С 1882 года в Волочке ревностным пропагандистом пашковского лжеучения является коллежский секретарь Фёдор Евфимов Ушков. Об нем нам известно, что он по происхождению дворянин Смоленской губернии и учился в Смоленской гимназии. По окончании образования, он служил сначала в одном из департаментов Петербурга, но потом, получив наследство, вышел в отставку и поселился в В.-Волочке с своею женою и свояченицею. До 1882 года он был православным и дом его, между прочим, был украшен многими ценными иконами. Но в этом году Ушков впал в какую-то меланхолию и для совета с докторами ездил в Петербург. Здесь он скоро познакомился с Пашковым и стал усердно посещать его собрания. Пашковским учением Ушков увлекся быстро: через какие-нибудь четыре недели знакомства с Пашковым он уже оставляет православие и возвращается в Вышний Волочек в качестве пашковского миссионера, снабжённого для этого разными брошюрами. Согласно с своими новыми религиозными убеждениями, он в своем доме снял драгоценные иконы, уложил их в сундук, а на месте их увешал стены евангельскими изречениями, затем перестал ходить в церковь , а устраивал моления у себя дома; свояченица его при этом играла религиозные канты, а сам он читал импровизированную молитву. Не ограничиваясь своей семьей, Ушков начал распространять пашковщину и в городе: с этою целью он созывал к себе в дом всех, встречавшихся ему на улице, читал им из Библии, с присоединением своих толкований на прочитанное, раздавал книжки, а некоторым бедным старушкам и деньги. Кроме лиц, принадлежавших к семье, Ушкову помогали в деле пропаганды состоявшие под надзором полиции в В.-Волочке г.г. Кукин, Никитин и Пичугин. На собрания г. Ушкова приходили большею частью фабричные; между ними были не только мещане и жители городские, но и жители различных окрестных сел и деревень и даже иногородние; случалось, что были на собраниях евреи и еврейки, был сторож Петропавловской церкви, был дьячок Михаил Алексеев Владимирский и даже какой-то ученик приходского училища (Николай Воробьев) и многие дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Великий Князь Николай Николаевич по своим религиозным убеждениям принадлежал к Соборной Церкви, возглавляемой владыкой Антонием. Духовником и настоятелем домовой церкви Великаго Князя Николая Николаевича был командированный владыкой Антонием из Югославии архимандрит Феодосий (Евфимов), бывший ключарь Черниговскаго Кафедральнаго Собора, высокообразованный и достойный пастырь. Кончина Великаго Князя Николая Николаевича была истинно христианской. Отпевание и погребение его совершил архиепископ Серафим Западно-Европейский и он был погребен в крипте русской православной церкви в Каннах. 15. Признание Великаго Князя Кирилла Владимировича Российским Императором. Владыка Антоний признавал Великаго Князя Николая Николаевича Верховным Вождем русскаго народа и воинства. После же его кончины владыка обратился к Великому Князю Кириллу Владимировичу, объявившемуся себя на основании Российских основных законов, 31 августа 1924 года Российским Императором, с изъявлением своих верноподданических чувств и с признанием Его Императором. Предварительно владыка осведомил об этом Югославянскаго Короля Александра, в государстве котораго он жил, и не встретил с Его стороны никаких возражений. Государь Кирилл Владимирович ответил владыке Антонию следующим рескриптом. « Е го Высокопреосвященству, Митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию. Высокопреосвященнейший Владыка Антоний! С удовлетворением Я прочел Ваше верноподданическое обращение ко Мне. Да благословить Господь Ваш шаг и да послужит он примером объединения всех русских людей во имя спасения Родины. Святая Православная Церковь всегда была опорой Трона и верю, что и теперь, в дни лихолетия, Она придет Мне на помощь в Моей тяжелой монаршей работе, по возстановлению законной исторической власти. Поручая Себя Святительским молитвам Вашим, пребываю к Вам отныне неизменно благосклонный. ( Д алее собственноручно написано) Прошу не оставить Меня без советов и поддержки. КИРИЛЛЪ. 26 января ст. ст. 1929 года. С.-Бриак». После этого владыка Антоний неоднократно обращался с воззваниями и призывами к русским людям, увещевая их последовать его примеру и объясняя свой образ действий в этом вопросе, который не встретил среди русской эмиграции полнаго единодушия. 16. Знаменительное 25-летие 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Богданов Платон,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Алексий Васильев, священник; Москва, Никитский сорок, Димитрие-Селунская, что у Тверских ворот, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 2 об., 3). Боголепов Алексей,родился около 1838 г.; Московская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец: Петр Евфимов († до 1861 г.), дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Пушкино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 6 об.). Боголепов Петр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Димитрий Димитриев, священник; Москва, Ивановский сорок, Воскресенская в Гончарах церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 2 об., 3). Боголепов Петр,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Иван Петров, пономарь; Москва, Ивановский сорок, Космо-Дамиановская в Таганке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 5 об., 6). Боголепов Сергей,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Гавриил Михайлов, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Ясенево, Петропавловская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 13 об., 14). Боголепов Феодор,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Павел Михайлов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Темня, Спасо-Преображенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 315; Оп. 3. Д. 20. Л. 15 об., 16). Боголюбский Александр,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Михаил Симеонов, священник; Москва, Ивановский сорок, Космодамиановская в Таганке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 1 об., 2). Богородский Николай,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Василий Николаев, ост[ался] в том же классе, священник; Москва, Сретенский сорок, Филиппиевская на Мещанской церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 6 об., 7). Богородский Сергей,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Николай Васильев († до 1861 г.), священник; Москва, Пречистенский сорок, Крестовоздвиженская в бывшем Крестовоздвиженском монастыре церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 3 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Зданий, принадлежащих церкви, будь то богадельня или часовня, не было. Церковь Святого Великомученика Георгия находилась на расстоянии 170 верст от консистории, от духовного правления - в 120 верстах, от местного благочинного округа - в 30 верстах. Домовой церкви в приходе не было. В 1823 г. была произведена опись церковному имуществу, скрепленная иереем Алексеем Егоровым и утвержденная печатью Опочецкого духовного правления. Копии с метрических книг с 1789 г. и исповедные росписи с 1789 г. хранились в целости, согласно ведомостям за 1851, 1852, 1854, 1864 гг. Пономарем церкви Святого Великомученика Георгия 22 апреля 1858 г. был назначен преосвященным Евгением Стефан Евфимов Орлов. Дьячком церкви 27 июня 1863 г. был определен высокопреосвященством Феогностом Иоанн Иоаннов Дориомедов. 29 марта 1864 г. в чин священника церкви был рукоположен Никандр Иоаннов Знаменский. По ведомости за 1864 г. земли при церкви было 51 десятина 306 квадратных сажень, в том числе 3 десятины усадебной, 30 десятин пашенной, 3 десятины сенокосной, под проселочными дорогами 1 десятина, под болотом 13 десятин 1806 сажень, под церковью и кладбищем 900 сажень. Земля была отмежевана в двух местах, а потому была невыгодна для пользования, так как выгон скота на свою землю священно- и церковнослужители могли осуществить только через землю помещиков, потому нередко приходилось платить ему за потравы по таксе, утвержденной губернским присутствием, за то, что скот попадал на его землю. Священник Знаменский жил не как церковнослужители в деревянных домах, а в квартире пономаря Стефана Орлова. В 1874 г. на колокольню церкви Святого Великомученика Георгия был поставлен новый шпиль мастером крестьянином Кудеверской волости деревни Бослаково Семеном Васильевым. Согласно ведомости о церкви за этот же год на церкви и колокольне кровля железная, выкрашенная медянкой, кресты железные, вызолоченные червонным золотом " на мардан " , а шары деревянные обитые белой жестью и тоже вызолоченные червонным золотом " на мардан " . Все церковное здание на этот год было весьма крепким, а оконные рамы требовалось немедленно заменить. В главном храме во имя Святого Великомученика Георгия была икона Скорбящей Божьей Матери, стоящая за левым клиросом в киоте столярной работы с вызолоченными колоннами, по преданию икона чтилась как чудотворная. В честь этой иконы совершалось 24 октября празднество. Икона эта в 1862 г. была украшена серебряной ризой 84-й пробы.

http://sobory.ru/article/?object=10637

Аще кто за прегрешение свое наказанию подлежаше, толикому собору един не можаше противитися и бяше наказуем подобающими наказаньми и злыя своея воли исполняти не можаше, понеже не имеяше заступника, и един, или два, или трие безчиннии многим благочинным не можаху противостояти...». Этот «совет» помогал Андрею и в тоже время некоторым образом ограничивал его: с ним Андрей считал нужным совещаться во всех трудных недоуменных случаях; но обыкновенно Андрей всегда сумеет склонить этих советников своих к своему мнению и потом их решениями оправдывает свои приговоры. Иван Филиппов подробно перечисляет их: это были все лица наиболее знаменитые в общежительстве, большею частью первые насельники пустыни и собеседники Игнатия, Досифея, Корнилия, как например Исакий Евфимов, сродник с Данилой, пришедший в пустыню вместе с Данилой, замечательный девственник, которому поэтому поручено было управление женским Лексинским монастырем, Захарий Стефанов, известный уже нам первопоселенец Выга, строитель первоначальных зданий обители, Леонтий Федосеев, попов сын, сведущ писания, как показывал о нем на допросе Круглый, – Трифонт Петров, известный начетчик, помогавший Андрею в составлении «Поморских ответов»; – на половину их были «монахи», пришедшие из дальних стран и пользовавшиеся почетом или ради древняго пострижения в известных монастырях, или ради каких либо особенных заслуг, – каков был, например, Прокопий Нижегородский. Все эти лица, по-видимому, благоговели пред мудростью Андрея; которые были не так стары, учились у него грамматическому и риторскому разуму, усвоили его дух и после его смерти достойно продолжали его дело. Андрей обыкновенно умел устроить дело так, что по-видимому предоставлял много простору их деятельности, но тем не менее они являлись бессознательно почти всегда исполнителями его желаний. У настоятелей с избранным советом для своих отношений к рядовой братии монастыря был свой, неизвестный толпе, кодекс правил, своя disciplina агсапа; они имели понятия о вещах иногда вовсе не те, какие высказывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Строгость правительства заставила только многих скопцов бежать за границу, в особенности, в Румынию, чтобы там свить себе прочное гнездо и оттуда безнаказанно влиять на развитие скопчества в России. Особенно много поселилось скопцов в Добрудже, Яссах, Галаце, Бухаресте и с. Николаевке, находящейся близ границы между Россией и Румынией. Дело Селиванова продолжали его преданнейшие ученики Алексей Иванович Громов и Василий Будылин. Первый, выдававший себя за великого князя Константина Павловича и называвший Императора Николая I-ro «братцем Колюшкой», был сын крестьянина Галицкого уезда, Костромской губернии; некоторое время находился на военной службе; но потом бежал и стал распространителем скопчества. По своей изворотливости и энергии, он не уступал и Селиванову, который высоко ценил его и даже наименовал его своим «первым апостолом», а скопцы и доныне восхваляют его, как своего «верного пророка, искупительного апостола и великого страдателя, назидающего стада израильских овец, государя их, батюшки, Петра Феодоровича III». Будылин, так же, сын крестьянина, был родом из села Выездной Слободы, Арзамасского уезда, Нижегородской губернии; так же был некоторое время в военной службе, где его совратил и оскопил один рядовой. После этого, он бежал, и по всей России распространял скопчество, имея повсюду необычайно сильное влияние на своих единоверцев. Ревностными сотрудниками Громова и Будылина были: «пророк и учитель» скопцов, унтер-офицер Семен Ларионов, «злоучитель» Ларион Подкатов, «пророчица и учительница» скопцов Настасья Антоновна, «злоучитель и главный наставник по скопческой секте Иван Богдашев, Тимофей и Ульян Поповы. Константин Неверов, Трофим Зогородников, Катерина Хомнина, монахиня Паисия, иеромонах Феофан, штаб-капитан Борис Сазонович, мещанин Кононов, «мастера» (т. е. оскопиители) – Копылов, Калмыков, Евфимов и мн. др. С конца прошлого столетия и даже раньше, скопчество, как секта, существовала во всех губерниях Русской империи. Но особенно много скопцов было в губерниях: Орловской, Тамбовской, Тульской, Рязанской и Московской; на юге – в Таврической губернии и на Кавказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Искусно поставив себя в отношении к архимандриту Симонова монастыря, Спиридон Лупкин успешно пропагандировал хлыстовщину между монахами, но, с другой стороны, будучи но замечаем в этом преступном деле, он снискал себе большое доверие со стороны архимандрита, который даже в 1721 году сделал его экономом монастыря. Это последнее обстоятельство, возвысив положение Лупкина в среде монашествующих, дало ему еще большую возможность распространять и утверждать между последними хлыстовщину. Симоновский монастырь сделался даже некоторого рода рассадником хлыстовщины; отсюда, между прочим, получила свое начало хлыстовщина Высокопетровского монастыря. В последнем на поприще распространения хлыстовщины прославились иеромонахи Филарет, в мире Федор Муратов, и Тихон, в мире – Тимофей Струков – оба дворяне и оба одновременно перешедшие сюда из Симонова монастыря 60 . – О Новодевичьем монастыре известно только то, что здесь во главе хлыстовщины стояли монахини: Татьяна, Стефанида, две Анны, Феврония и Матрена 61 . В Чудовом монастыре главным действующим лицом на поприще распространения и утверждения хлыстовщины прославились монах Иосаф и просвирник Варлаам 62 . В Богословской пустыни распространял и утверждал хлыстовщину строитель Димитрий Евфимов, в мире Данила Гусев 63 , в сообществе с Кириллом Алексеевым, человеком неизвестного происхождения и звания. Кроме монастырей хлыстовщина в данное время распространилась и между мирянами. Между последними находились даже такие, которые содержали дома для хлыстовских сборищ. Таким именно был крестьянин Яков Фролов. Он первоначально находился в Варсонофиевском монастыре, где принимал деятельное участие в собраниях хлыстов, происходивших в этом монастыре. Впоследствии в 1729 году, он, в союзе с другим крестьянином Андреем Касьянковым и крестьянкой Макеевой, купил особый дом в Рогожской Ямской слободе, за Яузой, в котором он и поселился. По замечанию г. Реутского, „фроловский дом быль первым в правительственных бумагах известным опытом хлыстовской общины, в которой мужчины и женщины проживали совместно“ 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

21 Е. Лебедев. Спасский монастырь в Казани, стр. 85 (Изв. Общ. Археол., Ист. и Этн. т. XVII, вып. I). 24 Спасо-Преображенскому монастырю принадлежали сельца: Клык, Средний Клык, Куюк. починки: Самасырь, Сафаров. Ангильдеева, Полянка, Новой под черным инем на Сафаровской земле, деревня Борисово на озере третьем Кабане, пустошь Мамотнова (Список с писц. кн. стр. 75–77). 25 Там же стр. 80. В списке, очевидно, ошибочно починок назван почиыком «Митя Батутина», следует «Ватутина». В позднейших грамотах и писцовых книгах в числе вотчин Зилантова монастыря значится деревня «Ватутина» (Арх. М. Юст. переп. кн. 1646 г. 6444 и 93. Ср. грамоты изд. Кунцевичем, стр. 41). 26 См. Грамоты Казан. Зилантова монастыря, изд. Г. З. Кунцевичем. Казань 1901 г. В этих грамотах заключается богатый материал для внешней истории монастыря, особенно по вотчино-владельческому вопросу. Изв. Общ. Арх., Ист. и Этн. т. XII, стр. 78–79. 30 Приложения... стр. V. Считаем не лишним для истории Казанских монастырей, хотя в примечании, привести некоторые данные о владениях их, извлеченные нами сокращенно из переписной книги г. Казани с уездами от 1646 г., хранящейся в Москов. Арх. Мин. Юстиции за 6444. I. Троице-Сергиева монастыря. 1 – В городе Казани Троицкого Сергиева монастыря служебниковых в уезде, в селах, деревнях и починках крестьянских бобыльских дворов – дв. стряпчий Иван Бужеников, у него дворовый человек Ларка Кузьмин, дв. слуга Савостьянко Семенов, дв. слуга Ивашка Максимов с своим человеком Куприяшкой Григорьевым; в монастыре служебники – конюх Ивашка Яковлев, повар Федька Павлов, Гурка Евфимов, Ромашко Исаков, Ивашко Семенов, Федька Наумов прозвище Козел, Федька Григорьев. На монастырском дворе бобыльская семья. На посаде бобыльские дворы – дв. Спирка Константинов, в монастырском квасоваренном дворе солоденик Гарасимко Сысуев, дв. Овдейко Леонтьев кузнец с сыном с Микиткою, дв. Илюшка Потапов кузнец с братьями... За городом в Богоявленской слободе жили монастырские бобыли восемь дворов, бездворовых пять бобылей, а всего с сыновьями, племянниками, соседями 50 человек (л. 52 об. 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В то время, когда производилось следствие о могилах Суслова и Лупкина, другие хлысты и в других местах уже совершали свои радения. Так было в Фроловском доме за Яузой в Рогожской части, в Чудовом монастыре и в Богословской пустыни. Сборища хлыстов в доме Фролова были восстановлены, благодаря, с одной стороны, деятельности Якова Фролова, а с другой – деятельности Нестера Иванова и Андрея Касьянкова; к этим лицам присоединился известный уже нам Сергей Осипов. Этот последний в своем показании, данном им в 1747 г., между прочим, говоря о двух таких сборищах, происходивших в доме Якова Фролова, сообщает, что они происходили в нарочно устроенном погребе и во время их он раздавал согласникам только что приготовленные им куски хлеба, испеченные в соединении с кровию и младенческим сердцем 79 . Тоже самое и около этого же времени, по показанию Осипова, происходило в Богословской пустыни, где сборищем заправляли строитель Димитрий Евфимов и Кирилл Алексеев, и во многих других местах 80 . В Чудовском монастыре собрания хлыстов были восстановлены деятельными стараниями Варлаама просвирника и Варлаама иеромонаха, в то время бывшего только монахом. Последний, как показал он на следствии 1745 года, убежав от следствия 1733–1734 гг., поступил первоначально в Богословскую пустынь; приняв здесь монашество, он перешел в Чудов монастырь и здесь в сообществе с просвирником Варлаамом снова предался хлыстовскому учению и участвовал в двух сборищах, бывших в келье просвирника Варлаама. По своему происхождению иеромонах Варлаам был сын крестьянина дворцового села Измайлова, приселка Ивановского, московской губернии и уезда. Он был человек грамотный; в секту хлыстов вступил приблизительно в 1726 году и был увлечен в нее монахом Чудова монастыря Иосафом. He смотря, однако, на то, что Варлаам всецело принадлежал хлыстовщине и был горячим распространителем ее, он, как мы уже видели, принял монашеский чин; впоследствии, в 1742 г., он был посвящен воронежским епископом Львом в иеродиакона, а в 1744 году – в иеромонаха – грузинским епископом Иосифом, В 1745 году Варлаам вместе с другими хлыстами подпал под следствие, был несколько раз допрашиваем, но неизвестно, какова была его судьба после следствия 81 . О двух сборищах в келье просвирника Варлаама, на которых присутствовал сам Варлаам, по отсутствию документов, можно сказать только то, что они, по свидетельству самого Варлаама, признавались „истинными и небогопротивными, но душеспасительными и беседою тайною святых отец” 82 . Участником этих сборищ, кроме двух Варлаамов, был еще Иван Башмачников, игравший роль пророка. На одном из этих сборищ даже совершался торжественный „привод” нового прозелита 83 . Таким образом, на основании этих скудных сведений o состоянии хлыстовщины в Чудовом монастыре можно отчасти полагать, что оно было цветущим.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Сахаров Александр,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Василий Симеонов, протоиерей; Москва, Сретенский сорок, Богоявленская в Елохове церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 9 об.). Сахаров Иван,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Стефан Климентов († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Карачарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 9 об., 10). Сахаров Николай,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Феодор Михайлов († до 1861 г.), священник; Московская губерния, Верейский уезд, село Субботино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 8 об.). Сахаров Петр,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Климентов, священник; Московская губерния, Серпухов, Троицкий собор (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 3 об., 4). Сахаров Сергей,родился около 1841 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Василий Симеонов, протоиерей; Москва, Сретенский сорок, Богоявленская, что в Елохове, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 3). Световидов Михаил,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.); Отец: Василий Евфимов, священник; Москва, Никитский сорок, Христорождественская в Палашах церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 1 об.). Святославский Егор,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Петр Георгиев († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, погост Выдра, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 278; Оп. 3. Д. 20. Л. 11 об., 12). Святославский Сергей,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Петр Георгиев († до 1867 г.), священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, погост Выдра, Богородицерождественская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 9 об., 10). Сербский Вячеслав,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Алексий Алексиев († до 1867 г.), священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, село Амерево, Богоявленская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 6 об., 7).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010