А. Покровский Глава 4 I. Повествование трех первых глав книги Бытия, рассмотренное нами с точки зрения религии в предшествующих отделах сего исследования, составляет содержание теоретически основополагающей стороны первобытной религии, образует, так сказать, её догматику. Здесь, как мы видели, дано учение о Боге, о человеке и о взаимоотношении между ними, т. е. обо всем том, что составляет существо и душу религии. В истории райской жизни кратко изображена даже и первейшая, начальная форма религии, а в обетовании о семени жены дан залог нового завета Бога с человеком, второй исторической формы религии, религии падшего, но взысканного божественной любовью человечества. Три следующих главы книги Бытия, заканчивающие собой историю допотопной эпохи, образуют другую, так сказать, историческую сторону патриархально-первобытной религии, поскольку они показывают, как люди проводили в жизнь и осуществляли в ней возвышенные принципы своей религии. Собственно говоря, все три заключительных главы допотопной истории представляют одну сплошную картину первобытной религии падшего человечества, только в трех различных фазисах её исторического существования. Первая из этих трех глав, 4 глава книги Бытия, содержит в себе историю старшей линии потомков Адама, нечестивых каинитов, среди которых замечается упадок религии и развитие греха, пятая глава заключает в себе историю младшей линии его потомков, благочестивых симитов, в среде которых, наоборот, наблюдается развитие религии и культа. Наконец, начало шестой главы Бытия повествует об объединении этих двух религиозных течении в одном общем русле и возникшем, вследствие сего, всеобщем упадке религии и нравственности, закончившемся всемирным потопом. Проследить историю благочестивых и нечестивых потомков Адама с Евой, отметить постепенный рост человечества и прогресс его культуры и выделить из всего этого элементы собственно религиозной жизни и составляет нашу дальнейшую задачу. Для удобства обозрения, мы разобьем всю эту историю на две главы, из которых в первой рассмотрим судьбу старшей линии потомков Адама, а в второй – сначала историю младшей, а затем и соединенную – обеих генераций.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Выпуск 2. О Единобожии, как первоначальном виде религии рода человеческого. 140 Для спасения рода человеческого Промыслу Божьему благоугодно было не только сообщить людям истины веры и правила жизни, на которых зиждется религия, но и опытно показать, как они необходимы для человека, и тем содействовать их восприятию и утверждению в его душе. Священное Писание содержит посему не только положительное учение Откровенной религии, но излагает саму историю человечества в религиозном отношении. Оно изображает жалкое состояние падшего человека, и различные пути, соответственные духовным нуждам в его различные времена, какими Промысел Божий, предохраняя человека от заблуждений, вел его к совершенству и спасению через веру в Спасителя мира. Таким образом, история религии в роде человеческом история домостроительства Божия о спасении человека, и служит к тому, чтобы сделать ясным для верующего разума план и нужду этого домостроительства. Итак, в Священном Писании, по самому существу и цели его, как откровенного Богом ученья, должны находиться самые достоверные сведения о начале религии и ее судьбах в роде человеческом. Понятно, почему с ослаблением веры в истину Откровения, ослабла и уверенность в истине той истории веры, которую изображает Священное Писание. Сомнения в истине исторических сказаний Священного Писания побудило разум обратиться к другим, не столь верным, источникам для разрешения вопроса о происхождении и истории религии в человечестве; а не полная достоверность источников, в соединении с предубеждением против истины Откровения, легко привела к ложным понятиям о религии и ее истории. Первое появление в христианском мире таких независимых от Священного Писания и противных ему исследований о религии мы замечаем с распространением неверующей учености в XVII и XVIII столетиях. Но попытки подобных исследований, составленные под преобладающим влиянием материализма и атеизма, не могли не быть беспристрастным, не иметь даже внешнего вида сколько – нибудь важного наукообразного исследования. Отвергая, или подвергая сомнению самые основные и священные истины религии, саму религию почитая слабостью ума, неверующие ученые XVIII столетия не могли уже охотно заниматься трудолюбивым и усердным изучением истории религии, или философским исследованием их начал. От этого теории и истории религии, ими составленные, представляют поверхностные, лишенные исторического основания, взгляды, достойные поверхностной философии того времени. 141

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

Содержание Введение. Предмет, задача и план науки Часть первая. Апология религии и основных истин её I. Сущность и происхождение религии II. Основные истины религии III. Ложные понятия о Боге и мире. Разумность и незаменимость религиозного мировоззрения Часть вторая. Философия религии I. Первоначальная форма религии Третья часть. Апология откровения А) Возможность и необходимость откровения В) Христианство или историческая реальность откровения     Введение. Предмет, задача и план науки Христианская Апологетика раскрывает и научно обосновывает основные истины христианской религии и ее значение в деле духовно-нравственного развития и жизни человечества. Изучение Апологетики особенно важно в наше время, время сомнения и отрицания самых существенных вопросов религии. Односторонние или совершенно ложные современные учения о происхождении и сущности религии; стремление установить внутреннюю, генетическую связь христианства с языческою культурою, самое отрицание религии и откровения и т. п., все это обязывает пастыря – апологета дать своим слушателям правильное понятие о религии и об основных ее истинах, чтобы, по слову св. апостола, они всегда были готовы дать ответ о своей вере всякому, требующему отчета в их уповании. (Петр. 3:15). План наших чтений будет следующий: апология религии и религиозного миросозерцания составить первую часть науки; изучению исторических форм религии (философия религии) – вторую и апология откровения – третью. Очерк истории Апологетики послужит нашим введением в науку. История Апологетики – Апологетическая деятельность христианской церкви вызвана была враждебным отношением к христианству иудеев и язычников. Против иудеев христианство защищается на общей почве ветхозаветных обетований и пророчеств об Иисусе Христе, как Мессии. Таким способом ведут дело защиты христианства против иудеев – св. Иустин мученик († 165 г.), Тертуллиан († 220 г.), св. Киприан († 258 г.) и другие. Апологии, обращенные к язычникам, имели двоякий характер: одни из них более раннего периода опровергают главным образом клеветы язычников на христианское общество, как на постыдную и преступную тайную секту; апологии позднейшие защищают христианство от нападений представителей греко-римской культуры и философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

X. Учение Л. В. Э. Раувенгофа, Фойгта и Ричля о религии, ее сущности и происхождении. О. Пфлейдерер встретил себе серьезного противника в лице лейденского профессора Раувенгофа, этого выдающегося нидерландского философствующего мыслителя, который вместе с другом своим амстердамским профессором Ф..Р. Гугенгольцем является во главе нового направления философского мышления. В настоящий раз для нас представляет особенный интерес его капитальный труд – «Философия религии», вышедший в свет в первый раз в 1889 году, но уже выдержавший несколько изданий и переведенный на многие иностранные языки. Сочинение это, занимающее более 600 страниц, почти все посвящено вопросу о религии, ее сущности и происхождении в роде человеческом. Оно разделено на три части: 1) происхождение религии, 2) сущность и право религии и религиозной веры и 3) проявление религии и религиозной веры. Множество существующих, но оказавшихся научно-несостоятельными гипотез о сущности и происхождении религии не приводит Раувенгофа в отчаяние относительно возможности достигнуть удовлетворительного разрешения этого вопроса. Было бы глупостью утверждать наперед, – говорит Раувенгоф, – что никогда нельзя будет найти удовлетворительного ответа на этот вопрос. Трудного вопроса еще не следует считать неразрешимым. С различными гипотезами можно делать пробу до тех пор, пока не посчастливится дать такое психологическое объяснение, которое не только сделает понятным происхождение религии, но и докажет его необходимость. В вопросе о происхождении религии Раувенгоф различает две стороны- историческую и психологическую. История религий может показать нам, какие религиозные представления и обычаи существовали в течение веков у различных рас и народов, но она не ответит нам на вопрос, как произошла религия. На этот вопрос может дать ответ только одна психология на основании изучения тех явлений, которые мы называем религиозными. Но изучение этих явлений находится в зависимости от нашего представления о том, что принадлежит к сущности религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

А. Покровский Глава 6 В предшествующих главах своего труда мы старались дать возможно обстоятельный историко-апологетический очерк религии ветхозаветных патриархов допотопного периода. Критико-экзегетический метод работы открывал нам возможность твердо устанавливать подлинный смысл библейского текста, полно раскрывать богатство идей и глубину их содержания и, более или менее, основательно отражать все нападения недомыслия и неправомыслия. Принятый же нами исторический план изложения, параллельный распорядку фактического материала в самой библейской первоисториии, значительно облегчал выполнение поставленной задачи, позволяя отмечать каждое значительное религиозное явление и указывать его надлежащее место в общей истории божественного домостроительства. Целесообразность этого плана в изложении религиозного учения особенно открывается из того, что только этим путем не нарушается естественная фактическая связь религии с историей, и только в таком случае истины религии получают свое полное и осмысленное освещение. Благодаря такой постановке дела, получается возможность проследить историю первобытной религии, начиная с первых её моментов: мы фактически видим, что было положено в основание религии, т.е. какие истины составляли её первоначальное содержание, как, затем, эти истины постепенно осложнялись новыми, а вместе с тем и религия последовательно развивалась по содержанию и форме, как в известный период единая прежде религия приняла, так сказать, двоякое направление и как, наконец, она пришла в полный упадок, едва не грозивший ей окончательной гибелью. Вообще, таким путем мы достигаем не одностороннего, отвлеченно-теоретического представления религиозных истин, но полного и наглядного воспроизведения религии, каковой она была в самой практике жизни, словом, получаем не сухой очерк догматики и морали, а последовательную серию религиозно-бытовых картин первобытного мира. Нельзя, однако, не сознаться, что при всех своих несомненных и осязательных достоинствах, наш метод имеет и свою слабую сторону. Поставляя изложение религиозных истин в непосредственную зависимость от расположения исторического материала в Библии, он лишает их единства и стройности системы. Отмечая истины религии, так сказать, попутно, при раскрытии тех исторических фактов, в которых они имеют свое основание, исторический метод слишком рассеивает эти истины и не дает логически целостного представления о самой религии. Впрочем, недостаток этот, касающийся не содержания религиозных истин, а их расположения, чисто внешнего характера, к тому же он и легко может быть устранен путем выбора рассеянных по разным частям истории истин религии и объединения их в стройную, логическую систему. Попытку такого прикладного очерка и представляет настоящая, заключительная глава нашего труда, в которой мы намерены дать систематический свод всех, раньше нами сделанных, указаний на отдельные черты первобытной религии по данным библейской первоистории. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Скачать epub pdf Первоначальный вид религии Итак мы указали сущность и формы религиозных воззрений древнего мира, начиная с грубейших видов идолопоклонства. Видели ли мы вместе с тем самый исход и начало в истории религии? Как и чем открылась эта история? Какой первоначальный тип религиозных верований? Этими ли грубыми формами фетишизма начались они, или предшествовало что нибудь другое указанным видам религии в истории? В этих ли грубых формах фетишизма и шаманства нужно искать того, что зовут перворелигией, первоначальным проявлением религиозных стремлений человека, исходным моментом в развитии религиозного сознания? Указанная постепенность религиозного развития от грубых форм идолопоклонства до более утонченных и сложных – есть ли необходимый, неизбежный ход в развитии религиозных верований человечества? Язычество в его целом, и вместе со своей историей, есть ли явление нормальное, и, если нет, то как мог возникнуть этот политеизм с его разнообразными формами, каким образом природа стала предметом поклонения для человека, что значит это ненормальное в таком случае явление? Все это вопросы неизбежные и необходимо требующие ответа. Сами религии древнего мира или религиозные предания древних народов ничего не говорят и не знают о начале религии вообще; они всегда имеют в виду только историю религии известного отдельного народа. Единственное и притом откровенное свидетельство о первоначальном виде религии мы находим в древнейших священных книгах еврейского народа. Оно говорит нам, что языческий политеизм есть уклонение от первоначальной, истинной религии, которая была почитанием единого истинного Бога. Что могут сказать на это и что говорят научные воззрения и исследования? Чисто научная постановка этого вопроса, как и вообще вопроса о происхождении и сущности религии, принадлежит позднейшему времени. Впрочем, уже сами древние языческие мыслители ставили вопрос о происхождении и значении мифологии (вопрос почти тождественный с общим вопросом о происхождении языческих верований, потому что мифология есть существенная принадлежность этих верований); но относились к нему очень поверхностно.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Знание религий своей страны и борьба с расчеловечиванием Ученые и священнослужители в Петербурге обсудили темы курса «История религий России» 18.01.2023 334 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено организаторами В Северной столице 16 января прошёл Всероссийский экспертно-аналитический круглый стол « Курс " История религий России " в образовательных программах высшего образования: цели, задачи, перспективы » . Наш корреспондент рассказывае т , что именно обсуждали докладчики, и объясняе т , почему внедрение подобного курса в вузах в наши дни действительно необходимо. 11 декабря прошлого года президент Владимир Путин поручил Минобрнауки совместно с Межведомственной комиссией по историческому просвещению и Ассоциацией «Российское историческое общество» рассмотреть вопрос о разработке и внедрении в образовательные программы вузов учебного курса «История религий России». Специалисты должны представить главе государства доклад до 15 марта 2023 года. В связи с чем, в Северной столице 16 января состоялся Всероссийский экспертно-аналитический круглый стол «Курс " История религий России " в образовательных программах высшего образования: цели, задачи, перспективы». Особое внимание участники дискуссии уделили тому, каким должен быть этот курс, а также какие ценности он должен донести до молодёжи. Инициатором форума стала кафедра истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и Экспертный Совет Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС. Благодаря поддержке Секретариата Всемирного Русского Народного Собора к работе круглого стола подключилось не менее 20 разных регионов страны России. Вёл круглый стол директор института истории и социальных наук РГПУ им А.И. Герцена, доктор исторических наук Роман Соколов. Религия против « расчеловечивания » человека . Не секрет, что в наше непростое время особенно важно избегать различных фейков, вранья и подмен. Сейчас одним из основных трендов в соцсетях и в целом в воздействии на молодёжь можно назвать «расчеловечивание». Как отметили участники круглого стола, снизить пагубное влияние западных трендов способны представители традиционных религий нашей страны. Собравшиеся на форуме эксперты, в числе которых были и преподаватели различных ведущих вузов страны, сошлись на том, что им необходимо выступить единым научно-педагогическим фронтом и выработать концепцию будущего курса.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/18/zn...

Из чтений по философии религии. 248 I. Первобытная религия. Вопрос о первоначальной религии рода человеческого принадлежит не только истории, но и философии, даже последней едва – ли не более, чем первой. Религия древнее истории и самых древних исторических памятников; потому естественно, что там, где молчит история, имеет право сказать свое слово философия. Но это право становится для нее необходимостью, как скоро обратим внимание на то, что такое или иное решение вопроса имеет существенную связь с самим понятием о религии и ее происхождении, служба в свою очередь поверкой правильности или неправильности этого понятия и определяя вместе с тем все дальнейшее понимание процесса религиозного сознания и его различных форм. Действительно, не трудно заметить, что коренное различие воззрений на сущность религии необходимо отражается в понимании сущности и характера первобытной религии. Если религия исключительное произведение познавательных сил человека, – случайное ли и лишенное объективной истины порождение его практических аффектов и теоретического незнания, как думают отрицающие истину религии, – или естественное обнаружение деятельности умозаключающего рассудка, как полагают мыслители, отрицающие возможность откровения сверхъестественного и которых, поэтому, можно назвать рационалистами, то, очевидно, она в своем развитии должна подчиняться общему и необходимому закону развития познавательных и других сил человеческого духа, – закону восхождения от несовершенного состояния к совершенному. Первобытная религия должна быть самой несовершенной; а так как самая несовершенная форма религиозного сознания из фактически представляющихся его обнаружений политическая, то, очевидно, политеизм должен быть и первоначальной формой религии человеческого рода. Задача философии религии здесь состоит в том: решить, какая из политеистических форм наиболее соответствует понятию первобытной, и каким образом из этой первобытной формы путем законосообразного развития возникли дальнейшие формы, заключительным моментом которых служит монотеизм, как наиболее совершенная форма.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕРОТЕРПИМОСТЬ признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию. В. отличается от религ. или мировоззренческого релятивизма, она не тождественна признанию относительного значения, маловажности расхождений между религиями. В. вполне совместима с исповеданием абсолютной истины своей религии и квалификацией иных религ. систем и взглядов как частично или совершенно ошибочных. Понятие В. исторически относится к правовой сфере и характеризует правовой статус религ. общин в конфессиональном гос-ве, т. е. поддерживающем определенную религию, а также религ. политику гос. власти. В связи с тем, что в совр. правовых гос-вах, в т. ч. в Российской Федерации, законодательством гарантирована полная религ. свобода, свобода совести понятие В. эволюционирует: в обыденном словоупотреблении юридический аспект вытесняется социально-психологическим; в наст. время чаще говорят о В. той или иной религ. общины или отдельной личности по отношению к лицам иных вероисповеданий и к самим этим вероисповеданиям. В этом значении понятие В. все более вытесняется понятием «религиозная терпимость» (в наст. время употребляется и понятие-калька «религиозная толерантность»). Конституционально декларируемая свобода вероисповедания в отдельных гос-вах не всегда соответствует действительному положению дел, реальной религ. политике. Это относится, в частности, к тоталитарным режимам, где могут провозглашаться религ. свобода и равноправие граждан независимо от их отношения к религии, но в действительности все религ. общины страдают от дискриминации, система законодательства в ее совокупности ставит верующих в неравноправное положение с неверующими. Напр., в СССР только принадлежность к коммунистической партии с ее офиц. атеистической идеологией открывала возможность для полноценного участия в политической жизни страны и давала доступ к занятию ключевых гос. должностей.

http://pravenc.ru/text/150455.html

Прибавление. О религиях вне христианства § 92. Разнообразное обнаружение религиозных стремлений в так называемых религиях естественных. Ложность сих религий. Все религии, стоящие вне откровенной религии и отличные от нее по своим источникам и по своим основным воззрениям, называются общим именем «естественных» религий. Это название не то означает, будто религии, которым оно обыкновенно усвояется, представляет собою нормальное и безусловно-необходимое явление в истории человечества, но то, что они не суть сверхъестественное откровение, созданы самим человеком на основании естественного откровения в природе внешней и внутренней (под влиянием естественной религиозной потребности, стремлений к истине и добру) при содействии других многочисленных разнообразных факторов (см. § 96). Как создании людей различных времен и мест, естественные религии чрезвычайно многочисленны и разнообразны настолько, насколько различны степени умственного и нравственного развития разных нехристианских народов и другие условия, под влиянием которых течет их жизнь вообще и в частности складываются их религиозные воззрения. Проследить и указать все более или менее частные особенности и оттенки в столь многочисленных и разнообразных естественных религиях едва ли было бы даже возможно. С другой стороны, вследствие той же причины, т. е. происхождения естественных религий от человека помимо божественного сверхъестественного откровения, все они – недостойны Божества, не могут вполне удовлетворять человека, – вообще – ложны. Нам уже известны признаки (критерии) истинности или неистинности религии (§§ 29 – 89). Теперь мы должны с точки зрения этих признаков рассмотреть естественные религии, действительно ли они суть ложные религии. По своим главным наиболее характеристическим особенностям все естественные религии, несмотря на их многочисленность и крайнее разнообразие, могут быть сведены к нескольким группам. Обыкновенно таких групп различают три: первую из них составляет язычество (или паганизм), в свою очередь разделяющееся на язычество некультурных народов и язычество культурных народов; вторую – новоиудейство (жидовство); третью – магометанство (мусульманство). Итак, в Прибавлении к Введению в Богословие нам предстоит рассмотреть – язычество, новоиудейство и магометанство, с целью обнаружения их естественного характера, и, таким образом, получить, кроме вышеизложенных положительных доказательств, еще косвенное доказательство истинности богооткровенной христианской религии. А. Внутренние признаки ложности естественных религий.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010