Ростов-на-Дону Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 47.222078; 39.720358 Россия, Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону, Ростовская область Россия Троицкий храм Свято-Иверского женского монастыря Ростов-на-Дону — крупнейший город на юге Российской Федерации, административный центр Ростовской области и Южного федерального округа. Город воинской славы. Основан грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море, в 1092 километрах к югу от Москвы. Население — 1 114 806 чел. (2015), это десятый по численности населения город России. Содержание Православие в Ростове-на-Дону [ править править код ] Сведения о духовном окормлении Донской земли восходят еще к XIII веку, к середине которого земли по течению реки Дон вошли в состав Сарской епархии, учрежденной митрополитом Кириллом. В середине следующего столетия, при святителе Алексии, митрополите Московском, левобережье Дона вошло в состав Рязанской епархии, а правобережье осталось в Сарской. С конца XIV века Область Войска Донского входила в состав Воронежской епархии. В начале XVIII столетия Земля Донских казаков усилиями Петра Великого включена в состав России. Это событие совпало с церковной реформой царя. Серьезное беспокойство царя вызывало то, что Дон превратился в один из основных центров старообрядчества, борьба с которым тогда отвлекала значительные силы государства. Для эффективного управления донскими приходами и искоренения раскола правительство решило приблизить к ним архиерейскую власть. Так появился царский указ от 8 марта 1718 г. о включении Донской земли в состав Воронежской епархии. После преобразования 1842 года Донская епархия все равно оставалась одной из самых обширных. Период с 1917 по 1989 годы был очень сложным периодом в жизни Православной Церкви. Закрывались и разрушались храмы. Так, к 1940 году на территории епархии были закрыты все ранее действующие монастыри и 620 храмов.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов-на-Дону

Каменный Брод. Церковь Петра и Павла. Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1892. Адрес: Россия, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, хутор Каменный Брод, ул. Первомайская, 5 " а " Координаты: 47.433396, 39.855406 Проезд: Из Ростова-на-Дону, от площади Космонавтов, автобусом (интервал движения примерно 1 час). Из Ростова-на-Дону, от рынка " Прогресс " возле пригородного ( " старого " ) автовокзала. Из Ростова-на-Дону, личным автотранспортом по трассе М4 " Дон " до поворота на пос. Щепкин, ехать в направлении п ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Ростова-на-Дону, от площади Космонавтов, автобусом (интервал движения примерно 1 час). Из Ростова-на-Дону, от рынка " Прогресс " возле пригородного ( " старого " ) автовокзала. Из Ростова-на-Дону, личным автотранспортом по трассе М4 " Дон " до поворота на пос. Щепкин, ехать в направлении пос. Щепкин 5,5 км, затем свернуть направо в направлении пос. Октябрьский, в этом направлении ехать 6 км до х. Каменный Брод. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 8 июня 1862 года на средства прихожан была заложена первая однопрестольная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Она была деревянной. Освящена 27 апреля 1864 года. Рядом с церковью было и первое кладбище. В 11 выпуске «Донской церковной старины» (город НовочеркасскЪ, «Частная Донская Типография», 1909 год) написано: «В хуторе Каменнобродском Грушевской станицы, Петро-Павловская деревянная церковь была построена в 1867 году. Она сгорела во время грозы 20 мая 1881 года. Настоящая каменная церковь сооружена в 1885 году и посвящена также первоверховным апостолам Петру и Павлу». Сведения о храме в честь апостолов Петра и Павла были опубликованы в Трудах Областного войска Донского Статистического Комитета, 1908 – Ив. Сулиным, статья " Материалы к истории заселения Черкасского округа " . В материалах Государственного архива Ростовской области, в " Ведомости о церкви Петро-Павловской, области войска Донского Черкасского округа х.

http://sobory.ru/article/?object=33943

С. 145-156; он же. Новочеркасский Вознесенский войсковой собор//Там же. С. 1-24; он же. Часовни, церкви и мон-ри на Дону от начала их появления. Новочеркасск, он же. Из истории религ. движений на Дону в 1-й четв. XIX в.//Сб. области Войска Донского стат. комитета. 1910. Вып. 10. С. 1-22; Зверев С. Е. , свящ. Следы христианства на Дону в домонг. период. СПб., 1897; Попов А. История Новочеркасского ДУ Донской епархии. Новочеркасск, 1899; Овсянников Е. М. Причины широкого распространения старообрядческого раскола на Дону. Новочеркасск, 1902; Правдин А. Об отношении донских казаков к власти воронежских епископов в период церковной зависимости их от воронежской епископской власти//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 164-176; Никольский П. В. Очерки по истории церк. смуты на Дону: К 200-летию со дня кончины св. Митрофана Воронежского. Новочеркасск, 1903; Лимаренко К. Х. Войсковой новочеркасский собор. СПб., 1904; Харланов В. А. Очерк по истории отношений войсковой власти к донскому духовенству в XVIII в.//Донская церк. старина. 1906. Вып. 1. С. 33-49; Донецкий Т. , прот. Донское духовенство 150 лет тому назад, по данным ревизии свт. Тихона 1763-1764 гг.//Там же. 1909. Вып. 2. С. 131-144; Петров В. , прот. Александро-Невская городская новочеркасская церковь//Там же. С. 25-96; Павловский С. Г. Ист. прошлое правосл. противоламаистской миссии среди калмыков Донской епархии//Там же. 1911. Вып. 3. С. 188-195; Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв. Каз., 1913. Т. 2: XVIII в. С. 54-59, 168-173, 864-866; Лебедев А. А. Ожидание кончины мира в Новочеркасске в 1817-1818 гг.//Зап. Ростовского-на-Дону Об-ва исторических древностей и природы. 1914. Т. 2. С. 87-90; Богаевский Л. В. Старочеркасский собор: 1717-1919. Новочеркасск, 1919; Ульянов И. И. Казаки, Церковь и советская власть. М., 1920; Кирсанов Е. И. Православный Тихий Дон. М., 1997; Римский С. В. Приходское духовенство Дона: Формирование, имущественные права//Донские древности. Азов, 1994. Вып. 2. С. 109-121; он же.

http://pravenc.ru/text/178954.html

В последнем десятилетии XIX в. прослеживается тенденция обучать как мальчиков, так и девочек в классических гимназиях. Прежде всего, это были гимназии городов Новочеркасска, Таганрога, Ростова-на-Дону, Нахичевани-на-Дону, Азова, Александровск-Грушевского; донских окружных станиц: Константиновской, Каменской, Нижне-Чирской, Усть-Медведицкой, Урюпинской; хутора Калач-на-Дону и поселка Сули- новского. Но немалая часть духовенства отправляла своих детей в гимназии других городов: Воронежа, Острогожска, Новохоперска, Борисоглебска, Балашова, Харькова, Одессы, Царицына, Анапы, Мариуполя 238 . Обучение детей в гимназиях было обусловлено стремлением духовенства дать своим детям, особенно сыновьям, высшее образование. Сохранившиеся скудные записи в клировых ведомостях позволяют нам очертить круг университетов, институтов и высших курсов, в которых обучались дети духовенства Донской епархии. Так, сыновья священно- и церковнослужителей отдавали явное предпочтение Харьковскому университету. Это было связано, скорее всего, с тем, что Харьков был ближе других городов к Новочеркасску, а потому не требовалось значительного финансирования сыновей-студентов со стороны родителей. После Харьковского университета по количеству обучающихся в них детей донского духовенства шли Санкт-Петербургский и Варшавский университеты и лишь на четвертом месте оказывался Московский университет. Помимо этих учебных заведений, дети духовенства обучались в Казанском, Киевском и Юрьевском университетах. На втором месте после университетов для детей донского духовенства по предпочтительности стояли коммерческие институты. Здесь отдавалось предпочтение Московскому и Киевскому коммерческим институтам. Немало выходцев из духовного сословия обучались в ветеринарных институтах: Новочеркасском, Варшавском и Казанском. Но особенной популярностью пользовался Харьковский ветеринарный институт. Для детей духовенства Донской епархии из медицинских институтов явное предпочтение отдавалось психоневрологическому институту. Сохранилось свидетельство о том, что сын священника Покровской церкви Каменской станицы Иоанна Иоанновича Орлова Петр (1889 г. рождения) обучался в военно-медицинской академии 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И почти повсюду люди просили оставить храм навсегда именно в их селе. Что же это, как не живое свидетельство необходимости иметь церковь в каждом населенном пункте?! В течение 120 дней первого миссионерского плавания плавучая церковь побывала в 28 населенных пунктах. За это время 450 человек приняли крещение, около полутора тысяч участвовали в таинствах исповеди и причастия Святых Христовых таинств. Богослужения посетили более трех тысяч человек. Вернулась плавучая церковь в Калач-на-Дону уже осенью с началом холода. На следующий год весной Владыка опять отслужил молебен на путешествие по водам и благословил нас во второе миссионерское плавание. На зиму мы стали останавливаться в поселке Пятиморск, рядом с Калачом-на-Дону. В небольшом заливчике, скованная льдами, наша церковь стала как бы приходским храмом этого поселка. Постоянно на плавучей церкви служил сотрудник миссионерского отдела иерей Геннадий Ханыкин. А я занимался уже строительством второго плавучего храма в честь Святителя Николая. Храм вышел очень красивый, с тремя позолоченными куполами. Мы его отбуксировали к военному городку Октябрьский, который стоит возле Волго-Донского канала и там плавучий храм «Святитель Николай» стал как бы приходским храмом, передвигаться по Дону он не мог из-за отсутствия буксира. Когда мы начали подготовку к четвертому миссионерскому путешествию, я почему-то почувствовал, что это последнее мое путешествие, и, отпустив отца Геннадия в отпуск, сам отправился на «Святителе Иннокентии» в пределы Верхнего Дона. Пока я шел до Верхнего Дона, по заведенной традиции вел судовой журнал, который, скорее, напоминал дневниковые записи, которые ведет священник-миссионер во время плавания, записывая в него все события, произошедшие за день, а также свои размышления. Судовой журнал миссионерской плавучей церкви «Святитель Иннокентий» 05.05.01. Суббота пос. Пятиморск В 9.20 приехал митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Его Высокопреосвященство отслужил молебен «Путешествующим по водам» и благословил 4-е миссионерское путешествие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2298...

Заночевали около берега напротив города Калач-на-Дону. Мы с Дионисием были в храме на вечерней молитве, затем совершили крестный ход. Слава Богу за все! 07.05.01. Понедельник Проснулись рано. Пошли с Дионисием в храм на утренние молитвы, к нам присоединился отец Федор. В 7.00 отшвартовались и последовали далее вверх по Дону. В 12.00 причалили к берегу возле станицы Голубинская. Это довольно большая станица, в которой красивый каменный храм (русско-византийская эклектика), но там служить невозможно. Был закрыт в начале 60-х годов ХХ века, в нем хранили химические удобрения. Сейчас стоит без крыши и потихоньку разрушается. Местный священник отец Сергий служит в помещении бывшего клуба. Пошли пешком по станице с иностранцами посмотреть храм, по дороге встретили настоятеля священника Сергия и Суровикинского благочинного отца Геннадия, а также настоятеля города Калача отца Николая. Благочинный издалека закричал (полушутя-полусерьезно): «Что это вы делаете на моей земле без моего ведома?» Я ему представил журналистов, он стал пыжиться и важничать, а когда они спросили, что такое благочинный, он разъяснил иностранцам, что благочинный — это малый епископ!!! (Чудеса, хорошо еще, что не малый Папа Римский!) От Голубинской отправились вверх по Дону и в 18.00 остановились около хутора Малая Голубинка (9 км от станицы Голубинская). В хуторе всего 80 дворов. Церкви у них нет, да и никогда не было, ходили в церковь станицы Голубинской. Жители попросили отслужить панихиду. Нам они принесли сушеную рыбу, картошку, зелень. Выражали большое желание, чтобы мы на обратном пути зашли к ним и послужили литургию, чтобы они могли причаститься святых Таин. Отслужили заупокойную литию и отправились дальше. В 14.00 прибыли к станице Трехостровская. Здесь произошел непредвиденный случай, чуть не приведший к аварии и затоплению плавучего храма. «Горностай» буксировал нас на длинном тросе. Когда подошли к станице, он отцепил трос, чтобы сманеврировать к борту плавучей церкви и отбуксировать ее к берегу на жесткой бортовой сцепке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2298...

Основание права, на котором учреждается государство, находим в священном писании. Когда после потопа человечество начало умножаться и распространяться на земле, то Бог изрек такой закон: «Кто прольет кровь человеческую, того прольется кровь рукой человека; ибо человек создан по образу Божию ( Быт. 9:6 ). Следовательно, существование права в государстве сводится на Божественное распоряжение. Авторитет начальнический опирается на авторитете Божественном. А последнюю цель существования народов и государств выразил апостол Павел в речи к афинскому ареопагу: Бог «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. Ап. 17:26,27). Нельзя, конечно, сказать, что область государственная и область моральная или нравственная покрывают друг друга, тождественны. Область государства есть область права и справедливости; а область нравственная есть главным образом область любви. Область государства есть собственно область внешней жизни и отношений человеческих, область внешнего благоустройства общества, а область нравственности есть главным образом область мотивов или внутренних побуждений на деятельность, область душевных движений, область личного усовершенствования человека. Но государственная и чисто нравственная или моральная области находятся в тесном союзе и взаимодействии. Без нравственности или морали государство было бы непрочно. Мораль внушает нам повиноваться порядкам государственным «не токмо за гнев, но и за совесть». Без побуждения со стороны морали мы были бы весьма плохими и ненадежными гражданами. И без государства мораль или нравственность, все чисто нравственные побуждения, силы и отношения (семейство, церковь , общежительность, личные взаимоотношения между людьми), не имели бы, так сказать, оплота. Нельзя сказать, что они обязаны государству своим происхождением, – они имеют собственные корни своего существования, питания и развития; но государство есть охранитель их.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

 3 марта 2024  Молдова. Ниспоренский район. Ниспорены. " Утоли моя печали " иконы Божией Матери, церковь  3 марта 2024  Нижегородская область. Ардатовский район. Выползово. Неизвестная часовня  3 марта 2024  Ярославская область. Угличский район. Углич. Неизвестная часовня  3 марта 2024  Новгородская область. Хвойнинский район. Кошели, урочище. Неизвестная кладбищенская часовня  3 марта 2024  Украина, Днепропетровская область. Синельниковский район. Синельниково. Николая Чудотворца, церковь-школа  3 марта 2024  Республика Крым. Симферополь, город. Симферополь. Часовня в память избавления от опасности Государя Императора в Оцу  3 марта 2024  Республика Крым. Феодосия, город. Феодосия. Петра апостола при Музее древностей, часовня  3 марта 2024  Республика Крым. Феодосия, город. Феодосия. Всех Святых (старая), церковь  3 марта 2024  Омская область. Муромцевский район. Муромцево. Николая Чудотворца, церковь  3 марта 2024  Омская область. Называевский район. Называевск. Ольги равноапостольной, часовня  3 марта 2024  Нижегородская область. Богородский район. Швариха. Неизвестная часовня  1 марта 2024  Тверская область. Кашинский городской округ. Кашин. Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова  1 марта 2024  Ивановская область. Заволжский район. Никола-на-Мере. Митрофана Воронежского, церковь  1 марта 2024  Брянская область. Выгоничский район. Сосновка. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь  29 февраля 2024  г. Севастополь. Балаклавский район. Инкерман. Часовня в память павших в Инкерманском сражении  29 февраля 2024  г. Севастополь. Балаклавский район. Балаклава. Илии Пророка, часовня  29 февраля 2024  г. Севастополь. Балаклавский район. Балаклава. Троицы Живоначальной, церковь  29 февраля 2024  Омская область. Горьковский район. Горьковское. Троицы Живоначальной (старая), церковь  29 февраля 2024  Брянская область. Брасовский район. Холмецкий Хутор. Стефана Брянского (Грачева), часовня  29 февраля 2024  Ульяновская область. Ульяновский район. Кукушка. Силуана Афонского, часовня

http://sobory.ru/lastobjects/

Говоря о первых результатах советских преобразований, В. Светозаров писал о том, что «за два месяца своего пребывания на Дону большевики окончательно расшатали и без того достаточно уже расшатанный уклад школьной жизни». Покинув Новочеркасск в апреле 1918 г. и освободив от своего господства всю Донскую область, большевики, по словам В. Светозарова, «оставили после себя печальное наследство во всех отраслях государственной жизни» .  Более обстоятельные итоги господства советской власти на Дону были подведены только летом 1919 г., когда с большей части территории донского края были вытеснены воинские формирования Красной армии. Была организована «Особая комиссия Главнокомандующего вооружёнными силами на Юге России» по расследованию действий большевиков, которая разработала анкету, предложенную причтам церквей для того, чтобы последние сообщили о всех фактах бесчинств большевиков. Один из вопросов напрямую относился к религиозному обучению: «Какие в пределах прихода были случаи прямого запрещения или препятствий к посещению церковной службы, к преподаванию Закона Божия, случаи удаления икон из школ и т.д.» .  Комиссией были собраны многочисленные факты, характеризовавшие деятельность большевиков на Дону в 1918 г. и в начале 1919 г., среди которых запрещение преподавания Закона Божия, снятие икон и запрещение чтения молитв в школах, говения детей, хула на Бога и Церковь, откровенная ругань и злые насмешки, глумление над всем святым. Под руководством, по указанию или при попустительстве советских исполкомов и ревкомов выбрасывались и сжигались религиозные книги, повреждались и грабились храмы. Простреленные иконы, похищенные или использованные в качестве носового платка антиминсы, превращённые в отхожие места алтари — вот лишь неполный перечень деяний красноармейцев и представителей советской власти на Дону .  В ответ на поругание и осквернение храмов специальным указом Донского Епархиального Совета от 4 июня 1919 г. «о порядке восстановления и освящения осквернённых большевиками храмов», подписанным архиепископом Донским Митрофаном, причтам церквей давалось указание: «Составлять акты о всех случаях глумления большевиков над православной верой, — в чём бы оно не выражалось (распространение безбожной кощунственной литературы, словесные беседы, разрушение и осквернение храмов, разграбление церковной утвари» и т.д. Помимо составления актов, причтам церквей вменялось в обязанность определять также стоимость нанесённого ущерба, с приложением тщательно просчитанных смет на восстановление разрушенного или похищенного, и только после этого производить ремонт в храме . 

http://bogoslov.ru/article/716419

А кто, услышав о смирении игуменов их и благочинии во время обеда, не ужаснется? Не увидишь у них в руке жезла – ни внутри монастыря, ни вне его, ни во время божественного пения; не видно и чтобы они лучшими, чем другие братья, одеждами украшались. Войдя же в трапезную и прочитав предварительно «Отче наш», как и у нас принято, сядут они по порядку тихо и со всяким благочинием, а хлеб уже положен у них не посередине стола, как у нас принято, но напротив каждого на краю стола – каждому из них целый калач, и рядом нож, и ложка, и чарка пустая. И никто не смеет прежде игумена взять себе свой хлеб или, разрезав его, попробовать. Тогда два юных инока входят, и каждый из них несет на тонкой дощечке приготовленное для братии кушанье в чашках оловянных, и, начав с последних, протягивают инокам эти дощечки с чашками, и каждый своей рукой берет чашку, а после всех уже и игумен берет чашку. Но еще не смеют они коснуться хлеба, пока назначенный инок не начнет читать положенное чтение. Когда же он начнет, то игумен ударяет трижды в висящей перед ним колокольчик. Тогда сам настоятель берет положенный перед ним калач, также и остальные. Когда они едят, входит виночерпий и, начав с последнего, наполняет также вином по порядку чарки их. И если другое какое кушанье будет принесено, и его прислуживающий предлагает, начиная с последних вплоть до игумена. После еды они встают и начинают петь благодарственные молитвы, и с пением выходят из трапезной попарно и благочинно и, войдя в церковь , здесь заканчивают благодарственные песни. Услышим и о другом их богоугодном и спасительном установлении, которое они придумали для полного искоренения всяких дурных и плохих своих привычек. Приказание дается игуменом имеющимся в обители священникам и дьяконам наблюдать друг за другом в течение всей недели, когда и в чем кто согрешит словом или другим каким-нибудь бесчинием, и о таком прегрешении извещать игумена. Вечером же каждую субботу после мефимона собирает игумен всех в назначенном для этого помещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010