Скачать epub pdf (Настоящее издание представляет собой извлечение из обращения Высокопреосвященного Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского, к духовенству епархии по вопросу о возрождении приходской жизни) Содержание Возрождение приходов в зависимости от возрождения пастырства Возрождение приходов без деятельного участия епископов невозможно Затруднения, которые находит духовенство для возрождения приходов. Борьба с пьянством и общества трезвости Основные понятия и положения о приходе Программа подготовительных действий пастырей для возрождения прихода Могут ли участвовать в приходских советах женщины? Инструкция для пастырских собраний Уездные пастырские собрания Заключение     Возлюбленнейшие о Господе братья – пастыри! Распоряжением Св. Синода, ввиду ниспосланного нашему Отечеству и всему миру величайшего испытания – небывалой по размеру, упорству и замыслам Германии чудовищной войны, – открыты или учреждены во всех приходах, как городских, так и сельских, попечительные советы, которые заботятся о нуждах семей воинов, братьев своих, ушедших в великую русскую армию для защиты веры, родины и оставшихся дома отцов, матерей и малолетних. За год работы много совершено советами в тех приходах, где причты самоотверженно трудятся, и заслуги приходских советов никогда не будут забыты русским народом и историей. Благодаря этим советам все население великого русского государства участвует в небывалой от сотворения мира упорнейшей борьбе, требующей чрезвычайного напряжения народных сил. Отчеты, по окончании войны, раскроют всю величественную картину труда, сочувствия и участия православных приходов в этом отечественном испытании. Еще в 1905 году Св.Синод (18 ноября) издал постановление об устроении и возрождении приходской жизни, которое было вызвано требованиями времени и общественным голосом, ввиду переживаемого лихолетия. Св.Синод признал тогда благовременным обратиться к пастырской ревности епископов и священников в надежде, что их усилиями вновь возгорится вера народная и правда Божия вразумит русских людей. Указанный путь не требовал ломки существующей организации приходов и новой реформы, а устанавливал лишь новую форму оживления приходской деятельности с помощью постоянно действующего церковно-приходского совета. Для начала возрождения приходов было совершенно довольно этого постановления Св.Синода, ибо православные приходы имеют канонически правильное и целесообразное устройство, и лишь замерла их деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Сын священника Саратовской епархии, В. Ф. Кипарисов родился 28 марта 1849 года. После начального и среднего образования и воспитания под руководством благочестивых родителей и в духовно-учебных заведениях родной епархии, он в 1870 году поступил, для высшего образования, в Московскую Духовную Академию прямо по преобразовании последней по уставу 1869 года. Для специального изучения в академии он избрал науки церковно-практического отделения, к числу коих, по означенному уставу, принадлежали как предмет его академической кафедры, так и предмет научной специальности, который он избрал на третьем курсе академического образования и которому остался верен до конца своей жизни. Именно, в начале третьего курса, на котором, по тому же уставу 1869 года, студенты должны были писать свои кандидатские сочинения (четвертый курс предназначен был тогда для практических занятий предметом кафедры, которую предполагал занять студент), В. Ф. Кипарисов избрал тему по предмету канонического права 1 , под заглавием: „Понятие о терпимости, индифферентизме и фанатизме на основании церковных правил и государственных законов». Сочинение Василия Федоровича получило высшую оценку от профессора сего предмета и не только доставило ему первое место в списке студентов церковно-практического отделения, но и как одно из числа лучших кандидатских сочинений того же 29 курса (1870–1874 гг.), по определению академического совета 2 , удостоено было Иосифовской премии 3 в 250р. В связи с семестровыми сочинениями и устными ответами Василия Федоровича оно имело последствием своим также и то, что он, по окончании академического курса, утвержден был в ученой степени кандидата богословия с предоставлением ему права, при соискании степени магистра, не держать нового устного испытания. Утверждение состоялось в 1874 году 11–го июля. А между тем еще 11 июня того же года он согласно заявленному им желанию 4 , приказом обер-прокурора Св. Синода графа Д. А. Толстого определен был на должность преподавателя греческого языка в Литовскую духовную семинарию 5 и с 1–го сентября означенного кода вступил в должность. Сверх того, но далее как чрез год, именно 20 июня 1875 года, резолюциею высокопреосвященного Макария (Булгакова) , архиепископа Литовского 6 , он определен быт преподавателем русской словесности в Виленском женском училище духовного ведомства, с оставлением и в должности преподавателя семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В последующую эпоху И. регламентировалось соборными постановлениями, каноническими правилами и императорскими законами о церковных делах. 2-е прав. I Всел. повелевает после крещения продолжительное И. веры и способностей тех, кто желает принять священный сан. Если же поставление было совершено без соблюдения этого правила, а потом обнаружился грех, то такой священнослужитель подлежит извержению из сана. 9-е прав. I Всел. требует И. религиозно-нравственного поведения кандидата в священный сан прежде рукоположения. Если в результате И. обнаружится, что человек недостоин сана, то рукополагать его не следует. 9-е прав. Неокес. дает указания на случай поставления кандидата в священный сан без И. Он властен сам в себе, если его грех, несовместимый со священническим саном, не обнаружен. Если он исповедует такой грех, то его следует не допускать до священнодействия с сохранением прочих преимуществ. 1-е прав. IV Карф. ( Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 2. С. 211. Примеч. 3) предписывает испытывать кандидата в священство по следующим вопросам: разумность, воздержанность, непорочность, ответственность, смиренность, общительность, милосердие, образованность, знание Закона Божия, умение разбираться в лит. произведениях, знание церковного учения, умение выражать вероучение простыми словами, следование основным догматам веры. 17-е прав. Двукр. предписывает подвергать И. не только кандидата в сан диакона, но и диакона до рукоположения во иерея, и священника до рукоположения во епископа. В 7-м Феоф. дается указание о том, что И. должно производиться «от истинно православных священнослужителей в присутствии епископа». Указания на И. кандидата в священный сан содержатся и в 6-й новелле Юстиниана, которая вошла в «Номоканон XIV титулов» . Здесь речь идет не только о клириках, но и о кандидатах в епископский сан. Кандидата в епископский сан должны оценивать в отношении его прежней жизни по слову божественного апостола. После этого ему следует длительное время изучать каноны. Перед хиротонией же кандидат должен дать ответ, готов ли он исполнять все, предписанное канонами. Если он даст отрицательный ответ, то над ним нельзя совершать хиротонию. Если же он даст положительный ответ, то хиротония может быть совершена. При этом ему следует напомнить, что при несоблюдении канонов он будет чужд Бога и лишится данного ему сана, а также будет наказан по гос. законам (Novell. Just. 6. 1). Рукополагать клириков предписывается также после тщательного И. (Novell. Just. 6. 4).

http://pravenc.ru/text/675013.html

Митрополит Почаевский Владимир: При СССР нас называли националистами, сейчас – москалями 26 февраля, 2014. Митрополит Почаевский Владимир Так пусть они знают, что святыню мы не отдадим, она православная святыня в лоне канонической Церкви. 26 февраля. ПРАВМИР. Выступление наместника перед братией и верующими после тревожных событий в лавре 25 февраля: Кланяюсь вам за вашу веру и за вашу любовь к святой обители! О том, как мы живем в Почаевской Лавре, и как трудится братия — все вы знаете и видите. Об этом свидетельствует и сама Лавра, в которой вы пришли молиться. Какова ситуация все вы понимаете. Так почему мы позвонили в колокола и обратились к вам? Потому что еще вчерашний вечер был очень сумбурным. Постоянно раздавались звонки, в которых люди выражали свою тревогу и сообщали о том, что слышали призывы определенных людей — ехать в Почаевскую Лавру, чтобы ее захватить. В чем нас обвиняют? Нас обвиняют в том, что у нас скрывается Янукович. На этот бред я даже не знаю, что говорить. Еще говорят , что у нас здесь скрываются 200 «титушек» — преступники с оружием … Якобы проезжал бус по кременецкой дороге, увешанный иконами, при проверке которого — увидели , что там оружие и т.п. При этом они же его пропустили, значит. Почему? Я говорил по телефону с теми, кто нас подозревает в чем-то и предлагал: «придите, я вас встречу, и какое помещение в Лавре вы скажете открыть, открою. Если что-то найдете, даю вам руку, отрезайте все мои пальцы» . Но сами, братья и сестры, понимаете, что эти люди так говорят, что мы, православные, такого не можем даже в голове сложить — одна ложь и неправда. Теперь снова появилась информация, что из Тернополя едет в Почаев группа, между ними есть депутаты, которые желают с нами встретиться. Как оно дальше будет — не знаем… Поступила еще такая информация, что с площади выезжает тоже часть людей, потому что здесь как бы есть «титушки» и скрывается лицо, о котором я вам сказал. Так братья и сестры, мы вам будем сообщать, если возникнет опасность: или звоном, или другим методом. Будем, братья и сестры, готовиться ко всему, потому что это действительно испытание нашей веры. Жить православному христианину непросто, умирать, видно, что еще сложнее.

http://pravmir.ru/mitropolit-pochaevskij...

Патриаршие молебны перед Олимпийскими и Параолимпийскими играми – это традиция 2 февраля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл помолится о благополучных выступлениях на Олимпийских Играх спортсменов из России и стран, входящих в каноническую ответственность РПЦ. Молебен перед началом Олимпиады в Южной Корее глава Русской Церкви совершит 4 февраля в Успенском соборе Кремля после Божественной литургии, сообщает РИА «Новости» . Патриаршие молебны перед Олимпийскими и Параолимпийскими играми – это традиция. «Он помолится об их благополучных выступлениях на этой Олимпиаде, которая, в первую очередь для российских спортсменов, будет не самой простой. И об укреплении тех спортсменов, которым предстоят особые испытания во время Олимпиады», — рассказал пресс-секретаря Предстоятеля иерей Александр Волков. Патриарх Кирилл уже встречался с олимпийцами в преддверии вылета первых российских спортсменов на Игры в Пхенчхан. Он благословил их и призвал помнить о личной ответственности. Международный Олимпийский Комитет приостановил членство Олимпийского комитета России из-за обвинений в «государственной системе поддержке допинга». По решению МОК, российские спортсмены смогут выступить на Играх под нейтральным белым флагом с олимпийскими кольцами. XXIII Зимние Олимпийские игры пройдут с 9 по 25 февраля 2018 года в городе Пхенчхан, Республика Корея. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 6 декабря, 2017 6 декабря, 2017 6 декабря, 2017 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 6 декабря, 2017 6 декабря, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pomoli...

Проект документа «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве» 16 декабря 2010 г. 20:45 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Пояснительная записка к проекту  Канонический материал по вопросу критериев хиротонии не состоящих в монашестве безбрачных лиц даёт следующие основные нормы: Члены комиссии обсудили вопросы о возрастном и образовательном цензе для рукоположения в безбрачном состоянии, о порядке принятия решения о рукоположении лица в безбрачном состоянии. Было принято к сведению решение Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг., «в изменение установленного в Русской Церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа». Данное решение было затем подтверждено постановлением Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста (от 2 января 1931 года, No. 2)». В ходе обсуждения проекта документа было указано, что основным критерием для хиротонии в безбрачном состоянии должен быть достаточный жизненный и церковный опыт кандидата к хиротонии, подтвержденный духовником и закрепленный прохождением очного образования в духовной школе. При отсутствии такого образования необходимо, как минимум, полное заочное семинарское образование и прохождение церковнослужительской практики под руководством опытного священника, могущего передать кандидату свой опыт церковной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1343158.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Положим, есть парень и девушка, и им где-то около 20 (или чуть больше) лет. Они любят друг друга и изъявляют желание пожениться. Положим также, что оба они — верующие люди, и желают, чтобы в их семье всё было согласно с волей Божьей. Стоит ли жениться и венчаться в столь молодом возрасте, благословит ли Господь такой брак? Спасибо. Похожие вопросы 5 Ответов Первые чувства, которые возникают между мужчиной и женщиной правильно называть влюблённостью, а не любовью. Любовь — это свойство зрелых отношений. Жениться лучше в молодом возрасте, чтобы не совращаться блудом, но для такого важного в жизни выбора очень желателен испытательный срок (естественно без интима, он только помешает испытанию). Если под благословением Бога на брак, Вы подразумеваете Его дозволение, то такой возраст не препятствует заключению брака в Церкви. Другое дело, что все люди разные и один человек может быть достаточно зрелым, чтобы сделать такой выбор в юном возрасте (что в наше время, скорее исключение), а другой окажется совершенно неготовым и брак может вскоре развалиться. На мой взгляд, единственным доводом за ранний брак для мужчины, является опасность впадения в блуд. Однако, как человек, который вступил в брак позднее этого возраста, я не могу согласиться, что в наше время этот довод можно считать универсальным и определяющим. Важно созреть для принятия такого важного решения, быть готовым к ответственности за семью, чтобы из-за спешки и легкомыслия не разрушить жизнь себе и другому человеку. Молодой возраст не является помехой для брака. В 20 лет можно и жениться, и венчаться. И нет никакого повода сомневаться, что через венчание Господь благословляет брак. Помехами в молодом возрасте обычно являются незрелость, несамостоятельность, отсутствие собственного жилья и работы, да и просто банальная влюбленность, а не любовь. Поэтому стоит принимать очень взвешенное решение, посоветовавшись с родителями и заручившись их благословением. Для православной традиции брак в 20 лет вовсе не является ранним. В традиционно-православных обществах в брак вступали значительно раньше — в 16–18 лет. Никаких канонических или иных духовного рода препятствий для браков в 20 лет не существует. Поэтому решать такие вопросы надо уже с иных позиций: правоверия кандидатов, психологической готовности и ответственности, взаимной совместимости, здравого смысла, житейской рациональности этого брака и прочих подобного рода соображений.

http://azbyka.ru/vopros/stoit-li-zhenits...

Разделы портала «Азбука веры» Предписание причащать кающихся грешников, находящихся при смерти. Пусть соблюдается и ныне древний канонический закон о тех, кто находится при исходе из жизни: если кто-то отходит, не лишать его последнего и необходимейшего напутствия. Если же, будучи в безнадежном положении и получив причастие, он вновь вернется к жизни, да будет лишь вместе с участвующими в молитве. Вообще же всякому отходящему, кто бы он ни был, и просящему причаститься Евхаристии, пусть епископ с испытанием преподает приношение. Περ δ τν ξοδευντων, παλαις κα κανονικς νμος φυλαχθσεται κα νν, στε, ε τις ξοδεοι, το τελευταου κα ναγκαιοττου φοδου μ ποστερεσθαι. Ε δ πογνωσθες, κα κοινωνας τυχν, πλιν ν τος ζσιν ξετασθ, μετ τν κοινωνοντων τς εχς μνης στω. Καθλου δ, κα περ παντς οτινοσον ξοδεοντος, ατοντος το μετασχεν εχαριστας, πσκοπος μετ δοκιμασας μεταδιδτω τς προσφορς. Толкования Зонара . Священные отцы, сделав постановления об епитимиях, и как и на сколько подпадающие епитимиям должны быть вне общения, в настоящем правиле определяют, что, хотя бы находились некоторые под епитимиею, лишающею их общения, но, если находятся при кончине жития, должно преподавать таковым святые тайны, дабы имели их в напутствие и не были лишены освящения ими. Если же кто, находясь в опасности жизни, будет удостоен причащения, как уже умирающий, а потом избежит смерти, таковый молиться вместе с верными может; но причащаться святых Таин не должен. Впрочем, всякий, находящийся под епитимиею, если находится при последнем исходе, говорит правило, и если требует причаститься святаго приношения, может быть допущен до причащения с рассуждением, то есть с ведома и рассуждения епископа. Аристен . Находящиеся при исходе жития могут быть приобщаемы; а если кто из них выздоровеет, пусть имеет общение в молитвах, и только. Всякий верный, находящийся при последнем издыхании, может получить благое напутствие; но если выздоровеет, пусть имеет общение в молитвах, а божественных Таин причащаться не должен. Когда исполнит в молитвах назначенное время, тогда может быть удостоен и сей благодати.

http://azbyka.ru/pravo/pervyj-vselenskij...

«Обращение Синода Белорусской Православной Церкви в связи с действиями украинских властей, направленными против канонической Украинской Православной Церкви» 31.03.2023 16:57:33 28 марта 2023 года Синод Белорусской Православной Церкви опубликовал обращение в связи с действиями украинских властей, направленными против канонической Украинской Православной Церкви: Мы, архипастыри и члены Синода Белорусской Православной Церкви, выражая с братской любовью поддержку иерархам, священнослужителям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви в нынешнее непростое время испытаний, от лица православных верующих Республики Беларусь заявляем о всеобщей нашей обеспокоенности текущим положением дел канонической Православной Церкви на территории Украины. Действия властей Украины, планомерно осуществляемые против единственной в стране канонической Православной Церкви, вызывают недоумение и скорбь. Особой болью в сердцах верующих отзываются посягательства на общую для наших братских народов святыню — Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру — один из величайших духовных центров не только украинского, но и мирового Православия. Оттого известие о получении наместником сей святой обители предписания Министерства культуры и информационной политики Украины о выселении насельников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в срок до 29 марта 2023 года до глубины души потрясло духовенство, монашествующих и мирян Белорусской Православной Церкви. Наши общие предки, как современных белорусов, так и современных украинцев, воспринявшие Святое Крещение из единой для нас Киевской купели, неизменно шествовали бок о бок, поддерживая друг друга, во все времена нашего совместного многовекового пути исторического, духовного и культурного развития. Наши народы, движимые силой Православной веры и братской любви, имея общую историческую память, сообща противостояли многим угрозам и, будучи укрепляемы помощью Божией, преодолели даже самые тяжкие из них: религиозные распри и богоборческие гонения, немецко-фашистскую оккупацию, эпоху политических нестроений и разобщенности конца XX века.

http://radonezh.ru/2023/03/31/obrashchen...

" Журнала Московской Патриархии " за 2020 г. 13 января 2021 г. 17:00 Вышел в свет «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»:   «Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Завершился 2020 год, принесший всему человечеству страдания, от которых мы отвыкли за последние спокойные десятилетия. Еще предстоит осмыслять эти испытания, и не надо надеяться, что наступающий год просто сотрет из нашей памяти всю боль, которая была вызвана страшным заболеванием, так или иначе коснувшимся всех нас. «Журнал Московской Патриархии» предлагает несколько важных материалов, связанных как с осознанием причин постигшего нас испытания, так и с оценкой разнообразной помощи, которую оказывает людям Русская Церковь от ее Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла до конкретных приходских волонтеров. Но жизнь Церкви не сдержать внешними условиями, она развивается и сегодня, несмотря на неизбежные ограничения. Радостные свидетельства этому вы также найдете на страницах журнала. В конце 2020 года я посетил град Бари. Совершая Божественную литургию у мощей святителя Николая, глубоко ощутил, что для каждого христианина в наше время главное — молитва: о мировом Православии, единству которого нанесен урон, о страдающих как от этого заболевания, так и от других напастей, о врачах и добровольцах, о властях и воинстве, о живых и об усопших. В течение года нас настигали известия о кончине людей Церкви. В память о приснопамятном Патриархе Сербском Иринее, большом друге Русской Православной Церкви и защитнике канонического единства мирового Православия, помещен некролог. А скорбный список ушедших священнослужителей и монашествующих опубликован на последних страницах журнала; его можно использовать в качестве синодика для поминовения. Вы прочтете эти слова в 2021 году, которым начинается новое десятилетие. Нам, христианам, следует с упованием на милосердие Божие смотреть вперед, ответственно исполняя долг любви к ближним. Пусть испытания, через которые мы прошли, укрепят нас, а свет праздника Рождества Христова, который мы продолжаем отмечать в эти дни, согревает нас теплом и любовью».

http://e-vestnik.ru/news/jmp_11_12_2020_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010