сообщество на территории совр. РФ сложилось в ходе исламизации Вост. Европы и сопредельных регионов Евразии, начавшейся в сер. VII в. и продолжавшейся до кон. XVIII - 2-й трети XIX в. В этот процесс были вовлечены разные земледельческие оседлые и скотоводческие кочевые и полукочевые общества, которые в Новое время вошли в состав Российского гос-ва. Специфику И. в России определили его длительное сосуществование с др. конфессиями (язычеством, христианством, иудаизмом, буддизмом и зороастризмом), культурный обмен между мусульм. регионами страны и периодическая изоляция российских мусульман от религиозно-политических центров И. на Ближ. Востоке. В России И. исповедуют такие этноязыковые группы и народы, как тюркоязычные татары: казанские (вместе с мишарами), касимовские, астраханские и сибирские (с подгруппами), башкиры, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы; кавказоязычные мусульмане нахско-дагестанской и абхазо-адыгской языковых подгрупп (к 1-й подгруппе относятся чеченцы, аварцы (вместе с малыми андо-цезскими народностями), даргинцы (включая малочисленные народности кубачинцев и кайтагцев), лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры, удины, ингуши; ко 2-й - кабардинцы, адыгейцы, абазины; ираноязычные дигорцы (мусульм. часть осетин) и часть татов Сев. Кавказа). К мусульманам России относятся также мигранты из Закавказья, Ср. Азии, др. регионов ближнего и дальнего зарубежья, проживающие в основном в крупных городах. Те же народы и этноязыковые группы жили на территории России в начале процесса исламизации, но их идентичность, ареал проживания и сами названия (этнонимы) не раз менялись. Кроме того, из-за секуляризации российского общества в советское время значительная часть верующих перестала соблюдать основные религ. обряды И. и получать традиц. религ. образование. Поэтому понятие «этнический мусульманин», введенное в научный оборот по отношению к традиционно исповедующим И. народам в постсоветское время, не отражает сложной конфессиональной реальности И. в России.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Тамбовские купцы Иван Меньшой Кузьмин, Василий Расторгуев, Матвей Бородин и Григорий Беляев доносили, что бургомистр тамбовского магистрата Толмачев тамбовским купцам Бородиным, Расторгуевым и Беляеву дал аттестаты для их торговых промыслов и подрядов не против их капиталов, но с большим излишеством и теперь из тех купцов Расторгуев поехал для откупа питейных сборов. Сенат приказал: 35 человек тамбовских купцов показали, что аттестаты подписаны Толмачевым без согласия всего купечества, единственно только потому, что Бородин и Расторгуев без совету прочих купцов, ходя по домам и лавкам, собирают подписки, чтоб быть Толмачеву бургомистром, чего купечество не желает; следовательно, заключает Сенат, нельзя увериться, чтоб означенные аттестаты были справедливы, тем более что и по нынешнему содержанию упомянутыми купцами питейных сборов состоит на них доимки около 9000 рублей; так как поэтому к торгам питейных сборов их допускать сомнительно, то пусть Главный магистрат рассмотрит немедленно, аттестаты им даны согласно ли камер-коллежскому регламенту. Мы видели, что с самого начала войны внутренняя охрана была ослаблена, вследствие чего надобно было ожидать умножения разбоев. Лихвинская воеводская канцелярия дала знать о разбитии 7 человек купцов разбойническою шайкою в 30 человек. Вслед за тем Сенат получил известие, что по рекам Волге, Каме и Белой оказались великие разбои, железным караванам Демидовых и Твердышева чинятся грабежи и находящимся на них людям разные мучительства; Сенат приказал казанскому и нижегородскому губернаторам препятствовать и ловить, но легко ли было исполнять приказание? Около Саратова в колониях явились разбойничьи шайки, двух человек убили, несколько селений с хлебом и скотом сожгли, грозя и вперед делать то же. На Каме насчитывали 14 разбойничьих шаек, в каждой от 7 до 15 человек. Разбои начались в Шатском и Касимовском уездах и в Темниковском лесу. Так было в 1769 году. В следующем 1770 казанский губернатор донес, что по рекам Вятке, Каме, Волге и Суре весною появились разбойничьи многолюдные шайки, которые убивают и разоряют обывателей, для поимки отправлены команды и 38 разбойников поймано.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

ч. и Касимовская Казанская икона. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки прот. исп. Сергий Анатольевич Правдолюбов, получив регистрацию в исполкоме, возобновил богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед Касимовской Казанской иконой. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме. О местночтимой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) (впосл. митрополит; † 2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь (глас 8): «Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову, икону Богоматери, от Нея же и сама исцеление прияла еси, Блаженная старице Иустино. Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом о исцелении душ и телес нас недостойных, любовию чтущих память вашу». Касимовская Казанская икона относится к рубежу XVI и XVII вв. или к нач. XVII в. и является одним из редких списков иконы, явленной в 1579 г. в Казани. Размер Касимовской Казанской иконы (27,4×24,2 см) близок к размеру явленной Казанской иконы (26,7×22,3 см). Иконография, типы ликов, жест благословляющей двуперстно десницы Младенца Христа характерны для ранних списков явленной Казанской иконы. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью Касимовская Казанская икона. Первоначальная басма образа не сохранилась. Существующий серебряный позолоченный оклад 1829 г. к иконе с камнями и со стразами, сделанный в Москве, наложен на фотокопию образа, к-рая размещается в киоте в сев.-зап. части храма. В 2010-2012 гг. Касимовская Казанская икона реставрирована художником-реставратором ЦМиАР Б. П. Ерёминым. Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона была укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада, почерневшая сгрибившаяся олифа и спаявшиеся с ней участки слюды. Удалены записи и прописи (в местах утрат и потертостей авторского слоя на изображении лика Богородицы прописи оставлены). В местах утрат грунта сделана подлевкаска, утраты и потертости красочного слоя тонированы, икона покрыта лаком.

http://pravicon.com/info-3983

Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В 1648 г. архиеп. Рязанский и Муромский Моисей († 1651) послал по случаю свирепствовавшего морового поветрия «к Косимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу» грамоту о «бережении игумении новаго девичьяго монастыря Казанскаго» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В 1654 г. архиеп. Рязанский сщмч. Мисаил отправился в Касимовское царство, откуда сообщал государю: «В лето 7162... Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Вскоре царевич принял крещение, т. к. существовала предварительная договоренность о его браке с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной, но венчание не состоялось; царевич Василий Арсланович женился на Марии, дочери боярина Никифора Юрьевича Плещеева (Там же. С. 71-72). После принятия христианства царевич Василий Арсланович помогал К. м.: «...игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов» (Там же. С. 110). Т. о., в XVII в. обитель существовала благодаря касимовской царской семье: местночтимому подвижнику благочестия царевичу Иакову Васильевичу , его отцу, Сеит-Бурхану Арслановичу (в крещении Василию) и бабке, вдове царя Арслана Фатиме Султан-Сеитовне. Эта семья пожертвовала К. м. земельные угодья в Касимове по берегу р. Оки и часть вотчин вне города; все насельницы обители снабжались одеждой и продуктами до самой смерти Василия Арслановича (в 1679 погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре ). Царица Фатима также содержала К. м. на свои средства, но после ее смерти настоятельница была вынуждена просить помощи у царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. По преданию, царевич Иаков, заболевший горячкой в ранней юности, обратился с молитвой к Пресв.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Глас 8: «Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову,/икону Богоматери,/от Нея же и сама исцеление прияла еси ,/Блаженная старице Иустино./Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом/о исцелении душ и телес нас недостойных,//любовию чтущих память вашу». В 2010–2012 гг. почитаемая Касимовская Казанская икона реставрирована Б.П. Ереминым, реставратором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва). Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада. После реставрации икона помещена в киот и находится в алтаре Никольского храма. Касимовская Казанская икона относится к рубежу XVI – XVII в. или началу XVII в. и является одним из редких списков Явленного в 1579 г. в Казани образа. Иконография, типы ликов, характер благословляющего жеста Младенца Христа характерны для ранних списков с Явленного образа. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью Касимовского образа, отличающей его от Казанских икон этого времени. на Всенощном бдении в Никольском храме города Касимова почитаемая Казанская икона была вынесена для поклонения, а в самый день праздника 8/21 июля при большом стечении народа со святыней был совершен, впервые после 1929 г., крестный ход в Касимовский Казанский монастырь во главе с епископом Касимовским и Сасовским Дионисием и духовенством Никольской церкви. По благословению Владыки Дионисия в воскресные дни вечером перед Касимовской Казанской иконой в Никольском храме совершаются Параклисис с акафистом перед Казанской иконой Божией Матери. Литература: Описание церковных вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах рязанской епархии//РЕВ. Прибавления. 1887. 13. С. 310–311; Иеороним (Алякринский), архим. Рязанския достопамятности, собранныя архимандритом Иеоронимом с примечаниями И. Добролюбова. Рязань, 1889. С. 97; Добролюбов И., свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст.

http://pravicon.com/info-3985

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ Часовня над могилой царевича Иакова. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. Часовня над могилой царевича Иакова. Фотография. Нач. 30-х гг. XX в. (1652 или 1660 - 7.01.1677, г. Касимов, ныне Рязанская обл.), подвижник благочестия, касимовский царевич, сын касимовского царевича Василия Арслановича (Сеид-Бурхана) и Марии Никифоровны Плещеевой (дочери Н. Ю. Плещеева). Дед И. В. Арслан Алеевич, приходившийся внуком сибир. хану Кучуму, был последним касимовским царем, исповедовавшим мусульманство. Его супруга, бабушка И. В., Фатима Султан Сеитовна (урожд. Шакулова), по преданию, была тайной христианкой. Под влиянием матери царевич Сеид-Бурхан заинтересовался христианством. В сер. XVII в., во многом благодаря проповеди архиеп. Рязанского и Муромского сщмч. Мисаила (1651-1655), имел место массовый переход касимовских мусульман в Православие. В 1654 г. 38-летний Сеид-Бурхан принял христианство, получив в крещении имя Василий (при этом он потерял право стать касимовским царем). Дети Василия Арслановича также были крещены и носили христ. имена: Михаил, Василий, Иаков, Никифор, Иван, Симеон, Евдокия и Домна. При Василии Арслановиче Касимов и Касимовский край быстро заселялись русскими, строились и украшались правосл. церкви. Центром правосл. жизни края был касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь (впервые упом. в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова в 1627). Обитель стала пользоваться особым покровительством касимовских царей вследствие чудесного исцеления И. В. от горячки после молебна в мон-ре перед Казанской иконой Божией Матери. В благодарность царевич пожертвовал обители 2 богатых священнических облачения, тканных серебром по красному бархату. Со временем облачения обветшали, из них сделали 2 пелены, к-рые в 1933 г. находились в бывш. монастырской Пятницкой ц. (с 1919 действовала как приходская; пелены не сохр.). Царица Фатима и сестры И. В. пожертвовали в мон-рь собственноручно вышитую серебром ризу для Казанской иконы Божией Матери (ныне в экспозиции Касимовского краеведческого музея). Др. икона, в шелковой ризе, украшенная жемчугом и драгоценными камнями, была вкладом Марии Никифоровны, матери И. В. Семья царевича также устроила для чудотворной Казанской иконы бархатную ризу, шитую жемчугом и драгоценными камнями. Правители Касимова пожертвовали на содержание Казанского мон-ря земли по берегу Оки, часть вотчин вне города. До своей смерти Василий Арсланович снабжал насельниц обители одеждой и продовольствием (ум. в 1679 в Москве, был погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре ). После смерти сына царица Фатима содержала мон-рь на свои средства.

http://pravenc.ru/text/200317.html

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Буэнос-Айрес, Аргентина, 4 ноября 2008 г. 4 ноября 2008 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в Благовещенском кафедральном соборе Московского Патриархата в Буэнос-Айресе было совершено торжественное архиерейское богослужение. В храм была доставлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Державная». Богослужение совершили митрополит Аргентинский и Южно-Американский Платон, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Буэнос-Айресский и всей Аргентины Силуан (Антиохийский Патриархат), архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Домодедовский Евтихий, епископ Каракасский Иоанн. Архипастырям сослужили члены делегации в священном сане, клирики Антиохийского Патриархата, Аргентинской епархии Московского Патриархата, а также Русской Зарубежной Церкви. В алтаре молился и причащался митрополит Буэнос-Айресский и Южно-Американский Тарасий (Константинопольский Патриархат). На богослужении присутствовал посол РФ в Аргентине Ю.П. Корчагин. За литургией пел хор московского Сретенского монастыря. Аргентина, Мар-дель-Плата, 5 ноября 2008 г. 5 ноября 2008 года хор московского Сретенского монастыря дал концерт в здании театра Колон г. Мар-дель-Плата.. Аргентина, Мар-дель-Плата, 6 ноября 2008 г. Молебен у строящегося храма, посвященного памяти святых царственных мучеников, в окрестностях известного курортного центра Аргентины Мар-дель-Плата отслужили 6 ноября 2008 года первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион, митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон и архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. За богослужением пел хор московского Сретенского монастыря. Пока еще недостроенное каменное здание заложено в мае прошлого года по инициативе Московского Патриархата. Вскоре оно превратится в белоснежный храм – первую православную церковь в Мар-дель-Плате, где проживает около двух тысяч наших соотечественников. Чили, Сантьяго, 9 ноября 2008 г. 9 ноября митрополит Аргентинский и Южно-Американский Платон, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Домодедовский Евтихий, епископ Каракасский Иоанн совершили Божественную литургию в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Архипастырям сослужили наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, а также клирики русских православных приходов Сантьяго – архимандрит Феодосий (Рейес), протоиерей Алексий Аэдо, священник Иоанн Кинтрекура. Пели хор московского Сретенского монастыря и хор Иоанно-Богословского храма, исполнявший песнопения на испанском языке. На Божественной литургии в сан диакона митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом был рукоположен иподиакон церкви святого Нектария столицы Чили Роберто Леон.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery72....

От купца старица узнала, что он перенес в лавку икону недавно, а в дом его она попала спустя около 40 лет после обретения Явленного образа в Казани (т. е. около 1619 г.), и что икона «списана благочестивым иноком». Старица перенесла образ в собор Казанского девичьего монастыря «на благословение от первоявленной», он был поставлен у иконостаса. К иконе стеклась вся Казань, «долгое время» она находилась в монастыре. По благословению Владыки и игуменьи монастыря образ проводили на большое расстояние с пением тропаря «Заступнице усердная». Издалека старица обратилась к народу с честною иконою Богоматери, народ пал на землю. Обратный путь до Касимова старица с иконой шла пешком. По пути она остановилась в монастыре преп. Макария Желтоводского, где Казанская икона была поставлена в соборном храме. На другой день по окончании Божественной литургии престарелый игумен благословил старицу иконою преп. Макария «равной меры» с Казанской. При приближении к Касимову священство с крестами, иконами и хоругвями при колокольном звоне вышло навстречу. Чудотворный Казанский образ был поставлен на убранный цветами и пеленами аналой. Народ со слезами благодарил Заступницу. После молебствий с пением тропаря «Заступнице усердная» крестным ходом все отправились в приходской храм св. великомученицы Параскевы Пятницы, близ которого жила старица. Из дальних мест в Касимов к Казанскому образу приходили люди разных сословий, многие получали исцеления. Старица Устинья с детьми начала строить деревянную Казанскую церковь с приделом преп. Макария Желтоводского. old_kasimov16Npubeзehhый Казанский образ и образ преп. Макария стояли в это время в церкви св. Параскевы Пятницы. При Казанской церкви возникла монашеская община, а позднее старицей Устиньей в 1627 г. основан Касимовский Казанский девичий монастырь. В Казанском монастыре от чудотворной Казанской иконы, по преданию, исцелился находившийся при смерти царевич Касимовский Иаков (†1677). Чудотворная Касимовская Казанская икона считалась древней, «древнего иконного письма», при этом подчеркивалось, что она «одинаковаго размера с чудотворною иконою», явившейся в Казани в 1579 г.

http://pravicon.com/info-3985

К Казанская Богородицкая Костромская пустынь Упразднённая мужская. Находилась близ губернского города Костромы и принадлежала до 1745 года к Синодальной области, а по учреждению вновь Костромской Епархии в ведении Преосвященных Епархиальных. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за пустынью 21 душа крестьян, а по Штатам оставлена на своём содержании и вскоре упразднена. Казанская на реке Вороне пустынь См. Воронинская Казанская. Казанская пустынь на Климентовских островах Упразднённая в 1764 году. Находилась в Новгородской Епархии в Вышегорском уезде, расстоянием от Вытегры к востоку 130, от Новгорода 692 версты. В ней была церковь деревянная во имя Казанской Божьей Матери с трапезой. Казанский Богородицкий монастырь 1 класса девичий. См. Богородицкий Казанский. Казанский Богородицкий монастырь Упразднённый девичий. Находился до Штатов 1764 года в Пензенской Епархии и уезда в вотчине Барона Петра Павловича Шафирова, при селе Ломовской слободе, на берегу реки Ломовки. Казанский Ивановский монастырь 3 класса мужской. См. Иоаннопредтечев Казанский. Казанский Калужский монастырь 3 класса Калужской Епархии девичий. Находится в городе Калуге посреди горы близ реки Оки; наименование своё имеет по Соборной церкви, сооружённой во имя Божьей Матери Казанской. Здания в нём ЦЕРКОВЬ , КОЛОКОЛЬНЯ, КЕЛЬЯ и ОГРАДА каменные. Казанский Касимовский монастырь См. Касимовский Казанский. Казанский Кизический монастырь См. Кизический Казанский. Казанский Коротояцкий монастырь См. Коротояцкий Казанский. Казанский Мокшанский Богородицкий монастырь См. Мокшанский Богородицкий Казанский. Казанский Нижеломовский Богородицкий монастырь См. Нижеломовский Казанский Богородицкий. Казанский Николаевский монастырь Упразднённый девичий. Находился до Штатов 1764 года в губернском городе Казани против Иванского монастыря. По Штатам же обращён в приходскую церковь , которая именуется ныне Николы Лупяновых. Казанский Спасо-Преображенский монастырь 2·класса мужской. См. Преображенский Казанский. Казанский Тамбовский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010