Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году. Кто был архитектором этого величественного здания - неизвестно. Однако есть данные о том, что он был " устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора " . При этом писали, что " он уступает своему образцу размерами и внутренним украшением " . В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя. Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место " с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам - Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе " , - отмечается в книге " Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря " , изданной Рязанской епархией в 2009 году. После Октябрьской революции новые власти закрыли монастырь. В начале 1920-х годов в Казанском соборе прекратились службы, а монастырские постройки стали поочерёдно занимать - сначала лесхоз, затем свиносовхоз, детский дом, дом инвалидов... Правда, в Христорождественском храме богослужения продолжались вплоть до 1938 года, но с конца 1930-х годов в бывшей обители прочно обосновалась областная психиатрическая больница. Казанский храм приспособили под склад. Там хранили всевозможные вещи - телогрейки, сапоги, автомобильные покрышки... Поэтому здание очень скоро пришло в ужасное состояние. В оконных проёмах не осталось ни рам, ни стёкол, кровля в нескольких местах провалилась, а там, где уцелела, поросла травой и даже деревьями. Интерьеры также сильно пострадали: настенные росписи были испорчены, Казанская икона Божией Матери пропала, склеп святителя Феофана вскрыли и осквернили. В 1972 году иерей Георгий Глазунов, игумен Марк Лозинский и двое студентов Московской духовной академии проникли в закрытый Вышенский монастырь, где и пробрались в подклет бывшего Казанского собора.

http://sobory.ru/article/?object=06942

Так, в 1910 году графиня Прасковья Уварова, возглавлявшая Московское археологическое общество (по его инициативе в Москве появились памятники Александру II, героям Плевны и генералу Скобелеву), обратилась с предложением об установке памятника патриарху Гермогену в Святейший Синод. Благодаря Уваровой были собраны необходимые средства. В 1912 году проекты двух конкурсов были представлены на выставке в Историческом музее. Победителем стал скульптор Николай Андреев (автор памятника Н.Гоголю на Гоголевском бульваре и А.Островскому у Малого театра). Место для установки памятника выбрали там, где сейчас стоит мавзолей. Это не случайно, потому что напротив, у стен нынешнего ГУМа уже стоял памятник Минину и Пожарскому. Третьей вершиной своеобразного духовного треугольника был Казанский собор с находящимся там списком Казанской иконы Божией Матери, которая, кстати, тоже связана с личностью патриарха Гермогена. Ведь он переносил образ Владычицы от места обретения иконы до Никольской церкви, где служил. А потом составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.  Мало кто знает, что в 1912 году был объявлен еще один конкурс и так же Всероссийский на памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде, на проекте которого была и фигура патриарха Гермогена. В 1913 году макет этого памятника принимал Николай Второй и он царю понравился. Однако начало Первой мировой войны и последовавшая за ней революция перечеркнула эти планы. И только два с половиной года назад в преддверии 400 - летия кончины патриарха-мученика и 100 - летия его прославления общественное объединение " Народный Собор " и Женское патриотическое общество вновь выступили с инициативой поставить ему памятник. В 2009 году был создан Фонд по установлению памятника патриарху Гермогену, который поручили возглавить мне, как историку и специалисту по монументальному искусству. Нас поддержало Издательство Московской Патриархии и протоиерей Владимир Силовьев, который помог с изданием дореволюционного акафиста святителю Гермогену, где, в частности, поляки назывались поляками. 16 июля 2011 года Святейший Патриарх Кирилл после литургии в Успенском соборе Кремля совершил молебен у мощей святителя Гермогена и в своем слове публично поддержал нашу инициативу по установке памятника святому патриарху. Ему была написана большая икона, с которой по благословению Святейшего Патриарха мы совершили два крестных хода по маршруту первого и второго ополчения. И эта икона присутствовала на установке закладного камня у Кремлевской стены. Как известно, место для памятника уже выбрано – это Грот в Александровском саду (памятник войны с Наполеоном, выложенный обломками зданий, сгоревших при пожаре 1812 года). Кстати, рядом с Гротом находится стела в честь 300-летия дома Романовых. А ведь патриарх Гермоген указал на Михаила Федоровича Романова, когда после падения Лжедмитрия Москва решала, кого избрать на трон и в итоге избрала Владислава, сына польского короля Сигизмунда.

http://e-vestnik.ru/church/_pamyatnik_pa...

И радости не было предела, когда драгоценная пропажа обнаружилась ”на диком и пустынном месте, в двух верстах от погоста, близ трех водных ключей, на березовом пне” – если смотреть по современной карте, место обретения иконы расположено в трех километрах строго к востоку от Торговой площади Волочка. На месте того пня была поставлена деревянная часовня, в которой до 1771 года хранилась вновь обретенная святыня. А когда 8 июля 1771 года был освящен каменный Казанский собор (впоследствии взорванный большевиками) – икону с почестями перенесли и установили в нём по левую сторону от царских врат. Но, по легенде, чтимый образ не пожелал остаться на новом месте: спустя два дня икона вновь исчезла – и была обнаружена там же, где и в первый раз, у деревянной часовни. В 1870 году, в числе других городских земель, пустошь, на которой стояла часовня, была выставлена на продажу – участок был выкуплен предводителем вышневолоцкого дворянства, князем Арсением Степановичем Путятиным, глубоко религиозным человеком, за 1000 рублей серебром, с целью обустройства на его месте будущего Казанского монастыря. С его же помощью были улажены бюрократические вопросы и найдены первые 14 000 рублей для строительства первых жилых корпусов и домового храма, освященного в 1873 году. В 1871 году обитель состояла из 24 сестер – спустя десять лет их число увеличилось более чем десятикратно: к 1881 году уже 260 послушниц, помимо выполнения молитвенных обязанностей, не покладая рук трудились на монастырских полях и огородах, работали в иконописных, швейных, ковроткаческих, обувных мастерских, лечили и учили, подавая пример смирения и добродетельного созидания. В 1875 году сестры задумались о строительстве каменного храма, достойного хранилища драгоценного чудотворного образа Казанской Богоматери. Средства для масштабного строительства были собраны далеко не сразу – одного взгляда на собор достаточно, чтобы оценить объем работ. Первым взносом стали 10 000 рублей, пожертвованные московской купчихой Евфимией, пожелавшей остаться неизвестной. На эти деньги был заказан проект и начаты работы по устройству фундаментов. Самые значительные средства были внесены петербургским статским советником Ефремом Сивохиным (в общей сложности, пожертвовавшим на нужды монастыря свыше 150 000 рублей) и московским почетным гражданином Григорием Германовым (оба упомянутых благотворителя были выходцами из простых ярославских крестьян). Вполне возможно, именно с подачи Германова, к составлению проекта был привлечен известный московский архитектор Александр Степанович Каминский.

http://sobory.ru/article/?object=05477

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии. В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем. В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов. В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя. В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу. Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

http://sobory.ru/article/?object=47830

На Смоленском кладбище, где находится место захоронения блаженной Ксении Петербургской, митрополит Кирилл посетил собор в честь Смоленской иконы Богоматери и поклонился чудотворному храмовому образу. Затем в часовне на месте упокоения святой блаженной Ксении Петербургской был совершен молебен. По окончании молебного пения митрополит Кирилл помазал верующих освященным елеем. В ходе своего визита в Санкт-Петербург Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром посетил Николо-Морской Богоявленский собор и поклонился святыням храма, в том числе особо почитаемым — иконе Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, и мощам преподобного Феодосия Черниговского, пребывающим в нижнем храме собора. Обратившись к присутствовавшим в храме со словами приветствия, митрополит Кирилл отметил, что «никогда еще здесь не было так благоустроено, никогда не было такой красоты, как сейчас». Он сердечно поблагодарил настоятеля собора протоиерея Богдана Сойко за совершенные труды, «наипаче же Владыку Владимира, под омофором которого эти труды осуществляются». Со словами приветствия к Местоблюстителю Патриаршего престола обратился настоятель храма и преподнес архипастырю на молитвенную память икону Святителя Николая. В тот же день митрополит Кирилл посетил Казанский собор Петербурга и приложился к чудотворному списку Казанского образа Пресвятой Богородицы. В своем слове к богомольцам, собравшимся в кафедральном соборе северной столицы, иерарх сказал, что он прибыл в Санкт-Петербург во исполнение замысла ныне почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, дабы совершить в день столетия преставления всероссийского батюшки святого праведного Иоанна Кронштадтского Божественную литургию в Иоанновском монастыре и помолиться перед «родными и дорогими петербургскими святынями». После Казанского собора Местоблюститель Патриаршего престола посетил Спасо-Преображенский собор, в котором хранится образ Спаса Нерукотворного. Эта икона, написанная знаменитым московским иконописцем С.Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича, была любимым образом Петра I.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Крепость Тетюши (Тетюшская застава) была построена в 1574-1578 гг. (по другим сведениям - в 1555-1557 гг.) на правом берегу реки Волги. С самого начала здесь находилась приходская церковь. Каменный трехпрестольный храм в честь Пресвятой Троицы был построен в 1777 году на средства местного помещика А.В. Страхова. Правый придел храма был освящен во имя чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, левый - во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1780 году Тетюши стали уездным городом Казанской губернии, храм получил статус собора. Однако современный Троицкий собор мало напоминает храм XVIII века. Он перестраивался и расширялся несколько раз: в 1828-1832 гг. по проекту архитектора П.Г. Пятницкого на казенные средства, в 1877 году - на средства тетюшских купцов Павла Васильевича Серебрякова и Александра Михайловича Колсанова (приделы были выстроены заново). В 1896 году на средства самого собора была построена новая колокольня, к сожалению, не сохранившаяся. В результате довольно крупный храм XVIII века приобрел формы и декор, характерные для конца XIX века - в духе эклектики национально-романтического направления. Закрытый в 1930-е гг. собор в 1989 году был возвращен верующим. В 1889-1990 гг. была проведена реконструкция, выстроена новая апсида и отдельно стоящая колокольня. Собор заново освящен архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием 30 сентября 1990 года. Главной святыней собора была древняя икона Святителя и Чудотворца Николая, которую местные жители, особенно чуваши и мордва, почитали как чудотворную. Она попала в монастырь из Никольского монастыря, основанного в середине XVI века недалеко от места, где позже возник город. Этот монастырь был уничтожен войском лжецаревича “Петра Федоровича” в 1606 году. Памятник архитектуры, отражающий наслоения стилей от барокко до псевдорусского направления эклектики. Храм имеет традиционную симметрично-осевую композицию. Основной объем - высокий двусветный четверик, увенчанный луковычными главками с ажурными металлическими крестами. Центральная главка на высоком деревянном восьмигранном барабане. Главки по углам четверика меньше центральной и поднята на тонкие глухие восьмигранные каменные барабаны. С южной и северной сторон к храму примыкают два придела с окнами арочной формы. Верхняя часть фасадов завершается трехчастным аттиком с полуциркульным завершением. Фриз украшен карнизом, имитирующим щипец, опирающийся на импост спаренных боковых пилястр.

http://sobory.ru/article/?object=21612

Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству. Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов. Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии -царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора. Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово. В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.

http://pravoslavie.ru/210.html

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

25 мая делегация Русской Зарубежной Церкви посетила храмы Петербурга, сообщает со ссылкой на «Интерфакс» « Newsru.com » . «Члены делегации приложились к знаменитой иконе, чудотворному списку одной из главных святынь русского православия - Казанской иконы Божией Матери. После посещения Казанского собора делегация Русской Зарубежной Церкви направилась в Никольский собор и часовню святой блаженной Ксении Петербуржской». На следующий день зарубежные гости отправились в Курск. Как передает «Седмица.Ru», «гости высказали пожелание посетить Воскресенско-Ильинский храм, где венчались родители Прохора Мошнина – будущего Серафима Саровского – и крестили младенца Прохора», также в программе поездки  - посещение Коренной мужской пустыни, в окрестностях которой, по преданию, 8 сентября 1295 года была найдена икона, вошедшая в историю под названием Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». Подробный рассказ о паломничестве делегации Русской Зарубежной Церкви по святым местам Нижегородской, Санкт-Петербургской и Курской епархий можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ . В Москве Глава Зарубежной Церкви встретился с потомками эмигрантов , переехавших в Россию. Подробно об этой встрече рассказывает Надежда Кеворкова в статье «Пойми, в Америке нет души, а в России она есть» . На сайте «Седмица.Ru» опубликован материал, посвященный русской эмиграции , тем людям, которые смогли вдали от родины сохранить русскую культуру, русскую православную веру, и «которые также как и мы с вами очень ждут объединения двух ветвей нашей Церкви». Статья представляет собой развернутое интервью с Иваном Владимировичем Ассуром – солистом знаменитого Донского хора Сергея Жарова, созданного в эмиграции. На официальном сайте Русской Православной Церкви представители Русской Зарубежной Церкви высказывают свои впечатления от паломнической поездке по России . Архиепископ Берлинский и Германский Марк считает, что для него «особенно важно донести православным верующим моей епархии то благодатное состояние сердца, которое рождается при соприкосновении со святынями  Русского Православия». А протоиерей Александр Лебедев уверен, что «несмотря на семидесятилетний период господства в России безбожной власти, православные христиане сохранили в своем сердце тайну Святой Руси. Советская система не смогла вытравить из русских Православную веру и благочестие».

http://pravoslavie.ru/4898.html

– Значит, этот ценный музейный экспонат, по поводу которого в наши дни сломано столько копий, не византийский оригинал XII века, а всего лишь копия, список? – Скорее всего. Списки икон принято было делать всегда, с момента принятия православия. Любопытно другое: список этой иконы в XIV веке почему-то делал псковский иконописец, хотя Спасо-Евфросиниевский монастырь далек от Пскова! – Откуда же известно, что мастер был из Пскова? – Стиль письма псковских иконописцев XIV века настолько характерен и хорошо изучен специалистами, что в этом нет сомнений. Но у нас осталось много других вопросов. К примеру, почему икона " ушла " из Полоцка и как она оказалась в Торопце (ныне в Тверской области)? Что с ней происходило в Торопце? Мы также гадаем, когда она там оказалась? Ведь следы ее пребывания в Торопце нам точно известны только с XVII века. Причем не из документальных свидетельств, которых просто нет, а из местных старинных сказаний, легенд, упоминаний о ней того периода. К тому же только к концу XVII века по воле и на деньги царя Алексея Михайловича для Торопецкой иконы начали строить Корсунский собор. В Торопце эту икону почему-то начали называть Корсунской, и это еще одна загадка – ведь раньше, в Полоцке, такого имени за ней не значилось. – Может быть, новое имя связано с каким-то чудом? – А вот о чудотворности этой иконы на протяжении всего XVII века нет никаких свидетельств, хотя о других иконах этого города, к примеру, о Владимирской или Казанской, документальных ранних сказаний сохранилось много. При этом известно, что она была в Торопце очень почитаема, ее выносили во время захватнических войн, в периоды осады городка. Возможно, что в силу этого история иконы сегодня, к сожалению, и подвергается стольким трактовкам. К примеру, в аннотации к Торопецкой иконе в храме в Княжьем Озере ее, согласно одному из популярных преданий, вдруг возводят к XIII веку, к временам Александра Невского. Якобы когда Александр Невский венчался в Торопце с юной дочерью полоцкого князя – Брячиславой, в приданое дали эту выносную икону. Но это невозможно: почитаемую в городе двустороннюю икону на рукояти, которую выносили на крестные ходы, икону, которая должна стоять только в храме, где за престолом для нее сделано специальное углубление, не могли запросто взять из Полоцка и благословить ею на брак молодых! Это настолько антилитургическое предание, что все явно придумано с целью удревнить Торопецкую икону. На самом деле в те времена молодых благословляли небольшими иконами с образами Христа и Богоматери, как это всегда на Руси происходило до начала XX века. Никогда в приданое не отдавался городской палладиум – священный талисман.

http://religare.ru/2_90688_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010