 годов и присоединения части Карелии к Советскому Союзу Финская церковь потеряла около 90 % своей собственности, а большая часть верующих эвакуировалась во внутренние районы Финляндии. Так, например монахи с Валаамского монастыря в полном составе были эвакуированы с архипелага и основали монастырь Новый Валаам в центральной Финляндии (около Хейнявеси). Также была перенесена в Хельсинки и духовная семинария (основанная в 1918 году) в г. Сортавала (Сердоболе) (в 1957 году она переехала в Хумалярви, в 1961 году — в Куопио, а в 1988 году — закрыта, а вместо неё открыт факультет православного богословия в университете Йоэнсуу). На основании исследования Хели Кананен утверждается, что православные, переселённые из Карелии, подвергались в Финляндии дискриминации. В начале октября 1945 года переговоры с целью возвращения Финляндской Церкви в юрисдикцию Московсковского Патриархата вёл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), о чём 3 октября была достигнута предварительная договорённость с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (для принятия решения о воссоединении предусматривалось проведение Собора ФПЦ). После последовавшей в течение ряда лет переписки с Москвой, 30 апреля 1957 года Синод Русской Православной Церкви постановил «предать забвению все канонические споры и недоразумения, имевшие место между ФПЦ и РПЦ», признал Финляндскую Архиепископию в сущем статусе и передал в её юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь; 7 мая того же года сторонами было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

http://azbyka.ru/palomnik/Финляндия

22 мая 1828 году была образована отдельная Олонецкая епархия с кафедрой епископа в Петрозаводске, первым епископом стал Игнатий (Семёнов). Действовал также коллегиальный орган управления при епископе — Олонецкая духовная консистория. Кафедра Олонецкого и Петрозаводского епископа изначально находилась в Соборе во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а в 1872 году была перенесена в новопостроенный Собор во имя Сошествия Святого Духа. В 1929 году кафедральный собор был закрыт. С 1829 по 1918 год епархия имела своё среднее учебное духовное заведение — Олонецкую духовную семинарию, выпускавшую священнослужителей для края. Для обучения дочерей духовенства в 1858 году при Каргопольском Успенском монастыре по инициативе архиепископа Олонецкого и Петрозаводского Аркадия открылось Олонецкое епархиальное женское училище. c 1898 по 1918 год издавалась епархиальная газета «Олонецкие епархиальные ведомости». В 1892 г. было основано епархиальное духовно-просветительское Александро-Свирское братство. На 1904 года в епархии был 251 православный и единоверческий приход. В докладе на имя Патриарха Тихона отмечалось: " Церковная жизнь в Олонецкой епархии шла сравнительно спокойно до марта 1922г. Изъятие церковных ценностей, как и в других местах, всколыхнуло ее и повлекло за собой все те же явления, которые произошли почти одинаково по всей России: смута среди духовенства, призание ВЦУ частью епархии, террор группы заправил над остальными, аресты, высылки и пр. " При организации обновленчества, духовенство трёх из четырёх приходов Петрозаводска поддержало обновленческий раскол. Сторонники патриаршей ориентации во главе с епископом Евфимием (Лапиным) перешли в Александро-Невскую Заводскую церковь. В конце 1922 года епископ Евфимий был без всяких оснований арестован, а весной 1923 года административно выслан в Сибирь. Однако почти 5 лет он сохранял титул «епископ Олонецкий»; в эти годы епархия имела т. н. временноуправляющих епископов. С 1924 года Воскресенский и Святодуховский соборы вновь стали патриаршими (в 1922—1924 году в Святодуховском соборе проводили службы обновленцы, позднее удержавшие лишь кладбищенские церкви — Крестовоздвиженскую и Екатерининскую).

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Указом от 4-23 июля 1912 г. назначен председателем Владимирского епархиального училищного совета. Награжден орденами св. Владимира 4-й (1907) и 3-й (1911) степени, св. Анны 1-й степени (1915). 3 мая 1917 г. епархиальный съезд при 20 воздержавшихся постановил удалить из епархии Владимирского и Шуйского архиеп. Алексия (Дородницына) . 18 мая Синод предоставил архиеп. Алексию 2-месячный отпуск, возложив временное управление епархией на Е. 10 июня Синод уволил архиеп. Алексия на покой и благословил произвести выборы кандидата для замещения Владимирской архиерейской кафедры. 9 авг. 1917 г. на чрезвычайном епархиальном съезде правящим архиереем был избран (и 10 авг. утвержден) архиеп. Сергий (Страгородский , в 1943-1944 Патриарх Московский и всея Руси). Е. на выборах во 2-м туре получил 27 голосов. 17 авг. 1917 г. новоизбранный Владимирский и Шуйский архиеп. Сергий утвердил распределение дел между преосвященными. Е. было поручено замещение священнических мест в Юрьевском и Покровском уездах; в его ведение поступали Владимирские духовное и епархиальное жен. уч-ща. Как 1-й викарий епархии Е. жил во Владимире в архиерейском доме. После занятия архиерейского дома Губернской ЧК поселился в Боголюбском мон-ре. В июле 1918 г. в качестве почетного гостя присутствовал на епархиальном Соборе в Н. Новгороде; при выборах на кафедру епископа Нижегородского получил 1 голос. С окт. 1918 г. зам. председателя Миссионерского совета Владимирской епархии. 17 нояб. 1919 г. назначен епископом Олонецким и Петрозаводским. Под архиерейскую резиденцию Е. был приобретен деревянный дом на пл. Свободы (бывш. Соборная) г. Петрозаводска. Был погребен за алтарем Свято-Духовского (нового) кафедрального собора (храм взорван в 1936). Арх.: ЦГА Респ. Карелии. Ф. 2961. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 86. Соч.: От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: (Путевые заметки и впечатления паломника). Петрозаводск, 1900. 2 вып.; Гефсиманская весь и Вифания: (Из очерков паломника). Петрозаводск, 1901; Вифлеем: (Из очерков паломника).

http://pravenc.ru/text/186985.html

1930) тюрьмах. 3 сент. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ к расстрелу с заменой 10 годами ИТЛ. 28 сент. отправлен по этапу в Карелию. Отбывал срок в Свирьском ИТЛ: с 3 окт. 1931 г.- в Бажанах, а с янв. 1932 г.- в Свирьстрое. 7 нояб. 1932 г. переведен в Соловецкий ИТЛ, до нояб. 1933 г. занимался канцелярской работой в г. Кемь. В 1934 г. отправлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ на строительство канала: отбывал срок в Парандове, Выгозере, Качкане, Сосновце, с мая по нояб. 1934 г.- в Тунгуде, со 2 нояб. 1934 по 15 июня 1937 г.- в Надвоицах и с 18 июня 1937 г.- в Уросозере. В лагере работал на лесоповале, был сторожем, пильщиком, экономистом, делопроизводителем, плетельщиком корзин. В свободное время писал стихи. 14 окт. 1937 г. взят под стражу в лагере по обвинению в антисоветской агитации. 20 нояб. Особой тройкой УНКВД Карельской АССР приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение, Ж. расстрелян вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Похоронен в общей безвестной могиле. Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. 100256; Архив УФСБ по Респ. Карелия. Д. П-13738; Архив СБУ. Д. 38183фп; Информ. центр МВД Карелии. Картотека Соловецкого лагеря. Карточка личн. д. 2507; ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744. Соч.: К вопросу о вечных муках//Христ. мысль. 1916. 7/8. С. 78-93; 9. С. 52-69; Тайна любви и Таинство брака//Там же. 1917. 1. С. 61-75; 3/4. С. 34-54; 5/6. С. 41-51; 7/8. С. 15-29; Из дум о братстве в Церкви//Там же. 1917. 5/6. С. 142-149; Литургический канон теперь и прежде: К вопр. о церк. реформе. В ограде верных//Там же. 1917. 9/10. С. 3-26; С.-Петербургские ЕВ. 1991. 1. С. 24-28; «Солнце здесь невечереющее. Оно не знает заката»//Сев. просторы. 1992. 1/2. С. 27-31; 3/4. С. 28-33; «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»//Рус. пастырь. Джорд., 1997. 28/29. С. 5-8; «Много званых, но мало избранных»//Там же. 2000. 37/38. С. 18-20; «Мы должны все претерпеть ради Христа...»: Проповеди, богосл. эссе, письмо из ссылки к своей пастве. М., 2008. Лит.: Свящ. Анатолий Жураковский: Мат-лы к житию. П., 1984; Резникова И. А. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 73, 74, 78, 79, 99, 100; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 428, 438-439; Шкаровський М. В. Icmuhho-Npabocлabha Церква проти радянськоï влади: укр. cmopihku//Людина i cbim. 1997. 8. С. 40, 41, 43; он же. Истинно-православные на Украине//Правосл. жизнь. Джорд., 1998. 9. С. 3-11; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 70, 91-96, 103, 112, 117, 124, 125, 152, 365, 366, 375; Цыпин. История РЦ. С. 209, 661; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 13, 40-42, 86, 90, 93, 94, 307; Semenenko-Basin I., Procenko P. Anatolij hurakovskij. Mil., 1999. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/182361.html

В уходящем году мы отмечали иной, не менее важный, 100-летний юбилей Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917 – 1918 годов. Одно из главных деяний Собора избрание святителя Тихона на Московский Патриарший престол. Восстановление Патриаршества в то время, когда страна была охвачена смутой, стало важнейшим фактором, способствовавшим консолидации Церкви, Которая в лице новоизбранного Патриарха обрела своего духовного вождя. Столетию открытия этого Собора и восстановлению Патриаршества был посвящен прошедший в г. Москве с 29 ноября по 2 декабря Архиерейский Собор. Дни этого Собора, в котором приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, стали поистине зримым выражением торжества вселенского Православия». Владыка рассказал о ходе Архиерейского собора, привел несколько важных строк из обширнейшего доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Затем Владыка рассказал о жизни и деятельности Епархии за отчетный год. Правящий Архиерей отметил, что «в отчетном году в адрес Петрозаводской епархии на имя митрополита Петрозаводского и Карельского Константина из Московской Патриархии поступила резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на годовой отчет о жизни и деятельности Петрозаводской и Карельской епархии за 2016 год. Патриарх поблагодарил митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, клириков и мирян за труды по благоустроению церковной жизни в Петрозаводской епархии. В частности, Святейший Патриарх отметил, что положительной оценки заслуживает деятельность епархиального духовенства по окормлению социальных учреждений, расположенных на территории епархии. В заключение, Святейший Патриарх молитвенно пожелал Владыке, священнослужителям и всем соработникам благопоспешения в усердных трудах и мирного процветания Петрозаводской епархии. Но вместе с тем для епархии остается важным повышение процента выбора курса ОПК в Карелии». Далее Владыка подробно остановился на статистике. - число мужских монастырей – 6, возрождается Клименецкая обитель;

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/13/re...

Даниловское кладбище можно считать одним из святых мест города Москвы и всей России. На Даниловском кладбище похоронены: Святая блаженная старица Матрона. Матрона Дмитриевна Никонова (1881-1952); Афонский иеросхимонах Аристоклий. Алексей Алексеевич Амвросиев (1846-1918); Старец иеромонах Исайя (ученик преподобного Аристоклия) (ск. 1958); Схимонахиня Миропия (духовная дочь пр. Аристоклия);Иеромонах ГурийМагдалина (игуменья Моск. Страстного монастыря)Герасим (игумен Моск. Чудова монастыря)Вера Победимская игумения последняя наст. Новодевичьего монастыря (ск. В 1949)Схимонахиня Анна. Анна Семеновна Теплякова. (1907-2005); Схииродиакон. Алексей М. Тепляков (ее муж). (1906-1986); Схимонахиня ДАНИИЛА. Мачкина Прасковья Емельяновна. (1904-1999); Схиархимандрит Пантелеймон. Наместник Новоспасского монастыря (1856-1929); Филипп (Иона) Схиархимандрит Моск. Покровского монастыря (1863-1950); Схимонах Безуглый Р.В. (1861-1930); ПИТИРИМ МИТРОПОЛИТ Волоколамский и Юрьевский Константин Владимирович Нечаев. (1926-2003); АРХИЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ наст. Донского монастыря. Ястребов Илья Иванович. (ск. 1928); ЕПИСКОП ВЯЗНИКОВСКИЙ. Николой Николаевич Никольский. (ск.1928); Никольский Николай Семенович протоиерей наст. храма Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре (1887-1974); Денницын Павел Васильевич протоирей (1883-1951); Модестов Александр Васильевич Священник (ск. 1903); Модестов Михаил Васильевич Протоиерей (1838-1912); Тихомиров Николай Павлович Протоирей наст. Илии-Обыденского храма (1896-1987); Алявдин Александр Павлович Протоиерей (1860-1927); Смирнов Александр Павлович. Протоиерей. Ректор Моск. Духовной Академии и Семинарии. Настоятель Моск. Николо-Кузнецкой церкви (1888-1950); Хотьковский Федор Иоаннович. Священник (1792-1857); Арсеньев Иоанн. Протопресвитер Наст. Храма Христа Спасителя (1862-1956); Сорокин Владимир Нилович. Священник Нас. Николо-Железовской церкви (1923-1956 погиб); Голунов Михаил Фокиевич. Протоиерей. Наст. храма Иконы Тихвинской Божией Матери. Наст. Храма Всех Святых на Соколе (1884-1956); Владимир Иванович Куликов. Иерей храма Сошествия Святого Духа (1961-1997); Любимов Александр Лукич протоирей (69 лет); Архимандрит Савва-Ракитин, художник (1876-1928); Ансеров Сергей Александрович священник (1861-1899); Шумов Петр Стефанович, протоирей; Арсеньев Иоанн Протопресвитер наст. Храма Христа Спасителя; Лепехин Павел Васильевич, протоирей (1880-1960); Флоринской Иоанн Дмитриевич, священник (1831-1900); Монахиня Феофания (Ипатова) (ск. 26.04.1947, 67 лет); Схимонах Сергий (Болящий Борис) (1931-1975); Насельник Свято-Дан. монастыря Михаил (Карелин) (1911-2003); Настоятели храма Сошествия Святого Духа Мещерский Константин Иванович (1888-1966); Любимов Лука Петрович (84 лет) — 1914 г.; Успенский Павел Стефанович (ск. 1956); Жеребцов Василий Васильевич (1928-1981); Ипполитов Виктор Дмитриевич (1924-2010). Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сошествия...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010