Составитель также выражает глубокую благодарность протоиерею Валентину Асмусу и профессору Николаю Лосскому за ценные замечания и советы. Настоящее издание не заменяет учебника по патрологии, но служит (необходимым в качестве дополнения к нему) сборником первоисточников, без знакомства с которыми изучение патрологии не имеет никакого смысла. В качестве учебника могут быть использованы книги протоиерея Георгия Флоровского «Восточные Отцы IV века», протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие» и другие, приведенные нами ниже в общем библиографическом списке, в который включены, помимо пособий по патрологии IV века, также некоторые книги по церковной истории и догматической проблематике данного периода. Общая библиография Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. M., 1977. Бароний Ц. Деяния церковные и гражданские, кн. 1. M., 1913. Барсов Н. История первобытной христианской проповеди . СПб., 1885. Барсов Н. Лекции по патристике. СПб., 1887. Безобразов Π. В. Очерки византийской культуры. Пг., 1919. Благоразумов Николай, протоиерей. Святоотеческая хрестоматия. M., 1883. Болотов В. Лекции по истории Древней Церкви. Пг., 1918. Борис (Плотников) , архимандрит. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Казань, 1885–1890. Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скотта Эриугены. СПб., 1898. Бычков В. Византийская эстетика. M., 1977. Виноградов В. О литературных памятниках полуарианства. – Богословский вестник 1911:4, 7–8:12. Гидулянов П. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Ярославль, 1908. Дмитриевский В. Александрийская школа. Очерки из истории духовного просвещения от I до конца V века. Казань, 1884. Дмитриевский Д. История Православной Христианской Церкви. M., 1915. Епифанович С. Лекции по патрологии. Киев, 1914–1915. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. Карсавин Л. Святые Отцы и учители Церкви. Раскрытие православия в их творениях. Париж, 1927.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. M., 1807–1815, т. 1, стр. 114. Титов А.А. Ростовская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). M., 1890. Титов А.А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1892, – Вып. 4. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. Изд. 3. СПб., 1882, т. 2, июнь, стр. 66–68. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 1, стр. 6, прим. 25. Нарбеков В.А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 20–26 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. Казань. 1907, стр. 100. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 243–244. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Изд. 2. Владимир, 1901–1902, т. 2, стр. 153. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 16, 47. Толстой М.В. Древние святыни Ростова Великого. Изд. 2. М. 1860. Голубинский Е Е. История Русской Церкви: в 2 т. М. 1880, т. 1, 1-я половина, стр. 174. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М. 1903, стр. 143, 426, 555. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 590. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 99. Никоновская летопись//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 105. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл. корр. А.А. Титова /Изд. Общества любителей древней письменности. СПб., 1890. Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке с 992 года до настоящего времени. – Ярославль, изд. Яросл. епископ попечительства, 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1850 г. на втором этаже флигеля богодельни на средста Ф. М. Королькова была оборудована домовая церковь во имя Сергия Радонежского. В 1861 г. из-за карстовых явлений здание осело и треснуло, его пришлось перестраивать, храм заново освящен в 1863 г. На этот раз основным жертвователем выступил мещанин Иван Платонович Платонов. В 1890-1893 гг. казанская купчиха Юлия Петровна Годяева на средства, завещанные её дедом Федором Егоровичем Постниковым (1806-1881) выстроила новый корпус богадельни, большую часть которого заняла трехпрестольная церковь. Главный Сергиевский престол освящен в 1891 г., приделы в честь чудотворной иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " и во имя мученика Феодора Черниговского (в честь Ф. Е. Постникова) - в 1893 г. Главный корпус богадельни, выходящий на улицу - трехэтажное здание в стиле классицизм - сохранился с 1848 г. почти без изменений. Корпус с церковью, построенный в 1891 г. двухэтажный с базиликальным третьим этажом, завершенным куполом - эклектика. В 1850-1897 гг. священником, позже, протоиереем храма был Гавриил Николаевич Спасский (1819-1909), выпускник Казанского духовного училища. В 1897-1918 гг. священником церкви был Антонин Иванович Четаев (1857-?), выпускник Казанской духовной семинарии. Храм закрыт в 1918 г., когда Ложкинская богадельня стала государственным домом престарелых. Из книги: Липаков Е.В., Афонина Е.В., Долгов Е.Б., Середа Г.И., Якимов И.В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)». — Казань: Издательство «Фест», 1998. В 1850 году В.М. Ложкин устроил при богадельне церковь во имя Сергия Радонежского, освященную в 1851 г. В начале церковь была приписана к Николо-Ляпуновской церкви. Иконы были написаны в мастерской Т. Т. Гагаева, кроме иконы Сергия, привезенной из Троице-Сергиевской Лавры. Стены расписал москвич П. Н. Шейстов. В новом здании, построенном в 1890 г. на средства Ю. П. Годяевой, и церковь тоже обрела новый вид. Храм стал трехпрестольным: главный – во имя Сергия Радонежского, приделы - иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» и св. мученика Феодора Черниговского. Главный иконостас – четырехъярусный, придельные - трехъярусные. Иконостасы были сделаны из дуба в мастерской Тюфилина, а иконы для них были написаны палешаниным Сафоновым.

http://sobory.ru/article/?object=23496

33. Михайловский В. Я. Речь 19 октября 1890 г. в Кронштадтском Андреевском соборе за литургией после заамвонной молитвы в день ангела о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. СПб., 1893. 10 с. 34. Отец Иоанн Ильич Сергиев, Кронштадтский протоиерей Андреевского собора. Одесса, 1893. 35. Отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и пребывание его в Ростове-на-Дону. Ростов-н-Дон., 1893. 32 с.; портр. 36. Протоиерей Иоанн Кронштадтский . Киев, 1893. 46 с. 37. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) и его пребывание в Киеве. Киев, 1893. 16 с. 38. С[икорс]кий И. А., проф. Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский и его пребывание в Киеве. Киев, 1893. 32 с. Изд. 2-е – Киев, 1899. 32 с. 39. Таисия/Солопова М. В.], игумения. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893. 38 с. 1894 40. Жизнь и труды протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. М., 1894. 96 с. 41. Зарницкий Я. И. Путешествие о. Иоанна Кронштадтского по Шексне и Волге летом 1893 года. СПб., 1894. 46 с.; ил. 42. Зыков И. Н. В знак глубокого уважения и христианской духовно-сыновней любви достойнейшему протоиерею и отцу Иоанну Ильичу Сергиеву Кронштадтскому. СПб., 1894. 1 л. 43. Михайловский В. Я. Слово в день тезоименитства о. протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Иоанна Ильича Сергиева, сказанное в Вознесенской церкви в Санкт-Петербурге. 19 октября 1894 г. СПб., 1894. 10 с. 44. Нарцизова А. Ф. Письма о путешествиях с отцом Иоанном Кронштадтским на его родину и в другие места. СПб., 1894. 88 с. 45. Померанцев М. Посещение г. Вильны отцом Иоанном Кронштадтским . Вильна, тип. А. Г. Сыркина, 1894. 36 с. 46. Попов Иоанн, прот. Поездка в Кронштадт к о.Иоанну. Выписка из дневника сельского священника. Воронеж, 1894. 22 с. 47. Посещение отцом Иоанном Кронштадтским города Казани. Казань, 1894. 16 с. 48. Труженический день отца Иоанна Кронштадтского и описание особенно замечательных случаев помощи, совершившихся в последнее время в силу его пастырской молитвы. Составлено по словам приближенных к отцу Иоанну лиц. М., изд. И. А. Морозова, 1894. 32 с. Изд. 2-е – М., 1899. Изд. 3-е – М., 1912. Изд. 4-е – М., 1913. Изд. 5-е – М., 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

47. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Ч. I. 48. То же, 1858. Ч. 2. 49. То же, 1859, Ч. 3. 50. Творения святого Исидора Пелусиота . М., 1859. Ч. 1. 51. То же, 1860. Ч. 2. 52. То же, 1860. Ч. 3. 53. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина . 2-е изд. М., 1892. 54. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. М., 1892. 55. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископа христолюбивого града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 56. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина . СПб., 1874. 57. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908. 58. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея , душеполезные поучения и послания. 10-е изд. М., 1913. 59. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Сергиев Посад, 1917. 60. Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. I. 61. То же, 1892. Вып. 2. 62. Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина . М., 1874, Кн. I. 63. То же, 1874. Кн. 2. 64. Невидимая брань. Творения преподобного Никодима Святогорца . М., 1904. 65. Св. Григорий Палама . Гомилии. Монреаль. 1865. 66. Добротолюбие. М., 1883 или 3-е изд. М., 1895. Т. I. 67. То же, 1885. Т. 2. 68. То же, 1889. Т. 3. 69. То же, 1889. Т. 4. 70. Тоже, 1890. Т. 5. 71. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791. 72. Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1874. 73. Древний Патерик. Избранные сказания. М., 1914. 74. Палладия, епископа Еленопольского Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1850. 75. Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . Сергиев Посад, 1915. 76. Собеседования о жизни италийских отцов. Римский Патерик, Казань, 1859. 77. Жизнь пустынных отцов. Сергиев Посад, 1898. 78. История боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853. 79. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

6 Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) был сыном воронежского священника и обучался в Воронежской семинарии в то время, когда святитель Тихон жил в Задонске. Один из родственников митрополита Евгения, Феодор Болховитинов, был секретарем Духовной консистории в Воронеже, когда святитель был на Воронежской кафедре, и поэтому митрополит Евгений мог иметь о св. Тихоне самые достоверные сведения. Он сам присутствовал при его погребении. С 1789 по 1799 г. он находился в Воронежской семинарии, занимая должность воспитателя, а затем инспектора и в это время составил описание жизни святителя Тихона (Житие, цит. соч., стр. 5). 7 Это — первое издание. В данной работе используется 3-е издание. М., 1827. 8 (Казанский П.С). Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, изд. I. СПб., 1861. В настоящей работе используется XI издание — Одесса, 1902. При цитации данной книги сноски будут даны в сокращении: “Житие”. 9 Смирнов С. История Московской духовной академии до ее преобразования, 1814—1870 гг. М., 1879, стр. 130. 10 “У Троицы” в Академии. М., 1914, стр. 516, 519. 11 Попов Т., свящ. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916, стр. 8. 12 В работе используется 3-е издание этого труда. СПб., 1896. 13 Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 9. 14 “Прибавления к творениям святых отцов”, т. 39. М., 1862, стр. 183—223; также в “Воронежских епархиальных ведомостях”, 1883, 15, стр. 590—622. 15 Ранее этот уезд входил в состав Елецкой провинции и в церковном отношении подчинялся епископу Воронежскому. 16 “Воронежская старина”, вып. XIII, 1914, стр. 3—64. 17 “Воронежские епархиальные ведомости”, 1890, 2—4, 6—8. 18 “Воронежская старина”, вып. X, 1911, стр. VI. 19 Никольский П. Предисловие. — “Воронежская старина”, вып. X, 1911, стр. VI. 20 Амвросий, архиеп. Полное собрание проповедей. Харьков, 1844. 21 Иеремия, еп. Нижегородский. Указ. соч., стр. 482. 22 Касаткин С.А. Св. Тихон как проповедник. Воронеж, 1884, стр. 41. 23 Кратиров П. Св. Тихон как пастырь и пастыреучитель. — “Православный собеседник”, кн. 1 и 2. Казань, 1897.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

Благодарная память поколений запечатлела имена святых подвижников Православной веры, высокими идеалами которых созидался храм Православия. От их духовного огня вся Русь зажигала свои лампады. 10 мая 1890 г. Господь воззвал к жизни маленькую звездочку из светильника Своей Божественной Славы. Это был мальчик, появившийся на свет в селе Подголье Лужского уезда Санкт-Петербурга. Крестили его именем Александр в честь Святого Благоверного князя Александра Невского (сколько раз в своей жизни он будет оправдывать значение своего имени: мужественный, защитник людей). Воспитывался Александр в благочестивой семье священника - о.Василия. В роду Вишняковых насчитывалось 300 лет преемственного священства. Один из предков будущего архимандрита Александра служил полковым священником в войске Иоанна Грозного в его походе на Казань. Посему, выбор духовной стези Александром был органически предопределен. Юношей он поступает в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Прекрасный профессорско-преподавательский состав, весь уклад семинарской жизни пробуждают в нем любовь к наукам и изучению языков. Будучи уже учащимся академии Александр Вишняков защищает диссертацию на степень магистра богословия (тема диссертации - " Епископ Никанор Херсонский " ). Блестящий дар красноречия, глубокие философские и богословские познания, знания языков сулили молодому священнику в самых высших духовных сферах - столичную кафедру. Однако, Господь уготовал ему другой путь. Мечты о.Александра о мирном благочестивом служении разбиваются шквалом нагрянувшего на Отчизну бедствия: начинается I-я Мировая война. Навязанная России, эта война стала для русских людей Отечественной, ибо, в конечном итоге, от ее исхода зависела судьба Отечества, его целостность и неделимость. В манифесте Царя к народу говорилось: " Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все наши верные подданные. В грозный час испытания да будут забыты все внутренние распри, да укрепится теснее союз Царя с его народом и да отразит Россия, поднявшаяся, как один человек, дерзкий натиск врага. С глубокой верой в правоту нашего дела и смиренным упованием на Всемогущий промысел мы молитвенно призывает на Святую Русь и доблестные войска наши Божие благословение " . [ГАРФ ор.826, д.54, л.166]

http://pravoslavie.ru/put/sv/arch_alexan...

В Белом Озере о. Петр Сокольский занимался и преподавательской деятельностью. Примечательно, что сельские школы и в Игнатовке, и в Белом Озере были открыты «исключительно стараниями Петра Алексеевича», и он 11 лет здесь «законоучительствовал и учительствовал безвозмездно», – отмечали сослужители о. Петра Сокольского на торжествах по случаю 50-летия его пастырской деятельности в 1907 году. В 1885 году о. Петр Сокольский основал в Белом Озере церковно-приходскую школу, преподавал также Закон Божий в женской Бело-Озерской школе. Кроме того, был «наблюдателем школ» и благочинным 4-го благочиннического округа Сенгилеевского уезда – факт примечательный для простого сельского священника. «Он был руководителем не только мирян, но и самих пастырей, в должности благочинного, которую проходил с особенным усердием, умением и аккуратностью при общей любви к нему подчиненных», – вспоминал один из учеников о. Петра священник Симбирской епархии Симеон Бельский. Протоиерей Петр Сокольский, отец сщмч. Василия, находился в центре общественной жизни епархии Протоиерей Петр Сокольский находился в центре общественной жизни епархии, участвовал в работе общеепархиальных и окружных училищных съездов, занимался миссионерской деятельностью, входил в состав Симбирского епархиального комитета православного миссионерского общества и духовно-просветительского братства Трех святителей. За усердное «прохождение должности законоучителя» и «помощь делу народного образования» ежегодно получал благодарности и поощрения от гражданского и духовного ведомств. Так, в 1885 году о. Петр Сокольский получил благодарность епархиального начальства «за доставление в попечительство в значительном количестве кружечного сбора в пользу бедных духовного звания». В 1890 году был удостоен благодарности епархиального начальства «за старательные и успешные труды по преподаванию Закона Божия». В 1893 году о. Петра Сокольского перевели в Сызрань, где он недолго служил в Троицкой церкви и «законоучительствовал» в 1-м Сызранском приходском училище. В 1896 году о. Петр получил назначение в Казань, настоятелем Казанской церкви в слободе Канава, где прослужил 11 лет, был возведен в сан протоиерея 6 мая 1903 года и уволен за штат по личному прошению «по преклонности лет» с 23 февраля 1907 года. Указом Святейшего Синода с 28 февраля 1907 года протоиерею Петру Сокольскому была назначена пенсия в размере 300 рублей в год из Симбирского губернского казначейства.

http://pravoslavie.ru/150917.html

Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосв. Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч. 5 июля 1889 года назначен епископом Якутским. С 14 окт.1896 года – епископ Рязанский и Зарайский. С 1897 года – почетный член Казанской духовной академии. Скончался 14 января 1900 года. Погребен в гор. Рязани. Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири. В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван «Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибирии и Азии». Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике. Труды: «Древние церковные грамоты Восточного Сибирского края 1653–1726 г. и сведения о Дауровской миссии”. Казань, 1875. «Православие и устройство церковных дел в Даурии». (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столет.” (Историческое исследование). Рязань, 1901. Отзыв об этом труде см. «Приб. к ”ЦВ” 1901, 42, стр.1558–1560. «Пустынник Зарлаам – основатель Иоанно-Предтеч. монастыря на границах Китайской Монголии и Чикойских горах за Байкалом”. Рязань, 1901. «О переводной церковно-канонической литературе в древней России». (Кандидатское сочинение). «Якутский Спасский монастырь: владетельные акты на землю и угодья монастыря в древний период его существования». «Якут. Еп. Вед.» 1890, 7–20. Кроме того, много трудов, проповедей, миссионерских записок и отчетов, которые перечислить не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еще до появления в 1890-1900 годах часовни и храма «на Устье», на месте прежних пристаней Бакалда существовала православная церковь. Вот что об этом повествуется в «Истории Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани»: « Бакалдой называлось местечко в устье Казанки, в нескольких километрах от монастыря, где стояли пристани и лабазы. 30 лабазов принадлежали монастырю в XIX веке. Поэтому в 1830-1850-х годах, когда при архимандрите Гаврииле обитель переживала второй расцвет, а торговля шла особенно бойко, здесь существовала приписная к обители церковь. В то время в каждом городе имелись так называемые в народе " церкви на торгу " - то есть на рынках и прочих местах оживленной торговли. Монастырский храм " на Бакалде " можно отнести к их числу. И естественно, как же могла называться церковь, первой встречавшая всех заплывших в устье Казанки - единственной ведущей в город судоходной реки? Конечно, в честь Казанской иконы Божией Матери - главной святыни Казани, ради паломничества к которой многие и приезжали в наш город. Деревянная малая церковь Казанской иконы Божией Матери на Бакалде была построена и освящена 7 июля 1824 г. Церковь была бедной и снаружи, и внутри. При ней имелся один малый колокол. Никаких ценных реликвий и богатых иконных риз в описи 1832 г. не значится. В иконостасе упомянуты лишь иконы Спасителя и Божией Матери в местном чине - видимо, без риз. Церковь закрылась из-за бедности.в 1852 году. Архимандрит Никодим в конце XIX века писал с горечью, что вообще " монастырская Бакалда размыта Волгой, и владеть ею монастырь перестал " . Таким образом, церковь на Бакалде просуществовала чуть больше четверти века, оставив только память о себе. Кроме этой церкви, на Бакалде была и деревянная, так называемая «подвижная» или «передвижная» часовня, которая находилась рядом с ней и приносила определенные доходы за счет продажи свеч, икон и книг. » В статье использованы материалы из книги: А.Рощектаев « История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани», изд-во «Русич», Казань-2004 г.

http://sobory.ru/article/?object=34237

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010