Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР [фин. Aleksanteri] (Карпин; 24.09.1883, Суоярви, Выборгская губ., ныне Республика Карелия - 13.10.1969, Хельсинки, Финляндия), еп. Гельсингфорсский автономной Финляндской Православной Церкви . Род. в карел. семье; отец А.- правосл. свящ. Петр Карпин. А. закончил СПбДС и нек-рое время был студентом СПбДА. В 1911 г. рукоположен во диакона и иерея. В 1911-1935 гг. настоятель Аннинского прихода в Суоярви (Аннантехдас) (с 1911 по 1918 в составе Финляндской епархии РПЦ). С 1914 по 1935 г. исполнял обязанности благочинного. В 1935 г. стал епископом Выборгским, в 1940 г. в связи с переводом епархиального управления в Хельсинки (бывш. Гельсингфорс) - епископом Гельсингфорсским. В 1918-1925 гг. избирался делегатом на Поместный Собор, с 1930 г. член Церковного управления и Церковного Верховного суда, в 1933-1934 гг. преподаватель догматического и пастырского богословия в ДС в Сортавале. В 60-х гг. XX в. стал известен как духовный писатель и проповедник. Неоднократно печатал в журналах проповеди и статьи на богословские темы. Всю жизнь А. хранил любовь к РПЦ. С радостью воспринял офиц. посещение автономной Финляндской Православной Церкви в сент.-окт. 1945 г. митр. Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) , положившим начало восстановлению нарушенных в июле 1923 г. канонических отношений автономной Финляндской Православной Церкви с РПЦ. А. поддерживал этот достаточно сложный процесс и способствовал воссозданию мира между Церквами, наступившего в апр. 1957 г. 16 окт. 1969 г. в Успенском кафедральном соборе Хельсинки архиеп. Карельский и всей Финляндии Павел в сослужении с еп. Лапландским Иоанном совершили отпевание А. Почивший был погребен на правосл. кладбище Хельсинки. Соч.: Uskon portilla. Helsinki, 1968; Ikkuna jäisyyteen. Helsinki, 1970. Лит.: Некролог//ЖМП. 1969. 12. С. 42. Ю. Лойма Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Рантала Петри; 1980-1984), викарный еп. г. Йоэнсуу Финляндской Автономной Православной Церкви (1980-1984)

http://pravenc.ru/text/64258.html

Повенец. Собор Петра и Павла (третий). Петропавловский собор /// Объект утрачен Деревянный собор.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Петра и Павла Год постройки:1905. Год утраты:приблизительно 1945 Адрес: Карелия, Медвежьегорский район, Повенецкое городское поселение, Повенец Координаты: 62.85007, 34.823023 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Собор был расположен между улицами Петровской и соборной, Пудожской и Загородной (ныне улицы Ленина и Калинина, Парамонова и 9 мая). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Новый собор во имя апостолов Петра и Павла, построенный в 1905 г. по инициативе и под контролем настоятеля Повенецкого собора протоиерея Иоанна Алексеевича Щеглова. Богослужение проходили в нем до 1918 г. Потом были удалены колокольня, кресты, главки и купол. В традиционные годы XX в. здание использовалось в качестве дома культуры водников, а в период войны 1941-1945 гг. было полностью разрушено.   Приход В конце XVI в., до постройки первого храма, Повенец был деревней, состоял в вотчинном владении Вяжицкого монастыря и входил в состав Шунгского погоста и Новгородского уезда. Самостоятельный приход основан в XVIII в. В 1801 г. Повенец - уже город, в котором около 80 дворов и до 450 прихожан. Церкви Первый православный храм в Повенце построен в 1600 г. с благословения митрополита Новгородского. В 1761 г. храм перестроен и расширен, к середине XIX в. сильно обветшал. Новый Петропавловский собор построен в 1859-1864 гг. 3 июля 1909 г. освящён новый антиминс, и храм переименован в храм Смоленской иконы Божией Матери. В начале XX в. построен новый соборный храм. Строительство началось по благословению епископа Олонецкого Назария, занимавшего кафедру с 1897 г. по 1901 г. 4 июля 1909 г. освящён престол в честь Рождества Христова, 5 июля 1909 г. - главный престол в честь апостолов Петра и Павла. Успенская церковь на кладбище, в 1 версте от города. Михаило-Архангельская церковь в д. Гобсельга освящена 8 ноября 1911 г. Источники: ОЕВ. - 1900, неоф. часть, с. 504-508; 1909, неоф. часть, с. 433-438; 1911, неоф. часть, с. 665. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35834

Свидетельством общецерковной канонизации И. можно считать внесение его имени в нач. XX в. в «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. C. 38). Существует молитва к И. (Минея (МП). 2003. Сент. С. 630). В 1918 г. Яшезерская пуст. была закрыта. Постройки использовались в хозяйственных целях, в них располагались пенитенциарные учреждения, летние лагеря, др. учреждения. В 2000 г. архитектурный ансамбль Ионо-Яшезерского мон-ря был признан памятником культуры. В 2003 г. руинированные монастырские постройки, в т. ч. здание Преображенского собора, были переданы Церкви, обитель была возобновлена. Ист.: Исторические и юридические акты Олонецкого края//Олонецкие ГВ. 1850. 38 [отрывки из писцовых книг 1628-1629 гг.]; Описание о российских святых. С. 309; Елпидинский Я. С. Новгородские владыки//Олонецкие ЕВ. 1900. 11. Ч. неофиц. С. 411; Материалы по истории Карелии XII-XVII вв. Петрозаводск, 1941. C. 303-304. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 840; Барсов Е. В. Преподобные обонежские пустынножители//Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-69 г. Петрозаводск, 1869. Отд. 3. С. 65-66; он же. Олонецкий мон-рь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами//ЧОИДР. 1870. Кн. 4. Отд. 2. C. 95-104; Зверинский. Т. 1. С. 288. 581; Всеобщий иллюстр. путеводитель по мон-рям и св. местам Рос. Империи и [св. г.] Афону/Сост.: А. А. Павловский. Н. Новг., 1907. C. 487-488; Православные русские обители. С. 159; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 55-56; Пулькин М. В. и др. Православие в Карелии (XV - 1-я треть XX в.). М., 1999. С. 203-204; Схимник страждущей земли/Сост.: иером. Досифей (Ларионов). [Петрозаводск], 2002; Амелина Т. П. К вопросу об основании и основателях мон-рей Прионежья и Онежско-Ладожского перешейка//Православие в Карелии: Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф., посвящ. 775-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2003. С. 60-68; Пигин А. В. Новая коллекция Древлехранилища Пушкинского Дома//ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 679; Прохоров Г. М. Святые в истории Руси X-XVIII вв.//Там же. С. 96; Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. ХХ в. Петрозаводск, 2009.

http://pravenc.ru/text/578262.html

сформировалась группа тверских карел) и на Валдае. По Ништадтскому миру 1721 г., закрепившему результаты Северной войны 1700-1721 гг. между Россией и Швецией, Карельский перешеек и Сев.-Зап. Приладожье с городами Выборг и Кексгольм вновь вошли в состав России и были включены в С.-Петербургскую губ. В нач. XVIII в. в Заонежье был построен казенный Петровский завод, снабжавший рус. армию и флот пушками, ружьями и холодным оружием. В 1744 г. земли бывш. Кексгольмского лена отошли новообразованной Выборгской губ. (в 1811, после присоединения Финляндии к России, губерния передана в состав полуавтономного Великого княжества Финляндского). Округ Соловецкого монастыря после 1764 г. вошел в Архангельскую губ. В 1777 г. Петровская слобода при Петровском заводе была преобразована в г. Петрозаводск, к-рый в 1784 г. стал центром новообразованной Олонецкой губ. В 1-й пол. XVIII в. в долине Габозера стали осваиваться целебные марциальные воды. С сер. XVIII в. на территории совр. К. развивалась добыча золота и декоративного камня, использовавшегося гл. обр. при строительстве С.-Петербурга. В 1773-1774 гг., в ходе русско-тур. войны (1768-1774), в Петровской слободе был создан Александровский пушечный завод. Во 2-й пол. XVIII в. в крае возникли частные лесопильни, во 2-й пол. XIX в., когда на лесопильных заводах появились паровые двигатели, К. стала крупным поставщиком круглого леса и пиломатериалов, в т. ч. на экспорт. В 1915-1916 гг. через всю К. была проложена Мурманская железная дорога, во время первой мировой войны имевшая важное стратегическое значение для обеспечения связи с союзниками России через незамерзающие порты Мурманского берега. В нояб. 1917 - апр. 1918 г. в К. установилась советская власть. Первая советско-фин. война была объявлена правительством Финляндии 15 мая 1918 г., когда после победы белых в гражданской войне в Финляндии фин. войска выдвинулись для занятия Вост. Карелии. Война завершилась 14 окт. 1920 г. подписанием Тартуского мирного договора, зафиксировавшего ряд территориальных уступок со стороны Советской России.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

6 Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе; 1896–1972) родился в Картли в семье сельского псаломщика. В восемь лет был определен в Горийское Духовное училище. Закончив его в 1912 г., тогда же поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Обучаясь в семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 г., Григорий (таково было мирское имя будущего Патриарха) все свое свободное время посвящал посещению монастырей – Кватахебского, Шио-Мгвимского и других,– в которых читал, пел и иподиаконствовал. В 1923 г. Григорий закончил историко-филологический факультет Тбилисского университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг с именем Ефрем. В 1927 г. Католикосом-Патриархом Христофором II (Цицкишвили) он был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. Католикосом-Патриархом Калистратом возведен в сан митрополита. Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности, на восстановление храма святого Георгия на территории Бодбийского монастыря святой Нины, где находится место ее упокоения. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Светицховели, а также перенесены из музея святые мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских, в Моцаметский монастырь, где покоились они прежде. В 1960 г. владыка Ефрем был возведен на патриарший престол. В период его патриаршества в 1963 г. были открыты Пастырские курсы, в 1969 г. реорганизованные в Духовную семинарию, переизданы Новый Завет на старогрузинском языке, Полный Молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых. Помимо этого Патриарху Ефрему принадлежат: переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с Патриархом Калистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках. 7 Митрополит Бодбийский Димитрий (Иашвили; 1872 – 1961). Владыка Димитрий (в миру – Давид Иларионович Иашвили) родился в Кахетии в селении Сакобо Сигнахского района. Первоначальное образование он получил в Телавском духовном училище, которое окончил в 1888 г., и в том же году перешел в Тифлисскую Духовную семинарию. По окончании семинарии в 1896 г. он два года служил в должности учителя в школах Ведомства православного исповедания. В 1898 г. он принял сан и был назначен в родное село настоятелем храма. Одновременно с этим отец Давид продолжал преподавательскую деятельность: состоял наблюдателем церковно-приходских школ и председателем Сигнахского епархиального училищного совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В 1774 году была построена ныне существующая Успенская церковь. К её освящению были написаны иконы для иконостаса и список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы. Храм был построен на «средства и тщанием» прихожан. В 1829-1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. В 1918 году экспедиция под руководством И. Грабаря поставила Успенский храм под охрану как памятник архитектуры. Последние службы в храме прошли в 1930 году, священника о. Иоанна (Лядинского) расстреляли в 1937 году. Колокольня была разобрана в 1930 году, зимний храм — в 1960-е годы. Успенская церковь, 1774 г. Церковь, построенная на берегу губы Онежского озера, представляет шатровую церковь прионежского типа в наиболее развитом виде. Церковь хорошо сохранилась и снаружи и внутри. Необшитая, даже со следами раскраски кровель (зелёная бочка алтаря с красными подзорами и желтый шатёр), она потеряла лишь маленький бочечки-теремки, украшавшие переход от углов четверика к восьмерику. Внутри интересна трапезная с резными столбами и «опушенными» резным тёсом лавками по стенам. Под существующим иконостасом (18 — н. 19 в.) сохранились первоначальные расписные тябла. Отдельно стоящая шатровая колокольн, несколько грузная и тяжелая по пропорциям, сгорела в 1927 г. Сохранилась. Последний раз реставрировалась в 1999 г. Является филиалом городского музея, по праздникам в храме проходят богослужения . Церковь Успения Пресвятой Богородицы была выстроена на земле, некогда принадлежавшей нескольким богатым семьям - Фёдоровым, Грузовым, Вангиным и Селионтьевым. В архивных источниках 1563 года уточняется, что церковь располагается рядом с деревней Остатки Ондреева, " у погоста на середке у ручья Лутьяновская " . Тогда в территориальном делении царила неразбериха, и, как следствие этого, крестьяне разных погостов считали землю с Успенской церковью своей. По церковным документам храм числился " выставным " , то есть " филиальным " - от Никольского Шуйского погоста. Лишь в 1714 году Кондопожскую волость выделили в самостоятельную административную единицу - с четырьмя десятками крестьянских домов. Сделал это сподвижник Петра I генерал-майор Михаил Афанасьевич Матюшкин, отправленный в Карелию для составления описаний граничащих со Швецией земель.

http://sobory.ru/article/?object=00150

Гостья из Финляндии, куратор православного музея «Риза» из Куопио И.В. Пелгонен представила доклад «Валаамский монастырь в жизни православного населения Северного Приладожья в конце XIX — начале XX вв.». Она сопроводила его презентацией, основанной на не публиковавшихся ранее источниках. Старший научный сотрудник Карельского научного центра РАН в Петрозаводске кандидат исторических наук Е.Ю. Дубровская рассказала о настроениях и трансформации христианских ценностей у российских военнослужащих в Финляндии в годы Первой мировой войны. Настоятель Спасо-Преображенского храма возрождающегося Носовского мужского монастыря Уваровской епархии, аспирант Московской духовной академии иеромонах Тихон (Зубакин) коснулся в своем докладе взглядов святителя Феофана Затворника на монархию и монархов, напомнив о важности понимания природы государственной власти. Доклад проректора по учебной работе Калужской духовной семинарии, настоятеля храма бессребреников Космы и Дамиана в Калуге кандидата богословия протоиерея Сергия Третьякова был посвящен одному из малоизвестных валаамских иноков — рясофорному монаху Василию (Печенкину; 1881-1912), день памяти которого приходился на 29 мая. Отец Сергий представил новые архивные материалы и в перерыве отслужил панихиду на могиле монаха Василия, которая находится на Игуменском кладбище монастыря. Директор Национального архива Республики Карелия А.Н. Морозов, ранее посещавший чтения в качестве министра образования Республики Карелия, рассказал об особенностях сохранения архивов Русской Православной Церкви в Карелии в 1918-1930-е гг. В то сложное время некоторые архивисты шли на должностное преступление и прятали редкие документы в грудах малозначащих бумаг, чем спасли от уничтожения часть секретных материалов, совершив своеобразный профессиональный подвиг, рассказал А.Н. Морозов. Сотрудник отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, пресс-секретарь Валаамских чтений кандидат исторических наук Т.И. Шевченко в своем выступлении представила особенности биографии и пастырского служения одного из самых таинственных и загадочных, на ее взгляд, валаамских старцев — иеросхимонаха Ефрема (Хробостова), 150 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году. Старец был духовником валаамской братии, а также великих князей и многочисленных эмигрантов.

http://pravoslavie.ru/139655.html

Из нее вышли митрополиты Петроградский Вениамин (Казанский, сщмч.), Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), временно управлявшие Олонецкой епархией в 1918-1919 гг. митр. Вениамин и в 1944-1945 и 1949-1955 гг. митр. Григорий, с 1928 г. епископ Олонецкий, а затем архиеп. Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин), с честью и достоинством пронесшие свое пастырское служение. Семинария дала целый ряд тружеников-педагогов, от самых скромных работников сельской школы Русской Карелии до имевших высокое звание профессоров, например, профессор Духовной СПб Академии И.Е. Троицкий, пред которым преклонялись даже такие светила церковной науки, как В.В. Болотов. Преосв. архиепископ Олонецкий Игнатий усиленно заботился об открытии сельских училищ для начального образования, в том числе и в целях борьбы с распространявшимся расколом, и к 1842 году крестьянских начальных школ епархиального ведомства было 169 (по сравнению с 20 в 1806 г.) обучавших 1225 чел. Владыка всеми мерами стремился к нравственному улучшению и материальному обеспечению своего духовенства, несведущих пастырей вызывал к себе для «доучения». Архиепископ настоял на отводе каждому причту узаконенного количества земли и впервые выхлопотал жалованье духовенству своей епархии; увеличил число приходов; сумел расположить людей к пожертвованиям на церкви и к постройке новых церквей: при нем выстроено в епархии более 40 новых церквей и почти все прежние перестроены и приведены в благолепный вид. С миссионерской целью Преосвященный заботился о распространении в епархии противораскольнической литературы. Неоднократно сам совершал поездки в раскольничьи скиты, посещал часовни, вступал в беседы, и целые скиты делались православными или единоверческими. В Заонежье не было ни одного прихода, которого не посетил бы владыка, и ни одной церкви, где он не сказал бы слово назидания. Множество поучений было произнесено им не только в храмах, но и часовнях. 21 апреля 1835 г. он был пожалован саном архиепископа. 23 декабря 1842 г., в день отъезда владыки на новую кафедру, двери его дома не закрывались с раннего утра, кафедральный собор, близлежащие улицы и двор архиерейского дома были заполнены жителями Петрозаводска и окрестных селений с самого утра.

http://bogoslov.ru/article/571154

На единственном допросе П. категорически отрицал обвинения в контрреволюционной деятельности и в связях с Ватиканом ( Балашова Е. Г. К вопросу о существовании «католической группы» Высоко-Петровского монастыря: (По мат-лам следственного дела 1935 г.)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2017. Вып. 79. С. 71). 26 апр. 1935 г. приговорен особым совещанием при Коллегии НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Отправлен в Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ. На Соловках П. был зав. читальным залом лагерной б-ки. По воспоминаниям др. заключенных, на Пасху 1936 г. организовал в помещении б-ки архиерейское служение на заутрене с участием епископов сщмч. Аркадия (Остальского) и Льва (Черепанова). В нояб. 1936 г. лагерное отд-ние на Соловецких островах было реорганизовано в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН); заключенные были переведены на строгое тюремное положение. 16 авг. 1937 г. нарком внутренних дел Н. И. Ежов подписал директиву о проведении операции по «репрессированию наиболее активных контрреволюционных элементов» из числа содержавшихся в СТОН. Чтобы формально обосновать вынесение смертного приговора, тюремным начальством была составлена справка на П., согласно к-рой он «в лагере вращается с бывшими служителями культа, среди которых ведет контрреволюционную деятельность, революционную законность считает общим врагом христианства и себя невинно осужденным». В кон. окт. 1937 г. вместе с первой большой группой заключенных, в числе к-рых были еп. Алексий (Буй), еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский), еп. Никифор (Ефимов), свящ. Анатолий Жураковский - всего 1111 чел. (т. н. 1-й Соловецкий этап), П. был вывезен в Карелию и затем расстрелян в лесном урочище Сандормох по приговору Особой тройки при УНКВД по Ленинградской обл. от 9 окт. 1937 г. Похоронен в одной из общих безвестных могил. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 399; Акты свт. Тихона. С. 292, 293, 296, 297, 738-742, 772, 886; Резникова И. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С.175; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Сев. крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 407; Якунин В. Н. История Самарской епархии. Тольятти, 2011. С. 206-207; Никона (Осипенко), мон. Архиеп. Самарский Пётр (Руднев) - постриженик и последователь священномученика Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского//История страны в судьбах узников Соловецких лагерей: Сб. ст. и докл. науч.-практ. конф. Соловецкий, 2018. Вып. 3. Д. Н. Н. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2580320.html

Соч.: Нравственное воззрение прп. Симеона Нового Богослова//ПС. 1907. Янв. С. 19; Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 78, 119; Информ. центр МВД Карелии. Картотека учетных карточек; Архив УФСБ РФ по Владимирской обл. Д. П-4744; Архив УФСБ РФ по Респ. Коми. Д. КП-7446. Лит.: Отчет о сост. КазДА за 1905-1906 уч. г.//ПС. 1907. 1. Прил. С. 19; Протоколы заседания Совета КазДА за 1912 г.//ПС. 1914. 7/8. Прил. С. 43-44; Именной список ректорам и инспекторам ДА и ДС и начальникам загранич. дух. миссий на 1917 г. Пг., 1917. С. 91; Польский. Ч. 1. С. 146; Ч. 2. С. 127; Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. П., 1977. С. 356, 536, 545; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 324-325; Русские правосл. иерархи: Исповедники и мученики: Фотоальбом. П., 1986. С. 19; Красный террор в годы Гражданской войны. Л., 1992. С. 395; Иоанн (Снычев). Церковные расколы. С. 136; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 39, 132; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 311-313; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 144; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 18, 115, 274-275; Прокофьева Н. М. Жизнеописания новомучеников, в земле Коми просиявших. Сыктывкар, 2002. Ч. 1. С. 16-19; Воробьева А. Г. «Высшее изящество веры»: Жизнеописание сщмч. Германа, еп. Вязниковского//Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Германа, еп. Вязниковского. М., 2004. С. 7-76. М . В . Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/164721.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010