Ирина Яновна фон Шлиппе недолюбливает новоприбывших русских не меньше, чем британцы. Те только скромно вздыхают: «Старые русские были образованные, культурные, языки знали. А эти...» Фон Шлиппе—русская, а потому возмущается куда более эмоционально: «Теперь вообще запретили подавать записки за неправославных. Это в нашем-то храме, где столько смешанных семей, где все—обращенные из других конфессий. Это что же, за детей нельзя помолиться, за родителей, за супругов?! Ну и что, что у нас поминают на каждой службе английскую королеву? Я вот в Марокко выросла, так у нас там в православном храме за их мусульманского короля молились, и ничего». Фон Шлиппе—яркий представитель «образованных и культурных»—восседает в кресле у окна просторного дома, за окном—большой для Лондона сад, пожалуй что не по-лондонски запущенный. В ее доме останавливались все русские епископы, навещавшие Лондон—«такое у меня от Антония было послушание». «Все, кроме [председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского] Кирилла»,—оговаривается она. И еще съехал Филарет Денисенко, нынешний самопровозглашенный патриарх Украины. Он уж больно горячо защищал советское вторжение в Афганистан, поругались. Через епископов Ирина фон Шлиппе переправила в Советский Союз «тонны религиозной литературы». И еще не один десяток лет занимается благотворительностью, которая нынче в России под подозрением. Опекает бомжей в Карелии, женскую консультацию в Питере и издает книжки для детдомовцев с несколько устаревшими советами: «Юноша должен прийти на свидание опрятно одетым на пять минут раньше назначенного времени. Девушка может опоздать, но не больше чем на 10 минут». «Митрополит Антоний не разрывал с Русской Церковью, потому что верил в ее освобождение,—говорит она.—Но под конец жизни у него появились сомнения. Потому что он увидел, что Церковь [формально] освободилась от государства, но в ней не происходит внутреннего освобождения, нет возвращения к решениям собора 1917–1918 годов». Ирина Яновна гордится тем, что Сурожская епархия при Антонии жила по уставу, написанному по решениям того собора. «Самое невыносимое для Москвы то, что мы избираем себе епископа!» Все московские патриархи один за другим благословляли епархию жить по своему уставу, но ни один из них этого устава так и не утвердил.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Поэтому представление о спасении души в православии лишено юридизма, присущего католичеству и протестантизму. Юридический подход к спасению в западных церквях, по мысли архимандрита Сергия, взят «из римских и феодальных нравов». Между тем «правовые отношения между Богом и человеком невозможны, поскольку Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8), и Он ищет не возмездия, но именно спасения. Утверждая это, владыка Сергий противостоял богословской линии, насаждаемой в России с XVII–XVIII веков под влиянием КиевоМогилянской академии. Указом Священного Синода от 24 января 1901 года архимандрит Сергий был наречен во епископа Ямбургского, а в 1905-м он становится архиепископом Финляндским и Выборгским. На этом посту Сергий (Страгородский) уверенно противостоит финнизации и протестантской пропаганде в Карелии, эти усилия вызвали в России живой общественный отклик. В феврале 1917 года архиепископ Финляндский Сергий оказывается единственным архиереем, оставшимся от дореволюционного состава Священного Синода. А уже несколько месяцев спустя он стремится наладить отношения между Синодом и советским правительством, призывая к непротивлению новой власти. Поначалу архиепископ Сергий взял ориентацию на обновленцев, но впоследствии изменил свою позицию. Как известно, партнерами обновленцев были одновременно ГПУ и Константинопольский Патриархат, державший линию на модернизацию и вестернизацию православия. 27 июня 1923 года из заключения, в котором он ранее находился, был освобожден Патриарх Тихон (Белавин). Это было воспринято как попытка примирения советской власти с исторической Церковью. Сам Тихон со своей стороны отказался от анафемы, провозглашенной им в 1918-м, и подчеркнул в своем знаменитом послании: «Я советской власти больше не враг». Сергий Страгородский в полной мере стремится поддержать начавшийся диалог. В рамках этих устремлений 29 июля 1927 года появилась знаменитая Декларация митрополита Сергия (Послание заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода) «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти». Митрополит Сергий заявляет: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой наши радости и успехи, а неудачи наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз сознается нами как удар, направленный в нас».

http://sinfo-mp.ru/velikaya-missiya-patr...

Содержание книги значительно расширено по сравнению с другими изданиями. Вошедшее в первую часть биографическое повествование составлено на основе писем старца. В настоящий сборник включены практически все его письма, хранящиеся в Валаамском монастыре в Финляндии. При их публикации сохранен стиль автора, сделаны минимальные сокращения. Над письмами помещены рисунки, сделанные рукой старца. Редакторская правка, пояснения составителей, а также сокращения заключены в квадратные скобки. Виталий Дегтерёв Из истории Валаама Валаамский архипелаг, расположенный в северо-западной части Ладожского озера, насчитывает около пятидесяти мелких островов общей площадью 36 квадратных километров. Площадь самого большого острова Валаам – 30 квадратных километров. Расстояние до материка – 22 километра, до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) – 42 километра, до Санкт-Петербурга – более 220 километров. С 1812 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. После революции Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндия. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям. С ноября 1918 года монастырь находился в ведении Финляндской Православной Церкви, ставшей в 1921 году автономной и через два года под давлением правительства перешедшей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Во время финской войны монастырь подвергся жесточайшим бомбардировкам с советской стороны. Казалось, обитель должна была быть стерта с лица земли. Но, милостью Божией, бомба, упавшая в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора, не взорвалась. Уцелела и редчайшая библиотека под тридцать тысяч томов. 5 февраля 1940 года по приказу финского командования насельники обители во главе с игуменом Харитоном были эвакуированы вглубь Финляндии. Это, как оказалось, была лишь репетиция исхода монахов, когда, с подписанием мирного договора, Карелия (вместе с Валаамом) отошла к СССР, и, опасаясь гонений, братия вынуждены были покинуть родную обитель. Двести пять человек: монахи, послушники, трудники монастыря – перешли с Валаама на территорию Финляндии. Подходящим местом для размещения общины посчитали расположенное в сельской местности Хейнявеси небольшое поместье Папинниеми (теперь оно называется Новым Валаамом – Uusi Valano по-фински). Первоначально монастырь состоял из выходцев с ладожского Валаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

В 1895 году архимандрит Сергий защищает свою знаменитую магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». Диссертация вызвала восторженные отзывы коллег и внесла существенный вклад в православную сотериологию (учение о спасении души). Последняя тесно связана с понятием обожения (теозиса), согласно известному принципу: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом не по природе, но по благодати» (святитель Ириней Лионский). Поэтому представление о спасении души в Православии лишено юридизма, присущего католичеству и протестантизму. Юридический подход к спасению в западных церквях, по мысли архимандрита Сергия, взят «из римских и феодальных нравов». Между тем «правовые отношения между Богом и человеком невозможны, поскольку Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8), и Он ищет не возмездия, но именно спасения. Утверждая это, владыка Сергий противостоял богословской линии, насаждаемой в России с XVII-XVIII веков под влиянием КиевоМогилянской академии. Указом Священного Синода от 24 января 1901 года архимандрит Сергий был наречен во епископа Ямбургского, а в 1905-м он становится архиепископом Финляндским и Выборгским. На этом посту Сергий (Страгородский) уверенно противостоит финнизации и протестантской пропаганде в Карелии, эти усилия вызвали в России живой общественный отклик. В феврале 1917 года архиепископ Финляндский Сергий оказывается единственным архиереем, оставшимся от дореволюционного состава Священного Синода. А уже несколько месяцев спустя он стремится наладить отношения между Синодом и советским правительством, призывая к непротивлению новой власти. Поначалу архиепископ Сергий взял ориентацию на обновленцев, но впоследствии изменил свою позицию. Как известно, партнерами обновленцев были одновременно ГПУ и Константинопольский Патриархат , державший линию на модернизацию и вестернизацию Православия. 27 июня 1923 года из заключения, в котором он ранее находился, был освобожден Патриарх Тихон (Белавин) . Это было воспринято как попытка примирения советской власти с исторической Церковью. Сам Тихон со своей стороны отказался от анафемы, провозглашенной им в 1918-м, и подчеркнул в своем знаменитом послании: «Я советской власти больше не враг».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6058551...

В 1920 г. отец Александр Карпин назначается настоятелем новообразованного Аннантехдасского прихода (м. Каратсалми, Суоярвский район, Республика Карелия), выделенного из Суоярвского прихода. Данные места, известные до 1907 г. своими чугуноплавильными и железоделательными заводами, в 1920-е - 1930-е гг. переживали эпоху наивысшего расцвета: они были крупным центром деревообработки, так называемым «Финским Клондайком» . Росту материального благосостояния приходов Суоярви и Аннантехдас также способствовало строительство в 1918-1923 гг. железной дороги на Суоярви и Лоймолу. Приход был достаточно большой для Финляндии, так, в 1935 году в нем числилось 4 383 прихожанина . Само здание Петропавловского храма был построено в 1889 г., это было небольшое деревянное строение площадью 132 кв. м. Кроме того к приходу было приписано 9 часовен: Хаутаваара (Hautavaara), Кайпа (Kaipa), Салонкюля (Salonkylä), Кукониеми (Kukonnieme), Каратсалми (Karatsalme), Котаярви (Kotajärve), Хантсаканиеми (Hantsakannieme) и две в Хюрсюля (Hyrsylä). В материальном отношении новообразованный приход сильно зависел от Суоярвского прихода, независимое экономическое положение он приобрел лишь в 1926 г. Дом для духовенства (papilla) был построен в 1930 г., а звонница - в 1934 г. Неизвестно, где постоянно проживал о. Александр с семьей, но во всяком случае ему принадлежал сохранившийся и сейчас дом под 68 в Тюрисевя (фин. Tyrisevä, сейчас Ушково, Курортный район г. Санкт-Петербурга) . Священник Александр Карпин пользовался очень большим авторитетом как среди прихожан, так и среди священнослужителей. В Аннантехдасском приходе в первой половине 20-х гг. XX в. в связи с переходом на новый стиль среди прихожан возникли нестроения, которые были прекращены исключительно благодаря опытности и мудрости настоятеля. О его авторитете среди священноначалия свидетельствует несение им в разные годы ответственных административных послушаний: с 1914 по 1935 гг. он исполнял обязанности благочинного IV благочиннического округа, объединявшего карельские приходы на востоке Финляндии, с 1935 по 1940 гг. - вице-председателя Церковного Управления карел .

http://pravoslavie.ru/77869.html

Карелию сохранили, потому что в СССР отказались от стремления вернуть Финляндию, а таковая идея, разумеется, присутствовала в сталинском решении создать Карело-Финскую ССР в 1940 году. В принципе, никаких принципиальных проблем не было – мировая революция, о которой грезил Ленин и от которой не до конца отказался Сталин, позволяла создать еще одну союзную республику – Финскую, наподобие тех, что возникли в Прибалтике. Союз был не совсем Российской империей в новом виде, это был прообраз нового мирового, или по крайней мере, континентального единства – Земшарной республики Советов. " Течением мысли " , направленным в эту сторону, и управлял Ленин, как о том написал русский поэт. Можно, конечно, сказать, что без большевиков и Ленина Союз просто бы не возник, то есть Российская империя не восстановилась бы почти что в старых территориальных границах – без Финляндии и Польши, но с прихватом Галичины, Западной Буковины, а после Великой Отечественной – еще и части Восточной Пруссии. Это правда, но все-таки лишь часть правды. Вся правда состоит в том, что большевизм, и этого нельзя вычеркнуть из его истории, пришел к власти на гребне национального развала и военного предательства, как то политическое течение, которое откровенно подстрекало к дезертирству на фронтах, содействовало развалу армии, лидеры которого выступили за перерастание империалистической войны в гражданскую. Кстати, они честно реализовало свой программный лозунг. Нельзя сказать, что именно большевики привели к распаду России, Россия стала распадаться сразу после Февральской революции, однако, большевики ради сохранения своей власти были готовы пожертвовать территорией страны, пойдя на сделку вначале с немцами в марте 1918 года (Брестский мир), потом после их поражения со странами Антанты в марте 1919 года (так наз. Принкипский проект). О Принкипском проекте нам недавно подробно рассказал Александр Эткинд в своей увлекательной биографии посла Уильяма Буллита. Буллит в 1919 году был направлен союзными державами к Ленину с целью уговорить его на участие в мирной конференции на Принцевых островах. Там, согласно Принкипскому проекту, должна была закончиться только что начавшаяся в России гражданская война, закончиться она должна была общим признанием всех существующих на тот момент на территории бывшей империи правительств – и Центральной Рады, и закавказских республик, и того правительства, что сидело в Омске, и того, что заседало в Новочеркасске, и само собой того, что обосновалось в Кремле. Речь шла о территориальном распаде страны и его одобрении всеми враждующими в России сторонами. Большевики охотно согласились на предложение Буллита, похоронили Принкипский проект именно белые, отказавшиеся торговать исторической территорией России. Это стоит помнить всем, кто постоянно упрекает белое движение в зависимости от стран Антанты. Конечно, белые надеялись на помощь западных стран, но они отнюдь не были их марионетками, и надо признать, именно они в 1919 году спасли целостность России.

http://religare.ru/2_108278_1_21.html

Финский президент Ристо Рюти хотел уничтожить Ленинград, о чём доверительно сообщал Гитлеру в 1938 году: " Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать " . В конце 1930-х Финляндия заимствовала у нацистской Германии идеологические принципы построения радикального государства, скрещивая их с лозунгами финского национализма. После гражданской войны 1918 г. в Финляндии запретили коммунистическую идеологию, а коммунистов сажали в тюрьмы и убивали. Подавлением инакомыслия занимались боевики шюцкора – парамилитарных формирований, участвовавших в предыдущих войнах с Советской Россией. Рюти говорил о жизненном пространстве Финляндии по аналогии с гитлеровским Lebensraum. Появились финские фашистские организации – Лапуаское движение (от названия дер. Лапуа, где оно было учреждено), женское движение " Лотта Свярд " , детско-молодёжная организация Sinimustat ( " сине-чёрные " – цвета итальянского фашизма и испанского фалангизма). Сине-чёрных возглавлял лютеранский пастор и фанатик Великой Финляндии Элиас Симойоки, участник вторжения в Карелию. Сине-чёрные приветствовали друг друга гитлеровским приветствием, сотрудничали с гитлерюгендом, изучали опусы Муссолини, призывали к походу на Москву и Ленинград. Симойоки погиб на Зимней войне и считается в Финляндии воплощением лютеранского благочестия и финского патриотизма! " Лотта Свярд " сочувствовала германскому национал-социализму, выступала за оказание помощи режиму Франко в Испании, помогала финской армии в Зимней войне. С конца 1930-х финские спецслужбы установили контакт с запрещённой в России Организацией украинских националистов (ОУН) и украинскими эмигрантами из числа сторонников Украинской Народной Республики (УНР). Уполномоченным ОУН в Хельсинки был Богдан Кентржинский, в его задачу входила организационная помощь в формировании этнических украинских подразделений. Вербовали в основном военнослужащих 44-й Киевской краснознамённой стрелковой дивизии им. Щорса, попавших в плен в знаменитом бою у Суомуссальми. Предателей обряжали в финскую военную форму и шапки-мазепинки.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/07/velika...

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. собирание исторических источников производилось Археографическими комиссиями (Петербургской, Киевской, Виленской, Кавказской), Историко-филологическим об-вом при Харьковском ун-те, др. научными учреждениями и частными лицами (часто одновременно с фольклорными и этнографическими исследованиями). В нач. XX в. большими успехами в деле собрания рукописной и старопечатной книги среди старообрядцев (см. Старообрядчество ) отмечены А. э. Б-ки АН, осуществлявшиеся под рук. В. И. Срезневского в 1901-1904 гг. в Архангельскую, Вологодскую, Олонецкую и Пермскую губернии. В 1917-1918 гг. Археографическая комиссия организовала поездку Б. Д. Грекова для изучения архива Соловецкого мон-ря . В 1937-1940 гг. А. э. Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) и ЛГУ выявили рукописи в Карелии, городах и селениях Коми АССР, в Архангельске, Кирове, Вел. Устюге, Сольвычегодске. С кон. 40-х гг. XX в. А. э. из Пушкинского Дома и ЛГУ во главе с В. И. Малышевым приняли регулярный характер, привезенные из экспедиций рукописи составили основу Древлехранилища Пушкинского Дома . В нач. 50-х гг. стали постоянными А. э. Б-ки АН. В эти же годы сотрудники ОР ГБЛ начали осуществлять археографические поездки для инспекции провинциальных б-к и музеев с целью выявления и передачи в Москву не используемых на местах рукописных материалов, со 2-й пол. 50-х гг. эти поездки превратились в регулярные А. э. в старообрядческие районы Ср. России и Поволжья. Отдельные поездки для выявления и сбора рукописей осуществляли в кон. 50-х гг. сотрудники Археографической комиссии АН. С 60-х гг. поездки за древними рукописями стали постоянно проводить новые археографические центры в Москве, Новосибирске, Свердловске (совр. Екатеринбург), Ярославле, Н. Новгороде, Сыктывкаре и др. Сложилось понятие полевой археографии как комплексной дисциплины, изучающей не только книжность (запасы к-рой к 80-м гг. XX в. сильно оскудели), гл. обр. старообрядческую, но и региональную традиц. народную культуру в целом. Всего в 30-90-х гг. XX в. экспедициями было собрано свыше 20 тыс. рукописных книг XIV - нач. XX в. и неск. тыс. экз. печатных изданий кон. XV-XIX в. Сведения о результатах А. э. публикуются в «Археографическом ежегоднике».

http://pravenc.ru/text/76464.html

Арх.: НАРК. Ф. 231. Оп. 1. Д. 36. Л. 138-143; Архив МВД по Респ. Карелия. Ф. 1. Оп. 18. Д. 66. Л. 123; Архив УФСБ РФ по Респ. Карелия. КП 6058. Лит.: Малыхина А. Г. Поименно назвать...//Эском-Вера: Газ. Сыктывкар, 1997. Вып. 18. 282/283. С. 3; Покаяние: Коми респ. мартиролог жертв массовых полит. репрессий. Сыктывкар, 1998. Т. 1. С. 484, 921; Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 г./Сост.: Л. Торопова. Сыктывкар, 2002. С. 72; Репрессированное правосл. духовенство Коми края: Биогр. справ./Сост.: М. Б. Рогачёв. Сыктывкар, 2005. С. 51-52; Ефимовский Д., свящ. Сщмч. Павел Малиновский//Благовестник. 2013. 2. С. 54. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2581849.html

Из старейших икон XVIII века сохранилась лишь одна. Это икона Покрова Пресвятой Богородицы в ризе, она находится на правой стороне от алтаря. Храмовая утварь датирована XIX веком, большая часть её подарена приходу. В 1870 году в храме был проведён ремонт и установлен новый иконостас, приобретённый в Петербурге. Иконы написаны академиком Никанором Тютрюмовым. Малые иконостасы подарены приходу в 1903 году Петербургским подворьем Киево-Печерской лавры. В 1864 году приход получил в подарок от местных русских купцов паникадило. Хоругви и два больших подсвечника перенесены в Покровский храм в 1918 году из Лаппеенрантского Никольского полкового храма. Последний ремонт в Покровском храме был проведён в 1985 году к празднованию 200-летия. Рядом с храмом располагается причтовый дом, построенный в 1890-е годы. Канцелярия прихода расположена в казарменном строении, построенном в 1910-е годы. Покровский храм является главным храмом Лаппеенрантского православного прихода и самым старейшим из сохранившихся православных храмов в Финляндии. Из российских монархов посетивших храм были Александр I (в 1803 году) и Александр III с семьей (в 1885 и 1891 годах). Православный приход Лаппеэнранты [ править править код ] Лаппеэнрантский православный приход насчитывает около 2000 членов и относится к Хельсинкской Епархии Финляндской православной церкви. Приход объединяет восемь муниципалитетов провинции Южная Карелия: Лаппеэнранта, Иматра (Никольский храм, Вуоксеннискантие 3), Леми, Париккала (Часовня Иоанна Предтечи), Раутъярви, Руоколахти, Савитайпале и Тайпалсаари. Канцелярия прихода расположена в городе Лаппеэнранта. Часть прихожан составляют потомки русских эмигрантов, переселившихся в XIX в., во время революции 1917 года и в конце XX — начале XXI века, а также карельские переселенцы, вынужденные переехать в Финляндию из Карелии, и финны. Святыни [ править править код ] Главными духовными сокровищами церкви являются частица мощей преподобного Арсения Коневецкого и покров, подаренный святым праведным Иоанном Кронштадтским . Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Покров...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010