К прямоугольному в плане основному объему храма с полуциркульной в плане апсидой и прямоугольной в плане, в две световые оси трапезной с запада примыкает четырехъярусная колокольня. Особой выразительностью отличается цилиндрический световой барабан, расширенный по сторонам света мощными выступами – пилонами, придающими ротонде светового барабана в плане крестообразную форму. Световой барабан венчает круглый в плане, вытянутый по вертикали объем малого светового барабана, служившего первоначально звонницей. Покрытие купола большого светового барабана и завершение малого утрачены. Северный и южный фасады церкви фланкированы четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами. Оконные проемы первого светового яруса двусветного объема церкви – прямоугольные, второго светового яруса – квадратные. Оконные проемы трапезной и большого светового барабана – прямоугольные с полуциркульным завершением. Аналогичную форму имеют прорезанные по сторонам света арочные проемы малого светового барабана. Окна первого светового яруса церкви декорированы сандриком-полочкой на кронштейнах. Прямоугольные с полуциркульным завершением окна декорированы архивольтами с замковыми камнями. Квадратные в плане первый, второй и третий ярус колокольни, прорезанные арочными проемами звона по сторонам света во втором и третьим ярусах обработаны по углам двойными пилястрами. Четвертый ярус колокольни – восьмиугольный в плане, прорезанный по сторонам света арочными проемами звона меньшего размера. Завершение колокольни утрачено. В архитектуре здания соединены черты классицизма (объемно-пространственная композиция и декор храма) и класицизирующей эклектики (колокольня). Храм принадлежит к числу наиболее интересных культовых сооружений, построенных в стилевых формах классицизма на территории Липецкой области. В с. Стешево появился на свет Борис Гавриилович Скворцов, будущий епископ Рязанский и Касимовский. Родился он 30 сентября 1895 в семье священника Гавриила Михайловича Скворцова. Отец будущего архипастыря был тоже родом из духовного звания и отличался усердными и ревностными трудами на ниве Христовой. По окончании в 1885 Рязанской Духовной семинарии по второму разряду Гавриил Михайлович был определен на штатную должность псаломщика к Спасской церкви с. Хрущева Данковского уезда, а в 1887 архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) был рукоположен на штатную должность священника к Казанской церкви с. Стрешнева Данковского уезда. Прослужил Гавриил Скворцов в этой должности до 1896 года (Подробнее о жизни Гавриила Скворцова и Бориса Скворцова можно прочитать на сайте Церковный некрополь).

http://sobory.ru/article/?object=12863

В последующие годы усиленной борьбы государства с Церковью, здание Казанского храма в Голенчино приспосабливалось для различных хозяйственных нужд. Сначала его использовали для склада зерновых, затем пытались устроить в нем школу. О попытке разместить на святом месте безбожную школу, также имеются свидетельства старожилов. Перед началом учебы внутри церкви решено было сделать ремонт, для чего была сбита и закрашена краской настенная роспись и затем поставлены новые парты. Когда начался первый урок, то ученики не смогли находиться в здании, так как у них слезились глаза и невозможно было их открыть. Решили, что стены покрасили не той краской и снова перекрасили, но повторилось то же самое. Так было и в третий раз. Тогда было принято решение использовать здание церкви под склад зерновых существовавшего тогда здесь колхоза. Последним в небольшом, но многострадальном здании Казанской церкви, размещался склад Рязанского объединения «Росреставрация». Надо отдать должное реставраторам, что крышу на своем складе они сделали добротную, а это способствовало сохранению здания церкви от окончательного разрушения. Начиная с 1992 года неоднократно делались попытки вернуть храм верующим. В конце 1994 года инициативная группа жителей Голенчино и прилегающих улиц: Березовая, Гоголя, Некрасова, Толстого, Полетаева, Черновицкой и др., организовав Православную церковную общину Казанского храма в Голенчино, обратились к городским властям с ходатайством о возвращении верующим здания церкви. Более 600 человек подписало это обращение в мэрию. В начале 1995 года было принято решение о возвращении Казанской церкви в Голенчино православной церковной общине этого храма. Сразу же, зимой, силами приходского совета, верующих, местных жителей и благотворителей начались восстановительные работы. Много трудов и сил положила на восстановление храма первый председатель Приходского совета Анна Васильевна Гришина. В том же 1995 году настоятелем Казанской церкви в Голенчино был назначен священник Валерий Гузеев. С его именем связаны все последующие труды по возрождению приходской жизни церковной общины и восстановлению внешнего и внутреннего благолепия храма. 28 февраля 1996 года Высокопреосвященнейщим Симоном архиепископом Рязанским и Касимовским храм был вновь освящен. В возрожденной Казанской церкви регулярно совершаются все богослужения и требы согласно церковному уставу. Настоятель храма духовно окормляет больных психиатрической больницы, ведет большую миссионерскую работу в приходе. Регулярно выпускается приходской листок «Лука».

http://sobory.ru/article/?object=14400

Все эти предложения содержательны и по-своему разумны, но они никак не отвечают на запоздалый вопрос: что делать с двумя миллионами турок, которые уже живут в Германии, имеют гражданство и по-своему встроены в немецкую жизнь? Высказываются предложения ввести исламское образование на немецком языке, чтобы имамы потом преподавали некую цивилизованную, мягкую версию ислама в согласии с демократической европейской культурой. Между тем исследования, проведенные Фондом имени Фридриха Эберта, указывают на растущие ультраправые настроения немцев (см. справку на стр….) И это притом что в Германии пока нет ни одного ультраправого в парламенте. В современной Европе, кстати, это становится весьма редким явлением. В Швейцарии они составляют почти треть депутатов парламента, в Норвегии — четверть. Это уже правящие партии своих стран. В Голландии и Дании они имеют около 15%, в Италии, Португалии, Австрии и Бельгии — около 10%. А ведь в половине этих стран доля мусульман в населении меньше, чем в Германии. Проблема начинает приобретать остроту даже в устах брюссельских «общеевропейских» чиновников и политиков. Зампред Европарламента Сильвана Кох-Мехрин высказалась за запрет на ношение паранджи в Евросоюзе, подобрав метафору, не допускающую двоякого толкования: «Паранджа является наступлением на права женщин, это — мобильная тюрьма». Полный запрет на ношение паранджи в общественных местах в Бельгии или запрет на возведение минаретов в Швейцарии могут стать первыми решительными шагами европейских обществ в сторону от лежащего в основе общеевропейского проекта принципа толерантности и либерального космополитизма. Это у России есть 500-летний опыт сосуществования с живущими внутри нее мусульманами, символом которого может быть и касимовский минарет XVbeka в 250 километрах от Московского Кремля и несколько десятков метров асфальта и брусчатки, отделяющие белоснежно-голубую мечеть Кул-Шариф от белоснежно-голубого Благовещенского собора в Кремле казанском. Это пять столетий долгого и извилистого пути — неуверенных проб, тяжелых ошибок, мудрых компромиссов и блестящих решений. Среди них такие новации, как приравнивание знати исламских народов империи к российскому дворянству, запись кочевников-мусульман в казачество, приглашение горцев-мусульман в царскую охрану, специально модифицированные для исповедующих ислам солдат и офицеров русские военные ордена и превращение предводителя антироссийского восстания поволжских мусульман Салавата Юлаева в официально признанного руководством страны национального героя.

http://pravmir.ru/smert-multi-kulti/

Ведению Посольского приказа подлежали не только дипломатические, но и торговые сношения Московского государства с иноземными государствами. Приезжавшие в Россию иностранные купцы согласно данным н в XVI веке жалованным грамотам, кроме освобождения от пошлин, имели еще привилегию: по всем своим торговым делам, по взысканиям им с русских людей долговых денег, равно как и наоборот, с них русскими людьми и пр. т. п., – судиться только в одном Посольском приказе (это подтверждаемо было несколько раз в XVII в.; в уложении 1649 г. «О тех торговых иноземцах по прежнему ль их ведать в Посольском приказе – ничего не написано», потому право это было подтверждено в ноябре 1651 г. вследствие внесенной в Боярскую думу докладной выписки 40 . Этим не ограничивался круг ведомства Посольского приказа. По разделении учрежденного во второй половине XVI в. особого Четвертного приказа, целью коего было собирание податей, на четверти, одна из них приписана была к Посольскому приказу, от которого и получила, как говорит бывший в Москве в 1588–1589 гг. послом англичанин Флетчер, свое название – Посольской. Судя по тому, что в XVII в. довольно рано в ведении Посольского приказа состоит Новгородская (Нижегородская) четверть, а с другой потому, что об одном из городов. ее, Вологде, имеются документальные известия, что он подчинен был Посольскому приказу («в приказе у Посольского дьяка Вас. Щелкалова» 1599 г.), – можно думать, что эта именно четверть и называлась Посольскою, что ее именно разумеет Флетчер, говоря о зависимости одной из четвертей от Посольского приказа 41 . К этой Посольской – Новгородской четверти, имевшей весьма обширные территориальные размеры, кроме Новгорода Великого принадлежало еще значительное число городов, находившихся на севере и северо-западе от Москвы, и «поморские и пограничные городы с Свескою границею». Тяглое население всех этих городов, главным образом, и ведала четверть, собирая с него подати (от 100 000 – до 60 000 рублей в год), шедшие на жалованье боярам по их окладам. – Посольский приказ в XVI в. ведал далее дела, касающиеся всех вообще приезжих иностранцев (кроме поступавших на военную службу, кои находились в зависимости от другого приказа – Иноземского), Донских казаков и татар, испомещенных в Московском государстве. Сведения, сообщаемые в XVII веке подьячим Посольского приказа Котопихивым о круге ведомства сего приказа, вполне приложима и к XVI веку. «В Посольском приказе, говорит он, ведомы московские и приезжие иноземцы всех государств торговые и всяких чинов люди; и судят торговых иноземцев и расправу им чинят с русскими людьми в одном том приказе». «Да в том же приказе ведомы Донские казаки, татаровя крещеные и некрещеные, которые в прошлых годах взяты в полон из Казанского, Астраханского, Сибирского и Касимовского царств, и даны им вотчины и поместъя в Подмосковных ближних городах; греческие власти и греченя, как приезжают для милостыни и торговли, ведомы в том же приказе».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Андрей Полонский: «Вместе с Россией Запад хочет уничтожить мировую историю» 03.02.2023 17:06:10 Распахнутое, почти безграничное пространство – одна из главных черт Русского мира. Это и наш величайший дар, и наша главная проблема. Именно русское пространство, земля, территория – источник ненависти и алчности наших врагов, предмет их непреходящей зависти, корень любой русофобии. Живи мы своими 150 миллионами на какой-нибудь соразмерной территории, скажем, Франция + Польша, нас бы тоже могли не слишком жаловать, но это было бы без особого ожесточения, по-местному, по-соседски. Но русская земля, раскинувшая крылья в Европу и в Азию, от океана до океана, сдавливает им горло, как только они бросают взор на географическую карту. «Нашей огромности боятся», – сказал Александр III. Это неотменяемый факт. Да, Россия – империя, но империя особого рода. Сухопутный океан Евразии покорился не армиям завоевателей, а отважным землепроходцам и исследователям, шедшим вперед и вперед в поиске новых богатств, тайн и чудес. Конечно, не станем идеализировать прошлое. Случались и кровавые столкновения, и затяжные конфликты с местными народами, но все равно в конечном итоге это было не завоевание, а объединение – через пространство, общие возможности, общую участь. Самый показательный здесь эпизод – монголо-татарская сказка. Первыми Евразию объединили Чингисхан и его сыновья. Взятие Казани стало нашей Реконкистой. Но присоединив сначала Касимовское, а потом Казанское и Астраханское ханства, Москва не покорила их под себя, а включила в общее жизненное пространство, простейшим доказательством чему служат десятки и сотни татарских фамилий среди лучших родов российской аристократии. И в этом отношении Россия никогда не сможет стать национальным государством, не изменяя своей исторической участи, не выполняя, даже того не осознавая, самое сокровенное желание наших врагов. Противник больше всего на свете хотел бы, чтоб восторжествовало представление о «государстве русских» – и тогда бы моментально оказались легитимизированы десятки и сотни таких же «национальных государств» по всей нашей территории. Это, собственно, и есть его самая сладостная мечта.

http://radonezh.ru/2023/02/03/andrey-pol...

Из правителей Касимова первым получил титул царя именно Саин-Булат, до него правители носили титул царевичей. Сведений о нём совсем мало. Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат хан, в монашестве Стефан) родился в Хаджи-Тархане (Астрахань). Матерью его была Алтынчак Темрюковна, старшая дочь кабардинского мурзы Темира-Гука Айдарова Черкасского. Родная тётя астраханского султана Саин-Булата Кученей (в крещении Мария) Темрюковна Черкасская в 1561-1569 годы была замужем за русским царём Иваном IV Васильевичем Грозным. Ещё одна тётя Саин-Булата Малхуруз Темрюковна была женой ногайского мурзы (бия) Исмаила ибн Муса. Дядя Саин-Булата князь Салтанкул (в крещении Михаил) Темрюкович Черкасский (умер 1572 г.), находясь в Москве с 1558 года, стал видным опричником и воеводой в Ливонской войне. Астраханский султан Саин-Булат, как сообщает А.А. Черёмин в своей книге, был вывезен из Хаджи-Тархана своими родителями в Москву в январе 1558 года. Его отец царевич Бек-Булат поступил на службу к русскому царю Ивану Грозному. Царевич Бек-Булат приходился родным дядей последнему казанскому хану Ядыгар-Мухаммеду. Вместе с царской невестой Кученей (Марией) Темрюковной Черкасской в 1560 году во дворец русского царя, потеснив другие кланы, пришли её ближние родственники, в том числе царевич Бек-Булат с женой султаншей Алтынчак Темрюковной (скончалась в Хан-Кермане) и сыном Саин-Булатом. Таким образом через Марию Темрюковну русский царь Иван Васильевич породнился с астраханскими, казанскими, касимовскими ханами и ногайскими биями. В конце 1560-х Иван Грозный сделал Саин-Булата ханом в Касимове, в актах и разрядных книгах его начали именовать «царём касимовским». Он первым удостоился столь высокого титула, до него ханством управляли «царевичи». Однако с октября 1570 Касимовское ханство стало управляться из Москвы, из Приказа Казанского дворца. А Саин-Булат редко бывал в столице Касимовского ханства, больше жил в Москве. Он принимает участие в Ливонской войне, в походах 1571-1573 под Орешек, Пайде, Колывань. 23 января 1573 года русское войско, которое возглавляли Саин-Булат и князь Иван Фёдорович Мстиславский, было наголову разбито шведами под Коловерью (Лоде).

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/25/...

И нынешнее положение Республики Татарстан так не нравится простым русским людям, потому что при т.н. «параде суверенитетов» 1990-х годов и даже в 2000-х республика делала попытки «уплыть», как выразился Дамир Исхаков, или хотя бы «отплыть», используя исламский религиозный и татарский национальный факторы (тогда очень трудно пришлось кряшенам и другим православным татарам Татарстана), отождествляя себя с наследниками Казанского Ханства, свидетелями этого было нынешнее поколение простых русских людей, которые уже «хитрым татарам» не верят и с опасением относятся к празднованию 100-летия «возрождения татарской государственности». У русских встаёт вопрос: какую татарскую государственность возрождают? Казанское Ханство позднего времени с 60.000 христианами в рабстве или всё же Республика Татарстан возродилась как наследница Касимовского Ханства? Нам видится, что Татарстан должен возрождаться и чётко провозгласить свое политическое преемство от Касимовского Ханства, где действительно татары христиане, татары мусульмане, русские, мордва и другие народы жили в мире, дружбе и вместе строили Россию как наследницу Золотой Орды. Тех татар, кто так считает можно назвать русскими или касимовскими татарами в широком смысле, таковых среди татар не мало и они представляют из себя особую татарскую общественно-политическую силу. Многие из них русскоязычные и православные, при этом с ярко выраженной татарской идентичностью, желающие её сохранить, даже те, кто не знает татарского языка, хочет его познавать, изучить, на нём молиться в православных храмах и дома. Напротив, есть часть кряшен Татарстана, великолепно, виртуозно владеющая татарским языком, совершающая на нем Богослужения, но при этом утратившая или не имевшая татарское самосознание. Такое в жизни бывает, не всегда знание языка гарантирует сохранение идентичности и наоборот, не всегда незнание языка говорит об утрате идентичности.Ту часть кряшен Татарстана, которая не желает быть татарами надо «отпустить», насильно мил не будешь, но при этом не надо забывать, что есть и те кряшены, которые приняли решение быть субэтносом в составе татар с особым названием, а есть и те, кто называет себя в равной степени кряшеном и православным татарином и в названии проблемы не видит.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/29/russki...

Ученый исследователь касимовских царей и царевичей, В. В. Вельяминов-Зернов, отыскал даже, в бумагах Гагина, самый указ, данный на постройку касимовской мечети. Приводим его здесь: „Указ ея императорскаго величества самодержицы всероссийской из касимовской воеводской канцелярии города Касимова татарской слободы сотнику Сеит Бектемирову сыну Шакулову. Сего 1768 г. февр. 13 дня в присланном от его превосходительства г. генерал-майора и кавалера и воронежской губернии губернатора Алексея Михайловича Маслова в касимовскую воеводскую канцелярию предложении написано: ея императорское величество имянным изустным ему указом сего месяца 18 числа высочайше повелеть соизволила, по прошению города Касимова мурзы Ибрагима Чанышева, Бурхая Шакулова, построить в том городе татарам для молитвы их мечеть; объявя сие ея императорскаго величества повеление, касимовской воеводской канцелярии рекомендует во исполнение онаго, города Касимова татарам ту мечеть строить позволить, и препятствия в том им не чинить; и в исполнение онаго предложения в касимовской воеводской канцелярии определено: с прописанием онаго тебе Шакулову послать указом объявить, что онаго города Касимова татарам ту мечеть строить позволяется, и тебе Шакулову учинить о том по сему ея императорскаго величества указу. Апреля 9 дня 1768 года“ 42 . На стене этой мечети, над дверью, вделан камень, выкрашенный зеленою краской; на нем находится надпись с обозначением года (1768 по Р. X. или 1182 гиджры) и тех лиц, которые соорудили эту мечеть 43 . Г. Лепехин, посещавший в 1768–69 годах татар, живущих по реке Черемшану, говорит, что, каждая деревня имеет свою мечеть и духовную особу, а смотря по множеству дворов, двух или трех 44 . Тоже самое подтверждает и другой путешественник того же времени, г. Рычков. „Проезжая по большой части татарскими деревнями (казанской и оренбургской губерн.) с прилежанием взирал я, говорит он, на воспитание их детей. Обряды, кои употребляют они при воспитании питомцев своих, достойны справедливой похвалы: ибо они с самого младенчества стараются их воспитать в познании их закона и всех должностей человеческих, а для того почти в каждой татарской деревне находится молитвенный храм и училище для детей, которых обучает живущий тут мулла“ 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Сенат велел казанской губернской канцелярии удовлетворить Львова без отговорок. Дело было важное, и дела было много у Львова с товарищами. Опять обнаружились разбои в 25 и 35 верстах от Москвы. Определенный для сыску разбойников полковник Греков доносил, что разбойники появились по Оке, в уезде Переяславля Рязанского. В Сибири колодники, назначенные в ссылку, более 200 человек, когда их везли в судах по Иртышу, взбунтовались, стали разбойничать по Оби, хвалясь разорить город Сургут, а в Сургуте не было и полфунта пороху, пушки ни одной. Решения по разбойным делам замедлялись не по одному недостатку приказных служителей. Юстиц-коллегия прислала в Сенат экстракт из дела, которое тянулось лет тридцать. Воровские люди, в том числе крестьяне стольника Милославского, разорили деревню помещиков Машкеевых в Касимовском уезде. Преображенский приказ решил взыскать с Милославского 3000 рублей, но в 720 году по челобитной Милославского и по письму князя Ромодановского, управлявшего Преображенским приказом, этих денег на Милославском до указа править не велено; в 1724 году по приговору Ромодановского дела и колодники отосланы для следствия в шацкую провинциальную канцелярию; в 1728 году по указу из Сената велено дело взять в воронежскую губернскую канцелярию, но отсылки дела туда не значится, и потому Юстиц-коллегия спрашивала, что делать? Сенат приказал отослать дело в воронежскую губернскую канцелярию. Если недостаток в людях так чувствовался в разных отправлениях государственной и народной жизни, то оказалась и польза от него: он отстранял жестокость в следствиях по разбойным делам. Так, уже известный нам полковник Львов доносил, что отправленные им на поиски офицеры прислали ему беглых солдат и рекрут более 70 человек, которые показали, что в бегах покупали фальшивые паспорта у разных неведомых бурлаков, а более подозрительными себя не показали; они очень молоды и видные собою люди, и если их за покупку паспортов разыскивать, то уже они к службе будут негодны. Сенат приказал: наказав их плетьми, отослать для определения в службу в Выборгский и Кексгольмский гарнизонные полки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Конечно, вы о том стараетесь, чтоб обессилить народы русские, разорить и даже погубить их, чтоб таким образом возвысить татарское свое племя. Вот и теперь, взяв с поляков деньги, ты враждует против нас и против монарха русского. – – Знаешь ли ты, – Хмельницкий, сказал Махмет-Гирей: – как много татар в московском царстве? Все они готовы помогать нам; а ты обезумел, не подумал с кем разбратался и к кому пристал? или у тебя войска больше, чем некогда у всех князей русских, поляков, угров, немцев, когда хан Бату истребил их и сколько веков владели татары Киевом и всеми русскими землями? – – Тебя, напротив, омрачила гордыня, – сказал Хмельницкий: – до того, что думаешь устрашить меня, как малоумного отрока. Я очень хорошо знаю, что царства: сибирское, казанское, астраханское, касимовское, рязанское и другие не могут тебе подать помощи, потому что они уже под властью московского самодержавия, а прочие татары не пойдут далеко для прихотей ваших. Что хвалитесь Батыем? Ведь война, словно меч обоюдоострый, обращается на обе стороны; Батый приобрел, Мамай погубил; за приобретениями всегда следуют потери. – Когда Хмельницкий стоял под Львовом, отряд соединенного русского войска подступил к Люблину 15-го октября. Современник простирает его до десяти тысяч. Другой отряд, по одним известиям – до шести, а по другим –более десяти тысяч, двинулся до Вислы, чтоб преградить бегство из Люблина полякам. Город был беззащитен и потому только что казаки, ударили на краковское предместье и жидовский город, как магистрат выставил белое знамя. Явились к русским послы: один из этих послов был иезуит, и казаки не утерпели, чтоб не ограбить его до ниточки. Царский воевода потребовал отдачи всего имущества жидов, католических духовных и шляхты, все орудия, выдачи всех жидов, окуп с города и присяги на верность царю Алексею Михайловичу. Русские почитали Люблин старым своим городом и, следовательно, наследием царей московских. Город согласился безропотно. Члены магистрата, от имени всего Люблина, присягнули служить верою и правдою царю, его супруге и его благородным детям, заплатили десять тысяч злотых чистыми деньгами, а на пятнадцать тысяч дали шелковых тканей и металлических изделий, выдали несколько пушек и погнали жидов на убой казакам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010