А пока рядом с Ватиканским списком место в соборе заняла тщательно отреставрированная подлинная серебряная риза, в которой до 1904 года хранилась явленная в 1579 году девочке Матрене Онучиной на пепелище икона. Этот оклад, кстати, не возвращен Церкви, а всего лишь передан на хранение Национальным музеем Республики Татарстан, оставаясь экспонатом Государственного музейного фонда РФ.  Для его сохранности в восстановленном соборе выполнены все необходимые условия — в частности, при поддержке благотворителей драгоценный памятник застрахован на значительную сумму сроком на год. Пока это своеобразный эксперимент, прецедентов которому в республике, по словам митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла , не было. Вероятно, соглашение будет пролонгировано, но пока об этом говорить рано. Сейчас приходит удивительное ощущение: верующие поклоняются чудотворному списку, историческая риза рядом — есть все, кроме самой явленной иконы. Возможно, только пока?! О возвращении в Россию Ватиканского списка Казанской иконы вспоминает и первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Вывезенная из России в Гражданскую войну, эта икона путешествовала по Европам и Америкам, пока в 1993 году не оказалась в папских покоях. При подготовке к празднованию 1000-летия Казани еще в конце прошлого века начались длительные переговоры о ее возвращении, и вот в 2004 году она торжественно помещается в Крестовоздвиженскую церковь на тот момент еще не возрожденного Богородицкого мужского монастыря. «При передаче иконы Патриарх Алексий II заметил, что было бы хорошо, если бы возвращение списка знаменитой иконы стало добрым поводом для возрождения Казанского Богородицкого монастыря на том месте, где мир и обрел Казанскую икону Божией Матери. С тех пор эта мысль не покидала нас», — признается Минтимер Шарипович. От полов до куполов — в соответствии с первозданным обликом Непросто возвести объемный собор, но стократ труднее воссоздать порушенное здание в соответствии с его первозданным обликом в точных пространственных координатах. Постройка зодчего Федора Емельянова по проекту Ивана Старова — хронологически четвертый по счету Казанский храм на этом месте — датируется началом XIX века, эпохой сравнительно недавней. Поэтому старые чертежи, к счастью, уцелели в архивах. Это, разумеется, не избавляло от необходимости провести кропотливые археологические исследования перед началом строительства. И вот в пробном раскопе обнаружены руины подземного храма, а при подробном обследовании территории зафиксированы остатки фундаментов первого каменного собора 1595 года. В какой-то степени их сохранности помогло то, что после уничтожения соборного храма монастыря в 1932 году табачная фабрика, которой передали территорию, не расчищала завалы и тем более не осваивала подземелья, долго считавшиеся просто подвалами.

http://e-vestnik.ru/church/kovcheg_dlya_...

В 1955 году начались крупные реставрационные работы, в ходе которых живопись и иконостас были обновлены, а помещение увеличено за счёт подколокольного пространства. Художественные работы производились в 1955-56 гг. московскими художниками П. А. Гладковым и В. М. Голубевым, обновил иконостас и заново сделал " Царские врата " московский резчик П. Ф. Чувалов. В 1974 году выполнены наружные росписи с южной и северной сторон. С ноября 1986 года храм стал отапливаться природным газом. В 1998 году Успенский храм получил статус кафедрального собора. А поскольку изначально он всё-таки кладбищенский, в 2002-м при алтаре выстроили заупокойную часовню для панихид. Само церковное здание - добротное однокупольное сооружение, как говорится, ничего лишнего, но и ничего выдающегося, похожих сотни. А вот колокольню можно смело называть уникальной - по крайней мере, в округе ничего подобного вы не встретите. Колокольня венчается фронтоном и полукуполом со шпилем и крестом. Звонница в виде колоннады, состоящей из 4-х групп, в каждой из которых по 3 колонны. Приземистое массивное сооружение с широченным ярусом звона, украшенным по углам рядами колонн, прихотливо сгруппированных по три, да короткий шпиль сверху - это действительно оригинально! Успенский храм - образец классического стиля с ротондой, на которой взметнулась главка на глухом барабане. Церковное здание кирпичное, оштукатуренное. Снаружи по бокам, северному и южному церковь украшена портиками с четырьмя колоннами. Интерьер храма состоит из четырёх арочных помещений, украшенных живописью. Среди чтимых святынь Успенской соборной церкви - храмовая икона с частицей Гробницы Божией Матери, местночтимые " Скоропослушница " и " Казанская " , а также ещё одна Богородичная икона - " О тебе радуется " с частицей мощей тульского святого блаженного Иоанна. Кроме храма и часовни, на кладбище, памятником архитектуры являются так называемые " Печальные ворота " церковной ограды. Они представляют собой трёхчастную арочную конструкцию кирпичной кладки, композиционно связанную с храмом, но по стилю ближе к началу ХХ века. И если церковь с колокольней выполнены в классическом стиле, то ворота больше тяготеют к стилю модерн, повсеместно господствовавший в начале века.

http://sobory.ru/article/?object=00874

В верхнем этаже здания располагался храм с главным престолом в честь Вознесения Господня и приделом во имя Казанской иконы Божией Матери, в нижнем действовал храм в честь Воздвижения Креста Господня с приделами во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, и святителей Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев, которые были упразднены до революции. Интерьер церкви отличался богатством отделки, настенных росписей, церковной утвари. Иконостас главного храма состоял из пяти ярусов с деревянной резьбой. Из икон выделялся образ Божией Матери «Казанская» в серебряно-позолоченной ризе, а в алтаре – икона Иверской Богоматери. Но главной святыней церкви считалось небольшое резное на камне изображение святителя Николая Чудотворца с одной стороны и великомученика Георгия Победоносца – с другой. Этот образ величиной не более 1 вершка (около 4,5 см) в квадрате вкладывался в кованную «сребропозлащенную» ризу, на которой были изображены чудеса этих святых. По преданию данная икона была обретена в Яранском уезде Вятской губернии и принесена И.А. Пчелиным в Царевококшайск. Этот небольшой образок был местночтимой иконой, ее носили вместе с образом Вознесения Господня во время приходских крестных ходов. Духовенство Вознесенского храма, как и других городских церквей, занималось просветительской деятельностью. В 1915 году на территории прихода действовали высшее начальное училище, женская гимназия, реальное училище, городское мужское приходское училище, городское женское начальное училище, располагавшиеся в Царевококшайске, Вараксинское министерское двухклассное училище, Сенькинское земское начальное училище. В послереволюционное время, в начале 1920 годов, духовенство Вознесенского храма отходило в обновленчество и по требованию прихожан принесло покаяние митрополиту Сергию (Страгородскому), для чего ездили в Нижний Новгород. В дальнейшем приход входил в состав Краснококшайского православного управления староцерковников и Марийского викариатства Нижегородской епархии, в 1929-1935 годах к церкви были приписаны епископы Марийские, викарии Нижегородской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

В книге поступ­лений довоенных времен значится только: “Богоматерь; поясная; из чина”, — говорит специалист по экспозиционно-выставочной деятельности МГОМЗ Ольга Воробьева. — При отборе образа в реставрацию музей руководствовался нетрадиционной иконографией, не имеющей полных аналогов в известной станковой живописи». Скорее всего, сюжет безвестный мастер позаимствовал с какой-то западной гравюры. Впрочем, исследователям предстояло сначала его увидеть, а уж потом проанализировать. Ведь в запасниках икона хранилась со сквозной трещиной меж досок, с дырами от гвоздей и шурупов, с многочисленными царапинами и даже отпечатавшимся газетным текстом, из которого на предплечье Богомладенца, между прочим, явственно прочитывалось «В СССР…» После консервации и укрепления левкаса началось послойное раскрытие. Его трудоемкость красноречиво иллюстрирует хотя бы такой факт: музею-заповеднику пришлось специально приобрести современный швейцарский микроскоп Leica, потому что отечественный аналог МБС-10 «не тянул». «При кропотливом исследовании в ультрафиолетовых и в рентгеновских лучах удалось уточнить первоначальный вид иконы, а в процессе расчистки для каждого из чужеродных позднейших слоев пришлось разрабатывать особую технологию. В итоге число задействованных на одном-единственном памятнике методик достигло полусотни!» — приводит впечатляющие данные Воробьева. Сейчас специалисты пришли к мнению, что икона увидела свет в XVIII веке, а писал ее мастер, знакомый с традициями царских изографов Оружейной палаты, хотя, судя по некоторой обобщенности и статичности фигур, сам он происходил из провинции. Хронологически же последнее поновление иконы с записями удалось датировать 1912 годом. «Рюриковичи мы…» Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» открыта до 25 июля. Веб-сайт выставки.   Экспозиция в выставочном зале Успенской звонницы представляет последний период семивекового царствования Рюриковичей и последовавшую за ним братоубийственную и разорительную Смуту. Значительное место уделено как царским регалиям (выставлены, в частности, Держава, Шапка Мономаха и Казанская шапка 1558 года), так и артефактам, связанным с событиями, отраженными в житии святого благоверного царевича Димитрия. Например, посетители увидят мерную икону царевича высотой 48 см и крышку его погребальной раки — раритет уже послесмутных времен, вклад царя Михаила Федоровича Романова в Архангельский собор Московского Кремля, словно бы подводивший черту под страницами прошлого и одновременно подчеркивавший историческую преемственность новой и прежней династий. 11 июня 2021 г. 17:30 HTML-koд для сайта или блога: Поделитесь с друзьями

http://e-vestnik.ru/analytics/pashalnyy_...

В монастырской библиотеке числилось более 700 книг, в том числе на латинском, французском и греческом языках, учебники по философии, логике, словесности, риторике, словарь церковно-славянского языка, философская энциклопедия, латино-российкий лексикон, еврейский словарь и т.д. В библиотеке хранились старинные карты Китая, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Содержались, согласно описи, собрания сочинений: Естественная история, Быт русского народа в 7 томах, Описание Отечественной войны 1812 года М. Данилевского в 4 томах, Русская история Карамзина в 12 томах, Русская история Устрялова, Булгарина, Всеобщая история и др. ценные книги. В каменной Троицкой церкви содержатся: Иконостас резной работы «с колоннами и тумбами на голубом поле, с резными святыми изображениями, иконостас позолочен листовым золотом, царские врата той же работы позолочены – южные и северные врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила (Рафаила)». Далее идут описания икон: Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, Нерукотворного Образа в серебряной ризе, Владимирской иконы Божией Матери, за правым клиросом – икона Божией Матери. Две хоругви – при правом клиросе с изображением Святой Троицы и Успения Божией Матери, при левом – Нерукотворного Образа Христа Спасителя и Казанской иконы Божией Матери. На левой стороне – икона Тихвинской Божией Матери «в серебряном под золотом окладе и в таком же высоком венце, по краям изображены разные святые высотою 7 верхов и шириною 6 верхов». В сей церкви (Троицкой) - шесть больших пред иконами лампад. В Троицком храме «над иконостасом – большое резное изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа в рост человека». В Никольском приделе, расположенном от входа с правой стороны, было следующее имущество и церковная утварь. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с резными святыми изображениями. В иконостасе царские врата такой же работы. Местные иконы: «Вседержителя с серебряным венцом и с привескою серебряного креста на такой же цепочке»; «Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряном под золотом венце с привескою серебряного креста на такой же цепочке», «Святителя Николая с благословляющим его Спасителем и Божию Материю в серебряных венцах. На стене против правого клироса – «образ Святой Троицы с предстоящими Авраамом и Сарою, все пять лиц в серебряных под золотом венцах и гривнах». В этом же приделе имелись две большие лампады и несколько малых лампах в алтаре и пред иконами у клиросов. Близ правого клироса – деревянное настоятельское место и деревянный крашеный шкаф для книг.

http://sobory.ru/article/?object=14366

В настоящее время в монастыре, помимо храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов и Троицкого со бора, действуют храмы во имя преподобного Симеона Столпника (в колокольне) и преподобного Серафима Саровского – в подклете бывшего больничного корпуса. Храм Всех святых, в земле Российской просиявших, находится в резиденции патриарха московского и всея Руси. Из сокровищ древнего храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов сохранилась Владимирская икона Божией Матери с акафистом. Она находится в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Справа от Царских врат размещен храмовый образ Святых Отцов Семи Вселенских соборов, написанный в 1989 году. Из других икон местного ряда замечательны в историческом и художественном отношении образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с клеймами жития на раме XVII века и Казанская икона Божией Матери XVIII века с клеймами, иллюстрирующими «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Верхние ряды иконостаса представляют собой единый ансамбль из 67 икон XVII века, поступивших из Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. В 1984 году колокольня Свято-Данилова монастыря была восстановлена в прежних формах. Ее высота – 45 метров. На колокольне 16 колоколов, привезенных, в основном, из Поволжья. Самый большой из них, отлитый в 1886 году в Ярославле, весит 221 пуд. Троицкий собор – самый большой и величественный храм Свято-Данилова монастыря. После реставрации интерьер Троицкого собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина . Главная святыня Троицкого собора – хранящаяся в деревянном ковчеге частица мощей благоверного князя Даниила. По преданию, эта драгоценная святыня принадлежала настоятелю Данилова монастыря в 1917–1930 годах архиепископу Феодору. Духовные чада святителя бережно хранили частицы святых мощей преподобного князя. Впоследствии эти святыни попали в Америку. Данилову монастырю они были переданы в 1986 году предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке блаженнейшим Феодосием, архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки и Канады.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола. В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 87-88. Успенская соборная церковь г. Плеса. В приходе собора 3 церкви: две в самом городе, третья в приписном к собору с. Антоновском. В г. Плесе церкви каменные, при одной из них каменная колокольня. Церковь с колокольнею зимняя, устроена в 1699 г. на какие средства и кем - неизвестно. Другая церковь летняя, устроена в 1828 г., строителем ее был плесский мещанин Василий Шишкин, но на какие средства, неизвестно. Церковь в с. Антоновском деревянная, с такою же колокольнею, устроена в 1747 г., кем и на какие средства – неизвестно. Все церкви обнесены оградами: при Плесских из пачечного железа на деревянных столбах, а в с. Антоновском деревянная, из ряда столбов, связанных деревянными поперечинами. Кладбища особого при соборе нет, прихожане погребаются на общих городских кладбищах Преображенском и Петропавловском. В с. Антоновском кладбище при церкви, в ограде. Престолы: в зимнем соборе в честь Успения Божией Матери, в летнем в честь Казанской иконы Божией Матери и в с. Антоновском во имя пр. Ильи. Достопримечательности собора: Казанская икона Божией Матери, почитаемая чудотворною (несколько случаев чудотворений от нее записано в летописи собора), украшенная жемчужной с драгоценными камнями ризою; крест напрестольный со св. мощами, устроен из дерева и вложен в серебряный позлащенный, правильной восьмиконечной формы крест; икона в створах св. и Живоначальной Троицы каменная, в ней вложена частица св. мощей. Постоянные средства церкви - 700 руб. в билетах вечного вклада. Причт: священник, диакон и псаломщик. Средства причта: проценты в количестве 72 руб. с вечных вкладов на поминовение усопших; доход от богослужений и треб; от аренды, получаемой за землю церкви с. Антоновского 240 руб. Всего доходов получается на долю священника 445 руб., диакона 288 руб., псаломщика 149 руб. Церковная земля в пользовании причта есть только при церкви с. Антоновского: усадебной 1400 кв. сажень, сенокосной и лесной 6 десятин 300 кв. сажень, пахотной 26 десятин 194 кв. сажени, под бичевником 1160 кв. сажень и под рекой Волгой 9 десятин 900 кв. сажень. Планы на церковную землю есть.

http://sobory.ru/article/?object=00948

Источник информации: Знаменский храм расположен в привокзальной части города, недалеко от железной дороги. Здание церкви кирпичное, стены оштукатурены и окрашены в два цвета с выделением декоративных элементов побелкой. Участок обнесён оградой. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы начала действовать с 1869 года в Станичной слободе, являющейся тогда пригородом Борисоглебска. (Сам же Борисоглебск принадлежал тогда Тамбовскому уезду). Построена она была казаками на пожертвования прихожан. В храме были освящены три придела: центральный — Знамения Пресвятой Богородицы, южный — в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Иконостас был подарен Знаменскому храму более ста лет назад самим Императором Николаем II. Это — дипломная работа выпускников Императорской академии. Все иконы писались в Санкт-Петербурге в стиле афонского письма, там же вырезались и покрывались позолотой киоты. Краски использованы масляные, доски для образов и для резных киотов – липовые. При церкви имелась церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. Весной 1941 года Знаменский храм (в то время это был последний из действующих в Борисоглебске и районе) хотели закрыть. Абсолютно достоверно известно, что соответствующие документы были полностью подготовлены и отправлены в Воронеж «на утверждение». Но принять по ним «положительное решение» воронежские безбожники не успели — началась Великая Отечественная война. Таким образом, службы в храме прекращены не были. В настоящее время Знаменский храм — вторая кафедра Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. После Пасхи на Светлой Седмице и на второй день Рождества Христова правящий Архиерей совершает Богослужение в Знаменском соборе Борисоглебска. В храме имеется святыня — Икона Пречистой Девы Марии Богородицы, именуемая " Отрада и Утешение " . Написана она на святой горе Афон в Ватопедском монастыре в 1902 году. В этом же году образ Богоматери привезен паломниками в Таволжанский Казанский монастырь в Новохоперском уезде Воронежской губернии, где находился до 1937 года. После разрушения обители святыня сохранялась у игумене Аполлинарии в с. Средний Карачан. В 1945 году икона передана в Знаменский храм города Борисоглебска, где и находится по настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=11533

Кроме города в приход входили и 23 ближайшие деревни. В восьми из них, а именно, в деревнях Добросли, Ользи, Жирково, Глебовщина, Заозерье, Новые Обрыни, Игожево и Кожевниково имелось три часовни. Также приписанные к Богоявленскому собору. Во владении собора находилось 134 десятины 666 кв. сажен церковной земли. Штат собора состоял из 7 священнослужителей: протоиерея, 2-х священников, диакона и 3-х псаломщиков. Они получали жалование из казны (в 1914 г. - 1450 руб.). Настоятель собора имел собственный дом, остальные, если не было родственников, снимали квартиры. По данным за 1914 год, настоятелем Богоявленского собора значился протоиерей Валериан Васильевич Рождественский. Священниками были: Владимир Евгеневич Беляев и Сергей Иванович Шарков, дьяконом - Александр Всеволодович Милонравов, псаломщиками - Михаил Рождественский (сын настоятеля) и Иван Николаевич Соловьев (сын бывшего священника собора). Именно они, с тщанием и усердием, поддерживали духовную жизнь наших земляков, укрепляли их веру, учили соблюдению православных традиций. Большинство людей в то время было глубоко верующими. Прихожане праздновали все праздники: и Господские, и Богородичные, и каких-либо святых. В эти дни проводились торжественные соборные богослужения и крестные ходы. А на площади организовывались ярмарки. Местными праздниками считались: Богоявление Господне или Крещение (6/1 по ст.ст., 19/1 по н. ст.) и Казанская Икона Божией Матери (8.07 и 22.10 по ст.ст., 21.07 и 4.11 по н. ст.). В честь их были названы престолы собора. В соборе имелась " особо чтимая икона Казанской Божией Матери " . Стояла она за правым клиросом собора и была " старинного письма, на кипарисовой доске, серебристо позолоченной ризе. Неизвестно кем пожертвована или когда приобретена (из рапорта протоиерея М. Смелкова в 1918 г.). Так как в городе была Крестовоздвиженская церковь, прихожане праздновали и Воздвижение Креста Господня. Кроме праздничных крестных ходов, с разрешения Синода, организовались и особые крестные ходы. С середины XIX века, в последний день года, ежегодно, проводился крестный ход вокруг города, по случаю холеры. Таким образом старались защитить город от страшной болезни.

http://sobory.ru/article/?object=41137

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010