В Санкт-Петербурге и Ленобласти почтили память о. Павла Флоренского и 508 узников Соловецких лагерей, растрелянных 70 лет назад Санкт-Петербург, 10 декабря 2007 г. В день 70-летия массового расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецких лагерей, 8 декабря, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области прошли мемориальные мероприятия. Это убийство Соловецких узников – одна из кровавых страниц большого Соловецкого расстрела 1937-начала 1938 годов. В августе 2007 года исполнилось 70 лет с начала репрессий, уничтоживших десятки тысяч людей, среди которых представители национальных элит, проживающих на территории СССР. Особое место среди расстрелянных в 1937-1938 годах  – многотысячная группа православных священнослужителей. 8 декабря исполнилось 70 лет со дня расстрела под Ленинградом выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского, собщает Благовест-инфо. Особая тройка УНКВД Ленинградской области (начальник УНКВД ЛО Л. Заковский, его заместитель В. Гарин и прокурор Ленинграда Б. Позерн) во исполнение приказа стремилась не только выполнить, но и перевыполнить разнарядку, установленную для Соловецких лагерей. Было предписано осудить по «первой категории» (т.е. расстрелять) 1200 человек до конца 1937 года. Были приговорены к расстрелу и расстреляны 1825 человек, т.е. на 52% больше. Основанием для вынесения приговора служила справка начальника Соловецкой тюрьмы И.А. Апетера. Расстрел был осуществлен в три этапа. Из-за того, что на Соловках уничтожить такое количество людей было невозможно, приговоренные были отправлены на Большую землю. 1111 человек, доставленные с Соловков в город Кемь (Карелия), были расстреляны с 27октября по 4 ноября 1937 года в урочище Сандормох в районе г. Медвежьегорска. Группу из 509 человек привезли  в Ленинград и там расстреляли. Документы о расстреле подписаны 8 декабря 1937 года комендантом УНКВД Ленинградской области А. Поликарповым. По расследованиям, проведенным НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), местом расстрела этого этапа является урочище Койранкангас, известное как Ржевский артиллерийский полигон в Ленинградской области в районе поселка Токсово. Этот полигон использовался как место расстрела с 1918 года. В 1930-е годы на нем было расстреляно не менее 30 000 человек. Из-за закрытости фондов до сих пор окончательное количество погибших не установлено.

http://pravoslavie.ru/25156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Н. Дурново. Фотография. Нач. XX в. Дурново Николай Николаевич (23.10.1876, дер. Парфёнки (Парфёнково) Рузского у. Московской губ.- 27.10.1937, близ пос. Медвежья Гора (ныне г. Медвежьегорск), Карелия), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог. Род. в семье церковного публициста и издателя Н. Н. Дурново-старшего. В 1895 г. окончил 6-ю московскую гимназию с серебряной медалью и поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та, учился у Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова . В 1899 г., по окончании курса с дипломом 1-й степени, Д. был оставлен на кафедре рус. словесности для подготовки к магистерскому экзамену. В 1904 г. стал приват-доцентом Московского ун-та, в 1910 г. перешел в Харьковский ун-т. В 1918-1921 гг. являлся профессором Саратовского ун-та, в 1922-1924 гг.- Московского ун-та, в 1924 г. избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1924-1928 гг. работал в Чехословакии, изучал закарпатские говоры и в качестве профессора-гостя в ун-те им. Масарика в Брно читал курс лекций по истории рус. языка. После возвращения в СССР в 1928-1930 гг. работал в Минске, в 1928 г. был избран действительным членом новоучрежденной Белорусской АН. В связи с развязанной против Д. идеологической кампанией, приведшей к его исключению из АН Белоруссии, уехал в Москву, где не смог получить постоянную работу. Арестован в 1933 г. по сфабрикованному обвинению в создании контрреволюционной орг-ции «Российская национальная партия» («дело славистов»). В 1934 г. осужден на 10 лет, сослан на Соловки, в 1937 г. был повторно осужден и расстрелян. В первые годы после окончания ун-та главные исследовательские интересы Д. были сосредоточены на изучении древнерус. лит-ры и фольклора. В 1900-х гг. Д. издал ряд древнерус. памятников: «К истории сказаний о животных в старинной русской литературе» (Древности: Тр. Слав. комиссии МАО. М., 1902. Т. 3. С. 45-118), ««Приветство брачное» Сильвестра Медведева» (ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 2. С. 303-350), «Повесть о старце, просившем руки царской дочери» (Новый сб. статей по славяноведению: Сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 344-357), «Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе» (Древности: Тр. Слав. комиссии МАО. 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 54-152, 319-326) и др. Соч. «Материалы и исследования по старинной литературе. Вып. 1: К истории Повести об Акире» (М., 1915) в 1916 г. было защищено Д. как магистерская диссертация.

http://pravenc.ru/text/180600.html

Медвежьегорск Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Медвежьегорск – один из промышленных центров Карелии, расположен на северо-западной оконечности Большой губы Повенецкого залива Онежского озера, в устьях рек Кумсы и Вички. С трех сторон его окружают живописные скалы и песчано-гравийные холмы, покрытые хвойными лесами. Раньше на месте города Медвежьегорска шумел густой лес, бродили медведи, были болота. До 1710 года здесь действовал Вичковский завод, построенный при Петре 1 в 1703 году во время Северной войны со шведами. Затем завод на короткое время был возрожден купцом Ольхиными при Екатерине II в 1766-1769 годах. Началом истории города Медвежьегорска можно считать строительство на реке Кумсе в 1792-1794 годах водо-действующего лесопильного завода предпринимателей Андреева, Гагаринова и братьев Захарьевых из заонежского села Толвуя. В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Возникла необходимость в железной дороге к незамерзающему Баренцеву морю. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран – Англии и Франции. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В 1916 году по проекту Р. М. Габбе было построено деревянное здание вокзала станции Медвежья Гора, которое сохранилось до сих пор. Было построено несколько домов для рабочих и служащих железной дороги, а так же помещения для военных железнодорожных батальонов. С окончанием гражданской войны 1918-1920 годов ставится задача более интенсивного использования богатств Карелии. С этой целью в 1923 году создается транспортно-промышленно-колонизационный комбинат Мурманской железной дороги. В становлении города Медвежьегорска свою роль сыграло и строительство Беломорско - Балтийского канала. В 1930 году советское правительство принято решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтиского ИТЛ (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней. С началом работ по сооружению канала поселок превратился в большой пересыльный пункт для заключенных.

http://azbyka.ru/palomnik/Медвежьегорск

Прмч. Иакинф (Питателев). Икона. Нач. XXI в. (Верхотурский мон-рь свт. Николая Чудотворца) (Питателев Илья Иванович; 1882, пос. Усть-Актайский Верхотурского у. Пермской губ.- 30.10.1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Род. в семье крестьянина, предки которого были первыми поселенцами и строителями г. Верхотурье. С детства у него было слабое здоровье. Недалеко от поселка, где жил И. Питателев, находилось место отшельнического подвига схим. прп. Илии (Чеботарёва) . Под влиянием преподобного 12 окт. 1912 г. Питателев поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . 25 июня 1917 г. принял постриг с именем Иакинф. Направлен на послушание в Малоактайский скит, где был поваром, чтецом и псаломщиком. После 1917 г. монастырь был занят и разграблен красноармейцами. В окт. 1918 г. в Верхотурье вошли военные части адмирала А. В. Колчака . Красные войска ушли по р. Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита. И. и прмч. Каллист (Опарин) остались на послушании, когда иеросхим. исп. Иоанн (Кевролетин) и мон. Аарон, взяв антиминс и запасные Дары, уехали в Верхотурский монастырь. 25 окт. 1918 г. пришли красноармейцы и произвели обыск в обители, И. и прмч. Каллист были арестованы и по Богословской железной дороге доставлены на ст. Карелино. По свидетельству очевидцев, монахов обвиняли в контрреволюционной деятельности, предлагали в обмен на свободу публично, перед пассажирами, отречься от Христа. Преподобномученики отказались и были расстреляны близ ст. Карелино. Убитых иноков красноармейцы отвезли к находившемуся недалеко болоту и забросали землей. Тела мучеников были найдены после отступления красных войск. 23 нояб. 1918 г. их перевезли в монастырь. 25 нояб. архим. Ксенофонт (Медведев) возглавил торжественное отпевание мучеников, которые были похоронены на братском кладбище рядом с ц. во имя св. Неофита. В 30-х гг. храм и кладбище были уничтожены. В 1990 г. во время раскопок останки преподобномучеников найти не удалось. Определением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

http://pravenc.ru/text/200135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович, 1873, Крюковская вол., Грайвороновский у. Курской губ. – 18.07.1918, ст. Карелино, Пермская губ.), прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Род. в крестьянской семье. В августе 1901 г. поступил послушником в Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь в г. Верхотурье Пермской губ. В 1904 г., с началом русско-японской войны, мобилизован в армию; после увольнения с военной службы в 1906 г. снова принят в число братии мон-ря. Пострижен в монашество 27 марта 1908 г., рукоположен во диакона в 1910 г., во священника – в 1913. 16 июля 1918 г. по требованию советских властей и благословению настоятеля мон-ря архим. Ксенофонта (Медведева) А. был назначен в Спасскую ц. с. Красногорского Верхотурского у. на место арестованного священника. В июле того же года А. отправился помолиться на могиле св. Симеона Верхотурского в Симеоновскую ц. с. Меркушина, где и был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Верхотурье. Заколот штыками в тюрьме на ст. Карелино недалеко от Верхотурья, похоронен там же. После отступления большевиков тело А. в числе других жертв красного террора было перезахоронено на братском кладбище Николаевского мон-ря. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Лит.: Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 176; Нечаева М.Ю. Верхотурские монастыри в XX веке. Машинопись. С. 1-2. Рубрики: Ключевые слова: ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/381873.html

В праздник Успения Пресвятой Богородицы глава Карельской митрополии освятил Успенский храм Сяндемского монастыря 28 августа 2017 г. 18:43 28 августа 2017 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил великое освящение главного Успенского храма Сяндемского женского монастыря. Затем глава Карельской митрополии возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает информационный отдел Петрозаводской епархии . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь главы митрополии иерей Константин Павлюченко, наместник Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря игумен Антоний (Гутник) с братией, ключарь храма пророка Илии г. Петрозаводска иеромонах Аркадий (Лозовский), настоятель храма вмч. Георгия Победоносца с. Видлица иерей Виктор Виноградов, иерей Симеон Ряппиев, протодиакон Владимир Морозов. За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Варвара (Иванова) с сестрами, настоятельница Введено-Оятского монастыря игумения Иоанна (Егорова), депутат Государственной Думы ФС РФ В.Н. Пивненко, министр Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями А.А. Манин, старший советник главы Республики Карелии И.В. Николаев, глава Олонецкого муниципального района А.М. Иванов, многочисленные паломники. Накануне богослужения в храм из города Звенигорода (Московская область) была доставлена старинная икона Успения Божией Матери. Это подарок обители бывшего настоятеля Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска, ныне настоятеля собора Успения Божией Матери на Городке (Звенигород) архимандрита Иеронима (Карпова). Песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Наталии Судникович. Перед началом богослужения митрополит Константин объяснил прихожанам чин освящения. Затем был совершен крестный ход вокруг храма. За Литургией по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла особым образом вспоминалось 100-летие открытия Священного Собора 1917-1918 гг., на котором было принято общецерковное решение о восстановлении Патриаршества. Во время богослужения было совершено молебное пение прославленным в лике святых членам Священного Собора и заупокойное молитвенное поминовение других членов Собора, а также зачитано «Патриаршее послание архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви по случаю отмечаемого 100-летия Поместного Собора 1917-1918 гг.».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варсонофий (Лузин), еп. Владивостокский. Фотография. 1937 г. (Лузин Александр Владимирович; 6.06.1888, Миасский завод Троицкого у. Оренбургской губ.- 15 (9?).09.37, Карелия), еп. Приморский и Владивостокский. Род. в семье приискового служащего Миасского золотопромышленного округа, в 3 года остался сиротой, в 5 лет был усыновлен крестным отцом В. А. Лузиным, конторщиком на золотых приисках. Обучался в Челябинском ДУ, Уфимской ДС, с 1908 г. в КазДА, по окончании к-рой 10 июля 1912 г. принял монашество, рукоположен во иеродиакона, 12 июля - во иеромонаха. В авг. 1912 г. утвержден преподавателем КазДА по кафедре истории и обличения рус. сектантства, исполнял обязанности наблюдателя Казанских миссионерских курсов. Участвовал в проходившем 7-14 июля 1917 г. в МДА Всероссийском съезде ученого монашества (см. Съезды монашествующих в России ). После принятия Народным комиссариатом просвещения 11 дек. 1917 г. декрета о ликвидации системы духовного образования в России КазДА продолжала существовать на прежних началах с прежним составом профессоров. Осенью 1918 г. Высшее Церковное Управление (ВЦУ) предложило ректору академии еп. Анатолию (Грисюку) использовать дозволение правительства на частное обучение религии. Ректор обратился за разъяснением к зав. губ. отделом народного образования, к-рый посчитал возможным такое обоснование существования академии; т. о., академия сохранила прежнее название, состав профессоров, имела офиц. штамп и печать. В кон. окт.- нач. нояб. 1918 г. здание академии было реквизировано, занятия проходили в помещении епархиального управления и на квартирах профессоров, заседания Совета - на квартире ректора. В. жил в казанском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 11 нояб. 1919 г. ректор КазДА направил в ВЦУ представление о состоявшемся присуждении В. Советом академии степени магистра богословия за его рукописное соч. «Нравственное учение православной Церкви и отношение к нему латино-протестантской доктрины», 5 дек. 1919 г. ВЦУ утвердило В. доцентом кафедры истории и обличения рус. сектантства.

http://pravenc.ru/text/154357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Васильевич Троицкий (29.01. 1889, с. Макшеево Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне городского окр. Коломна Московской обл.) - 13.01. 1938, Беломорско-Балтийский ИТЛ, близ пос. Медвежья Гора Карельской АССР (ныне г. Медвежьегорск, Республика Карелия)), мч. (пам. 31 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), псаломщик. Из семьи диакона. В 1905 г. окончил Зарайское ДУ по 2-му разряду и поступил в Рязанскую ДС. В семинарии проучился 2 года, т. к. из-за смерти отца ему пришлось вернуться домой, чтобы помогать матери. 16 нояб. 1909 г. определен исполняющим должность псаломщика в Спасскую ц. с. Тарасова Пронского у. Рязанской губ. (ныне деревня Старожиловского р-на Рязанской обл.). 10 мая 1912 г. перемещен на должность псаломщика в Николаевскую ц. в родном селе. 3 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации среди жителей села. На допросах отверг все возводимые на него обвинения. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 17 нояб. 1937 г. приговорен к 8 годам ИТЛ. Скончался в лагере и погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 58; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-67710. Лит.: Дамаскин. Кн. 7. С. 266-267. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: МИХАИЛ Степанович Строев (1876-1938), мч. (пам. 3 марта, в Соборе Московских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Георгиевич (Юрьевич) Варжанский (1881-1918), мч. (пам. 23 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ОЛЬГА Васильевна Евдокимова (1886-1938), мц. (пам. 28 янв. в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2580274.html

Йошкар-Ола. Церковь Входа Господня в Иерусалим. Карта и ближайшие объекты Входо-Иерусалимская церковь в городе Царевококшайске была построена в 1754 году на средства купца Алексея Матвеевича Карелина. Храм был трехпрестольным, главный из них освятили в честь Входа Господня в Иерусалим, правый придел — во имя Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи, левый — в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь славилась своими святынями, особо почиталась верующими икона явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, которая уцелела в годы гонений за веру и хранится сейчас в Богородице-Сергиевой пустыни, находящейся в Килемарском районе РМЭ. С 1886 года при Входо-Иерусалимском храме действовала богадельня, построенная на средства благотворителей. В 1888 году она была преобразована в Богородице-Сергиев женский черемисский монастырь, а Входо-Иерусалимский храм на 33 года стал монастырским. При нем действовала двухклассная школа, здание которой сохранилось до настоящего времени. Духовенство Входо-Иерусалимского храма также преподавало Закон Божий в церковно-приходской школе деревни Большая Ноля и земских училищах деревень Большое Чигашево, Ноля-Вершинино и Ельняги. В годы гонений за веру приход Входо-Иерусалимской церкви испытал их в полной мере. 11 сентября 1918 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян священник данного храма Антоний Николаев. В 1921 году Богородице-Сергиев монастырь был закрыт, а церковь вновь стала приходской. В начале 1920-х годов духовенство Входо-Иерусалимского храма, по-видимому, уклонялось в обновленчество, но вскоре принесло покаяние и затем твердо исповедало Православие. Строгой духовной жизни прихожан церкви во многом способствовало то, что в 1926-1928 годах здесь служил бывший настоятель мужского Мироносицкого монастыря игумен Сергий (Мытиков). 8 января 1930 года Облисполком принял постановление о закрытии Входо-Иерусалимского храма и передаче имущества властям. Церковь была разрушена, кирпич пошел на гражданское строительство. В настоящее время на бывшей монастырской территории начато строительство нового храма, предполагается и возрождение монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=21226

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (03 мая 1878, село Маккавеево Касимовского уезда Рязанской губернии – 27 апреля1941, село Шеянки Рязанской области), исповедник (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), священник. Родился в семье священнослужителя. В 1905 г. поступил на службу псаломщиком в церковь села Шеянки, в 1919 г. рукоположен во диакона, в январе 1932 – во иерея к церкви того же села. Долгие годы был духовником блаженной Матроны Анемнясевской . Отец Алксандр был арестован 30 июня 1935 г. по делу «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрёны Беляковой», на допросах смело защищал блаженную Матрону. Как «участник контрреволюционной группировки» и за «прославление блаженной Матроны» 2 авг. 1935 г. был приговорён к заключению на 5 лет в ИТЛ. Наказание отбывал на Соловках (1935-1937) и лагпункте Сосновец (Медвежьегорсклаг, Карелия; 1937-1940). Умер после освобождения из лагеря. Имя Александра Орлова внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г. Арх.: Арх. УФСБ по Рязанской области. Д. 10719. Лит.: Житие Блаженной Матроны Анемнясевской/Сост. Свящ. Н. Правдолюбов и В. Правдолюбов. М., 1999. С. 60-61, 67-68; ЖНИР. Апр. С. 150-155. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/388838.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010