Приобрести медицинское оборудование помогли благотворители Больницы святителя Алексия, а меценаты города Шуи с участием добровольцев сделали капитальный ремонт. Будущие сотрудники дистанционно обуча­лись в образовательном центре Больницы святителя Алексия. Для практических занятий специалисты приезжали в Шую. Больницу будет окормлять священник, с которым смогут общаться пациенты и их родственники. Для шуйского филиала в Москве написана икона святителя Алексия, митрополита Московского. Возведен главный храм Вооруженных Сил России 9 мая 2020 года в день 75-летия Победы в парке «Патриот» Одинцовского района Подмосковья завершилось возведение собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных Сил России. 14 июня Святейший Патриарх Кирилл освятил этот храм. Храм построен из стекла и металла. Купол спроектирован в форме шлема святого благоверного князя Александра Невского. С внутренней стороны — изображение Архангела Михаила, предводителя Небесного воинства. Все храмовые пропорции символичны и отсылают к важнейшим датам, связанным с историей Великой Отечественной войны. Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 м (в 1945 году кончилась Отечественной война). Диаметр купола — 22 м 43 см (8 мая 1945 года в 22 ч 43 мин был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии). Высота звонницы составляет 75 м (в 2020 году исполнилось 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны). Высота малого купола составляет 14,18 м (1 418 дней и ночей длилась Великая Оте­чественная война). Главная икона храма — «Спас Нерукотворный» — написана на досках, сделанных из старинного орудийного лафета, поднятого со дна Невы. Прежде чем оказаться в главном воинском храме, икона преодолела более 57 тыс. км, побывав в 45 городах, храмах и воинских частях. Казанский собор возрождали всем миром В столице Татарстана воссоздан главный храм Богородицкого мужского монастыря — Казанский собор, сейчас проводятся внут­ренние работы по его благоукрашению. Эта обитель была первоначально женской, основана по указу царя Ивана Грозного в 1579 году на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор, в котором пребывала икона, был построен в начале XIX века и разрушен в богоборческие 30-е годы XX века.

http://e-vestnik.ru/news/svetlye_novosti...

В августе 1860 года государственные крестьяне пригородной слободы города Борисоглебска Станичной обратились в Тамбовскую Духовную консисторию и Тамбовскую Палату Государственных Имуществ с ходатайством о постройке в их слободе каменной церкви. Первоначально планировалось строительство двухпрестольного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и во имя преподобного Алексия, человека Божия. Особым и весьма важным духовным фактом начальной истории Знаменского храма города Борисоглебска является то, что рассматривал поданные прошения и другие документы, а также давал благословение на строительство Знаменского храма святитель Феофан Затворник, возглавлявший Тамбовскую кафедру в 1859-1863 г.г. Храм был построен в 1869 г. в Станичной слободе на средства прихожан, в том же году освящён по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия (Шаповаленко). С того времени богослужения в храме фактически не прекращались до сегодняшнего дня. В годы богоборческого лихолетья решался вопрос о закрытии храма. Храм лишился большинства колоколов. Святыни храма: чтимые икона Божией Матери «Отрада» («Утешение»), икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (афонского письма), икона «Собор преподобных старцев Оптинских» с частицами мощей Оптинских старцев (написана насельниками Оптиной пустыни в 2000 году), икона Божией Матери «Скоропослушница» (передана в храм из разрушенного Лысогорского Свято-Успенского женского монастыря). Икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение», - одна из главных святынь обители, находившейся в селе Таволжанка Новохоперского уезда. Образ написан иеромонахом Серафимом (Титовым) на Святой горе Афон в Ватопедском монастыре в 1875 году и был передан Знаменскому храму из разрушенного Таволжанского Казанского женского монастыря. По свидетельству монахинь монастыря, тысячи с верою притекающих к этой чудотворной иконе богомольцев получали исцеление телесных недугов, избавление от скорбей и утешение в печали. В храме имеются три книги Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, отпечатанные в 1805 году в Киево-Печерской Лавре.

http://sobory.ru/article/?object=11533

По преданию, икона явилась детям, плывущим по р. Протва вскоре после польско-литовского разорения, и была принесена ими в собор. В 1815 г. в соборе был погребен герой Войны 1812 г. генерал И. С. Дорохов, который освобождал город от французов. В 1924 г. храм закрыли, в 1918 г. разорили захоронение генерала И. С. Дорохова. В 1999 г. храм возвращен верующим. В настоящее время он восстанавливается. В 2000 г. прошло первое торжественное богослужение, которое возглавил митрополит Ювеналий, впервые зазвучали Рождественские колокола. В храме устроены престолы: в нижнем храме — главный престол освящен в честь Рождества Христова, придельный — во имя сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского; в верхнем храме: главный — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезной — во имя свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла. Храмовые святыни: рака с частицами мощей сщмч. Илариона Верейского, икона с частицей мощей прп. Варнавы Гефсиманского, древняя икона св. мц. Параскевы Пятницы — в часовне св. Параскевы. Собор Рождества Христова был заложен в старой деревянной Верейской крепости 15 мая 1552 года. Летописных известий о постройке церкви не существует. О закладке храма сообщала выполненная на меди храмозданная, бывшая, как пишет И.Токмаков «над дверью храма до пристройки и поновления». Она являлась копией другой, более ранней храмозданной, «выполненной на камне обронными буквами». Надпись гласила: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРИОСВЯЩЕННАГО МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ ВСЕЯ РОССИИ ЗАЛОЖЕНА БЫСТЬ СИЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В ЛЕТО 7060 МАЯ 15 ДНЯ ПРИ ДЕРЖАВЕ БЛАГОВЕРНАГО ЦАРЯ И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РОССИИ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА И МАТЕРИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ КНЯГИНИ ЕФРОСИНЬИ”. Собор был заложен 15 мая, т.е. накануне казанского похода, участником которого стал семнадцатилетний Владимир Андреевич Старицкий. Дата окончания и освящения собора остается неизвестной. Храм был заложен по указанию царя Ивана Грозного и не единожды им посещался. Церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась, при этом облик ее несколько менялся. В исторических источниках собор Рождества Христова упомянут в Писцовой книге 1625г.: «…а в осыпи соборная церковь Рождества Христова каменна с пределы, а в церкви образы, и книги, и ризы, и всякое церковное строение государево…». Указание на “пределы” говорит о многопридельном храме и позволяет предполагать оригинальную внутреннюю его архитектуру, а именно, собор с приделами “в полатях”.

http://sobory.ru/article/?object=01124

С 1789 по 1795 гг. жители этих слобод обращались с церковными требами к священникам, служившим в Вознесенской церкви упраздненного Коротоякского монастыря, а потому церковь слобод Казанской и Дмитриевской в официальных документах считалась городскою, хотя в приходе ее нет ни одного городского обывателя. Казанская церковь была распространена в 1864 г. В этой церкви свято чтится икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе, эта икона весьма древняя, она принадлежала еще прежней Казанской церкви. Серебряная риза на нее устроена в 1808 г. приходским священником Иоакинфом Болховитиновым. Прихожан 890 душ. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Существовавший ранее собор в г. Коротояке, более известный по придельному храму под наименованием Покровского собора с приделами на правой стороне – Покрова Пресвятой Богородицы, на левой – св. Николая чудотворца, каменный, с колокольнею, построен был в 1809 г. Земли пахотной с дровяным лесом 66 дес. 948 саж., на другом месте – на три церкви: Покровскую, Никольскую и Архангельскую отмежевано 49 дес. 306 кв. саж. пахотной земли и в 3-ем месте за Доном к четырем церквам: Покровской, Архангельской, Николаевской и Казанской отмежевано 81 дес. 898 кв. саж., остальная земля в количестве 63 дес. – сыпучий песок. На эту землю копии с планов и межевых книг хранятся в церковной ризнице. К собору приписана находящаяся за рекой Дон Петропавловская церковь. Прихожан при соборе 1350 душ. Прежде был 3 штата, ныне два. Коротоякский собор при каждой перестройке посвящался разным празднествам. При самом основании его в 1648 г. он, по велению царя Алексея Михайловича, посвящен был Рождеству Пресвятой Богородицы с приделом св. чудотворца Николая. Церковь эта была небольшая, 8 саж., и построена из дубового леса. Эта церковь сгорела во время сильного пожара, которым был истреблен Коротояк 28 мая 1737 г. В 1738 г. собор был вновь построен, и в это время главный престол был посвящен также Рождеству Пресвятой Богородицы. В росписи церквей г. Коротояка в 1738 г. собор называется просто Богородицким, а под 1759 г. он назван уже более определенно: Рождественским. Следующий собор в г. Коротояке был посвящен Пресвятой Богородице в честь ее Рождества. С 1769 г. коротоякский собор уже называется Покровским. Вероятно, около этого времени было возобновление этого храма, причем, главный престол был посвящен уже не Рождеству, а Покрову Божией Матери, может, в историческое воспоминание основания самого города Коротояка в 1-й день октября. Под 1769 г. в документах уже встречается подпись «Покровского собора протопопа Антония Андреева…» и в документах позднейшего времени коротоякский собор называется Покровским. Покровским, вероятно, он был до 1809 г., когда уже был посвящен Рождеству Христову.

http://sobory.ru/article/?object=38565

17 икон, написанных в конце XIX – начале XX века, передали Русской Православной Церкви сотрудники Шереметьевской таможни. Все эти образы были спасены таможенниками от вывоза за рубеж туристами без декларирования и предоставления разрешительных документов еще в начале 2000-х годов, сообщает сайт Федеральной таможенной службы. «После изъятия иконы длительное время не были востребованы, а впоследствии по решению Химкинского суда обращены в собственность государства», – отмечается в сообщении. Теперь же, спустя десятилетия, все спасенные образы вернутся в храмы. Восемь икон, в т.ч. четырехчастная икона с образами Богоматери («Умягчение злых сердец», «Утоли моя печали», «От бед страждущих», «Взыскание погибших») и распятием Христовым, а… 13.02.2024 18 февраля на ж/д вокзалах Москвы в десятый раз пройдут молебны о Святой Руси и путешествующих По благословению духовника Святейшего Патриарха Кирилла схиархимандрита Илия (Ноздрина) 18 февраля 2024 года, уже десятый год подряд, состоятся ежегодные молебны о Святой Руси и путешествующих в храмах и часовнях на железнодорожных вокзалах Москвы. Главными образами молитвенного шествия станут: специально принесенная из зоны конфликта икона Божией Матери «Августовская»; чудесным образом принесенная дельфинами по морю в Сочи икона Пресвятой Богородицы «Знамение»; список иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (Донецкая), «Успокоительница»; икона Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, со святынями из Музея Иоанна Чудотворца, сообщили в православном общественном движении «Христианское доброделание». Молебны начнутся с молитвы о Святой Руси и путешествующих в храме Казанской иконы… 09.02.2024 Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»? Церковь празднует память новомучеников и исповедников Церкви Русской. Специально к прославлению этих святых была написана икона. Кто ее написал, по какому образцу и чьи лики изобразил? 03.02.2024 Во Франции находится более десятка древних икон, тайно вывезенных с Украины

http://foma.ru/themes/ikony

От купца старица узнала, что он перенес в лавку икону недавно, а в дом его она попала спустя около 40 лет после обретения Явленного образа в Казани (т. е. около 1619 г.), и что икона «списана благочестивым иноком». Старица перенесла образ в собор Казанского девичьего монастыря «на благословение от первоявленной», он был поставлен у иконостаса. К иконе стеклась вся Казань, «долгое время» она находилась в монастыре. По благословению Владыки и игуменьи монастыря образ проводили на большое расстояние с пением тропаря «Заступнице усердная». Издалека старица обратилась к народу с честною иконою Богоматери, народ пал на землю. Обратный путь до Касимова старица с иконой шла пешком. По пути она остановилась в монастыре преп. Макария Желтоводского, где Казанская икона была поставлена в соборном храме. На другой день по окончании Божественной литургии престарелый игумен благословил старицу иконою преп. Макария «равной меры» с Казанской. При приближении к Касимову священство с крестами, иконами и хоругвями при колокольном звоне вышло навстречу. Чудотворный Казанский образ был поставлен на убранный цветами и пеленами аналой. Народ со слезами благодарил Заступницу. После молебствий с пением тропаря «Заступнице усердная» крестным ходом все отправились в приходской храм св. великомученицы Параскевы Пятницы, близ которого жила старица. Из дальних мест в Касимов к Казанскому образу приходили люди разных сословий, многие получали исцеления. Старица Устинья с детьми начала строить деревянную Казанскую церковь с приделом преп. Макария Желтоводского. old_kasimov16Npubeзehhый Казанский образ и образ преп. Макария стояли в это время в церкви св. Параскевы Пятницы. При Казанской церкви возникла монашеская община, а позднее старицей Устиньей в 1627 г. основан Касимовский Казанский девичий монастырь. В Казанском монастыре от чудотворной Казанской иконы, по преданию, исцелился находившийся при смерти царевич Касимовский Иаков (†1677). Чудотворная Касимовская Казанская икона считалась древней, «древнего иконного письма», при этом подчеркивалось, что она «одинаковаго размера с чудотворною иконою», явившейся в Казани в 1579 г.

http://pravicon.com/info-3985

Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе (1941-1944). С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось. После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным. В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освящение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане. Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература, неорусский, псевдорусский или ретроспективно-русский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров. По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти. Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых, в Никольском приделе храма находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03897

Иконостас Успенского собора, написанный в 1404-1405 гг., находится в домовом Благовещенском храме Московского Кремля. В его создании принял участие симоновский иконописец Максим Грек, вполне мог быть причастен Андрей Рублев. В нижнем ярусе иконостаса находились замечательные по своей древности иконы: Успения Богоматери, Живоначальной Троицы и Тихвинская икона Божией Матери; в нем же хранилась Симоновская Казанская икона Богоматери. В местным ряду была икона Вседержитель, которой Сергий благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Ее отличало древнее письмо образа, богатое украшение и створчатый походный киот, в который он был вложен. В период с 1405-1433 гг. был основан Преображенский придел. Из грамоты 1447 г. узнаем, местоположение Преображенской церкви - “на полатех”, говорит о том, что она находилась в каком-то архитектурном пространстве - в соборной Успенской церкви, что могло быть только внутри конкретного здания, а не в монастыре вообще. Исследователи Симонова монастыря понимают под термином “полати” либо хоры, либо подклет. В 1415-62 гг. устроен Васильевский придел“на полатех” (хорах) в Успенской соборной церкви (или церкви Спаса Преображения?) и существовал до середины XVI века. В Успенской церкви было 3 престола. В 50-е годы XV в. (середине - второй половине XV в.) или более раннее время - 1477 г. после постройки церкви колокольни И.Г. Ховрин перенес Спасо-Преображенский престол, находившийся - “на полатех” Успенской церкви, в созданный храм Спаса Преображения... Успенский собор был капитально перестроен в 1543-1549 гг. Видимо, старый собор 1405 г. к этому времени обветшал и был заменен новым, возможно, возведенным на старых фундаментах. Под кровлей собора П.Н. Максимов обнаружил сохранившиеся старые части, которые позволяют реконструировать древние формы его верха. Для подсобных работ к этой по строй созывались вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 гг. Исследуя строительные материалы, примененные в соборе, П.Н. Максимов установил, что собор был памятником одного строительного периода; размер кирпича и характер кирпичной кладки подтвердили, что время его сооружения должно быть отнесено к 1543-1549 гг. Однако В.П. Выголов установил, что в 1543-1545 гг., когда строилась новая «церковь под колоколы», старый собор 1379-1405 гг. еще существовал. В итоге он пришел к выводу о возведении собора в 1546-1549 гг. Длина храма с алтарем и папертью стала 15 саж., ширина 16 саж., в шина с крестом 25 саж.

http://sobory.ru/article/?object=39881

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом " русском " стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями - это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора - шатровые крыльца, а на западном - арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них - в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца. Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: " Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее " . Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

http://sobory.ru/article/?object=00905

Как спасшая наш город икона Богородицы появилась в Седмиозерной пустыни? Основатель пустыни инок Евфимий был переведен митрополитом Матфеем в казанский Благовещенский собор в 1627 г. Но и находясь на служении в кафедральном соборе, «преподобный», как именует его то же «Сказание», не забывал о братии. В утешение и благословение он решил передать в пустынь образ Богоматери Одигитрии, взятый еще из Устюга, «из отеческого дома». То есть чудотворный образ когда-то был обычной домашней иконой инока Евфимия. Четверть века после того икона пребывала в пустыни, пока о ней не вспомнили во время эпидемии 1654 года: монахине Мавре из Казанского Богородицкого монастыря явился вещий сон, что именно через эту святыню придет помощь и избавление. Крестный ход из Седмиозерки в Казань спас город от эпидемии. Та пошла на убыль, а через 2 года, после повторного принесения иконы в Казань, совсем прекратилась. Чудо навеки прославило Смоленскую Седмиозерную икону, сделав ее второй святыней нашего края после иконы Казанской. С тех пор вот уже 350 лет этот образ покровом Божией Матери осеняет и Казань, и всю епархию. Видимое всем знамение явилось тогда же: «когда обошли с иконою вокруг города, тогда стала как бы некая преграда от гнева Божия. Ибо за городом собрались мрачные тучи, а над городом светло сияли лучи солнечные». В воспоминание этого события, до самой революции ежегодно 25 июня икона приносилась из пустыни в Казань и оставалась там в течение месяца. Всеми датами переноса из храма в храм как бы повторялся каждый раз тот первый крестный ход. 27 июля (9 августа по н.ст.) икона возвращалась в Седмиозерную пустынь – на главное торжество монастыря, ибо 10 августа вся Россия празднует день Смоленской иконы Божией Матери. 18 наиболее памятных чудес (а все их подсчитать, разумеется, немыслимо) называет «Сказание» – дополненное с XVII века и доведенное новым повествователем до 1804 года включительно. Среди них самые удивительные: прозрение слепорожденной девушки из Симбирска; прозрение еще одной слепорожденной 5-летней девочки из Казани; исцеление парализованной и отсохшей руки иерея Филиппа и вывихнутой ноги 4-летнего мальчика Василия из Свияжска; исцеление от беснования свияжской жительницы, давшей после избавления обет монашества. Но самым удивительным историческим свидетельством стала следующая запись об исцелении (1804 г.): «что сие означение есть истинное, в том свидетельствую – казанский комендант, генерал-майор и кавалер Кастеллий». К молебну пред иконой Стефана Николаевича Кастеллия несли четыре человека – из-за давней болезни ног он не мог самостоятельно передвигаться. Через несколько дней он уже свободно ходил. Для паломничества в пустынь, требующего временного оставления своих обязанностей, столь высокопоставленному чиновнику понадобилось даже специальное Высочайшее разрешение.

http://sobory.ru/article/?object=05121

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010