Могильная плита царевича Иакова. 1677 г. Могильная плита царевича Иакова. 1677 г. Жизнь И. В., его щедрая благотворительность были известны в городе и вызывали неудовольствие у некоторых его соотечественников - касимовских татар. Обстоятельства смерти И. В. неизвестны. Есть предание, что он умер юным после болезни; по др. версии, царевич погиб от побоев; в Казанском мон-ре считалось, что царевич был отравлен родственниками-мусульманами. По преданию, царевич скончался, когда ему было 17 или 25 лет. Согласно завещанию, И. В. был погребен в Казанском мон-ре. Впосл. над его захоронением была построена небольшая часовня, в кон. XIX в. стоявшая справа от Казанской ц. (храм построен в 1854-1864 на месте каменной Казанской ц., сооруженной в 1715). В часовне над могилой лежала плита с надписью: «Лета 7185 (1677) году генваря в 7 день, на Собор Иоанна Предтечи, преставися раб Божий царевич Иаков Васильевич Касимовский» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 97). В нач. XX в. плиту украшала старинная «суконная пелена красного цвета с нашитым посередине ее крестом из серебренного галуна» ( Добролюбов И., свящ. С. 72). В мон-ре хранился ныне утраченный портрет И. В. Царевич был представлен молодым человеком с коротко остриженными черными волосами, узким удлиненным лицом и короткой бородой. Художник изобразил его во весь рост, с непокрытой головой, в длинной одежде, похожей на подрясник. В кон. 1919 г. мон-рь упразднили, в июне 1930 г., после закрытия Казанского собора, чудотворную Казанскую икону Божией Матери перенесли в Пятницкий храм. Часовня над могилой царевича была открыта для богомольцев, особенно много паломников собиралось у могилы царевича в день его кончины. Надзор за часовней был поручен бывш. послушнице Казанского мон-ря Акилине, по просьбе к-рой люди, исцелившиеся по молитвам к И. В., записывали свои свидетельства в особую тетрадь (записи о чудотворениях по молитвам к И. В. велись и в нач. XX в., до 1917 г.). В 20-х - нач. 30-х гг. ХХ в. в часовне над могилой И. В. часто молилась староста Пятницкой ц.

http://pravenc.ru/text/200317.html

Ранее в этом селе располагалась еще и деревянная с такой же колокольней Преображенская церковь. Она была построена в с. Красный Холм в 1855 г. Позже в ней был устроен придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Жители сюда переселились в 1847 году. Крестьяне поселились на четырех холмах, образовав четыре улицы. Первоначально новая деревня была причислена к приходу села Крутицы, поэтому уже с января 1850 г. крестьяне стали просить епархиальное начальство о построении своего храма. Так как средств на строительство нового храма не было, было решено перенести старый деревянный храм из с. Сушки, где был в то время воздвигнут новый каменный храм. Получив благословение, церковь была выкуплена за 2800 рублей и в 1852 г. церковь была перевезена. Не дожидаясь дальнейшего разрешения, крестьяне сразу же стали возводить свой храм. Однако вскоре строительство было приостановлено до испрашивания у Священного Синода разрешения. 7 августа 1853 г. святителем Гавриилом была выдана храмозданная грамота, и началась вновь постройка храма. 6 ноября 1855 г. храм был освящен. В 1890 г. крестьяне стали заготавливать кирпич для постройки новой каменной церкви. В 1909 г. была выстроена трапезная часть Преображенского храма с двумя приделами: на правой стороне - в честь Казанской иконы Божией Матери, на левой - в честь святителя Николая Чудотворца. Приделы были освящены 2 декабря 1910 г. Революционные события не дали довести строительство храма до конца: основная часть храма – в честь Преображения Господня достроена не была. В приходе имелась земская школа. Церковь была закрыта 3.9.1940 г. под клуб решением облисполкома 1580 Информация с сайта Касимовской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь уже несколько лет как действует. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=18288

В средневековой Руси славяне в целом были склонны более к Востоку, чем к Западу. Это просматривается и в действиях великого князя Александра Невского, предпочитавшего союз с Ордой преклонению перед Западом, и в поддержке его тогдашним главой Русской Церкви митрополитом Киевским Кириллом II, и, позднее — в том, как падение Константинополя в XV веке было объяснено старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем Начиная с XIV века, на службу к русским князьям переходило немало знатных татар. В результате значительное число бояр и других служилых людей московского царя составляли представители татарской знати. Из них формировались особые полки татар-мусульман, участвовавшие на стороне Москвы в многочисленных войнах, которые вело со своими противниками Московское государство. А после присоединения Поволжья в XVI столетии его жителям дали настолько широкие права в исповедании своей веры, что казанские татары, спустя всего 50 лет после включения их территорий во владения русских царей, встали на защиту Москвы в момент Смуты, когда казалось, что российскому государству пришел конец. Казанские татары составили весьма значительную часть ополчения Д.М. Пожарского и К.З. Минина и помогли выгнать польских интервентов из Кремля. Символом своеобразного христианско-мусульманского союза стало просуществовавшее до 1681 года Касимовское царство — удельное княжество для татарских ханов, переходивших на службу Москве. Некоторые Касимовские цари и царевичи играли видную роль в политической жизни русского государства. Так, например, касимовский хан Саин-Булат (Симеон Бекбулатович) сын Бек-Булат султана, правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой, вместе с отцом перешёл на службу к русскому царю Ивану IV Васильевичу, участвовал в Ливонских походах 1570-х годов, а в годы опричнины был даже провозглашен великим князем всея Руси и венчан на царство (1575-1576). В дальнейшем характер российской государственности определялся тесным взаимодействием Ислама и Православия на протяжении многих столетий.

http://pravoslavie.ru/78284.html

Описывает возвращение сын отца Сергия будущий протоиерей Анатолий (ему было тогда 9 лет): «Наконец после долгого путешествия, когда уже проехали Елатьму (в старину это был город, сейчас называется рабочий поселок), мы увидели Касимов. Сердце возрадовалось, душа затрепетала, потому что открывалась очень красивая панорама: на высоком левом берегу стоит город, в нем 12 храмов. 10 находились на берегу, еще два в других местах: Архангела Михаила (где сейчас автовокзал) и тюремная церковь (которую раньше всех закрыли). Самая ранняя церковь — Святой Троицы, с большой колоннадой, красивыми арками, которая, если ехать из Москвы или Рязани, стояла первой на берегу. Потом шла церковь Параскевы Пятницы Казанского женского монастыря. Потом — Никольская церковь, новая Казанская церковь коричневого цвета, построенная в 1914-м году, а потом церковь Благовещения, потом Вознесенский собор с огромной колокольней, церковь Успения. И последние две церкви — Георгия Победоносца и Ильинская. Это была удивительная панорама». В Казанском монастыре две церкви были разрушены, они не сохранились до наших дней. Во всех храмах были колокола. Город был совсем другой. Очень любили приезжать в Касимов архиереи, и, когда они приезжали, было большое торжество, колокольный звон во всех храмах. Эти приезды любили касимовские жители. Рассказывает отец Анатолий, сын священноисповедника Сергия: «Соборный протоиерей (не настоятель, а второй протоиерей) находился на лечении в больнице в Рязани и там умер. Когда его привезли хоронить в Касимов, это был тоже незабываемый день. Колокольни города звонили во все колокола. Пароход с телом протоиерея приближался к городу Касимову. Первой зазвонила Троицкая церковь, потом церковь Параскевы Пятницы, за ней Никольская церковь, затем Казанская… И пароход отвечал храмам густым громким минорым трезвучием; обертоны этого гудка походили на звук старинных колоколов, которые обладали таким же минорным тембром. Когда пароход подошел к пристани, ударили в большой колокол Вознесенского собора, спустился к пристани крестный ход: батюшки в облачениях, народ с хоругвями, — встретили тело усопшего протоиерея и с горки, которая ведет от пристани, несли в собор для торжественного отпевания».

http://pravoslavie.ru/148405.html

С очень давних времен верующие в своих скорбях и нуждах житейс­ких прибегали к царевичу Иакову с молитвой о помо­щи и получали у его могилы просимое. С течением времени вера в силу молитв блаженного Царевича только усиливалась, множество чудес и исцелений совершалось у могилки царевича Иакова. Даже после закрытия Казанского монастыря в 1930-х годах часовня эта не закрывалась, за ней усердно смотрела одна из послушниц монастыря монахиня Акилина. К сожалению, матушка Акилина была малограмотная и не могла записывать те многочисленные чудеса, которые совершались у могилки блаженного Царевича Иакова. Тем не менее она просит получивших исцеления за­писать об этом в тетрадку, и люди грамотные иногда за­писывают. В одной из таких тетрадок имеется ряд, к сожалению, очень кратких записей, сде­ланных собственно­ручно получившими исцеления. Записи эти носят следующий характер. — Я бесполезно ле­чилась у докторов от нервной болезни. В ча­совне Царевича Иако­ва молитвами Акилины Верязевой совер­шенно исцелилась. Надежда Перова. — Ходила с Леней, сыном, по врачам, но помощи не нашла. У Царевича Иакова сын мой исцелился. Моли­лась со мной послушница Акилина Верязева. Екатерина Васильевна Живилова. — Была у доктора, помощи никакой не было. Помощь нашла у Царевича Иакова. Евдокия Алексеевна Тимофеева. — Я, Василий Борковской, получил исцеление от своей болезни в часовне Царевича Иакова. Моей доче­ри, Екатерине, назначена была операция, но она совер­шенно исцелилась по молитвам Царевича Иакова. В советское время монастырь был закрыт, храмы разорены и разрушены. Чудом сохранилась чудотворная икона «Казанская — моление старицы Иустинии». От монастыря, некогда величественного и представлявшего собой одну из главных красот нашего города, осталось всего несколько сестринских корпусов и башни с остатками монастырской стены. Разрушена также часовня блаженного царевича Иакова, а вместе с ней и потеряны его честные останки. В 2012 году по благословению епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, началось возрождения Касимовского монастыря. Ежегодно, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, от Никольского храма г. Касимова к месту разрушенного монастыря совершается Крестный ход с главной монастырской святыней — иконой Божией Матери «Казанская — моление старицы Иустинии».

http://pravicon.com/info-3991

Существование Касимовского ханства во главе с правителями-мусульманами показывала всем сопредельным странам, что Московское государство вполне лояльно относится к иноверцам. Знатность тюркских мигрантов позволяла им претендовать на высочайшие места в структуре Русского государства, считаться «честию бояр выше». В росписях воевод по полкам «служилые цари» и «царевичи» всегда упоминались после русского Государя и его сыновей и наряду с высшими представителями московской знати. Полки служилых ордынцев сыграли решающую роль в победе Московского государя Иоанна III над Новгородом, последним соперником Москвы. Когда же к Москве приближались татарские послы, Иоанн III выходил за город и выслушивал их стоя, тогда как они сидели. Выходцы из среды ордынской аристократии становились даже «государями всея Руси». К ним можно отнести потомка ордынца Чет-Мурзы - русского царя Бориса Годунова (1552 - 1605 гг.) - «татарин, нехристь, зять Малюты», - как писал о нем Пушкин . А первый русский царь Иоанн IV Грозный был Чингисидом по матери, Елене Глинской. Данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за Казанский престол. Немало было крещеных ордынцев в ближайшем окружении Иоанна Грозного, ревностно служивших Русскому трону. Предполагается, что к их числу относились видные политические деятели той эпохи, отец и сын - Алексей и Федор Басмановы, глава опричнины и «правая рука» царя Малюта Скуратов. При дворе Иоанна IV до конца своих дней жил последний Казанский хан Едигер (Ядыгар), при крещении Симеон, где имел свой двор и был похоронен в 1565 году в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Известны исторические факты, связанные с деятельностью потомков биев Ногайской орды - князей Урусовых и Юсуповых. Так, с семилетнего возраста при дворе Иоанна Грозного находился Ногайский князь Утямыш-Гирей. Об этом Царь писал его деду Юсупу, Ногайскому князю, что внука его он держит у себя за сына. Утямыш-Гирей умер двадцати лет и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля с христианским именем Александр. Князь Петр Урусов, сын мурзы Исмаила, возглавил заговор против самозванца Лжедмитрия II, а князь Феликс Юсупов печально известен, как участник убийства Григория Распутина. Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сыбырском) происхождении завоевателя Сибири Ермака. В ее пользу приводятся доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Эта версия подтверждается сохранившемся у тюрков России и Казахстана преданием о том, что Ермак принял крещение, от чего стал изгоем (казаком). Именно поэтому ему удалось победоносно провести русские войска по территориям тюркских ханств.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/18/...

Подвязье. Церковь Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 14 верстах от города Рязани. Архангельская церковь в с. Подвязье уже существовала в XVII столетии,  и при ней числилось тогда 87 приходских дворов, в числе коих было 12 боярских.  В 1764 г. октября 6 дана благословенная грамота на поправку разных ветхостей, бывших в церкви. В 1797 г. построена была вновь существующая деревянная  церковь, с приделом в честь  иконы Казанской. В причте означенной церкви в XVII столетии состояли священник и дьячок, позже еще 2 причетника, но в 1803 г. дьяконская вакансия по малолюдству прихода уничтожена, ныне в причте состоят только 2 лица. В приходе, кроме села, состоят сельцо Болотово, деревни Киселева и Подымова и сельцо Казначеево, в коих муж. пола 796 жен. пола 786 душ. И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», 1884 г., том 1, стр. 92 Церковь в селе Подвязье существовала с XVII-ro века. Вместо деревянной (1799 года постройки), в 1899 году построена ныне существующая каменная, в формах, характерных для конца XIX-ro века. Церковь построена старанием прихожан и благотворителей. Престолов в церкви три: главный — во имя Архистратига Божия Михаила, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Приход действовал, по словам старожилов, до 30-х годов ХХ столетия. Последний священник Адриан Газов был репрессирован в начале 30-х годов и погиб в лагерях. В советские годы колокольня была разрушена, здание храма использовалось местной опытной сельскохозяйственной станцией в качестве складского помещения. Возрождён храм в 1992 году. В октябре 1993 года главный престол во имя Архистратига Михаила был освящён архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном. По решению арбитражного суда Рязанской области от 17.08.2009, здание храма является собственностью Прихода Архангельского храма. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17556

Вышетравино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2002 и 2009. Ссылки:   Адрес: Россия, Рязанская область, Рязанский район, с. Вышетравино, ул. Прудная, д. 1а Координаты: 54.435141, 39.745619 Проезд:общественный транспорт: автобус «Строитель - Совхоз Павловский» от ул. Радиозаводской; автомобиль: от окружной дороги до села Реткино 6 км, поворот направо по главной дороге 9 км до поворота на село Вышетравино налево. Далее мимо поселка Свободы до села Вышетравино 4 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В Вышетравино не было храма. В дореволюционное время жители села посещали храм деревни Новинское. В начале 2000-х годов был образован приходской совет в составе 17 человек. При поддержки администрации ЗАО «Павловское», находящееся на территории села Вышетравино, был оформлен отвод земельного участка, была заказана техническая документация. Также было получено благословение архиепископа Рязанского и Касимовского Симона на строительство храма. В 2002 году епископ Шацкий, викарий Рязанской епархии Иосиф освятил земельный участок под строительство храма. В марте 2003 года был создан приход Казанского храма. В 2004 году было начато строительство храма с освящения фундамента благочинный Рязанского Западного округу протоиереем Сергием Огородниковым. В 2008-2009 году на средства благотворителя Шибаева Н. С. Была приобретена звонница, закуплена церковная утварь, установлено газовое оборудование и обустроена храмовая территория. 15 августа 2009 года митрополит Рязанский и Михайловский Павел освятил построенный храма, который стал подворьем Казанского женского монастыря города Рязани. С 7 декабря 2012 года храм указом митрополита перестал быть подворьем. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17570

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался протоиерей Александр Куропаткин, клирик Рязанской епархии 07.12.2021 7 декабря 2021 года, на 85-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Рязанской епархии , почетный настоятель Казанского храма села Константиново Рязанской области протоиерей Александр Куропаткин , сообщает Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк выразил соболезнования родным, близким и духовным чадам отца Александра и возносит молитвы об упокоении новопреставленного священнослужителя. 9 декабря в храме Казанской иконы Божией Матери села Константиново будут совершены Божественная литургия и отпевание почившего протоиерея Александра. Начало Литургии в 8.00. Протоиерей Александр Григорьевич Куропаткин родился 25 августа 1937 г. в деревне Култуки Клепиковского района Рязанской области, был десятым ребенком в верующей семье. По окончании школы поступил в Рязанский сельскохозяйственный институт, который окончил, получив профессию зоотехника. Занимался спортом, был чемпионом Рязанской области по тяжелой атлетике. Работал на различных высоких должностях, связанных с сельским хозяйством, в частности, был заместителем начальника Рязанского областного объединения совхозов. В 1960 г. женился; вместе с супругой Зинаидой в 1990-е годы помогал восстанавливать храм Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Дягилево Рязанской области. В 1998 г. после ухода на пенсию получил благословение архиепископа Рязанского и Касимовского Симона на принятие священного сана. Диаконская хиротония состоялась 14 октября 1998 г., иерейская — 1 ноября. В 1999 г. поступил в Рязанское духовное училище, затем в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил в 2003 г. Более семи лет исполнял послушание эконома в Свято-Троицком монастыре Рязани, совершал молебны в монастырской часовне в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная». В феврале 2005 г. назначен настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Константиново. Хотя храм был передан Церкви еще в 1990 г., его ремонт и реконструкция завершились только в 2008 г. Также исполнял послушание настоятеля храма благоверных князей Петра и Февронии в соседнем селе Кузьминское, который стараниями отца Александра был возведен с нуля. В январе 2019 г. с благодарностью за понесенные труды освобожден от должности настоятеля и назначен почетным настоятелем Казанского храма. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 07.12.2021 20:25:05

http://drevo-info.ru/news/27557.html

Весной 2006 года памятник был установлен на территории церкви и освящён архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом. По композиционному решению он повторяет уничтоженный в Турции памятник - святой стоит на земном шаре. Существенное отличие - турецкий памятник был деревянным, покрытым пластиком, а рязанский выполнен из бронзы. Памятник выглядит удивительно органично, будто бы всегда находился на этой земле, где так почитают святителя Николая. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 Стоит в Рязанской губернии в селе Солотча небесной красоты храм. Судьба его удивительна и драматична, много раз возрождался он из небытия Промыслом Божиим и деянием рук человеческих... Во времена татарского ига, когда великий князь Олег Иванович ушёл в монахи, основал он Солотчинский мужской монастырь. Супруга же его Ефросиния, по примеру мужа, тоже основала в конце XIV века недалеко от этого монастыря Зачатьевскую женскую обитель, приняла постриг с именем Евпраксия. Потомки князя покровительствовали монастырям. В 1682 году, при рязанском митрополите Павле, старицы женской обители были переселены в Аграфенину пустынь, а монастырь упразднили. В XVII веке на том месте построили церковь, названную Зачатьевской. В 1843 году на её месте начала строиться каменная церковь. Возводилась она из камней древнего Алексеевского храма Солотчинского монастыря, который пришёл в большую ветхость. Новую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери строили всем миром пятнадцать лет. Храм был прекрасен. Три иконостаса покрыты золотом, на стенах старинные иконы, роспись необыкновенного письма знаменитого иконописца Шумова. Снаружи были позолочены и расписаны кокошники храма. Не один десяток лет крестили в храме детей, отпевали усопших, венчали, исповедывали, причащали. Но обрушилась на страну Октябрьская революция, наступило лихолетье. В 1917 году Солотчинский монастырь закрыли, там устроили колонию для безпризорников. Старожилы рассказывали, что подростки наводили страх на жителей села. Храм в 20-30-е годы продолжал ещё действовать, закрыли его в 1937 году. Судьба последних священнослужителей его сложилась по-разному. Отец Николай поспешил уехать из села, спасая свою жизнь, а о. Феодор остался. Вскоре его арестовали и увезли на «воронке». Он был сослан на Север, там работал на лесоповале, вскоре умер. Медленно погибал и храм. В Солотчу стали наезжать большевистские комиссары. Их раздражал колокольный звон - последнее напоминание о церковной жизни. Самая решительная комиссарша в чёрной кожанке повела бескомпромиссную борьбу с «опиумом для народа». Разбили колокола и сбросили их с колокольни. Потом взялись за саму колокольню. Разрушить её оказалось не так просто: мощной техники в ту пору не было. Пытались взорвать - устояла. Тогда основание колокольни подрубили топорами, обложили столбами, подвезли бочки с горючим и жгли её. Долго жгли. За две недели до Великой Отечественной войны она рухнула.

http://sobory.ru/article/?object=09606

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010