Вступление Предмет настоящего исследования составляют ветхозаветные пророки, их деятельность, их писания, их проповедь . Оттого, что эти пророки иногда возвещали о Мессии и о наступлении мессианских времен, о пророках привыкли говорить именно как только о предвозвестниках будущего. Но пророки всегда представлялись как, прежде всего, вдохновенные религиозные водители, проповедники слова Божия, твердо убежденные в своих выступлениях и высказываниях в том, что сам Бог призвал и послал их на совершаемое ими служение и, что Он продолжает вдохновлять их во всех сопряженных с этим служением действиях и словах. Пророки встречаются также и в Новом Завете ( Деян.11:27, 13:1, 15:32, 21:20 , 1Кор.11:28–29, 14:29 , ср. Дидахи 11:7). Можно тоже говорить о пророческих выступлениях и проявлениях пророческого дара и в некоторые периоды последующей истории Новозаветной Церкви. Сравнительная история религий обнаружила пророков в естественных религиях, лежащих вне Откровения. Профетизм, т. е. явление, которое собою представляют пророки, является, таким образом, явлением сравнительно распространенным. Конечно, при сопоставлении с пророками естественных религий, ветхозаветный профетизм стоит неизмеримо выше профетизма вне откровения хотя бы по причине проводимого ветхозаветными пророками строгого монотеизма. Но даже в отношении новозаветных пророков ветхозаветный профетизм представляется как явление совершенно особенное и по своей интенсивности, и по своей массивности, и по занимаемому им месту в жизни израильской теократии. Кроме того, с ним связан очень определенный род письменности, нашедший себе место в Библии : пророческие книги Ветхого Завета. Эти книги составляют часть Священного Писания . Они причастны к Божественному Откровению. Тем самым, им присущ вероучительный авторитет и, кроме того, они собою ознаменовали в пределах Ветхого Завета большой и очень важный этап в истории развития и роста богооткровенной религии. Этим объясняется то исключительное внимание, которое им уделяли все толкователи Священного Писания. Их изучали и продолжают изучать с точки зрения чисто религиозной, как это показывает все неисчислимое количество комментариев, написанных на них Отцами Церкви, богословами, религиозными наставниками и религиозными мыслителями всех времен. По причине присущего им исторического значения, начиная с XVIII-XIX столетий эти книги стали изучаться также с исторической точки зрения: как либеральная, так и религиозная библейская историческая наука обрела в них очень ценный источник показаний, могущих быть полезными для работы по восстановлению библейской хронологии или же по восполнению той картины библейской истории, во многом неполной и неточной с точки зрения современной исторической науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Глава 3. Ислам (Протоиерей Олег Корытко) В начале VII века н. э. на просторах Аравии появляется человек, проповедь и религиозная деятельность которого оказали огромное влияние на формирование религиозной картины всего мира. И сегодня имя Мухаммада с благоговением произносится его многочисленными последователями, составляющими почти 23% населения планеты 117 . В настоящее время ислам занимает второе после христианства место по количеству своих последователей. Ислам 118 – одна из мировых авраамических религий, возникшая на территории Аравийского полуострова в VII веке в результате проповеднической деятельности Мухаммада – основателя первой общины мусульман. Арабы и Аравия в доисламский период Во время возникновения ислама в VII веке н. э. Аравийский полуостров представлял собой территорию, крайне неоднородную по составу населения и религиозным традициям. На полуострове проживали многочисленные кочевые семитские племена, которые принято называть арабами (самоназвание alarab). Согласно представлениям арабского народа, он ведет свое происхождение от библейского патриарха Авраама (араб. Ибрахим). Первый сын Авраама Исмаил, родившийся от рабыни Агари (араб. Хаджар), почитается основателем части арабских народов. После рождения второго сына Авраама от Сарры – Исаака (см.: Быт. 16–21 ) – Агарь вместе с Исмаилом были изгнаны в пустыню Фаран 119 . Многочисленные потомки 120 Исмаила заселили обширные земли от реки Евфрата до Черного моря и назвали свою страну Набатея 121 . По именам двенадцати сыновей Исмаила были названы и отдельные арабские племена 122 . Исмаил и его потомки считаются родоначальниками североарабских племен. Родоначальником же южных арабов почитался Иоктан (араб. Кахтан) – сын Евера 123 , отождествляемого мусульманами с пророком Худом 124 , к которому восходит и род Ибрахима (Авраама). Именно потомков Кахтана (Иоктана) арабские генеалоги считали «настоящими арабами» (ал-араб ал-ариба), в то время как потомков Исмаила называли «арабизированными арабами» (ал-араб ал мутаариба, или ал-араб ал-мустариба) 125 . Религиозно-социальная ситуация в Аравии в VI-VII веках н. э. Возникновение ислама

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Александр Новопашин: «Сила России – в содружестве наций и традиционных религий» 11.01.2020 1076 Время на чтение 25 минут В декабре 2019 года состоялось итоговое заседание Национального антитеррористического комитета. На нём особо отмечалось, что благодаря эффективной работе силовых ведомств задержаны сотни боевиков и их пособников, раскрыты десятки подпольных экстремистских ячеек, контролируемых из-за рубежа, – в минувшем году в России не было допущено ни одного террористического акта. И в то же время международный терроризм по-прежнему остаётся серьёзной угрозой. Об экстремизме, терроризме и дружбе народов читайте в нашем интервью с известным священником-миссионером, сектоведом, деструктологом протоиереем Александром Новопашиным. – В советское время любили говорить, что дружба между народами СССР – серьёзнейшее завоевание социализма. Однако, чтобы дружба не дала трещины, её накрепко связали советскими цепями. Но как только эти цепи с падением советского государства порвались – дружба между народами тоже посыпалась… – Дружба между народами – вопрос сложный, неоднозначный. История знает немало примеров, когда люди двух национальностей жили в мире и согласии, им и в голову никогда не приходило конфликтовать, а потом вдруг пробегает между ними искра, и возгорается такое пламя ненависти, которое сжигает все прежние добрые взаимоотношения. – В чём же причина? – Часто причина в тех людях , которые пользуются каким-то случаем, чтобы вывести народы из равновесия, или искусственно создают такие ситуации, из которых потом можно было бы ради собственной выгоды раздуть «хорошую» войну . – Кому война , а кому мать родна… Но воду мутят на пруду, как я понимаю, единицы? – Не единицы, конечно, а, скажем так, группа хорошо обученных этому людей . А народ в состоянии сильного возбуждения, раздражения достаточно легко управляем, этим и пользуются. Но должен сказать, что дружба между народами существует, и если не дружба, то симпатия точно. И очень сильно сплачивают общие интересы. Чем масштабнее интересы, тем крепче дружеские узы. Но дружбу нужно уметь хранить, и не только хранить, но и защищать от тех, кто пытается её разрушить.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/11/protoi...

Отношение Православной Церкви к основным мировым религиям 24 октября 2013 г. 14:00 22 октября 2013 года в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ в продолжение спецкурса «История христианской мысли» лекцию о традиционных религиях и их взаимоотношениях с Православием  прочитал   митрополит Волоколамский Иларион , глава Отдела внешних церковных связей , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры , профессор и заведующий кафедрой теологии МИФИ. Сегодня я хотел бы сказать несколько слов о взаимоотношениях между православными и представителями мировых религий, из которых три представлены в нашей стране в качестве традиционных; мы называем эти религии традиционными, поскольку они исторически существуют у нас на протяжении веков. Это иудаизм, ислам и буддизм. Я не буду подробно рассказывать о каждой из этих религий, но постараюсь в общих чертах осветить их отличия от православного христианства и сказать о том, как мы сегодня выстраиваем взаимоотношения с ними. Православие и иудаизм Прежде всего, несколько слов хотел бы сказать об иудаизме. Иудаизм — это религия еврейского народа: невозможно принадлежать к ней, не имея еврейского происхождения. Иудаизм мыслит себя не как всемирная, а как национальная религия. В настоящее время ее исповедует около 17 миллионов человек, которые проживают как в Израиле, так и во многих других государствах мира. Исторически именно иудаизм был базой, на которой начало развиваться христианство. Иисус Христос был евреем, и вся Его деятельность протекала внутри тогдашнего еврейского государства, которое, правда, не обладало политической самостоятельностью, а находилось под властью римлян. Иисус говорил на арамейском языке, то есть на одном из диалектов еврейского языка, исполнял обычаи иудейской религии. В течение некоторого времени христианство оставалось в некоторой зависимости от иудаизма. В науке даже существует термин «иудеохристианство», который относится к первым десятилетиям развития христианской веры, когда она еще оставалась связана с Иерусалимским храмом (мы знаем из Деяний апостольских, что апостолы посещали богослужения в храме) и еще довольно значительным оставалось влияние иудейского богословия и иудейского ритуала на общины христиан.

http://patriarchia.ru/db/text/813944.htm...

Первобытная религия I. Религиозные верования и культ. Миграция. Вера в духов. Представление о посмертном существовании. Злые духи. Духи предков. Фетиши. Амулеты. Одушевленность природы. Почитание животных. Тотемизм. Учение о всеобщей одушевленности и бессмертии всех вещей. Среди «большой публики» пользуется широким признанием убеждение, что религия дикаря представляет из себя нечто, характеризуемое двумя признаками: во-первых, элементарностью, несложностью, скудостью и, во-вторых, произвольностью и нелепостью, дающей будто бы право культурному европейцу говорить о верованиях дикарей, как о диких суевериях. Наука давно опровергла это мнение, собрав и отчасти обработав богатый материал, касающийся религий всех известных европейцам областей Африки, Азии, Америки и Австралии. Однажды миссионеры Кохинхины вздумали протестовать против обычая кохинхинских дикарей ежегодно потчевать своих умерших материальной пищей. Но дикари осмеяли невежественных, по их словам, миссионеров. – «Пища, – говорили они, – содержит в себе два начала: во-первых, свою сущность, а во-вторых, случайные качества: вид, вкус, запах и т. д. Невещественные души предков берут себе только сущность пищи, а все остальное, доступное телесным чувствам, оставляют на блюдах». Передающий этот рассказ патер Кристофоро Борри с полным основанием полагает, что дикарям, различающим такие тонкие понятия, вовсе не трудно будет объяснить таинство Евхаристии 1 . На этом примере ясно видно, до какой тонкости мысли может дойти дикарь. Очевидно, он способен к самому отвлеченному мышлению, отвлеченному в том смысле, что ум его имеет силу подняться над данными опыта и твердо держаться представлений, которые не только не даны в опыте, но которым опыт прямо противоречит. Существует великое множество диких племен, каждое со своим циклом религиозных легенд и поверий, со своим особым культом и общественным строем. Возможно ли при таких условиях говорить о первобытной религии, как о чем-то едином? Новейшие исследования показывают, что при всем многообразии местных дикарских религий и культов между ними можно установить множество общих черт, иногда вплоть до самых мелких подробностей, в результате чего получится полная возможность говорить о религии народов низшего культурного уровня, как о чем-то едином.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

поиск:   разделы   рассылка Соколов Алексей Как будут говорить о православии в школе Источник:  Фома 1 июля этого года, еще до встречи президента с представителями традиционных религий России, в Московской Патриархии была создана редакционная комиссия для подготовки нового учебника по курсу " основы православной культуры " . О том, каким теперь будет новый предмет, что он будет в себя включать и как предполагается говорить о религии в светской школе, мы беседуем с руководителем редакционной комиссии известным миссионером и профессором Московской Духовной академии протодиаконом Андреем КУРАЕВЫМ. Уроки человечности – Отец Андрей, давайте начнем с самого главного вопроса: какова основная цель курса? Что именно требуется объяснить детям в рамках столь специфической дисциплины? – Одна из важнейших задач – помочь с возвращением школе функции воспитателя. Двадцать лет мы жили под лозунгом: " Школа должна давать знания; она не должна воспитывать " , и это было понятно в те времена, когда ее надо было избавить от излишней коммунистической идеологизации. Но в результате родители оказались оставлены один на один с глобальной медиаимперией развлечений, серьезно влияющей на сознание детей. И поэтому сейчас педагогическое сообщество все больше склоняется к тому, что воспитание – задача не только семьи. Определенную систему ценностей детям может передать и школа. На наших глазах происходит долгожданная педагогическая " контрреволюция " : в новых образовательных стандартах присутствует такая обязательная область, как духовно-нравственная компонента. И как раз в этих рамках возможен свободный выбор – в том числе и в пользу изучения основ православной культуры. – Получается, что все-таки в первую очередь – воспитательные задачи, а не подробный рассказ о религиозных учениях, истории религий и так далее... – В четвертом классе даже история России рассказывается как череда легенд и интересных эпизодов полусказочного уровня. Поэтому и перед нашими авторами не стоит задача делать учебник по культурологии и истории. Вместо этого разговор будет вестись вокруг самого ребенка, его самопознания.

http://religare.ru/2_67828.html

Предисловие Религия в своем существе всегда представляла и представляет отрицание мира видимого во имя мира невидимого, отрицание естественных норм во имя сверхъестественного порядка, отрицание настоящего во имя будущего. Вера в существование невидимого мира это теоретическая сторона религии. Эта вера может иметь очень различные формы. Некультурные народы древности и дикари настоящего времени признавали и признают бытие невидимой силы в видимых предметах. История религий знает почитание священных камней, и теперь еще черный камень Каабы для магометанина служит предметом благоговения. В метеоритах, падавших с неба, происхождение которых казалось сверхъестественным, естественно было предполагать нечто особенное, особые свойства и особые силы. Были предметом почитания и деревья. По шелесту листьев додонского дуба древний грек пытался узнавать свое будущее. Египет почитал животных. Там были священные кошки, священные крокодилы. В Аписе видели земное воплощение бога Пта, и так как все умиравшее, по представлению египтян, соединялось с Озирисом, то в мумии Аписа видели оболочку, которая некогда заключала в себе то, что стало Озирис-Аписом. Халдеи возносили молитвы небесным светилам (Шамас Солнце, Син Луна, Мардук Юпитер, Истар Венера и т. д.). Смысл всех этих сабеизма, зоолатрии, дендролатрии, литолатрии заключался в признании бытия некоторых сил, могущих проявлять свою созидательную или разрушительную деятельность в мире, и местопребывание которых приурочивалось к определённому камню, к той или иной планете или даже к какому-нибудь гаду. Эти таинственные силы в представлении их почитателей отличались и от обычно действующих физических сил в природе, и от естественных духовных сил человека. От физических сил они отличались тем, что им непременно приписывалась (когда их указывали в неодушевленных предметах) некоторая одушевленность, и от психических сил они отличались тем, что непременно мыслились сверхъестественными. Люди некультурные, как и люди культурные, руководятся в своей деятельности идеей единообразного порядка в природе, мыслью о соответствии причин и следствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 5  голосов:  5.0 из  5) “Медитация — это состояние “не ума”. Культ Раджниша трудно отнести даже к псевдоиндуистским новообразованиям — это абсолютно “авторское произведение”, ближе всего к движению “Нью Эйдж”. История культа: причины, двигавшие основателем данного культа- алчность, похоть и жажда власти. Раджниш Чандра Мохан (1931–1990) родился в Кушваде (Центральная Индия, современный штат Мадхья-Прадеш) в семье джайнов. Джайнизм возник приблизительно в конце Vl — начале V в. до R X. Эта религия признает существование индивидуальной души — дживы, однако отрицает существование высшего Бога. Как и приверженцы других индийских религий, джайны видят спасение в освобождении дживы от колеса перерождений. Достигший освобождения становится как бы живым богом и объектом поклонения. Эта джайнистская идея оказала на Раджниша значительное влияние, хотя вообще его учение чрезвычайно эклектично. В юности он начал испытывать на себе различные медитативные техники при этом старался не следовать никаким традициям и не искал учителей, всегда уповая только на себя. Одним из главных детских переживаний Раджниша было переживание смерти. В дневнике 1979 г. он пишет, что в детские годы ходил за похоронными процессиями, как другие ребята бегали за бродячим цирком. В1953 г., когда Раджниш учился на философском отделении Джабалпурского колледжа, он, по его словам, пережил “просветление” — свой последний опыт смерти, после которого как будто родился заново. Будучи студентом, Раджниш вел жизнь, далеко не соответствующую строгим аскетическим нормам джайнизма. Но они настолько глубоко вошли в его душу еще в детстве, что его, например, всю ночь рвало, когда он поел вместе со своими друзьями после захода солнца (еда в темное время суток джайнам строго запрещена — можно проглотить, не заметив, какое-нибудь мелкое насекомое, в которое перевоплотилась, скажем, душа прадедушки). Покаяния джайнизм не знает, и внутренний конфликт Раджниш смог разрешить, только взбунтовавшись против “суеверий” религии отцов и всех прочих религий. Теоретическим обоснованием для этого Раджнишу послужила “философия жизни”, с которой он познакомился в университете.

http://sueverie.net/kult-radzhnisha-osho...

" Русские " китайцы во время открытия храма в г. Лабдарин. Фото Ольги Курто 12 декабря 2011 г. 17:45 Китай в сердцах будущих пастырей В Московской духовной академии и семинарии состоялась конференция «Православие в Китае: История, современность, перспективы», приуроченная к юбилею Дальневосточного центра (ДВЦ) при МДАиС. Выступления участников конференции были посвящены положительным результатам, которых удалось достигнуть ДВЦ за 10 лет, и перспективам дальнейшей работы. Принцип «трех самостоятельностей» Основные проблемы, препятствующие открытой проповеди Православия в КНР, связаны с законодательными ограничениями. В частности, по словам руководителя Дальневосточного центра (ДВЦ), председателя ОВЦС Казахстанской митрополии иеромонаха Серафима (Петровского), это принцип «трех самостоятельностей» (самоуправления, самофинансирования и самоорганизации), согласно которому «религиозные организации на территории КНР не могут управляться извне; это значит, что совершать церковные службы и вести миссионерскую работу могут только граждане КНР». Для того, чтобы священник из России  мог проповедовать Христа в Поднебесной, служить и исполнять требы, необходимо отдельное разрешение властей. Правда, на Тайване в этом плане полегче. И во время годичной стажировки на острове студенты Московской духовной академии посещают православный приход Константинопольского патриархата в г. Тайбэе, участвуют в богослужениях, которые совершает настоятель архимандрит Иона (Мудрос).  Научный сотрудник Центра политических исследований Китая Института Дальнего Востока РАН Любовь Афонина пояснила участникам конференции, как устроена система политики КНР в религиозной сфере. Так, всеми конфессиональными вопросами ведает специальное учреждение – Государственное управление КНР по делам религий (ГУДР), являющееся одним из правительственных ведомств в системе Государственного совета КНР, также находящееся в ведении Одела Единого фронта ЦК КПК. ГУДР имеет свои структуры на общекитайском и региональных уровнях государственной власти и играет связующую роль между государством и религиозными группами. Основными и наиболее многочисленными  в Китае считаются пять религий: даосизм, буддизм, ислам, католицизм и протестантизм. Это значит, что государство помогает этим общинам, если они зарегистрированы (хотя это бюрократически сложный процесс), и содержит их храмы.

http://e-vestnik.ru/news/dalnevostochnii...

Состоится ли возвращение атеизма в российскую школу? Критический анализ подхода к изучению религии, представленного в учебнике «Основы религиоведения» под редакцией профессора И.Н. Яблокова. Под занавес учебного года министр образования А.А. Фурсенко, выступая в Государственной думе 15 июня 2005 года, вновь повторил, что «религиозного образования в чистом виде» в средней школе не будет и что министерство планирует ввести в курс средней школы предмет «История мировых религий». Следует напомнить, что эту же самую позицию министр отстаивал в своем выступлении на открытии Рождественских чтений, ежегодного православного образовательного форума, в январе этого года. Хотя уже многое сказано со стороны религиозных и общественных организаций, представителей государственной власти и образовательного сообщества о различных параметрах преподавания религиоведческой дисциплины в средней школе, перед началом нового учебного года хотелось бы еще раз поднять вопрос о возможном содержании этого предмета. По сути, это и есть главный вопрос, который так еще и не решен. Все прочее – название, преподавательские кадры, места предмета в учебной программе и другое – возможно урегулировать после определения концепции предмета. В Государственной думе министром было заявлено, что уже существует учебник по истории мировых религий, подготовленный коллективом авторов под руководством директора Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна. Безусловно, в то время, когда этот учебник станет доступным для широких масс, он получит оценку различных слоев общества, в том числе верующих сообществ России. Тем не менее, очевидно, что именно мировоззренческая позиция, которая заложена в этом учебнике, представляет интерес для многих российских граждан, как верующих, так и неверующих. Об этом свидетельствует накал дискуссии, которая существует в обществе уже сегодня. Ее суть невозможно понять, не обратившись к генезису самой постановки проблемы. В советской системе образования не существовало отдельного курса, посвященного религии.

http://pravoslavie.ru/351.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010