Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкови/Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г. (приложение к журналу «Русский паломник»). – 1908, ноябрь. – С. 193. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – СПб., 1862. – С. 104–105. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 227, 228. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 555. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 63. 64. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 22. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 699, 702, 723. Жизнь святителя и чудотворца Иннокентия, первого епископа Иркутского. – М., 1887; Томск, 1890. Повествование о Сибири. Латинская рукопись столетия, изданная с российским переводом и примечаниями Григорием Спасским. – СПб., 1822. – С. 73–78 (1817 г.). Исторические сведения о монастырях. – М., 1852. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; доп. т. 1. – С. 389. Иркутские епархиальные ведомости. – 1863, 3–12. Афонская летопись//Душеполезные собеседования. – 1911. – С. 376. Православный собеседник. – Казань, 1855, кн.З. – 1899, январь. – С. 123–132; март. – С. 370. – 1905, ноябрь. – С. 513–530, 550. – 1911, январь. – С. 127, 130. – 1913, февраль. – С. 122. Церковный вестник. – 1891, 33. – С. 517; 37. – С. 588. 1895, 31. – С. 986; 32. – С. 1020.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Следующий крупный ремонт собора производился в 1855 году. Губернский архитектор Бессонов сделал проект обновления иконостаса по древним образцам в православных церквах. Иконописные работы были выполнены Гагаевым, устройство иконостаса, его позолота и окраска стен — мастеровыми купчихи Ильиной и мастером Бичуровым. В 1869-1870 годах известным иконописцем России из села Палеха Владимирской губернии Н. Л. Сафоновым была выполнена работа по росписи стен и сводов собора. Поновление иконостаса и киотов исполнил мастер Агеев. В 1875 году московским мастером Бычковым печное отопление было заменено двумя пневматическими печами, которые были сделаны из белого огнеупорного кирпича в нижнем этаже собора, от них нагретый воздух, по выведенным из-под пола трубам, выходил в помещение храма через отдушины, сделанные в лёгких и красивых тумбах, поставленных в нескольких местах у стен храма. Отдушины по необходимости открывались и закрывались. На местах разобранных изразцовых печей на стене, отделяющей главный храм от трапезной, рукой Н. Л. Сафонова были написаны священные изображения. В это же время на четырёх столбах в храме громоздкие иконы заменили росписями, как это было сделано раннее в верхних частях колонн. На западной стене собора в простенках между входными арками написаны две картины, изображающие Иисуса Христа и апостолов. Западная стена трапезной у входных дверей храма на месте печей тоже была расписана. Деревянные алтарные двери заменены бронзовыми и позолочены, с написанными на них иконами святых евангелистов. Через двадцать лет, в период 1889-1890 годов, Благовещенский собор вновь ремонтировался: была промыта стенная роспись, исправлена и окрашена кровля, позолочены главы. В 1904 году архитектором Ф. Н. Малиновским были изготовлены проект и смета на ремонтные работы по собору и перестройку колокольни, которые начались летом 1906 года. Произведено обновление наружных стен собора и колокольни, вместо ветхого пристроя к келье святого Гурия сооружена красивая каменная часовня. В 1907 году были окрашены крыши и главы, позолочены кресты и звёзды на главах, устроены калориферное отопление и вентиляция. В 1908 году обновлены приделы собора. После ремонта, при освящении 1 февраля 1909 года, южный придел был переименован во имя святых Бориса и Глеба, северный придел — во имя святого Гурия. Кроме двух приделов, при соборе имелись ещё два придельных храма. Один во имя святого Германа — казанского чудотворца, в колокольне под звонницей, он первоначально назывался в честь святой мученицы Ирины и по ветхости в конце XVIII века был закрыт. В 1832 году на средства купца Чижова был отремонтирован и освящён во имя святого Германа.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Труды: Изложение о православней истинней нашей вере (ГПБ, Соф., собр., 1451, л. 243–261 об.). Житие преподобных Зосимы и Савватия соловецких по записям инока Досифея (ГПБ, Солов., собр., 175). Послание о Мономаховом венце/Жданов И.Н. Повести о Вавилоне и «Сказание о князьях владимирских»//Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1891, т. 10, стр. 325–362; Зимин А.А. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в.//Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М. 1972, стр. 129–138. Литература: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М. 1871, стр. 202–220. Яхонтов И. А. Жития святых северо-русских подвижников Поморского края, как исторический источник. – Казань. 1882, стр. 17–32. Жданов И.Н. Русский былевой эпос. Исследования и материалы. СПб., 1895, стр. 65–69, 81–90, 589–603. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 9, стр. 63–68. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 5, прим. 309; т. 6, прим. 629. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 3. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1402. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 607. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 13. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 125. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 2110. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 31 (кн. 61), стр. 223. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 19, стр. 259–260. Письма митрополита Киевского Евгения Болховитинова к петербургскому учёному библиографу В.Г. Анастасевичу. С предисловием Н.И. Полетаева//Русский архив. М. 1863–1917; 1889. Кн. 2, 5, стр. 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Храм и колокольня выполнены в стиле так называемого русского, или " нарышкинского " , барокко, распространенного в России в конце XVII - первой половине XVIII века. С запада к храму примыкает трапезная. Высота собора 52 метра. С западной и северной стороны подклета к зданию примыкает аркада галереи, крыша которой служит гульбищем, с двумя широкими лестницами. В восточном торце северной галереи расположены друг над другом приделы зимней и летней церквей, перестроенные в 1888 - 1890 годах. Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками, пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками с фронтончиками в виде " петушьих гребешков " , городковыми и сильно профилированными карнизами, растительным лепным орнаментом. Основным декорационным мотивом служит обвивающая стволы колонок виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани восьмерика, заполняя плоскости по обе стороны окон. На восточном фасаде собора одно окно в восьмерике заложено; когда-то его нишу занимала большая икона " Богоматерь на троне в окружении святых " . Два ряда икон в узорных резных рамках расположены также в простенках между окнами верхнего света на южном и северном фасадах четверика. Такие же " писанные по жести " иконы служили украшением ниш над входами в храм и придел. Шахматное покрытие крыш и куполов, полихромия всех элементов и декора фасадов завершают пышное оформление Петропавловского собора в стиле " украинского барокко " . Фасады колокольни в сравнении с собором решены скромнее. Основными элементами служат раскрепованные профилированные карнизы, одинарные или наложенные на лопатки пилястры сложного ордера, арочные ниши звонов с архивольтами, полубалясины и лепной растительный декор. Полихромия декора фасадов на фоне монохромных охристых стен, пропильные железные свесы карнизов составляют характерную особенность барочного оформления Петропавловского собора и колокольни.

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

В 1890 году она была задержана близь села Уртема, Царевококшайского уезда, на водяной мельнице. Так как при задержании она не пожелала объявить свое имя и звание, то отправлена была в царевококшайский тюремный замок. Там она назвала себя и доставлена была в Казань, в свой дом; но отсюда скоро опять скрылась и, где теперь находится и жива ли, неизвестно.– Были в то время, о котором говорим, и другие последователи бегунства, так что в Казани образовалось уже целое общество бегунов,– хотя и немногочисленное, которое и управлялось какими-то тремя стариками. В это время и вышли статьи Никиты, которые и здесь породили раздор. Никита лично приезжал в Казань, сменил своих противников, а означенного Кирилла Аполлонова поставил единственным правителем и наставником. Противники Никиты были подавлены, а его приверженцы-статейники получили силу. В 1871 году Аполлонов был захвачен полициею, предан суду за распространение бегунства и сослан на Кавказ, где и умер. После него наставником был определен некто Савва Онисимов, из беглых солдат,– очень видное теперь в бегунстве лицо. Так бегунство появилось и утвердилось в наших пределах и имеет в настоящее время немало последователей и притонов в пригородных слободах: Адмиралтейской, Ягодной, Пороховской слободке и во многих деревнях Казанского и Царевококшайского уездов. После сделанных замечаний приступим к выполнению принятой задачи, к разъяснению намеченных вопросов. I. Географическое положение и места жительства бегунов Первый вопрос – о географическом положении, какое занимают странники, и о местах их жительства. Неведомое царство бегунов очень обширно. Конечными его пунктами служат пределы Каргополя и Вологды на севере, и Томска на востоке; срединными, более известными местами являются губернии Ярославская, Костромская, частию Тверская, Новгородская и Владимирская, около г. Шуи, Семеновский уезд Нижегородской губернии; далее на восток Казань с упомянутыми уездами и частию Самара, еще далее: Сарапульский и Яранский уезды, Вятской губернии, пределы Перми, Оханска, Тагила и Тюмени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Как видно из приведённых статистических данных, число татар за 70-летний По вычислениям Л.В.Тенгоборского, известного экономиста и статистика/род[ился в] 1793 г., ум[ер в] 1857 г./, насел[ение] России удваив[ается] в 70 л[ет]/См. Спр[авочный] Энц[иклопедический] Сл[оварь] А.Старчевского. Том 9, стр. 168.) увеличилось настолько сильно/на 150 %/, что в настоящее время превышает число чуваш, вместо вышеприведённых на 3 стр[анице] 8,483 чел[овек] - 1834 года, уже на 222,094 чел.[овека]; число это указывает, насколько быстро идёт поглощение татарами-магометанами различных инородческих племён: чуваш/больше других/, черемис, мордвы и вотяков. Цифры эти не могут не обратить на себя внимание тех лиц, которым дороги интересы Православной Церкви и Русского государства, так как отатаривание инородцев продолжается и в настоящее время, и татарско-магометанское население неестественно быстро увеличивается. Объяснить быстрое увеличение магометанско-татарского населения естественным приростом нельзя, так как, как мы уже видели выше из приведённых статистических данных, численный прирост других инородческих племён ниже почти вдвое, а именно от 76,1 % до 84,8 % и только вотяков - около 94,8 %, тогда как татарско-магометанское население за тот же период времени увеличилось на 150 %. В этом убеждают нас и работы местных статистиков. Как известно, причинами колебаний в количественном изменении населения являются или механические, состоящие в эмиграции или иммиграции/выселении и поселении/, или физиологические, выражающиеся в рождаемости, смертности, или взаимном отношении и отношении их к населению данной местности. По свидетельству Н.Вечеслава/См. «Рождаемость населения Казанской губ.[ернии]». Казань. 1882 г./, «эмиграционное движение для Казанской губернии не имеет никакого значения, потому что средняя ежегодная разница между поселениями/иммиграцией/и выселениями/эмиграцией/не превышала в течение 10 лет/-/242,8 человек, что для с лишком полутора миллионного населения представляется величиной до бесконечности малой»/стр. 3/. Что же касается естественного прироста населения, то, по сведениям Казанского Губернского Статистического Комитета за 1888 год, он выражается в следующих Памятная книжка Казанской губ[ернии] за 1889 - 1890 год. Состав[ил] Секретарь Статистического Комитета В.Люстрицкий. Казань. 1890 г. Стр. 17 и 20.).

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/20/...

В руках Иоанн  держит книгу с красным обрезом, в золотом или серебряном окладе. Она пока закрыта, все еще предстоит записать, а потому в пазухе у Иоанна Богослова уже приготовлена чернильница. (Об иконах рассказала куратор выставки Татьяна Самойлова) «Издали казалось, что подгребаешь ко граду Китежу. Многочисленные маковки церквей и колокольные башни создавали устремленный вверх средневековый силуэт. Высадившись, однако, мы увидели, что купола сквозят прорехами, колокольни полуразрушены, кресты погнуты и поломаны, а город вымер: остатки булыжной мостовой заросли высоченным чертополохом, безмолвны покосившиеся дома с выбитыми стеклами и пустые дворы, ни кошек, ни собак, ни домашней птицы. Как будто тут чума прошла…», — таким остался остров в памяти героя произведения Василия Аксенова «Свияжск». Свияжск был основан за четыре столетия до описываемых писателем реалий, в 1550 году недалеко от Казани,  на острове посреди Волги как форпост войск Ивана IV Грозного. До сих пор на острове стоит деревянная Троицкая церковь, построенная «без единого гвоздя» в 1551 году, в те времена, когда, стремясь завоевать Казань, Иван Грозный решил построить на Свияжской горе крепость.  Предполагается, что Троицкая церковь, как и другие сооружения «первого» Свияжска была срублена почти за 1000 километров, в углических лесах и доставлена по воде. Иконы, представленные в экспозиции,  в храмах могли видеть многочисленные жители Свияжска еще в конце 1890 –х  там проживало живет 3,5 тыс. человек; активно шло строительство, появился, в том числе, красивый собор в псевдовизантийском стиле в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» (архитектор Федор Малиновский) в Иоанно – Предтеченском монастыре. А потом был 1917 год, когда все разрушалось «до основания». Уничтожение Свяижска начали с людей. В 1918 году, когда в Свияжске оказался Троцкий (в это время шли ожесточенные бои за Казань между белыми и красными). Только, читая рассказы о прошлом, создается впечатление, что пришли откуда-то злые вороги и победили Россию. Однако сограждане вполне справлялись и собственными силами, убивая, грабя, подписывая расстрельные приговоры.

http://pravmir.ru/kuda-idet-voinstvuyush...

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 12, 19. Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. – Архангельск, 1889. – С. 3. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, т. 32 (статья Мансветова И. «Как у нас правились книги» и др.) Материалы для истории раскола за первое время его существования: в 9 т./Изд. Н. И. Субботин . – М., 1874–1895, т. 4. Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит. Житие и завещание праведного Иоакима//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся. – М., 1774. Т. 6. – С.111–139. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 6. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 576, 677, 671, 672. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908, т. 1. – С. 508. Сборник любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 311. Православный собеседник. – Казань, 1866, январь. – С. 38. – 1867, ноябрь. – С. 193. Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 42. Русский паломник. – 1889, 34. – С. 401–402; 35. – С. 415–418. Душеполезное чтение. – 1897, 2. – С. 531. Странник. – СПб., 1872, февраль. – С. 89. Исторический вестник. – 1880, январь. – С. 21. – 1881, март. – С. 548–549; ноябрь. – С. 665–668. – 1885, октябрь. – С. 115. – 1886. т. 25. – С. 589. – 1890, октябрь. – С. 190. – 1895, апрель. – С. 544. – 1896, июль. – С. 82. Православный собеседник. – Казань, 1873, июль. – С. 336. Казанский митрополит Маркелл//Русский архив. – 1889, кн. 2. – С. 304. Скворцов H., священник. Московский Кремль//Русский архив. – 1893, кн. 3. – С. 15–17. Русский архив. – 1895, кн. 1, 4. – С. 530–531. – 1910, кн. 1. 3. – С. 423, 425–427; кн. 3, 9. – С. 8. Журнал Московской Патриархии. – 1944, 9. – С. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Странник. – СПб., 1864. – Т. 3, 8. Русские ведомости. – М., 1863, 46. – С. 8. Тобольские губернские ведомости. – 1858, 4. –»– 1887, 9 и 10. Монастырь. – Нижний Новгород, 1908, 7. – С. 56; 8. – С. 57–61; 9. – С. 72–74; 10. – С. 60–63. Церковный вестник. – СПб., 1891, 7. – С. 104. Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 103. Исторический вестник. – СПб., 1894, июнь. – С. 768–769. Абрамов Н. Митрополит Киприан, первый просветитель Сибири и основатель ее летописи//Журнал Министерства Народного Просвещения. – СПб., 1849. – Ч. 44, 10. – Отд. 5. – С. 1–8. –»– 1854, февраль (материалы для истории христианского просвещения в Сибири). Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1906–1912. – Т. 12. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 10. – С. 60–61. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1277. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 15 (кн. 29). – С. 88. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18, 40, 53. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.; Л., 1947. – С. 393–396. Лихачев Д. С. Повести о покорении Сибири//История русской литературы. – М.; Л., 1948. – Т. 2, ч. 2. – С. 89–93. Бахрушин С. В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI-XVII вв.//Бахрушин С. В. Научные труды. – М., 1955. – Т. 3. ч. 1. – С. 18–31. Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. (истоки русской сибирской литературы). – Новосибирск. 1973. Ромодановская Е. К. Киприан Старорусенков//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1993. – Вып. 3. ч. 2. – С. 156–163. 13 В Древней Руси до конца XVII столетия езда на санях считалась более почетною, чем на колесах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом (Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. – «Терра». 1992. – Т. 56. – С. 260–261).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Труды Киевской духовной академии. – 1875, июнь. – С. 734, 769–770, 776–777, 782–794. –»– 1884, июль. – С. 439. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1870. – Т. 1. – С. 258, 291–293, 424, 574; т. 2. – С. 223–224, 574–576. –»– 1872, март. – С. 471; апрель. – С. 539. 1874, сентябрь. – С. 68. –»– 1875, март. – С. 641; август. – С. 468, 470, 476; сентябрь. – С. 204, 207. –»– 1876, февраль. – С. 321, 323; июнь. – С. 299; октябрь. – С. 304. –»– 1878, август. – С. 571. –»– 1879, апрель. – С. 659–660. –»– 1880, февраль. – С. 281; март. – С. 510, 706; апрель. – С. 714; май. – С. 117, 224; ноябрь. – С. 605. –»– 1881, январь. – С. 207–208; март. – С. 497­498; сентябрь. – С. 188. –»– 1883, июнь. – С. 565; август. – С. 441; октябрь. – С. 166. –»– 1885, январь. – С. 119–126; апрель. – С. 189–190; июнь. – С. 577, 579. –»– 1886, март. – С. 592. –»– 1888, август. – С. 304. –»– 1904, январь. – С. 97, 233; июль. – С. 11; сентябрь. – С. 659–663. Православный собеседник. – Казань, 1899, февраль. – С. 198; май. – С. 612. –»– 1902, июль-август. – С. 150. –»– 1907, сентябрь. – С. 36. –»– 1910, март. – С. 343. –»– 1914, январь. – С. 83. Исторический вестник. – СПб., 1882, апрель. – С. 33, 35; май. – С. 242, 243, 248–249, 266. –»– 1884, январь. – С. 96; февраль. – С. 428. –»– 1890, октябрь. – С. 189–190. –»– 1895, февраль. – С. 639. –»– 1896, апрель. – С. 157, 159, 163–164. –»– 1900, июль. – С. 282; октябрь. – С. 248. –»– 1905, апрель. – С. 89–98. –»– 1908, январь. – С. 271. Никифор (Бежанов), игумен. Сборник для любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 345. Христианское чтение. – СПб., 1872, апрель. – С. 648–709; май. – С. 71–150; июнь. – С. 183–229. –»– 1900, март. – С. 389, 395. Душеполезное чтение. – М., 1897, ч. 2. – С. 431. Церковный вестник. – СПб., 1891, 25. – С. 395. Журнал Московской Патриархии. – М., 1954, 4. – С. 47. –»– 1959, 11. – С. 37. Русский архив. – М., 1870, 4 и 5. – С. 844. 1872, 3. – С. 456. Филарет, архиепископ Черниговский//Русский архив. – М., 1887. – Кн. 3. – С. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010