На заседании Архиерейского Собора выступил митрополит Киевский Онуфрий ноября 2017 30 ноября 2017 года, во второй день работы Архиерейского Собора, который проходит в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве, прозвучал доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Блаженнейший Владыка рассказал о жизни Украинской Православной Церкви в современных условиях и ее миротворческом служении. Митрополит Онуфрий упомянул, в частности, о случаях захватов храмов, принадлежащих общинам канонической Церкви, об инициативах, направленных на дискриминацию крупнейшей религиозной организации Украины, о проблемах с государственной регистрацией приходов. При этом выступающий отметил, что несмотря на ряд проблем и вызовов, которые стоят перед Украинской Православной Церковью в ее взаимоотношениях с государством, в этой сфере также наблюдаются и определенные положительные тенденции. В своем докладе Блаженнейший митрополит Онуфрий также рассказал о ряде вызвавших дискуссии в украинском обществе инициатив в частности, о предложении закрепить в законодательстве право врача отказаться от аборта " по соображениям совести " и введении в стране " электронных паспортов " . Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! По милости Божией, в период времени после проведения предыдущего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Украинская Православная Церковь, в единстве епископата, духовенства, монашества и мирян, продолжала совершать Свое Богозаповеданное спасительное служение. Несмотря на сложности, обусловленные продолжающимся на Востоке Украины вооруженным конфликтом, а также попытками некоторых сил спровоцировать межконфессиональное противостояние, наша святая Церковь совершает свою спасительную миссию. Мы смиренно благодарим Бога, своего Творца и Создателя, за те скорби и испытания, которыми Он нас посещает и которые свидетельствуют о том, что Божественная любовь не отвергает нас, грешных, но милостивно представляет нам возможности для нашего возрастания в христианских добродетелях.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Остальные материалы " Аналитического обозрения " Больше всего западников раздражают неуничтожимое величие России и вечно самостоятельный поиск универсального смысла бытия, поразительная способность выстаивать в испытаниях. Россия оказывается отнюдь не неудачником универсальной (западной) истории, а мощной ей альтернативой, причем совсем не обреченной. Чтобы она отказалась от своего пути, надо внушить ей нигилизм к собственной истории. далее... В канун черного дня нападения гитлеровской Германии на нашу страну уже привычны стали обвинения, будто бы в войне этой виноват СССР - еще худший тоталитарный монстр, который сам, якобы, готовился напасть на Германию, но Гитлер просто опередил Сталина. Грустно наблюдать, как нация позволяет глумиться над своей историей. далее... Каждая годовщина Победы в Великой Отечественной войне сопровождается попытками ее развенчать. Началось это в конце 80-х годов, когда нация раздавала поругаемые отеческие гробы своей тысячелетней истории под флагом прощания с тоталитаризмом. Воинствующим западникам ненавистна любая форма русского великодержавия и они стремятся обесценить его, увязав с репрессиями. далее... В середине 90-х годов XX века Эстония стала наиболее " горячей точкой " Вселенского Православия. Тяжелая ситуация, в которой оказалась Эстонская Православная Церковь, явилась результатом всплеска неразумного национализма после распада СССР. Священнослужители, монашествующие и миряне Эстонской Апостольской Православной Церкви подвергались давлению с целью побудить их к самовольному разрыву канонической связи со Священноначалием Московского Патриархата. далее... Дважды за короткое время из уст самых высокопоставленных лиц США прозвучали весьма примечательные тезисы. Выступая в Вильнюсе на праздновании официального приглашения Литвы в НАТО 23 ноября 2002 г. президент Буш произнес беспрецедентные слова: " Мы знали, что произвольные границы, начертанные диктаторами, будут стерты, и эти границы исчезли. Больше не будет Мюнхена, больше не будет Ялты " . Это высказывание в России предпочли замолчать, приняв за обычное клише американской борьбы за вселенскую демократию против тоталитаризма. Однако оно отражает исключительно геополитическое мышление и означает: " Восточная Европа отныне не будет сферой влияния ни Германии, ни России, но США " .

http://pravoslavie.ru/5091.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книги премудрости Соломона. Книга Екклесиата, или Проповедника. Книга Притчей Соломоновых В книге Премудрости Соломона, которая не является канонической, собраны вероучительные наставления, почему она и считалась в ветхозаветной церкви учительной. Высота учения, заключающегося в этой книге и ее наставительный характер стали причиной того, что эта книга с самой глубокой древности даже в христианской церкви пользовалась величайшим уважением. Отцы I и II вв., например Климент Александрийский, Иустин Философ, Тертуллиан, приводят места из книги Премудрости Соломона. В Православной Церкви из книги Премудрости Соломона заимствуются для церковного богослужения шесть паремий в дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, ввиду того, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости Соломона торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Книги премудрости Соломона: Книга Премудрости Соломона. Книга Екклесиаста, или Проповедника. Книга Притчей Соломоновых Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС-14-324-2931) Текст приводится по изданию: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. Книга Премудрости Соломона 1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, 2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. 4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, 5 ибо святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Патриарх Кирилл совершил молебен у мощей святителя Тихона в годовщину его интронизации 5 декабря, 2015. Новостная служба 4 декабря исполнилось 98-ю лет со дня интронизации святителя Тихона, 5 декабря. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и 98-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского посетил Донской ставропигиальный монастырь Москвы.   Как сообщает «Патриархия.ru» , в большом соборе обители, где покоятся честные мощи святителя Тихона, Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «В день Введения во храм Пресвятой Богородицы мы празднуем историческое событие, связанное с жизнью нашей Церкви, — восшествие на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и по традиции, после богослужения в Успенском соборе Московского Кремля, все вместе совершаем богослужение, молебное пение здесь, у мощей великого угодника Божия. Святитель Тихон почти наш современник. Еще наши родители помнили ту эпоху и молились в храмах за святителя Тихона, нередко рискуя жизнью, потому что одно только упоминание канонического и законного Патриарха было причиной для репрессий и гонений. И многие только за верность Патриарху, которая выражалась в молитвенном поминовении, обрекались на долгие годы заключения и даже на гибель. Наверное, неслучайно наша Церковь прошла через все эти испытания, хотя люди плохо учатся, плохо знают историю. Но Церковь силой благодати Божией хранит в себе историческую память как ни один из институтов человеческого общества. Для нас святые угодники — это не просто исторические персонажи, это святые, предстоящие Богу, которым мы молимся, с которыми у нас реальная духовная связь. И потому святитель Тихон не просто исторический персонаж, а наш святой современник, который сегодня здесь предстоит на молитве вместе с нами, а святыми останками почивает в раке, и нигде и никогда невозможно создать эту реальность, которая Духом Святым созидается в Церкви.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovers...

поиск:   разделы   рассылка Состоялся визит Архиепископа Гавриила в Ниццу Источник:  exarchat.org Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе Экзархат вселенского патриархата Его Преосвященство Архиепископ Гавриил побывал с визитом в Ницце в субботу и воскресенье, 18 и 19 февраля, чтобы встретиться с руководством и членами приходской общины и возглавить литургическое служение в Свято-Николаевском соборе. В субботу 18 февраля, во второй половине дня, архиепископ Гавриил встречался с сенатором и мэром Ниццы г-ном Жаком Пейра. Беседа продолжалась около полутора часов. Вечером владыка Гавриил возглавил служение Всенощной в соборе Святого Николая. В воскресенье 19 февраля архиепископ Гавриил возглавил служение Божественной литургии; с ним сослужили настоятель храма архимандрит Жан Гейт, священники Михаил Филипенко и Ярослав Вознюк, а также дьяконы Андрей Свинарев и Клод ле Гуадек. На литургии присутствовал иеромонах Тихон (Ваес). Во время литургии пел приходской квартет. В храме на воскресную литургию собралось 200-300 человек, среди них как прихожане из Ниццы и близлежащих городов – Сан-Рафаэля, Антибов, Марселя, Сан-Ремо, так и многочисленные жители Ниццы. В частности, прямо перед алтарем стояли сенатор и мэр Ниццы Жак Пейра (партия " Союз за народное движение " ), председатель Регионального совета Альп-Маритим и министр по обустройству территории Кристиан Эстрози, депутат от Альп-Маритим Руди Саль, член Регионального совета и заместитель мэра Ниццы Оливье Ветати, а также председатель местного городского округа. По окончании службы архиепископ Гавриил сделал следующее заявление: " Я приехал в Ниццу для встречи с руководством прихода и членами приходской общины, чтобы дать им мое благословение, выразить мою поддержку в момент выпавших на их долю испытаний. Епархиальный Совет одобрил обоснованные действия, предпринятые для того, чтобы помешать расхищению в ущерб ниццского прихода. Архиепископия не может согласиться с заявлением, согласно которому Российское государство " является сегодня собственником собора " . Документы, которыми мы располагаем, ясно указывают на то, что собор является собственностью прихода, зарегистрированного французской администрацией как православная русская культовая ассоциация города Ниццы, которая находится под моим каноническим руководством.

http://religare.ru/2_26457.html

Православная церковь в Америке Каноническое положение Русской Православной Церкви в Северной Америке 342 Церковные и канонические истоки Северо-Американской Митрополии восходят к XVIII веку – к учреждению Русской миссии на Аляске (1794 г.) и к хиротонии первого епископа Кадьякского (1798). Она «плоть от плоти и кровь от крови» великой Русской Церкви, дерево из семени, посеянного более двухсот лет тому назад на американской почве первыми русскими миссионерами. Нужно особенно подчеркнуть это миссионерское начало Русской Православной Церкви в Америке, ибо оно навсегда определило ее дальнейший рост и развитие церковной жизни в Новом Свете. В отличие от русских Церквей в Западной Европе, возникших после 1920 г., миссия в Америке была учреждена не для временного обслуживания временных эмигрантов – до их возвращения на родину, а как постоянная Церковь местного православного населения. Поэтому ее путь – путь, пройденный всеми Православными Церквами, ее рост – органический: из миссии в викариатство, из викариатства в епархию, из епархии в митрополию. А все трудности и болезни, испытанные ею на этом пути, которые так любят изобличать враги Митрополии, суть неизбежные болезни роста, пережитые всюду, где раздавалась проповедь Православия, где полагалось начало возрастанию Церкви «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). Тем, кто каноничность сводит всецело к вопросам административного подчинения или же плохо понимаемого национализма, эти болезни могут помешать увидеть самое главное – саму жизнь Церкви; но если – в согласии со всем истинным православным Преданием – под каноничностью разуметь прежде всего верность Церкви самой себе, своему призванию и назначению, всей Истине Христовой, тогда в росте и сохранении Митрополии нельзя не увидеть действия Святого Духа, неизменно «немощная врачующаго и оскудевающая восполняющаго». В нашу задачу не входит писать даже краткий очерк истории Митрополии. Напомним только, что до 1917 г. это история непрестанного роста: она отмечена учреждением в 1857 г. епархии, перенесением архиерейской кафедры из Ситки в Сан-Франциско (1872), а затем в Нью-Йорк (1906), массовым обращением униатов в восточных штатах (с 1891 г.), наконец – расцветом церковной жизни при архиепископе Владимире (1888–1891), Николае (1891–1898), Тихоне (1898–1906), Платоне (1906–1914). Каноническое положение ее в этот период также не вызывает никаких сомнений: Американская Миссия является епархией Русской Церкви, подчинена Святейшему Синоду и управляется архипастырями, им назначенными. Можно сказать, что за эти сто с лишком лет положен твердый фундамент, воздвигнуто здание, которое выдержит все натиски надвигающейся бури.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Профессор Сергей Викторович Троицкий является общепризнанным канонистом 1 . Изучению канонического права он отдал более 60 лет своей жизни. Его имя как крупного и авторитетного специалиста по вопросам церковного права хорошо известно в широких кругах церковной и научной общественности. Неутомимый труженик-канонист, глубоко переданный Святой Православной Церкви, С.В. Троицкий всегда являлся идейным защитником Православия и охранителем священных канонов – этой ограды Православия. И вся жизнь С. В. Троицкого , по словам профессора Московской Духовной академии А. И. Георгиевского и покойного доцента (впоследствии профессора) той же академии В. И. Талызина, – это подвиг и пример служения Святой Матери-Церкви и богословской науке. Родился Сергей Викторович 14 (26) марта 1878 года в городе Томске. Религиозное воспитание он получил от своих православных родителей. Отец его, Виктор Ильич, был преподавателем Томской духовной семинарии. В 1891 году С.В. Троицкий окончил духовное училище, а в 1897 году – Тверскую Духовную семинарию. Затем, в 1900 году, он закончил С.-Петербургский археологический институт со званием действительного члена института и, кроме того, в 1901 году – С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и с правом защиты степени магистра без новых устных испытаний. Ученую степень магистра С.В. Троицкий получил 27 мая 1913 года после защиты диссертации «Второбрачие клириков. Историко-каноническое исследование». Защита проходила в Киевской Духовной академии, о чем свидетельствует диплом С.В. Троицкого, который 2 апреля 1924 года Советом Белградского университета был принят как докторский. Совет Московской Духовной академии 29 декабря 1961 года, отмечая большие заслуги С. В. Троицкого перед богословской наукой, также удостоил его докторской степени. Такова вкратце ученая биография этого выдающегося канониста. Что касается практической деятельности профессора С. В. Троицкого , то она была очень разнообразной. С 1 сентября 1901 года он работал классным надзирателем при С.-Петербургском Александро-Невском Духовном училище. Здесь же до 12 мая 1915 года он в разное время был преподавателем русского, церковнославянского и латинского языков 29 сентября 1906 года С. В. Троицкий был причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода с назначением членом редакции «Церковных ведомостей», а в 1917 году, во время Поместного Собора Русской Церкви, -помощником редактора этого журнала.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Репортажи Архиерейский собор РПЦ посвятил первый день работы теме церковного единства 25.06.2008 10:18 Москва, 25 июля, Благовест-инфо. 183 архиерея присутствовали на церемонии торжественного открытия Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, которая состоялась 24 июля в Храме Христа Спасителя. На открытие Собора были также приглашены настоятели монастырей, московских храмов, сотрудники Синодальных отделов, многочисленная пресса. Собор почтили своими приветствиями президент России Дмитрий Медведев и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Особенность данного Собора, как уже отмечалось, состоит в том, что в нем впервые принимает участие епископат Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), поэтому по правую руку Патриарха Алексия II в президиуме Собора сидел первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион, а мандатную комиссию Собора возглавил архиепископ Берлинский и Западногерманский Марк. Участники Собора молитвенно помянули первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, скончавшегося в Неделю Торжества Православия в этом году. Во вступительном слове Патриарх Алексий подчеркнул, что тема укрепления единства Церкви станет одной из ведущих на Соборе. «Сохраненное нашей Церковью единство не является простой данностью. Оно встречается с новыми испытаниями и угрозами, а его укрепление становится важнейшей церковной задачей», -- сказал Патриарх. В начале своего многочасового доклада предстоятель РПЦ охарактеризовал время «больших изменений», происходящих за последние 20 лет в обществе и в Церкви, и  привел статистику, показывающую динамику развития Церкви в межсоборный период. В настоящее время в РПЦ 156 епархий и 196 архиереев (епархиальных и викарных); 29 141 приходов, 30 544 священнослужителей, 769 монастырей (372 мужских и 392 женских), более 11 тыс. приходских воскресных школ и 463 молодежных центра. Алексий II при этом отметил, что пока «темпы количественных изменений опережают динамику изменений качественных». Главным событием межсоборного периода Патриарх считает восстановление канонического единства Русской Церкви, чему была посвящена первая часть его доклада. Предстоятель РПЦ выразил надежду, что «восстановленное единство не останется лишь изложенным на бумаге решением церковного Священноначалия», но станет «реальным единением», которое «уже ощущается» в жизни епархий, приходов, семей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С развитием общественной морали встал вопрос об источнике зла. Благостный и милостивый Бог-Отец, каким теперь представлялся Иахве, казалось, не может творить беззаконие. В V в. до н. э. в Книгах Иова (1:6–12) и пророка Захарии (3:1–2) персонифицируется Сатана, тогда как раньше слово сатан было всего лишь нарицательным именем всякого противника, врага ( 1Цар. 5:18 ; 3Цар. 29:4 ; 4Цар. 19:23 ). Впрочем, в рамках Ветхого Завета образ «мирового искусителя» не получил достаточного развития. Представление о падшем ангеле, антагонисте Бога, главе всех злых духов (бесов), сложилось уже в послебиблейскую эпоху, с появлением апокрифической Книги Еноха (II в. до н. э.), в которой описывается падение части ангелов в начале мира. В позднеиудаистких легендах и талмудической литературе Сатана, именуемый также Саммаэлем, Азазелем и др., превращается в ангела смерти (ВТ Бава-Батра, 16а), вредоносное существо и в источник мирового зла, весьма напоминающий зороастрийского Ангро-Маинью (Ахримана). Рисуя образ Сатаны, раввины обращались к тем сюжетам и персонажам Ветхого Завета, которые вызывали соответствующие ассоциации, и истолковывали их в новом свете. Так, слова «гнев Иахве» в 2Цар. 24:1  были заменены словом «сатана» в 1Пар. 21:1 . Обычная змея (нахаш 29 ) из истории грехопадения Адама и Евы ( Быт. 3:1  сл.) во второ-канонической Книге Премудрости Соломона (II в. до н. э.) была впервые представлена как диавол, Сатана (2:24). Позднее такое толкование стало всеобщим. Совершенно так же, но уже большей частью на христианской почве складывалось представление о анти-Мессии, уполномоченном Сатаны, появляющемся при конце света во время последних чрезвычайных испытаний. Обильную пишу для таких ассоциаций давали ветхозаветные пророки, предсказания которых, относящиеся к противникам Израиля, сопровождались яркими, запоминающимися образами. Яркость этих образов была такова, что с течением времени они начинали вести самостоятельную жизнь, независимую от исторической эпохи, в которую они появились.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Серафим Ган: свидетельствуем о той России, которую никто не знает на Западе Интервью с управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятелем храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиереем Серафимом Ганом 25 мая, 2017 Интервью с управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятелем храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиереем Серафимом Ганом Ровно 10 лет назад произошло поистине историческое событие для всего Русского мира — воссоединение Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей. Делегация высшего духовенства РПЦЗ во вторник прилетает в Москву, которая 25 мая станет главным центром торжеств. Корреспондент РИА Новости Сергей Стефанов поговорил с управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятелем храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиереем Серафимом Ганом об итогах этих лет для православных. — Отец Серафим, как изменилась жизнь Русской зарубежной церкви за прошедшие 10 лет, после подписания Акта о каноническом общении с Русской православной церковью? — Я бы сказал, что жизнь Русской зарубежной церкви во многих отношениях укрепилась. В нашей церковной жизни участвуют очень многие из новых эмигрантов и их потомки, они пополняют наши ряды. Происходит такое явление: люди переезжают на чужбину, им тяжело жить и работать в новых условиях, преодолевать какие-то испытания, они начинают тосковать по родине, — и в наших храмах они ее находят, находят свое Отечество, утешение и помощь. По мере наших сил мы работаем с людьми, помогаем им воспитывать детей в русском православном духе и вообще — в несении тех тяжестей эмигрантской жизни, которые пережили и наши родители, и наши дедушки и бабушки. В целом, русскоязычная православная община в США увеличивается, и мы этому радуемся. — Как проявляется взаимодействие с Церковью в Отечестве? Есть ли какие-либо сложности? — Я могу сказать, что в совместной работе с подрастающим поколением мы достигли немалых успехов. Молодежные делегации со всех концов света приезжают в Россию, чтобы почувствовать свои корни, посмотреть на свою родину. Для некоторых это историческая родина, а другие родились здесь, но уже ничего не помнят, потому что выехали в очень раннем возрасте.

http://pravmir.ru/serafim-gan-svidetelst...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010