Не прошло и часа, как толпы людей собрались на месте обретения святыни. Всем хотелось своими глазами взглянуть на это чудо и послушать рассказ девочки о том, как ей явилась Сама Богородица и о чем говорила. Архиепископ и воеводы, прослышав о случившемся, не мешкая, поспешили к дому Матроны, и на коленях испросили прощения у Божьей Матери за свое маловерие. А после владыка Иеремия приказал по всему городу во всех церквах бить в колокола! И под праздничный перезвон, от которого в небо взлетели стаи переполошенных птиц, торжественным крестным ходом икона была перенесена в ближайший храм святого Николая Тульского, где настоятелем был священник Гермоген, будущий патриарх всея Руси. Он и описал старательно и подробно историю обретения чудотворного образа. После молебна, икона была перенесена в главный собор. И по дороге, а затем в самом соборе прозрели два слепца — Иосиф и Никита! Как оказалось впоследствии, обретенная икона была списком с чудотворного образа Богородицы, называемого Влахернским, который также прославился тем, что через него Пресвятая Богородица исцеляла слепых. За это Влахернская икона была названа Одигитрией, то есть — Путеводительницей. И ныне Богородица как бы показывала, что явила Свой лик для просвещения духовным светом людей, омраченных ложным учением магометанской веры. С тех пор, было замечено, что чаще всего при Казанской иконе был врачуем недуг слепоты. А царь Иван, узнав о чуде, встал со своего золотого трона, сдвинул брови в серьезности суровой, ударил посохом об пол каменный и сказал: «Быть на месте сем женскому монастырю». Матронушка стала его первой инокиней, а впоследствии и настоятельницей монастыря. Глава 2 Вскоре наступили тяжелые времена. Люди перестали искренно Богу молиться и главным в жизни почитали удовлетворение алчности ненасытной и тленных страстей. Жажда власти привела к тому, что маленький невинный царевич Димитрий — сын Ивана Грозного, был убит. А в 1606 году царь Василий Шуйский был свергнут с престола. С того времени грабежи и кровопролитие не прекращались, а к этому добавились еще неурожай и жестокий голод.

http://azbyka.ru/fiction/skazanie-o-kaza...

Успенский собор Построен в 1903 году. Великолепен в архитектурном отношении и является украшением старой части города. Именно это обстоятельство позволило сохранить храм от разрушения в хрущевскую " оттепель " . В годы богоборчества причт храма окормлял верующих на обширной территории предгорий и гор Алтая. Храм свт. Димитрия Ростовского Бывшая Казанская домовая церковь при бийском Архиерейском доме, построена в 1891 году тщанием благодетелей и крестьян Алтайского округа в память императора Александра II - освободителя горно-заводских крестьян. В пятидесяти метрах от храма находится бывший дом архиерея, внешний облик которого в целом сохранился. В нем, в частности, находилась приписная домовая церковь свт. Димитрия Ростовского. Женский Тихвинский монастырь Находился в нескольких километрах от Бийска по Солтонскому тракту. После закрытия монастыря здесь располагались различные учреждения. Ныне это село Боровое. Из монастырских построек сохранились каменный дом игумении, дом священника, школы, свечной заводик, частично - келейный корпус. Сохранился вековой тополь, ровесник монастыря (год образования - 1900). У основания обхват дерева составляет почти шесть метров. Александро-Невский храм Здание частично сохранилось. Имеются фрагменты росписей. Используется заводом в качестве кузнечно-прессового цеха. Коробейниковская икона Божией Матери Старинное алтайское село Коробейниково было одним из торговых центров Алтая. Здесь в 1906 году был построен большой Каменный однопрестольный храм. После разорения храм был превращен в зерносклад, а многие иконы были " пущены " на технические нужды. Половой плахой стала служить одна из больших икон - Казанская. После видения благочестивой девице Ольге икона, во многом утратившая изображение, была спасена от дальнейшего поругания. В 1960 году икона перевезена в Барнаул. Она сохранялась верующими, и перед ней совершались молитвы. В 1972 году в Пасхальную ночь икона полностью обновилась: поверхность ее стала гладкой, изображение четкое и яркое. Этому было несколько свидетелей.

http://azbyka.ru/palomnik/Горно-Алтайск

В Повести сообщается о явлении иконы: 23 июня 1579 г. Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у ц. свт. Николая Чудотворца (т. н. Николы Тульского), во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки - Спасо-Преображенский мон-рь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца (в повести подчеркивается: ни архиерею, ни начальнику града, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу, а чистой девице). Она повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей. В один из дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала «яко мертва» неск. часов, а затем «возопи велиим гласом» к матери. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Мать поведала людям о чудной иконе, те удивлялись, но тоже не верили ей, она же взяла заступ и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине чуть более 2 локтей (ок. метра) она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная. Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиеп. Казанскому и Свияжскому (1576-1581). Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. Увидев образ, он дивился его необычному виду («переводу», иконографии) и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Спасителю и Богородице. По благословению архиепископа буд. митрополит Ермоген (тогда священник, видимо по имени Ермолай) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший 3 года (в Повести указано как чудо 1). Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита (чудо 2). На следующий день архиеп. Иеремия совершил в соборе Божественную литургию.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Икона Казанской Божией Матери стала вскоре всенародной святыней, знамением Ее Небесного покрова, явленного всей Русской Церкви. Много раз этот чудотворный образ указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. В год явления ее в Казани начался знаменитый поход за Уральские горы казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского, который увенчался присоединением Сибири. Оттуда русские землепроходцы-миссионеры двинулись дальше на восток, и, преодолев много тысяч километров, в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану. В лихую годину, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество Патриарх Гермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: " Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем " . Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины по благословению Патриарха Гермогена принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступничеством была спасена Россия. После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский торжественно внес святую Казанскую икону в свою приходскую Введенскую церковь на Лубянке, в Москве. Позже, когда на Красной площади воздвигли Казанский собор, святой образ был в 1636 году перенесен в этот храм. Ныне эта чудотворная икона находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Первый долго молился со своим воинством перед иконой Казанской Божией Матери. В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона в начале находилась в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы была перенесена в Казанский собор.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/03/...

Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или. продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев. На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество. Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

http://patriarchia.ru/db/text/29526.html

Тест: О браке и семье 1. Можно ли знакомиться православному в интернете с целью создания брака? 1 Нет, это грех 2 Крайне нежелательно 3 Можно, но осторожно Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Бесплатная служба знакомств «Азбука верности» Комментарий: Запретов на знакомство в интернете с целью создания брака нет. Однако следует учитывать, что сайт сайту рознь. Для православных существуют... Тест: Монастыри и храмы России 1. Один из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских монастырей, никогда не закрывался. Здесь же в 1967–2006 гг. подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин). 1 Сызранский Вознесенский монастырь 2 Нило-Столобенская пустынь 3 Псково-Печерский монастырь 4 Свято-Николаевский монастырь Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Псково-Печерский монастырь Ответить Пройти весь тест 2. Город, в котором находится Зачатьевский монастырь,... Тест: Святыни Санкт-Петербурга и Ленинградской области 1. Главная святыня собора прп. Исаакия Далматского (Исаакиевского собора). 1 Тихвинская икона Божией Матери 2 мощи прав. Иоанна Кронштадтского 3 Казанская икона Божией Матери 4 мощи прп. Серафима Вырицкого Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Собор прп. Исаакия Далматского (Санкт-Петербург) Комментарий: Находящаяся в настоящее время в Исаакиевском соборе икона Богоматерь Тихвинская (список XVIII века... Тест: Соборы Петербурга 1. Величественный собор, строительство которого продолжалось почти 40 лет. Построен по проекту архитектора Огюста Монферрана. 1 Казанский 2 Исаакиевский 3 Спасо-Пребраженский 4 Смольный Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Собор прп. Исаакия Далматского (Санкт-Петербург) Ответить Пройти весь тест 2. Первый морской собор, окормлявший моряков русского флота. Особенную ценность собору придает то, что он сохранил до... Тест: Церковный календарь 1. Использование юлианского календаря в Русской Православной Церкви является: 1 догматом 2 каноническим правилом 3 традицией Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Юлианский календарь Ответить Пройти весь тест 2. Сопоставьте поместную церковь и используемый там тип календаря: Сербская Элладская Финская юлианский григорианский новоюлианский Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём...

http://azbyka.ru/test/page/13

Неподалёку от гробницы святого Василия Блаженного находится и другая гробница святого Иоанна Христа ради юродивого. Он, Иоанн Юродивый родился в Вологде. Он с юных лет начал проводил духовную жизнь, и для более строгой подвижнической жизни, надел на себя железные вериги и юродствовал в Москве. Царь Борис Годунов всегда чтил Блаженного Иоанна за его подвиги и благочестие. Святой Иоанн юродивый скончался в 1599 году и погребён был в Покровском соборе, в приделе Рождества Богородицы, где святые мощи его почивают под спудом. Во времена Всероссийских патриархов, в Покровскому собору совершался в неделю Ваий обряд шествия патриарха на осляти, напоминающий собой шествие Иисуса Христа во Иерусалим на вольное страдание и смерть. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора, в сопровождении самого царя, бояр и народа, с ветвями Ваий. В этот собор каждодневно первого октября, совершался крестный ход из Успенского собора, в честь Псково-Покровской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления города Пскова от нашествия поляков, бывшего в 1581 году, помощью и заступлением Богоматери, и в память победы над турками и татарами, после войны с ними, бывшей с 1726 по 1740 год 81 . Казанский собор (Близ Кремля на Никольской улице) Казанский собор построен был в 1630 году, в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всего русского царства от нашествия поляков. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери, которая составляет главную святыню Казанского собора. В 1579 году в городе Казани в одном благочестивом семействе явилась Божия Матерь, одной девице, которой повелевала дабы взяли икону Её из недр земли и указала место, где она была сокрыта. «Я видела во сне, говорила девица, икону Божией Матери, от которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня, и слышала голос говорящий: если ты не поведаешь глаголов Моих, то погибнешь». Когда стали копать землю на указанном месте, то обрели святую икону, как бы новоначертанную. Тогдашний архиепископ Казанский Иеремия со всем духовенством и народом совершил крестный ход к чудотворной иконе, и с великой честью препроводили её в ближний храм святого Николая. Когда сия новоявленная икона сделалась известной в городе, то все благочестивые христиане стали стекаться к этому новому источнику благодати; день и ночь совершались молебствия пред чудотворной иконой Богоматери, причём следовал ряд чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В 1811 году была заложена каменная колокольня. Освящение колокольни в трудный для России 1812 год было глубоко символичным. К 60 годам XIX столетия колокольня была оштукатурена, побелена известковым раствором, покрыта железом и украшена позолоченными звёздами. В 1879 году был утверждён план строительства двух флигелей при соборной церкви. Они располагались с южной и северной сторон от храма и завершали архитектурную композицию. Невысокие одноэтажные каменные постройки подчёркивали грандиозность Спасо-Преображенского собора. Кафедральный собор был хранителем и главных тамбовских святынь. Один из них – чудотворная икона Казанской Богоматери. Из богатейшей коллекции храмовых икон выделяется Распятье Спасителя с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Икона эта была написана Тамбовским епископом Питиримом. На иконе за распятием в дальней перспективе был изображён город с крепостными башнями, церковью и домами. Описание тамбовских крепостных построек XVII века, по заключению местных историографов, соответствовало панораме города, изображённого на иконе – караульная башня, проезжие ворота, за ними одноглавая церковь с шатровым верхом, высокая колокольня и дом с зелённой кровлей. С 1918 года Преображенский собор находился в ведении одной из церковных общин. По решению местных властей он был закрыт в1930 году. В октябре 1931 года щебнем от разобранной колокольни были засыпаны ямы и выбоины в скверах. На месте одного из флигелей был построен типовой дом послевоенной архитектуры. Долгое время в здании бывшего кафедрального собора был расположен краеведческий музей. Ныне собор возвращён верующим. Источник: Строительство каменного собора Спаса Преображения начато в 1694 году епископом тамбовским Питиримом взамен деревянной Спасо-Преображенской церкви 1636-1660-х годов постройки. Собор был достроен лишь в 1783 году на средства местного купца Матвея Бородина, а в 1811-1817 годах на средства прихожан и благотворителей была сооружена новая каменная отдельно стоящая трехъярусная колокольня высотой 42,5 м. С приходом советской власти собор был закрыт и переоборудован в Краеведческий музей. В 1931-1932 годах величавая соборная колокольня была разобрана на щебень для засыпки ям и выбоин городских скверов. Верующим соборный храм возвращен в 1991 году, в нем начаты восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=07965

Воскресенский собор был средоточием городских святынь. Так, справа от главного входа располагался почерневший от времени древний образ прп. Марфы. По преданию, он был семейной реликвией, принадлежавшей самой Марфе Посаднице. После падения Новгородской независимости она, якобы, была отправлена в ссылку в Бежецкий Верх, в селение Бежечи. Здесь она провела остаток своих дней, а после её кончины икона прп. Марфы " яко вещь примечания достойная " была взята в городской собор. Рядом с этим образом бежечане могли видеть скромную икону святого Алексия, митрополита Московского, и великомученицы Анастасии. На ризе, в нижней части образа не без труда читалась надпись: " В собор города Бежецка вклад рабов Божьих Анастасии Жеребцовой и гр. Алексея Аракчеева... " Кроме иконы, всесильный временщик и его тётка пожертвовали в собор полное облачение на трёх священников и дьякона, особый дьяконский орарь и воздухи высокохудожественной работы. В первой половине XIX в. почётное место в городском соборе занял образ святого Николая Чудотворца Можайского. Икона эта считалась чудотворной и пользовалась особым почитанием не только у бежечан, которых в 1712 г. избавила от моровой язвы, но и у жителей окрестных уездов и даже соседних губерний. Первоначально находилась она в Николаевском Добрынском монастыре, что на берегу Мологи, в 50 км от Бежецка. После закрытия обители по Екатерининскому указу судьба святыни решалась в Сенате. Жители Бежецка и Весьегонска оспаривали право хранить в своём городе чудотворный образ. Тяжба после долгих лет закончипась в пользу Бежецка. И вот в одночасье все духовные святыни оказались выброшены на булыжники Соборной площади. Приехавшие из Москвы афинажники смыли позолоту с иконостасов, угрюмые люди в фуражках с малиновым околышем погрузили на телеги наиболее ценную церковную утварь и увезли её в неизвестном направлении. На следующее утро Воскресенского собора не стало. Сохранился лишь Тёмный Казанский собор. Утратив главку, он превратился в мастерскую службы быта.

http://sobory.ru/article/?object=38496

6 февр. 1915 г. на петроградском подворье митр. Петроградский и Ладожский сщмч. Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы рус. воинству. Местонахождение иконы в наст. время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом. В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г. В России неск. списков с иконы находилось в Вятской губ. Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Христорождественском мон-ре. 19 нояб. 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке. В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губ. В 1882 г. игуменией вятского Преображенского жен. мон-ря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губ. в праздничные дни 12 дек., когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 янв. В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губ. В наст. время один из чтимых списков находится в слободском Свято-Екатерининском соборе. В Софийском соборе в Царском Селе находится икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена сщмч. Вениамину (Казанскому) , еп. Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения сщмч. Иоанна Кочурова , пресв. Екатерининского собора. Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского мон-ря на Афоне, сохранился в Алексиево-Акатовом жен. мон-ре Воронежа. В 1999 г. отмечалось мироточение иконы.

http://pravenc.ru/text/155570.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010