Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Запорожский Лука: создание в Москве подворья УПЦ способствовало бы народной дипломатии 30.05.2020 750 Время на чтение 10 минут Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука в эксклюзивном интервью Аналитическому центру свт. Василия Великого рассказал о служении УПЦ в нынешних условиях, взаимоотношениях с Московской патриархией. Высокопреосвященнейший владыка поделился своим мнением о том, какие уроки должны извлечь люди Церкви из коронавирусн ого испытания, а также ответил на другие актуальные вопросы. — Ваше Высокопреосвященство, позвольте поблагодарить Вас за то, что согласились ответить на вопросы. Одним из них является вопрос о современном положении Украинс кой Православной Церкви. Как известно, в связи с продолжающимися гонениями на каноническую Церковь Вы благословили совершать особую молитву. Возникает ощущение, будто ситуация возвращается ко временам Порошенко, а ожидания, связанные с приходом нового президента, пока не оправдались. Есть ли выход из сложившейся ситуации и какой? — По поводу того, что ситуация в стране возвращается во времена Порошенко могу сказать следующее: на самом деле, она и не выходила из этих времен. Поясню. После выборов на должность Президента Украины Владимира Зеленского прекратились захваты храмов. Однако эта пауза произошла только из-за растерянности региональных властей относительно будущего, в частности собственного. Но, со временем, увидев, что ситуация по большому счету не изменилась, все продолжилось, хоть и не в том масштабе, что перед выборами. Говоря медицинским языком: опухоль удалили, а метастазы продолжают развиваться, нанося вред государству. На постоянной основе на церковных ресурсах, в частности на сайте Юридического отдела УПЦ, обновляется информация о храмах, захваченных и находящихся под угрозой захвата, информация о клириках уже пострадавших и тех, кому угрожают – тех, кто терпит гонения и страдания за веру. Поэтому я призвал свою паству к молитве, поскольку уповая на Господа мы можем преодолеть все.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/30/mitrop...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Онуфрий: «Я не мечтал быть архиереем, но Бог так дал» Святейший Патриарх Кирилл поздравил Предстоятеля УПЦ МП с 30-летием архиерейской хиротонии 10.12.2020 726 Время на чтение 3 минуты Вчера Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия с 30-летием архиерейской хиротонии, сообщает Патриархия.ru. «Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Владыка! Сердечно поздравляю Вас с 30-летием архиерейской хиротонии, - говорится в Патриаршем послании. - Знаменательно, что Ваша личная пятидесятница состоялась в год дарования Благословенной Грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви в своем управлении. Минувшее время было нелёгким как для Вас, так и для миллионов жителей Украины, хранящих верность Матери-Церкви. Однако во всех подчас тяжелейших обстоятельствах Вы, возлагая упование на Господа, неизменно стремились явить себя делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15)». «Спустя годы, - говорится далее, - по воле Божией, благой и совершенной (Рим. 12:2), Вы были призваны к высокому и ответственному Предстоятельскому служению. Ныне, занимая древнюю кафедру Митрополитов Киевских, Вы неустанно заботитесь о всестороннем развитии епархиальной и приходской жизни, по-отечески наставляете людей в вере и благочестии, поддерживаете их в трудностях и испытаниях, призываете к братолюбию и миру». Святейший Патриарх Кирилл особо отметил усилия митрополита Онуфрия, направленные «на утверждение канонического Православия на Украинской земле. Признателен Вам за неизменно твердую позицию в вопросах церковного устроения, от которого зависит не только настоящее, но и будущее мирового Православия. Несмотря на все невзгоды, Вы продолжаете мужественно свидетельствовать нашим современникам о Христе Спасителе, о Его безмерной любви и прощении, о богооткровенных истинах и непреходящих духовно-нравственных идеалах, запечатленных в Евангелии».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/10/mi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Пусть наша душа станет благодатной пустыней» Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, празднующий сегодня день своего тезоименитства, дал главный духовный совет верующим 25.06.2020 854 Время на чтение 3 минуты Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия с днем тезоименитства, которое отмечается сегодня, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, сообщает Патриархия.ru. «Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Владыка! Примите сердечные поздравления с днем памяти Вашего небесного покровителя — преподобного Онуфрия Великого. Вдохновляясь примером подвижнической жизни сего угодника Божия и чувствуя особую ответственность за вверенную Вашему попечению Украинскую Православную Церковь, Вы стремитесь со тщанием, любовью и благоговением исполнять возложенное на Вас многотрудное послушание», - говорится в поздравлении. «Весьма отрадно отметить, что, несмотря на нелегкие испытания, через которые проходит водительствуемая Вами Церковь, Вы неизменно остаетесь для народа заботливым духовным отцом и усердным молитвенником, поборником канонического Православия и защитником апостольской веры, неустанно призывающим современников ко спасению, братолюбию и миру, словом и делом свидетельствующим о Том, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Разделяя с Вашим Блаженством, архипастырями, пастырями, монашествующими и многомиллионной украинской паствой радость нынешнего торжества, хотел бы молитвенно пожелать Вам крепости сил, бодрости духа, благодатной помощи Божией и преуспеяния в совершаемом Вами высоком и ответственном Предстоятельском служении. Всещедрый Господь да сохранит Вас в добром здравии на многая лета», - пишет Патриарх. На сайте « Православная жизнь » опубликовано праздничное интервью с митрополитом Онуфрием о главном. Отвечая на вопрос, какой главный духовный совет он мог бы дать читателям в день тезоименитства, владыка сказал: «Научиться жить в своей душевной пустыне. У таких святых, как преподобный Онуфрий Великий, мы можем этому учиться».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/25/pu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Шаг на пути углубления раскола на Украине Митрополит Киевский Онуфрий начал менять антиминсы 28.09.2022 2438 Фото: Википедия Освящение предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополитом Киевским Онуфрием (Березовским) антиминсов без упоминания в них имени Патриарха Московского и всея Руси сделано под давлением киевских властей и является еще одним шагом на пути углубления раскола на Украине, сообщает ТАСС. Такое мнение высказали священнослужители Русской Православной Церкви. Как уже писала ранее «Русская народная линия» викарий Киевской митрополии архиепископ Обуховский Иона (Черепанов) в Facebook (запрещен в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) сообщил о том, что предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий «освятил новонапечатанные антиминсы», в которых уже «нет упоминания московского патриарха». Как отметил главный редактор РНЛ Анатолий Степанов в своей статье «Все в жизни промыслительно», архиепископ Иона (Черепанов) давно выступал за автокефалию УПЦ МП, а теперь откровенно «топит» за объединение с раскольниками. «По боку каноны, когда речь о политических интересах Украины…», – пишет Степанов. «Митрополит Онуфрий заменил все антиминсы, подписанные Патриархом Московским и всея Руси, на новые. Все делается под давлением государственной власти. Конечно, иное означало бы, может быть, не просто какие-то тяжелые испытания – может быть, даже и мученичество, отдачу своей жизни, но ценности, которые в церкви есть, то, что они означают, – очень дорогого стоит», – сказал ТАСС настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах, известный православный проповедник 81-летний протоиерей Александр Шаргунов. По его мнению, не только в раскольнической «Православной церкви Украины», но и в канонической УПЦ многие действия предпринимаются сегодня «ради национальных интересов», а не ради интересов церкви и «божественной истины». «Печально, что часть Украинской православной церкви, которая была под омофором митрополита Онуфрия, тоже «искусилась» этим, выбрала путь отделения от Московской патриархии. Но для нас принцип один, он простой: раскол, как говорят святые отцы, равнозначен ереси», – сказал маститый протоиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/28/sh...

Закрыть Раскол — не административная проблема, а тяжкий грех 16.01.2020 453 Время на чтение 19 минут Иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней в интервью сербскому еженедельнику «Печат» коснулся актуальных тем церковной жизни и межправославных отношений в свете событий, вызванных неканоническими шагами Константинополя, а также ситуации в Черногории и Северной Македонии и других тем. Ниже приведен перевод на русский язык ряда ответов епископа Иринея. — Минувший год был полон испытаний не только для Сербской Православной Церкви, но и для всего Православия. Мы являемся свидетелями того, как политика вновь неумолимо вмешивается в священный церковный порядок, как отдельные политические силы на мировой политической сцене пытаются регулировать этот порядок, исходя из своих потребностей, а точнее, из своих геополитических планов. Православие стремилось бороться с такими явлениями в XX веке, и ему это удавалось. Может ли этот опыт помочь в новых обстоятельствах? — Мне кажется, что Вы говорите об этой большой проблеме, в слишком, может быть, смягченной форме, а ведь уже давно всем известно, о чем именно здесь идет речь. Мы об этом разговаривали и накануне прошлого Рождества, и я в общих чертах определил проблему на трех уровнях — как неканонические поступки Константинопольского Патриархата на канонической территории Московского Патриархата и, вследствие этого, проблему нарушения отношений в православной вселенной в целом, и, наконец, как серьезную угрозу подлинности свидетельства вселенского Православия о себе как о Церкви и перед инославными христианами, и перед верующими других религий. За прошедшее время лишь раскрывалось то, что мы предполагали или о чем догадывались, поскольку действующие лица больше не чувствуют необходимости что-либо скрывать: в публичном режиме, под вспышки фотокамер, документирующих события, высшие чиновники американской администрации посещают православных Первоиерархов и архиереев, встречаются с игуменами древних монастырей и открыто требуют от них присоединиться к Константинопольскому Патриархату в его очевидных нарушениях устройства и канонического порядка Православной Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/16/episko...

Из «Жития Василия Нового». Хождение Феодоры по воздушным мытарствам Подготовка текста Ю. А. Грибова и A. B. Пигина, перевод М. Б. Михайловой и В. В. Семакова, комментарии А. В. Пигина Сказания о посмертной судьбе человеческой души издавна вызывали большой интерес у древнерусского читателя. Уже в XI–XII вв. на Руси были известны переводные византийские апокрифы, в которых о загробном устройстве рассказывалось в очень занимательной форме, с привлечением множества подробностей (см. т. 3, с. 306–321). Эсхатологические сказания существовали преимущественно в двух жанровых разновидностях: герои либо совершали путешествие («хождение») в загробный мир, либо постигали его тайны духовно, в «страшном» видении. В обоих случаях это были «душеполезные» произведения, призванные напомнить об ответственности человека за его земные дела, разрешить сомнения в каком-либо религиозно-нравственном вопросе, вызвать чувство сострадания и привести к покаянию. Среди переводных эсхатологических сочинений особое место в древнерусской литературе занимает фрагмент из византийского «Жития Василия Нового» (X в.) – «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам», которое часто встречается в рукописях как отдельное произведение. В греко-славянской литературе это наиболее полное описание загробных испытаний в греховности – мытарств. «Мних» Григорий, от имени которого ведется повествование в Житии, был удостоен чудесного откровения. В ночном видении ему явилась старица Феодора, прислуживавшая при жизни их общему духовному отцу Василию Новому, и рассказала о своей смерти, о муках ада, о райском блаженстве, но главное – о пройденных ею 21(20) воздушных мытарствах. При написании «Хождения...» автор воспользовался уже существовавшей традицией. Учение о мытарствах является каноническим: оно содержится в произведениях церковных писателей IV–V вв. – Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина , Макария Великого , Кирилла Александрийского и др. После смерти человека его душа, руководимая ангелами, должна подняться по «лествице» мытарств. На каждой ступени ее подстерегают лукавые бесы («мытари»), которые испытывают душу в том или ином пороке и взимают с нее дань. За все свои грехи душа должна расплатиться добрыми делами, совершенными при жизни. Души праведных, у которых добрых дел больше, чем дурных, проходят все мытарства и спасаются. Грешников же бесы свергают своими огненными копьями во «тьму кромешную». Однако если в сочинениях «отцов Церкви» этот эсхатологический миф не получил детальной разработки, то автор «Хождения...» создал на его основе монументальную «эпопею смерти» (Ф. Батюшков), которая поражала воображение средневекового читателя своими яркими мистическими картинами потустороннего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имя епископа Белгородского и Грайворонского Панкратия (Гладкова) ныне почти забыто. Но это был архиерей, память о котором должна навсегда сохраниться в истории Русской Православной Церкви и в Истории Великой Отечественной войны. О нем известно немногое, но и известного достаточно, чтобы обратить внимание на этого незаурядного человека, на его трагическую судьбу. Схиарх.Лаврентий и еп.Панкратий Гладков с духовенством Чернигова 1942 г. Имя епископа Белгородского и Грайворонского Панкратия (Гладкова) ныне почти забыто. Но это был архиерей, память о котором должна навсегда сохраниться в истории Русской Православной Церкви и в Истории Великой Отечественной войны. О нем известно немногое, но и известного достаточно, чтобы обратить внимание на этого незаурядного человека, на его трагическую судьбу. Место и время рождения епископа Панкратия (в миру Василий Васильевич Гладков) пока неизвестны. Достоверно, что он окончил Московскую Духовную Академию в 1918 году кандидатом богословия и еще до окончания Академии принял монашеский постриг. В сане иеромонаха он был определен на приход и стал настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» в селе Перово под Москвой. Об обстоятельствах его жизни и служения в 1920 — 1930-х гг. не известно ничего. Имя епископа Панкратия (Гладкова) как будто внезапно появляется на «переднем крае» истории. В мае 1941 года в сане архимандрита Панкратий (Гладков) прибыл из Москвы на Украину. Он был назначен Московской Патриархией наместником Почаевской Свято-Успенской Лавры. Проще всего увидеть в нем некоего наемника советской власти, выполнявшего роль пресловутой «руки Москвы» в церковных делах недавно присоединенной к СССР Западной Украины. Но последующая судьба не дает места подобным вульгарным трактовкам деятельности архимандрита Панкратия. Вскоре началась война, немецкая армия сравнительно быстро оккупировала Украину. Судьба Православной Церкви на Украине, недавно организованной в Экзархат, но оказавшейся оторванной от Москвы, зависила от позиции занятой украинскими епископами. У них была возможность отойти в юрисдикцию Зарубежной Церкви, в которой были сильны тогда негативные тенденции. Многие «зарубежники» предполагали, что немецкая армия «освободят Россию от большевиков», но в ходе войны подобная «позиция» претерпевала обоснованные изменения. Второй путь — соблазн провозглашения автокефальной украинской церкви, но это был путь раскола, и им пошли немногие, поддержанные оккупантами и националистами. Украинский православный епископат избрал третий, строго канонический путь. Этот путь был самым трудным, сулил только испытания.

http://pravmir.ru/o-episkope-pankratii-g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/150299.html

Митрополит Неврокопский Нафанаил: С истиной будут бороться до Судного дня Крест архиерея тяжел, но Бог помогает. Административная деятельность — это внешняя сторона церковного служения. Она может восприниматься как что-то чуждое, но она необходима. Когда есть хорошие сотрудники — у архиерея остается минимум проблем, которыми он должен заниматься как администратор, и он может уделить гораздо большее внимание истинно пастырскому труду. 18 ноября, 2013 Крест архиерея тяжел, но Бог помогает. Административная деятельность — это внешняя сторона церковного служения. Она может восприниматься как что-то чуждое, но она необходима. Когда есть хорошие сотрудники — у архиерея остается минимум проблем, которыми он должен заниматься как администратор, и он может уделить гораздо большее внимание истинно пастырскому труду. 16 ноября 2013 года, в день своего 61-летия, отошел ко Господу Митрополит Неврокопский Нафанаил – замечательный архипастырь, иерарх Болгарской Православной Церкви. Владыка Нафанаил (в миру – Натанаил Калайджиев) родился в 1952 году в деревне Копривлен в Болгарии. В 1968 году поступил послушником в Троянский монастырь. Одновременно приступил к учебе в Софийской духовной семинарии, которую окончил в 1975 году. В 1974 году принял монашеский постриг с именем Нафанаил. В том же году рукоположен во иеродиакона, в 1975 году – в иеромонаха. Учился в Духовной Академии святого Климента Охридского, а затем продолжил образование в Афинах. По завершении образования решением Святого Синода возведен в архимандритское достоинство. Был священником Болгарской православной церковной общины святого Иоанна Рыльского в Лондоне. По возвращении на родину назначен главным секретарем Святого Синода и хиротонисан во епископский сан. В 1989 году назначен викарием Софийского митрополита. В 1994 году избран и канонически утвержден митрополитом Неврокопским. В последние годы жизни Владыка Нафанаил принял испытание тяжелой неизлечимой болезнью. В 2009 году Митрополит Неврокопский Нафанаил был гостем Всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры в Саратове. Владыка участвовал в соборных богослужениях, посетил многие храмы Саратовской епархии и нашел время для общения с журналистами епархиальных СМИ.

http://pravmir.ru/mitropolit-nevrokopski...

Н. Пальмов Пострижение в монашество Предисловие Предметом настоящего исследования являются чины пострижения в монашество по литургическим памятникам Греческой Церкви. Первый вопрос, который возникает у исследователя после предварительного ознакомления с греческими чинами и последованиями монашеского пострижения, это – вопрос о происхождении обрядов пострижения в монашество. Монашество возникло в Египте; с Востока оно было принято и Византией. Естественно, что взор исследователя, в поисках основ чина пострижения в монашество, должен обратиться к Египту и в обрядах приема в знаменитейшие египетские монастыри усматривать первоначальные элементы церковного чина пострижения в монашество. Исторические документы свидетельствуют, что в обители преп. Пахомия Великого уже были определенные правила приема в монастырь. Желающего подвизаться в Тавеннисиотской обители тщательно испытывали, а когда испытание показывало способность человека вести подвижническую жизнь в монастыре, его облекали в принятые здесь одежды и вводили в собрание братий. Это не был собственно церковный чин пострижения в монашество. Церковный чин пострижения в монашество возник уже после преп. Пахомия, но несомненно, что порядки приема в монастырь, практиковавшиеся во времена преп. Пахомия, оказали свое влияние при создании чина пострижения в монашество. Когда именно, при каких условиях и где возник церковный чин пострижения в монашество, – неизвестно. Но важно то, что св. Василий Великий , в одном из своих канонических правил, определенно выражается, что каких-либо обетов, произносимых мужами, он не знает. К ревности этого святого отца по благоустроению монастырской дисциплины надо отнести введение в церковную практику требования от вступающих на путь подвижнической безбрачной жизни заявить об этом в храме всенародно, вслух. За торжественным обрядом произнесения обета безбрачной жизни, введенным в практику церковную св. Василием Великим , не замедлил появиться и чин пострижения в монашество, судя по тому, что уже в Ареопагитиках, которые должны быть отнесены к первой половине V века, мы имеем сформировавшийся чин пострижения в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010