Новый храм был заложен 12 марта 1823 года. В Петропавловской церкви отслужили Божественную Литургию, после к месту закладки храма совершили крестный ход и преосвященный Иов освятил место строительства. Новый собор строили из местного бутового камня, который привозили из соседних деревень татары. Капители, колонны, пилястры, карнизы и другие детали выполнялись из тесаного камня. Крышу решено было покрыть листовым железом и покрасить в зеленый цвет. Кровельщики Петр Бобровский и Карл Ритер изготовили пять металлических крестов и подкрестовых яблок, покрыли их медью и червонным золотом. Екатеринославская духовная консистория решила упразднить обветшавший Петропавловский собор, а церковную утварь, ризницу, колокола перенести в новый. В 1844-1845 годах на средства прихожан были устроены два придела: во имя святой праведной Анны и в честь Покрова Божией Матери, и два новых иконостаса. Внешний вид старого иконостаса изменился: он потемнел, от времени потускнела позолота. На фоне новых он выглядел непривлекательно, нарушая впечатление гармонии и красоты. Поэтому его решено было заменить, новый иконостас, выполненный в 1847 году Пантелеимоном Ивановичем Бочеровым, находился в соборе до 1864 года, а затем был передан в Симферопольскую тюремную церковь памяти поклонения веригам святого апостола Петра. Город постепенно рос, население увеличивалось. В 1860 году Александро-Невский собор стал кафедральным. Потребовалась частичная перестройка, чтобы он вместил всех прихожан. В 1864 расширили алтарную часть, поэтому пришлось заказать новый иконостас большего размера. Его выполнил из соснового дерева московский мастер купец 2-ой гильдии Никифор Сафронов по проекту петербургского архитектора Козловского. Резные украшения и доски для икон изготовили из липы. Всего иконостас украшали 25 икон и одна большая икона «Тайной вечери», написанная на потолке. 30 августа 1864 года он был освящен преосвященным Алексием. Александро-Невский собор неоднократно расширялся и перестраивался. В 1869 году в нем были построены три алтаря и устроена галерея на западном фасаде. В 1881 году начались работы по удлинению собора. По ходатайству Таврического архиепископа Гурия (Карпова) Синод выделил для этого 37727 рублей. С западной стороны к собору были пристроены трапезная и притвор с колокольней. Во втором ярусе колокольни была устроена ризница, перенесенная сюда из левого придела. А освободившийся придел епархиальное духовенство решило посвятить памяти святого Гурия Казанского и Свияжского Чудотворца, в память архиепископа Таврического Гурия, умершего 17 марта 1882 года и похороненного в соборе.

http://sobory.ru/article/?object=50184

Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. Главными благотворителями при строительстве собора были Василий Федулович и Прасковья Тарасьевна Громовы и подрядчик М. О. Конопов, который делал большие скидки при оплате выполненных работ, а также вносил денежные пожертвования. Сестры же Воскресенской обители помогали строительству собора, как личным трудом, так и значительными пожертвованиями унаследованных денежных средств. Созидание Воскресенского собора окончилось в 1861 г. 2 июля того же года был освящен главный престол во честь Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (другое название — Воскресение словущее), а затем — боковой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Всего в храме было шесть престолов: главный – в честь Воскресения Словущего, южный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, северный – во имя святого Архангела Михаила и Сил Бесплотных, на южных хорах – во имя Всех Святых, на северных хорах – во имя святителя Николая Чудотворца, в подвальном этаже собора – во имя святителя Григория, епископа Нисского. Воскресенский собор представляет собой яркий образец русско-византийского стиля на начальном этапе его развития. Здесь присутствуют такие черты классицизма, как строгость и сдержанность, но еще нет многообразия декоративного узорочья, расцветшего в архитектуре этого стиля в конце XIX в. Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах. Двухэтажное здание собора, стоящее на высоком цокольном фундаменте, обращено к проспекту высоким арочным порталом. Иконы для собора писали академик Г. И. Яковлев, а также монахини под его руководством. Первоначально на стенах были написаны изображения на сюжеты Священного писания. Во время ремонта в 1899 г. вся обветшавшая живопись была уничтожена. Свод главного купола выкрасили в синий цвет со звездами, стены окрасили масляной краской под мрамор. Интерьеры приобрели строгий классический вид. В 1914 г. собор был расписан вновь. К сожалению, ни фотографий росписей храма, ни эскизов не сохранилось. До наших дней дошли лишь фрагменты декоративной живописи, относящиеся к ремонту 1914–1916 гг., в сводах южной и западной галереи собора. Они представляют собой золотые орнаменты, выполненные на голубом фоне. До революции в соборе было несколько бесценных икон: Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня; икона Казанской Божией Матери - родовая святыня Ушаковых; Нерукотворный Спас XVI в., которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.

http://sobory.ru/article/?object=05264

Знамения от иконы, получившей название «Каргопольская», и 6 чудес исцелений от нее, совершившихся в марте-июле 1714 г., были описаны в Сказании, хранившемся в соборе Рождества Христова в сборнике документов 1714 г., переплетенных в тетрадь с шелковыми прокладками (Срезневский В. И. Отчет Отд-нию рус. яз. и словесности имп. АН о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губ. (июнь 1902 г.). СПб., 1904. С. 4). В ней содержались также копия Сказания о Казансой Каргопольской иконе с прибавлением чудес, грамота митр. Иова от 7 нояб. 1714 г. (Мат-лы для истории Олонецкой епархии//Олонецкие ГВ. 1877. 93. С. 1075) и грамота от 12 окт. 1714 г. о возвращении иконы по прошению каргопольцев из Вел. Новгорода в Каргополь. Сказание о Казанской Каргопольской иконе (кроме опубл. в 1911) известно в списках XIX в. (Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края: Учеб. пособие. Петрозаводск, 2010. С. 129-130). Размер Казанской Каргопольской иконы указан в описи собора Рождества Христова 1864 г. (17,8×15,6 см) (Докучаев-Басков К. 1899. С. 6) и в главной описи собора 1902 г. (17,8×13,4 см). Во время пребывания в Вел. Новгороде икона была украшена митр. Иовом, о чем говорится в грамоте от 7 нояб. 1714 г. По описи собора Рождества Христова 1801-1809 гг., составленной священнослужителями и церковным старостой купцом А. Солодягиным, оклад у иконы был серебряным, позолоченным, с жемчугом. К иконе был привешен серебряный позолоченный ковчег на серебряной позолоченной цепочке, где хранилась губа с собранными слезами, а также приложены 4 каменные панагии в форме креста на таких же цепочках и позолоченный перстень (опись 1801-1809 гг.), 7 серебряных крестов и панагия с изображением Божией Матери «Знамение» (опись собора Рождества Христова 1827 г., составленная прот. Иоанном Нечаевым с клириками собора). Живопись Казанской Каргопольской иконы характеризовалась в XIX в. как «средняя» (Докучаев-Басков К. 1899. С. 7). Во время пожара 1765 г. собор Рождества Христова сильно пострадал, но Казанская Каргопольская икона была спасена.

http://pravicon.com/info-4044

Недалеко от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца, сгоревший вместе с другими. И вот, дочери этого стрельца, девятилетней отроковице Матроне, явилась во сне Богоматерь и сказала, что на самом пепелище их дома, в земле находится Ее икона, и повелела объявить об этом архиепископу. Девочка сказала о чудесном сне своей матери, но та не обратила на рассказ ее никакого внимания. Тогда во второй раз явилась Матроне Богоматерь и опять сказала то же. И снова мать не придала словам дочери значения. Наконец, видение последовало в третий раз. Девочка увидела икону Богоматери, от которой исходили огненные лучи. В то же время был слышен грозный голос, который говорил: " Если ты не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь " . Очнувшись от страшного этого видения, Матрона стала громко звать мать свою и умолять ее немедленно пойти к архиепископу. На этот раз мать послушалась своей дочери. Они отправились вместе к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил их словам. Тогда мать сама стала копать землю в указанном Царицей Небесной месте. К ней присоединились и другие люди, но сколько ни копали они, иконы найти не могли. Тогда лопату взяла сама отроковица Матрона и, начав копать землю, обрела драгоценный образ, от которого исходил чудесный свет. Весть об этом дивном явлении облетела весь город, и все жители собрались и со слезами умиления молились Пресвятой Богородице: " Владычице, спаси нас! " C самого момента явления иконы стала очевидным образом проявляться и чудотворная ее сила. При перенесении ее в городской собор исцелился человек по имени Иосиф, который совершенно ничего не видел в течение трех лет. А в соборе прозрел от нее другой слепец, Никита, и с тех пор начали изливаться от нее токи чудес, причем в особенности много исцелений подавалось людям, страдающим глазами. Но более всего прославилась икона Казанской Божией Матери во время борьбы нашего Отечества против нашествия и владычества поляков в 1612 году, когда заступлением Царицы Небесной спасена была Русская Земля.

http://pravoslavie.ru/37630.html

«С главой администрации Алексеем Дыбовым и с благословения митрополита Иоанна мы начали ремонт. Огромную работу провели: поменяли купола, поставили на них кресты с рубиновыми стёклами, обновили кровлю, зачистили фасад, покрасили, переделали ограждение. Сейчас храм очень красивый, а в 2012 г. выглядел он не так презентабельно», – вспоминает настоятель. Ещё одна история связана с Казанской иконой Божией Матери. Старожилы рассказывали, что в послевоенное время много людей умерли от тифа и чумы. Их хоронили на местном кладбище. 21 июля, в День Казанской иконы Божией Матери, с образом идут на кладбище и там служат по усопшим, а несколько лет назад совершили крестный ход, который стал ежегодной традицией. «Я нашёл икону в плачевном состоянии. Она висела в самом дальнем углу совсем чёрная, мы её отреставрировали, прорисовались следы оклада, видимо, раньше было дорогое оформление с золотым тиснением. Художники, реставрирующие образ, сказали: «Ради таких икон и храмы строят», – вспоминает мой собеседник. В последнее время церковь посещают больше военнослужащих. Они молятся перед образами Георгия Победоносца, святителя Николая и целителя Пантелеймона. «Георгия просят о победе над тёмными силами, которые сейчас вокруг России. Я думаю, с Божьей помощью мы выстоим и все невзгоды преодолеем», – уверен настоятель. Перед алтарём – несколько икон. Их подарили прихожане ещё в конце 1940-х г.г. «Возможно, это работы иконописцев Борисовской школы», – предполагает отец Михаил. Осматривая иконостас, постепенно двигаемся ко входу в алтарь. Священник открывает двери и разрешает взглянуть издали: туда женщинам входить запрещено. «Здесь находится старинная Курская-Коренная икона Божией Матери в серебряном окладе, почитаемая у нас. Выносят образ из храма на праздники. А подлинник хранится в США – в Нью-Йорке. Иногда оттуда на крестный ход икону привозят на Валуйскую землю», – объясняет настоятель. Крест отца Серафима На стене в трапезной, справа от алтаря, - главный образ святителя Николая. Икона почитаемая, намоленная, об этом говорят украшения, которые подарили прихожане. По словам отца Михаила, кто-то из духовных чад пожертвовал крест преподобного архимандрита Серафима (Тяпочкина).

http://sobory.ru/article/?object=15812

Это храмовая Казанская икона Божией Матери, иконы Смоленская " Одигитрия " , преподобного Антония, преподобных Антония и Феодосия, несколько икон-иллюстраций Страстей Христовых, другие; три антиминса, два из них подписанные святителем Антонием (Смирницким). Впоследствии Высокопреосвященнейший Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий выдал новые антиминсы, а старые, антониевы, благословил доставить в Кафедральный собор Воронежа. В Михайло-Архангельском храме на Песках хранится и до нынешнего времени икона Божией Матери " Скоропослушница " . Приход имел собственностью дом священника с двумя десятинами (1 дес.-1,09 га) усадебной земли и 51 десятину пахотной земли. В этом деревянном доме до сих пор находится начальная школа, усадебная земля застроена. Пахотной земли также приход до сих пор не имеет. Известны пока, к сожалению, имена только двух настоятелей до закрытия храма. В 1880-х годах священник Алексий Васильевич Голубятников, выпускник Воронежской Духовной семинарии 1853 г., и перед закрытием храма в 1960-х годах священник (или протоиерей) Иосиф Кулинченко. Также в храмовый синодик записаны для поминовения священник Александр, священник Георгий, диакон Василий, пономарь Николай. В 1989 году был зарегистрирован приход, началась новая жизнь церковной общины и храма. При протоиерее Феодоре Григорьевиче Семенюке и старосте Вере Михайловне Куменко усилиями всех православных, а также главных благотворителей в то время Виктора Артемьевича Аплётова (Острогожское Управление магистральных газопроводов Мострансгаза) и уроженца села полковника Виктора Константиновича Сметанкина, с помощью Божией удалось сломить немалое сопротивление и возвратить полуразрушенное здание храма. Тогда были водружены кресты, покрыты крыши куполов и самого храма, восстановлены и полностью поштукатурены снаружи местами разрушенные стены. Восстановлена нижняя, Казанская, церковь храма, в ней и поныне проходят регулярные богослужения. Далее с 1996 года на Приходе служили священник Сергий Сторожев, священник Константин Сафонов, священник Андрей Шереметов. Решением Правления бывшего тогда коллективного хозяйства, (директор Иван Иванович Черкасов), и при значительной помощи Главы сельской администрации Александра Ильича Журавлёва приходу передан дом с земельным участком. Проведён газ к храму и к дому, в нижней церкви устроено отопление, благоустроен дом, возведена металлическая ограда у храма и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=11203

8 июля, вернувшись после бесплодных хождений, мать взяла заступ и стала сама копать в том месте, где указала Матрена. Копали долго, но не нашли искомого. Вскоре к ним присоединились и другие, но успеха в деле не было. Тогда сама Матрена взяла в руки заступ и стала копать в том месте, где в их доме была печь. Выбрав значительное количество земли она нашла заветное сокровище. Все увидели чудесную икону Богородицы «Одигитрии» с предвечным Младенцем завернутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не поврежденный, точно икона была только что написана. Радостная весть о чудесной находке быстро облетела весь город. К месту обретения прибыл архиепископ и совершив молебен с крестным ходом перенес икону в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем этой церкви был священник Гермоген, в последствии патриарх всея Руси. По совершению в этом храме молебного пения перед иконой, она торжественно была переправлена с крестным ходом в Благовещенский собор. На пути следования этой иконы от чудного образа Богоматери было явлено первое чудо исцеления слепца Иосифа. Так начались бесчисленные чудотворения от этой дивной иконы. В последующие времена было отмечено, что от «Казанской» иконы Богородицы особо много исцелений подается людям, страдающим глазными болезнями. Это преимущественное исцеление слепоты телесной не служит ли чудным указанием на то, что явление иконы Богоматери было духовным светом для многих, омраченных слепотою ислама. Вскоре после обретенья иконы с дивного образа был снят точный список и вместе с подробным донесением отправлен в Москву к царю Ивану Васильевичу IV (Грозному). Ознакомившись с делом, царь повелел, на месте обретения иконы устроить женский Богородицкий девичий монастырь и в нем хранить обретенную икону. В устроенном монастыре Матрена вместе со своей матерью первыми приняли монашеский постриг. Матрену постригли с именем Мавры и в последствии на стала настоятельницей этого монастыря. Кроме первоначальной деревянной церкви, вскоре была воздвигнута новая, каменная церковь с трапезною палатою. В 1595 году митрополитом Гермогеном был освящен новый каменный собор в честь Успения Богородицы. В это время образ Пресвятой Богородицы «Казанской» был богато украшен царскими вкладами – золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Императрица Екатерина II, посетив Казанский девичий монастырь в 1768 году, повелела украсить венец иконы золотыми коронами с бриллиантами.

http://pravoslavie.ru/1541.html

В Греции праздник Покрова не получил повсеместного распространения. Это можно объяснить смутами, волновавшими в то время императорский и патриарший престолы. В греческих святцах праздник Покрова даже не упоминается. Но русская душа, чтущая Богоматерь, была умилена и поражена этим событием, в котором так ярко выразилось молитвенное предстательство Владычицы Небесной за людей. В одном древнем славянском Прологе какой-то князь или епископ пишет: «Егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества... Восхотех, да не без праздника останется св. Покров Твой, Преблагая»! Установление праздника в России доказывается и словами церковной песни на праздник Покрова, в которой указывается как на обстоятельства видения во Влахернском храме, так и на почитание этого события русскими: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священно-мученики, и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». В конце XIV века был в Царьграде русский дьяк Александр, который видел во Влахернской церкви икону Пресвятой Богородицы, «Юж виде святый Андрей на воздусе, за мир молящуюся». В России как праздник Покрова Богоматери, так и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых. Есть целый уездный город Владимирской губернии — Покров. В одной Москве есть Покровский монастырь, Покровская община сестер милосердия, Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова произошел приступ и русские овладели городом. Икона Покрова изображает обыкновенно амвон Влахернского храма, с которого дьякон, протягивая руку с орарем, произносит ектению. Около амвона молящийся народ, а среди него блаженный Андрей в рубище указывает Епифанию на стоящую в облаках Владычицу, окруженную святыми и ангелами. Она держит на широко распростертых руках Свой омофор. Такое изображение иконы Покрова можно видеть, например, на плафоне купола церкви Санкт-Петербургского Педагогического института.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых. Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор. В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками. Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона. В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления. История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

http://patriarchia.ru/db/text/29186.html

Николая Тульского. По совершении в этом храме молебствия, икона с торжеством перенесена была в собор и на пути явила первое чудо, исцелив одного слепца, который три года ничего не видел. Другой слепец тоже получил зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери, которые и до сих пор подаются всем, с верой притекающим к Ее чудотворному Образу. На другой день после обретения, в соборном храме совершена была литургия; Архиепископ, повелев снять список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса, от него бывшие, отправил все это в Москву к царю Иоанну Васильевичу IV. Царь на месте обретения приказал соорудить деревянный храм и устроить при нем во имя Казанской иконы Божией Матери женский монастырь для сорока инокинь. Храм был сооружен, монастырь открыт и в нем первою инокиней, а затем и первой настоятельницей была обретшая чудотворную икону Богоматери девица Матрона, а по пострижении в монашество инокиня Мавра. Вот как явилась в Казани чудотворная икона Божией Матери, имени который посвящен ваш храм. Но не в одном вашем селе и не один ваш только храм освящен в честь Казанской иконы Божией Матери; нет св. храмы в честь Ее, чудотворные иконы размножены по всей России; есть они в других многочисленных селах, есть они и во многих городах, есть и в столицах. Всюду русские православные люди усердно прибегают под державный покров Владычицы Богородицы, прося Ее молитв пред Ее пречудным Казанским Образом со слезами. И как нам не прибегать с молитвами к Царице Владычице Богородице. Невелика, кратковременна наша жизнь, но эти краткие дни исполнены постоянных трудов, забот, болезней, печалей, лишений, оскорблений, всяких потерь, опасностей и иных многих бедствий. Да, други мои, немного ясных дней в жизни нашей выпадает на долю нашу. Одна скорбь сменяется другой. После одной заботы или печали наступает другая и сменяется третьей. Кто же ободрит, укрепит и утешит нас в этих скорбях? Одна у нас Мать утешительница – это Матерь Божия и Матерь всего рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010