Каноническое Послание Григория Нисского к Литоию Мелитинскому Послание 1 Григория Нисского Святой Григорий Нисский был младшим братом Святого Василия Великого . Он, как и великий брат его, получил прекрасное образование, был красноречив и отличался большой ревностью о Православном исповедании христанства. Перу его принадлежит много творений. В 372 г. он был поставлен епископом в г. Ниссы в Каппадокии. Он участвовал на 2 Вселенском Соборе и ему приписывают составление дополнения к Никейскому Символу относительно Святого Духа. Он скончался после 394 г. В Книгу Правил вошло его послание к Литою, епископу Мелитинскому в Армении, разделенное на 8 правил. И это есть одна из принадлежностей святого праздника, чтобы мы уразумели законный и правильный образ действования относительно согрешивших, да уврачуется всякая болезнь душевная, происходящая от какого-либо греха. Сей повсеместный праздник сотворения, по учрежденному обращению годового круга, ежегодно совершаемый во всем мире, торжествуется по причине воскрешения падшего. Но падение есть грех, а воскресение есть восстание от падения греховного. Итак, благоприлично будет в сей день не только приводить к Богу обновляемых возрождением, чрез благодать купели, но и покаянием и обращением от мертвых дел на путь жизни вновь возвращающихся руководить к спасающему упованию, от которого они чрез грех отчуждены. Немалое же дело есть словеса о сем устроить по закону праведного и испытанного суда, по заповеди Пророка, повелевающей словеса устраивати на суде, да по изречению Писания: не подвижется во век, и в память вечную будет праведник ( Пс. 111:5,6 ). Ибо как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть одна: возвращение здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо, по различию недугов, к каждой болезни прилагается соответствующий способ лечения, так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое, соответственно недугу, производит врачевание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАГАЕВ Нестор Константинович (1871 - после 1917?), рус. правосл. библеист, церковный публицист. Род. в Курской губ. в семье диакона. Окончил Белгородское ДУ, Курскую ДС, в 1895 г.- С.-Петербургскую ДА со степенью кандидата богословия и правом на соискание магистерской степени без новых устных испытаний. С 25 янв. 1896 г. занимал должности помощника инспектора и библиотекаря во Владимирской ДС. После защиты 9 марта 1899 г. в СПбДА дис. «История ветхозаветного канона» и утверждения в степени магистра богословия Д. был назначен преподавателем курсов библейской и церковной истории в той же семинарии. С 27 апр. 1900 г. преподаватель курса Свящ. Писания ВЗ в Рижской ДС; 1 авг. 1902 г. был избран секретарем правления семинарии. Магист. диссертация Д., посвященная проблематике ветхозаветного канона, подвела определенный итог отечественным исследованиям по данной теме в XIX в. (см. в ст. Канон библейский ). Монографии Д. предшествовал ряд публикаций в богословской церковной периодике 2-й пол. XIX в. Оценивая работы предшественников,- «отдельные очерки», не дающие всей картины, Д. определил задачу своего исследования как «написание цельной истории канона» (Два важнейших вопроса в истории ветхозаветного канона. С. 678). Д. использует в диссертации термины «канонические» и «неканонические» книги Свящ. Писания ВЗ, введенные в рус. богословскую науку в XIX в. в творениях свт. Филарета (Дроздова) «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» (1839) и митр. Макария (Булгакова) «Введение в Православное богословие» (1847). Все исследования 2-й пол. XIX в. о ветхозаветном каноне раскрывали и детализировали исторические доказательства тех положений, к-рые были сформулированы в этих работах. Д. приводит множество исторических свидетельств того, что такое выделение 2 групп книг ВЗ укоренено в древнейшей традиции правосл. Церкви. (История ветхозаветного канона. С. 221, 224).

http://pravenc.ru/text/168604.html

Милостью Божьей и пречистой его Богоматери, се аз Феофил 2912 , архиепископ Великого Новгорода и Пскова, сие написах о том: отнелиже, по Божьей благодати Святого Духа и по божественным и священным правилам святых Апостолов и святых Отцов, поставлен бых преже бывшим господином моим пресвященным Филипом, митрополитом всея Руси, на великий степень архиепископия Великого Новгорода и Пскова, и пасох до времени святую церковь , елико можах. И почет святых правил святых Апостолов и обретох, еже сице пишет, яко «всей силой и всей мочью должны суть архиепископы и епископы, еже иметь велию стражбу о священных правилах, поручено бо им есть твердо блюсти их; а не сохраняемом, различные преступления бывают: того бо ради гнев Божий и многие казни бывают и последний суд и по делом воздания». 2913 И от сих святых писаний добре узнавах, еже художайша вижу себя и нерассудна, еже на таковые великие управления святой апостольской соборной церкви скоро дерзнувша, а не рассуждая, что сие все на моей душе тягость, еже о поучении священника о учительном наказании всего народа душ православных; и о сих всех познаваю убожество своего ума и великое смятение своего неразумия; да оберегаючи свою единородную и бессмертную душу от страстей и мятежа и от сего временного жития в землю возвращения и будущего страшного и нелицемерного суда и грозного испытания, и того ради аз, смиренный Феофил, Бога молю и прошу, и челом бью своему господину и отцу, вселенскому учителю Геронтию, митрополиту всея Руси, и извещаю пред своей братией, пред архиепископом и епископами, пред Асафом ростовским, и пред Евфимием суздальским, и пред Семионом рязанским, и пред Васианом тверским, и пред Филофеем пермским, и пред Герасимом коломенским, и пред Прохором сарским 2914 , и предо всеми соборами великой митрополии всея Руси, еже приимаю от него благословение и прощение о своем дерзновении и о своей грубости и о недостаточестве своего ума, чтож Христова стада словесных овец пасти и воздержати не возмогох, и того ради оставляю архиепископию Великого Новгорода и Пскова и степень своего святительства; а к сему аж Бог повелит ми напред еще живу быть, и аз ктому ничтож могу святительских преданий действовать, ниже паки вспять возвратиться на прежние ми святительские дела, ниже архиепископом именоватися, зане бо изволих приять уже ярем Христа моего и во смиреннейших пребывать и до последнего ми издыхания. А милость Божья и пречистой его Богоматери на господе моей на великом князе Иване Васильевиче всея Руси и на его сыне на великом князе Иване Ивановиче всея Руси, и на его братии, да на всем православном христианстве, и нашего смирения благословение во веки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Молитва над полем брани РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104930.html 21 августа 2014 Виктор Малухин Молитва над полем брани О нынешнем времени, в котором нам выпало жить, будущие историки расскажут в главах, разделах и параграфах под сходными названиями: " Гражданская война на Украине " . Её драматизм нами чувствуется и переживается вне всякой зависимости от того, насколько мы сами и наши жилища далеки или близки к театру военных действий. Однако подлинный трагизм современным братоубийственным хроникам из прямого эфира сообщает то обстоятельство, что в битвах не на жизнь, а на смерть зачастую встречаются братья по вере, чада одной и той же Церкви, причастники общей Евхаристической чаши. И в этом заключается великое и грозное историческое испытание, ниспосланное нашей восточнославянской православной цивилизации. Но, как нередко случается в духовной жизни, здесь же, как раз в этом обстоятельстве одновременно заключён и огромный потенциал миротворческого делания Церкви. Ибо она всегда на стороне Христа, всегда в общении с Его милостью и жертвой, всегда с Его правдой на устах и с Его скорбью в сердце. И несёт эти свои спасительные дары людям убивающим и людям погибающим. Поэтому каноническое единство Церкви есть залог не только преодоления нынешних искушений разделением, но и порука справедливого устроения имеющего однажды наступить мирного будущего. Поэтому столь важно, что и Русская Православная Церковь, и её самоуправляемая часть в лице Украинской Православной Церкви Московского Патриархата проявляют перед лицом трагических вызовов нынешнего времени твёрдую христианскую общность взглядов и позиций. Разумеется, это вызывает яростное отторжение у наследников братогубца Каина. Сегодня на Украине входят в обычай случаи, когда православных священников убивают, преследуют, гонят и шельмуют. Но в то же время порой обнаруживают себя и в лоне самого Украинского Православия другие, по счастью, редкостные архипастыри и пастыри, возносящие свои лукавые молитвы " о избавлении от новоявленных " агарян " " . Ныне эти духовные чужаки посвящают свои усилия безуспешным попыткам поставить под сомнение легитимность недавнего духоносного избрания митрополита Онуфрия на всеукраинскую кафедру. И в свете этого натиск на стояние канонической паствы в вере и истине переводится в плоскость конкретных политических акций, имеющих целью разрушить православное единство Украины и России.

http://religare.ru/2_104930_1_21.html

«Мы выражаем полную поддержку решения Священного Синода Русской Православной Церкви о вынужденном прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. При этом мы сохраняем надежду, что этот шаг будет только временной мерой и подвигнет Священноначалие Константинопольского Патриархата принести покаяние, что послужит делу быстрейшего достижения мира в жизни Церкви Христовой. Мы заявляем о полной поддержке позиции Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по вопросам появления " Православной церкви Украины " и будем всеми силами содействовать нашему Патриарху в деле преодоления раскола. Синод Среднеазиатского митрополичьего округа осуждает решения Константинопольского Патриархата, которые внесли не только еще большее разделение и смуту в церковную жизнь на Украине, но и в среду Поместных Православных Церквей. Стоит отметить, что даже среди архиереев Константинопольского Патриархата есть иерархи, которые открыто высказываются против вышеуказанных решений своего Предстоятеля». Правящие архиереи епархий Среднеазиатского митрополичьего округа выразили поддержку Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, клиру и мирянам Украинской Православной Церкви. Завершается заявление призывом к духовенству и верующим Среднеазиатского митрополичьего округа «возносить свои молитвы к Всемогущему Богу о сохранении канонического единства всех Православных Церквей и помощи Украинской Православной Церкви в тяжелых испытаниях». Члены Синода также обратились с открытым письмом к президенту Украину П.А. Порошенко и депутатам Верховной Рады Украины через Министерство иностранных дел Украины. Копии письма также направлены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, ОВЦС Московского Патриархата и УПЦ, Союзу православных журналистов Украины, международным организациям — Управлению ООН по правам человека и ЮНЕСКО, международным СМИ. Ташкентская епархия /Патриархия.ru за темою Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5329637...

На обложке: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Фото пресс-службы Псково-Печерского монастыря Вышел в свет «Журнала Московского Патриархии» за 2023 год Великим испытаниям сопутствуют преизобильные духовные радости, свидетельствует святой апостол Павел (см. 2 Кор. 8, 2), чему находим подтверждение в действительности жизни церковной. Неустанные труды нашего Предстоятеля в стремлении укрепить веру в народе, поддержать и направить служение епископата и рядовых священнослужителей на необъятных просторах канонического пространства дают вдохновляющий пример всем верным во обстоянии сохранять мужество и верность правде. В проникновенных Первосвятительских словах, исполненных глубинного видения сути исторических событий, нам дается ключ к пониманию того, что ныне во времени совершается. Рассмотрению очередных задач, стоящих перед Русской Православной Церковью, было посвящено Архиерейское Совещание, состоявшееся в Троице-­Сергиевой лавре. Мы публикуем доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, представляющий анализ процессов, происходящих в мировом Православии, и актуальные задачи внутрицерковной жизни, а также выработанный в ходе дискуссии итоговый документ Совещания.  К утешению народному подписан договор о передаче Церкви иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Статья историка православного искусства Н. В. Квливидзе повествует об этой святыне и ее значении. Рассказ о творчестве выдающегося живописца В. М. Васнецова не только обращает нас к периоду формирования уникального русского православного стиля, но показывает живую связь древности и современности в отечественной культуре.  Укорененная в Предании, богатая традициями и в то же время вечно юная Церковь непрестанно являет своим прошлым и настоящим пример дивного единства и преемственности. Об этом рассказывают материалы, посвященные истории Успенского Псково-­Печерского монастыря, старцы которого в годы гонений на веру окормляли ищущих спасения, а нынешняя братия стремится продолжать их дело. Представленная порталом «Пастырь» подборка высказываний духовенства со всех концов России раскрывает тему укрепления и совершенствования приходской жизни в современных условиях.

http://e-vestnik.ru/news/jmp_august_2023...

Патриарх Варфоломей отказался от всеправославного обсуждения украинской автокефалии 2 марта, 2019. Новостная служба Об этом он сообщил в письме Патриарху Антиохийскому 2 марта. ПРАВМИР. В письме Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви Иоанну Патриарх Константинопольский Варфоломей назвал всеправославное обсуждение украинской темы «бесполезным». Текст письма обнародован на сайте Московского Патриархата: «С великой радостью обращаемся к Вам, братски лобызая Ваше Блаженство в Господе! Мы получили и читали внимательно письмо Вашего Возлюбленного Блаженства, 100 от 31 декабря прошлого года, в котором Вы просите собрать Собор Предстоятелей Православных Церквей для того, чтобы уладить проблему в Украинской Церкви. В ответ Мы Вас информируем, что после того, когда четыре Православных Церкви, с церковной и богословской точки зрения без причины, отказались присутствовать в деле Вселенского Священного Собора, чему нет оправданий, и Ваша древняя Церковь была одной из них, Вселенский Патриархат имеет серьезное основание воздержаться от такого собрания на общеправославном уровне, которое будет бесполезным, поскольку приведет к согласию только в том, что участники будут несогласны друг с другом. Великая Святая Церковь Христова, взирая в любви и самопожертвовании, без своего интереса или давления, с одной целью единства украинского народа и прекращения разделения и раскола в собрании миллионов верующих, к объятиям канонической Церковью после того, когда они были вне ее несправедливо, следуя церковной традиции и канонам, наградила автокефалией Церковь Украины тем же способом, как получили внутреннюю администрацию все другие новосозданные Автокефальные Церкви, которые утверждены тем же методом без Православного Собора или общего обсуждения с братскими Автокефальными Церквами, признаны в их положении всеми Церквами, и имена их новых Предстоятелей добавлены в диптих. Итак, мы просим Основателя Церкви и Ее Предстоятеля, дабы Его благодать и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа были с Вами, с преосвященными архиереями, с духовенством и с верующим народом, находящимся в Антиохийской Церкви в испытании. Завершаем в необъятной братской любви о Господе с огромным уважением.

http://pravmir.ru/patriarh-varfolomey-ot...

Патриарх Варфоломей: Только Константинопольский Патриархат имеет привилегию на установление церковного порядка 6 сентября, 2018. Новостная служба Он предположил, что попытки разрешать межправославные проблемы без участия Константинополя чреваты неудачами 6 сентября. ПРАВМИР. Глава Константинопольской церкви патриарх Варфоломей, заявил, что Константинопольский патриархат имеет исключительные права на решение проблем православного мира. «Вселенский патриархат несет ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию (…) для выполнения этой высшей и исключительной обязанности (…) Если Вселенский патриархат откажется от своей ответственности и уйдет с межправославной сцены, то поместные Церкви будут действовать «как овцы без пастыря», — сказал Патриарх на Синаксисе, завершившемся в среду в Стамбуле, его цитирует Интерфакс-Религия . В своем выступлении Патриарх Варфоломей предположил, что попытки разрешать межправославные проблемы без участия Константинополя чреваты неудачами. «Порой мы сталкиваемся с испытаниями и искушениями именно потому, что некоторые люди ложно полагают, будто могут любить Православную церковь, а не Вселенский патриархат, забывая, что он воплощает подлинный этос Православия», — заявил Патриарх. Он также отметил, что Константинопольская церковь стремится «к единству и стабильности православия, к общему церковному свидетельству». «Вселенский патриархат, будучи ответственным за сохранение единства, а также координацию межправославных отношений и всеправославных инициатив, осуществляет это святое служение в православном мире, добросовестно придерживаясь незыблемых экклезиологических и канонических принципов традиции наших отцов», — заявил глава Константинопольской Церкви. Одной из главных тем собора были «вопросы, представляющие межправославный интерес», в частности ситуация на Украине, власти которой в апреле обратились к Патриарху Варфоломею с просьбой даровать томос о создании в этой стране «единой поместной церкви».

http://pravmir.ru/patriarh-varfolomey-to...

Патриарх Кирилл о почившем архиепископе Клинском Лонгине: Нас связывали узы теплого дружеского общения 25 августа, 2014. Святейший Патриарх Кирилл У нас был общий духовный отец — приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. От его руки мы в один год приняли монашеский постриг и посвящение в священный сан. 25 августа 2014 года в Дюссельдорфе (Германия) на 69-м году жизни почил о Господе представитель Русской Православной Церкви в Германии, Патриарший викарий архиепископ Клинский Лонгин. Соболезнования в связи с кончиной владыки Лонгина архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану, клиру и пастве Германской епархии, родным и близким выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Феофану, архиепископу Берлинскому и Германскому Клиру и пастве Германской епархии Родным и близким покойного архиепископа Клинского Лонгина Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Глубоко опечален известием о кончине архиепископа Клинского Лонгина, Патриаршего викария, представителя Русской Православной Церкви в Германии. Выражаю искренние соболезнования Вашему Высокопреосвященству, клиру и пастве епархии, родным и близким почившего архипастыря. Кончина Владыки Лонгина — большая утрата для Русской Православной Церкви и лично для меня, ибо нас связывали узы теплого дружеского общения на протяжении многих десятилетий. У нас был общий духовный отец — приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. От его руки мы в один год приняли монашеский постриг и посвящение в священный сан. То было время немалых испытаний для нашей Церкви, требующее мужества от тех, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Зная Владыку много лет, могу свидетельствовать, что он всегда стремился служить с усердием и ответственно исполнял все возлагаемые на него Священноначалием послушания. Будучи клириком, а затем и настоятелем Покровской Патриаршей общины в Хельсинки отец Лонгин, многое сделал для того, чтобы сохранить духовную и каноническую связь этого прихода с Патриаршим престолом.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-o-poch...

Патриарх Кирилл: Попытки оторвать УПЦ от Московского Патриархата могут привести к общеправославной катастрофе 27 июля, 2018. Новостная служба Об этом глава РПЦ заявил на встрече с главами и представителями 10-ти поместных православных Церквей 27 июля. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл считает, что «попытки искусственно оторвать Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата способны привести к катастрофе общеправославного масштаба». На встрече с главами и представителями 10-ти поместных православных церквей Первосвятитель отметил , что 1030-летие Крещения Руси Русская Православная Церковь встречает «в атмосфере новых испытаний, и в особенности это касается положения православия на Украине». «Ныне силы, чуждые православию, предпринимают целенаправленные усилия к разрушению единства Русской Православной Церкви. Сильнейшее давление оказывается ныне на каноническую Украинскую Православную Церковь — на ее предстоятеля митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, на ее епископат, духовенство и на верующий народ. Мы видим сегодня многократные захваты храмов раскольниками и униатами, угроза нависает над Киево-Печерской и Почаевской Успенской лаврами, идет повсеместная дискриминация Украинской Православной Церкви», — считает Патриарх Кирилл. Глава Русской Церкви отметил, что украинские политики выступили с инициативой «создания на основе схизматических образований так называемой единой поместной церкви и предоставления ей автокефалии» и поблагодарил поместные церкви за поддержку идеи единства Церкви. Он попросил членов церковных делегаций передать предстоятелям, Священным Синодам и всем иерархам других церквей от лица Русской православной церкви «искреннюю, глубокую признательность». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 августа, 2009

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-popyit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010