Уолтер Мартин (баптист) Глава 10. Бахаизм Всемирная бахаистская вера – это нехристианский культ отличного от других происхождения, который уходит корнями в Иран XIX века, когда молодой религиозный иранский торговец по имени Мирза Али Мухаммад начал учить, что он – божественное явление, вошедшее в мир времени и пространства как «Баб» (ворота), ведущие к новой эре человечества. Подобно христианству, в котором почти с самого момента возникновения появились свои еретики и ереси, исламу было суждено испытать действие тех же раскольнических сил. Мирза Али Мухаммад называвшийся также Баб, стал настолько болезненной занозой для исламской ортодоксии, что был убит исламскими фанатиками в 1850 году в возрасте 31 года. На стадии появления культа он получал поддержку и ободрение в основном со стороны немногочисленной исламской секты в Иране и считался среди них выдающимся учителем в течение шести лет, предшествующих его смерти. Хотя христиане не отличались в истории как люди, убивающие инакомыслящих (заметными исключениями была Реформация и контрреформация, инквизиция и определенные этапы крестовых походов), можно, тем не менее, сказать, что в большинстве других религий насилие обычно идет по следам «новых» откровений, и, к сожалению, в случае Мирзы все вышло по знакомому сценарию. История Всемирной бахаистской веры, таким образом, началась с поразительных заявлений молодого иранца о том, что «религиозные лидеры мира забыли все свое общее происхождение... Моисей, Иисус, Мухаммед были равными пророками, явившими славу Божию, посланниками, несущими в себе отпечаток Великого Творца» (Richard Mathison, Faith, Cults and Sects in America, New York, 1952, p. 105). Это положение и по сей день остается главным догматом бахаизма, правда, в число пророков были включены еще Зороастра, Будда, Конфуций, Кришна, Лао и Баха-Аллах – последнее великое проявление Божественного Существа, чье имя буквально значит «великолепие Бога». Как запечатлено в истории бахаизма, Баб был приговорен к смерти и казнен 8 июля 1850 года в Тебризе. По преданию, на виду у тысяч бахаистов 750 армянских солдат подняли свои ружья и выстрелили в пророка. Когда клубы дыма рассеялись, Баб не только оставался невредимым от выстрелов, но оказалось, что пулями отсекло державшие его веревки, и он стоял развязанный.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Часть I. Монотеистические (авраамические) религии Глава 1. Христианство (Митрополит Иларион (Алфеев)) Христианская традиция, основываясь на библейском тексте, утверждает, что создание человека (Адама) как вершины всего тварного мира завершилось установлением особых отношений между Богом и его разумным творением. Адаму были положены пределы его действий, и соблюдение этих ограничений давало человеку возможность сохранять нескончаемое блаженное, богоподобное состояние в единстве со своим Создателем. Обладая личностными характеристиками, первый человек находился в личных отношениях с Богом – совершенной Личностью , Единым и Единственным Источником бытия, Абсолютной Истиной. Делая акцент на особой близости отношений Бога и человека, книга Бытия описывает их как непрерывное общение между Создателем и Его созданием. Человек имел возможность непосредственно слышать голос «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» ( Быт. 3:8 ). Данный образ, указывающий на пребывание Творца в непосредственном и постоянном диалоге с Адамом , является вместе с тем выражением подлинного боговедения, свойственного человеку в тот период. Если применить к религиозному сознанию первых людей религиоведческую терминологию, то необходимо сказать, что их представления были монотеистичны. Впрочем, здесь необходимо сделать важное уточнение: этот монотеизм был не абстрактным философским построением, а живым ощущением, проистекающим из личного духовного опыта. Драма греха не только сделала Адама преступником Божественной заповеди, но и исказила его природу и помутила сознание. Один из величайших богословов Древней Церкви святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, уподобляет произошедшее с внутренним состоянием человека после грехопадения зеркалу, которое перестало отражать Создателя. Душа, «закрыв в себе множеством столпившихся телесных вожделений, не видит уже того, чтó дóлжно умопредставлять душе, а носится повсюду и видит одно то, что подлежит чувству» 11 . Прямым следствием подобного искажения стало уклонение от богозаповеданных истин изначальной религии, возникновение политеистических культов, где Создатель Вселенной представал пред людьми в самых разнообразных и причудливых культовых образах. В результате произошло то, что замечательно описал апостол Павел в своем послании к римлянам: «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» ( Рим. 1:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

прот. Олег Корытко Глава I. История религий как учебный предмет в духовных школах §1. История религий как наука и учебный предмет История религий – наука, исследующая возникновение, развитие и современное состояние религий, их внутреннее содержание, влияние друг на друга и взаимоотношения с окружающим миром. В духовных школах Русской Православной Церкви история религий представлена в форме учебного предмета «История нехристианских религий», изучающего наиболее значимые нехристианские религиозные традиции. Содержание понятия «история религий» имеет разный объём в зависимости от того, изучается этот предмет в светских вузах или же в духовных учебных заведениях. История религий в светских учебных заведениях В светских вузах история религий является составной частью общего курса религиоведения, имеющего внеконфессиональный характер. Предметная область «Истории религий» в светском понимании этого термина включает в себя только исторический аспект возникновения и существования той или иной религии. Все прочие области – вероучение, этика, социология, психология и т. п. – выпадают из поля её зрения. Это вполне закономерно, поскольку для изучения указанных областей знания существуют соответствующие религиоведческие разделы. История религий в православном духовном образовании Предметная область «Истории религий» в духовном образовании значительно шире. Она включает собственно историю религиозной традиции, её вероучение, религиозную этику и религиозную практику, в том числе ритуалы. «История религий» в церковных учебных заведениях не рассматривает христианские конфессии, что отражено в названии курса «История нехристианских религий». Для этого существуют отдельные предметы. Например, догматическое богословие, история Церкви и т. п. учебные курсы изучают различные аспекты Православия. История взаимоотношений Православия с инославием изучается в курсе «Сравнительное богословие», отношение к новым религиозным движениям – в курсе «Сектоведение». Различие позиций внеконфессионального и конфессионального подходов к изучению истории религий

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Знание религий своей страны и борьба с расчеловечиванием Ученые и священнослужители в Петербурге обсудили темы курса «История религий России» 18.01.2023 334 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено организаторами В Северной столице 16 января прошёл Всероссийский экспертно-аналитический круглый стол « Курс " История религий России " в образовательных программах высшего образования: цели, задачи, перспективы » . Наш корреспондент рассказывае т , что именно обсуждали докладчики, и объясняе т , почему внедрение подобного курса в вузах в наши дни действительно необходимо. 11 декабря прошлого года президент Владимир Путин поручил Минобрнауки совместно с Межведомственной комиссией по историческому просвещению и Ассоциацией «Российское историческое общество» рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в образовательные программы вузов учебного курса «История религий России». Специалисты должны представить главе государства доклад до 15 марта 2023 года. В связи с чем, в Северной столице 16 января состоялся Всероссийский экспертно-аналитический круглый стол «Курс " История религий России " в образовательных программах высшего образования: цели, задачи, перспективы». Особое внимание участники дискуссии уделили тому, каким должен быть этот курс, а также какие ценности он должен донести до молодёжи. Инициатором форума стала кафедра истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и Экспертный Совет Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС. Благодаря поддержке Секретариата Всемирного Русского Народного Собора к работе круглого стола подключилось не менее 20 разных регионов страны России. Вёл круглый стол директор института истории и социальных наук РГПУ им А.И. Герцена, доктор исторических наук Роман Соколов. Религия против « расчеловечивания » человека . Не секрет, что в наше непростое время особенно важно избегать различных фейков, вранья и подмен. Сейчас одним из основных трендов в соцсетях и в целом в воздействии на молодёжь можно назвать «расчеловечивание». Как отметили участники круглого стола, снизить пагубное влияние западных трендов способны представители традиционных религий нашей страны. Собравшиеся на форуме эксперты, в числе которых были и преподаватели различных ведущих вузов страны, сошлись на том, что им необходимо выступить единым научно-педагогическим фронтом и выработать концепцию будущего курса.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/18/zn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Учебник " История религий " учит духовному пониманию нашей истории 05.09.2007 1029 Время на чтение 8 минут В учебнике " История религий " более всего заинтересованы регионы многонациональные и многоконфессиональные. В чисто русском регионе можно вполне преподавать ОПК - пожалуйста. Но, например, в Татарстане, где одна половина населения - мусульмане, а другая - православные, навязывать введение чисто религиозного учебника будет вызвать понятное неприятие и протест Правая.Ру: Владимир Михайлович, вы являетесь одним из авторов учебника " История религий " . Что это за учебник и почему он выходит только сейчас? Владимир Лавров: О необходимости написания универсального, объемного и познавательного учебника по истории религий под редакцией серьезных ученых и специалистов говорилось очень долго, больше 10 лет. Но самих учебников написано не было. И вот сейчас этот учебник создан в Институте российской истории РАН. И, нужно сказать, создан он очень вовремя. В концепцию учебника заложена модель, по которой освещаются вероучения и история основных религий, распространенных на территории России, а не всех, которые существуют в мире. Этим мы экономим время и силы и без того перегруженных школьников. Основное внимание, естественно, уделяется истории и вероучению Православия. Но это не единственный раздел. Есть разделы учебника, посвященные католичеству, протестантизму, иудаизму, исламу и буддизму. - А в процентном соотношении они как представлены? - Наибольший раздел отдан Православию. Ни у кого из представителей основных конфессий здесь не возникло особых вопросов. Но я хочу сказать, что мы не высчитывали такое соотношение. Мы создавали раздел " Православие " из расчета, что это будет самый большой и, что немаловажно - первый раздел учебника. Это для нас принципиальная позиция, мировоззренческая. Сейчас вышел другой учебник - " Религии мира: история, культура и вероучения " , под редакцией академика Чубарьяна, который написан с откровенно атеистических позиций. Более того, там раздел о Православии находится то ли на четвертом, то ли на пятом месте, зато на первых местах - разделы о брахманизме, иудаизме и так далее. Но для людей русских, православных Россия и Православие - на первом месте, и мы хотим, чтобы для наших учеников Православие было на первом месте. А вовсе не иудаизм (при всем уважении к иудаизму). Это исходит из того, что исторически Россия - православная страна и большинство людей, живущих в ней, причисляют себя к Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

I.Heboзмoжhocmь априорно-дедуктивного построения религиозной истории человечества История религиозного сознания, с точки зрения современной историософии, должна быть признана частью истории культурной, а не прагматической, тяжесть частью истории развития норм и форм, определяющих культурную жизнь человечества, а не частью истории даль 1 . Ясное понимание этой, по-видимому, слишком условной и совсем незначительной, классификационной подробности важно в том отношении, что оно объясняет, почему почти во всех опытах философско-систематического, то есть сколько нибудь возвышающегося над чисто хроникальным, построения истории религий замечается стремление группировать фактический материал по априорным схемам, – конструировать религиозную историю человечества из некоторых общих «начал» (конструкция априорно-дедуктивная) или фактических «данных» (конструкция апостериорно-индуктивная). Это стремление не есть какая-нибудь случайность, зависящая от личных симпатий или антипатий историков-систематиков, но обусловлено самым существом предмета, именно, пониманием истории религий, как части истории культуры. В самом деле, если вся вообще современная история культуры работает под властью идеи развития, если все и всякие вообще формы и нормы жизни, – в области мысли, нравственности, права, языка, семьи, собственности, общественных установлений и т. д., – она хочет понять и построить, как необходимые моменты связного развития из некоторого первоначального зерна, по присущим ему (имманентным) законам, то и история религий не должна быть исключением: и здесь должно быть некоторое первичное зерно (зерно богосознания), из которого, по имманентным ему законам, под косвенным влиянием внешних факторов, сами собою должны развиться все последующие формы богосознания, до высшей включительно. Мы рассмотрим здесь сначала вопрос о возможности априорно-дедуктивной конструкции религиозной истории. Мысль о возможности найти некоторую априорную схему для построения общей истории развития религиозного сознания человечества представляется столь естественною, а желание найти ее столь обаятельным, что, как бы далеко ни расходились между собою историки религий априористы во многих других отношениях, они обыкновенно сходятся в этом. И, по-видимому, для их надежд и желаний действительно есть достаточные основания. Издавна, в самом деле, проводится аналогия между человечеством и человеком и, если во внутренней жизни последняго, – не случайной, а «типовой», открывающейся методическому изучению психолога, – всегда можно уследить закономерность, установить одно непрерывное и связное развитие, то почему невозможно это относительно внутренней жизни человечества? Несомненно, и здесь должны сохранять свою полную власть обще-психологические или, – обще-антропологические законы 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Закрыть itemscope itemtype="" > Религия в школе: жалобы и предложения Общественная палата сказала свое слово по поводу " Основ православной культуры " 11.12.2006 358 Время на чтение 3 минуты Рекомендации Общественной палаты Министерству образования и науки по вопросу изучения религиозной культуры в школе вызвали неоднозначные оценки в российской прессе. Обязательного изучения " Основ православной культуры " или аналогичных предметов в российской школе не будет, однако будущее курса " История мировых религий " , на котором настаивают в ведомстве Андрея Фурсенко, остается неясным. " НГР " попросили членов Общественной палаты прокомментировать принятый ими документ. Александр Адамский, член комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, глава подкомиссии по школе Что касается вопроса об обязательном изучении основ религии, то эту дискуссию, начавшуюся после обращения министра образования и науки Андрея Фурсенко в Общественную палату в сентябре этого года, мы с повестки дня сняли. Теперь мы ставим вопрос относительно характера изучения роли и значения религий в мировой культуре, с одной стороны, а с другой стороны - об изучении традиционных религий России. При этом я не вижу ничего страшного в изучении мировых религий, наоборот, это полезно. Все боятся того, что начнут изучать секты. Но когда речь будет идти о включении в учебный план конкретных тем, то я считаю, что здесь сыграет свою роль здравый смысл. В обязательном порядке в курсе учебных дисциплин могут быть включены знания о роли и значении религий - в литературе, истории и т.д. При этом следует иметь в виду, что любая вариативность и многообразие ограничиваются научными знаниями. Это основа методологии науки - научные знания не являются вариативными, они вообще не могут быть предметом выбора и носят абсолютный характер. А преподавание истины на вариативной основе - это нонсенс, разрушающий всю систему образования. Поэтому об альтернативных версиях происхождения мира и человека, на мой взгляд, нужно упоминать в отдельном дополнительном блоке. Речь идет о той роли, которую сыграли религиозные представления в установлении научной истины. Иногда эта роль была и негативной - вспомните Джордано Бруно или Галилео Галилея.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

поиск:   разделы   рассылка Александр Петров Горькие плоды просвещения Курс " Истории мировых религий " – единственно толковая инициатива нынешнего министерства, считает Эдуард Днепров Источник:  НГ-религии Если мы не будем преподавать историю религии, то отсечем мощнейшие пласты культуры. Несветских предметов в светской школе по определению быть не может. В российских школах со следующего учебного года появится новый предмет – " История мировых религий " . Он будет включен в состав обязательной школьной программы. Вести этот курс будут не представители Церкви, а светские преподаватели. Об этом на днях заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на Всероссийском социальном форуме. О целесообразности и перспективах введения этого курса в школьную программу нашему корреспонденту рассказал Эдуард Днепров, академик Российской академии образования, бывший министр образования РФ в 1990-1992 гг. – Эдуард Дмитриевич, в рамках реформы российской школы запланированы изменения в учебной программе, в частности, будет введен новый предмет " История мировых религий " . Как вы относитесь к этой инициативе Министерства образования и науки? – Вследствие провальной так называемой административной реформы у нас фактически была разрушена система государственного управления образованием на федеральном уровне. К управлению пришли весьма некомпетентные люди, крайне далекие от образования. Что касается средней школы, то в ней они, по сути, ничего не понимают, и какие будут изменения в учебной программе, я предвидеть не могу. Введение " Истории мировых религий " – единственно толковая инициатива нынешнего министерства. Все остальные его инициативы не имеют никакого отношения к модернизации российской общеобразовательной школы. – Считаете ли вы целесообразным введение этого курса? – Я глубоко убежден, что такой курс целесообразен. И, конечно, он должен носить светский характер. Если мы не будем преподавать историю религии, то отсечем мощнейшие пласты культуры. И многое в культуре останется непонятным современному человеку.

http://religare.ru/2_11987.html

История мухаммеданства представляет очень убедительное доказательство того, что язычество никогда и нигде не выдерживало борьбы с другими соприкасавшимися с ним религиями, в совершенную противоположность мухаммеданству, которое всегда и везде обнаруживало большое сопротивление другим религиям и редко оставалось побежденным. Населяющие в огромном количестве казанскую и смежные с нею губернии России и рассеянные по некоторым внутренним губерниям, татары-мухаммедане уже три столетия не пользуются самостоятельною политической жизнью, находятся в постоянных столкновениях с исповедниками разных религий и, в тоже время, не только с изумительною устойчивостью удерживают религиозную свою независимость, но в отношении своей пропаганды оказываются опасными соперниками проповедникам христианства. Между тем, неустойчивое, уступчивое язычество до сих пор служит удобною почвою, на которой в разных местах России, Азии и Африки с успехом распространяется мухаммеданство. С другой стороны, и в Аравии до появления Мухаммеда только на языческой почве могли в одно время прозябать отпрыски разных религий, породившие под влиянием времени и обстоятельств такое странное детище, как ислам . Арабский полуостров, пользуясь неприступностью своего топографического положения и защищая, таким образом, политическую независимость своих обитателей, с давних пор был известен как страна языческая и тем самым давал возможность проникать в него исповедникам разных религий и особенно религиозным сектантам, укрывавшимся в его неприступных границах от преследования господствующих религий. Каждая проникшая в Аравию религия оказывала свое влияние на туземные языческие верования арабов, так что ко времени Мухаммеда картина арабско-языческого религиозного мировоззрения представлялась чрезвычайно пестрою, где вместе с грубым фетишизмом заметны были и следы монотеистических верований. Мухаммед перечисляет в Коране по имени представителей современных ему верований, господствовавших в Аравии. Так в одном месте он говорит: «Подлинно те, которые веруют, и те, которые иудействуют, и христиане, и сабийцы, – кто верует в Бога и последний день и совершают добрые дела, тем своя награда от Господа их, нет страха для них и они не будут мучимы» 11 . В приведенном стихе Мухаммед называет представителей четырех верований: верующих, т. с. мухаммедан, иудействующих, христиан и сабийцев, что повторяет и в гл. 5, ст. 78. Но кроме этих верований в Аравии во время Мухаммеда были еще религия магов и религия многобожников, как это видно из следующего места Корана: «Подлинно те, которые веруют и которые иудействуют, и сабийцы, и христиане, и маги и те, которые придают Богу товарищей (многобожники), – подлинно Бог различит их в день воскресения» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

§13. Классификация религий А. Религии некультурных племен §14. Общий взгляд на религии некультурных народов §15. Народы Африки §16. Урало-алтайские племена §17. Народы Америки §18. Народы Австралии и Океании §19. Образование национальных или государственных религий Б. Национальные религии культурных народов I. Вавилон и Ассирия §20. Источники для изучения религии вавилонян и ассириян; процесс ее развития §21 Мифология вавилонян и ассириян §22 Культ и мораль ассиро-вавилонян II. Хананея и Финикия §23. Общий обзор религиозных верований ханаанских племен III. Египет §24 Общая характеристика древнего Египта, его история и письменные памятники §25. Общий характер египетской религии и постепенный ход ее развития §26. Главнейшие боги египтян §28. Культ и мораль у египтян IV. Китай и Япония §29. Китай, его история и древнейшие письменные памятники §30. Жизнь Конфуция §31. Религия Конфуция §32. Практическая мораль Конфуция §33. Таоизм §34. Религия японцев V. Индия §35. Индусы, их история и памятники религиозной письменности §36. Ведаизм §37. Браманизм §38 Культ и мораль ведаизма и браманизма §39. Философские школы в Индии; джайнизм §40. Современный индуизм VI. Персия §41. Иранцы; древние памятники их религиозной письменности; пророк Заратустра §42. Вероучение маздеизма §43. Культ и мораль маздеизма §44. Позднейший парсизм VII. Греция §45. Общая характеристика религии греков и источники для ее изучения §46. Древнейшая форма греческой религии и последующие ее видоизменения §47. Главнейшие греческие боги §48. Космогонические и эсхатологические воззрения греков §49. Культ и мантика у греков §50. Праздники, игры, мистерии и религиозные союзы у греков VIII. Рим §51. Источники для изучения римской религии, древнейший вид ее и дальнейший процесс развития §52. Главнейшие римские боги §53. Культ В. Всемирные религии I. Буддизм §54. Связь буддизма с браманизмом; религиозная письменность буддизма и биография его основателя §55. Учение буддизма §56. Буддийские монашеские общины §57. История буддизма в Индии и других странах II. Религия Израиля §58. Священная письменность и вероучения древних евреев §59. Обрядовые, нравственные и гражданские законы Моисея §60. История еврейской теократии III. Ислам §61. Религиозное состояние арабов перед появлением ислама §62. Жизнь Мохаммеда §63. Священная письменность и предание мусульман §64. Вероучения ислама §65. Обрядовая сторона и мораль ислама §66. Главнейшие направления и секты в исламе IV. Христианство §67. Общая характеристика христианства в сопоставлении его с другими религиями §68. Основные догматы христианства §69. Богочеловеческая природа Иисуса Христа §70. Нравственное учение и богослужение христианства §71. Разделение христианской церкви на отдельные исповедания  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010