129 Москвитянин 1844, стр. 168. По Иванчину-Писареву архитектор при строении колокольни был Е. С. Назаров. 133 После архим. Иосифа преосвященный Сильвестр получил суммы 5.481 р. 93 к., а преемнику Феофану, за исключением 5.000 Пахомиевых, оставил 4.073 руб. 134 Сведения о нем в Словаре Истор. Описат. духовн. чина, т. I, стр. 207, изд. 1827 г., Вивл. XIX, стр. 409, Рос. Иерарх. VI, 196 и в делах монастырских. 135 Не сохранилось надписи под братом царицы Авраамом Феодоровичем, коего дети, царицыны племянники, Василий и Феодор Авраамовичи, и супруга Татиана Алексеевна Голицына погребены в Андроникове. 136 Сии иконы даны вкладу в Знаменское село Калужской губернии, принадлежавшее Лопухиным. От сего брака Анна Феодоровна жена Андрея Андреевича Лопухина, Елизавета Феодоровна Заборовская, Варвара Феодоровна Голохвастова, Парасковья Феодоровна Астафьева, Феодосья Феодоровна Ушакова, Наталья Феодоровна Толстая. 138 Со входа на монастырь на правой стороне, прежде на сем месте был деревянный дом, в коем жил преосвященный Пахомий; каменный же вместо него стоял в 1810 году; после пожара 1812 г., он отдан под училище. 139 Сведения сии заимствованы из собственноручной записи А. Феофана. Не совсем верно в донесении казначея Виктора уже в 1817 году сказано, что архимандрит отправился накануне вступления неприятеля Чт. в Общ. Истор. 1858 г., кн. 4. 141 Святые мощи до 1812 г. были «неизвестно чьею печатью запечатаны». См. Историч. и Топогр. Опис. Моск. губ. 1787 года. До 1812 года над ними был другой балдахин. 142 Загорелась. По донесению казначея Виктора в 1817 г., «пожар, распространяясь в окрестности монастыря, объял и монастырские здания». 144 «На 3-е сентября неприятели ворвались в монастырь и разломав двери церквей, с жадностию грабили оставшиеся на иконах оклады». Донесение казначея Виктора Чт. в Общ. 1858 г., кн. 4. 145 В храме в колокольне иконостас был резной золоченый по полименту, на святых иконах оклады серебряные – позлащенные, лампады и большое паникадило, в коем весу более 4-х пуд, серебряные же. В Истор. Иерарх. VI, 194

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Василий юродивый солвычегодский. 209. КСоф. ( Филим. 3 июля). Василий князь преставился в лето 6726. Мощи под спудом в Соф. соборе. КСоф. (Это Василий сын Мстислава Владимировича, погребенный в новгород. соф. соборе в приделе Богородицерождественском в 1218 году. Опис. Новгор. Архим. Макария 74 стр.). Василий сухий ученик пр. Сергия Радонежского в Лавре его. 209 и др. Василий см. Никон. Васса или Василисса , супруга князя нижегородского Андрея Константиновича (умер 1365 г. выше), в иноках Феодора в Нижнем Новгороде в Зачатском монастыре, его же и созда и ту преставися, потом принесена бысть в соборную церковь и положена на правой стране у западных врат. 209. КСоф. ( Филим. 28 мар. Карамз. V, примеч. 4). Вассиан , пр. печерекий. КСоф. Погод. Вассиан владимирский см. Прохор. Вассиан начальник Преображенского монастыря ва Онеге реце каргоцольский. Филим. 3 сентября один. В начале XIV в. основан сей монастырь. Ист. Росс. Uep. IV, 344 . Слов. истор. о св. Викентий вологодский 19 мар. Св. 1621. Владимир мономах в Киеве, память его мая 19. 209. Владимир Георгиевич, пленен татарами в 1238 г. 209 (Карамз. 170). Всеволод Георгиевич, сын В. Кн. Георгия владимирского, убит татарами при взятии Владимира 7 Февраля 1238. 209. (Карамз. III. 170). Гавриил св. праведный и св. праведная Анастасия , сестра его, града Василева чудотворцы. 209. КСоф. Филим. 26 мая Гавриил князь). Гедеон инок Владычнего серпуховского монастыря. 209. (КСоф. в Калужских святых). Георгий Святославич, убиен в лето 6562, а память его февр. 28. 209. Но это по КСоф. Ярослав Владимирович В. Князь, в крещении Георгий преставися (а не убиен) 28 февр. Георгий , иже пострада со св. Князем Борисом и с ним в чудесех в видении являшеся 2 мая 201. Мин. Четья Успен. собора XII в. Георгий , новгородский юродивый. 209. КСОФ. и др. 3 нояб., по другим 23 апр. Герасим , ученик св. Зосимы соловецкий. 209. Геронтий , митроп. московский, † 1489, 201 и 209 мая 5, Погод. мая 28, Филим. 6 мая. Сконч. 28 мая. Истор. Иерарх. Гермоген , св. патриарх московский 1606–1612 аевр. 17. 201. 209. КСоф. Сконч. 17 февр. Истор. Иерарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

146 Подлинная грамота хранится в ризнице Валаамского монастыря. В конце написано: «Дадеся сия грамота в царствующем граде С. Петербурге лета мироздания 7295, воплощения Божия Слова 1787 марта в 9 день». Грамота или послание это была напечатано в книге: «Старч. наставл. о. Назарии с кратк. сказанием о его жизни и подвигах», 1853 г. стр. 6 и 7; равно и в книге: «Общежит. Саровск. пустыни и достопамятные иноки в ней» 1853 года стр. 125 и 126 в примеч. 147 Надпись на книге сделана келейником преосв. Гавриила Феофаном, а подпись имени его собственноручная. 148 При преосв. Гаврииле в Валаамской обители начато каменное строение; в 1785 году построена каменная Успенская церковь ; в 1193 г. Никольская, в 1794 г. церковь Преображенская с колокольнею и скит каменный с церковью во имя Всех Святых, а прежде того в 1786 г. переведен на Валаам штат из Новг. Духова монастыря, обращенного в женский. Рукоп. опис. Валаамского монастыря в библиот. Алекс. Невской лавры, в 4-ку. 150 В Вяжицкий общежительный монастырь м. Гавриилом дана в 1794 году особенная инструкция казначею, по случаю занимаемых ученых должностей настоятелем оного Антонием Знаменским. 151 В Моденском монастыре введено общежитие в начале 1792 года, при игумене Феофане, что был келейным у м. Гавриила. 152 Предписание сие с правилами общежития в Новг. консистор. архиве за 1795 г. под 2, 047. Ср. правила общежития в прилож. под 13. 154 А в собрании рескриптов и писем, хранящемся в ризнице Новг. собора, письмо сие в копии названо писанным к графу Завадовскому. 155 Копия с отношения сего в ризнице Новг. Софийск. собора под 40. Оно напечатано в истор. опис. Моск. Симонова монастыря, М. 1843 г. стр. 17–19. Здесь о письме сказано, что оно писано к обер-прокурору Мусину-Пушкину. Ср. истор. Росс. иерарх. ч. II, стр. 102–104. 157 А еще прежде того, именно в первый год вступления преосв. Гавриила на Новг. кафедру (1775), по его архипастырскому распоряжению, 9-го июля перенесены св. мощи братьев Алфановых из сгоревшего Сокольницкого в Антониев монастырь. Истор. Росс. иерарх. ч. III, стр. 127 и 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

И написан бысть образ их, Сергия и Германа, по благословению иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Великаго Новограда, новаго чудотворца. И списав сим на утвержение и съправление Божиим церквам и книгам, и утвержение православныя христианския веры сице чести на их памяти». Затем чрез несколько строк: «Послушаем сего, отцы и братия, со умилением и вниманием, благослови, отче»,— и следует длинное и многоглаголивое наставление инокам «повиноватися помазанному царю и великому избранному князю и благоверным князем русским», молиться за них и проч., равно как убеждение князьям, чтобы они не жаловали на монастыри крестьян и под. Отсюда можно с вероятностию заключать, что сказание составлено не прежде времен Иоанна III или IV. Истор. росс. иерарх. 3. 482–485 Снес.: Опис. рук. Румянц. муз. С. 43 Карамз. 4. 199. Прим. 255 На русском языке означенный договор, переведенный с подлинника, напечатан в Журн. мин. внутр. дел. 1837. Ч. 23. С. 325–363 Снес.: П. собр. р. лет. 3. 73 Карамз. 1. 229. Прим. 485, 493; 2. Прим. 61 Далина Госуд. истор. Швеции. 2. 133. СПб., 1805 П. собр. р. лет. 1. 66, 191; 3. 2, 5, 19, 42, 56, 69, 72; 4. 49 П. собр. р. лет. 3. 233; 4. 102 Историч. изображ. о начале Коневской обители. СПб., 1817 Все это по списку жития обширной редакции. По двум другим редакциям Авраамий «бе родителю благочестиву сын», и, по второй редакции, от них «книжному учению наказан бысть, и благочестию научен» (см. приложен. 2). И о путешествии Авраамия в Новгород, и о пострижении на Валааме, и об отшествии в Ростов — по двум редакциям, средней и обширной. Отселе же остальное — по всем трем редакциям. Основание этой обители нельзя относить к 990 г. (Истор. росс. иерарх. 3. 63 потому что оно последовало уже при епископе Ростовском Феодоре, который прислан был на епархию в 992 г. А если взять во внимание, что Авраамий прибыл из дому родительского в Новгород уже после того, как этот город сделался христианским, следовательно после 990 г., что из Новгорода Авраамий отправился на Валаам, там пострижен и провел лета довольна, то прибытие преподобного к Ростову и затем основание им обители едва ли можно отнести далее 1000 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435801/

архиепископа Ионы Юрьеву монастырю (1458–1471), напечатанная в Ист. Росс. Иерарх. Ч. VI, стр. 777. А прочие грамоты остались при монастыре в списках прошлого века; из них некоторые напечатаны в Ист. Росс. Иерархии при описании монастыря. За Юрьевым монастырем было крестьян 4850 душ, пахатной земли на 8660 четвертей, сенных покосов на 20619 копен. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI. стр. 772. В Юрьеве монастыре, по росписанию XVI века, выдавалось царской руги понахидных и кормовых денег в год по 9 р. 18 алтын с деньгою, как видно из росписи новг. ружных церквей около 1585 года, в Новг. Соф. Библиотеке. О преимуществах монастыря см. царскую грамоту 1551 года в Дополн. к Акт. Ист. Т. I. N46. 1000 Приписные монастыри все перечислены в Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 771. От приписных монастырей две церкви Перынская и Пантелеимоновская доселе остаются за Юрьевым монастырем. 1001 До 1299 года настоятели Юрьева монастыря назывались игуменами по отношению к своему монастырю, а по отношению к другим новг. монастырям именовались архимандритами, т. е. начальниками или главными из числа других настоятелей. Архимандритами названы они в уставе кн. Всеволода Предтеченской церкви на Опоках (Прибавл. к Акт. Истор. Т. I. N 3), после грамоты Мстислава Юрьеву монастырю (Там же 2). Ср. Путешеств. по св. мест. Русск. ч. II стр. 214. 1003 Новг. I лет под 6883 год. Новг. III лет. Под 6673 год. Ист. Росс. Иерарх. Ч. VI. Ст. 804 и 806. 1006 Новг. II лет. стр. 160. В это время архимандрит ездил с поздравлением царя при вступлении его во второй брак с царевною Мариею. А в 1572 (Новг. II лет. стр. 174) юрьевский архимандрит Феоктист ездил также в Москву к царю с архиепископом и монастырскими властями. 1011 Находящееся в Юрьеве монастыре серебряное блюдо считают за блюдо, оставшееся от св. Всеволода (Путешеств. по св. мест. Русск. ч. II стр. 291), хотя оно по работе не XII века, а по весу во все не 30 гривен серебра, как сказана в жалованной грамоте о блюде. 1012 Рукоп. устав Соф. собора под 23 апреля. Что касается до чина заздравной чаши, то он совершался после чина панагии; во время чаши пели тропарь и кондак празднику; потом Господи помилуй дважды, Владыко благослови; святитель читал: благословен Бог , милуяй и питай нас; за тем протодиакон говорил: молитвами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Далее описываются обряды отречения от сатаны и сочетания со Христом, а затем помазание елеем, освящение воды и Крещение:   …(Епископ) через священнослужащих разрешает просвещаемого и снимает с него верхние одежды. Потом, поставив его лицом на запад с простертыми руками, обращенными к той же стороне, повелевает ему трижды дунуть на сатану и вслед за этим произнести слова отрицания. После того, трижды спросив его, отрицается ли он, когда тот трижды произнесет отрицание, иерарх обращает его к востоку, и, тогда как он возводит к небу очи и простирает руки, иерарх повелевает ему сочетаться с Христом… Совершив это, иерарх опять требует от крещаемого троекратного исповедания и, когда тот троекратно повторит это исповедание, помолившись, благословляет его и возлагает руки. Затем служители снимают с него одежды, а священники приносят святой елей помазания. Иерарх, начав помазание троекратным запечатлением крещаемого и потом передав его иереям для помазания всего тела, сам идет к матери сыноположения  и, освятив воду ее священными призываниями, совершив ее тремя крестовидными возлияниями всеосвященного мира и равночисленно со всесвященным возлиянием мира воспев священную песнь вдохновения богодухновенных пророков, повелевает привести крещаемого. Когда один их иереев возгласит по записи имя самого крещаемого и восприемника его, то крещаемый вводится иереями в воду и подводится под руку иерарха. А иерарх, стоя на возвышенном месте, когда иереи снова близ воды провозгласят вслух имя крещаемого, трижды погружает его, возглашая при трех погружениях и возведениях тройственную ипостась божественного блаженства .   Из этого описания следует, что чин оглашения совершал епископ: он задавал вопросы крещаемому, обращая его сначала к западу, потом к востоку. Епископ же освящал воду и начинал помазание елеем; заканчивали помазание священники. К купели Крещения подводили крещаемого пресвитеры, а само Крещение совершал епископ, «стоя на возвышенном месте» (то есть, во всяком случае, не спускаясь вместе с крещаемым в купель). Из описания следует, что при Крещении присутствовала вся церковная община.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

1069 В синодике Клопского монастыря 1660 года, записаны, кроме пр. Варлаама, имена создателей Хутыня монастыря: «преп. старца Ксенофонта, священноинока Порфирия, инока Тарасия, Михаила, Иоанна, Анны, Ннкифора, Киприана, Григория, Гавриила, Анны, Ирины». По жалованным грамотам, Хутынский монастырь считался в XVI веке в числе больших монастырей и получал понахидных и кормовых денег в год по 9 рублей 18-ти алтын с деньгою; а по записи о новг. ружных церках в 1585 году, из Софийского дома выдавалось в монастырь кормовых и на свечи 7 рублей 4 деньги в год. Запись о новг. ружн. церквах в Соф. Библиотеке. Времен. Моск. Ист. Общ. кн. 24, отд. III стр. 37. 1070 Грамота царская об учреждении архимандрии в Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 626. А устав общежительный был в Хутынском монастыре еще в начале XVI века, по свидетельству Герберштейна. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 676. Некоторые преимущества даны были монастырю в 1656 году посещавшими оный патриархами – Макарием антиохийским и Гавриилом сербским и болгарским. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 624 и 625. 1074 Надпись сия прежде была выпуклою, а теперь на том же месте написана черною краскою. Она напечатана в Ист. Росс. Иерах. ч. VI, стр. 612. В надписи почему-то неверно показано имя митрополита новг. Корнилия, который управлял епархиею не в 1646, а с 1674 по 1696 год. Ист. Росс. Иерарх. ч. I. стр. 190. 1076 Антоний Знаменский в сане архиепископа скончался 1824 года и погребен в Покровском приделе Хутынского собора. Кроме Антония, в самом соборе с южной стороны 1823 года погребен Старорусский епископ Сильверст. 1077 В приделе сем по левую сторону 1809 года 30 генваря погребен супруг строительницы действительный статский советник и кавалер Иван Карпович Борзов. 1078 На северной стороне в приделе памятник над погребенным здесь действ. тайным советником Гавриилом Романовичем Державиным, скончавшимся в 1816 году. В честь Ангела его и переименован придел из Иоанно-Богословского в Гавриило-Архангельский. 1079 О возобновлении приделов взято из Ист. Росс. Иерарх. ч. VI. стр. 611 и 612, также из записей монастырских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

... Разве не под безбожной властью были древние христиане святые мученики, св. апостолы и, наконец, Христос Спаситель, повелевший выплачивать подати безбожному язычнику Пилату. И, однако, ни мученики, ни апостолы ведь не боролись против безбожной власти, а наоборот, требовали к ней послушания, когда не было возможности низвергнуть ее военной силой и заменить властью справедливой». Сам владыка Антоний, подобно святителю Московскому, патриарху Гермогену, не раз призывал народ к вооруженной борьбе с большевиками, но он не смел того же требовать от св. патриарха Тихона, постоянно находящагося под угрозой неминуемой расправы. Не раз, вероятно, многие задавали себе вопрос – что было бы с Русской Церковью если бы во главе ея был поставлен владыка Антоний? И каждый, хотя бы немного знакомый с личными качествами владыки, наверное отвечал себе – он бы стал одной из первых жертв большевистского террора. Если даже Временное правительство не могло мириться с его взглядами, то чтó следовало ждать от большевиков. Однако, промыслительно в этот кровавый период русской истории на патриарший престол был Богом избран именно Святейший Тихон, святитель, мудрая уступчивость которого позволила в течение 7 лет удержать в патриарших руках кормило церковного управления, сохранив единство Русской Церкви и дав ей правильное «тихоновское» направление. С другой стороны, никто лучше владыки Антония не мог послужить русскому народу оказавшемуся в разсеянии. Обладающий огромным авторитетом среди иерархов православного Востока и также среди инославных. Иерарх, к голосу которого прислушивались все русские беженцы. Иерарх, авторитет которого объединил большую часть русских епископов, оказавшихся заграницей. Иерарх, который служил не только одной Зарубежной Церкви, но и всему православному миру, своим примером неуклонного следования каноническому церковному строю. Иерарх, голос которого, не взирая на лица, вещал о попираемой церковной правде, являясь своего рода совестью всего православного мира. Именно такой иерарх необходим был заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Заседание закончилось речью Папы, который обвинил греков в том, что они освящают Св. Дары не словами Спасителя, а иными словами, и призвал греков принять “Хартулу” так, как она есть. “Чтобы заключить Унию”, закончил свою речь Папа, – “необходимо определить 4 пункта: об исхождении Духа Святаго, о безквасном и квасном хлебе, о примате Римского Понтифия и о вопросе чистилища. Нет сомнения, можно было бы воздержаться от того, чтобы говорить в более специальных терминах о прибавлении “Filioque”, и ограничиться определением догмата, но поскольку в течение дебатов, вы часто объявляли, что Римская Церковь была отлучена по причине этого прибавления, надобно (в Акте Унии) упомянуть и этот вопрос и сказать, что это прибавление всегда было законным. Поэтому соблаговолите, братие, принять эту “Хартулу”, которая уже была передана епископам Киевскому, Никейскому и Мителенскому” 579 . Папа расчитывал, что греки примут эту “Хартулу” безоговорочно, но даже, именно, сам Император, настолько был оскорблен этим небывалым унижением Православной Церкви в терминологии примата папы, требованием признания за прошлое время законности “Filioque” и неуважительным отзывом о православной Литургии, что желал немедленно прервать все переговоры с Папой и обратился к нему с просьбой принять меры к отъезду греков. Но Папа, уже хорошо узнавший, что этим вспышкам негодования и решительности Императора не надо придавать большего значения, заявил, что сначала надо заключить Унию, а тогда уже уезжать, тем более, что меры к отъезду греков из Флоренции он уже предпринял. После сего Папа уклонился от личного участия в переговорах, поручив их вести кардиналу Цезарини, вероятно, как опытному дипломату. Император бросался из крайности в крайность. От проявленной им решительности бросить дальнейшие переговоры и с честью вернуться в Константинополь не осталось и следа, и теперь, по уговорам кардинала Цезарини и, особенно, сторонников Унии из среды греческих иерархов, он решил принять пункты “Хартулы” и немедленно заключить Унию. Но был один иерарх, знаменитый и святой, иерарх, которого Император очень уважал, как и его покойный отец – император Мануил, иерарх, который решительно был против Унии, один единственный, но глас которого в это страшное время был “гласом вопиющего в пустыни”; этот иерарх был св. Марк Ефесский . Этот иерарх был один в своей борьбе, как он с печалью замечает: “Я видел, что они лихорадочно стремятся к заключению Унии, и что те, которые были со мною раньше, теперь находятся с ними” 580 . Он не мог удержать срывающейся лавины.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

миром; к) в крестном знамении руку полагать сперва на левое и потом на правое плечо; л) всю литургию совершать по Латинскому обряду, а не по Греческому; м) всякое псалмопение должно читать обращаясь лицом на запад, а не на восток; н) при крещении младенцев обходить купель по солнцу, так же поступать в хиротонии и венчании; о) на вечернях и литургиях с кадилом, Евангелием и великим выносом выходить из алтаря в южные двери; п) имя Иисусово писать и произносить: Исус, а не Иисус; р) аллилуйя говорить дважды, а в третий раз присовокуплять: слава Тебе, Боже; с) церкви строить алтарем на полдень и так молиться. Действуя беспрепятственно около семи лет, под покровом мнимого родства своего с Константинопольским Патриархом, Мартин успел увлечь за собою не только множество простого народа, но и весьма многих пастырей Церкви, пока Киевский собор в 1157 году не положил конца его действиям 108 . Верующие, как верующие, за свою веру не терпели у нас в этот период никакого притеснения, и постоянно благоденствовали, хотя, как граждане России, много бедствовали от междоусобий княжеских и от врагов внешних. 2 В списке этих митрополий, она постоянно считалась на 60-м месте до времен Императора Андроника (1283–1320), в уставе которого ясно сказано: Russiæ (scil. Metropolis), post sexagesimum locum, septuagesimum secundum obtinuit.Vid. apud Condinum de officiis magnæ ecclesiæ… pag. 344–346. Venet. 1729. 3 Св. мощи его обретены нетленными в 1103 году, и тогда же из Десятинной Церкви перенесены в Антониеву пещеру; отсюда в 1730 году перенесены они в великую Церковь Киево-Печерской лавры, в которой почивают и доселе. 7 После него на два года Палинодия, на основании Киевского помянника, полагает Кирилла, о котором впрочем нет ни слова нив летописях, ни в иерархических каталогах. 8 Полное собрание Русск. летоп. II, стр. 267. Его называют некоторые и Ефремом (может быть, так назывался он в схиме); а Никонова летопись упоминает о Митрополите Ефреме еще под 1055 годом. Палиподия же полагает Ефрема после Илариона. 11 По Патерику, впрочем, он признан Печерским монахом из придворных Великого Князя Изяслава. В некоторых списках летописи считается только за Епископа Переяславского, или смешивается с Переяславским Епископом того же имени. Смотр. Полн. собр. Русск. летоп. II, стр. 10, 277 и 278. Также в Истории Карамзина, II, примеч. 160. 15 Кратк. Истор. Русск. Церкви, Преосвященного Платона, I, стр. 93. Москва. 1805. Истор. Карамзина, III, примеч. 28. 43 Смотр. Устав св. Владимира в Дополн. к актам Истор. том I, 1, и в Прибавл. к описан. Киево-Соф. Собора 2. 48 Истор. Государ. Российск. Карамзина III, стр. 39 и 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010