поиск:   разделы   рассылка Речь патриарха Московского и всея Руси Алексия II на торжественном заседании в честь 1020-летия Крещения Руси Ваши Блаженства, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Уважаемые дамы и господа, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех присутствующих со знаменательной датой – 1020-летием Крещения Руси. Принятие Святого Православия киевлянами положило начало славной истории нашей Церкви, определило вековой идеал народов, ставших преемниками тех, кто крестился в Днепре, сформировало их самосознание и самобытный духовный облик. Оно заложило основание для развития письменности, науки, культуры. Двадцать лет назад наша Церковь праздновала 1000-летний юбилей этого события. Торжества, которые проходили тогда во всех исторических столицах Руси – Киеве, Владимире, Москве и Санкт-Петербурге, – стали предзнаменованием новой эпохи в истории Русской Православной Церкви. Достойно пройдя сквозь лихолетья безбожного гонения, она вступила тогда в период долгожданной свободы. Оглядываясь на два последних десятилетия, мы с благодарностью Богу отмечаем, что на наших глазах произошел всесторонний подъем церковной жизни на Украине, в России, Беларуси, Молдове и других странах, на всей канонической территории нашей Церкви. Повсеместно создаются новые приходы, строятся и восстанавливаются храмы, возрождаются монастыри, открываются духовные школы. Сказанное в полной мере относится к Украинской Православной Церкви. В 1992 году она получила права самоуправления, по своей широте сопоставимые с правами автокефальной Церкви, и успешно исполняет свое спасительное служение в сложных условиях становления украинского государства. Мы с удовлетворением наблюдаем, как из года в год под мудрым водительством Блаженнейшего митрополита Владимира растет и развивается Украинская Церковь. Все это происходит несмотря на тяжелые испытания, через которые она проходит.

http://religare.ru/2_56465.html

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю интронизации Блаженнейшего Феофила III, Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины 22 ноября 2005 г. 15:45 Ваше Блаженство, Блаженнейший Предстоятель Святейшей Иерусалимской Православной Церкви, возлюбленный о Господе нашем Иисусе Христе Собрат и Сослужитель у Престола Божия! Источником радости и духовного утешения стала для Нас счастливая весть о единодушном избрании Вашей Святыни на Иерусалимский Патриарший Престол. Господь наш Иисус Христос, создавший Церковь Свою (Мф. 16, 18) и премудро устрояющий ее судьбы, вверяет Вам ныне Церковь Святого Града. Да будет благословенным Ваше достойное восхождение на эту древнейшую христианскую кафедру! Неизреченным Божиим благоволением, мысленный корабль славной Сионской Церкви благополучно миновал опасную полосу испытаний и достиг тихого пристанища, обретя доброго кормчего в лице Вашего возлюбленного Блаженства. Долгие месяцы весь православный мир с беспокойством и смущением следил за тревожными событиями, грозившими серьезно подорвать благостояние Православной Церкви на Святой Земле. В братских Поместных Православных Церквах горячо молились о преодолении церковных нестроений в Иерусалиме. И Господь не посрамил нашего упования. Богу содействующу, при неуклонном следовании каноническому порядку и соборным началам Церкви, а также при широкой общеправославной поддержке, удалось найти верный путь выхода из кризиса, окончание которого знаменует нынешняя торжественная интронизация Вашего Блаженства. Нынешнюю радость Иерусалимской Церкви разделяет вся Полнота Вселенского Православия. Молитвенно соучаствуем в ней и Мы, вспоминая слова пророка: «И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселие: печаль и вздохи удалятся» (Ис. 51, 11). Сегодня  Вы  восходите  на  славный  Первосвятительский  Престол  Матери Церквей, который украшали такие люди Божий, как святой апостол Иаков, брат Господень, святители Кирилл, Ювеналий, Захария, Софроний и многие другие светильники веры. Это особо волнующий момент как для Вас лично, так и для всей Вашей боголюбивой паствы, чающей обрести в Вашем лице доброго пастыря и заботливого отца.

http://patriarchia.ru/db/text/58368.html

Правило 2 Первого Вселенского Собора, Никейского Поскольку, по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят, и тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего таковаго не было. Поскольку и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно писание апостольское глаголющее: «не новокрещену, да не разгордевся в суд впадет, и в сеть диаволю» ( 1Тим. 3:6 ). Аще же, в продолжении времени, душевный некоторый грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя, или тремя свидетелями: таковый да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, яко дерзающий сопротивляться великому собору, подвергает себе опасности исключения из клира. ( Ап. 61 , 75 , 80 ; I Всел. 9 ; Неокес. 9 , 10 ; Лаод. 3 ; Сердик. 10 ; Двукр. 17 ; Василия Вел. 89 ; Григория Нис. 1 , 4 ) . Издавая это правило, Никейский Собор ссылается на существующее, относительно затронутого в нем вопроса, каноническое предписание и говорит, что поспешное поставление в епископа или пресвитера людей, только что перешедших из язычества и принявших крещение, является нарушением церковного правила ( παρ τν καννα τν κκλησιαστικν), а именно, 80-го Ап. правила, которое повторяется и вполне подтверждается Никейским Собором. В последнем не упоминается только случай, «когда устраивается самой Божественной благодатию», что кто-либо, только что крещенный, становится вдруг епископом, как об этом говорится в 80-м Ап. правиле, но нет сомнения, что собор признавал и этот случай, о чем нам лучше всего свидетельствуют примеры Амвросия и Нектария из конца IV века, упомянутые нами в толковании 80-го Ап. правила. Возобновляя 80-е Ап. правило, Никейский Собор обращает внимание на то, что с течением времени в этом отношении произошло много такого, что противоречит церковному правилу, и случалось это частью по необходимости, частью по настоянию самих людей ( πο νγκης λλως πειγομνων τν ανθρπων).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Предстоятели Поместных Православных Церквей призывают к восстановлению единства РПЦЗ с Московским Патриархатом 11 мая 2006 г. 12:40 Предстоятели Сербской, Грузинской и Болгарской Православных Церквей направили в адрес участников IV Всезарубежного Собора, проходящего в эти дни в Сан-Франциско, послания, в которых выразили надежду на уврачевание ран разделения русского православия. Предстоятели Сербской, Грузинской и Болгарской Православных Церквей направили в адрес участников IV Всезарубежного Собора, проходящего в эти дни в Сан-Франциско, послания, в которых выразили надежду на уврачевание ран разделения русского православия. Святейший Патриарх Сербский Павел в своем послании отметил: «Сербская Православная Церковь во время страшных послереволюционных испытаний Русской Церкви и русского православного народа приняла сотни тысяч русских беженцев, между которыми было много епископов, священников и монашествующих. Она также приняла в 20-х годах прошлого столетия Высшее Церковное Управление и в своих канонических границах дала возможность, согласно церковной икономии, организации Архиерейского Собора и Синода Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах во главе с блаженной памяти митрополитом Антонием (Храповицким). Церковные связи и евхаристическое общение Сербской Церкви как с гонимой и страждущей Московской Патриархией, так и с российским церковным зарубежьем, временно прекратившим евхаристическое общение с Церковью в России, никогда не прерывалась до сегодняшнего дня. Сербская Церковь, единственная из всех Поместных Церквей православных, сохранила глубинные связи непрерывной всероссийской Церковной Полноты. Прославление новомучеников чудесным способом возобновило и возобновляет единомыслие и единодушие всероссийской Церковной Полноты всему миру. Эта мученическая кровь призывает всех русских православных, поскольку главные препятствия и причины, мешающие церковному единству, ушли в историческое прошлое, преодолеть все границы и различия, чтобы снова единым сердцем и едиными усты исповедовать и прославлять Отца и Сына и Святого Духа в единой Русской Церкви Божией».

http://patriarchia.ru/db/text/111257.htm...

Предстоятель Русской Церкви совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в Донском монастыре 4 декабря 2009 г. 15:48 4 декабря, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и годовщину интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря . Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , епископы Запорожский и Мелитопольский Иосиф , Нарвский Лазарь , наместник Донского монастыря архимандрит Агафодор (Маркевич) и насельники обители. Перед началом молебна Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Тихона и обратился к богомольцам с Первосвятительским словом: «Сегодня, дорогие владыки, всечестные отцы, братья и сестры, мы празднуем великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Именно в этот день Святейший Патриарх Тихон взошел на Патриарший московский трон и одновременно взошел на свою Голгофу. Годы его Патриаршества были, может быть, самыми трудными годами в истории Русской Православной Церкви. С одной стороны, он управлял Церковью сильной, объединявшей огромное количество последователей Христа; Церковью, в которой еще были сотни монастырей и тысячи приходов. Достаточно увидеть старинные фотографии, которые доносят до нас славу Патриарха Всероссийского, окруженного десятками тысяч людей. И, одновременно, служение Патриарха, первого после более чем двухсотлетнего перерыва, было отмечено страшными испытаниями. Сперва по некой духовной инерции, по некой традиции народ наш еще объединялся вокруг Святейшего, еще возносил свои молитвы. Но очень скоро эта традиция была жестоко пресечена, и первое холодное дыхание этой новой страшной жизни, жизни без Бога, коснулось Святейшего Патриарха Тихона. Почему мы совершаем память его интронизации именно здесь, у его мощей? Потому что в Донском монастыре закончилась его жизнь. Здесь он провел последние годы и дни своей жизни, будучи изолированным от Церкви, от народа, от страны. Возглавляя Церковь в момент исторического катаклизма, он делал все для того, чтобы сохранить наследие Божие, сохранить свою верность Христу, сохранить верность каноническому устройству Церкви. Мы знаем, что его служение завершилось исповедничеством и смертью, природа которой до сих пор не ясна. Многие считают, что это была не простая смерть, но смерть мученическая.

http://patriarchia.ru/db/text/270202.htm...

Приветствие Святейшего Патриарха Сербского Павла Высокопреосвященнейшему Лавру, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей, и всем участникам IV Всезарубежного Собора Архиепископ Печский, Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский Павел Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, честные отцы и братия! Имею особую честь приветствовать вас, участников IV Всезарубежного Собора Русской Зарубежной Церкви, от имени Святейшего Патриарха Сербского Павла. Как всем известно, Сербская Православная Церковь во время страшных послереволюционных испытаний Русской Церкви и русского православного народа приняла сотни тысяч русских беженцев, между которыми было много епископов, священников и монашествующих. Она также приняла в 20-х годах прошлого столетия высшее церковное управление и в своих канонических границах дала возможность, согласно церковной икономии, организации Архиерейского Собора и Синода Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах во главе с блаженной памяти Митрополитом Антонием (Храповицким). Не считаясь с огромными бедствиями и испытаниями, которые на протяжении ХХ столетия выпали на долю Православной Церкви Сербской (подразумевая и 50 лет коммунистической безбожной власти в Югославии), церковные связи и евхаристическое общение Сербской Церкви как с гонимой и страждущей Московской Патриархией, так и с российским церковным зарубежьем, временно прекратившим евхаристическое общение с Церковью в России, никогда не прерывалась до сегодняшнего дня. Таким образом, по Промыслу Божию, Сербская Церковь – единственная из всех Поместных Церквей православных сохранила, хотя бы опосредованно, глубинные связи непрерывнной Всероссийской Церковной Полноты. Конечно, во-первых, эту полноту сохраняла мученическая кровь новомучеников Российских, чьей священной памятью жило русское церковное зарубежье и чью память сохраняла, а затем, к двухтысячелетию христианства, торжественно прославила Московская Патриархия. Прославление новомучеников во главе со Святейшим Патриархом Тихоном и царственными страстотерпцами, мученическая кровь и голгофское свидетельство которых о Святой Руси чудесным способом возобновило и возобновляет единомыслие и единодушие Всероссийской Церковной Полноты всему миру.

http://pravoslavie.ru/17305.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Сербский Патриарх указал на эскпоненциальный рост нетерпимости властей Украины по отношению к Украинской Православной Церкви Служба коммуникации ОВЦС, 27.02.2024. В ответе на послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с рассмотрением законопроекта, в котором Его Святейшество поделился тревогой в связи с рассмотрением Верховной Радой Украины в первом чтении дискриминационного законопроекта 8371, Святейший Патриарх Сербский Порфирий высказал предположение, что данный проект закона «служит скрытой цели – полностью воспрепятствовать дальнейшему совершению Украинской Православной Церковью её многовековой спасительной миссии среди наследников древней Киевской Руси». «Будучи искренне встревожены эскпоненциальным ростом нетерпимости украинских властей по отношению к единственной канонической Церкви на Украине, в особенности обеспокоены их намерением придать этому беззаконию легитимность посредством принятия дискриминационных законов, – подчеркнул Сербский Патриарх. – Поэтому, всегда и везде, по имеющимся у Нас возможностям, свидетельствуем о страданиях Украинской Православной Церкви, обращаясь с просьбами о предотвращении этой несправедливости ко всем пользующимся властью представителям международного сообщества. Высшие архипастырские органы управления нашей Святой Церкви не перестают призывать наш верный народ молиться за украинских православных братьев и, по возможности, оказывать материальную и нематериальную помощь тем, кто претерпел урон в условиях боевых действий и вследствие гонений со стороны безбожных властей». «Полагаемся лишь на Господа и молимся Ему, да помянет, по молитвенному заступничеству Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, страждущий народ Украины, и дарует ему скорое избавление от всех выпавших на его долю бедствий», – подчеркнул Святейший Патриарх Порфирий. Он заверил в том, что в Сербской Церкви будут и далее «усердно молиться о многострадальной Украинской Православной Церкви и продолжать оказывать её иерархии, духовенству и верующим также всякий другой вид поддержки, который помог бы им одолеть все испытания, которые они ныне переживают».

http://mospat.ru/ru/news/91438/

профессор Владимир Александрович Керенский (13.12.1868–не ранее 1927) Каноническое право Сравнительное богословие профессор Владимир Александрович Керенский Доктор богословия, профессор Казанской духовной академии, преподаватель истории Церкви. Биография Родился 13 декабря 1868 года в селе Троицком-Куроедове Карсунского уезда Симбирской губернии в семье священника Александра Керенского. Родной брат Сергея, преподавателя епархиального училища. Двоюродный брат Александра Керенского, главы Временного правительства. В 1883 году окончил Симбирское духовное училище, в 1889 году - Симбирскую духовную семинарию, в 1893 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и правом получения степени магистра богословия без нового устного испытания, но по напечатании и защите сочинений. С 15 августа 1893 по 15 августа 1894 года состоял профессорским стипендиатом при профессоре Н.Я. Беляеве по кафедре истории и разбора западных исповеданий. 23 декабря 1894 года за сочинение " Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении " получил степень магистра богословия. С 23 сентября 1894 по 11 мая 1895 года состоял преподавателем в Пензенской духовной семинарии по истории и обличению раскола и по истории и разбору западных исповеданий, где одновременно являлся заведующим фундаментальной библиотекой, позднее был главным библиотекарем Иннокентьевского Просветительного братства. 11 мая 1895 года избран и утвержден в Казанской академии в звании доцента по кафедре истории и разбора западных исповеданий. В 1897 году изучал новое лютеранство в Берлинском университете и немецкий старокатолицизм при Боннском университете. Также изучал в Берне швейцарский старокатолицизм. В это же время посетил IV интернациональный старокатолический конгресс в Вене. В 1902 и 1904 гг. ездил на пятый и шестой конгрессы. С 26 июля 1902 года - экстраординарный профессор. С 1 мая 1903 года - статский советник. 17 марта 1904 году утвержден в степени доктора богословия за сочинение " Школа ричлианского богословия в лютеранстве. Исследование в области новейшей лютеранской догматики " .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

профессор Павел Александрович Прокошев (10.07.1868 – 1948) Каноническое право профессор Павел Александрович Прокошев Правовед, богослов, писатель, ординарный профессор кафедры церковного права юридического факультета Томского университета. Биография Родился в семье сельского дьячка. В 1888 году окончил Вологодскую духовную семинарию по первому разряду. В том же году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1892 году со степенью кандидата богословия и правом на получение степени магистра без нового устного испытания; был оставлен профессорским стипендиатом при Академии для приготовления к профессорскому званию. С 1893 года Прокошев преподавал в Вологодской духовной семинарии греческий язык, словесность и историю литературы. В 1895 году он защитил в совете КазДА магистерскую диссертацию «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского». С 1896 года преподавал русский язык, а с 1898 года – педагогику в Вологодском епархиальном женском училище. По совместительству с сентября 1897 года Прокошев преподавал педагогику в Вологодской Мариинской женской гимназии. В ноябре 1898 года Прокошев был прикомандирован Министерством народного просвещения на кафедру церковного права Казанского университета для приготовления к профессорскому званию. Находясь в Казанском университете, прослушал курсы энциклопедии права, истории философии права и церковного права. С 1900 года - исполняющий должность экстраординарного профессора церковного права Томского университета и назначен секретарем юридического факультета; на этой должности он до ноября 1904 года. С 1907 по 1909 годы, по совместительству, преподает историю отношений церкви и государства на Высших историко-философских курсах. С 1905 по 1914 год Илья Степанович с научной целью совершил пять командировок в европейскую часть России. Помимо этого он дважды ездил с научной целью за границу, где изучал влияние римско-византийского права и право каноническое. Результатами поездок и научной работы стало написание Прокошевым в 1913 году докторской диссертации на тему: " Didascalia Apostolorum и первые шесть книг Апостольских постановлений " ; эта работа была удостоена премии митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Издание двухтомного труда доктора филологических наук Латвийского университета Ю.Л. Сидякова «История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)» 03 марта 2015 Объединение научных и церковных сил в освоении духовного наследия новомучеников и исповедников ХХ столетия – знамение времени. Настоящим событием в научном и церковном мире России и Латвии стало издание двухтомного труда доктора филологии, доцента отделения русистики и славистики Латвийского университета Ю.Л. Сидякова «История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера)» (Тверь. Изд-во «Булат». 2015. Т.1, 607с.; Т.2, 527 с). В Академической библиотеке Латвийского университета прошла презентация этого труда, получившего высокую оценку ученых, отметивших научный уровень издания и историческую важность содержащейся в нем информации о малоизвестных событиях в истории России и Латвии, ключевых вопросах общецерковного характера. Обширные научные комментарии позволяют осмыслить содержание писем в контексте исторического времени, получить сведения о людях, с которыми вел переписку владыка. В книгах опубликовано около 7 тысяч писем, полученных владыкой от российских, латвийских, зарубежных корреспондентов, среди которых немало известных имен, в частности, Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Они датированы в основном 1920-1930-е гг. В настоящее время эти письма хранятся в Латвийском государственном историческом архиве (ЛГИА) в личном фонде священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и всея Латвии. Доступ к этим материалам в советской Латвии был закрыт. Архиепископ Иоанн (Поммер, 1876-1934) – неординарная личность среди иерархов Русской Православной Церкви. Он встретил революцию 1917 г. в сане епископа Пензенской епархии, имея за плечами богатейший опыт служения в Минской, Херсонской, Приазовской, Тверской епархиях. В 1921 г. по настоятельной просьбе латвийского духовенства владыка с согласия Патриарха Тихона был отпущен в Ригу, а Латвийской Церкви при этом была дарована автономия. Исключительна роль архиепископа Иоанна по восстановлению церковной жизни в Латвии, претерпевшей разрушительные испытания в годы Первой мировой войны и в последующие годы политических перемен. При нем восстанавливались храмы, возобновила работу Рижская духовная семинария, оживлялась приходская жизнь. В отличие от Православных Церквей Эстонии, Финляндии, Польши, вышедших из юрисдикции Московской Патриархии, Латвийская Православная Церковь при епископе Иоанне продолжала сохранять каноническую связь с Москвой. Политическая травля владыки в последние годы его жизни усилилась.

http://fond.ru/novosti/240-izdanie-dvukh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010