Нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви Кирилл даже и не подозревал, что великая святыня находится совсем рядом. Однажды он осматривал иконы, намереваясь одну из них подарить монастырю, куда был намечен его ближайший визит. Его внимание привлекла старинная икона. Он подумал, что это одно из современных произведений, которые иконописцы создают «под старину». Однако решил проверить, так это или нет. Специалисты, тщательно исследовав образ, пришли к выводу, что он относится к концу шестнадцатого века. Значит, сделал вывод Патриарх, это та святыня, перед которой молились Минин и Пожарский. Четвертого ноября 2023-го года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Его Святейшество совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Кремля, а потом представил чудотворный образ всем присутствующим. -Это событие можно назвать историческим, - сказал он. - О нем должен узнать наш народ и весь мир. В тот же день святыня была передана в Казанский собор на Красной площади, откуда она исчезла сто лет назад. Недавно я побывал в нем. Чудотворный образ находится справа от Царских врат. Преклонив перед ним колени, я помолился такими словами: -Пресвятая Дево, мы Твои дети, Ты наша Заступница и Покровительница, и в трудную минуту мы всегда в первую очередь прибегаем к Тебе и просим о помощи. Ты спасла Россию от гибели в начале семнадцатого века, спаси нас и сегодня. Еще раз посрами врага рода человеческого и всех его клевретов. Простри Свой чудный омофор над нами и огради нас от всякого зла. Я не торопился покидать храм, не спешил расстаться с великой святыней. Я наблюдал за богомольцами, которые один за другим подходили к иконе, с благоговением прикладывались к ней и подолгу молились. Ко мне подошел протоиерей Сергий Ткаченко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, с которым мы давно знакомы. -Пресвятая Дево так возлюбила русский народ, что явилась к нам снова, причем в самый критический момент, когда решается судьба нашего Отечества, - сказал он. - Ее чудотворная икона - это знамение нашей неизбежной Победы. Победы света над тьмою. Как хорошо, что к святыне приходят богомольцы, причем не только москвичи, но и приезжие. Я обратился к прихожанам нашего храма, чтобы они по возможности посетили Казанский собор и помолились Царице Небесной. Каждый вздох, каждый поклон, каждое покаянное слово имеют сегодня величайшую ценность. Это наша лепта в дело возрождения Отечества.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/21/...

После обретения чудотворной иконы во время крестного хода исцелились два слепца. Летопись даже называет имена этих людей. Им было дано прозрение, чтобы и мы прозрели даром Пречистой и сделались способными увидеть пути Божии в грозных исторических событиях и в нашей личной судьбе. Сразу же после обретения открывается путь православному воинству на Восток. Вслед за присоединением Казани присоединяется Сибирь с ее огромными землями, начинается просвещение светом Христовым языческих народов. И далее на протяжении веков Казанская икона Божией Матери — наше благословение и защита. Прежде всего Смутное время, XVII bek, когда, по слову святителя Арсения, «предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем был изменен на милость». Полтавская битва, накануне которой император Nemp I вместе со всем своим войском усердно молился перед Казанским образом. Отечественная война 1812 года. Поражают даже такие подробности участия Божией Матери в этой войне. С 1801 по 1811 год в Петербурге строится Казанский собор. Этот собор станет памятником победы русского оружия над французами, и в нем найдут упокоение Михаил Кутузов — наш славный военачальник — и многие другие полководцы. Можно вспомнить и о Великой Отечественной войне, когда в 1941 году Казанская икона была обнесена вокруг града Москвы. Совершая сегодняшний праздник, мы невольно задаем вопрос: где сейчас эти победы, что происходит в Казани? Несмотря на видимое спокойствие, время от времени тревожно вспыхивают там, напоминая о древнем пожаре, постоянно тлеющие угли сепаратизма. Где теперь наша Сибирь? Пока еще в России, но замыслы врагов оторвать ее от России вполне серьезны и вполне реальны. Это политика недалекого будущего, когда все будет происходить на наших глазах. И нам не надо спрашивать себя, где Полтава с Украиной и где плоды победы над фашистской Германией. Как говорится, ни Наполеон, ни Гитлер не могли даже мечтать о том, что мы сейчас имеем. Поэтому зададим, прежде всего, вопрос: где главная наша святыня и каково отношение к ней всего нашего народа? Когда-то осенний праздник Казанской иконы Божией Матери был поистине государственным, всенародным, а не таким государственным, как его декоративно обозначили недавно. А что делается с нашим народом сейчас? Накануне катастрофы 1917 года эта величайшая святыня была похищена. Бог попустил это зло, потому что люди не дорожили сокровищем, полученным ими от Бога. Где теперь эта святыня, кто знает? Что ждет нашу Россию, что будет с нами? Может быть, с этой иконой поступили так же, как недавно в центре столицы — когда топором разрубали иконы Божией Матери, чтобы продемонстрировать всем, насколько враги Церкви сильны. А вслед за этим устроили порнографическую выставку в том же Центральном выставочном зале, чтобы показать, какие ценности ныне являются определяющими.

http://moral.ru/kazanskaya-ikona/

4 ноября (в этот день в 1612 году народное ополчение выбило поляков из Китай –города), когда особо прославляется Богородица и Ее Казанский образ, Церковь вспоминает семерых эфесских отроков: Максимилиана, Мартиниана, Иамвлеха, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна. Именно в Эфесе проходил III Вселенский собор, в 431 году осудивший ересь несторианства. Здесь, согласно преданию, поселились Иоанн Богослов и Дева Мария, после того как Спаситель с Креста вверил заботу о Своей Пречистой Матери любимому ученику. И здесь, уже будучи старцем, Иоанн написал Евангелие Христа, последнее по хронологии. Сейчас Эфес – это территория Турции, здесь сохранились руины древнего храма, где проходил Вселенский собор, и здесь же туристам показывают раскопанный католическими монахами в XIX веке очень древний дом – «дом Иоанна и Девы Марии». Об этих местах русский паломник игумен Даниил написал в начале XII века: «Там поблизости есть пещера, где лежат тела семи отроков, что спали триста шестьдесят лет 53 : при Декии – царе уснули, а при Феодосии – царе явились. В той же пещере триста святых отцов лежат: тут и святой Александр лежит, и гроб Магдалины Марии, и голова ее; и святой апостол Тимофей, ученик святого апостола Павла, в древнем гробе лежит. И есть там в старой церкви икона святой Богородицы, с помощью которой святые переспорили Нестория – еретика. И есть гам баня Диоскоридова, где работал Иоанн Богослов с Прохором у Романы» 54 . 1 Даже среди множества чудес, которыми изобилуют жития древних святых, история семи эфесских юношей, живших в середине третьего века в Римской империи, совершенно уникальна. Семеро друзей были христианами и состояли на военной службе. Когда началось очередное гонение на Церковь , они, чтобы подготовить себя к предстоящему подвигу мученичества, уединились в пещере. Узнав об этом, император Декий приказал просто завалить вход в пещеру камнями. Прошло почти два века – сто семьдесят лет. За это время Римская империя из языческой преобразилась в христианскую. Однажды, при императоре Феодосии Великом (это он созвал III Вселенский собор), вход в пещеру был случайно открыт – и оказалось, что семь юношей не умерли, а спали, и теперь пробудились от векового сна. И как когда – то, во время земной жизни Христа Спасителя, воскрешенный Им Лазарь стал живым свидетельством будущего воскрешения из мертвых, так и семь отроков вошли в город «во уверение воскресения всех человеков», как говорит церковное песнопение 55 . Через несколько дней отроки уснули уже вечным сном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1991 г. монастырь официально возрождён (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1991 г. была возвращена из Казани Грузинская икона Божьей Матери и состоялась первая служба в Грузинском соборе. В течение 1990-х годов отреставрирован весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. Братия насчитывает до 60 человек. При монастыре действует школа-приют для мальчиков-сирот; выходит газета «Раифский вестник» и приложение для детей «Светлячок»; широкую известность получил монастырский вокальный квартет «Притча». На территории монастыря огромное количество заботливо выращиваемых цветников, а также много скульптур, создаваемых монастырским послушником, профессиональным скульптором В. Н. Савельевым. Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. По преданию, однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбуждённо прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу. До наших дней на территории монастыря сохранилось три храма: собор в честь иконы Грузинской Божией Матери (построен и освящён в 1842 году), Собор освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных, и Троицкий собор. Софийская церковь, построенная в конце XVIII века. Храмы [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Икона Пресвятой Богородицы " Грузинская " - 4 сентября

http://azbyka.ru/palomnik/Раифский_Богор...

Над Царскими вратами размещен ярус аналойных икон XVII-XIX веков. Храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов размещается на втором этаже. Первоначально собор во имя Святых Отцов находился к северу от существующего храма. Он был сооружен в 1555-1560-х годах и освящен святым митрополитом Московским Макарием в присутствии царя Ивана Грозного 18 мая 1561 года. В XVIII веке древний храм обветшал и был разобран. В связи с этим над Покровской церковью возвели второй этаж, куда был перенесен престол в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Из сокровищ древнего храма сохранилась Владимирская икона Божией Матери с Акафистом. Она находится в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Справа от Царских врат размещен храмовый образ Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, написанный в 1989 году. Из других икон местного ряда замечательны в историческом и художественном отношении образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с клеймами жития на раме XVII века и Казанская икона Божией Матери XVIII века с клеймами, иллюстрирующими " Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в г. Казани " . Верхние ряды иконостаса представляют собой единый ансамбль из 67 икон XVII века, поступивших из Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. К северу от иконостаса находится рака с частицей мощей благоверного князя Даниила. В северной галерее храма расположен придел в честь святого князя Даниила. http://sda777.narod.ru/danilovski_monastir.html Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Даниловом монастыре собор (улица Даниловский вал, дом 22). Освящен 18 мая 1561 г. в присутствии царя Ивана IV Грозного и его сыновей. Предположительно первоначально был построен к северу от ныне существующего храма и перенесен на нынешнее место после того, как старый каменный храм обветшал и был разобран. Престол перенесли на второй этаж над уже существовавшей церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Собор – древнейший храм обители, состоящий из нескольких церквей, построенных в разное время (перестраивался во второй половине XVII в., 1729 г.

http://sobory.ru/article/?object=04549

Наиболее почитались в храме Белостокская икона Божией Матери и икона свт. Николая. В память Императора Николая I серебряную ризу на Белостокскую икону устроил зимой 1854–1855 лейб-гвардии Преображенский полк, а на храмовый образ — в 1877–1878 расквартированная в городе 26-я артиллерийская бригада. В соборе молились Императоры Александр I и 25 августа 1897 — Николай II. Действовало Братство Божией Матери «Всех скорбящих радости». Сравнительно небольшой храм стал со временем тесен для прихожан и находившихся в городе воинских частей, и поэтому с конца XIX века стал обсуждаться вопрос о постройке нового Воскресенского собора. По ходатайству архиепископа Литовского и Виленского Иувеналия (Половцева) для него был бесплатно предоставлен казенный плац. По ряду причин, в том числе из-за нехватки средств (первоначальная смета составляла 114 133 руб.), гродненский губернский архитектор И. К. Плотников только в 1905 составил проект храма в «московско-ярославском» стиле. Этот проект не был реализован. Строительство началось после одобрения в 1911 нового проекта, с элементами византийского и древнерусского зодчества, принадлежавшего К. П. Донцову, младшему архитектору губернского правления. За несколько дней до прихода в 1915 немецких войск величественный пятиглавый собор с колокольней был вчерне закончен, но после войны польские власти отобрали его у православных. Целых 13 лет прихожане требовали вернуть здание, которое постепенно разрушалось. Соборную площадь в дни праздников отдавали под балаганы, а купола использовали для устройства аттракционов. «Дивный, очень большого размера храм, на просторной площади посреди города, стоит ныне, обросший травами по карнизам, а на одном из куполов — вздымается береза», только «золоченые кресты на куполах... сияют в лучах солнца, как новые», — так выглядело в 1937 здание. По предписанию Белостокского воеводы от 12 апреля 1938 г. собор был взорван и на его месте (ул. Сенкевича) выстроено доныне существующее здание полицейской комендатуры. Судьба Воскресенского собора — не исключение. Уже в начале 1920-х были закрыты, а затем перестроены под костелы или уничтожены все воинские храмы Белостока: Успенский — 64-го Казанского пехотного полка (после 1902, ныне костел на ул. Траугутта), Никольский — 4-го Мариупольского гусарского полка (деревянный, в 1897 перестроен из бывшего царского павильона), свв. Захарии и Елисаветы — 4-го Харьковского уланского полка (1911), а также домовые церкви при мужской гимназии и реальном училище. На Кавалерийской ул. сохранилась лишь перестроенная бывшая полковая церковь прп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=30480

По благочестивому желанию тогдашнего царя Иоанна Васильевича Грозного снят был список с новоявленной иконы и прислан в Москву. С того времени и установлено было церковью празднование Казанской иконы Богоматери 8 июля в честь её явления. Когда в 1612 году, было нашествие на Москву поляков и когда все сыны русского отечества ополчились против врагов, тогда все обратились с молитвой к Божией Матери и о помощи и заступления; причём заповедан был трёхдневный пост. Чрез несколько времени, греческий архиепископ Арсений удостоился в сонном видении получить извещение свыше, что Господь по молитве Божией Матери, низложит врагов, а первопрестольный град российский Москва будет возвращён православным христианам. Ободрённые таким утешением, русские воины мужественно встали против врагов. Поляки, потеряв надежду, оставили Кремль и Москву. В следующий воскресный день совершён был крестный ход с Казанской иконой Богоматери на лобное место, для благодарственного Господу Богу молебствия, за избавления Москвы от врагов. В память сего избавления Москвы от поляков, 22 октября каждогодно празднуется церковью Казанской иконе Богоматери и совершается крестный ход в Казанский собор. До построения Казанского собора , чудотворная икона Богоматери находилась в доме князя Пожарского, близ церкви Введения, что на Лубянке, поэтому и крестный ход совершался первоначально из Кремля в эту церковь . Когда же устроен был Казанский собор, то сюда перенесена была и чудотворная Казанская икона Богоматери. С тех пор и крестный ход начал совершаться в этом соборе 82 В Казанском соборе находится придел, во имя святого равноапостольного Аверкия епископа Иеропольского. Иверская часовня 83 (У Воскресных ворот, близ Кремля) Вблизи Казанского собора находится Иверская часовня, устроенная для Иверской иконы Богоматери, принесённой из Афонского монастыря в Москву в 1648 году. Она поставлена была первоначально в Никольском Греческом монастыре, потом в 1669 году перенесена была в устроенную для неё часовню, названную по имени иконы, Иверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», — вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе. В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли. В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена. Его купол отливал серебром Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, — говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. — Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович — человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», — говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», — сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть. Что осталось от собора

http://pravmir.ru/chem-kazanskij-sobor-o...

Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий).  В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских. Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских. Благовещенский собор (2012-2022). Освящен Святейшим Патриархом Кириллом. Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Домовая церковь равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г. Трапезный храм блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г. Скиты Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча,  Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др. Святыни Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Святые источники Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

Вскоре после революции Спасский собор оказался в руках обновленцев. В 1923 г. они передали здание властям. На его втором этаже предполагалось устроить центральный клуб, на первом – склад и ссыпной пункт. В итоге в соборе разместился губернский архив. В 1931 г. с собора сняли кресты и купол колокольни, сбросили колокола. Летом 1934 г. Первохрам Пензы взорвали. http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2915 Кафедральный собор начат постройкою в 1800 г. и окончен в 1822 г. на доброхотныя пожертвования, с помощью от казны в количестве 20,000 р. ассигн., каменный, двухэтажный, теплый, в верхнем этаже престолы: во имя Всемилостиваго Спаса и в память Успения Божией Матери; в нижнем этаже престолы: в память Благовещения Пресвятыя Богородицы и во имя великомуч. Екатерины; при усыпальнице преосвящ. Иннокентия престольный придел во имя св. муч. Евлампия и Евлампии. К собору причислена часовня, что на базарной площади. Находящаяся в Кафедральном соборе Казанская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной, подарена в 1666 г. жителям новооснованнаго г. Пензы царем Алексеем Михайловичем. Заступничеством ея, по преданию, Пенза спасена была в 1717 г. от разгрома закубанских народов. Причта при соборе положено: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика. На содержание причта отпускается жалованья 2801 р., из них кафедральному протоиерею 400 р., ключарю 300 р., священника и протодиакону по 250 р., диаконам по 180 р., иподиаконам по 180 р. и псаломщикам по 140 р. Земли 167 д. 455 с. В соборном доме помещаются кафедральный протоиерей и 2 диакона. Вкладов на содержание собора 3500 р. В пользу причта вкладов на 8300 р. С 1866 г. при соборе учреждено Просветительное Иннокентиевское Братство Пресвятыя Богородицы. " Церкви, причты и приходы Пензенской епархии " , составил А. Попов. - Пенза, типогр. губерн. правления. 1896. Первый храм новопостроенного города-крепости Пензы был посвящён Всемилостивому Спасу, который отмечается 1 августа. Именно в этот день началось возведение стен крепости, центром которой, как было принято в те времена, и стала соборная церковь Всемилостивого Спаса. Находилась она в юго-восточной части нынешней Советской площади (совр. Соборная площадь - уточнение автора статьи), где расположен вход в сквер им. М. Ю. Лермонтова. Первоначачально собор был деревянным, а в 1717 году ближе к главным воротам крепости (место напротив входа в кинотеатр " Родина " ) построили каменный. В конце XVIII века остатки крепости были разобраны и образовалась площадь, которая с 1801 года становится главной в городе. К этому времени соборная церковь уже достаточно обветшала и было решено построить новый, соответствующий губернскому городу, собор. Место для него выбрали между ныне стоящими на Советской площади памятниками Карлу Марксу и Борцам Революции, а площадь после начала строительства храма стали называть Соборной.

http://sobory.ru/article/?object=47830

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010