Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЙ (КАЗАНЦЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Евгений (Казанцев), 1840-е. Портрет работы неизвестного художника Евгений (Казанцев) ( 1778 - 1871 ), архиепископ б. Ярославский и Ростовский В миру Казанцев Андрей Евфимович, родился 30 июня 1778 г. в с. Белницыне , Владимирской губернии в семье священника. В 1791 г. поступил в Троицкую семинарию . В 1800 г. по окончании духовной школы определен учителем грамматики Вифанской семинарии , а с 1803 г. - учителем риторики и библиотекарем. В этот период времени перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Одни предлагали ему замечательную светскую карьеру, другие выгодную женитьбу, а митр. Платон (Левшин) убеждал принять монашество. Андрей принял совет митрополита и 16 декабря 1804 г. в Троице-Сергиевой Лавре он (Андрей) был пострижен в монашество с именем Евгения; 25 декабря митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона , а 6 января 1806 г. - во иеромонаха . Евгений продолжал с любовью трудиться в Вифанской семинарии в должности преподавателя философии и префекта семинарии. Он зарекомендовал себя наставником внимательным, откровенным, не терпящим доносов и наушничества. Его боялись, но и любили. Жизнь и деятельность Евгения в Вифании проходила под руководством митр. Платона, который уважал и любил его как сына и такое отношение к нему сохранил до конца жизни. В 1809 г. Евгений был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. В Петербурге его посетила мать, которую он очень любил и говорил о ней с большой теплотою. В 1810 г., по ходатайству митр. Платона, Евгений назначен ректором Троицкой семинарии ; 5 июля того же года возведен во игумена Угрешского монастыря , а 6 августа - во архимандрита Дмитровского Борисоглебского . С 19 августа 1811 года - архимандрит Можайского Лужецкого монастыря . В 1814 года был назначен ректором Московской семинарии , профессором богословия и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря .

http://drevo-info.ru/articles/13505.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ (Казанцев Андрей Евфимович; 30.06.1778, с. Беляницыно Юрьевского у. Владимирской губ.- 27.07.1871, Москва), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона, впосл. ставшего священником. Приход села был настолько беден, что отец Казанцева ходатайствовал перед еп. Суздальским Тихоном (Якубовским) о назначении на пономарское место сына, когда тому было 4 года. Прошение было удовлетворено. С окт. 1783 г. отец обучал его грамоте, но вскоре заболел и умер. В 1789 г. в Суздале Казанцев был посвящен в стихарь и получил пономарскую грамоту. Когда в 1791 г. старший брат перешел на службу причетником в Москву, с ним уехал и Андрей (по др. сведениям, он переехал в Москву вместе со всей семьей). 1 мая 1791 г. он поступил в Троицкую лаврскую семинарию с предоставлением ему дохода от пономарского места в Беляницыне. Этими средствами он пользовался до 1793 г., когда, отказавшись от места, перевелся на казенный кошт. С 1798 по 1799 г. как один из лучших учеников семинарии пользовался коштом Московского митр. Платона (Левшина) . В 1799 г. преподнес митр. Платону аллегорическую песнь «Ручей» собственного сочинения (ЧОЛДП. 1872. Кн. 9. Отд. 3. С. 137-139). Евгений (Казанцев), архиеп. Рязанский и Зарайский. Портрет. 1835-1837 гг. (ЦАК МДА) Евгений (Казанцев), архиеп. Рязанский и Зарайский. Портрет. 1835-1837 гг. (ЦАК МДА) 13 сент. 1800 г. по окончании семинарии митр. Московский Платон определил Казанцева учителем лат. языка и географии высшего грамматического класса в новооткрытую Вифанскую ДС. В 1801 г. имп. Александр I посетил после коронации ТСЛ и Вифанию, митр. Платон преподнес ему оду, а воспитанники произнесли «приветственный разговор» - и то и другое сочинения Казанцева. С янв. 1802 г. Казанцев служил преподавателем риторики, поэзии и истории, одновременно с 1803 г.- библиотекарем семинарии. 16 дек. 1804 г. в ц. во имя прп. Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах ТСЛ митр. Московским Платоном пострижен в монашество с именем Евгений, 25 дек. рукоположен во диакона, 6 янв. 1806 г.- во иерея. В 1804 г., между хиротониями, диаконской и иерейской, Е. лечился в одной из больниц Москвы от глазных болезней. В 1806 г. назначен преподавателем философии и префектом Вифанской ДС. Зарекомендовал себя наставником, не терпевшим доносов и наушничества. Деятельность Е. в Вифании проходила под рук. Московского митр. Платона, к-рый до конца жизни относился к нему как к сыну. Во время службы в Вифанской ДС Е. сблизился с буд. митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) . В янв. 1809 г. они получили назначение во вновь учрежденную СПбДА: Е.- инспектором и бакалавром философских наук, а свт. Филарет - ректором академии (в личной переписке митр. Платон сетовал, что у него «отобрали» и того и др.).

http://pravenc.ru/text/186977.html

Досифей (Васич; 1887–1945), священноисповедник Сербской Православной Церкви, митрополит. Воспитанник КДА. После нападения гитлеровской Германии на Югославское королевство в апреле 1941 г. был схвачен хорватскими усташами и заключен в тюрьму. Там был зверски избит и в бессознательном состоянии перевезен во Введенский монастырь в Белграде, где находился на попечении сестричества этого монастыря. Не приходя в сознание, умер. Погребен в этом монастыре. В 2000 г. Сербской Православной Церковью причислен к лику святых. Дутов Александр Ильич (1879–1921), генерал-лейтенант, один из руководителей белой армии. С октября 1917 г. атаман Оренбургского казачества, затем командующий войсками Оренбурского военного округа. В ноябре 1917 г. возглавил вооруженное выступление против советской власти в Оренбурге. С 1918 г. генерал-лейтенант. С октября 1918 г. командующий Юго-Западной армией, вошедшей в подчинение А. В. Колчака. Со 2 июля 1919 г. походный атаман всех казачьих войск, с 21 сентября 1919 г. командующий Оренбургской армией. Бежал в Китай, был убит. Евгений (Зернов Семен Алексеевич; 1877–1937), священномученик, митрополит. В 1906 г. архимандрит, ректор Иркутской духовной семинарии. Был председателем Иркутского епархиального училищного совета, членом миссионерского комитета, Географического общества, братства во имя свт. Иннокентия и редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». В 1913 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1914 г. епископ Приамурский и Благовещенский. С 1923 г. архиепископ. В 1923 г. арестован, сослан Соловецкий лагерь, затем в Зырянский край. С 1931 г. архиепископ Котельнический, викарий Вятской епархии. С 1933 г. Вятский и Слободской. С 1934 г. митрополит Горьковский. Расстрелян. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Евгений (Казанцев Андрей Евфимович; 1778–1871), архиепископ. В 1818 г. хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С 1822 г. архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский. С 1825 г. Тобольский и Сибирский. В г. Тобольске восстановил кафедральный собор. С 1831 г. епископ Рязанский и Зарайский. С 1837 г. Ярославский и Ростовский. С 1854 г. на покое в Московском Донском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Харлампий Евфимов. Какие там тебе еще ключи? Никаких у нас ключей нет. Ныне время антихриста, церквам разорение, благодати оскудение. Пастыри стали волками. По нужде нынешнего времени кайся пред братиею. По молитвам верных братий Господь Сам разрешает кающегося грешника 47 . Я. По-твоему выходит, и простец имеет от Христа ключи Царствия Небесного, и имеешь их ты. Когда же ключи эти отняты у пастырей и переданы тебе, простецу? Харлампий Евфимов. Со времен патриарха Никона , когда разрушил он закон Христов. Я. От себя ли ты говоришь все это, или можешь доказать на основании Слова Божия? Харлампий Евфимов. Об этом где-нибудь написано непременно, только, где именно, указать теперь не могу: не помню. Я. Ни теперь, ни завтра и никогда ты не укажешь своего неправого учения в Слове Божием. Все Священное Писание против тебя. Ты сам же читал об этом сейчас в Малом катехизисе: Како или что подобает разумети в сей (пятой) тайне? Теперь ты прочитай ответ на него. Первее, – начал читать Харалампий Евфимов, – кающемуся подобает быти христианином православно верующим, понеже без благия веры ни единое же покаяние быти может. Второе, разрешити кающегося никто же может, точию православный священник, понеже кроме церкви несть священия и разрешения (л.36). Я. Довольно. Из прочитанного тобою вполне понятно, что узы кающегося грешника никто не может разрешить, кроме пастыря Христовой Церкви. Вы же, беспоповцы, учите и проповедуете, что разрешить кающегося может и простец. Следовательно, ложно учите и вводите самих себя в обман. Чрез это заблуждение погибнете вы сами, погубите и других. Дий Матфиев. Не стращай ты нас, и без того на сердце тяжело чувствуется. Так ты и думаешь теперь, что без попов мы погибли все? Да ведь они – еретики: от правой веры отступили. Я. Напрасно так ты называешь православное, преданное Христом, священство. Оно вечно во Христе. Я уже приводил тебе место из Книги о вере относительно вечности священства – лист 59 на обороте. Считая все православное духовенство еретическим, ты только себе скорбь к скорби прилагаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Комуждо бо свой бывает Агнец Иисус Христос, якоже кождо вмещати, и ясти того может помере, яже в коемждо вере, и благодати подаемые от духа. Овому убо сице, овомуже сице, обретаяся весь всему и всем вся бывая (л.687). Затем, обратясь ко всем, он сказал: «по сему писанию и мы поступаем, у нас есть причастие, и мы причащаемся». Я. И по этому писанию вы, беспоповцы, святые таинства причащения все равно не имеете, Тела и Крови Агнца не причащаетесь. Чьи слова прочитал ты? Харлампий Евфимов. Из Большого Сборника, из 2-го слова Григория Богослова на Святую Пасху. Я. Не совсем верно сказал ты: не из слова Григория Богослова – слова эти, а из толкования на его слова святителя Никиты Ираклийского. Но прежде скажи, что ты хочешь доказать этими словами? Харлампий Евфимов. То, что у нас есть причащение, и мы причащаемся. Я. Теперь вот и скажи нам: как это у вас бывает? Харлампий Евфимов. Так и бывает, как написано. Комуждо свой бывает Агнец Иисус Христос, кождо по добродетели закалает агнец, и причащается тоговы плоти, и насыщается Иисусом по вере и добродетели. Я. Из слов твоих все же не видно, под каким видом существует Агнец у беспоповцев? Как беспоповцы закалают Агнец? Как причащаются и насыщаются Иисусом? Харлампий Евфимов. Ты, как судебный следователь, докапываешься до самой подноготной. Сказал я, что есть у нас причастие, – и конец делу. Я. Сказать мало, нужно доказать до конца. Вы гордитесь пред темным народом своею верою, покажите же вы ее от дел ваших. Под каким видом причащаетесь вы Тела и Крови Христовой? Дий Матфиев. Если ты будешь искать у нас видимого причастия, то такого не отыщешь у нас. 63 Я. Стало быть, беспоповцы причащаются не Тела и Крови Христовой, которые Господь преподал на тайной вечери, а чего-то иного, «невидимого», чего Господь не завещал миру. Но какое такое «невидимое» причащение существует у вас? Дий Матфиев. Апостол пишет: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу… жертву живу, – читаем в Большом Соборнике, якоже мученицы, иже живех себе привождаху Богу, таже за Того умираху. Таковую жертву себе подобает приводити зовущу Богу присно. И всеми вещьми жрем, воеже умерщвяти уды к действу греха (л.686 об.). Из этого понимайте, что верою и житием по добродетели мы и причащаемся Христу, Который Сам сказал: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ), и еще: и приходящего ко Мне не изгоню вон ( Ин.6:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Дий Матфиев. По твоему мнению, выходит, что, если мы исповедуем друг другу согрешения и молимся друг за друга, то нехорошо делаем, заблуждаемся, и Господь не послушает молитв наших, и не простит наших грехов. Я. У меня и в мыслях не было и нет называть обычай молиться друг за друга и исповедывать друг другу согрешения каким-либо делом дурным и противозаконным. Хорошо молиться друг за друга, прекрасно исповедоваться и каяться в грехах своих с целью исправления; но речь наша не о том. Мы беседуем о такой исповеди, где подается отпущение, или разрешение грехов, т. е. о таинстве покаяния. Таинства покаяния у беспоповцев нет и быть не может до тех пор, пока они не войдут в священную ограду Христовой Церкви. Вне же Церкви ни молитва друг за друга, ни исповедание друг другу прегрешений не избавят грешника от ответственности за его грехи. Харлампий Евфимов. У нас тайна исповеди есть. Ты на нас клевету сказал. Я. Ты обвиняешь меня преждевременно, и скоро откажешься от своего тяжкого обвинения. Которая есть пятая тайна? – спросил я беспоповца и, подав Малый катехизис, предложил ему прочитать ответ. «Покаяние, – начал читать Харлампий Евфимов, – еже за грехи бывает с сокрушением сердечным во исповедании грехов, с надеждою о отпущении, ради излияния честныя крове Сына Божия, и то разрешением священническим, им же сила дана есть от Христа вязати и решити (л.36)». Прочитав ответ, Харлампий Евфимов вопросительно посмотрел на меня и сказал: «а если священников-то истинных нет, если все они в ересь уклонились, то не думаешь ли ты, что все мы должны погибнуть из-за них? Нет. Этого быть не может: несправедливо страдать и погибать за чужие грехи. Все священство в ереси погибло, 44 а мы, христиане, за него отвечай, 45 – вот что выдумали сказать!» Я. Но твердо знай, что священство вечно и прекратиться не может. Об этом мы находим ясное указание в Книге о вере: пастырие и учитилие, архиепископи и епископи, иже служителие суть величеству смотрения его, имже и спребывати даже до скончания века обетование сотвори (Христос) (л.59 об.). Если ты произносишь решительный смертный приговор всему священству, то погиб ты, погибли и все единомышленники твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Вот где причина, что разрешить скованных узами греха у вас некому. Дий Матфиев. Един только Сердцеведец Христос разрешает грешника, а если не Он, то погибель каждого неминуема. Я. В Церкви и на земле Христос разрешает грехи грешников чрез пастырей. Христос простит тогда грехи, когда священник их простит. Ведь Христос дал апостолам, а в лице их и всем священникам обетование Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:23 ). Кто же разрешит ваши греховные узы? Отвергнув священство, которому одному только и даны ключи Царствия Небесного, вы по смерти своей предстанете пред престолом Всевышнего такими же связанными узниками, какими были и на земле. Харлампий Евфимов (с сердцем). Да сказано же, что на земле теперь нет ни священства, ни ключей 49 . Чего же ты еще домогаешься? Я. Я хочу выяснить вам, чтобы вы поняли, что ключи Царства Небесного утратиться не могут на земле до самого скончания века. Если вы отвергаете эти ключи, врученные апостолам, то отвергаете и Христа Бога нашего. Дий Матфиев. Откуда же видно, что мы отрицаемся Христа? Сохрани нас, Боже! Об этом страшно даже подумать. Это ты совсем напрасно говоришь на нас. Христос – Единый Милостивый разрешает кающегося грешника. Я. Да сейчас же вы сказали, что священства нет на земле. Повторите свои слова на мой вопрос: по вашему мнению, существует ли в настоящее время священство на земле? Харлампий Евфимов. Священство не существует: антихрист истребил его. Я. Следовательно, по вашему учению, и Христа ныне нет с вами на земле. Харлампий Евфимов. Как же это выходит? Я. А вот послушай, как. Господь дал власть апостолам вязать и решить грехи человеческие и обещался быть с ними неотступно до самого скончания века: и се, Я с вами, – сказал Господь, – во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). По этому Божественному обетованию, Христос и теперь пребывает со всем священством, и будет пребывать с ним до скончания века. Где пребывает Богоучрежденное священство, там и Христос неотлучно пребывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Их теперь нет: антихрист опустошил все священство. Я. По-вашему выходит, что Христос теперь с пастырями не пребывает? Дий Матфиев. Да. Я. Как же так случилось? Христос обещался пребывать с пастырями до скончания века, а вы учите, что Он не пребывает. Неужели Христос Господь неправду сказал? Харлампий Евфимов. Господь апостолам и их преемникам дал обещание пребывать с ними в том только случае, если они не отступят от правой веры. Я. Ты искажаешь Евангельское Слово Господне. Никакой условности в словах Христовых нет. И се, Я с вами во все дни до скончания века, – сказал Он. Где здесь условность? В словах Христа положительный смысл. Господь даже не сказал: с вами буду, но с вами есмь, показывая тем, что Он провидит будущее, как настоящее. Подумай, мог ли Господь, предвидя отступление от истинной веры всех пастырей Церкви, сказать, что Он пребудет с ними (по-беспоповщински, с отступниками) всегда, постоянно, до самого скончания века? Если Христос исполняет Свое обетование, то Он пребывает с падшими (по-беспоповщински) пастырями, а если не пребывает, то слова Его несправедливы (и Он не всеведущ). В том и другом случае беспоповщинское учение приводит нас к ложному заключению. Харлампий Евфимов. Ты уже очень глубоко задеваешь и широко размахиваешь. Дело-то вовсе немудренное. Если Христос дал ключи Царствия Небесного апостолам – людям, то этим самым Он Себя Самого не лишил той же власти, и Он может разрешать кающегося грешника, не нуждаясь в пастырях. Я. Господь Всемогущ, но Он в то же время бесконечно справедлив и неизменяем. Пред нами Слово Самого Господа, Слово вечное и неизменное. Кто от себя к Слову Божию добавляет что-либо, или убавляет или изменяет что-либо в нем, анафема да будет ( Гал.1:8–9 ). Господь исключительно только одним пастырям дал власть вязать и решить грехи человеческие и Сам обещался быть с ними во вся дни, до скончания века. Беспоповцы же эту власть самовольно вручили простецу, а священство, с которым Господь вовеки пребывает, отвергли… Господь пастырям сообщил Духа Святого для отпущения грехов, а вы, беспоповцы, обращаетесь ли к пастырям, как повелел Господь, за отпущением грехов своих? Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Ничто так не мучительно, как переживать в себе постоянно эти противоречия. Возьмем для примера Малый катехизис. Мы читали сейчас в нем, что власть вязать и решить грешника дана Богом одним только православным священникам (л.36), а вы, беспоповцы, перед кем исповедуетесь? Пред простецом. Кто простецу этому дал власть вязать и решить? Никто. Вот тебе и противоречие. Далее. В Большом катехизисе о таинстве покаяния сказано, что оно нуждно потребная тайна согрешившим, в нем же оставление грехов о повинных испрашивается, от Бога же иереом даруется… и далее: исповедание грехов своих пред Богом иерею Его (л.389 об., л.390). Отпуская грехи кающемуся, иерей произносит: чадо, прощает тя Христос, и аз грешный. Исповедующий же вас, беспоповцев, простец говорит: «Бог простит», и только; ни молитв пред исповедью, ни молитвы на отпущение грехов он не читает. Разве из всего этого не видите вы, что исповедующий вас простец и сам сознает, что разрешить вас от грехов он не в силах, что ему не дана эта власть? Он и прощения вам не подает, внутренно сознавая, что не за свое дело взялся он, но восхитил недарованное ему, якоже сынове Кореовы и Озия царь. Можно ли уйти с успокоенною и примиренною совестию от такой исповеди, в которой не разрешаются грехи кающегося? Харлампий Евфимов. Да ведь это кто как исповедуется. И у вас тоже бывает, иной холодно, для примера только исповедуется, а иной с усердием и со слезами. Что ты на это скажешь? Я. Мы говорим вовсе не о тех, которые только форму исповеди исполняют, но о тех, кто искренно и с сокрушением сердечным приходит на покаяние. Каждый православный, искренно каявшийся, может подтвердить это и засвидетельствовать, как он тотчас после иерейского разрешения грехов вдруг сразу чувствует облегчение на душе. Мир, тихий покой, невыразимая радость тогда наполняют всю его душу. Не то у вас, беспоповцев: у вас разрешение грехов не подается, и ваша душа не испытывает покоя и блаженной радости. Если ты у своего духовника, по-вашему – наставника, бывал на исповеди, то что ты чувствовал, отходя от него и после? Харлампий Евфимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Несмотря на краткость сообщений П. Кафарова о корейских переселенцах в Уссурийском крае, его дневники вместе с письменными отчётами, которые он публиковал в ходе экспедиции в «Известиях императорского Русского географического общества» являются весьма ценным источников для изучения первого этапа формирования корейской диаспоры в России. Литература и источники: Кафаров Палладий. Переезд от Благовещенска до Хабаровки и от Хабаров- ки до Южно-Уссурийского края в 1870 году/А.Г.О. Разряд 60, опись 1, 11. Кафаров Палладий (Архимандрит Палладий). Пребывание во Владивостоке и посещение южно-уссурийских портов в 1871 году/А.Г.О. Разряд 55, опись 1, 24. Палладий . Сообщения об этнографической экспедиции в Южно Уссурийский край/Известия императорского Русского географического общества, 1870. Т. VI, 6. С. 176–178 (письма П.И. Кафарова из Владивостока от 9 и 10 марта, 18 апр. 1870 г.). Палладий . Сообщения об этнографической экспедиции в Южно Уссурийский край/Известия императорского Русского географического общества, 1871 а. Т. VII, 2. С. 91–97 (письма П.И. Кафарова из Владивостока и села Никольского от 3 авг. 1870 г. и 23 авг. 1870). Палладий . Дорожные заметки на пути от Пекина до Благовещенска, через Маньчжурию, в 1870 г./Записки императорского Русского географического общества по общей географии. Т. IV. СПб., 1871 б. С. 329–463. Палладий . Сообщения об этнографической экспедиции в Южно Уссурийский край/Известия императорского Русского географического общества, 1871 в. Т. VII, 3. С. 123–124; 6. С. 263 (письма П.И. Кафарова из Владивостока от 10 янв. и 14 фев. 1871 г.). Палладий . Сообщения об этнографической экспедиции в Южно Уссурийский край/Известия императорского Русского географического общества, 1871 г. Т. VII, 6. С. 325–327 (письмо П.И. Кафарова из Владивостока от 14 марта 1871 г.). Палладий . Сообщения об этнографической экспедиции в Южно Уссурийский край/Известия императорского Русского географического общества, 1871 д. Т. VII, 7. С. 364–366 (письмо П.И. Кафарова из Владивостока от 4 июня 1871 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010