Сколько здесь надежд, сколько здесь святых! Именно здесь неоднократно, будучи митрополитом Казанским, совершал богослужения великий светильник земли Русской — будущий Патриарх Гермоген, святитель Герман Казанский, священномученики XX века. Сегодняшнее освящение собора — это возвращение к самому главному, к духовной жизни. Вновь затеплилась лампада, вновь совершена Божественная литургия, на престоле приносится Бескровная Жертва за всю землю Русскую. Освящение собора имеет значение для всей Русской Православной Церкви. Пусть Господь хранит землю Русскую, наш край Казанский и Татарстанский в мире и согласии. Успенский собор — это новый светильник на небосклоне православном. Всех поздравляю с этим великим событием в жизни Русской Православной Церкви». Затем глава митрополии вручил благодарственные письма председателю Комитета РТ по охране объектов культурного наследия И.Н. Гущину, генеральному директору АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» А.В. Меньшову и реставратору этой же организации В.Ф. Косушкину. Архиерейских грамот были удостоены генеральный директор АО «Татарстанское специальное научно-реставрационное управление» (ТСНРУ) Ю.А. Егорушкин, генеральный директор АО «Связьинвестнефтехим» В.Ю. Сорокин, управляющий директор ОАО «Казанькомпрессормаш» И.И. Сагдиев, директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» А.Н. Силкин, главный архитектор ТСНРУ Р.Р. Раимова, производитель работ ТСНРУ А.И. Гарипов и инженер Свияжского Успенского монастыря А.Н. Нестеров. С ответным словом к владыке Феофану обратился игумен Симеон (Кулагин). На память о знаменательном событии наместник обители преподнес Его Высокопреосвященству архиерейскую панагию с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Отец Симеон также поблагодарил за участие в торжествах епископа Мефодия и епископа Игнатия и преподнес им памятные подарки. Депутат Государственного Совета РТ, председатель Совета директоров АО «Казанский жировой комбинат» Д.А. Самаренкин передал Свияжскому монастырю икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Этот образ, написанный в первой половине XIX века, ранее принадлежал Свияжскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. В 1917 году икона была вывезена заграницу, находилась во Франции. Позднее икону приобрели на аукционе и вернули в Россию. Д.А. Самаренкин, стараниями которого была возвращена икона, пожелал, чтобы святыня находилась в Свияжской обители. По благословению митрополита Феофана образ будет храниться в соборе «Всех скорбящих Радость» бывшего Иоанно-Предтеченского женского монастыря — подворье Успенской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/5491711.ht...

Жители Изюма неоднократно обращались к церковному начальству с просьбой о принесении чудотворной П. и. из церкви в Песках в городской собор. Архиеп. Харьковский Смарагд (Крыжановский; 6 апр. 1840 - 31 дек. 1841) дал согласие на ежегодное перенесение иконы в собор Изюма и решил сам совершить там первую литургию по перенесении П. и. Икона была торжественно перенесена и встречена архиепископом. Неожиданно икона «вдруг упала на грудь пред нею стоявшего архиерея» ( Снессорева. С. 226). Это происшествие так поразило архиеп. Смарагда, что он тут же высказался о неблаговолении Пресв. Богородицы к переносу Ее иконы в Изюм. Вопрос о совершении крестных ходов с П. и. был отложен до 1883 г., когда ходатайство жителей Изюма удовлетворили. 14 мая 1884 г. ок. 7 ч. утра, накануне дня коронования имп. Александра III, при большом стечении народа совершилось перенесение иконы из Песков в Изюм (Известия и заметки. 1884). Специально для крестного хода из Песков в Белгород с П. и. к мощам свт. Иоасафа Белгородского, к-рый планировалось совершить 2-9 июня 1913 г., был разработан маршрут паломничества (опубл. в «Известиях и заметках по Харьковской епархии»). Он начинался в Вознесенской ц. в Песках 2 июня с богослужения с величанием Божией Матери, которое продолжалось на следующий день. Затем богомольцы направлялись на ст. Изюм, откуда на специальном поезде отбывали в Харьков. Во время пути перед П. и. горел фонарь и священники по очереди читали акафисты Казанской иконе Божией Матери и Покрову Пресв. Богородицы. В Харькове крестный ход двигался от вокзала к кафедральному собору. В течение неск. дней П. и. крестным ходом несли по городу в сопровождении харьковских святынь. При выходе из города святыни возвращались в Харьков, священнослужители по одному, сменяя другу друга, в облачении, с крестом и кадилом, сопровождали П. и., остальные шли как простые богомольцы. Проходя через множество селений и совершая богослужения, крестный ход 7 июня прибывал в Белгород в обитель свт. Иоасафа Белгородского, где П. и. устанавливалась на специально приготовленном месте. Во время пребывания в Белгороде было зафиксировано неск. случаев исцеления от П. и. и мощей свт. Иоасафа. 9 июня по новому маршруту совершался крестный ход в обратном направлении, из Белгорода в Харьков, 12 июня богомольцы с П. и. отбывали по железной дороге из Харькова в Изюм.

http://pravenc.ru/text/2580078.html

К уникальному торжеству архимандрит Антонин (Капустин) написал богослужебные песнопения. Тропарь: Дево Безневестная и Мати Всечистая приемше от Архангела Благовещения со тщанием востекла еси в Горняя и целовавши южику Твою всечестную Елисавет Мати Господа от сея наречена была еси и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего. Кондак: Воистину блаженна еси Святая Дева Мария и всякия блага превосходящая яко из Тебе возсия Солнце Правды — Христос Бог наш. Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли. Горненский пейзаж Собор Всех святых в земле Российской просиявших. Строительство началось в 1911 году, но было приостановлено из-за начала Первой мировой войны. Возобновлена только в 2003 году. В 2007 собор был освящен малым чином, а 27 ноября 2012 Святейший Патриарх Кирилл во время официального визита в Иерусалимский Патриархат совершил великое освящение собора Мозаика «Целование» на фасаде собора Одна из маковок собора Интерьер собора Вид с колокольни собора Интерьер Казанской церкви Иконостас Казанской церкви Чтимая икона Благовещения Пресвятой Богородицы висит над Царскими вратами, под образом Тайной Вечери. Иногда ее спускают вниз для поклонения Чудотворная Казанская икона Богородицы, спасшая монастырь в 18… году от эпидемии холеры. Оставшиеся в живых сестры собрались в храме и начали по очереди читать акафист Пресвятой Богородице. После того, как акафист был прочитан в двенадцатый раз, икона видимым образом поднялась по воздуху и обошла обитель. После этого эпидемия прекратилась. Обычай читать двенадцать акафистов вошел в устав монастыря Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи Благовещение о Рождестве Иоанна Предтечи — мозаика при входе в храм Рождества Иоанна Предтечи Зачатие Иоанна Предтечи — мозаика, там же Бегство святой праведной Елисаветы с младенцем Иоанном — мозаика, там же Пещерная церковь Интерьер храма Рождества Иоанна Предтечи Крест на храме Рождества Иоанна Предтечи

http://pravmir.ru/gornyaya-serdce-russko...

Площадь Михайловского собора – это место, где регулярно проводятся различные общественные мероприятия. День семьи, любви и верности, День народного единства, День крещения Руси, День славянской письменности и культуры, День православной книги, пасхальные и рождественские гуляния, акции в защиту жизни детей и противоабортные акции – все эти мероприятия проходят у собора ежегодно при большом стечении людей и при участии городских и республиканских властей. Для духовной жизни Ижевской епархии Михайловский собор – это место, где за десять лет существования прихода было собрано немало святынь, к которым приходят поклониться верущие, испрашивая молитвенную помощь. Среди святынь собора: частица мощей свт. Николая Чудотворца, частица мощей блж. Матроны Московской, икона св. муч. Виктора с частицей мощей, икона св. Пантелеимона с частицей мощей, икона свт. Луки Крымского с частицей мощей, иконы Божией Матери и святых, прославившиеся благодатной помощью молящимся перед ними. Духовную поддержку получают люди, желающие вступить брак или начавшие семейный путь – для них проводятся ежемесячные молебны святым Петру и Фервонии Муромским. Для женщин, готовящихся стать мамами, совершаются ежемесячные молебны о благополучном течении беременности. Для всех остальных прихожан совершаются еженедельные молебны общенародным пением Казанской иконе Божией Матери, Николаю Чудотворцу и другим святым. Регулярно клирики собора проводят беседы с желающими приступить к Таинствам Крещения и Венчания, а также беседуют на духовные темы с прихожанами еженедельно. В приходе собора ведется активная деятельность по борьбе с пьянством и наркоманией. Семейный клуб прихода оказывает поддержку семьям, страдающим от зависимости родственников. Также в храме регулярно собираются группы анонимных алкоголиков, а для желающих пройти реабилитацию собором был открыт первый в Ижевске Православный реабилитационный центр для наркозависимых. Стоит отметить активную деятельность прихожан по сбору подписей за выведение абортов из системы ОМС. При соборе открыто региональное отделение общероссийского движения «За жизнь». Волонтеры на каждом праздничном богослужении собирают подписи у прихожан.

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

/Сноска 1. Владимирские губернские ведомости, 1880г. Из приведенных документов видно. что Казанский соборный храм построен более 2-х столетий тому назад и, главным образом, на средства дворцовой казны./2/ /Сноска 2. До 1670 года, вероятно, существовал еще более древний, но уже обветшавший храм. В пользу этого предположения говорит: а/. Приведенный выше документ, упоминающий о церкви и приходе, откуда взято было на построение соборной церкви, но какая же это церковь? б/. В соборе хранятся серебро-позлащенный крест напрестольный с мощами с надписью: «Повелением Вел. Гос. Царя и вел. кн. Михаила Феодоровича всея России Самодержца и его благоверной царицы и вел. княгини Евдокии Лукиановны... сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанския Лета 7150/1642/; в/. Хранится серебряное кадило, теми же Высочайшими особами приложенное; г/. В XVII веке/около 1622 г./старцем Николо-Шартомской обители, что близь гор. Шуи, преп.о. Иоакимом написана Казанская икона Божией Матери для Вязниковского храма. В 1624 г. октября 11 дня, по указу царя Михаила Феодоровича и благословения патр. Филарета Никитича, эта икона была освидетельствована особой комиссией. При освидетельствовании совершилось, по указанию описи, от иконы множество чудес к в том числе - исцелен был причетник той церкви, где находилась эта икона. Ясно, что церковь существовала, хотя о ней и не сохранилось прямых известий. Это будет особенно понятно, если обратить внимание на то, что время основания сначала слободы, а потом гор. Вязников, нужно отнести к концу XIV или началу XV в. /Гор. Вязники. История его древ. и стат. свящ. Веселовского. 1871 г., г. Владимир/. д/. Копии от документов хранятся в соборе, 242. Построенный на дворцовую казну, Казанский собор и впоследствии привлекал внимание государей и пользовался их особым расположением. Так в 1682 г. Феодор Алексеевич приложил небольшой золотой, с маленьким, в верхнем конце, алмазом, крест к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, когда путешествовал через Вязники во Флорищеву пустынь./Сняв с себя/. Ныне крест этот вделан в золотом венце Казанской иконы Божией Матери. Далее, в 1691 г. приложено Евангелие, по указу вел. госуд. царей и велик. кн. Иоанна к Петра Алексеевичей. В 1700 г. в силу челобитной протопопа Льва с братиею, поданной царю Петру Алексеевичу, был послан каменных дел подмастерий для составления сметы на переделку каменных глав и связей./З/.

http://sobory.ru/article/?object=48635

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей. Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея. Современное состояние [ править править код ] В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас. К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению. На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

После Октябрьской революции храм не закрывался. К середине 1930-х годов, после уничтожения патриаршего храма Богоявления в Дорогомилове собор стал кафедральным. В нем часто проводил службы местоблюститель патриаршего престола и впоследствии патриарх Сергий (Страгородский). Богоявленский собор с этого времени стал центром церковной жизни Москвы и Советского Союза. Здесь происходили интронизации патриархов, юбилейные церковные торжества. В 1944 г. в Николаевском приделе был погребен патриах Сергий. В 1948 г. по просьбе патриарха Алексия I (Симанского) в собор из кремлевских музеев перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Среди святынь здесь также находятся: чудотворная Казанская икона Божией Матери, чтимые образа Божией Матери «Взыскание погибших» и Тихвинская, чудотворная икона святителя Николая. В 1991 г. на стене около входа установили мемориальную доску с надписью, что здесь был крещен Александр Пушкин. 9 декабря 2008 г. в соборе был похоронен патриарх Алексий II (Ридигер). М. Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В конце XVII века село Елохово (Богоявленская слобода, что в Елохове) принадлежало соседнему дворцовому селу Покровскому-Рубцову. Царское село постепенно разрасталось, народ зеселял обширные пустующие территории к югу от ручья Ольховца и Красного села, к востоку от Басманной и северу от Немецкой слобод. В новой слободе решено было возвести Богоявленский храм, записав в его приходе 116 дворов. В книгах Патриаршего Казённого приказа 24 августа 1698 года его называют " новопостроенным " . Каменную церковь с приделом Благовещения в этих местах заложили ещё до запрета Петра Первого на каменное строительство где бы то ни было, кроме Санкт-Петербурга. Правда, по одной из версий, церковь возводили в камне именно по приказу царя - в честь присоединения к России прикаспийских земель. Мол, даже кирпич государь лично выделил на строительство. Освятили храм в 1731 году, и к середине XVIII столетия он оставался единственной каменной постройкой во всей слободе. К концу века началась капитальная реконструкция Богоявленской церкви. Была заново отстроена западная часть с колокольней, в 1793 году освятили придел Благовещения, новый придел - святого Николая - на год раньше. От того собора до наших дней сохранились первый ярус колокольни и трапезная. Напоминает о нём и мемориальная доска, сообщающая, что в 1799 году в этом храме крестили Александра Сергеевича Пушкина. Между прочим, через сто лет за богослужением в честь юбилея поэта в Елоховском Богоявленском соборе молилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

http://sobory.ru/article/?object=01857

Расположение церкви на центральной площади города при советской власти было источником опасности для ее существования. Уже в 1920 г. городской комитет коммунального хозяйства при Нижгорсовете запросил НКП о сносе Благовещенской церкви. Заведующий Главнаукой при НКП ответил 10 апреля 1920 г., что «Главнаука не препятствует» сносу храма при условии «тщательной фиксации обмерами и фотографиями под руководством музея». Однако храм чудом просуществовал до 1929 г., когда вместе с Алексеевской церковью был приговорен к сносу, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. Поначалу, по совету Главнауки, переделали церковь «под гражданский тип строения», и Нижгубисполком решением от 4 апреля 1929 г. отдал здание храма под клуб инвалидов. Но, по настоянию Горсовета, 8 апреля 1930 г. было принято решение церковь снести как «стесняющую движение». Снос церкви был завершен 18 августа 1930 г., площадь была перепланирована. Сейчас на месте храма – памятник Кузьме Минину. http://www.gorbibl.nnov.ru/tserkvi На месте Благовещенского собора с XIV ст. стояла деревянная церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1378 г. вел. князем нижегородским Димитрием Константиновичем. Об этой церкви после много радел преосв. Тихон, бывший уроженец нижегородский, по тому отношению к ней, что при ней погребены были его родители. Когда в 1696 г. она пришла в совершенную ветхость, он, бывши тогда митрополитом Сарским и Подонским, построил вместо деревянной обветшавшей церкви каменный Благовещенский собор, который им и освящен был 8 октября 1697 г. и снабжен был многими вещами из церковной утвари. Когда в большой пожар 1715 г. этот собор сильно обгорел, он и возобновил его, бывши в то время уже Казанским митрополитом. В XIX ст. собор был неоднократно (в 1831 и 1866 гг.) переделываем, так что почти совершенно утратил свой первоначальный вид. В Благовещенском соборе три престола: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные в трапезе: правый – во имя св. Димитрия Солунского, а левый – во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и св. муч. Власия. Из икон в этом соборе замечательны: икона Спасителя, украшенная сребропозлащенным высокой работы венцом и гривною; Благовещения Пресвятой Богородицы – обе эти иконы были еще в старой деревянной Димитриевской церкви; Боголюбская икона Божией Матери, старинная, греческого письма; апост. и еванг. Иоанна Богослова, новой академической работы, дар нижегородской губернской гимназии.

http://sobory.ru/article/?object=28326

В середине XVIII в. Успенский собор был заново отстроен «приходскими людьми», но простоял он недолго: случившийся 29 марта 1756 г. «великий пожар» уничтожил большую часть города и его ветхий кремль, надо полагать, вместе с собором. После пожара соборную церковь – в который уже раз! – срубили заново. Согласно регулярному плану 1799 г., предполагалось отстроить Успенскую соборную церковь из кирпича, но жизнь внесла в проект свои коррективы. Обветшавший собор находился на окраине города, к тому же из-за старых крепостных валов и рвов доступ прихожан к нему был затруднен, поэтому его закрыли и в 1803 г. разобрали. Функции соборной с этого времени стала исполнять Успенская церковь, стоявшая на торговой площади и переосвященная из Казанской закрытого в 1764 г. Ильинского женского монастыря. Но и она оказалась мала и тесна, к тому же обветшала, поэтому вскоре началась цепь перестроек, приведшая в итоге к полной утрате храмом прежнего внешнего облика. В 1829 г. с левой стороны трапезной устроили придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной разместили еще два придела: Св. Николая (справа) и Казанской Божией Матери (слева). В 1871 г. трапезную снесли и отстроили новую, более обширную, «на кошельковые средства и жертвы частных благотворителей», с двумя приделами: Казанской Божией Матери и Св. Митрофана Воронежского. В 1882 г. разобрали центральную часть храма и приступили к постройке новой соборной церкви в «неоклассическом» стиле, оконченной в 1893 г. Главный иконостас, во имя Успения Бо жиейМатери, освятили 10 октября того же года, левый – Св. Николая – 12 октября и правый – Св. пророка Ильи – 14 октября. Собор возвели главным образом старанием и на средства цер ковного старосты купца Н.И. Воргушина, хотя были «принесены... значительные пожертвования и со стороны других лиц». Особо почитаемыми иконами храма являлись: образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви (надо полагать, после пожара 1756 г. – В.Н. ), и икона Смоленской Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона.

http://sobory.ru/article/?object=42988

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Трехпрестольный собор построен в 1777 г. В 1828-1832 гг. под руководством архитектора П.Т. Пятницкого собор реконструируется и расширяется. В 1887 г. храм перестраивается на средства купца П.В. Серебрякова. Разрушенная апсида была заново выстроена в 1990-1991 гг. Храм имеет традиционную симметрично-осевую композицию. Основной объем – высокий двусветный четверик, увенчанный луковичными главками с ажурными металлическими крестами. Центральная главка на высоком деревянном восьмигранном барабане. Главки по углам четверика меньше центральной и поднята на тонкие глухие восьмигранные каменные барабаны. С южной и северной сторон к храму примыкают два придела с окнами арочной формы. Верхняя часть фасадов завершается трехчастным аттиком с полуциркульным завершением. Фриз украшен карнизом, имитирующим щипец, опирающийся на импост спаренных боковых пилястр. Памятник культовой архитектуры, отражающий наслоения стилей от барокко до псевдорусского направления эклектики. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. Трехпрестольный храм построен в 1777 г. (приход существовал с 50-х гг. XVI в.). Престол во имя Святителя и Чудотворца Николая, в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Главный престол перестраи­вался в 1828 г., приделы в 1831-1832 гг. Последующие ремонты в храме производились в 1851-1852, 1863 гг. В 1895-1896 гг. вновь возводится колоколь­ня. В 1877 г. Троицкий собор был значительно расширен. Автор проекта-архитектор П.Г. Пятницкий. Апсида заново выстроена в 1989-1991 гг., коло­кольня построена временная, стоит отдельно от храма. Собор вновь освящен 30 сентября 1990 г. епископом Казанским и Марийским Анастасием. В 1780 г. Троицкий храм стал называтся собором. Храм строился на средства, выделенные помещиком А.В. Страховым. Перестройка в 1877 г. велась на деньги тетюшских купцов Павла Васильевича Серебрякова и Александра Михайловича Колсанова. Собор был известен иконой Святите­ля и Чудотворца Николая, которую жители Буинского и Тетюшского уездов (особенно чуваши и мордва) почитали как чудотворную. Эта икона была принесена в Тетюшскую церковь из Никольского монастыря, основанного в середине XVI в. и разоренного в смутное время. На месте монастыря на берегу Волги была часовня, приписанная к Троицкому собору. Крупный храм, которому последняя перестройка придала формы и декор, характерные для периода эклектики и стилизаторства.

http://sobory.ru/article/?object=21612

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010