По просьбе правосл. русских для совершения треб А. ездил в Калькутту, Бомбей, Бангалор. В 1933 г. А. получил право на владение 1 акром земли ок. сел. Патали, близ Патанапурама, и к 1939 г. выстроил на этой земле хижину и церковь, где совершал богослужения. В 1937 г. по указу митр. Евлогия возведен в сан архимандрита. В 1947 г. А. был приглашен преподавать рус. язык на рус. отд-нии ун-та в Дели. (В 1947 Индия получила независимость, в том же году были установлены дипломатические отношения с СССР, после чего последовало расширение рус. отд-ния ун-та.) А. пробыл в Дели больше года и за это время познакомил своих студентов с основами Православия. В одной из 2 комнат, к-рые он занимал, А. устроил церковь и регулярно совершал там богослужения. В авг. 1948 г. он получил приглашение от еп. Иоанна (Шаховского) приехать в США для продолжения пастырской деятельности и в июле 1949 г. прибыл в Нью-Йорк. Последний период жизни А. провел в США, там он завершил свои записки о жизни в Индии, о к-рых Н. М. Зёрнов писал, что они «рассказывают об одиноком подвиге русского священника, отдавшего себя мало понятной большинству миссионерской работе». Соч.: 18 лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959. Лит.: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. П., 1947. С. 509, 556-562; Зернов Н. Рец. на кн. «18 лет в Индии»//ВСРХД. 1959. 55. С. 38-39; Августин (Никитин), архим. Олонецкая духовная семинария и Индия//Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 20-22; он же. Русский миссионер в Индии: (Архим. Андроник (Елпидинский)//МОб. 1998. 8 (34). С. 19-23; он же. Записки архимандрита Андроника (Елпидинского) - источник по религиозной жизни Индии (1930-1948)//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. СПб., 1999. Вып. 18. С. 25-41. Архим. Августин (Никитин) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии

http://pravenc.ru/text/115398.html

Правда, территориальные аппетиты пришлось уменьшить. 10–12 мая финские отряды попытались взять Печенгу (Петсамо) однако наступление отразили красногвардейцы и — неожиданно! — английские моряки. На тот момент независимая Финляндия принимала военную помощь от кайзеровской Германии, поэтому британцы, высадившиеся в Мурманске, хоть и не сочувствовали большевикам, но считали борьбу с союзниками кайзера локальным фронтом мировой войны. Противодействие Антанты стало одной из причин, почему в 1918 году военные формирования Финляндии ограничили активность на восточном театре. До конца года они все же захватили Ребольскую волость (нынешней Муезерский район) и Повенецкий уезд (Медвежьегорский район). В апреле 1919 года Олонецкая добровольческая армия численностью в две тысячи человек, преимущественно финны, захватила Олонец и приблизилась к Петрозаводску. 2 Красный лыжник против белых финнов До 1917 года на карельских землях, входивших в Архангельскую и Олонецкую губернию, сепаратизм с ориентацией на Финляндию был маргинальным явлением. Успехи относительно небольших финских отрядов, занимавших огромные территории, объяснялись двумя причинами. Во-первых, местное население отрицательно относилось к экономической политике Советской власти и воспринимало финнов как гарантов привычного порядка. Во-вторых, для Красной армии Карельский фронт, как и Северный, был второстепенным. Поэтому и Северокарельское государство и даже Ингерманландская республика фактически на окраине Петрограда могли существовать долго и безнаказанно. Однако летом 1919 года Революционный военный совет решил очистить от финских войск хотя бы Южную Карелию. Операция проходила с 27 июня по 8 июля. Были сосредоточены крупные пехотные силы, а также боевые корабли, в том числе и Балтийского флота, прошедшие по Неве в Ладожское озеро. Олонецкая армия потерпела поражение и отступила за границу. 1922 год. Почетный караул у знамени Карельского полка лесных партизан Кимасозеро, народная школа © Sakari Pälsi После этого боевые действия в Карелии заморозились в связи с наступлением Юденича на Петроград и возобновились лишь весной 1920 года. 18 мая Северокарельское государство прекратило существование — почти без сопротивления. В июне в эстонском Тарту начались переговоры, завершившиеся через четыре месяца. Финляндия получила лишь Печенгу, а значит, и выход к Ледовитому океану, но утратила все завоевания в Карелии.

http://sever.foma.ru/zemlja-chetyreh-voj...

Все предыдущее служение владыки было связано с Русской Карелией и Петроградом - Ленинградом. Кандидат богословия СПбДА, он 25 лет отдал делу народного образования в должностях Олонецкого епархиального наблюдателя церковных школ и затем ректора Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. Высланный в 1918 г. из родной губернии, прот. Николай Чуков был настоятелем Университетской церкви в Петрограде, Казанского и с 1924 г. - Николо-Богоявленского соборов; ректором Петроградского Богословского института (1920-1923гг.) и Высших Богословских курсов в Ленинграде (1925-1928 гг.). В марте 1935 г. он был в пятый раз арестован и выслан в г. Саратов. В блокадную зиму 1941-42 годов в Ленинграде от голода умерли его сыновья Борис, Александр и дочь Вера. Вдовый протоиерей в свои 72 года принял монашеский постриг с именем Григория, Просветителя Великой Армении, и указом митрополита Сергия от 11 октября 1942 года определен быть епископом Саратовским, а 15 октября возведен в сан архиепископа. 5 ноября, перед решающими сражениями Сталинградской битвы, архиепископ Григорий вступил на Саратовскую кафедру. «Помолились - и победы на фронте...» - говорили верующие. Для того, чтобы представить многообразную, напряженную церковно - административную деятельность архиепископа Григория в то время, вспомним, в каком положении находились вверенные ему епархии. Города и населенные пункты лежали в развалинах или подверглись большим разрушениям, население еще не оправилось от тяжелых испытаний вражеского нашествия. В церковных делах во многом царил беспорядок, причина которого была не только в разрухе, связанной с немецкой оккупацией и в напряженных отношениях с советским государством, но и в расколах, с 1922 г. терзавших тело Церкви Григорий (Чуков), архиепископ Псковский и Порховский. Нелегкий труд восстановления церковной жизни в северо-западных епархиях после освобождения от захватчиков, Господь возложил именно на плечи владыки Григория В Ленинградскую область тогда входило 12 городов областного подчинения - современные Боровичи, Волхов, Гатчина, Луга, Новгород, Ломоносов, Псков, Сестрорецк, Павловск, Старая Русса, Зеленогорск, Шлиссербург, и 72 района. В блокадном Ленинграде действовало 8 храмов (2 в Ленинградской области), 2 из них до 1944 г. были обновленческими.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Санкт-Петербургская митрополия В Санкт-Петербургской митрополии прославлено около 100 новомучеников и исповедников. Революция начиналась в Петрограде. Здесь же ею были принесены первые жертвы. Именно с их канонизацией и возникают сегодня существенные проблемы. В 1992–2000 гг. было прославлено несколько питерских первомучеников: протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Философа Орнатского, Алексия Ставровского и др. Однако первомучеников почти не прославляют в силу того, что на расстрелянных при красном терроре 1918–1919 гг. не оформлялись следственные дела, отсутствуют протоколы допросов арестованных, акты расстрела и т.п. Хотя мучения и смерть первомучеников революции очень напоминают таковые у первомучеников языческого имперского Рима: тогда тоже сохранялись лишь свидетельства людей, присутствовавших при их казни. Среди питерского духовенства и верующих периода гонений было также много представителей так называемой «правой оппозиции» курсу примирения с советской властью заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Это прежде всего участники иосифлянского движения, возникшего в 1927 г. и названного по имени митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). Долгое время их приравнивали к раскольникам, что к концу 1990-х гг. было признано неверным, однако их канонизация до сих пор сталкивается с препятствиями. Левашово под Санкт-Петербургом      Серьезной проблемой является сокрытие органами госбезопасности мест расстрела и захоронения новомучеников. Хотя там, где эти места известны, они являются центрами духовно-нравственного воспитания новых поколений: Бутово в Москве, Левашово под Петербургом, Сандармох в Карелии и др. Однако в отношении большинства пострадавших места их убийства остаются неизвестны. В частности, остается только догадываться, где в августе 1922 г. расстреляли митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). Скорее всего, на Ржевском полигоне к северо-востоку от Санкт-Петербурга, но точных данных нет… Память о новомучениках ныне в «колыбели революции» возрождается, чтобы избежать новых потрясений. Например, в здании церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной община устроила Музей новомучеников Санкт-Петербургской епархии, посвятив часть экспозиции новомученице Екатерине Арской, дочери ктитора этого храма А.П. Уртьева. В день ее памяти, 17 декабря, устраиваются особые торжества. При храмах и монастырях создаются сестричества милосердия и братства, называемые в память подвизавшихся там новомучеников. Так, при Александро-Невской Лавре воссоздано существовавшее до революции Александро-Невское братство, которое сейчас посвящено имени священномученика архимандрита Льва (Егорова).

http://pravoslavie.ru/107964.html

«Дом для почетных гостей», находящийся на территории монастыря, был построен в 1913 году к приезду членов императорской фамилии, ожидаемому ко дню освящения Крестовоздвиженского собора. Считается, что заказчиком дома был Григорий Распутин, который собирался привести в Верхотурье наследника Алексея для поклонения святым мощам в надежде исцелить царевича от гемофилии. Однако визит царской семьи не состоялся. В июле 1914 году Верхотурье посетила великая княгиня Елизаветы Федоровна, родная сестра императрицы Александры Федоровны, но останавливалась она в Покровском женском монастыре в покоях игуменьи Таисии. По материалам книги «Волшебные грани Урала» Комментарии и обсуждение Священнослужители Екатеринбургской епархии, репрессированные в 1918-1944 гг. Спасо-Николаевский мужской монастырь, Верхотурье. Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах Верхотурского монастыря. Расстрелян 18 июля 1918 г. на ст. Карелино. Иоакинф (Питателев), монах Верхотурского монастыря. Расстрелян 17 октября 1918 г. на ст. Карелино. Каллист (Опарин), монах Верхотурского монастыря. Расстрелян 17 октября 1918 г. на ст. Карелино. Зыков Василий Осипович (архидиакон Вениамин), 1869 г.р., диакон Верхотурского Николаевского мужского монастыря. Приговорен 22 июня 1921 г. к двум годам принудительных работ. Освобожден досрочно. Медведев Константин Петрович (архимандрит Ксенофонт) 1871 г.р., настоятель Верхотурского Николаевского мужского монастыря. Приговорен 22 июня 1921 г. к двум годам принудительных работ. Освобожден досрочно. Приговорен 22 октября 1925 г. к двум годам лагерей с последующей ссылкой на три года. Мотов Келсий Иванович (иеромонах Келсий), 1875 г.р., священник Верхотурского мужского монастыря. Приговорен 22 октября 1925 г. к одному году лагерей. Снегирев Петр Фаддеевич (иеромонах Паисий),1871 г.р., священник Верхотурского мужского монастыря. Приговорен 22 октября 1925 г. к одному году лагерей с последующей ссылкой на два года. Список священнослужителей и монашествующих Екатеринбургской епархии, канонизированных в 2000-2006 годах в лике новомучеников и исповедников российских г. Верхотурье 27 января (+1961) - исповедник Иоанн Кевролетин, иеросхимонах. 31 июля (+1918) - преподобномученик Аполлинарий Мосалитинов, иеромонах Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. 30 октября (+1918) - преподобномученики Иакинф Питателев и Каллист Опарин, монахи Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. 2 декабря (+1937) - священномученик Вениамин (Зыков), архидиакон Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. Канонизирован от Алма-Атинской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00346

Русская Императорская армия к тому времени уже не существует, солдаты разъехались делить землю после большевистских декретов. И финские националисты, беспощадно истребляя своих «красных» соотечественников, устраивают заодно резню русского населения в Выборге. Как сегодня бы сказали, устроили «этническую чистку». Но многим ли нашим соотечественникам известно об этом преступлении? После распада империи на окраинах обычно приходят к власти сепаратисты, которые опираются на местных агрессивных националистов. Вспомним, как в объявившей о независимости демократической Грузии после 1917 г. принялись наводить порядки в Северной Осетии и Абхазии. Известно и то, как относились в то время местные националисты к России. К стране, которая когда-то спасла грузинский народ от участи быть истребленным или ассимилированным турками и персами. Все с точностью повторилось в годы развала Советского Союза. Точно также банды Гамсахурдия двинулись огнем и мечом усмирять осетин и абхазов. Финским националистам в 1917 г. показались тесными границы Великого княжества Финляндского. Они постарались оторвать от раздираемой братоубийственной войной России земли, которые со времен Господина Великого Новгорода входили в состав древней Руси, а затем в состав Московского государства. Напомним, что границы Руси со Швецией и Норвегией в этих землях установил еще святой благоверный князь Александр Невский в XIII веке. И хотя во время смуты шведы смогли отобрать часть русских владений, император Петр Великий вернул эти земли. И Шлиссельбург, древний новгородский Орешек, вновь стал русским. А столица Российской империи, город святого апостола Петра, была построена на Неве, где когда-то Александр Невский громил шведов, вторгшихся в Новгородскую землю. Уже в мае 1918 года отряды финских белых напали на Восточную Карелию и Кольский полуостров. Были отбиты. 14 октября 1920 года был подписан Тартуский мирный договор: ослабленная Россия вынуждена была пойти на некоторые территориальные уступки. Но 6 ноября 1921 года финские войска вновь вторгаются в Карелию. И вновь терпят поражение. Все же финны не отказываются от мечты о Великой Финляндии. И Маннергейм в своей знаменитой «клятве меча» обещает завоевать Карелию, освободив ее от коммунистов.

http://radonezh.ru/2020/03/13/sovetsko-f...

В 1912 г. отец Давид был переведен в Тбилиси настоятелем храма во имя Святого Архистратига Михаила. В течение 12-летней плодотворной педагогической деятельности, совмещаемой с должностью настоятеля храмов, отец Давид был удостоен нескольких духовных наград, до протоиерейства включительно. Потеря супруги произвела глубокий переворот в жизни отца Давида и указала ему путь к более широкому пастырскому поприщу: в 1952 г. протоиерей Давид Иашвили принимает монашеский постриг с именем Димитрий и возводится в сан митрополита Бодбийского. На пути своего церковного служения владыка Димитрий был неизменно добросовестным исполнителем своих сначала пастырских, а затем архипастырских обязанностей, искренне заботился о людях, вверенных ему Богом. В бытность свою на приходе он построил в селе храм на доброхотные пожертвования верующих. Он был прекрасным проповедником, человеком высокой культуры. Помимо проповедей, его перу принадлежат целые тома сочинений. «Характерными чертами его души являлись чуткость, доброта, отзывчивость, исключительная простота, ласковость и обаятельность, располагавшие к нему сердца многих людей» 184 . Митрополит Димитрий похоронен в кладбищенском храме Святых апостолов Петра и Павла в Тбилиси. 8 Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе; 1861–1921) родился неподалеку от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Учился в Киевской Духовной Академии и еще в период обучения принял монашество и был рукоположен в сан иеромонаха. По окончании Академии в 1888 г. работал инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 г., когда состоялась его хиротония во епископа Горийского. В марте 1917 г. в качестве Местоблюстителя Патриарха возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса-Патриарха Кириона. В 1918 г. был избран Католикосом-Патриархом. Известен как духовный писатель и миссионер. 9 Схиархимандрит Андроник (Лукаш; 1889–1974) – глинский старец. В обитель поступил в 1906 г. Нес послушание в монастырской гостинице, на мойке белья, на кухне, в саду, на пасеке, затем – в скиту. В 1915 г. был призван в армию. Попал в плен, провел три с половиной года в Австрии. После окончания войны в 1918 г. вновь вернулся в обитель. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Андроник. После закрытия обители в 1922 г. был келейником епископа Павлина (Крошечкина), викария Курской епархии, и им в том же году был рукоположен в сан иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В 1744 г. Кексгольмская пров. вошла в состав Выборгской губ. (с 1783 одноименного наместничества, с 1896 снова губернии), в 1802 г. переименованной в Финляндскую губ., которая в 1811 г. стала Выборгской губ. Великого княжества Финляндского; при этом Кексгольмский у. был разделен на 3 уезда: Верхнекексгольмский, Среднекексгольмский и Южнокексгольмский. В сер. XIX в. на территории бывшей епархии существовали Кексгольмский, Кроноборгский, Сальмисский и Сердобольский уезды. В этот период в составе населения края стали преобладать лютеране. Во многом ради противодействия инославному влиянию 5 сент. 1859 г. было учреждено титулярное Выборгское вик-ство С.-Петербургской епархии, 24 окт. 1892 г. преобразованное в самостоятельную Финляндскую и Выборгскую епархию (в 1913 в ней образовано Сердобольское викариатство ). В 1921 г. в получившей независимость Финляндии эта епархия была реорганизована в Финляндскую автономную Православную Церковь в составе Московского (с 1923 К-польского) патриархата с 2 епархиями: Выборгской и Карельской. С присоединением Карельского перешейка и Сев. Приладожья к СССР (1940) территория бывшей епархии стала частью Ленинградской епархии ; вплоть до 1989 г. власти оставили действующим только Никольский храм в Сортавале. В 1990 г. приходы Карелии вошли в состав самостоятельной Петрозаводской и Олонецкой епархии (с 1996 Петрозаводская и Карельская ). 19 июля 1962 г. было учреждено Выборгское викариатство, 12 марта 2013 г.- самостоятельная Выборгская и Приозёрская епархия в адм. границах Всеволожского, Выборгского и Приозёрского районов Ленинградской обл., название к-рой возрождает память о К. и О. е. На территории К. и О. е. находятся старинные города Приозёрск и Сортавала (до 1918 Сердоболь, впервые упом. в 1500). Согласно летописному источнику кон. XVI - нач. XVII в., в Кореле в 879 г. умер кн. Рюрик : «Лета 6387 (879) умре Рюрик в Кореле в воине; тамо и положен бысть в городе Кореле» (РНБ. Q.IV.88. Л. 767 об.). Поскольку Корельский у. был порубежной землей и находился на средоточии важных торговых путей, по к-рым проходила торговля с Сев.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

Впервые это понятие ввел и обосновал Н.А. Бердяев в своих двух ранних работах: в статье «О новом религиозном сознании» (1905) и в книге «Новое религиозное сознание и общественность» (1907). Есть все основания для того, чтобы отождествить русский религиозный модернизм (на базе Православия) и движение НРС. Современные исследователи НРС прямо говорят об этом: «Под “русским христианским модернизмом” подразумевается вышеназванное религиозное движение НРС. Русский христианский модернизм представлял собой совокупность отличавшихся друг от друга группировок, поставивших целью заставить общество пересмотреть традиционное церковное вероисповедание в свете представлений о религии современной культуры, а также внести радикальные перемены в канонический и богослужебный уклад Русской Церкви и ее отношения с государством» . Смеем утверждать, что любые проявления модернизма в русском богословии и церковной практике во второй половине XX века и в нынешнее время если и не полностью тождественны доктрине НРС, то во многом являются ее исторической рефлексией. Нет возможности в данной статье изложить даже кратко всю идейную пестроту и историю формирования в России этого движения, такой труд был уже проделан некоторыми нашими отечественными исследователями, хотя, конечно же, этой работы всё еще далеко не достаточно (из современных монографий на эту тему можно рекомендовать: Воронцова И.В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М., 2008; Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Сарычев Я.В. Религия Дмитрия Мережковского. «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение. Липецк, 2001; Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890 – 1918 гг.). М., 2002. См. также: Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда»: Сб. статей. М., 2003. С. 5–11; Рафаил (Карелин) , архимандрит. Христианство и модернизм. М., 1999. С. 354–361). Здесь же необходимо обозначить лишь общие черты НРС как религиозно-философского течения, породившего православный модернизм, служившего пропаганде идей христианского «обновления», оказавшего огромное влияние на либеральное богословие русской эмиграции.

http://pravoslavie.ru/76976.html

Митрополит Крутицкий Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 году в селе Сторожевом Воронежской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Московскую Духовную академию. С 1896 года вся его деятельность связана с Учебным комитетом при Святейшем Синоде. Здесь близко познакомился со многими выдающимися деятелями Русской Церкви, в частности, с будущим Патриархом Тихоном. В 1918 году принял участие в Поместном Соборе Российской Православной Церкви. В 1920-м – по предложению Патриарха Тихона принял монашество и епископство, став одним из ближайших помощников Патриарха в условиях жесточайших гонений на Церковь. В 1925 году после кончины Патриарха Тихона Петр возглавил Русскую Церковь, став Патриаршим Местоблюстителем. Был им – 7 месяцев на свободе, 11 месяцев в следственном изоляторе, около 4-х лет в ссылке (сначала в Абалаке, а потом в поселке на берегу Обской губы) и 7 лет в одиночке Верхнеуральской тюрьмы особого назначения. Расстрелян 10 октября 1937 года. ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.53-80. (на заставке – PhotoXpress) Большая семья: Одна дома. Избранные странички из дневника домохозяйки . Автор – Ольга Николаева . Рисунки Алены Гудковой//Фома. – – октябрь 2008. – С.55-56. – (рубрика « Большая семья »). Ирина Левина , психолог. Научиться любить и измениться самой . Фото из архива автора//Фома. - – октябрь 2008. – С.56-57. – (рубрика « Большая семья »). Священник Игорь Фомин , клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Москва. В поисках нужной дверки. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2008. – С.57-58. – (рубрика « Большая семья »). Семейный совет: Мальчик – плохая девочка? На вопросы читателей отвечают протоиерей Лев Большаков (г. Кондопога, Карелия) и психолог Ирина Левина (Санкт-Петербург)//Фома. - – октябрь 2008. - С.59. – (рубрика « Семейный совет »). Современники: Олег Погудин : Жажда Записала Ольга Булгакова. Фото, предоставленное пресс-службой Олега Погудина, и фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2008. – С.60-65. – (рубрика « Современники »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-66-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010