Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДРИН Евлампий Андреевич (10.10.1842, Пермская губ.- 3.03.1919, Казань), богослов, историк Церкви. Из семьи священника. Окончил Пермскую ДС, в 1866 г.- КазДА. 17 янв. 1867 г. утвержден магистром богословия за курсовое соч. «Галликанская церковь». 5 янв. 1867 г. назначен наставником по классу церковной и библейской истории в Пермской ДС, 15 февр. 1869 г.- по классу догматического и нравственного богословия, временно преподавал греч. и евр. языки, историю раскола. 5 февр. 1870 г. Б. назначен бакалавром на вакантную кафедру догматического богословия КазДА, 15 авг. 1870 г.- доцентом. 12 июня 1871 г. избран экстраординарным профессором, 23 июля утвержден Святейшим Синодом. Научную известность Б. принесли его многочисленные работы о социнианах , в т. ч. «Антитринитарии XVI в.» (Каз., 1878-1886. 2 вып.), «Теология социниан» (ПС. 1888. Т. 2. Май. С. 69-98, Июль. 260-298; 1889. Т. 1. Янв. С. 35-60. Февр. С. 135-166. Март. С. 271-287. Апр. С. 421-457. 1890. Т. 1. Март. С. 293-329. Апр. С. 419-455. Т. 2. Май. С. 295-321; 1891. Т. 1. С. 27-59. 1892. Т. 1. С. 257-287) и др. За соч. «Антитринитарии XVI в.» 25 февр. 1887 г. Б. удостоен советом КазДА степени доктора богословия. В диссертации Б. впервые в рус. богословской науке отмечено, что термин «антитринитаризм» протестант. происхождения и до Реформации не употреблялся. 13 янв. 1888 г. Святейший Синод утвердил Б. доктором богословия, но «поставил на вид» совету КазДА «не надлежаще внимательное отношение его к ученым богословским сочинениям» (Протоколы заседаний совета КазДА за 1888 г. С. 14), поскольку в диссертации Б. встречаются противоречащие правосл. богословию и духу правосл. Церкви взгляды. 18 марта 1888 г. Б. избран, 11 мая утвержден ординарным профессором КазДА, в апр. 1889 - нояб. 1898 г. состоял членом правления КазДА. С 15 апр. 1895 г. заслуженный ординарный профессор. Указом Святейшего Синода от 16 сент. 1898 г., согласно прошению, «по расстроенному здоровью» уволен от штатной службы в академии, но по просьбе совета КазДА оставался до кон. 1904 г. сверхштатным профессором, разделив преподавание догматического богословия со своим преемником П. П. Пономарёвым . После выхода из состава действительных членов академии избран и утвержден почетным членом КазДА, 5 мая 1917 г.- почетным членом КДА (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11430. Л. 85).

http://pravenc.ru/text/153583.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Никитич Тимофеев (1880, Казанская губ.- 10.09.1918, Зилантов казанский муж. мон-рь Успения Пресв. Богородицы), прмч. (пам. 28 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушник. 7 дек. 1908 г. поступил послушником в Макариевскую пуст. Казанской епархии. 9 окт. 1909 г. переведен в Успенский Зилантов мон-рь. В авг. 1918 г. Казань и Зилантов мон-рь заняли части Отдельного Чехословацкого корпуса. По прошению архим. прмч. Сергия (Зайцева) от 11 авг. разместить братию временно по мон-рям г. Казани определен в муж. мон-рь в честь Преображения Господня, вскоре вернулся вместе с др. насельниками. 10 сент. Зилантов мон-рь захватили большевики. Расстрелян вместе с архим. Сергием и 9 иноками. Отпевание совершил архим. сщмч. Иоасаф (Удалов) . Прославлен к местному почитанию 4 окт. 1999 г. и к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 140. Д. 23; Ф. 4. Оп. 144. Д. 26 [Клировые ведомости мон-рей Казанской епархии за 1908, 1912 гг.]. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 181; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. М., 2004. С. 621. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Сретенский; † 1918), послушник, прмч. (пам. 28 авг., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МАРИЯ Ивановна Мамонтова-Шашина (1890 - 1938), послушница, прмц. (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ОЛЬГА (Жильцова Ольга Егоровна; 1887-1938), послушница, прмц. (пам. 1 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/164179.html

Николай (Адоратский Петр Степанович), еп. Оренбургский и Уральский Родился 15 сентября 1849 года, в семье протоиерея г.Казани. В 1874 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 2 декабря 1874 года – псаломщик при посольской церкви в Вене. 2 июня 1876 года овдовел. В 1860 году вернулся в Казань и 23 ноября 1861 года был зачислен в состав Пекинской духовной миссии. 10  января 1882 года пострижен в монашество, 24 января рукоположен во иеродиакона, а 28 января – во иеромонаха. 16 авг. 1886 года вернулся в Россию и назначен смотрителем Херсонского духовного училища. 16 окт.1887 г. назначен ректором Ставропольской духовной семинарии, а 25 октября возведен в сан архимандрита. 7 января 1868 года защитил диссертацию в Казани по истории Пекинской Духовной Миссии и 22 февраля был удостоен научной степени магистра богословия. 11  марта 1890 года хиротонисан во епископа Новомиргородского, вик. Херсонской епархии. Чин хиротонии состоялся в С.-Петербурге. 8 июня 1891 г. – епископ Алеутский и Аляскинский. 7 сент.1891 г. – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. 22 окт.1895 г. – епископ Оренбургский и Уральский. Скончался в 1896 году. Духовный писатель. Вел подвижническую жизнь, был кроток, незлобив, милостив, за что верующие любили и почитали его. Плодовитый автор многих компиляций духовного содержания; составил каталог библиотеки Пекинской миссии. Усердно занимался собиранием и проверкой переводов богослужебных книг, а когда ознакомился с языком, то сам предпринял перевод воскресных служб Октоиха. Труды: Истонический очерк вопроса о свободе вероисповеданий в современной Испании”. «Прав.Собес.” 1876, июнь-июль, стр.181–215, 264–270. «Заметки обобщественной деятельности современного французского духовенства”. «Прав.Собес.” 1876, сент., стр.90–110. «Заметка о покойном архиепископе Палладии, начальнике Православной миссии в Пекине”. Статья переводная. «Прав.Собес.” 1884, июнь, стр.248–252. «Настоящее положение и современная деятельность Православной духовной миссии в Китае”.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Свято-Успенский Зилантов женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Свято-Успенский Зилантов монастырь Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), многоКнязь-Владимирская церковь. жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. Содержание История [ править править код ] В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята Троицкий собор.белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

епископ Борис (Плотников) (28.07.1855–01.12.1901) Естественнонаучная апологетика Речи Священное Писание епископ Борис (Плотников) Епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Богослов, церковный историк, философ, филолог, педагог. Почётный член Санкт-Петербургской Духовной Академии. Биография Родился в семье столоначальника Красноярского Духовного Правления. По окончании образования в Красноярском Духовном училище и в Томской Духовной Семинарии в 1876 году прибыл на казённый счёт в Казань для поступления в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром лёгких) блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни Владимир Плотников держал себя в стороне, редко принимал участие в интимных товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, так как на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что Плотников обладал выдающимися умственными дарованиями, весьма основательной научной подготовкой и неутомимой жаждой знаний. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьёзно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. Языкознание не составляло специальной задачи учёных занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований. Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, ещё на первом курсе он написал «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера», который был им напечатан в «Филологических записках» (1879 г., вып. II и IV); на втором курсе им было написано «Палеографико-глоттологическое исследование среднеболгарского Служебника 1532 года», напечатанное потом в тех же «Филологических записках». А в 1890 году в журнале А. А. Хованского была опубликована статьи Плотникова «Об изучения истории просвещения вообще и истории литературы в особенности» и «Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознания».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец (17.07.1830–15.08.1890) Нравственно-аскетические труды Собрание сочинений преподобный Стефан Филейский, Вятский чудотворец Духовный писатель, педагог. Иеросхимонах, основатель Филейского Александро-Невского монастыря. В миру - Симеон Куртеев, родился 17 июля 1830 года в семье крестьянина в селе Филейки близ Вятки. Детство его прошло в доме благочестивых родителей. С юных лет он имел горячее желание служить Богу, знал наизусть множество молитв, читал священные книги, часто бывал в храме. По окончании гимназии родители отправили Симеона на учебу в Казань, а затем в Санкт-Петербург, но мирская жизнь не привлекала его. В 1850 году вышла в свет книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», после прочтения которой юноша возымел огромное желание посвятить свою жизнь служению Богу. Он бросил учебу и решил оставить мир. Жил в Соловецком монастыре, затем много странствовал, бывал в Сарове, в Глинской пустыни, в Крыму, на Святой Земле, дважды посещал Афон. Во время странствий Симеон вел аскетическую жизнь, терпел голод и холод, непрестанно молился. Возвращаясь, он жил в родном селе Филейки. Неподалеку от села, в лесу, он выкопал пещерку, где подвизался в уединении, молитве и чтении духовной литературы. За годы странствий он научился умной сердечной молитве. Сельчане, не понимая высоких устремлений подвижника, считали его душевнобольным, презирали его, издевались над ним. Много скорбей и унижений пришлось вытерпеть Симеону. Между тем Господь по его молитвам совершал чудеса. Так, он молился всю ночь на 4 апреля 1866 года, произнося непрестанно: «Господи, спаси Царя!» После стало известно о покушении в этот день в Петербурге на Государя Александра II и о том, что стоявший рядом с террористом крестьянин оттолкнул стрелявшую руку, и покушение не удалось. В другой раз в селе Филейки случился страшный пожар. Сгорело много домов, и лишь тот дом, где в ту ночь находился Симеон, остался нетронутым огнем. Он ходил по двору среди пламени с иконой Божией Матери, пел акафист, и искры чудесным образом пролетали мимо дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

профессор Константин Васильевич Харлампович (18.07.1870–21.03.1932) Профессор Константин Васильевич Харлампович Российский и советский историк церкви, историк просвещения, богослов. Лауреат Уваровской премии. Член-корреспондент Петербургской АН с 1916 года, академик Украинской АН с 1919 года по 1928 год (исключён за контрреволюционные взгляды). Принадлежал к «западнорусской» исторической школе. Биография Родился в селе Рогачи, Брестского уезда Гродненской губернии (ныне село в Милейчицкой гмине Семятыченского повята Подляского воеводства в Польше) в семье священника. Образование получал в Виленском духовном училище, которое окончил в 1884 году, Литовской духовной семинарии (1884—1890) и Санкт-Петербургской духовной академии, окончил которую в 1894 году со степенью кандидата богословия. После обучения он переехал в Казань, где в феврале 1895 года устроился преподавателем латинского языка в Казанской духовной семинарии, где преподавал по 1914 год. 20 марта 1899 года получил степень магистра. В 1900 году удостоился двух премий — Уваровской Академии наук (рецензент — проф. Пл. Н. Жукович) и Карповской Московского общества истории и древностей российских (рецензент — проф. С. Т. Голубев), за магистерскую диссертацию: «Западно-русские православные школы XVI и начала XVII b., отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви», защищённую в 1899 году. 14 мая 1900 года стал приват-доцентом. В весенний семестр 1900/01 академического года читал «Историю русского раскола старообрядчества и единоверия», в осенний семестр — «Историю школ и духовного образования в России до начала XVIII ст.» Утверждён 25 августа 1909 году экстраординарным профессором Казанского университета по кафедре истории русской церкви историко-филологического университета. В 1914 году защитил докторскую диссертацию, а в 1916 году избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, которое советской властью было объявлено «средоточием отсталых и реакционных элементов, миссионеров, шовинистов и националистов».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Казанская губерния Яков Абрамович Абрамов. Крестьянин, чуваш. Родился в 1873 г. в Ядринском уезде. Окончил министерское двухклассное училище, занимается сельским хозяйством, с 1895 по 1902 г. служил на Московско–Казанской жел. дороге. Принадлежит к «трудовой группе». Саид Гирей Шагиахметович Алкин. Юрист. Родился в 1867 г. в г.Казани в дворянской татарской семье; мусульманин. Окончил Казанский универс. по юридическому факульт. Гласный Казанской городской думы. Редактор–издатель татарской газеты «Казанский вестник» (Казань Мухбери). Член губ. комитета К.Д. партии в Казани. Выборщик от землевладельцев. Гариф Серадзинович Бадамшин , родился в 1865 г. в чувашской крестьянской семье Спасского уезда. Вероисповедания мусульманского. Грамоте обучался дома, занимается хлебопашество и торговлей мануфактурными товарами. Принадлежит к парламентской трудовой группе и союзу автономистов. Александр Васильевич Васильев , заслуженный ординарный профессор Казанского унив., доктор чистой математики. Родился в 1853 г., высшее образование получил в Петербургск. унив., который окончил в 1874 году. С этого году состоял сначала приват– доцентом, потом ординар. професс. по кафедре чистой математики. С 1880 г. по 1890 г. выступает в качестве земского деятеля, по его инициативе в Казанской губ. произведено подворно–статистическое исследование под руководством Анненского. По настоянию минист. нар. просв. Ал.В. вынужден был оставить земскую деятельность, но в 1896 году снова вступает в ряды обществ. деятелей качестве гласн. городской думы, в 1901 г. – в качестве губ. земск. гласн. Участвовал во всех земск. съезд., принимал деятельное участие в период предвыборной агитации. Принадлежит к партии «нар. св.». Марк Несторович Герасимов . Крестьянин, родился в 1873 г. в Чистопольском уезде. Обучался дома; занимается сельским хозяйством, служил сельским писарем. За беседы с односельчанами на общественные темы находился в большом подозрении у полиции. Принадлежит к «трудовой группе». Петр Андреевич Ершов. Крестьянин Яранского уезда, Вятской губ., родился в 1878 г. Окончил двухклассное городское училище. Служил чертежником на казанском пороховом заводе. Внепартийный социал–демократ. Выборщик от рабочих.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Сщмч. Василий (Богоявленский), еп. Черниговский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Сщмч. Василий (Богоявленский), еп. Черниговский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Богоявленский Василий Дмитриевич; 1.02.1867, с. Ст. Сеславино Козловского у. Тамбовской губ.- 27.08.1918, Пермская губ.), сщмч. (пам. 14 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Пермской миторолии, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.), архиеп. Черниговский. Из семьи священника. После окончания Тамбовской ДС (со званием студента, по 1-му разряду) 20 сент. 1888 г. (по др. данным, в 1889) В. Д. Богоявленский был рукоположен во диакона к ц. Рождества Христова в с. Ст. Дегтянка Козловского у. 11 марта 1890 г. рукоположен во священника к ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Овсянка Кирсановского у. Тамбовской губ., состоял законоучителем в неск. церковноприходских школах. В 1896 г. с семьей переселился в Казань, продолжил образование в КазДА, к-рую окончил в 1900 г. со степенью канд. богословия. Будучи студентом академии состоял законоучителем в Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, вел религ. собеседования с нижними чинами учебных команд при 5 батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе. По окончании академии служил в кафедральном соборе, затем в ц. казанского Троице-Феодоровского жен. мон-ря , с 1901 г.- в кладбищенской церкви. В 1905 г. вернулся в кафедральный собор на должность ключаря, одновременно являлся законоучителем Спасо-Феодоровской школы, затем начальных городского и министерского уч-щ, а также Речного уч-ща 1-го разряда. В течение неск. лет был членом комитета по проверке отчетов КазДА и Казанского епархиального жен. уч-ща, членом-учредителем братства во имя Пресв. Богородицы при кафедральном соборе, членом Церковного историко-археологического об-ва. В 1907 г. назначен членом Казанской консистории. В это время написал соч. «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования» (Каз., 1907), за к-рое советом КазДА 4 июня 1907 г. был удостоен степени магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/150523.html

профессор Александр Фёдорович Гусев (23.08.1845–08.07.1904) Нравственное богословие Сравнительное богословие Сравнительное религиоведение профессор Александр Фёдорович Гусев Богослов, духовный писатель, действительный статский советник. Биография Родился в семье причетника. Окончил Тверскую духовную семинарию, в 1871 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (XXIX курс) со степенью кандидат богословия, с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, если представит и защитит магистерскую диссертацию. После окончания учёбы был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Казанскую духовную семинарию, где не раз был избираем членом педагогического собрания; временно преподавал педагогику и русский язык в Женском училище духовного ведомства и русский язык в Юнкерском пехотном училище. В 1874 году получил степень магистра богословия, тема диссертации — " Нравственный идеал буддизма в отношении к христианству " (Санкт-Петербург, 1874). 9 февраля 1887 года назначен доцентом в Казанскую духовную академию по кафедре введения в круг богословских наук; 8 марта 1889 года возведен и утвержден в звании экстраординарного профессора. В 1895 году получил степень доктора богословия за сочинение: «Основные религиозные начала графа Л. Толстого. Апологетическое сочинение» (Казань, 1893; ввиду вновь появившихся сочинений гр. Л. Толстого, сочинение это совершенно переработано, дополнено и вторично издано в 1902 г. под загл.: «О сущности религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого», Казань). С 19 марта 1896 года ординарный профессор апологетики христианства в Казанской духовной академии. Предметом богословских исследований Гусева была полемика с нехристианскими тенденциями современной науки, в особенности естествознания. Гусев считал, что только теистическая философия имеет за себя надлежащие научные основания, что только она отвечает высшим потребностям и стремлениям человеческого духа. Вёл полемику со старокатоликами и со старообрядцами. В июле 1902 года подал прошение и был уволен со службы по слабости здоровья. Похоронен на Арском кладбище. Гусев напечатал много статей религиозно-философского содержания, большая часть которых помещена в «Православном обозрении»: «Вопрос о воспитании в учениях современных естествоведов» (1874, 10—12); «Дж. Ст. Милль как моралист» (1875, 1, 3, 8 и 9; 1876, 6; 1877, 6—7; 1878, 8); «О. Конт» (1875, 12); «Натуралист Уоллес, его рус. переводчики и критики» (М., 1879); «Христианство в его отношении к философии и науке» (1885, 1, 3 и 4); «Необходимость внешнего благочестия» (против Л. Н. Толстого», «Православный собеседник», 1890, 2 и отд. Казань); «Л. Н. Толстой, его исповедь и мнимо-новая вера» («Православное обозрение» 1886, 1—6, 9—10; 1889, 10—12; 1890, 1 и 4) и другие. Публиковал свои статьи в журналах «Гражданин», «Вера и Церковь», «Православный собеседник», «Вера и Разум», «Православное обозрение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010