Что касается духовного образования, то закончившийся Архиерейский Собор в отношении учебных дел принял решение, от которого мне внутренне очень утешительно. Это одна из радостей уходящего года. В чем она состоит? А в том, что никаких новых реформ Архиерейский Собор не наметил, одобрив уже реализуемые магистральные направления развития высшего духовного образования нашей Церкви. Радует то, что этот путь твердо определен, в этом есть стабильность и очевидных корректив нет и, как мне кажется, не предвидится. Это большая радость. В отношении священнослужения и храма, по милости Божией, в нашей небольшой пустыньке преподобного Серафима, затерявшейся среди огромных зданий Москва-Сити, — стабильность. Служба совершается, народ Божий приходит, младенцев мы крестим, молодых венчаем, церковные врата открыты для тех, кто хочет в них войти. Это островок нормальной жизни в океане московской бизнес-активности. Один из сотен других таких островков нормальной жизни, каковыми призваны быть наши приходы. Я убежден, что чем больше будет таких оплотов, тем крепче будет дело с Россией. А в качестве пожелания всем нам на Новый год скажу самое мне дорогое: помните хорошее. Помните хорошее, что было в вашей жизни от Бога и от людей, не ищите нового счастья. Счастье, оно всегда старое и всегда с вами. Что касается планов… По милости Божьей, у меня нет планов. Потому, что, во-первых, я уже не настолько молодой человек, чтобы сопрягать с будущим какие-то великие целеполагания. А во-вторых, потому, что «довлеет дневи злоба его» (Мф. 6, 34). Как могу, стараюсь располагать себя к решительному принятию и реализации в своей жизни этого великого евангельского слова. Учиться жить здесь и сейчас Протоиерей Димитрий Климов. Фото: Ефим Эрихман Протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора города Калач-на-Дону, Волгоградская область Канун нового года — это очень хорошая возможность не для подведения итогов, само это слово «итоги» как-то отдает бухгалтерией, это хорошая возможность, хотя бы на секунду остановив суетный бег нашей жизни, задуматься о времени. Мы в него погружены, как тело в быстро несущуюся реку. Всякая река течет в конце концов в море. Всякая жизнь уходит в конце концов в Вечность, но именно от того, на что мы потратим свое время здесь на земле, к чему сможем прислонить свою бессмертную душу, будет зависеть ее вечная участь. |
Правительственные розыски привели к уходу казаков-старообрядцев в глухие места по рекам Хопёр, Медведица и Кумылга. После подавления восстания К. Булавина (1707-1708) царь приказал «все казачьи городки, лежащие по Донцу, Медведице, Хопру, Бузулуку и Иловле, сжечь и разорить до основания, людей рубить и заводчиков сажать на кол», в результате, как говорилось в донесении царицынскому воеводе, «вверху по Дону казаков никого не осталось». Казаки переселились дальше на притоки Дона. Они продолжали перемещаться и позднее: в 1718 и 1733 гг. на Царицынскую линию переселились более 2 тыс. старообрядцев. Большинство совр. центров старообрядчества в В. о. сложилось в кон. XVII - нач. XVIII в. на основе древних и новосозданных станиц, таких как Михайловская и Кумылженская (на Хопре), Усть-Хопёрская и Усть-Медведицкая (на Дону), Глазуновская и Берёзовская (на Медведице), и хуторов Суровикин, Котельников, Калачёвский (Калач) - между Чиром и Цимлой (ныне Цимлянское водохранилище). Почти в каждом поселении совр. В. о. можно выявить последователей староверия. В 1917 г., по неполным данным, в границах совр. В. о. действовало 30 приходов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, и 15 приходов беглопоповцев . В Камышине, куда в 1697 г. переселились принадлежавшие к правосл. Церкви выходцы из Казани, в XIX - нач. XX в. проживало менее всего старообрядцев. В то же время 1-й благочиннический округ Камышинского у. (в наст. время в Красноармейском р-не Саратовской обл.) был населен преимущественно представителями разных направлений поморского согласия и странниками -подпольниками. В 1912 г. в Камышине и в округе числилось более 7500 беспоповцев . Др. центром беспоповства был Царицынский у.: на хуторе Купоросный, заводе «Урал-Волга», в с. Н. Ельшанка жили выходцы из Архангельской губ. и с Урала, в 1912 г. в этих поселениях числилось ок. 500 последователей «старой веры». В посл. трети XX в. в Волгограде наряду с общиной брачных поморцев действовало малочисленное сообщество самокрещенцев , ведущих начало от симбирско-самарского основателя самокрещенства Матфея Андреевича, отделившегося от поморцев, отрицающих брак. |
О дороге к Богу и разочарованиях по пути на Встречах «Правмира» «Когда мы воцерковляемся, для нас все священники – ангелы, неземные создания. Особенно это было в девяностые, в ореоле неофитской романтики. Бывает, например, священник хороший, умный – ты его послушал, ты с ним согласился, он тебя убедил – и ты пришел через него в Церковь, а потом ты с этим священником начал общаться дальше – он тебя разочаровал, в быту оказался не таким, как тебе казалось…» Продолжаем публиковать видео со встречи протоиерея Димитрия Климова, настоятеля кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца (Калач-на-Дону, Волгоградская область) с читателями «Правмира». Мне никто не делал замечаний – Какой была дорога к Богу, к вере и к принятию решения о рукоположении? – Это были девяностые и тогда все было совсем не так, как сейчас. Я крестился в 1990 году, мне было 16 лет. У нас рядом с домом в Волгограде находился кафедральный Казанский собор. И мимо этого собора я все время ходил, иногда заглядывал внутрь: мне было интересно. Получалось, что заходил в будни, народу было немного, так что я спокойно стоял, смотрел на свечки, вдыхал особенный запах старого храма. Часто говорят о том, что бабушки делают замечания или священники, а я был достаточно неформального вида, но никто мне не делал каких-то особых замечаний, или я на это не обращал внимания. Крестился я не то что как-то очень осознанно, а просто потому, что было нельзя, а теперь можно. В девяностых годах вокруг Церкви был ореол экзотики, чего-то запрещенного, совсем неофициозного. Лет, наверное, в 18-19 я начал читать Новый Завет – у меня была маленькая книжечка. Пока ехал в университет в трамвае, я ее читал. Читал-читал-читал и дочитался, что все написанное стало для меня важно, нужно, понятно. А потом я уже через Евангелие пришел в Церковь. Для меня все совпало, стало понятно, что именно здесь Тот Самый евангельский Христос, о котором я так уже много всего прочитал. В 1996 году я окончил исторический факультет университета, через год стал дьяконом, и через полгода-девять месяцев – священником. Мне было 23 года. |
На Встречах «Правмира» – про обеты, подростков и виртуальный мир Должен ли ребенок присутствовать на богослужении от начала до конца? Как сделать, чтобы подросток не ушел из Церкви? Как справиться с опасностями виртуального мира для подростков? Почему сейчас так популярен «гражданский брак»? Продолжаем публиковать фрагменты встречи протоиерея Димитрия Климова, настоятеля кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца (Калач-на-Дону, Волгоградская область) с читателями «Правмира». Детей лучше не перегружать – Есть священники, которые говорят, что ребенка, пусть ему четыре-пять лет, нужно приводить к началу службы. Я не согласен. Считаю, что достаточно прийти к причастию, тогда и в храме меньше шума, меньше гама. А в целом – про церковное воспитание детей… Лет 16 назад я бы вам много всего рассказал бы. Тогда моей дочке было четыре года, и я был уверен, что все будет у меня идеально. Потому что я все знаю, я все книжки прочитал, понимаю, как вместе молиться, вместе поститься и так далее. А сейчас ничего не скажу вам. Только могу передать опыт того, как не надо. Вот не надо, наверно, заставлять детей. Если у ребенка чувствуется хоть малейшее отторжение или усталость от богослужения, тогда все-таки лучше не водить насильно. Потому что все равно наступит момент, когда ребенок не просто выразит неудовольствие, а скажет: «Не хочу, и всё». И ты уже его в 16 не заставишь. Ведь если заставлять, для него богослужение будет восприниматься как тягостное часовое стояние под непонятные какие-то тексты, под непонятные слова… Потому что все слова все равно не объяснишь. Поэтому, конечно, лучше не перегружать. То же самое – молитвенные правила дома. Ну зачем ребенку все эти правила вычитывать о том, что ты чем-то согрешил в помыслах или не в помыслах? Есть же какие-то именно детские молитвословы, где собраны какие-то самые простые молитвы. Главное – когда любят Но, прежде чем обращаться к Богу, надо что-то знать, понимать, какой образ вообще Божий мы, христиане, приняли. И для этого, я считаю, очень полезно и важно читать Евангелие. Если уж совсем маленький ребенок – детское Евангелие с иллюстрациями, если повзрослее – можно и обычное Евангелие почитать перед сном, как, в общем-то, и читают книги родители детям. |
Работы нет, заводы позакрывались, молодежь находится в бесперспективном состоянии Сборную России отстранили от зимних Олимпийских игр в Южной Корее из-за допингового скандала. Впрочем, россияне не лишены права принять участие в играх, которые пройдут южнокорейском Пхенчхане с 9 по 25 февраля 2018 года, под нейтральным флагом. Комментирует протоиерей Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца г. Калач-на-Дону, Волгоградская область. Я, конечно, понимаю, что сейчас испытывают спортсмены, ведь многие из них всю жизнь посвящают тому, чтобы участвовать в соревнованиях подобного уровня. Им обидно, причем бывает виноват один, а наказаны все. С другой стороны, должна быть и мера коллективной ответственности. Современный олимпийский спорт к физкультуре относится мало, это больше не забота о здоровье, а растрачивание здоровья, использование резервов человеческого организма в неправильных целях. И если говорить о допинге, всем здравомыслящим людям понятно, что почти все рекорды достигаются в том числе «правильным» подбором разных химических средств. Только речь о разной степени разрешенности, и появляются новые препараты, которые не внесены в каталог запретов. Главное успеть, пока его не запретили, а дальше разрабатывать новое вещество. Так что сейчас это не только соревнование мышц, методик тренировок, но и соревнование фармацевтических разработок. Мы в нем, получается, проигрываем. Есть поводы обижаться на самих себя Что касается реакции общества, тут есть такая особенность: с одной стороны мы не очень физкультурно развиты, у нас нет традиции делать зарядку, заниматься для здоровья собственным телом, с другой — мы очень любим наблюдать, как другие занимаются спортом, чаще всего по телевизору. Так что и болельщикам – обидно. Но у нас есть и масса других поводов обижаться, только вот конкретных виноватых найти уже не так просто – это не кто-то конкретный, как в случае с играми. А здесь мы вроде бы обижаться должны сами на себя – за состояние нашей экономики, за проблемы в медицине и образовании, за состояние наших дорог, еще много за что. |
Когда приказывают сбрасывать бомбы на мирное население – священник обязан сказать то, что требует сказать Бог Дело не в Сталине – дело в нас 31 марта, 2016 Дело не в Сталине – дело в нас Нравственность и политика, сталинизм и всенародное покаяние, военно-патриотическое воспитание и пацифизм – на все эти общественно значимые темы мы беседуем с протоиереем Димитрием Климовым, настоятелем Никольского кафедрального собора города Калач-на-Дону (Волгоградская область). Целесообразны ли Божьи заповеди в политике? – Некоторые люди считают, что в политике принципиально отсутствуют понятия чести, порядочности и справедливости, а есть только эффективность и целесообразность. Говорят, что мерки нравственности неприменимы к истории, к поступкам политических деятелей. Откуда такая точка зрения, на ваш взгляд? – Эта точка зрения не удивительна. Карьера, работа, отношения между людьми тоже многим кажутся несовместимыми с христианской моралью – в храме я могу быть верующим, а за его стенами погружаюсь в соответствующую среду, становлюсь «как все». Эта точка зрения стала обыденной, «нормальной» для многих людей. А когда это проецируется на политику, то тем более соглашаются, что моральные нормы там не действуют. Зачем Бог дает заповеди Нагорной проповеди ? Чтобы успокоить, помочь пережить неприятности, как порой считают критики христианства, в качестве некой анестезии? Нет, Христос дает эти заповеди как нормальный закон жизни – другого просто нет и быть не может. Конечно, некоторые могут эти заповеди воспринимать как некий аутотренинг, для убеждения самого себя в том, что я должен быть добрым, смиренным, кротким и, наконец, казаться себе таковым. Но если верить, что есть Бог, который помогает нам, и что мы своим послушанием через исполнение заповедей даем Ему возможность действовать в нашей жизни, то это уже совсем другой подход. Заповеди – это ключ, которым открывается для Бога дверь в этот мир: если мы открываем, то Он входит и делает за нас то, что мы сделать не можем. Что касается политики и принятия важных исторических решений, то тут это особенно актуально. Как бы ни был гениален человек, в принятии решений, касающихся целых стран и народов, он должен уповать на Бога, полагаться на Его помощь. А если он действует по своим законам, не совпадающим с христианскими, то здесь помощь Божья и не приходит. И решения принимаются такие, что, несмотря на кажущийся краткосрочный успех, в долгосрочной перспективе они заканчиваются крахом. Поэтому мораль и политика должны быть совместимы, только всё зависит от тех людей, которые эту политику делают, и тех людей, которые на этих политиков снизу смотрят. |
Навстречу Новому году: Чем меньше ждешь от людей, тем больше — от Бога Ощущение, что порох весь рассыпан, бензин разлит 30 декабря, 2015 Ощущение, что порох весь рассыпан, бензин разлит Слово накануне Нового года протоиерея Димитрия Климова, настоятеля Свято–Никольского кафедрального собора города Калач-на-Дону, Волгоградская область. По поводу Нового года периодически возникают мысли, что дата эта – весьма условна. Когда-то его в одно время праздновали, потом – в другое. Мне лично больше нравится новый день праздновать, – это тоже новая радость, новые перспективы, новые ожидания. А год – это срок настолько большой, что сложно что-то проследить, загадать. Для верующего человека каждый день – это новое время. Это время, которого никогда раньше не было и никогда потом не будет. И он просит, чтобы Бог в этом дне им руководил, им действовал, помогал, не оставлял его. И то же самое, наверное, каждый год грядущий – мы все просим, чтобы Господь от нас не отворачивался и не забывал нас. Ну а потом начинаем думать о том, что не столько Бог от нас отворачивается, сколько мы от Него. Не Он про нас забывает, а мы про Него забываем. Лично я устал испытывать беспокойство и пессимизм по поводу наступающих времен. Для христианина пессимизм – это такая интересная перспектива. С одной стороны, мы ждем конца этого мира, а с другой стороны, мы ждем наступления нового мира и новой жизни, после пришествия Христа. Я ничего хорошего в политическом, в общественном плане уже не жду от нашей истории, от нашей жизни. Никаких надежд на «светлое будущее» здесь у меня нет. Во-первых, как у человека уже не молодого и, во-вторых, как историка, который знает, что так много уже всего повторялось, того, что, казалось бы, человечество никогда не должно повторять, уже должно осмыслить, должно преодолеть и не наступать на те же грабли. Однако же наступает и всё повторяется. Весь этот пессимизм, весь мрак теперешней жизни освящает свет Христов, свет Его обетования, свет Его обещания, что Он нас не оставит, что Он придет и справедливость, радость восстановит. То, что мы не смогли восстановить, Господь восстановит за нас. И вот я в этом ожидании и живу в последнее время. Уже надоело ждать от каких-то людей, от политиков, благоразумия. Чем меньше ждешь чего-то от людей, тем больше ждешь этого от Бога. И поэтому моя вера всё больше укрепляется. |
Только один процент православных христиан молится за все нужды, за всех страждущих, путешествующих, плененных Трагедии, катастрофы, теракты – это стало почти привычной страшной картиной жизни. Теракт в Пакистане 27 марта унес жизни по меньшей мере 70 человек. Почему происходит подобное в нашем мире? Размышляет протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора ( Калач-на-Дону Волгоградская область). «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Петр. 2:9), говорит апостол Петр в своём соборном послании обо всех христианах. То есть, на всех христианах, на всех крещенных людях фактически лежит такая же обязанность, как на священнике. А главная обязанность священника — предстательствовать перед Богом, совершать службу, молиться. И все священники это очень хорошо понимают, осознают. Если священник пропустит службу без серьезной уважительной причины, ситуацию будут разбирать со священноначалием. А какая ответственность у мирянина? Сейчас в Церкви возникло разделение между мирянами и священниками. Мирянин — это, получается, человек, от которого ничего в Церкви не зависит, который хочет — придет на службу, не хочет — не придет, пропустит, если ему почему-то неудобно, не хочется. В итоге воскресное богослужение посещают примерно один процент крещеных православных христиан – это мы подсчитали у нас, в Калаче. Думаю, в Москве ситуация глобально не отличается. А теперь посмотрим на те слова, которыми мы молимся на богослужениях, вспомним мирную ектению: «Миром Господу помолимся». О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. То есть, христиане молятся соборно обо всех, а не каждый – о своих нуждах, о своих проблемах. Хотя у многих складывается впечатление, что на богослужение каждый приходит со своими бедами, неприятностями, болезнями и каждый что-то свое, о чем-то своем просит. То есть, вот стоят 200 человек в храме и каждый говорит: «Господи, дай мне вот это», «Дай мне и моим родственникам здоровья, счастья, благополучия» и так далее. Но на самом деле мы молимся не только о своих нуждах, мы молимся за весь мир, — каждый из предстоящих на службе людей. |
Встреча с протоиереем Димитрием Климовым — 18 ноября Уже сейчас вы можете присылать вопросы отцу Димитрию 15 ноября, 2016 Уже сейчас вы можете присылать вопросы отцу Димитрию Цикл встреч со священниками Русской Православной Церкви — авторами «Правмира» продолжает протоиерей Димитрий Климов. Вы читали лучшие тексты этих священников на страницах «Правмира». Вы спорили с ними заочно, вновь и вновь возвращаясь к тому, что особенно задевало в их интервью. Вы писали комментарии на форуме и в соцсетях, пытаясь вместе найти ту правду Христову, в которой каждый из нас пытается жить. Интернет разрушает границы пространства, соединяя людей на разных концах земного шара. Но ничто не сравнится с личной встречей, о которой многие из вас так мечтали. Какие проблемы у современных христиан? Почему мы часто стремимся искать внешних врагов, прятаться за скрупулёзное соблюдение внешних форм, забывая о главном – о любви. Значит, забывая о Боге? Постоянные авторы Правмира – на расстоянии вытянутой руки. Слушайте, спорьте, соглашайтесь, высказывайте мнения, задавайте вопросы. Дата и время: 18 ноября, 19:00 Место: Детская библиотека-филиал 41 Библиотеки Искусств им. А. П. Боголюбова (Новослободская ул., д. 49/2). Протоиерей Димитрий Климов — настоятель Свято-Никольского кафедрального собора города Калач-на-Дону, Волгоградская область.Родился в 1974 году. Окончил Волгоградский государственный университет (археология и зарубежная история), Царицынский Православный Университет Сергия Радонежского (богословский факультет). Уже сейчас вы можете присылать вопросы отцу Димитрию. Сделать это можно здесь: Загрузка… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 декабря, 2016 |
О священниках в информационном шуме на Встречах Правмира «Из контекста можно вырвать что угодно, какую угодно фразу и как угодно ее использовать, поэтому тут я, извините, бессилен все отслеживать и контролировать», – сказал, кроме прочего, протоиерей Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца (Калач-на-Дону, Волгоградская область) на встрече с читателями «Правмира». Продолжаем публиковать фрагменты встречи. Казаки настоящие Я не хочу сказать, что как-то особенно выделяю ту проповедь на казачьем круге . И мне удивительно, что до сих пор идет какой-то резонанс. Я, честно говоря, уже два года ее не смотрел, не слушал. Думаю, пересмотреть, что ли? Что ж там такого? Настолько большой диапазон отзывов – от очень одобрительных до очень неодобрительных. И мне сначала было интересно на все это реагировать. А потом – интерес притупился. С другой стороны, может быть, через эту проповедь и к другим моим материалам интерес проснулся у людей. То, что в этой проповеди я сказал, – не конкретно мои эксклюзивные идеи, мысли: если бы это сказал не я, то обязательно бы высказал кто-нибудь другой. Служу я уже 12-й год в городе Калач – это районный центр в Волгоградской области. Городок у нас небольшой, около 25 тысяч человек. Много казаков. Причем таких казаков, которые не просто нарядились в красивые одежды, а именно родовых, которые помнят своих предков, знают, что с этими предками произошло в 20-30-х годах. То, что та проповедь была произнесена как раз на казачьем круге, тоже очень многих удивляло, и люди думали, что после этой проповеди казаки чуть ли не линчевать меня должны. На самом деле, конечно, с этими людьми мы общались давно, мы друг друга знаем. То есть я ничего опасного не чувствовал для себя и просто поделился теми мыслями, которые у меня в тот момент были. И вообще, в основном мои проповеди – ситуативные. То есть отталкиваюсь от ситуации – куда-то пригласили, какой-то вопрос задали, какую-то тему подняли, и я пытаюсь на это реагировать. Интернет в этом плане дает очень большие возможности. Я интернетом, соцсетями пользуюсь года с 2008-го. Выхожу на проповедь, прихожу на встречу и обязательно включаю диктофон. Потом мои друзья, помощники помогают выкладывать в Ютубе, в соцсетях и так далее. |
| |