Даниил , 1620–27. Гурий , 1635–38. ? Афанасий . Феодосий , в февр. 1644. Архимандриты Пахомий , 1650 и 51. Антоний , в мар. 1653. Иосиф , 1654 и 55. Евфросин , 1657–71. Тихон , 1675 и 76. Питирим , 30 янв. 1677, а 15 февр. 1686 хирот. в епископа Тамбовского. Феодосий , 1686–89. Варсонофий , 1692–1704. Иона (двое сего имени) в мар. (sic) 1704–1738. (Второй Калуга). Макарий , 1740–49. Венедикт Кептев 1750 перев. из Московского Андреевского, а в 1756 уволен на покой. Ануфрий , 1756–58. Гавриил , 1758; отрешён 15 окт. 1759. Иоасаф , из Московского Сретенского, определён в нояб. 1759; до 1778. Иероним , 1778–96. Мелетий , до 1804. Аполлоний 24 мая 1804 перев. из Авраамиева Смоленского; до 1813. Иоанн , 1813–21. Август , 1821–28. Иоасаф , 1828–33. Вениамин , 1833, из Смоленского Троицкого; до 1866, до 1869. 3 Троицкий, в Смоленске, существовал в XVI веке; ныне 3-го класса. [VI, 163.] Игумены Варлаам , 1598–1600. Арсений , 1672 и 73. Пафнутий , 1682–84. Мелетий Сорочинский , 9 янв. 1688; в мар. 1799 перев. в Саввин Сторожевский. Ависентий . 1703. Архимандриты Константин , 1706. Сергий , 1712. Филарет , 1721 (sic), 1734–38. Лука Чигиринский , перев. из Болдина, 1740–48. Серапион Лехницкий , с февр. 1750; до 1770. Поликарп Павловский , игум., 1770 перев. из Болдина, а 1772 – в Вятский Трифонов. Константин Соколовский 1773 перев. из Небина, а 1778 – в Смоленский Авраамиев. Игумены Епифаний , 1779–84. Исаия , 1787 и 88. Аполлоний 1792 перев. в Смоленский Авраамиев. Иероним , 1792–95. Виктор Черняев 8 сент. 1803 перев. в Нежинский Назарет. Павел Саббатовский , 1804–9, перев. в Смоленский Авраамиев. Иоанн , 1809, а 1813 перев. в Тольгский. Архимандриты Сильвестр Цветков произведён 13 февр. 1813–17, перев. в Смоленский Авраамиев. Тихон , 1817–22. Тимофей , 1822–28, 7 окт. хирот. в викария Новгородского. Вениамин , 1828–33, перев. в Вяземский Предтечев. Герман , 1833–40. Феодор , строит., 1840 и 41. Поликарп , 1842 и 43. Амвросий Лебедев 17 нояб. 1844 перев. из Вологодского Каменного Духова; до 1854.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Так твёрдый и непреклонный Дамаскин неутомимо действовал для образования епархии»! . Ещё ранее нами было заявлено, что рукопись прот. М. Я. Диева – „112 лет Костр. епархии», – с которою мы, хотя и вкоротке, познакомили наших читателей и церковно историческую науку, обрывается на еп. Дамаскине Аскаронском. Это, однако как мы знаем, не значит, что трудолюбивый автор не исследовал дальнейшую судьбу родной епархии, – в библиотеке Моск. общества исторлии и древностей российских мы видели непосредственное продолжение рукописи Императорской Публичной библиотеки, именно объёмистую тетрадь под заглавием: „Симона Лагов, справедливее Лаговский, восемь лет и без малого 7 месяцев (с 1769 г. сент. 1 по 31 марта 1778 г.) еп. Костромской (хранится за 23). К сожалению, тетради этой нам не удалось проштудировать (главным образом потому, что, будучи в Москве, мы не рассчитывали иметь дело с первою рукописью), и потому в мы, оставляем за собою право воспользоваться ею на будущее время или желали бы, чтобы ею занялся кто-нибудь другой при первой возможности (достать её можно чрез председателя общества – в Москве; в провинции высылаются рукописи общества только, кажется, с Высочайшего разрешения). Печатные сведенья o С. Лагове читатель может найти в не раз цитированной уже нами „Истории Костр. Иерархии» (К. Е. В., 1887 г., 8, е, 243–253), которая составлена была при этом именно преосвященном. „История» оканчивается 1773 годом. Перечень следовавших за Симоном и наших иерархов был сделан между прочим в „Памятной книжке Костр. епархии на 1868 г.» и не так давно – в кн. Н. Д. „Девятисотлетие русской иерархии» (М. 1888 г., с. 64–65). Пользуясь этою последнею и имея в виду удовлетворить любопытство Костромского духовенства, мы позволяем себе снова перечислить здесь преосвященных Костр. епархии с 1778 г. То были: 6) Павел I Зернов (15 апр. 1778 г. – 5 янв. 1800 г.); 7) Евгений Романов (4 марта 1800 г. – 9 дек. 1811 г.); 8) Сергей Крылов-Платонов (17 марта 1812 г. – 4 июня 1817 г.); 9) Самуил Запольский (19 авг. 1817 г. – 6 апр. 1830 г.); 10) Павел II Подлипский (26 мая 1830 г. – 26 сент. 1886 г.); 11) Владимир Алявдин (26 сент. 1836 г. – 14 нояб. 1842 г.); 12) Виталий Щепетев (14 нояб. 1842 г. – 11 авг. 1845 г.); 13) Иустин Михайлов (11 авг. 1845 г. – 25 февр. 1850 г.); 14) Леонид Зарецкий (25 февр. 1850 г.– 19 авг. 1853 г.); 15) Филофей Успенский (19авг. 1858 г, – 15 февр. 1857 г.), впоследствии митрополит Киевский; 16) Платон Фивейский (15 февр. 1857 г. – 13 мая 1877 г.); 17) Игпатий Рождественский (11 февр. 1878 г. – 7 июня 1883 г.); 18) Александр Кульчицкий (6 авг. 1883 г, – 16 дек. 1888 г.) и 19) преосвященный Августин Гуляницкий . С 1866 г. при кафедре Костромского епископа было основано Кинешемское викариатство. Первым викарием был Иенофан Руднев (4 сент. 1866 г, – 29 авг. 1869 г.), ныне архиеп. Ярославский; 2) Палладий Пьянков (11 нояб. 1869 г. – 24 июня 1872 г.); 3) Геннадий Левицкий (24 июня 1872 года – 9 апр. 1883 г.) и 4) Вениамин Платонов (с 9 апр. 1883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 183. Л. 15, 16. Подлинник. 482. Приветственное письмо Временному правительству собрания духовенства и церковных старост Сумского уезда Харьковской губернии 20 апреля 1917 г. Первое свободное собрание духовенства и церковных старост Сумского уезда приветствует законное Временное правительство свободной России, обещая ему полное повиновение и преданность, содействуя обеспечению армии продуктами, всячески способствуя водворению в населении мира и братских взаимных отношений. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 183. Л. 21. Рукопись. Подлинник. 483. Из телеграммы съезду уполномоченных волостных и станичных гражданских комитетов Оренбургского уезда собрания духовенства Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии 757 20 апреля 1917 г. В телеграмме выражалась готовность верхнеуральского духовенства поддержать лозунг: «Свободная церковь свободного народа, земля народу, земля монастырская и церковная – хлеборобу!». Оренбургский церк.-обществ. вестник. Оренбург, 1917. 5. Цит. по: Нечаев М.Г. 484. Телеграмма министру-председателю князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян Обоянского уезда Курской губернии 21 апреля 1917 г. Съезд духовенства и мирян Обоянского уезда Курской епархии, собравшись 21 апреля сего года, приветствует Временное правительство. Выражаем ему самые искренние пожелания к скорейшей и полной победе над врагом и полному устроению народной жизни на началах истинного братства, свободы и любви. Молим Бога, чтобы Он упрочил народную свободу, благословил его свободный труд, чтобы благие начала вывели нашу многострадальную Русь на путь славы и благоденствия. Члены съезда, со своей стороны, приложат все свои силы, чтобы выполнить свой гражданский долг, послужить народу и укреплению свободы. Бог мира и любви да царствует среди нас. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 138. Л. 5. Подлинник. 485. Телеграмма председателю Временного правительства Г.Е. Львову съезда духовенства Курганского уезда Тобольской епархии 21 апреля 1917 г. Съезд духовенства Курганского уезда Тобольской епархии, выражая полную готовность следовать указаниям Временного правительства и поддерживать его всеми доступными силами и средствами, сердечно приветствует в лице вашем граждан, давших свободу русскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

420 Цит. по: Византийский Временник, приложение к XX тому, 1//Акты Филофеева монастыря, СПб., 1913.С. 40. 421 См.: Каптерев И. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях, издание 2-е. Сергиев Посад, 1914. С. 247–275. 426 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 580. 428 Цит. по: Петровский Н. Путешествие В. И. Григоровича по славянским землям. ЖМНП, 1915, ч. 59, октябрь. С. 244. 434 Дмитриев-Петкович К. П. Обзор афонских древностей//Приложение к 4-му тому «Записок Императорской Академии Наук», СПб., 1865. С. 20. 442 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 641. 443 Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, на Афонскую гору, во Иерусалим, в Египет, в Александрию и в Аравию//Православный Палестинский сборник. Т. XII, вып. 3. СПб., 1891. С. 10. 444 Успенский Порфирий, en. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Киев, 1877. С. 94. 445 См.: Гранстрем Е. Э. Греческие рукописи ленинградских хранилищ//Византийский Временник 23, М., 1963. С. 195. 454 Цит по: Дестунис Г. С. О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. ЖМНП, 1881, часть 213. С. 170. 456 См.: Смирнов И., свящ. Значение Афона в истории Сербской Церкви//Богословский Вестник, 1911, 11, ноябрь, Сергиев Посад. С. 597. 457 См.: Вздорное Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв. ТОДРЛ, 23, Л., 1968. С. 178–179. 463 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 739. 464 Цит. по: Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV века. Исследование Псалтири То-мича. М., 1963. С. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Настоятели монастыря Настоятельство в Варницком монастыре до 1764 г. было «игуменское», а с этого года переименовано в «строительское». Кто был первый игумен – данных, указывающих это, – никаких нет; равно не сохранилось сведений и о первых годах монастыря. Как выше сказано, наиболее отдаленные сведения относятся к 1482 году, когда упоминается первый известный игумен «Троицкий с варниц Иосиф», сослуживший преосвященному Ростовскому Архиепископу Иоасафу при освящении храма в Угличском Покровском монастыре 1 октября 1482 года. Затем сведения о игуменах Варницких прерываются до 1614 г., в котором был в обители строитель Авраамий, первый упоминаемый в труде П. Строева «Списки Иерархов и Настоятелей монастырей рос. церкви.» Вот перечень игуменов Варницкого монастыря по этому труду (стр. 355) до 1764 года: После Авраамия: Нифонт, в январе 1624 г. Иона, 1647 г. Тимофей, 1654 г. Иона, в сент: 1657 г., в окт. – декаб. 1662 г. Варлаам, 1708 г. Иоаникий, 1722 и 1738. Иринарх, 1744 г. 14 Исаия, 1746–49 г. 15 Мисаил, 1757 г. Исаия, в янв. 1758 г. Адриан, 1759–64 г. Игнатий, 1764–65 г. 16 Здесь нужно упомянуть, что с переводом в Варницкий монастырь монахинь – ими сначала (в 1725 г.) управляли игуменья Христофора, а в 1729 г. наместница Мастридия. С 1764 г. монастырем управляли строители: 1) Ианнуарий, с 1765–1770 г, 2) Феофил, с 1771–1773 г. 3) Иларион, с 1773–1777 г; из экономов Ростовского Архиерейского Дома; был Членом Ростовской Духовной Консистории. 4) Мелхиседек Митрополитский, с 1777–1778 г:, из казначеев Ростовского Архиерейского Дома. 5) Варлаам, с 28 мая по 20 ноября 1778 г. 6) Порфирий, с 1778–1783 г.; затем поступил в игумены Угличского Покровского монастыря; из экономов Архиерейского Дома. Был Членом Духовной Консистории и смотрителем Семинарии. Из Покровского в 1789 г. переведен в Ярославский Толгский монастырь, где в 1893 г. произведен в архимандрита (первого в этой обители). 7) Анатолий, малороссиянин, с 1783–1786 г. При нем построена была зимняя каменная одноэтажная церковь св. Кирилла чудотворца, сгоревшая в 1824 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

Ошлань. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Алексия, человека Божия , Гурия Казанского и Варсонофия Тверского Архитектурные стили: Вятская школа , Барокко Год постройки:Между 1772 и 1778. 1815 - колокольня, 1852 - перестроена трапезная. Адрес: Кировская обл., Богородский район, с.Ошлань Координаты: 57.958211, 50.50301 Проезд:Выезд из Кирова по ул. Ленина и далее по трассе Р-169 на Кумены. Через 41км. после ж/д переезда, левый поворот на Вожгалы – Богородское. Через 50км. от поворота, не доезжая д.Таранки, правый поворот по указателю на Ошлань. От поворота 4,5км. Церковь расположена в юго-западной части села, по ул. Кирова. Всего от ж/д вокзала г.Кирова до церкви порядка 110км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы , 1772-1778, 1815, 1852, 1910-е гг.   Богородский район, Ошланское сельское поселение, село Ошлань. Заложена в июне 1772 года с благословения епископа Варфоломея на средства прихожан. Освящение придела в теплом храме во имя Алексия Человека Божия произошло в ноябре 1778 года. Главный престол в холодной церкви в честь Троицы освятили 4 октября 1788 года. В 1852 году по проекту «архитекторского помощника» А.С. Андреева трапезная была перестроена с добавлением нового придела, посвященного Гурию и Варсанофию Казанским Чудотворцам, который освятили в феврале 1864 года. Отдельно стоящая колокольня построена в 1815 году. Последняя, капитальная перестройка и расширение теплой церкви произошли в начале XX века. В композиции церкви выделяется четверик холодного храма под четырехскатной кровлей, усложненной овальными, идущими от полуглавий к основанию завершения поднятиями. Увенчан четверик двумя ярусами световых восьмериков под выпуклыми барочными кровлями с луковичной главкой и кованым крестом. Складывается впечатление, что кровля четверика могла быть поднята во время одного из ремонтов, и цокольная часть нижнего светового восьмерика оказалась скрытой под ней. Это, естественно, отразилось на пропорциональном соотношении четверика и восьмериков, при котором последние явно проигрывают в объемных и линейных сочетаниях. Плоский пространственный объем трапезной, перекрытый большой по площади двускатной кровлей, связывает храм с доминирующей вертикалью колокольни. Однообразие ее прямоугольных в плане ступенчатых ярусов компенсируется выразительным сложным завершением, состоящим из аттика над фронтонами, люкарн, пьедестала и короткого конусовидного шпиля с основанием в форме гофрированного цилиндра. Шпиль так же увенчан сохранившимся четырехконечным крестом с яблоком под ним. Портики, которые увеличивали объем нижнего яруса колокольни, утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=12644

Из этих материалов становится известно о существовании нескольких письменных проповедей свт. Георгия, которые предназначались автором для публикации. Инициатива их издания принадлежала В.Г. Рубану. В первом письме от 19 августа 1778 г. архиепископ говорит о проповедях, сказанных в день 10 июля 1775 г., а также в 1778 г. по случаю торжеств открытия в Могилеве наместничества. Когда было начало торжеств, святитель свою проповедь сумел произнести, а проповедь на самый день открытия была только заготовлена, но не произнесена, «понеже так быть тому наместник государев судил» 4 . Наместником в то время был ген. М.В. Каховский (1734–1800). В «Описании Могилевской губернии» А.С. Дембовецкого говорится, что это торжество состоялось 4 июня 1778 г. 5 Однако, как будет сказано ниже, в самой изданной проповеди указан другой день. Во втором письме к В.Г. Рубану, датированном 22 апреля 1779 г., речь идет о присылке двух экземпляров записок путешественника монаха Василия Григоровича-Барского (1701–1747). До этого издания записки украинского путешественника ходили во множестве списков, поэтому В.Г. Рубан проделал немалую критическую работу, чтобы подготовить текст к печати. Популярность сочинения Василия Григоровича-Барского обусловливалась живостью впечатлений и множественностью описаний. Автор побывал в Польше, Австрии, Венеции, Италии, Сирии, Турции, на Афоне и Кипре. Из письма к В.Г. Рубану узнаем, что один экземпляр книги Барского был выслан свт. Георгию, а другой он дополнительно просил для Могилевской семинарии. Из третьего письма Рубану от 22 января 1780 г. становится известно, что могилевский архиепископ ожидал издания своих проповедей. Очень заботило святителя, чтобы в тексте не было опечаток: «Без ошибок, прошу покорнейше» 6 . В следующем письме от 5 февраля 1780 г. сообщается о присылке святителю корректурных листов. Конисский, между прочим, сообщает, что из могилевской типографии, которая находится в ведении католического епископа Станислава Богуша-Сестренцевича, ему уже делались предложения подать что-либо для издания по тарифу 2 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Да здравствует Временное правительство! ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 138. Л. 62. Подлинник. 629. Телеграмма министру-председателю Щигровского благочиннического съезда духовенства и мирян Курской епархии Не позднее 15 мая 1917 г. Духовенство и миряне Щигровского 830 благочиннического [съезда], собравшись для избрания депутатов на Курский епархиальный собор и вознеся молитвы ко Всевышнему о богохранимой державе – России, и о даровании победы всероссийскому христолюбивому воинству, приветствуют Временное правительство и, вполне доверяя [ему], надеются, что Временное правительство в союзе с матерью церковью православной, выведет Россию из бедствий на славный путь счастья, благоденствия и мира. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 138. Л. 74. Подлинник. 630. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян Ставропольского благочиннического округа Самарской епархии Не позднее 15 мая 1917 г. Первый совместный съезд духовенства и мирян Ставропольского1 [благочиннического] округа Самарской епархии единодушно выражает пожелание Временному правительству успеха в трудах на пользу Отечества. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 178. Л. 114. Подлинник. 631. Телеграмма Временному правительству собрания духовенства и мирян 35-го благочиннического округа Омской епархии 16 мая 1917 г. Духовенство и миряне 35-го благочиннического округа Омской епархии, собравшись в городе Татарске на благочиннический съезд для обсуждения вопросов, касающихся обновления Православной церкви, почли долгом выразить непоколебимую не за страх, а за совесть верность и преданность Временному правительству. Чтим в нем провозвестника новых, живо ощущаемых нами светлых и свободных начал жизни, приветствуем, благодарим Правительство за отмену столь тяжелой для христианского чувства смертной казни, окрыляем себя надеждой, что правительство дарует Православной церкви все необходимое для ее плодотворной и спасительной работы. Обещаем все свои силы отдать на службу Церкви Христовой, которая есть исполнение всего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исаия Шулякевич (Рум. Муз., 117). Шкловского Воскресенского [VI, 730]: Игум. Иоанн Тудорович , в янв. 1761 (1771?). – Кирилл Жилко , 1776. – Гавриил , 1780–82. – Иосиф Блажиевский , 1786. Строит. Самуил , 1790. Игум. Иларион , 1793. Строит. Игнатий , 1794. – Пётр , с 1799. Игум. Досифей Силинич , 1803–15. Строит. Герман , 1816. – Арсений , 1817. – Пётр , 1820. Игум. Феоктист , с 1821. – Никодим , 1831–33. – Орест , 1838–41. Борколабовского Вознесенского [III, 428]: Игуменьи Фотиния Киркоровна , 1648. Ксенофонтия Косиловна , 1649. Паисия Юхневичева , 1672. Севастияна Одолевичева , 1736. Анфиса , 1737. Антонина , 1752. Христофора , 1753. Аполлинария Коробанкова , 1760, 1775–1780. Дионисия Федоровичева , 1778. Мавра Павпоровская , 1781. Елисавета Корбинова , 1795–97. Сусанна Томашевская , 1798–1820. Петрония Булаева , 1821. Кутеенского Успенского [IV, 886]: Игуменьи Евфросиния Киркоровна , 1631–35. Фотиния , 1660. Ираида, княжна Куракина , 1663, перев. в Смоленский Воскресенский. Трофимия , 1663–68, в янв. (sic) 1696. Иннокентия Потемкина … Екатерина Лапицкая , 1742–60. Акилина , 1776. Анфиса , 1777–80. Александра , 1796. Капитолина , 1845–69. Невельского Преображенского [V, 138]: Игум. Кирилл , 1778. – Ферапонт , 1778–80. Особые заметки Вознесенского Полоцкого – игум. Ферапонт , 1553. Оршанского уезда, Варкалабовского – игум. Ксенофонт , в дек. 1674. Мстиславского Анофреевского: Архим. Варсонофий , 17 нояб. 1508. – Филарет , 24 авг. 1515, в июле 1529. Игум. Исаия , 1 мая 1641. Мстиславского Николаевского, на Горе, игум. Нифонт , 1507, 1517. Дисненского игум. Афанасий Глазок , 1687. Друйского игум. Варфоломей , 1687. Михайловского Городецкого Полоцкого игум. Антоний , 1509. Полоцкого Троицкого – игум. Симон , 1509. Полоцкого Иоанно-Предтечева (А. 3. Р., II, прим. 111) на Острове. Игум. Евфимий , 1509. Архим. Мисаил , 12 ½ лет, после архиепископ Полоцкий (А. 3. Р., II, 174). – Стефан Рагоза , в апр. 1534. – Антоний , 1544 (А. 3. Р., II, 234). Настоят. Арсений Шишка 22 окт. 1562 определён в архиепископа Полоцкого. (Тоже, III, 29, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Происходившее отсюда отсутствие ближайшего архипастырского надзора и непосредственного влияния епархиальных преосвященных, сопровождаясь разными другими вредными последствиями, давало невозбранный простор для пропаганды раскола. На это обстоятельство обращал своё внимание сам царь Феодор Алексеевич, почему бывший при нём московский собор 1681 года ещё тогда предполагал учредить особую архиепископскую кафедру в г. Севске, но не мог этого сделать по недостатку средств. С своей стороны, приходское духовенство Орловского края, хотя и близко стояло к местному расколу, однако не могло бороться с ним по своему богословскому невежеству, нравственной забитости и материальной необеспеченности. Таким оно было не только в XVII веке, но и гораздо позже. По крайней мере, преосвященный Кирилл Флоринский, второй по счёту епископ Севский (1768–1778 гг.), в 1778 году прямо свидетельствовал Св. Синоду, что сельские священники его епархии „почти все совсем ненадёжны“ для увещания раскольников. В духовной же семинарии, в том же 1778 году открытой в Севске и затем (в 1827 г.) переведённой в Орёл, долгое время, даже при наших отцах, царила латынь; богословы, непобедимые в школьных латинских диспутах, ни слова не знали о русском расколе и в беседах с старообрядцами становились в тупик. Присоедините ко всему этому двусмысленное отношение гражданской власти к расколу, особенно во второй половине XVIII и в первой четверти XIX века, – и вы поймёте, что Орловский раскол, с самого появления своего до императора. Николая I, жил, предоставленный самому себе, – жил, распространялся и развивался, никем и ничем не стесняемый. Впервые в царствование императора Николая I и его преемников с их гражданскими мерами и одновременная с ними духовно-просветительная деятельность Орловских архипастырей и приходских пастырей положили конец открытой и усиленной пропаганде раскола старообрядчества, в Орловской епархии и ослабили его силу. Однако они не уничтожили его совершенно. Раскол и теперь существует здесь, имеет свою внутреннюю и внешнюю жизнь, а потому с ним нельзя не считаться.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010