При Владимирской церкви была построена одноклассная мужская церковно-приходская школа имени Шаховых. В школе обучалось 150 мальчиков. Заведующим и законоучителем в ней был священник Владимирской церкви о. Василий Хандалеев, также имелись другие учителя. В Российском государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга в фондах Священного Синода Русской Православной Церкви находится фотография 1900 года внешнего вида здания одноклассной мужской церковно-приходской школы имени Шаховых при Владимирской церкви города Ростова-на-Дону. В настоящее время в бывшей церковно-приходской школе Владимирской церкви по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Чебанова, д. 10 располагается профессиональное училище железнодорожников 15. Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 09.10.1998 г. здание поставлено на охрану как объект культурного наследия регионального значения.   В церковной ограде был построен каменный двухэтажный причтовый дом, в верхнем этаже которого располагалась квартира священника, а в нижнем помещались церковные сторожа. В настоящее время часть помещений приватизировано, в бывшем причтовом доме проживают люди, в том числе прихожане восстанавливаемого Князь-Владимирского храма. http://knvladimir.ru/ В 1889 г. в Затемерницком поселении была построена Владимирская (Шаховская) церковь, при ней церковно-приходская школа, каменный двухэтажный дом. До настоящего времени сохранились: Обустроенное под действующий храм здание, в котором присутствуют от разрушенного храма часть восточной стены, выполненой из кирпича старого образца на известковом растворе, с пилястрами, опирающимися на фундаменты из каменных блоков. С восточной стороны здания сохранились остатки фундамента алтарной части храма. Здание железнодорожного училища - здание церковно-приходской школы, перестроенной под мужское и женское начальные училища и открытое в 1897 г. Дом, в котором живут люди - каменный дом, верхний этаж предназначался для священника, нижний - для церковной сторожки. Обустроенное здание, как памятное место, с сохранившимися элементами бывшего храма во имя св. равноап. князя Владимира (Шаховской церкви), связанное с 900-летием празднования Крещения Руси и меценатством купцов Шаховых, и здание городского училища, как здание начальных училищ, построенное на средства М.П. и Е.Л. Шаховых, приняты на государственную охрану как памятники истории и культуры г. Ростова-на-Дону.

http://sobory.ru/article/?object=38100

2. Подмосковье Группа беженцев из Луганска и Славянска прибыла на автобусах в подмосковный город Воскресенск. Организаторы прибытия планируют в ближайшее время привезти на одну из баз отдыха, расположенных рядом с городом, новую группу беженцев из Украины. Здесь также требуются предметы первой необходимости, а именно детские и взрослые вещи, средства гигиены Помощь можно передать по следующим адресам: Завод «Воскресенские минеральные удобрения». г. Воскресенск, ул. Заводская, 1 отдел кадров. 44-40-839  Российский Красный Крест в Воскресенске: г. Воскресенск, ул. Докторова, 4. Телефон: 44-2-27-47. Прием проводится по графику в пятницу и понедельник с 10 до 15 часов. 3. Ростов-на-Дону Беженцы из Донецкой и Луганской областей после пересечения границы часто оказываются на территории Ростовской области. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий призвал православных оказывать помощь беженцам. Пожертвование можно перевести на специальный счет епархии. Получатель: Религиозная организация «Ростовская-на-Дону Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» Банк: Южный филиал ОАО КБ «Восточный» г. Ростов-на-Дону р/с: 40703810613020003085 к/с: 30101810300000000300 БИК: 046015300 ИНН: 6164057832 КПП: 616401001 Там помощью беженцам занимается фонд «Доброе дело». Фонд действует на территории области с 2011 года. До начала событий на Украине сотрудники «Доброго дела» занимались детьми-отказниками, помогали выпускникам детских домов и старикам в больницах региона. Сейчас фонд собирает средства на помощь беженцам. «Средства будут направлены на оплату питания и проживания беженцев, находящихся в санаториях и пансионатах области», – сообщает «Доброе дело». По состоянию на 19 июня граждане пожертвовали фонду 13 млн рублей.  Юридический адрес: 344038, г.Ростов-на-Дону, ул. Ленина, д. 117, к.5  ОГРН 1086100002262 ОГРННО 6114010203  Банковские реквизиты  Получатель: Благотворительный фонд помощи детям «Доброе дело»  ИНН 6161052138 КПП 616101001  Расчетный счет 40703810952090092984 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ф. 226. Оп. 3. Д. 6984. Лазарев А. Г.. Кириллов А. А.. Сокольский Э. А. Православное зодчество донского края. Ростов-на-Дону: Терра. 2005. Астапенко М. П. История Донского казачества. Книги 6–8. Ростов-на-Дону: Терра. 2000 Донской архив. Историко-генеалогический альманах. Выпуск 3. Ростов-на-Дону: РОИА (Ростовская областная организация Российского общества историков-архивистов). 2008. Балуев П. С. Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых г. Военным Министром при объезде Его превосходительством Области Войска Донского в 1900 году. Новочеркасск, 1900. Сборник Областного войска Донского статистического комитета. 1415. 1908. Донские епархиальные ведомости. 8. 1912. С. 109. Дронов В. А. Очерки истории Дубовского района. Ч. I (1781–1920). Дубовское, 2011. Краснов П. Н. Всевеликое Войско Донское. Архив русской революции. Т. 5. Берлин, 1922. Зайцов А. А. 1918: очерки истории русской Гражданской войны. М.: Жуковский, Кучково поле, 2006. Будённый С. М. Пройдённый путь. Кн. 1. М.: Воениздат, 1958. Деникин А. И. Очерки русской смуты. Т. V. Париж, 1921. Врангель П. Н. Записки. Кн. 1. Сб. 5. Берлин, 1928. Голубинцев А. В. Русская Вандея: Очерки Гражданской войны на Дону 1917–1920 гг. Мюнхен, 1959. Жемайтис Ф., комбриг. Полководческое искусство С. М. Будённого//Военно-исторический журнал. 4. 1939. О правах и обязанностях религиозных объединений//Бюллетень НКВД. 37. 1929. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. Писаревская Н. Н. Разрушив храм — убили веру//Вестник Приманычья. 28 дек. 1993. Родом из Великокняжеской/Под ред. Шолох М. М. Пролетарск, 2000. Докладная записка, составленная по материалам Комиссии культов ЦИК СССР с 01.01.1936 по 01.09.1936//ГАРФ. Ф. Р5263. Оп. 1. Д. 32. Л.3 Красиков П. А. О некоторых ошибках при проведении в жизнь законодательства о религиозных культах. Постановление ВЦИК «О создании Постоянной Комиссии по вопросам культов» от 8 апреля 1929 г.//ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 2. Д. 1. Кочетова А. С. Формирование и деятельность комиссии по вопросам религиозных культов при президиуме ВЦИК-ЦИК СССР//Вестник Архивиста.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 12169. Клировые ведомости церквей Митякинского благочиния за 1915 г. Л. 31 об., 32. Церковь на Дону в годы Гражданской войны 1918–1919 гг. Расследования Особой комиссии/Сб. документов под ред. Ю.А. Бирюковой, свящ. Е.А. Агеева. Волгоград. ПринТерра-Дизайн. 2022. С. 190–192. Донская армия. Организационная структура и командный состав 1917–1920 гг. Приложение-справочник к монографии «Г.Г. Матишов. Донские казаки: от опоры самодержавия до жертв большевизма (XVIII–XX вв.). Заметки на полях истории». Вып. 1. Донские партизанские отряды. Командование Донской армии. Молодая армия. Военно-учебные заведения/А.В. Венков; отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов-на-Дону. Изд-во ЮНЦ РАН. 2014. С. 347–351. ВСЮР – оперативно-стратегическое объединение Белых армий на Юге России в 1919–1920 гг. База данных 2: Участники Белого движения в России, историк, д.и.н. С.В. Волков. 2016. С. 65 из 699 на букву «М»,/7-163/. Далее по ссылке URL (дата обращения 16.09.2023 г.): . Трофимов Г.И. Непрославленные новомученики//Журнал «Посев». М. 2023. 4. С. 32–39; Церковь на Дону в годы Гражданской войны 1918–1919 гг. Расследования Особой комиссии/Сб. документов под ред. Ю.А. Бирюковой, свящ. Е.А. Агеева. Волгоград. ПринТерра-Дизайн. 2022. С. 29, 47, 342, 355; Суворин Б.А. За Родиной. Героическая эпоха Добровольческой Армии 1917-1918 гг. Париж. 1922. С. 97; ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослужителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117, 117 об. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослужителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117, 117 об. Трофимов Г.И. Непрославленные новомученики//Журнал «Посев». М. 2023. 4. С. 32–39; Церковь на Дону в годы Гражданской войны 1918–1919 гг. Расследования Особой комиссии/Сб. документов под ред. Ю.А. Бирюковой, свящ. Е.А. Агеева. Волгоград. ПринТерра-Дизайн. 2022. С. 29, 47, 342, 355; Суворин Б.А. За Родиной. Героическая эпоха Добровольческой Армии 1917-1918 гг. Париж. 1922. С. 97; ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 955. Список Священно-церковнослужителей Кагальницкого благочиния, пострадавших от красногвардейцев. Л. 117, 117 об.

http://pravoslavie.ru/158426.html

Среди молившихся были настоятельница Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, преподаватели и студенты Донской духовной семинарии, казаки Платовской сотни Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова, воспитанники Свято-Георгиевской православной средней общеобразовательной школы г. Ростова-на-Дону, благотворители и строители собора Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужебные песнопения исполнили Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий), мужской хор Донской духовной семинарии (регент — иеромонах Аверкий (Шапошников)), женский хор регентско-певческого отделения Донской духовной семинарии (регент — К.В. Жукова). На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, не попавшие в переполненный собор, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на прихрамовой территории.  На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Усатов, клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе. По окончании Литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству специально написанный ко дню освящения собора Донской образ Божией Матери с предстоящим святителем Димитрием Ростовским и изображением обновленного кафедрального собора г. Ростова-на-Дону.  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному собору Святейший Владыка передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери. «Когда я сегодня вошел под своды этого храма, то действительно не узнал собор, в котором неоднократно бывал, — сказал Предстоятель. — Это реальное возрождение. Я бы сказал, что это такое возрождение, которое не просто возвращает нас в прошлое, а которое свидетельствует о том большом пути, который все мы прошли, в первую очередь — вы, мои дорогие, ростовская паства, которая оказалась способной не просто возродить, а явить этот старинный собор в такой замечательной красоте. Пусть он согревает ваши сердца, и пусть молитва под этими сводами будет сильна и будет достигать Престола Божия».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5520376...

Началась долгая история с его погребением. Духовные чада решили везти тело в Псково-Печерский монастырь, чтобы захоронить в пещерах. Но сделать им не удалось так, как запланировали. Через время (около недели прошло) его привезли в Ростов, где его и отпел отец Олег Добринский в Преображенском приделе Кафедрального собора. На отпевании было немного людей. Так вот тихо-тихо ушел странник в последний свой путь, в финальный пункт назначения – в вечность… Рейтинг: 10 Голосов: 747 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 6 марта 2024, 23:18 День добрый! Мой двоюродный дедушка протоиерей Покровский Анатолий Павлович служил в Ростове на Дону в Успенском Кафедральном соборе до 1973 года.В этом году он умер. К сожалению, больше ничего о нём не знаю.И нигде не могу найти никаких сведений о нём. Известно только, что он сам родом и его семья из города Владимир. А также известны частично истории его дедушки, матушки и отца Павла Ивановича, который служил до революции в храмах Коврова, Суздаля и Владимира. Буду очень благодарна Вам, если Вы подскажете, где можно найти информацию о нём. Екатерина 8 июля 2023, 00:52 Спасибо, отец Даниил, за интересную статью. Прочитав ее, осмелилась обратиться к Вам с просьбой. Статья приурочена к 100-летию Ростовской епархии, надеюсь, что у Вас есть больше материалов о кафедральном соборе Ростова-на-Дону, чем упомянуто в статье. Родной брат моего дедушки, Бережной Иван Ефимович, с 30 августа 1968 года был назначен регентом кафедрального собора. Прочла информацию в одной статье, это была цитата из книги о церковной музыке («Серия «Православный Тихий Дон»). Может у Вас есть сведения о Бережном Иване Ефимовиче, фото, материалы о службе, буду Вам очень признательна. Надеюсь на отклик и помощь! Заранее спасибо. Маргарита 23 августа 2019, 13:28 Спаси Господи за замечательную статью. Написано с почтением и легким юмором. Ольга Киев 22 августа 2019, 21:16 Легко и радостно,с удовольствием прочитала Ваши воспоминания,о.Даниил!Сама -уроженка Ростова-на-Дону,крещена в церкви св.Александры,бывала в соборе! Замечательно передали дух и атмосферу церковной жизни!А блаженнейший митрополит Владимир нераздельно связал Киев и Ростов -на-Дону!Спаси,Господи!

http://pravoslavie.ru/123198.html

Ростове-на-Дону. В епархию должны были войти пять благочиннических округов. Докладчик отдела по данному вопросу профессор П. В. Верховской являлся основным проводником данной идеи. На съезде Донской и Новочеркасской епархии в 1917 г. был единогласно принят проект П. В. Верховского об учреждении на Дону митрополичьей кафедры. Согласно этому проекту Донская епархия разделялась на три самостоятельных епархии: Новочеркасскую (здесь должен был пребывать митрополит), Приазовскую, включающую города Таганрог и Ростов-на-Дону, Северо-Донскую, включающую Хоперский, Усть-Медведицкий и Верхне-Донской округа. По инициативе архиепископа Донского Митрофана (Си-машкевича) была образована комиссия под председательством епископа Аксайского Гермогена для разработки соответствующего законопроекта. Примерно за 7–8 месяцев до открытия Юго-Восточного Русского Церковного Собора работы комиссии были закончены. Войсковое правительство намеревалось ходатайствовать перед Святейшим Патриархом об учреждении на Дону митрополичьей кафедры 58 . П. В. Верховской пояснил Собору, что только революционные события помешали осуществиться этим планам. Об образовании самостоятельной Ростовско-Таганрогской епархии перед Собором ходатайствовали представители Таганрогского викариатства и Ростовское городское самоуправление. Сомнения высказал епископ Аксайский Гермоген (Максимов), викарий Донской епархии, обосновывая их тем, что территория викариатства не совпадает с территорией Ростовского и Таганрогского гражданских округов, что может вызвать определенные неудобства, и малое количество церквей (всего 70), которые окажутся на его территории. Епископ предлагал включить в епархию территории Ростовского и Таганрогского округов полностью. Затем, по воспоминаниям о. Шавельского, епископ Гермоген заявил на Соборе свои притязания на возглавление новой Ростовско-Таганрогской кафедры. Но требование его было оставлено без внимания 59 . П. В. Верховской, возражая епископу Гермогену, отметил, что нельзя согласиться на расширение границ новой епархии в связи с отсутствием сведений о желании местных жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

419 . 361 Сказание о Павле Коломенском: Ркп. Спб. Ак. из собр. Нильского, 397–32. – О приеме новопоставленных попов можно судить по примеру новгородского попа Космы: «Собр. пост. по в. п. и.» V, 13–6; ср. «Софонтиевы ответы», отв. 120. 362 Сказание откуду и како прияша власть простии крестити: Ркп. Моск. Акд. 412, л. 186–6 об. – А. И. V, 220 – Собр. пост. по в. п. и. V, 135. – Доп. А. И. XII, 102–6. – Уложение собора 1694 года: Ркп. Каз. Ак. 1750, прав. 2, 3, 5. 363 А. И. V, 388, 391–2. Раскольник Феодор Алексеев утверждал, что чернец Тимошка и дьячок Заяц «не перекрещивали» (– 397), но ложь его показаний выяснилась на допросе. – Ист. Выгов. пуст., стр. 32–4. – Житие Корнилия: Ркп. Публ. библ. Q. I, 401, л. 169. 366 «Сказание о Павле коломенском» свидетельствует об Иове и Досифее с положительностью. Досифея упоминает и другое поморское сказание – «житие» инока Корнилия. Ивану Алексееву, как видно из его «Истории о бегствующем священстве» то же самое подтвердили все «древние» люди, которых он расспрашивал. Из документальных данных можно привести показание некоего Пахома Сергеева с Дону: в 1688 году он показал на допросе как подлинно ему известное, что Досифей, Пафнутий к другие попы на Дону «крестят много людей вдругорядь» (В. Дружинин. Раскол на Дону, стр. 296. Спб. 1889). 367 «Ист. о бегств. свящ.» Алексеева: Бр. Сл. 1889, I, 439–40. Памятник этот добавляет, что тверской архиерей «имел крещение и рукоположение староцерковного предания» (– 439). Так как факт был в то время, когда Иов жил в Льгове, то можно подразумевать только тверского архиепископа Иоасафа († 1676). Правда, Иоасаф был хиротонисан в епископа уже в августе 1657 года (П. Строев. Списки иерархов. Спб. 1877, стр. 443), но Иов мог руководиться тем, что эта хиротония состоялась все-таки ранее 7166 года, т. е. до исполнения «уреченнаго числа» – 1666. 369 " История» Алексеева: Бр. Сл. 1889, I, стр. 442–3, 505–9. – Что Феодосий перекрещивал, это подтверждается известиями о его деятельности на Дону (Доп. А. И. XII, 206; ср. 184, 205) и на Керженце (Пращица, л. 273).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Дон был местом или градом убежища. От такой-то свободы поселения здесь и поддерживался долгое время – даже поныне есть здесь у мнимых старообрядцев – обычай обходиться по Христианским требам Священниками непременно беглыми, не иными. Сперва даже была некоторым образом крайняя нужда в том. Хотя из истории Иерархии Церкви Российской и видим, между прочими епархиями, епархию Сарскую и Подонскую, именовавшуюся по городу Сараю, близ нынешнего Царицына существовавшему, и по заведыванию Сарайским Архиереем церквей, по Дону находившихся; однако последнее название Архиерея Сарайского – Подонским появилось не ранее 1583 года. До того времени, видно, совсем незначительное было Церковное ведомство на Дону. Даже с самого учреждения Сарайской епархии Архиереи оной жили в Москве на Крутицах; третий из них был, и уже именовался вместе, Крутицким. Занятий для них по собственной епархии Сарайской и Подонской, видно, так было мало, что Архиереи Сарские и Подонские были Викариями Патриарха Московского и блюстителями Патриаршеского престола между патриаршеством. На свою-ж епархию столь мало имели они влияния, что земля Донского Войска по Церковному управлению и при Архиереях Подонских считалась в непосредственном заведывании Патриарха Московского, как ясно видно из грамоты, в Кременском нашем монастыре имеющейся о причислении наконец Войска Донского по Духовному ведомству к епархии Воронежской, и – из того самого случая, что первые Священники в Черкасске посланы были из Москвы, как мы видели. Духовное ведомство на Дону столь было малозначительно и тогда, как в 1711 году делалось упоминаемое причисление, что Воронежским Архиереям предоставлено именоваться и Черкасскими, вместо Елецких, не раньше 1795 года. Со времени-то причисления земли Донской в ведомство преемников Святителя Митрофана Воронежского , при наблюдениях их гораздо ближайших, чем из Москвы, и начались устрояться по Дону церкви Божии, определяться стали к церквам священные причты. Зиждительный взор Великого Государя Петра I-ro был самою главною тому причиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Ростов-на-Дону. Церковь Всех Святых (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Всех Святых в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Её история началась в 1785 году, когда первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Новый храм строился с использованием материалов разбираемого ветхого Покровского храма. Церковь была построена на старом ростовском кладбище. Её освятили во имя Всех Святых. Закладка церкви совершилась 15 декабря 1785 года. Через полтора года церковь была полностью отстроена, и 19 мая 1787 года освящена протоиереем Иоанном Андреевым. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трёхпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова. Новая кладбищенская церковь во имя Всех Святых просуществовала 98 лет. В 1930-е годы была закрыта. В 1942 году в ней возобновились регулярные Богослужения, продолжавшиеся до 1966 года. Этот год стал последним в жизни храма. По решению городских властей церковь была взорвана. Исчезло и городское кладбище, закрытое ещё перед Великой Отечественной войной. В 1967 году на месте кладбища и взорванной Всехсвятской церкви возвели здание Дворца спорта, строительство которого планировалось с начала 1960-х годов. Всехсвятская церковь в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Ее история началась в 1785 году, когда в Димитриевской крепости первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Материал разбираемого ветхого Покровского храма использовали для постройки церкви на старом ростовском кладбище «в районе нынешнего перекрестка улицы Красноармейской и Соборного переулка». Кладбищенскую церковь освятили во имя Всех Святых. Ее закладка совершилась 15 декабря 1785 года в Соборном переулке. Через полтора года церковь была полностью отстроена и 19 мая 1787 года освящена. По мере развития города уже в первой половине XIX века в районе между Доломановским и Халтуринским (бывшим Никольским) переулками, Красноармейской (бывшей Скобелевской) и Филимоновской (бывшей Ермоловской) улицами было устроено новое городское кладбище. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трехпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова.

http://sobory.ru/article/?object=34173

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010