“Ист. Росс. Иер.”, IV, 135; Ратшин, 161; Крживоболоцкий, “Костром. губ.”, 577; “Акты истор.”, V, 75; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 284; “Костром. губ. в.”, 1845 г., 40 (Запрудня, Историч. очерк); 1854 г., 41–42 (крестн. ход и сказание о явл. иконы Бож. Мат.); 1856 г., 48 (воспом. о протоиер. Успен. собора Иакове Арсеньеве); 1857 г., 5 (тоже, на стр. 39); Строев, “Спис. иер. и на­стоят.”, 861, 7; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 63, 95, 302; Козловский, “Взгляд на истор. Костр.”, 138, 191; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 201, прилож. CXXVIII, XVII (состояние м-ря в 1721 г.; строитель иеромон. Павел); II, ч. 1, 1093 (в 1722 г. в пустыни были строитель да один монах); IV, 1724 г., 235 (об упразднении м-ря). 2071 . Спасский – Зарецкий, муж­ской, совсем уничтоженный, близ гор. Спасска, Рязанской губ., верстах в 3 от села Старой Рязани, на берегу озера, впадающего в р. Оку. Основан в XV в., в 1651 г. приписан к Саввину-Сторожевскому монастырю, около 1740 г. упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, 136; Смирнов, “Ист. опис. Саввина-Сторож. мон.”, изд. 1846 г., 105; “Акты истор.”, V, 65 (Наказ, данный Савво-Сторож. властями строителю приписного Спасо-Зарец. мон. Боголепу, о монастырском управлении); “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 10 (Ольгов м-рь; приписка м-ря к Саввину), 44 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 433, 13; “Акты Археогр. Эксп.”, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Роспись при­писных м-рей 1683 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2361 (переписн. книга 1651 г. вотчины м-ря села Спасского, Старорязан. стана); “Матер. для ист. г. Рязани XVII и ст.”, 90 (опись 1696 г. двора Спаса-Зарец. м-ря, по пе­реулку от кузнечного ряда ко дворам Спаса-Зарец. м-ря). 2072 . Спасский – Златовратский или Золотоворотский, мужской, ны­не приходская церковь Преображения в губерн. гор. Владимире, у так назы­ваемых Золотых городских ворот. Основан в XII ст. Вел. кн. Андреем Боголюбским, и на повод к сооруже­нию его косвенным образом намекает «Книга степенная», в которой описы­вается чудо, совершившееся у Золотых ворот: «Тогда же созданы быша и зла­тые врата граду камением, идеже и церковь Положения Ризы Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Государь, по поставлении патриарха Иоасафа II и после шествия его около города, сукно с места пожаловал дьякам певчим и поддиякам патриарховым (Дополн. к акт. истор. Т. V, 26, стр. 103). Для патриарха Иоакима на уготованном месте ступени были покрыты ковром и их возили стражи церковные соборные (там же стр. 148). В чине поставления патриарха Адриана место уготованное названо рундуком. Патриарх Адриан, вышед за Спасские ворота, поехал около Кремля.... у всех проезжих ворот, выходя из кареты, восходил на рундук пред образа и говорил молитвы и осенял руками, по сторонам народ. Во время стояния на рундуке власти, бояре и околничий и думный дьяк стояли по сторонам рундука (Двор. разр. Т. IV, стр. 592). Епископы, в день своего посвящения, шествуя около города, у ворот его также совершали чтение молитвы, благословение народа и окропление святою водою. В чин посвящения епископа 1645 – 1652 года сказано, что по прочтении изложенной молитвы епископ кропит врата святою водою, и в которые градские ворота поедет новопоставленный, у тех врат глаголет молитву (сию) и святою водою кропит (Акт. истор. Т. IV, 1, стр. 14). Молитва Молитва, читанная архиереем пред городскими воротами, напечатана в Молитвослове (Требнике), изданном в Венеции Иеронимом Загуровичем в 1570 году, и озаглавлена таким образом: «Молитва егда поставят митрополита и входит первее в град и чтет сию молитву пред градом». Эта молитва находится также в чине поставления патриарха Иова (Русск. Истор. библиот. Т. II, 103, стр. 314, 315); в чине поставления епископа (1645–1652) (Акт. Истор. Т. IV, 1) и в рукописном чине поставления патриарха Иоасафа II, хранящемся в библиотеке Св. Синода 67, 65, 22). Та же молитва содержится и в рукописном Требнике сербском, первой половины XV столетия, находящемся в Московской Синодальной библиотеке 374): «Молитва егда поставять митрополита и вьходить прьвее в град и чтеть сию молитву предь градом: Господи Боже наш, иже от не сущих в существо создание свое преложей». В этой молитве новопоставленный патриарх, или епископ молился среди народа о себе, чтобы Бог услышал смирение его, сотворил достойным его в службе Богу подавать тело и кровь честную христолюбивым и благочестивым людям чистым сердцем и не скверными руками, укрепил его преподать слово учения Господня безгрешно, не леностно, православно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

140 В означенной повести сказано: «окрест живущии неразумнии невегласы ч-лкы еще чюдское исчадие сего преподобного изгониша и келейцу разметаша». 142 Ковженский Николаевский монастырь находился в 40 верстах от города Белозерска, на устье реки Ковжи , впадающей в Белое озеро. Строение все в нем было деревянное. По ветхости и бедности, он упразднен до учреждения штатов. Истор. Росс. Иерар. Ч. VI., стр. 548. 143 Рукописное житие преподобного Иринарха, писанное учеником его, Иноком Александром, находится в Борисоглебской обители. В приложениях к сей книге помещены отрывки из оного. 148 Киевский Патерик, Синод. Библиотеки, в послании Еп. Симона к блаженному Поликарпу, лист 103. – Kap. II. пр. 138. – Разсуждение о ересях и расколах, Г-на Руднева, 1838. пр. 15. – См. выше главу 2. 182 Ник. Лет. Часть 6-я, стр. 2 и 3. – Церковн. Истор. Арх. Иннокентия, изд. 1821. Часть 2-я, стр. 569. 186 Степ. Кн. II. Синод. Лет. 365. л. 487. Выписка из этого послания находится у Карамзина (VI. стр. 96 и 97). 187 Князь Иосаф Михайлович, сын Князя Михаила Ивановича, родной брат Князей Бориса и Ивана, из коих первый был родоначальником Князей Турединых, а последний Князей Репкиных. Росс. Родослов. Сборник, Кн. II. Долгорукова. Ч. I. стр. 60. 191 Леонид, еп. Рязанский, жалуясь Царю Феодору I. На Арх. Евфимия (см. ниже пр. 198), говорит, что «в Ростове на Архиепископье был Васьян, брат Иосифу Чудотворцу». – Акты Истор. Т. I. 216. стр. 411. 192 В Архив. Ростов. Летоп. л. 578, на обор. «Смирился Князь Великий с Серапионом (в 1515 году); а кто ни постоял (против Серапиона), боярин Василий Челядиян, и Владыка Ростовский Васьян, и брат его Иосиф… и того лета вси умерли». 197 Акты Историч. I. 216. Стр. 11. – См. выше прим. 191. Сочинитель Истор. Росс. Иер., почитая Евфимия сомнительным, ошибочно полагает его в 1563 г. 199 «В Велицем Нове-Граде, был старый мастер Савва Росов, да брат его Василий, во иноцех Варлаам, родом Карелянин и последе тово тот Варлаам Митрополитом во граде Ростов был, муж благоговенне и мудр зело, пети был горазд, знаменному и трехстрочному и демественному пению был распевщик и творец». Из старинной рукописи: «Предисловие, откуда начало быти в нашей Русской земли осмогласное пение». Москвитянин, 1846. 6. стр. 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

56 Соловьев. Ист. России. I, V, 1461–1476. П. С. Р. Л. VIII, 238–240 и др. А. З. Рос. I, 109, 139, 179, 180, 187, 188, 192. Списки волостей см. у Соловьева I, V, 1476. Несколько позже по всему протяжению степной границы Речи Посполитой растянулись укрепленные замки, задерживавшие русское вторжение – таковы Каменец, Бар, Хмельников, Брацлав, Винница, Житомир, Киев, Овруч, Любеч, Корсунь, Богуслав, Белая церковь , Остер, Канев, Черкасы, Переяславль и др. (Д. И. Багалей – История Колонизации... I, 137. 58 Соловьев. История России I, 1498, 1647. Ср. Собран. Госуд. грам. и договор. I, 130–134 135–141 – грамоты, определяющие границы дач кн. Юрия. 59 П. Собр. Р. Л. VIII, 239. Никонов. летоп. VI, 162. Ср. Акт. Зап. Р. I, 167–168, II 10. Макарий. Истор. Русск. Церкв. VI, 348. 60 П. С. Р. Л. IV, 290; VI, 255–257; VIII, 255–259. Никон. лет. VI, 201; Акт. Зап. Р. II, 201. Стоглав. VI, гл. стр. 79. Казань. Соловьев. Ист. Рос. I. V, 1612. Макарий. Ист. Рос. Цер. VI, 349, 152. Ист.–стат. описан. Смоленск. епарх. 7. Труды Киев. Дух. Ак. 1860 г. ч. II стр. 200: «Черниговские иерархи». 61 Ак. Зап. Р. II, 92, 201.– Полоцкий епископ Симеон в 1540 г. называется полоцким, витебским и мстиславльским. По духовной грамоте Ивана III Мстиславль значится в числе московских городов, отданных старшему сыну Василию (Соловьев. Истор. Рос. I, V, 1498–1612) Смоленские епископы до вторичного взятия Смоленска поляками в 1611 г. именовались смоленскими и брянскими (Собр. Гос. гр. и догов. I, 200, II, 58, 59; Ак. Эксп. I, 331.) Когда по Деулинскому перемирию в 1618 г. северская сторона перешла от России к Польше, то церкви чернигово-северской стороны могли быть отданы в ведение смоленского епископа, названного смоленским и черниговским (Строев – списки – 591) и бывшего в ведении киевского митрополита. К нему же, быть может, переходила остававшаяся после 1500 г. за Литвой часть прежней Черниговской епархии, остерская сторона с Нежином и Кролевцом (А. З. Р. IV, 276, 277. Труд. Киевск. Дух. Акад. 1860 г. II, 201), а Брянск, Карачев, Севск и Камарицкая область, удержавшиеся за Россией после Деулинского перемирия, вошли в состав патриаршей области (Собр. Гос. гр. и Догов. III, 71 стр. 275. Ак. Эксп. III, 164 стр. 203. Соловьев. Истор. Рос, II, IX, 1146). Амвросий не совсем точно выражается, когда говорит, что «за сии 200 лет (с 1465–1653 г.) Черниговская епархия принадлежала к Смоленской, как видно из надписей архиереев Смоленских (Истор. Иерархии, I, 152). Только один Исаия Копинский, почти не занимавший смоленскую кафедру, назван «и черниговским» в 1628 г.; остальные назывались сначала «и брянскими», а потом «и дорогобужскими» (там же 163 Ср. Строев. списки 531). При этом самая смоленская иерархия была очень непостоянной и ей могла принадлежать только часть старой Черниговской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Частица, вынимаемая во время страшнаго жертвоприношения, и поминовение над нею отшедшего соединяет его с Богом и дает возможность невидимо быть причастником Его и иметь общение с Ним. Получая от сего величайшую пользу, не только те братия во Христе, которые преставились в покаянии, утешаются и спасаются, но и священныя и боголюбезныя души Святых получают великую радость, когда сии жертвы совершаются ради них, и в веселии ликуют ради сей святейшей жертвы, теснее соединяясь со Христом и делаясь причастниками высшей чистоты и света и приискренне приобщаясь даров Его, молятся за нас, потому что ради сего–то и совершил Христос, и предал сие жертвоприношение, – во освящение и просвещение всех, и чтобы все были едино с Ним, как Он молился ( Ин. 17:11 )» 1015 . 8 Cantacuzeni histor. lib 1. cap. XXI, писателя XIV в. Codin. de curiæ et ecclesis constantinopolitanæ officiis, c. XVII, писателя XV века. 10 Злат. в беседе в Антиохии против тех, кои говорят, что не Бог управляет человеческими делами и о проч. 4. 13 См. регалии Мономаховы в указателе к выходам Царей, издан. 1844 г. Древн. Российской Вивлиофики част. VII, 1. Карамзин, истор. том. II, гл. VIII. 20 См. Церемониал торжественного въезда в Москву и священнейшего Коронования Государя Императора Александра Николаевича. 23 Тертул. об идолопоклонстве, XVIII. Евагр. истор. кн. V, гл. 13. Феодорит. кн. V, гл. 6. Симеон. Солунск. разговор о священнодействиях и таинствах, 117. 26 В древних сказаниях называется шапкою, может быть потому, что древле края митр и корон были иногда покрываемы горностаями. См. о России Коллинса в чтениях Им. общ. истории и древностей Рос. при м. у. 1846 г. 1. 27 См. в чине Царского венчания слова, произносимые Церковию при возложении венца на главу Царя. 28 В 1 беседе по рукоположении его во пресвитера, 3. Симеона Солунск. разговор о священнодействиях и таинствах, 117. 42 Тертул. в аполог. XXX, XXXV, XXXIX. Также в послании к Скапуле, 2. Евсев. истор. кн. VII, 1. X, 8. 45 См. последован. благодарственного и молебного пения при вступлении в совершеннолетие Благоверного Государя Цесаревича Александра Николаевича, 1837 года, – и Великого Князя Константина Николаевича, 1847 года. 49 В 22 беседе, а по случаю низвержения Царских cmamyй–XIV, § 10. В XXIII, по тому же случаю – XV, 2. Лавзаик, 73. О Лавзаике см. выше кн. 1, издан. 2, стр. 38. 52 Nicetae Choniatae annals de Manuel. Сотпеп. писателя XIII века, VII, sect, 3. Клятва изложена Императором Андроником. 53 Историч. акт. археографич. Экспедиции, том. IV, 210, 1676 года. См. также в чтениях Им. общества истор. и древ. примеч. к 1, 1846 г. о форме присяги. 59 По истории Евсевия он был третий епископ Рима (кн. III, гл. 4), первым Лин (гл. 2), вторым – Анеиклит (гл. 13, 15:21) или Анаклет (кн. V гл. 6), четвертым Еварест (гл. З4) и так далее (кн. V, гл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

413 Серединск. О богослуж. запад. церкв. ст. 2, стр. 77. Спб. 1849 г. В Руане, Бурже и других городах построены огромные колокольни на сумму, собранную с разрешений папских есть мясо в великий пост, и потому называются они башнями маслянными (tours de beurre). 425 Латинский язык преобладает при богослужении только в италийской церкви, хотя и в ней некоторые свящ. песни поются на общеупотребительном языке, и даже целые службы (напр. служба страстной седмицы), для употребления латин, переведены на италианский язык. Во Франции латины имеют в руках своих такие книги, в которых переведены на французский язык некоторые службы, даже чин литургии и последования таинств. В Германии, кроме литургии, все прочие церковнослужения весьма часто и почти везде отправляются на общенародном языке; самая литургия сопровождается немецкими песнопениями и молитвами, так что присутствующие в храме произносят по латыни, большею частию, только ответы на приветствия и возгласы священнические; латинское песнопение осталось преимущественно только в кафедральных соборах. Серединск. О богослуж. запад. церкв. ст. 4, стр. 3. Спб. 1856 г. 427 Св. Васил. вел. Слов. о суде Божием: твор. ч. 1, стр. 12. Москва, 1847 г. Св. Григор. богосл. Слов. 37: твор. ч. 3, стр. 220. Москва, 1844 г. Бл. Феодорит. Толков. на посл. к Ефесеян: твор. т. 3, стр. 297. Париж, 1642 г. и другие. 429 Евсев. Церк. истор. кн. 5, гл. 24, стр. 309–311. Спб. 1848 г. Сократ. Церк. истор. кн. 5, гл. 22, стр. 426. Спб. 1850 г. 430 Евсев. Церк. истор. кн. 7, гл. 3 и 5, стр. 399–402. Спб. 1848 г. Фирмиллиан. Письм. к Киприану: твор. св. Киприана стр. 310. Венеция, 1728 г. 431 Втор. всел. собор. прав. 3: книг. правил. стр. 38. Спб. 1843 г.; а что в то время, когда означенное преимущество предоставлялось епископу римскому, было в виду действительно гражданское значение Рима, как столицы, а не другое что-нибудь, в этом всякий может убедиться и из того, что вторым по римском епископе назначен был предстоятель не антиохийской Церкви, основанной самим апостолом Петром и притом прежде римской (св. Григор. двоесл. Письм. к еписк. александр. Евлогию: воскр. чтен. год. 13, стр. 183. Киев, 1850–1851 г.), но александрийской, основанной учеником сего апостола, евангелистом Марком (Евсев. Церк. истор. кн. 2, гл. 15, стр. 85. Спб 1848 г.). Шест. вселенск. собор. прав. 36: книг правил стр. 82. Спб. 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

286 Истор. Обозрение торгов. сношений Новгорода с Готландом и Любеком М. Словянского. СПб. 1847 года. Ист. разгов. о древн. В. Нов. 1808 г. стр. 55–58. Из памятников XII века, устроенных в Новгороде под руководством Немцев, сохранился в целости шлем В. князя Ярослава (Феодора) Всеволодовича с чеканным на серебре изображением Архангела Михаила и слав. надписью. Древ. Росс. Госуд. Отд. III, стр. 5. 4. 287 Корсунские врата в новг. Соф. соборе Ф. Аделунга, в русс. переводе М. 1834 г. стр. 112 и 155. О сношениях Новгорода со Шведами в XI веке свидетельствует, между прочим, супружество Ярослава I на дочери короля шведского Олафа св. Анне († 1050). 289 Там же, под 6689 и 6819 годами, а в Новг. III лет., стр. 216 под 1192 годом упоминается о поставлении немецкой ропаты. 292 Новг. I лет. под 6725 год. Если же под словами летописи: «и с божниц волны раздьра» (буря) разуметь божницы немецкие, то очевидно, что они были в Новгороде до 1125 года. Новг. I лет. под 6633 год. 299 Новг. I лет. под 6988 год., стр. 109. Ср. прибавл. к Новг. II лет. под 6896 и 6923 год., стр. 182, и 183. Истор. разгов. о древностях В. Новгорода, стр. 58–63. 300 Басменные оклады состояли из медных или серебряных листов, на коих выбивались разные изображения и фигуры. 301 Сканный оклад состоял из разных узоров, сделанных посредством металлических нитей, или вроде верёвочки и сетки был устрояем. 302 О всех металл. изделиях см. у Забелина: О металл. производстве в России, стр. 38–44 и Истор. обозрение финифт. и ценинного дела в России 1853 года. 303 Произведения металл. будут указаны в своём месте. К ним должно отнести и оставшиеся железные вериги, из коих в ризнице Соф. собора хранятся одни св. Никиты (1096–1108), другие св. Моисея (1324–1362), того же Святителя вериги в Сковородском монастыре, вериги пр. Варлаама Хутынского († 1192) в Хутынском монастыре, и св. Евфимия (1430–1458) в основанном им Вяжицком монастыре. Вериги устроялись вроде иноческих парамантов из разных звеньев с крестами назади. 304 В Софийской же лет. показано число не 19, а 12 и при том на Городище. Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI, стр. 17. Под кораблеными Круг разумеет иностранную золотую монету. Истор. разг. о древн. В. Новгорода, стр. 63 и 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Владимира», 61; “Владимир. губ. вед.», 1843 г., 10 (Владим. в княж. Всеволода III), 32 (опись 1715 г.); 1851 г., 35; 1853 г., 20 (надпись на колоколе ц. Алексея Мих.), 38 (надписи на крестах 1632, 1684 и неизвест.), 38 (надпись на панагии 1631 г. и на рипидах 1590 г.), 39 (надп. на церкви 1191 г.), 41 (саккос 1682 г.), 42 (евангелия 1607 г. и 1644 г.); 1854 г., 13 (гор. Влад. в нач. XVIII ст.), 25 (мон. быв. во Владим.), 33 (истор. заметки); 1856 г., 3 (пелена 1613 г); 1862 г., 29 (некоторые свед.), 38 (ист. заметки); 1863 г., 30–35, 37–39 (Вкладная книга); Иером. Иоасаф, “Церков. истор. опис. Суздаль. достопам.», 7 (еписк. Сузд. Митрофан I, быв. игумен м-ря, 1227 г.), 23 (тоже Геннадий I, 1517 г.), 47 (тоже Гавриил, 1731 г.); Орлов, “Руководитель Владим. Богомольц.», 1880 г., 24, 80, 112; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 219, 402 (св. Александр Невский), 225, 409 (архиеп. Симон, быв. настоят. м-ря); Строев, “Опис. иер и настоят.», 661, 1; “Акты Арх. Эксп.», I, 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Иоаким); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Елеазар); “Акты истор.», V, 14 (Память 1677 г. Юрлову о пострижении крестьянки Фетиньи; архим. Варнава); “Дополн. к Акт. истор.», III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии; ст. XLVI, архим. Иоасаф); V, 26 (Патриаршие выходы 1666 г.; стр. 99, архим. Филарет участвовал в 1666 г. при приезде патриархов; стр. 152, архим. Викентий в 1675 г. переведен в настоятели Троиц. Сергиева м-ря, а на место его назначен Чудов. архим. Варнава), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Филарет); IX, 106 (Опись городов 1678 г., стр. 220); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 3 руб.); “Акты юридич.», 402 (Выводныя 1660–1666 г. девкам и вдовам на замужество; архим. Филарет), 416 (Духовн. 1506 г. Игн. Талызина); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 159 (Запись 1531 г. кн. Фед. Мих. Мстиславского; архим. Евфросин), 165 (Запись 1547 г. кн. Ив. Ив. Пронского; тоже архим. Евфросин), 189 (Запись 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

ж) Но прежде и после всего слуги должны всегда предавать себя Господу, и верно служа Ему в лице господ своих, питать твёрдую надежду, что за труды и скорби, понесённые ими ради Господа, получат от Него награду в вечности, где, в области свободы чад Божиих, не будет различия между рабом и господином, и каждый получит по своим заслугам, – яже с телом собела, или блага, или зла ( 2Кор.5:10 ). 2 Житие святителя Петра. Оно написано одним из преемников Св. Петра, митрополитом Киприаном, в прославление памяти святого и в благодарность за избавление от напастей и болезней, претерпенных им в Константинополе. Помещено в Степенной Книге. Ч. I. стр. 410–424. 3 Здесь поставлен им Давид, архиепископ Новгородский, 5 июня 1309 г. Новгородск. первая летопись стр. 69. 5 Время Собора определяется 1, тем, что в сем деле принимал участие Патриарх Афанасий, который управлял Константинопольскою Церковью с 1304 года по 1310 или 1311 год; 2, тем, что, по замечанию жизнеописателя Св. Петра, на Соборе присутствовали епископ Ростовский Симеон и «преподобный Прохор, игумен тогда сый» Но Симеон в 1311 году отказался от престола, и в тоже время возведён на его место Прохор. Итак, Собор должен быть не позже 1311 года. – Правда, Киприан замечает, что на сем Соборе не присутствовал в. князь Михаил, поскольку был в то время в Орде. А в Орду Михаил. отправился в 1313 году и пробыл там до 1315 года. Но или жизнеописатель имел в виду другое путешествие Михаила, не известное по летописям, или указал сию причину уклонения Михаила от участия в Соборе только по догадке. Андрей в 1315 г. оставил свой престол и скончался в 1323 году. Истор. Государст. Росс. Т. IV. пр. 247 п 280. 6 Истор. Г. P. том. IV. пр. 245. Ярлык подписан 1315 года. (См. о достоверности Ханских грамот, г. Григорьева стр. 92). А Св. Пётр отправился в Орду в 1313 году, и в летописи замечено, что он «отпущен бысть вскоре». Вероятно, ярлык выдан при отправлении из Орды. В. князя, который возвратился в Россию в 1315 году. 7 Имя Сеита у Татар, исповедовавших магометанскую религию, принадлежало их вероучителям. Истор. Г. Росс. Т. VII. пр. 263. Повествование о России, Арцыбашова, книг. 4. пр. 1029. В рукописном Алфавите, находящемся в Библиотеке Московской Д. Академии, слово: сенты, толкуется: владыки. У византийских историков Σελιδες означает монахов персидских и турецких. Du Cang. Gloss. Graec. T. 2. p. 1345. В летописях Русских часто упоминается о сеитах у татар. Истор. Гос. Росс. Т. VII. пр. 181. VIII. пр. 256. IX. пр. 644. Не был ли упомянутый еретик из крещёных сеитов? И не от того ли сей еретик у Татищева называется протопопом? – Татищев прибавляет к сему, что сеит отвергал существование рая на земле и восставал против монашества. Неизвестно, откуда заимствованы сии подробности. Слич. Рассужд. об ересях и раскол., бывших в Русской Церкви. М. 1838 г. стр. 69–73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1562 Истор. государ. Рос. том V, пр. 55. Это наименование хотя усвоилось митрополитам, но не всем. См. у Дюканжа in Glossario mediae et infimae Graecimamis sub voce πρτιμ ος. 1566 Истор. государ. Рос. том IV, примеч. 384. Втор. том Собр. государствен. грамот и договоров, 11, стр. 12–13. 1583 Ник. лет. под 1448 г. Обзор р. д. литератур., в Учен. зап. 2 отд. Акад. Наук, 1857 г., кн. III. 1584 Окружная грамота митр. Макария об установлении празднования новым русским святым, т. I Истор. актов Археограф. экспедиции 213. 1589 Москва, или исторнческий путеводитель, часть 2, Успенский собор, в Вестнике Европы 1824 г., 24. Кремль. 1601 К Казанскому воеводе – князю Одоевскому, см. Истор. актов Археограф. экспедиции том IV, 329 и 491. 1615 По сказанию о житии, обретении и открытии честных мощей св. Мнтрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского, напечатаниому по определению Св. Синода в Москве, 1838 года. 1698 Чет.-Мин. 22 ноября, житие мученицы Анастасии. II прав. св. Петра Александр. в Кормч. Евсев. О жизни Конст. Вел., кн. II, гл. 52. О палестинских мучениках, гл. 2. 1705 В Уставе Церковном и месяцесловах называются онн только мучениками, но в Служебнике – великомучениками. Церковь празднует им как великомученикам, и день памяти их отличает знаком средних праздннков, отправляемых во дни св. великомучеников. 1725 См. 41–42 правила Шестого Вселенского Собора, коими Собор желал пресечь такой род подвижничества, казавшийся не совсем уже уместным при многих обителях, собственно устроенных для подвигов благочестия. Чет.– Мин. 17 января. 1764 Очевидцы говорят, что на Афоне 20 монастырей, иноков до 1700, из коих до 50 русскпх; длина Афона – от 80 до 100 верст, ширина – около 30, и называют это пространство раем целомудрия. «Маяк» 1845 г., кн. XLI и XLII. Описание монастырей Афонских в 1845–1846 годах в жур. Мин. нар. просв. 1848, 5 и 6. 1768 Евг. кн. III, гл. 18. По изложен. Никифор. Калл. Феодор. Чтец. кн. 1, 17. Никифор. кн. XV, гл. 23. Чет.-Мин. января 15. Житие Иоанна Кущника, Baron, annal. 459 ann. XVI, XVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010