поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Послание архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам РПЦ МП по случаю пятилетия подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и РПЦЗ В преддверии пятилетия подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей.Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! " Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса. Благодать со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа " (Еф. 6:23-24). Ныне Русская Православная Церковь отмечает пятилетие подписания Акта о каноническом общении. Этот документ положил конец многолетнему разделению между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Мы вспоминаем о событии большого исторического значения, знаменующем собой преодоление одного из трагических последствий политической и духовной катастрофы, пережитой Россией в XX столетии. В минувшем веке нашу Родину и Церковь постигли тяжелейшие испытания. Разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась Богом дарованная человеку свобода, хитон церковный раздирали враги внешние и внутренние. Братоубийственная междоусобица погубила миллионы наших сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово великого сонма Новомучеников и исповедников Российских. Революция и последующая гражданская война стали причиной массового исхода из России наших соотечественников. Миллионы их оказались рассеянными по всему миру. Православная вера объединяла беженцев, и они бережно сохраняли огонь веры, передавая его из поколения в поколение. Но драматические исторические обстоятельства вызвали разделение внутри русского православного рассеяния.

http://religare.ru/2_94438.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Канонический возраст — возрастной ценз, установленный канонами и другими церковными актами, для поставляемых в разные степени священства , для назначаемых или избираемых на некоторые церковные должности, для принимающих монашеский постриг , а также для восприемников при крещении и для вступающих в брак . Он существует в связи с необходимостью наличия у человека зрелости ума, твердости убеждений, жизненного опыта, которые предполагают достижение определенного возраста. Священно- и церковнослужители Согласно церковным канонам иподиаконы посвящаются по достижении 20-ти лет (15 правило Трулльского собора), диаконы – 25-ти лет, пресвитеры – 30-ти лет (14 правило Трулльского собора). О возрасте лиц, поставляемых в епископа , каноны умалчивают. «Апостольские постановления» называют 50-летний возраст (II, 1). В «Номоканоне XIV титулов» содержится положение из 123й новеллы императора Юстиниана I, где указан 35-летний возрастной ценз, а в исключительных случаях – 30-летний. О возрасте поставляемых в чин чтецов в канонах также ничего не говорится. Вышеназванная новелла императора Юстиниана разрешает поставлять в чтеца не ранее 18-ти лет. В России в синодальный период канонический возраст был определен только для ставленников, не имевших духовного образования, а выпускники духовных учебных заведений рукополагались до достижения канонического возраста. Согласно современному Уставу Русской Православной Церкви во диакона и пресвитера разрешается рукополагать лиц, достигших гражданского совершеннолетия (XI, 24); кандидаты в епископы должны быть не моложе 30-ти лет (X, 10). Устав определил также минимальный возрастной ценз для кандидата в патриархи – 40 лет (IV, 17). Хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве ( целибат ), Архиерейский собор 2011 года определил совершать, в соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора «О возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии» от 18 (31) июля 1918 года и определением Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста» от 2 января 1931 года, не ранее 30-летнего возраста и «по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа». Монашествующие

http://azbyka.ru/kanonicheskij-vozrast

Разделы портала «Азбука веры» Николай Федорович Марков, кандидат канонического права С.-Петербурского университета, помощник юрисконсультанта при Священном Синоде ДИАКОНИССЫ были уже во времена апостолов. Так, св. ап. Павел в послании к Римлянам (16, 1) упоминает о некоей Фиве, бывшей «служительницею церкви, яже в Кенхреех»; в последующее же время о них часто упоминают и соборы (1 Всел. соб. пр. 19; IV Всел. соб. пр. 15; VI Всел. соб. пр. 14), и отцы и учители церкви, и императоры в своих законах (Justin, nov. 3, 6 и 123). Число диаконисс при церквах иногда бывало довольно значительно. Так, при Юстиниане и Ираклие при великой константинопольской церкви их было до 40. В диак. избирались сначала преимущественно девы; из вдов же только «верныя и благоговейныя, бывшия замужем только один раз» (Consm. Apost, lib. IV. с. 18), но при Юстиниане дозволено было избирать из тех и других (nov. 6) и притом ранее 40 лет, хотя действительное служение поручалось им не ранее достижения ими этого возраста и не иначе, как после тщательного испытания (IV Всел. соб. пр. 15 и Justin, nov. 123). Исключение из этого общего правила допускалось лишь для лиц, отличавшихся особенно благочестивою жизнью: они сразу назначались диакониссами без всякого испытания, хотя бы и не достигли 40-летнего возраста. Очень часто диак. делались жены епископов после того, как эти последние, получая свой сан, должны были с ними разлучиться; но и из них в эту должность попадали только способные (Hist. Sozomen. lib. VIII, cap. 9). В древности диак. причислялись к клиру и поставлялись чрез особое рукоположение (1 Всел. соб. пр. 19), и в Постановлениях Апостольских даже сохранилась молитва, которую при этом читал рукополагавший: «Вечный Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Творче мужа и жены, исполнивши Духа Свята Мариам, Деворру и Анну, почтивший жену рождением Единородного Сына Твоего, в скинии завета и храме поставивший хранительниц священных врат Твоих, — призри и ныне на рабу Твою сию и даруй ей Духа Твоего Святаго, да достойно совершит вручаемое ей дело сие во славу Твою и честь Христову» (Const.

http://azbyka.ru/diakonissy

Священный Синод назначил новых управляющих Орловской, Южно-Сахалинской, Североморской и Уржумской епархий 4 апреля, 2019. Новостная служба Священный Синод также выразил поддержку Украинской Церкви, проходящей через период тяжелейших испытаний 4 апреля. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд решений об управлении епархиями. Синод постановил почислить на покой по состоянию здоровья митрополита Орловского и Болховского Симона. Его место на кафедре займет архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. В свою очередь в Южно-Сахалинск отправится епископ Нерчинский и Краснокаменский Аксий. Временное управление Нерчинской епархией поручено митрополиту Читинскому и Петровск-Забайкальскому Димитрию. Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен назначен управлять Троицкой епархией Челябинской митрополии. Временное управление Чистопольской епархией поручено митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану. Епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий стал епископом Североморским и Умбским. В свою очередь управление Великоустюжской епархией поручено епископу Мценскому Алексию, викарию Орловской епархии. Преосвященным Уржумским и Омутнинским стал епископ Домодедовский Иоанн. Временное управление Корейской епархии Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии поручено архиепископу Кызыльскому и Тувинскому Феофану. Священный Синод РПЦ также поддержал заявление Синода УПЦ о ситуации, сложившейся на Украине и в мировом Православии. Члены Синода выразили поддержку канонической Украинской Церкви, проходящей через период тяжелейших испытаний. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 апреля, 2009 5 марта, 2010 19 марта, 2014 28 декабря, 2023 25 августа, 2022 7 июня, 2022 17 июня, 2021

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-naz...

Правило 13 Первого Вселенского Собора, Никейского О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия. Если же, быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, паки к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве токмо. Вообще всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются святые дары 445 . ( Ап. 52 ; I Всел. 11 , 12 ; Анкир. 6 , 22 ; Неокес. 2 ; Карф. 7 ; Василия Вел. 73 ; Григория Нисск. 2 , 5 ) . Никейский Собор, издав в 11-м и 12-м правилах предписание о времени покаяния, которому подлежат все, отрекшиеся от веры, в данном правиле имеет в виду тот случай, когда кто-либо из кающихся находился бы при смерти, не исполнив еще времени покаяния, и предписывает в таких случаях дать св. причастие без всяких отговорок. При этом собор ссылается на древний канонический закон ( παλαις κα κανονικς νμος, antiqua et canonica lex), установивший этот обычай, и придает этому закону общеобязательное значение. Этим древним законом является 6-е правило Анкирского Собора и правила некоторых других поместных западных соборов 446 . Ссылаясь в данном случае на древний канонический закон, предписывающий находящегося при смерти кающегося удостоить святого причащения, этого последнего и нужнейшего напутствия ( το τελευταου κα αναγκαιοττου φοδου, ultimo et maxime necessario viatico), Никейский Собор, как справедливо замечает в своем толковании Вальсамон, издает общее правило ( κανν γενικς). Это правило предписывает удостоить доброго напутствия святым причащением каждого, состоящего под епитимией или под воспрещением принятия святых тайн ( τς αγας μεταλψεως), если он находится при последнем издыхании, но, конечно, после испытания со стороны епископа или, за отсутствием последнего, со стороны священника, чтобы не оставить умирающего без напутствия. И правило прибавляет, что если таковой и возвратится к жизни, он может молиться с верными, так как причастился, но ему опять нельзя давать св. причащения, пока не окончится срок его покаяния. По предположению Вальсамона, находящийся под епитимией, после выздоровления, может быть допущен к молитвенному общению с верными, т.е. к четвертой степени покаяния, если он был на ней до болезни; если же он был на другой какой-либо степени, то должен по выздоровлении опять на нее возвратиться 447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Представители диаспор стран канонической территории Антиохийского Патриархата молились в храме Санкт-Петербургской духовной академии о новопреставленном Патриархе Игнатии 11 декабря 2012 г. 10:11 9 декабря 2012 года ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Гатчинский Амвросий в сослужении духовенства из числа преподавателей и студентов академии в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил панихиду по новопреставленному Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому и всего Востока Игнатию IV . На богослужении присутствовали представители сирийской и ливанской диаспор, Общества граждан сирийского происхождения и Совета российско-арабского сотрудничества, преподаватели, сотрудники и студенты всех отделений академии. По окончании панихиды епископ Амвросий обратился к собравшимся со словом: «Дорогие братья и сестры, братья из Сирии, Ливана и из других арабских стран, составляющих каноническую территорию Антиохийской Православной Церкви . Именно сейчас, в это время, когда в Бейруте проходит отпевание многолетнего и одного из старейших Предстоятелей Православных Церквей новопреставленного Блаженнейшего Патриарха Игнатия, мы в нашем храме совершили панихиду и молились об упокоении его бессмертной души. Для Санкт-Петербургской духовной академии Блаженнейший Патриарх Игнатий не был посторонним человеком. В октябре 1981 года, когда ректором нашей академии был архиепископ Выборгский, а ныне — Святейший Патриарх Кирилл, Ученый совет принял решение за большие заслуги в области богословия, молодежной деятельности и укрепления тесных связей между Антиохийской и Русской Православными Церквами Блаженнейшему Патриарху Антиохии и всего Востока Игнатию присудить степень почетного доктора богословия honoris causa. Господь забрал его от своего народа в период тяжелых испытаний, когда в Сирии льется кровь, когда люди, пытающиеся захватить власть и богатства этой земли, мешают миру, когда страдает народ, когда совершается кровопролитие, беззаконие и несправедливость. Поэтому народам Ближнего Востока нужно иметь сейчас особую мудрость, следовать прежде всего голосу разума, а не сиюминутным эмоциям, и этой мудрости учиться у блаженнопочившего Патриарха Игнатия, который, мы верим, не оставит свои народы и там, где будет блаженно пребывать его душа вплоть до второго пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

126. Послание неизвестного ростовского архиепископа к князю, о брадобритии Из синодального сборника 562, л. 124–126. Тон послания напоминает известного Васиана Рыло, автора послания Ивану III на Угру. Издается в первый раз. Послание от… архиепископа к князю…, о пользе душевной и о пострижении брады Благословение… архиепископа ростовского и ярославского о Святом Духе сыну моему, христолюбивому и благородному князю…, иже моему николиже забываемому, веры ради твоей и любви, яже к Богу, и нашего ради любовного к тебе порадования и поминания, еже в молитвенном предложении, паче же и в литургиях, за спасение души твоего благородствия, якоже 3275 да представиши свою душу чисту и непорочну и непостыдну в день страшного суда [и] испытания и приемши мзду верного строительства; понеже вем тя разумеюща 3276 божественные писания святых Апостолов и святых Отцов и православную веру чисту и непорочну отъискони навыкъша от своих праотцов и отцов. Ты же, сыну, помяни апостольское слово: «аще кто ведый волю господина своего сотворит недостойный раб, бьен будет много; а не ведый волю господина своего сотворит не по воле его, бьен будет мало». Ты же, сыну, всяко и достоверно и исполнено веси волю Божью, но творишь достойные наказания. Понеже подал ти Бог земную власть и мира сего славу и величество и честь, того ради много взыщется от тебя; ты же смотряй разумне, что воздаси воздавшему ти сия, противу сих, ихже еси от него приял. Но слыши, чего Бог от тебя требует против того: ничтоже иное, точию исполнения заповеди его; не точию сам должен еси исполнить евангельские заповеди и апостольские, но и обладаемы тобой научить человеки всякому благочестию должен еси; понеже вы есте пастыри Христова стада, да не предайте их на расхищение волкам; понеже душа их от руки ваш[е]й взыщется. Не 3277 вем, сыну, откуда пострамися мудрование разума твоего: поползнулся еси, яко человек; мню, яко воздремал еси, безместного ради от пременения, или непоминания ради горних, или запомышляеши долних, забвения ради страха смертного и исхода души своей: иже православную веру держа, и побежаеши ю зловерием, латынские мудрствуя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В Греции из монастыря украдены мощи святой великомученицы Анастасии Узорешительницы 8 мая, 2012. Новостная служба Вселенский Патриархат обратился с письмом ко всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей, чтобы проинформировать их о похищении честных мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы из одноименного Патриаршего ставропигиального монастыря недалеко от Салоник (Греция). 8 мая. ПРАВМИР. Вселенский Патриархат обратился с письмом ко всем Предстоятелям Поместных Православных Церквей, чтобы проинформировать их о похищении честных мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы из одноименного Патриаршего ставропигиального монастыря недалеко от Салоник (Греция), сообщает официальный сайт УПЦ МП . Священный Синод Вселенского Патриархата сообщает всем Поместным Церквам об этом событии в целях предотвращения попытки продажи мощей разным приходам и монастырям. Подобное обращение будет отправлено не только канонической Православной Церкви, но и властям в странах, где есть раскольнические церковные группы и духовенство, как сообщает греческое агентство Amen.gr. Информация о краже сопровождается фотографиями и подробным описанием реликвии. «Каждый день мы молимся, чтобы найти похищенные мощи святой, которая так почитается верующими. Это настоящая трагедия. Пасхальная радость омрачилась для нашего монастыря, который пребывает ныне в глубокой печали. Мы просим Бога, чтобы святая вернулась в свой монастырь, в котором почивала своими честными мощами более тысячи лет», — сказал наместник монастыря митрополит Милетский Апостол. Священный Синод Вселенского Патриархата выразил поддержку митрополиту Апостолу с братией в испытаниях, которые переживает исторический монастырь, с IX века сохранявший мощи великомученицы Анастасии чрез все многочисленные исторические события, выпавшие на его долю. Братия обители переживает потерю реликвии как личную трагедию. Митрополит Апостол уверен, что воры имели целью исключительно мощи святой Анастасии, т.к., взломав пять дверей, они похитили главу, стопу святой Анастасии и еще один ковчег с мощами, оставив нетронутыми другие исторические ценности обители.

http://pravmir.ru/v-grecii-iz-monastyrya...

В общине решили в дальнейшем оставаться далеко за пределами всякой политики 9 июля. ПРАВМИР. Один из приходов, перешедших в недавно созданную Православную церковь Украины, вернулся в каноническую Церковь. Религиозная община Свято-Успенского храма с. Морозовка Бориспольской епархии встретилась с митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. На встрече запрещенный в служении за уклонение в раскол священник Николай Брега принес покаяние. Митрополит Антоний принял покаяние и благословил клирика вернуться в лоно Украинской Православной Церкви. Священник Николай Брега признался, что община не прошла испытания и под определенным давлением извне решила перейти в новую структуру. По его словам, решение о возвращении в УПЦ принимали всем приходом. Обсуждение проходило в течение месяца. В результате в общине решили вернуться в каноническую Церковь и в дальнейшем оставаться далеко за пределами всякой политики. Православная церковь Украины была создана в начале года по инициативе светских властей путем объединения двух раскольнических структур. Томос об автокефалии новой организации предоставил Константинопольский Патриарх Варфоломей, однако ни одна из Поместных Православных Церквей ее до сих пор не признала. ПЦУ пользуется поддержкой украинских националистов. Сразу после ее создания участились захваты храмов канонической Украинской Православной Церкви радикалами по всей стране. После прихода на пост президента Владимира Зеленского такие случаи стали происходить реже, отметили в УПЦ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 декабря, 2018 28 декабря, 2018 3 марта, 2019 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 15 апреля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/na-ukraine-pereshedshi...

В Республике Коми откроется духовная семинария Сыктывкар, 5 марта 2008 г. С 1 сентября 2008 г будут возобновлены занятия в Сыктывкарской духовной семинарии. Об этом корреспонденту Интернет-газеты «Православие на Северной земле» сообщил пресс-секретарь Сыктывкарской и Воркутинской епархии игумен Филипп (Филиппов). По его словам, обучение и подготовка духовенства на канонической территории Сыктывкарской епархии не велись около трех лет в связи с отсутствием спального корпуса для семинаристов. В настоящее время спальный корпус построен, а духовное учебное заведение оснащено необходимой материально-технической базой. «Сейчас, Сыктывкарская и Воркутинская епархия располагает штатом преподавателей с достаточно высоким уровнем богословских и гуманитарных знаний: двое докторов и двое кандидатов наук. Ректор семинарии, доктор богословия епископ Питирим будет преподавать Катехизис, проректор Андрей Чугунов - Историю Церкви. Богослужебная практика семинаристов будет, в первую очередь, идти в Свято-Стефановском кафедральном Соборе и храме в честь Казанской иконы Божьей Матери в Сыктывкаре», - отметил отец Филипп «Уже несколько лет  у нас в епархии работает филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). На заочном отделении университета обучаются будущие богословы и катехизаторы, учителя Закона Божьего. Готовить будущих  священнослужителей Сыктывкарская духовная семинария, будет в тесном взаимодействии с ПСТГУ.  Информация об открытии семинарии и приеме заявлений о поступлении на богословско-пастырское отделение в ближайшее время будет опубликована в республиканских СМИ. На дневное отделение будут приниматься верующие мужчины, не имеющие канонических препятствий для вступления в клир Русской Православной Церкви, в возрасте до 50 лет после прохождения вступительных испытаний по Закону Божьему (собеседование), русскому языку и литературе (изложение)», - рассказал о. Филипп Преподавать семинаристам  дисциплины духовно-нравственного содержания и знакомить их с социальным аспектом служения Русской Православной Церкви будет и сам отец Филипп.

http://pravoslavie.ru/25975.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010