Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А.С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги Источник Исследование проф. Павлова о 50-й гл. Кормчей было настолько выдающимся явлением в области нашей православной канонической литературы, что естественно не могло пройти незамеченным нашей ученой критикой и библиографией. Не в пример другим произведениям подобного рода, оно вызвало довольно много библиографических сообщений и критических заметок. Его появление было приветствовано значительным большинством наличных канонистов по профессии, а именно: Заозерским (Приб. к Твор. св. отц. 1888. ч. 41, стр. 253–282), Суворовым (Юрид. Вестн. 1888. т. 1, стр. 329), Бердниковым (Отчет о двадцать шестом присужд. Наград графа Уварова стр. 2. Дополн. к Курсу цер. права. Казань. 1889, стр. 314), Барсовым (Приб. к Церк. Ведом. 1888. 2, стр. 42–44). Встречается также не мало анонимных библиографических сообщений и заметок в органах печати духовной и светской тоже сочувственного характера, напр.: в Церк. Вестн. 1888. 36, стр. 654–5, в Русской Мысли 1888. кн. 7, стр. 353–4, в Братском Слове 1888. 4, стр. 256–8, в Рук. д. С.П. 1887. т. 3, стр. 526–530. Все указанные библиографические заметки, рассматривая исследования проф. Павлова с разных сторон, сходятся в общем выводе, весьма лестном для автора; все они отдают должную дань удивления и уважения ученым приемам сочинения, о котором речь, и добытым в нем научным результатам. Совсем другим мнением о книге проф. Павлова проникнута рецензия на нее, составленная проф. Лашкаревым по поводу представления ее на соискание премии митр. Макария и напечатанная в Христ. Чтен. 1890. Сент.-кт., стр. 468–488. Правда, и г. Лашкарев признает заслуживающую полного уважения первую часть труда проф. Павлова, посвященную указанию источников 50-й гл. Кормчей, и называет ее «бесспорно ценным вкладом в историю русского церковного права – историю внешнюю». Но зато он не находит возможным согласиться «с принципиальными воззрениями проф. Павлова на задачи науки православного церковного права и на методы научных по его предмету исследований», выразившимися во второй части его труда (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Примечания 1 Ср. вышеуказанное нарушение этих принципов в “Положении” о созыве собора. 2 Ср. 14-е и 15-е правила Двукратного собора, приведенные мною в первом письме в связи с антиканоничными по существу и по форме действиями живоцерковников. 3 Как “управляющему делами” ВЦУ. 4 Теперь главные церковные деятели, не согласные с парламентскими париями ВЦУ, или сосланы, или заключены в тюрьмы. 5 Проф. Ф. В. Благовидов. “Обер-прокуроры Свят. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия.” Изд. 2-ое, 1900 г., стр. 14–15. Казань. 6 " Raison et Religion " Bruxelle, 1881, р. 170. 7 Pall-Mall Gazette, 26 арг. 1881. 8 The Gospel of Atheism, London 1882. 7, 2. 9 Оффиц. отчет Конвента Вел. Востока Франции, 1912 г. стр. 270. 10 Там же, 1913 стр. 393. 11 Там же, 1922, стр. 102. 12 Там же, стр. 198. 13 Revue Internationale des Societes Secretes, 33, 1931, p. 839. 14 Там же, стр. 840. 15 Там же, стр. 774, Но. 30, 1931 г. 16 Conges Macon. Internationale de Paris, 1900, p. 102. 17 Журнал “Акация”, ноябрь 1930 г., стр. 145 18 Compte-rendu du Convent de la g. z. f. okt. 1922 g. p. 128 19 Ragon, Cours philosophique et interpretatif, les imitations anciennes et modernes, 1841, стр. 318, 319 и 334. 20 Bauhutte, 1890, 119. 21 Revue Internationale des Societes Secretes, # 5, 1 mai 1929. 22 Constitution du Grand Orient de France 1901, p. 12. 23 Bulletin Officiel de la Grande Loge de France, m VII стр. 35, 1884. 24 Там же, стр. 545. 25 Papus, Martinisme et Franc-Maconnerie, стр. 65. 26 Acacia, 1905 h. 27 Bulletin Officiel de la Grande Loge de France, окт. 1923 г. стр 28. 28 Там же, стр. 236, 1922. 29 Отчет Конвента Вел. Ложи Франции, 1899 г. 30 Отчет Конвента, 1922 г. стр. 136. 31 Оффициальный отчет, стр. 120. 32 Annales Maconniques Universelles, май 1930 г. Стр. 110. 33 Ragon. Orthodoxie Masonnique, гл. XXIII, стр. 353. 34 Светом назвал Господь Себя. 35 Так на 6-ом Вселенском Соборе подвергнуты поверке некоторые обычаи Римской Церкви. 36 Христианское Чтение, декабрь 1864 года, статья Иг. Нильского. Стр. 484–486…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Родился в родовом имении Ватагино Крестецкого у. Новгородской губ., в старинной дворянской семье. Сын генерала, героя русско-турецкой войны 1877—78. В 1881 окончил 5-ю С.-Петербургскую гимназию с золотой медалью. Уже в 14 лет получил разрешение участвовать в архиерейских богослужениях в качестве чтеца, читал преимущественно в Исаакиевском соборе. Несмотря на противодействие родных, которые были хоть и верующими, но вполне светскими людьми, после окончания гимназии поступил в С.-Петербургскую Духовную академию. С ранней молодости Алексей находился под большим влиянием Ф. М. Достоевского, часто его посещал, много с ним беседовал. Бытует версия, что именно Алексей Храповицкий стал прототипом Алеши Карамазова. В 1885 окончил Академию кандидатом богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом. 18 мая 1885 еще в стенах Академии ее ректором еп. Арсением (Брянцевым), был пострижен в монашество с именем Антоний, 12 июня рукоположен во диакона, а 29 сент. во иеромонаха. В 1885—86 служил помощником инспектора СПбДА, в 1886—87 преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской Духовной семинарии. В 1887 иеромонах Антоний был избран и.о. доцента СПбДА по кафедре Ветхого Завета. В 1888 удостоен степени магистра богословия за работу «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» и утвержден в звании доцента. В 1889 назначен исполняющим должность инспектора Академии. В 1890 возведен в сан архимандрита и назначен ректором С.-Петербургской Духовной семинарии, а через несколько месяцев ректором Московской Духовной академии. Однако Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) невзлюбил молодого ректора Академии, увидев в его деятельности якобы элементы либерализма. Он добился устранения деятельного архимандрита из Москвы в Казань, с 1895 он стал ректором Казанской Духовной академии. 7 сент. 1897 хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, а в 1899 стал епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии (все с оставлением в должности ректора Академии). 17 августа 1900 избран почетным членом Казанской Духовной академии за литературные и научно-богословские труды. В том же 1900 назначен на самостоятельную кафедру епископом Уфимским и Мензелинским. Через 2 года, в 1902 переведен на очень важную Волынскую кафедру форпост Русского Православия в борьбе с католическим прозелитизмом, польским сепаратизмом и еврейским засильем. Одновременно состоял Экзархом Вселенского Патриарха для Галиции и Карпатской Руси. 22 апр. 1906 избран членом Государственного Совета, но 13 янв. 1907 сложил с себя это звание, как мешающее архипастырской деятельности. 6 мая 1906 возведен в сан архиепископа.

http://lib.cerkov.ru/authors/340

Слово о злых женах Подготовка текста, перевод и комментарии А. Г. Боброва Слова «о злых женах» (или «о добрых и злых женах») встречаются в древнерусской книжности уже с XI в.; они входят в состав Изборника 1073 г., Златоструя, Пролога, Измарагда, многочисленных сборников. Одним из основных источников древнерусских Слов является сочинение ο женах, помещенное в «Вопросах и ответах» Анастасия Синаита , известное на Руси уже по Изборнику 1073 г. ( Архангельский А. С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. Казань, ч. 4. 1890, с. 174). Русские книжники, опираясь на переводную литературу, создавали оригинальные версии слов «о злых женах», особенно начиная с XV в. Κ этому времени относятся списки второй редакции «Пчелы» (так называемой 68-главной), куда Слово «о женах» вошло в качестве 27-й главы Слова «о женах» в сборнике Ефросина, списки сочинения Даниила Заточника. С этими памятниками непосредственно связано и недавно обнаруженное в составе сборника XV в. «Златая Матица» сочинение, озаглавленное «А с ο злых женах» (о составе и характере сборника см.: Бобров А. Г., Черторицкая Τ. Β. Κ проблеме Златой Матицы. – ТОДРЛ, т. 43. Л., 1990, с. 341–358), публикуемое в настоящем томе. Среди текстов, которыми древнерусские книжники пополняли свои сочинения «о злых женах», обращают на себя внимание своеобразные «мирские притчи» – небольшие сюжетные повествования (о муже, плачущем ο злой жене; ο продающем детей от злой жены; ο старухе, глядящейся в зеркало; ο женившемся на богатой вдове; ο муже, притворившемся больным; ο посекшем первую жену и просящем за себя другую; ο муже, которого звали на зрелище игр обезьян и др.). Из всех этих мирских притч, представленных в Слове «о злых женах» из сборника «Златая Матица», только одна – ο старухе, глядящейся в зеркало – восходит к греческому источнику; остальные же, встречающиеся также в 68-главной «Пчеле», у Даниила Заточника и в сборнике Ефросина (не считая многочисленных списков Слов «о женах» XVI–XX вв.), известны нам только по древнерусским рукописям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Василий Протопопов (1868–1938) священник Василий Протопопов Духовный писатель, воспитанник Казанской духовной академии, в которой состоял профессором по кафедре библейской истории. Биография Родился в 1868 году в селе Белоярка Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Курганская обл.) в семье священника. В 1890 году окончил Пермскую духовную семинарию первым студентом, в 1894 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. С 7 сентября 1895 года - преподаватель гомилетики и соединенных с ней предметов в Тобольской духовной семинарии. В 1896 году удостоен степени магистра богословия, с 1899 года - доцент. Принимал участие в составлении " Толковой Библии " , а также писал статьи по библейской истории для " Православной богословской энциклопедии " . С 19 декабря 1904 года - экстраординарный профессор кафедры библейской истории, в связи с историей древнего мира Казанской духовной академии. После революции читал лекции на дому у профессоров, поскольку здание академии было отобрано. До 1921 года служил секретарём редакции губернского земского отдела в г. Казани. 19 апреля 1921 года был вызван повесткой в ТатЧК; не арестовывался. Проходил по групповому делу " Дело преподавателей Казанской Духовной Академии. Казань, 1921 г. " 6 октября 1921 года был осуждён по обвинению в " нарушении Декрета ВЦИК от 23.01.1918 г. " и приговорен к одному году заключения в концлагерь условно. Был рукоположен во священника. До 1938 года служил в селе Колесникове Курганской области. В январе 1938 года был арестован по обвинению в " контрреволюционной деятельности " . Проходил по групповому дело " Дело священнослужителей города Кургана, г. Курган, 1938 г. " 6 января 1938 года тройкой при УНКВД по Челябинской обл. приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. Всего по делу было осуждено девять человек, все приговорены к высшей мере наказания. Среди них достоверно известно о пяти священниках: Серове, Парфенове, Удинцеве, Протопопове и Волчкове, а о четверых осужденных нет сведений об их принадлежности к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

архим. Григорий (Васильев) Литература а) Отдельные издания 1)  Св. Григория Богослова . Творения. Русский пер. Москва. 1889 г., т. I–VI. 2)  Греческие тексты. Migne Р. С. С. S. Gr. Т. XXXV–XXXVII. 3)  G. Ulimann. Greg, bon Naz. d. T. Gotha, 1866. 4)  Св. Василий Великий . Творения, т. I–VI, 3 д., 1902 г. 5)  Св. Григорий Нисский . Творения, т. I–VII, изд. 1862 г. 6)  Бл. Иероним. Творения, т. V, изд. 1879 г. 7)  Феодорит Киррский. «Церк. История». СПБ, 1852 г. 8)  Сократ Схоластики . «Церк. Ист.» СПБ., 1850 г. 9. Э. Созомен . Церковная История. СПБ., 1851 г. Арх. Филарет. «Истор. уч. об О. Ц.», I–II. СПБ., 1859 г. Фаррар. «Жизнь и труды Св. О. и Уч. Ц.». СПБ ,1891 г. В. Геттэ. «История Церкви», I– III. СПБ., 1875 г. Робертсон. « История Хр. Цер.» т. I–II. СПБ., 1890 г. Проф. А. Лебедев . «Собрание ц.-исторических сочинений», т. X, «Духовенство»... М., 1905 г. Его же а) «Из истор. Всел. Соб. IV–V в.. изд. 1904 г. б) «Вс. Соборы IV–V в.». Москва, 1879 г. Еп. Иоанн. «История Всел. Соборов Новочерк., 1893 г. Шлоссер. «Всемирная История», т. I–II. СПБ., 1861–1862. Арх. Агапит. «Жизнь св. Григория Богослова и его пастырская деятельность». СПБ., 1859 г. А. Говоров . «Св. Григорий Богослов , как христианский поэт . Казань, 1886 г. Свящ. Н. Виноградов . «Догматическое учение св. Григория Богослова ». Казань, 1886 г. Проф А. Спасский. «Истор. догмат, движений. С.-Пос., 1908 г. Архим. Борис. «История христианского просвещения. Казань, 1890 г. 23. Проф. Певницкий. » Священники». Киев, 1885 г. 24. Архим. Порфирий. «О стихотворениях св. Григория Богослова », Киев 1863 г. 25. Ф. Терновский . «Греко-Восточная Церковь в период Вселенских Соборов». Киев, 1883 г. 26. Православная Богословская энциклопедия, т. IV, VIII. 27. Гарбель. «Настольный энциклопедически словарь». 28. Любкер. Реальный словарь класс. древностей. 29. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь (соотв. т.). б) Журнальные статьи 30. Шалфеев. «Св. Григорий Богослов , как учитель веры». Христ. Чтение, 1861, 1. 31. «Последние годы жизни св. Григория Богослова », ib., 1863, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Большая Акса. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь, Казанско-Богородицкая церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:1890. Адрес: Республика Татарстан, Дрожжановский район, село Большая Акса, улица Октябрьская, д. 45. Координаты: 54.627286, 47.498078 Проезд: Из Казани по автодороге Р-241 Казань - Ульяновск. Через 23 км после выезда из Буинска повернуть направо по указателю " Старое Дрожжаное " . Через 57 км (и примерно через 10 км после выезда из Старого Дрожжаного) повернуть налево по указателю " Городище " . Через 1,6 км свернуть направо на дорогу, ведущую ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге Р-241 Казань - Ульяновск. Через 23 км после выезда из Буинска повернуть направо по указателю " Старое Дрожжаное " . Через 57 км (и примерно через 10 км после выезда из Старого Дрожжаного) повернуть налево по указателю " Городище " . Через 1,6 км свернуть направо на дорогу, ведущую в село Большая Акса, через 500 метров повернуть налево перед школой, еще через 200 - направо за школой. Церковь будет через 100 метров справа от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь построена в 1890 г. и освящена в честь иконы Казанской Божьей Матери. Она была одновременно и приходским храмом, и школой, внутри делилась на три комнаты-класса. Колокольни проект не предусматривал. Сохранилась в сильно перестроенном виде. Церковь-школа построена на средства, собранные чувашским просветителем Иваном Яковлевичем Яковлевым и священником В.Н.Теняевым. Василий Николаевич Теняев - чуваш,уроженец д.Бюрганы Буинского уезда, выпускник Казанской духовной семинарии 1876 г, служил священником в Б. Аксе в 1891-1918 гг. и позже. С 1993 г. храм действует. Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)». — Казань: Издательство «Фест», 1998.

http://sobory.ru/article/?object=21799

Вахитовский район. Церковь Михаила Архангела при Казанской духовной академии. Академическая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1843 и 1849. Архитектор:А.И. Песке Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Н. Ершова, д. 2. Координаты: 55.791872, 49.15045 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Казанская духовная академия располагалась в нагорной части города у площади, которая называлась Арским полем и представляла собой комплекс зданий, построенных в 1846-1849 гг. по проекту архитектора А.И. Песке и несущих в себе особенности позднего классицизма. Комплекс состоял из главного здания, двух флигелей и просторного парка. До революции академия занимала целый квартал, ограниченный в настоящее время улицами Ершова, Вишневского, Чехова и Шмидта. Главный трехэтажный корпус размещался в саду с большим отступлением от красной линии улицы, выходил северным фасадом на улицу Арскую и отделялся от нее металлической оградой по кирпичным столбам и цоколю. С восточной и западной сторон, по красной линии застройки, находятся два флигеля, возведенные в 1849 г. под квартиры наставников. В 1887-1890 гг. к главному корпусу с двух сторон были сделаны трехэтажные пристрои. Чуть позднее появились пристрои и к флигелям. Здание, частично сохранившее внешний облик и интерьер, выполнено в характерных для середины XIX века строгих формах. На главном фасаде сохранились архитектурные детали отделки 1848 года. Академия была столь заметным явлением в Казани, что впоследствии место, где находилось это учебное заведение, дало название прилегающей слободе - Академической. Она не случайно была размещена на окраине - для воспитанников было важно отрешение от городской суеты. Академия была закрытым учебным заведением, студенты жили здесь же, в главном корпусе. Кроме аудиторий, в здании были предусмотрены столовая, комнаты для отдыха, занятий, а также церковь во имя Св. Михаила Архангела. С использованием материалов из книги " Казань в памятниках истории и культуры " . - Казань. Татарское кн. изд-во, 1982.

http://sobory.ru/article/?object=31396

Солдатская Письмянка. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1827. Адрес: Республика Татарстан, Бугульминский район, село Солдатская Письмянка. Координаты: 54.615202, 52.707018 Проезд: С автодороги Р-239 Казань Оренбург между Альметьевском и Бугульмой. Со стороны Альметьевска - повернуть налево по первому указаетелю " Аэропорт " через 30 км после везда из поселка Нижняя Мактама, со стороны Бугульмы - через 8,5 км после перекрестка на выезде из города с объездной дорогой вокруг город ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С автодороги Р-239 Казань Оренбург между Альметьевском и Бугульмой. Со стороны Альметьевска - повернуть налево по первому указаетелю " Аэропорт " через 30 км после везда из поселка Нижняя Мактама, со стороны Бугульмы - через 8,5 км после перекрестка на выезде из города с объездной дорогой вокруг города направо на втором перекрестке по второму указателю " Аэропорт " . Далее через 2,7 км направо по указателю " Солдатская Письмянка " . Через 1,4 км церковь будет слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Однопрестольный храм построен 1827 году на средства прихожан, вместо деревянного, построенного в самом начале XIX в. Приход существует с середины XVIII в. При храме служили священниками:  - в 1834-51 гг. Петр Алексеевич Петров(1806-?) (закончил Орловскую духовную семинарию в 1829 г.); - в 1898 г. Михаил Федорович Соловьев (1830-?) (закончил Симбирскую духовную семинарию в 1850 г.) Был отрешен от места в 1883 г за переход к старообрядцам белопоповского толка, восстановлен в 1888 г.; - в 1903-1915 гг. Николай Иванович Фриновский (закончил Самарскую духовную семинарию в 1868 г.). Из книги Липаков Е. В., Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Середа Г. И., Якимов И. В. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)». — Казань: Издательство «Фест», 1998. После польских волнений 1830-х гг. в Бугульму были сосланы неблагонадежные поляки. Благодаря имущественному и образовательному цензу в 1850-1890 гг. они прочно вошли в состав земской управы и городской ратуши и фактически правили городом и уездом. Но исторические документы подтверждают, что поляков и белорусов активно расселяли и до событий 1830-х годов в самом уезде. Пример тому Солдатская Письмянка. В «Атласе Российской империи. Уфимское наместничество от 1792 г.» данное поселение обозначено как - Солдатская (Панская) Письмянка. А в материалах «Переписи населенных мест Самарской губернии за 1864 г.», слово Панская уже не упоминается:

http://sobory.ru/article/?object=24250

Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский С 1646 по 1661 год – игумен Спасо-Преображенского монастыря в Арзамасе. С 1662 года – архимандрит Новгородского Хутынского Варлаамиева монастыря. 24 июля 1664 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. 6 февраля 1665 года прибыл в Тобольск. 25 мая 1668 года возведен в сан митрополита. Скончался 23 декабря 1678 года в схиме (по другим источникам, в 1677 году). Погребен в Тобольском соборном храме. Митрополит Корнилий в своей епархии строго наблюдал за жизнью и деятельностью духовенства, заботился о распространении христианства среди инородческого населения; во многих слободах и острогах, как-то Шадринской, Бешкильской, Торсютской, Иркутской, Красногорском и других, построил церкви. По его грамоте построен монастырь в честь Вознесения Господня в Иркутском остроге. Оставил богатые вклады в архиерейскую ризницу. Труды: Грамоты: С просьбою к воеводе о принятии мер против дерзости раскольников в Енисейске//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 7, 69. Против нетрезвых духовных лиц. О наблюдении за благочинием в церквах. О наблюдении церковного устава в монастыре. О надзоре за поведением духовенства//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 4, 203, 213. Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 962–963. Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 33, прим. 87. Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263–1881 г./Сост. член разных ученых обществ, директор народных училищ Пермской губернии Василий Шишонко: в 7 т. – Пермь, 1881–1889. Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897; 1892. – Т. 2, 809. – С. 139. Нестор (Анисимов) , иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). – Казань, 1909. – Вып. 4. – С. 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010