РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА Для раннехристианского толкования Священное Писание не являлось больше только Ветхим Заветом, но в него включались и новозаветные тексты святых апостолов и учеников Христовых, являющиеся ключом к пониманию Закона и пророков и краеугольным камнем христианской проповеди. Это было время, когда герменевтика занималась жизненными проблемами Церкви, а Священные Книги служили для просвещения и преображения ( Μεταμρφωσις) всей жизни верующих. Слово Священного Писания стало правилом жизни, мышления и деятельности. Влияние Ветхого Завета очень сильно в первых христианских общинах, даже там, где христиане не еврейского происхождения. В этом нет ничего странного: Новый Завет органически вырастает из Ветхого, а новые христианские общины возникали обычно на еврейской почве и имели еврейскую суть. Столкновение между еврейской «огрубелостью сердца» [ср. Мф. 13, 15 ; Деян. 28, 27 ] и новозаветным толкованием, которое проявилось уже во время самого Господа Христа и Его апостолов, сейчас еще больше углубляется, а также расширяется борьбой с многобожием, с которым Церковь непосредственно сражается. Из этого конфликта рождается двоякая апология христианства: защита новозаветной герменевтики от еврейской бедности, законничества и буквального подхода к Ветхому Завету, с одной стороны, и доказательство превосходства Ветхого Завета и пророков над эллинской мудростью, с другой стороны. Толкование этого времени находится в прямой связи и с борьбой Церкви против искажений веры разными ересями; основной его целью является сохранение верности завету веры и Священному Писанию ( 2Тим. 3, 14 ). Христианские апологеты, чтобы доказать истинность христианской веры по сравнению с языческими мифами и философией, не показывают Церковь как что-то новое: они органически связывают Ветхий и Новый Заветы, обосновывая эту связь прежде всего на пророчествах об Искупителе. Поскольку Моисей жил гораздо раньше эллинских философов, христианство и старше, и достойнее мифологических религий и вообще философии «по человеку» [ср. Кол. 2, 8 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Крещение и прозрение Владимира в Корсуни. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века. Иллюстрация: ru.wikipedia.org Предыдущие фрагменты: Прошло 5 лет после убийства мучеников-варягов Феодора и Иоанна, и князь Владимир сам стал христианином, а затем и Крестителем Руси. В «Повести временных лет» выбор веры представлен состоящим из двух этапов: прибытие в Киев миссионеров, проповедующих каждый свою религию: ислам, иудаизм, христианство латинского и византийского обряда, – и затем путешествие посланников Великого князя в страны, где исповедуются ислам и христианство – в Империю ромеев и на Запад. Выслушав доклады посланников, князь делает окончательный выбор в пользу Царьграда – христианства византийского обряда. Какие реальные факты стоят за летописным рассказом о выборе веры? В Киев приезжали посланцы из Империи ромеев и из христианских стран Запада, из Хазарского каганата и от «серебряных», или волжских булгар, как называли их тогда, чтобы отличить от болгар балканских; по торговым делам в столице Руси гостили купцы; и Великий князь беседовал как с послами, так иногда и с торговыми людьми. В таких беседах любознательный князь затрагивал и религиозные темы. Тогда же и посланцы князя Владимира посещали и Константинополь, и западные города, и столицу Волжской Булгарии, и среди впечатлений, которые они вынесли оттуда, поведав их князю, особое место могли занимать те, что они получили, присутствуя за богослужением в этих городах. Но во всем этом не было той планомерности, той нарочитой заданности и того разделения на два акта: вначале выслушивание князем миссионеров, а затем направление «соглядатаев» в страны, откуда прибыли проповедники разных религий. Среди гостей князя миссионеры со специальным заданием могли быть, но их могло и не быть. Летописец внес в «Повесть временных лет» рассказ о выборе веры спустя столетие после того, как этот выбор был сделан, опираясь на сохранившиеся в народе предания о нем, возможно, также и на неизвестные нам более ранние записи, сделав из этого материала выборку, руководствуясь при этом своим представлением о том, что происходило на самом деле и что, по его убеждению, должно или только могло быть сказано самим Владимиром и его собеседниками на эту тему.

http://pravoslavie.ru/157264.html

Севастополь. Собор Владимира равноапостольного в Херсонесе. Собор Святого Владимира в Херсонесе Карта и ближайшие объекты Владимирский собор был возведен в 1891 году по проекту архитектора Давида Грима на месте предполагаемого крещения князя Киевской Руси Владимира, которое находилось на территории Херсонесского Святовладимирского монастыря, основанного в 1850 году. Проект собора был утвержден 2 июля 1859 года. Торжественная закладка нижнего храма императором Александром II и императрицей Марией Александровной состоялась 23 августа 1861 года. Строительство собора продолжалось в течение тридцати лет и было закончено только к 1891 году. Внутренняя отделка была произведена академиком Чагиным и Тихообразовым. Иконы нижнего храма были написаны известными художниками И.А. Майковым, В.И. Неффом, А. И. Корзухиным и П.Т. Риссом. 15 июля 1888 года, в юбилейный день 900-летия Крещения Руси, был освящен нижний храм в честь Рождества Богородицы, середину которого занимали остатки древней церкви, в которой крестился князь Владимир. Главный престол верхнего храма освящен 14 августа 1867 года во имя святого равноапостольного князя Владимира. Южный престол освящен 12 июля 1892 года во имя святого благоверного князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного. Размеры собора 32.7 х 41.6 м; высота сооружения – 34.6 м. 2 октября 1924 года собор был закрыт. Во время Великой Отечественной войны сильно разрушен попавшей в него бомбой. После войны храм фактически превратили в карьер по добыче камня. Богослужения возобновились в 1992 году. В 1997 году правительством Украины было принято решение о восстановлении собора. Первый этап был завершен 28 июля 2001 года торжественной церемонией установки освященного креста на купол в присутствии президентов Украины и России. Ещё информация: www.sevportal.com/our_town/khersoneses/; Очерк об истории строительства Владимирского собора из книги И.А. Антоновой " Боги Тавриды. История религий народов Крыма " , Севастополь, 1997. С. 138-158). www.chersonesos.org/

http://sobory.ru/article/?object=01502

Скачать epub pdf Под таким названием в 1909 г. вышла в свет единственная небольшая брошюра, посвящённая жизни и деятельности выдающегося русского церковного учёного Николая Петровича Аксакова . К 165-летию со дня его рождения мы публикуем фрагмент из готовящейся к изданию монографии Ю.В. Балакшиной «Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников). 1903–1907. Документальная история и культурный контекст». Николай Петрович Аксаков родился в 1848 г. в Александринском уезде Тульской губ. в родовом имении своего отца П.Н. Аксакова. Аксаковы принадлежали к древнему дворянскому роду и почитали среди своих предков Шимана, сотрудника преп.  Феодосия Печерского . Первоначальное воспитание Николай Аксаков получал дома под руководством матери, «женщины очень образованной, глубоко религиозной» 1 . В девятилетнем возрасте Надежда Александровна Аксакова побывала в Сарове и познакомилась с преп. Серафимом. Свои детские воспоминания она записала и впоследствии издала в 1903 г. в виде брошюры «Отшельник 1-й четверти XIX столетия (из детских воспоминаний)». Во время поездки за границу вместе с матерью и остальным семейством Николай Аксаков имел возможность продолжить образование в европейских университетах. В 16-летнем возрасте он прослушал несколько семестров в высшей философско-богословской школе в г. Монтобане (Франция). «Школа эта была протестантская, но, уважая свободу верований учащихся в ней, знакомила их с учениями всех религий и не влияла на свободу их совести» 2 . Затем он слушал лекции в университетах Гейдельберга и Галле. Во время пребывания в Гейдельберге курс лекций по истории церкви Аксакову прочёл известный православный учёный, канонист проф.  А.С. Павлов , находившийся в Германии в научной командировке. «Занятия под руководством проф. Павлова дали направление богословским воззрениям и научно-церковным интересам Николая Петровича, который не прерывал духовной связи со своим учителем и по возвращении на родину» 3 . В 1868 г. в 19 лет Аксаков выдержал окончательный экзамен в Гессенском университете и там же публично защитил диссертацию по философии, написанную им на немецком языке – «Идея Божества».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Слово в день восшествия на престол государя императора Александра Николаевича Благословен день, ознаменованный вступлением на царство Благочестивейшего Великого Государя, нашего! День этот открыл собою начало новой, лучшей жизни для нашего отечества. Это знает не Россия только, это признает весь мир. Это еще решительнее скажет история. Нам – свидетелям и участникам начавшегося обновления в жизни нашего отечества – выпал счастливый и вместе трудный жребий... Обновление это совершается среди нас и в нас. А оно не обходится без борьбы, оно требует нравственных усилий, внутреннего, нравственного перерождения. Без этого обновления в духе и сердце новые законы, новые постановления остались бы мертвым словом, не проникли бы в жизнь. Что же? – На сколько в действительности осуществили мы на себе новые начала жизни, на сколько они сознаны и усвоены нами? Насколько мы стали сознательнее, искреннее, деятельнее по отношении к общей жизни нашего отечества? Начнем с того, что составляет основу общественной жизни – с жизнью Веры и Церкви. Наша страна, быть может, единственная из христианских стран, которая не испытала внутренней религиозной вражды и разлада, в которой от начала жили в мире религий и гражданственность, Церковь и государство. И нет сомнения, что этим обязаны мы всего более чистому, светлому, мирному, как сама Божественная Истина, характеру нашего православия. Да! Наша святая Вера никогда не давала меча в руки, не знала того, что называется фанатизмом, не возбуждала гражданских нестроений, всегда способствовала развитие гражданской добродетели. Что же – оценена ли она по достоинству в своей стране, сознано ли драгоценное достояние, которым владеем мы, глубоко ли усвоено оно народной жизнью? Благодарение Провидению – чувство веры живо и сильно в нашем народе: им жил он и до ныне живет по преимуществу – в этом залог его будущего нравственного развития – холодность и бездушие масс в деле веры – у нас явление неизвестное. Но народ наш все еще младенец в вере. Оттого – при умственной скудости – самая ревность по вере увлекает его к суеверно, заставляет влаяться всяким ветром учений часто грубых, чудовищных. Раскол, сектантство – язва на теле нашей Церкви. В продолжение не одного столетия ревность не по разуму гонит наших мнимых ревнителей благочестия от лица Церкви и самого общества в леса и дебри, на окраины отечества и в пределы чуждых стран...

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Современная эпоха характеризуется стремительным нарастанием интереса к духовному наследию различных культур и цивилизаций, а одной из наиболее распространенных форм проявления этого интереса является развитие паломничества и религиозного туризма. Это явление наблюдается в самых разных регионах мира. Как известно, объектами паломничества и религиозного туризма являются святыни – понятие общее для всех религий. История России была неразрывно связана с судьбами христианства, а после разделения христианства – с судьбами Православия. Поэтому в позднейшее время наибольшей востребованностью в области внутреннего паломничества и религиозного туризма стали пользоваться паломнические и экскурсионные туры к местам, связанным с жизнью и деятельностью древних подвижников благочестия – преимущественно монахов. В программах всех паломнических служб и турагенств, занятых в этой сфере деятельности обязательно предусмотрены поездки в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, Валаамский и Соловецкий монастыри и т.д. Между тем Россия и, в особенности, Московский регион обладают помимо широко известных святынь поистине уникальным, но, к сожалению, все еще недостаточно востребованным паломническим и экскурсионно-туристическим потенциалом, связанным с духовно-нравственным подвигом Новомучеников, Исповедников и Подвижников благочестия Русской Православной Церкви ХХ века Знакомство с жизнью, деятельностью и жертвенным подвигом Новомучеников вызывают у многих людей естественное желание побывать на местах, связанных с ними. Для данного конкретного человека особенно близкими могут оказаться подвижники, жизнь и подвиг которых были связаны именно с тем местом, где живет этот человек и которое освящено подвигом Новомучеников. Ответом на эту потребность явилась разработка на основе результатов историко-краеведческих исследований паломнических и экскурсионных маршрутов по этим мес­там. Паломнический и экскурсионно-туристический потенциал, связанный с подвигом Новомучеников и Исповедников в целом, включает:

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Содержание Введение в Сравнительное богословие 1. Предмет, содержание и цели изучения СБ Богословская Энциклопедия , С. 6825: «ОБЛИЧИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ (или сравнительное, полемическое, то же, что theologia antitetica) — богословская наука, занимающаяся полемикой с противными по отношению к данному христианскими исповеданиями. Православное обличительное богословие, следовательно, имеет целью опровергнуть католичество, протестантство, англиканство, кальвинизм и проч.; критика и анализ иудейства, магометанства и языческ. религий составляет предмет апологетики. Обл. бог. пользуется двояким методом: 1) назовем его метод последовательный, т. е. предмет науки трактуется в порядке исповеданий, сначала католического, затем лютеранского и т. д.; 2) в порядке христианских догматов, а критика исповеданий противных делается сразу. Последний называется символическим, а богословие отсюда иногда именуется символическим богословием. Литература обл. богосл. весьма богата. Лучший курс Обл. бог. написан архим. Иннокентием». Глубоковский в «Русской богословской науке»: «Православие, выясняя себя догматически, по необходимости бывает вынужденно разграничиваться от главнейших христианских исповеданий и раскрывать их условность». Огицкий , с.8: «Сравнительное или обличительное богословие изучает истины православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат инославные, т. е. отпавшие от единства Вселенской Церкви, конфессии». Что изучает и зачем? 1. Римский католицизм, отпавший в 1054 г. — Церковь. 2. Протестантские исповедания — «ортодоксальные», корректнее, традиционные или классические. Три главные ветви, отколовшиеся от РКЦ в XVI b.: лютеранство (основатель — Мартин Лютер), кальвинизм или реформатство (основатель — Жан Кальвин) и англиканство, появившееся в ходе борьбы английских королей за абсолютную власть над Католической Церковью в Англии. «Не Церкви». 3. Экуменическое движение. 4. Нехалкидониты «за бортом». Таким образом, СБ изучает церковные разделения, возникшие после эпохи Вселенских Соборов, те же — «история», ведь шел еще поиск.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Содержание Глава I 1. Предварительные замечания о происхождении рассматриваемых религий.-Предки Будды.-Исторические и мифические свидетельства о его рождении. – Детские и отроческие годы Будды.-Душевный переворот и бегство в уединение.-Озарение аскета.-Победа над искусителем и первая проповедь 2. Происхождение Мохаммеда. – Впечатления детства.– Путешествие и женитьба.-Значение иудейства и христианства для склада его религиозных верований.-Влияние на них же эпилепсии «про­рока».– Первые его неудачи в распространении новой веры.– Несколько замечаний о нравственных качествах Мохаммеда сравнительно с Буддой 3. «Книга родства И. Христа».-Его происхождение «от Духа Свята и Марии Девы». – Безгрешность Богочеловека. – Его дет­ство и отрочество.-Крещение от Иоанна.-Искушение от диавола. – Значение этих событий.-Аналогичность священных повествований в рассматриваемых религиях и соображения в пользу божественности христианства Глава II 1. Буддийское учение об искуплении.-Уничтожение каст.– Причины успеха проповеди Будды.-Монашество.-Противники Будды.-Буддизм и браминство.-Взгляд на буддийскую этику 2. Мохаммед-проповедник единобожия.-Политическое значение его проповеди.-Геджра, и значение этого события в жизни Мохаммеда. – Отношение Мохаммеда к христианству. – Фатализм.-Коран.-Учение об Аллахе.-Средства распространения ислама.-Последние дни Мохаммеда.-Заключение 3. Выступление Господа Иисуса на проповедь. – Характери­стика Его учения по сравнению с буддийским и мохаммеданским.-Проповедь о царстве небесном.-Христианское «обращение“. – Искупление и его отличие от буддийского. – Чудеса Христовы, возражения против чудес, отличие последних от мусульманских.-Общее заключение о рассматриваемых религиях Глава III 1. Кончина Будды. – Его обоготворение. – Характеристика Будды.-Общественно-государственное значение буддизма.-История буддийской «церкви»: соборы, составление канона свв. книг и монашеских правил. – Светлые и черные дни буддизма. – Его распространение в Китае и в Японии. – Расколы. – Ламаизм.-Далай- и богдо- ламы.-Религиозный механизм 2. Смерть Мохаммеда.-Его внутренние качества и внешний облик.-Религиозный фанатизм мусульман и победы их над христианами. – Первые калифы. – Омайяды и Абассиды. – Турки Османлисы. – Падение Константинополя. – Эволюция исламского вероучения.-Реформаторское движение в мусульманском мире и порожденные реформой секты.-Гадания о будущем ислама 3. Несколько предварительных замечаний о бесценном значении принесенной Христом жертвы. – Глубина прародительского грехопадения и его тяжкие последствия.– Невозможность «культурного» самоискупления,– искупления посредством ангела или какого-либо другого тварного существа и потребность в Искупителе-Богочеловеке. – Вопрос о причине страданий Искупителя.– Их добровольная неизбежность и необыкновенная тяжесть.– Решение возражений против Божия правосудия и страдания Невинного за виновных. – Смерть и воскресение Христовы. – Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Старец Паисий Святогорец ЖМП 2 февраль 2015 /  6 февраля 2015 г. 17:15 Две встречи со старцем КОНСТАНТИН ДОЛГОВ: " УВИДЕВ ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА, Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ: ЭТО НЕОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК " Священный Синод Константинопольского Патриархата на своем заседании 13 января 2015 года единогласно постановил причислить к лику святых знаменитого афонского подвижника Паисия Святогорца. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» ответил Константин Долгов — один из многих людей, которых встреча с преподобным Паисием побудила к переоценке жизненных ценностей и заставила иначе воспринимать происходящие события. — Константин Михайлович, встреча с известным монахом-подвижником для крупного партийного чиновника не столь обычное дело. Как же вы встретились? — Когда я встретился с Паисием Святогорцем, от этих самых высших слоев уже был далек, да и самой партноменклатуры тогда уже, строго говоря, не существовало. Это случилось в самом начале 1990-х годов, когда я путешествовал по своей любимой Греции. Истоки той взаимной любви — в моей молодости. На филологическом факультете МГУ всегда были замечательные преподаватели. примеру, западную философию нам читал профессор Валентин Фердинандович Асмус — отец ныне здравствующего московского протоиерея Валентина Асмуса. Научный атеизм (на самом деле под этой вывеской скрывалась история религий) — выходец из левых эсеров, дореволюционный выпускник семинарии (в последующем — страстный революционер, безжалостно репрессированный в 1930-е годы и чудом избежавший казни) Евдоким Муравьев. Евдоким Федорович по программе своего курса возил нас практически по всем доступным в 1950-е годы обителям. Вместе с ним (причем не только в учебное время, но и в каникулы и в выходные) мы посетили Киево-Печерскую, Троице-Сергиеву, Почаевскую лавры, Псково-Печерский монастырь... — Разве молодым комсомольцам и коммунистам это дозволялось? — Конечно, это проходило под соусом «изучения вероисповеданий», «религиоведения». И в зрелые годы свое появление в храме приходилось объяснять научными интересами — а куда было деваться, ведь все мы считались атеистами?! Считаю, христианская, православная «закалка» у меня от дедушки по маме — георгиевского кавалера, прошедшего Первую мировую войну, медика Андриана Романова. Человек глубоко верующий, он очень любил коллективное чтение Священного Писания, житий святых с объяснениями и комментариями непонятных мест для детей. Конечно, нам, малышам, тогда многое оставалось неясным, но те теплые семейные вечера навсегда врезались в память. И даже когда, спасаясь от раскулачивания (хотя дедушкино хозяйство считалось не кулацким, а крепким единоличным), он вынужденно уехал в Среднюю Азию, а мы с родителями последовали за ним.

http://e-vestnik.ru/interviews/paisiy_sv...

Статистика Александр Глаголев, прот Александр Александрович Глаголев (14 февраля 1872, село Покровское Тульской губернии — 25 ноября 1937, Киев) — протоиерей, священнослужитель Русской православной церкви, богослов. Содержание Образование и магистерская диссертация Родился в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию (1894), Киевскую духовную академию (1898) со степенью кандидата богословия. В 1898—1899 — профессорский стипендиат Киевской духовной академии. Магистр богословия (1900; тема диссертации: «Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах»). В отзыве профессора А. А. Олесницкого говорилось, что магистерская диссертация Глаголева " представляет собой труд, отличающийся богатством содержания, тщательностью и глубиною исследования всех пунктов ветхозаветной ангеологии, основательным знакомством с библиологическою литературою… и может считаться действительным вкладом в нашу богословскую литературу, не имевшую доселе ни одного серьезного исследования по ангеологии. " По словам протоиерея Александра Меня, " Глаголев в своей диссертации дал очерк истории ангелологии, а также проанализировал все наименования ангелов в Писании в связи с происхождением терминов сыны Божии, серафимы, херувимы и проч. В работе Глаголева содержится и история библейской демонологии. Автор не мог воспользоваться данными по истории религий Древнего Востока, которырыми располагает современная наука, но высказал ряд ценных соображений, подчас предвосхитив выводы современной библеистики. Раскрытие темы у Глаголева неотделимо от критики спорных гипотез, которые высказывались западными учеными. " Учёный и преподаватель С 1899 — и.д. доцента Киевской духовной академии по кафедре древнееврейского языка и библейской археологии. С 1900 — доцент Киевской духовной академии. С 1906 — экстраординарный профессор Киевской духовной академии (с 1910 — по 2-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета). Пользовался авторитетом среди коллег, которые избрали его в сентябре 1907 ректором академии на первых выборах ректора (ранее ректоры назначались, однако в 1906 правом их избрания были наделены советы академий). Однако Святейший Синод не утвердил этого решения совета академии, утверждая, что возглавлять академию должен представитель монашествующего духовенства.

http://lib.cerkov.ru/authors/372

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010