Б. Церковное право как наука Часть первая. Источники Церковного права Отдел первый. Правообразовательные источники в церкви по их значению и употреблению Отдел второй. История источников Церковного права Глава I. История законодательства вселенской церкви с I по Х век Глава II. История источников права православной церкви с X века А. Развитие законодательства Константинопольской церкви с X по XV в. Б. История источников Церковного права в русской православной церкви Глава III. История источников права римско-католической и других христианских церквей церкви Б. Источники права евангелической церкви В. Источники права армяно-грегорианской церкви Часть вторая. О церковном устройстве Отдел первый. Устройство православной церкви Глава I. Личный состав православной церкви А. Способы вступления в члены православной церкви следующие Б. Различие членов церкви по правам и обязанностям I. Миряне II. Духовные лица Глава II. Об общественном устройстве и учреждениях церкви А. Первичные церковные общины II. Монастырь. III. Домовые церкви, IV. Характеристика строя приходской общины других поместных церквей. Б. Церковно-административные округа В. Епархия Отдел первый. История русской поместной церкви. Отдел второй. История Римско-католической церкви в пределах России А. Клирики Б. Римско-католическая иерархия В. Монашествующие Римско-Католической церкви Отдел третий. Устройство Евангелическо-Лютеранской церкви в России Отдел четвёртый. Устройство Армяно-Грегорианской церкви Часть третья. О церковно-правительственной власти I. Церковно-законодательная власть II. Законо-исполнительная власть церкви III. Церковно-судебная власть Часть четвёртая. О предметах церковного управления и имущества Отдел первый. Брачное право Отдел второй. Имущественное право церкви. Часть пятая. Учение об отношениях между церковью и государством Отдел первый. Очерк теорий и систем отношений между государством и церковью Глава I. О свободе религий в положительном смысле или о свободе вероисповеданий Глава II. О свободе религиозных убеждений или религиозной совести отдельных лиц Глава III. О свободе церкви, или об отношении государства к церкви и другим религиозным обществами Отдел второй. Исторический очерк отношений между государством и церковью Отдел третий. Отношения государства к церквям и вероисповеданиям по действующему русскому законодательству  

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

поиск:   разделы   рассылка Александр Журавский В поисках ответа на " школьный вопрос " в России Источник:  Bogoslov.ru Редакция портала Bogoslov.ru попросила меня прокомментировать статью " " Школьный вопрос " в России " , опубликованную в " НГ-религии " известным исследователем новейшей истории государственно-церковных отношений, доктором исторических наук, бывшим сотрудником Совета по делам религий, а ныне – начальником отдела по религиозным вопросам Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ М.И.Одинцовым. Соглашаясь на некий комментарий без предварительного ознакомления со статьей, я не предполагал, что столкнусь с необходимостью критических оценок, будучи убежден, что могут возникнуть разные толкования фактов и событий, выявиться разный взгляд на историю " школьного вопроса " , но не более. К сожалению, мне, как исследователю истории религиозного образования в России, пришлось столкнуться не только с разностью толкований. История светской школы в России берет свое начало, конечно, не в эпоху реформ Александра II, как в этом убеждает статья, а гораздо ранее. Еще при Петре I была создана Навигационная школа (в 1701 году), а по указу 1714 года – целая сеть цифирных школ по различным губерниям. За век до реформ Александра II во второй половине XVIII в. находим мы в России сложившуюся, хотя и весьма запутанную, систему светского школьного образования. Школьный устав 1786 года, согласно которому были созданы главные и малые народные училища, а затем школьный устав 1804 года, в соответствии с которым создавалась всесословная система гимназий, уездных и приходских училищ – это разве не история светской школы? Одновременно законом 1808 года создавалась новая (фактически, внесословная) структура духовно-учебных заведений (приходские и уездные духовные училища, семинарии, академии), в которых весьма велико было значение " светских " дисциплин (иностранные языки, арифметика, алгебра, геометрия, высшая математика, география, российская и всеобщая история, теоретическая и опытная физика, этика, эстетика, история философских систем и пр.). Этот период и эта " история конкуренции " (а, в действительности, определенной попытки образовательной синергии) почему-то остается за рамками статьи Михаила Ивановича. А ведь реформы и светской и духовной школы начала XIX века с уставами 1808-1814 гг. и введением двухлетних приходских школ на принципах " общего начального образования " вырабатывались группой во главе с выдающимся реформатором М.М.Сперанским. Уж его-то нельзя заподозрить в клерикализме.

http://religare.ru/2_5508.html

[Рец.]: Бессонов И. А. Пророчества книги Даниила: происхождение, история экзегетики, толкование. Царство святых всевышнего и мировая история Источник В 2019 г. в известном петербургском издательстве «Алетейя» вышла книга Игоря Александровича Бессонова, посвящённая толкованию отдельных пророчеств библейской Книги пророка Даниила. Автор – светский исследователь (со всеми вытекающими из такой характеристики особенностями) 1 . Его подход к анализу библейского текста предполагает рассмотрение объекта исследования с нейтральной позиции учёного, не принадлежащего ни к одной из традиционных конфессий. В этом смысле характерно, что в самом начале книги автор, говоря о своих принципах толкования, заявляет о намерении «иногда приводить в качестве аргументов идеи, образы и толкования, почерпнутые из более поздних религиозных традиций – иудаизма, христианства и ислама » (с. 17) (обратим внимание на перечисление столь разных религий «через запятую»). В частности, для И.А. Бессонова труды сектантов имеют авторитет, сопоставимый с авторитетом других толкователей, в том числе отцов и учителей Церкви. Эта книга – первая монография автора по библеистике; ранее небольшой отрывок из неё был опубликован в виде статьи в «Вестнике ПСТГУ» 2 . Все остальные работы автора написаны по религиоведению и фольклористике: в 2010 г. кандидатская диссертация на тему «Русская эсхатологическая легенда: источники, сюжетный состав, поэтика» и несколько религиоведческих монографий 3 . Таким образом, можно сказать, что автор в какой-то мере является начинающим библеистом, и эта книга – первый опыт его работы в данной научной сфере. Настоящая монография в своей основной части состоит из семи разделов; при этом первый раздел «Книга Даниила и общие принципы библейской экзегетики» одновременно исполняет функции введения. Здесь автор сначала говорит о характере и задачах исследования, затем представляет анализ вопросов, связанных с библейской герменевтикой и частной исагогикой Книги Даниила (кстати, целесообразнее было бы разделить две столь разные тематики). Остальные шесть разделов содержат толкования избранных фрагментов Книги пророка Даниила: глав 2, 4, 7–9, 11–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Содержание Православный палестинский сборник Том 1, выпуск 1-й 1881 г. Православие в Святой Земле Издание В. Н. Хитрово 1. Предисловие 1.1 Нынешний Иерусалим – это ли тот Иерусалим Горний или же это та Святая Земля, неизменившаяся со времен Вознесения спасителя? 1.2 Обширность Святой Земли, население и смена религий за последние 12 веков. 2. История создания протестантской общины на Святой Земле, начиная с 1820гг. 2.1 Первые английские и американские протестантские миссионеры: Чуди, Вольф, Дальтон, Николайсон и др. 2.2 Прусское предложение к пяти державам об единении защиты протестантов в Иерусалиме в 1840 гг. 2.3 Попытка учреждения соединенного англикано-евангелического епископства на Святой земле в 1841 году. 2.4 Первые протестантские епископы: М. С. Александер, С. Гобат. 2.5 Протестантская пропаганда на примере деятельности пастора Флиднера с 4-мя кайзерскими диакониссами. 2.6 Протестантская колонизация Святой земли. 2.7 Роль английских и германских учёных экспедиций и путешествий в культурной пропаганде протестантского мира. 3. История развития латинской общины на Святой Земле. 3.1 Средина 14 столетия – первые францисканские монахи. 3.2 Постоянная и нескончаемая их борьба с православными и армянами. 3.3 Кармелитские монахи: история монаха фра Джиованни Баптист из Фраскати, восстановившего монастырь на горе Кармел. 3.4 Восстановление латинского иерусалимского патриархата, 1846 г. 3.5 Первый латинский патриарх Иосиф Валерга и его деятельность. 3.6 Латинская пропаганда на примере сотрудников Валерги: А. М. Ратисбонна и общины сионских сестер в Палестине. 3.7 Как латиняне использовали ситуацию во время последней войны России с Турцией. 3.8 Краткая схема возникновения в Святой Земле латинской общины. 3.9 Сравнительная схема возникновения протестантской общины. 3.10 Политическая подкладка английских, немецких, французских ученых экспедиций на Святую Землю. 3.11 «Сила не в силе, сила в любви». 4. История православного Иерусалимского патриархата с 15 века и до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

А. Михайлов Вступление По общему верованию мусульман, все содержание Корана состоит из Божественных откровений, данных избранному пророку Мухаммеду. Частью записанные еще при нем на пергаменте, пальмовых листьях, и костях и другом письменном материале, частью только заученные на память его последователями, эти откровения были собраны первыми халифами и при Османе окончательно составили из себя священный для мусульман кодекс истин веры, нравственности и священной истории. Само собою понятно, что этот кодекс не мог умолчать о христианстве. Как произведение VII в. по РХ, когда христианство уже успело распространиться далеко за пределы римской империи, Коран, конечно, вместил в себе нечто, касающееся вероучения и истории христианской религий. Вероучение это изложено в форме догматических положений, а история в форме исторических сказаний из жизни св. Иоанна Предтечи, Пресвятой Девы Марии, Иисуса Христа, апостолов и семи спящих ефесских отроков. Мухаммед как будто чувствовал нужду, кроме догматических отзывов о христианстве, в этих именно сказаниях установить правильный взгляд, или как он сам говорит взгляд по слову истины (К19:35) на Иисуса и на дело, совершенное Им на земле. Важность для науки рассмотрения коранических сказаний о новозаветных лицах ясна сама собой. Ответ на вопрос, как отобразилась христианская история в уме Мухаммеда, что она потеряла здесь и что приобрела, этот ответ можем быть прекрасной иллюстрацией для ориентальной науки вообще и науки церковной истории Востока в частности. Он может уяснить духовную жизнь араба VII века с её запросами, влияние на нее тогдашней христианской культуры, отношение к ней араба и т.п. Он доказывает, что христианство в VII веке было уже распространено в Аравии, и объясняет даже, какие христианские секты были там наиболее влиятельными. Все это важно для чисто теоретической науки, если можно так назвать науки о востоке и о восточной церкви. Но еще более важно рассмотрение коранических сказаний о новозаветных лицах и событиях для прикладной науки миссионерской, противомусульманской.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А.С. Смыкалин Глава IX. История взаимоотношений Русской Православной Церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями 1.  Церковь и нехристианские религии. Религиозная статистика. Канонические принципы взаимоотношений христиан с иноверцами. Основные принципы отношений Русской Православной Церкви к инославию. 2. Правовой статус Русской Православной Церкви в современном Российском государстве. Конституционный статус Русской Православной Церкви. Статус Русской Православной Церкви в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Экстремистская деятельность религиозных организаций, запрещенных на территории Российской Федерации. Борьба Русской Православной Церкви с сектантской деятельностью. 1. Церковь и нехристианские религии Религиозная статистика. Христиане в совокупности составляют примерно одну четвертую населения Земли – около 1,5 млрд человек. Общие религиозные корни связывают христианство с иудейской религией, приверженцы которой относительно немногочисленны и насчитывают около 15 млн, а также с исламом, который объединяет более 1 млрд верующих. Помимо монотеистических 152 , есть и политеистические 153 религии, в том числе и мировые. К их числу принадлежат, например, буддизм (более чем 0,5 млрд человек), конфуцианство, являющееся в большей мере этической доктриной, чем религией, и потому вполне совместимое с буддизмом или синтоизмом. Множество последователей у разнообразных индуистских культов, которых придерживается, например, большинство граждан Индии. Развитые формы религиозного культа, богатая религиозная литература характерны и для таких религий, как даосизм, синтоизм, джайнизм. Существуют и синкретические религии; некоторые из них включают в себя отдельные элементы христианства, подобно возникшему уже в 20 столетии мунизму. Значительная часть населения Африки и ряд индейских племен Америки сохраняют традиционные племенные языческие культы. В ХХ в. атеистов и агностиков насчитывалось около миллиарда человек, особенно много их было в Западной Европе, Китае и Японии. Большое количество неверующих при этом продолжают осознавать свою принадлежность к той или иной религиозной культуре и при социологических опросах (как это не парадоксально) называют себя, к примеру, неверующими в Бога католиками или иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Закрыть Ложь из недр большевистского агитпропа История Цесаревича Николая Александровича и балерины М. Кшесинской Андрей Хвалин   09:37 06.02.2018 2127 Время на чтение 9 минут В минувшем году, в столетнюю годовщину начала гонений на Русскую Православную Церковь и в канун 100-летия мученической кончины Царской Семьи, на Екатеринбургской Голгофе усилились нападки на святого Царя Николая. К общей антицерковной пропагандистской кампании можно отнести и весь комплекс проблем, связанных с выходом в свет кинофильма «Матильда», посвященного отношениям Наследника Цесаревича Николая Александровича с Матильдой Кшесинской. Из истории мировых религий и литературы специалистам прекрасно известны факты мистификаций или подделок тех или иных сочинений и авторов. Например, постоянно вспыхивают дискуссии вокруг ранних христианских памятников, истории создания и авторства религиозных текстов. Хорошо известна ситуация вокруг возникновения и бытования шекспировских пьес. В советский период русской истории, начиная со школьной скамьи, нам внушалась мысль о том, что якобы М.Ю. Лермонтову принадлежат строки: «Прощай, немытая Россия...». И таких примеров фальсификаций и мистификаций - легион. К ним можно отнести и пуб­ликацию так называемых «бахрушинских дневников» М. Ксешинской, по-своему тонкую и изобретательную. (По словам сотрудников музея Бахрушина, «история появления в его фондах этих дневников напоминает настоящий детектив. Когда в 1918 году революционно настроенная толпа устроила погром особняка Кшесинской в Петрограде, нашелся человек, который сумел спасти ее домашний архив. Имя этого человека так и осталось неизвестным, однако главное, что он был знаком с Владимиром Александровичем Рышковым... Он взял несколько тетрадей с дневниковыми записями Матильды, охватывающими период с 27 ноября 1886 года по 23 января 1893 года, черновики писем к Николаю и тщательно скопировал значительную их часть - ту, которая относится ко времени возникновения и развития романа балерины с наследником». Таким образом, «бахрушинский дневник» М.Кшесинской не является оригинальным автографом и не может быть отнесен к числу надежных источников. (См. «Московский комсомолец» от 19 марта 2017 г.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/6/loz...

Закрыть Правда Божия, небесная и земная, человеческая Будем просить Господа и святых, к которым прилежат сердца наши, чтобы вернуть к жизни нашу русскую, самобытную страну-цивилизацию Сергей Тимченко   09:09 06.12.2023 157 Время на чтение 7 минут Фото: uznayvse.ru Наш русский философ Александр Панарин как-то заметил, что «со времён появления великих мировых религий мировая история включает мистическую составляющую в качестве скрытой пружины и вектора». Для многих людей светских эта мысль, возможно, была нова, но большинству православных хорошо известно, что с момента появления в мире Адама и Евы человеческая история «в качестве скрытой пружины и вектора своего развития» включает «мистическую составляющую», именуемую в Православии Промыслом Божиим. Его суть в том, что над всем, что происходит в личной жизни человека, в жизни различных сообществ и государств, незримо господствует Бог, Его всеблагая и всемогущая воля, все обращающая ко благу и спасению. Именно в этом состоит высшая правда Божия. «Ничто не случается с человеком без соизволения и попущения Божия», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). И ничто в мире не происходит без воли Господа. Но далеко не всегда мы в силах понять божественный замысел, Божие промышление, действующее в нашей жизни. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь (Ис. 55:8). Мы созданы Господом, Его Словом и Его волей, и Он ведёт нас таким путём, который совершенно отличается от того, что может представить наше воображение, ибо непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33). «Все от Бога – и благое и скорбное, и недостойное, – напутствует нас преподобный Ефрем Сирин, – но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, когда живем добродетельно и благочестиво. По домостроительству, когда, совершая ошибки и согрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся». Современный мир, как и от начала веков, управляется религиозно; и главные действующие, но скрытые от глаз силы мировой геополитики есть силы религиозные. Об этом обстоятельно, на множестве конкретных примеров, поведала нам в своей сенсационной книге «Невидимая Хазария» Татьяна Грачёва, проанализировав события, связи и характеристики лиц большой политики.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/06/pr...

Исторический процесс: От гонений до свободы совести Как должны строиться отношения Церкви и государства? Какие уроки преподносит нам история? Кто главный враг Церкви сегодня? Обо всем этом беседовали и спорили Николай Сванидзе и Дмитрий Киселев, а также приглашенные ими в телестудию эксперты. 23 апреля, 2012 Как должны строиться отношения Церкви и государства? Какие уроки преподносит нам история? Кто главный враг Церкви сегодня? Обо всем этом беседовали и спорили Николай Сванидзе и Дмитрий Киселев, а также приглашенные ими в телестудию эксперты. Выпуск передачи Исторический процесс 18 апреля 2012 года. «Церковь и государство: от гонений 20-х годов до свободы совести сегодня». Только соединив прошлое и настоящее, мы сможем понять нашу историческую судьбу. Исторический процесс идет. Слушается дело о церкви и государстве, от гонений 20-х гг. до свободы совести сегодня. Слово господину Сванидзе. Николай Сванидзе: Приход большевиков к власти в 1917 году означал не только запрет Церкви, убийства священников и разгром храмов. Приход большевиков ставил Церковь перед тяжелейшим трагическим выбором — сотрудничать или не сотрудничать с новой безбожной властью ради выживания Церкви как таковой? Выбор был сделан — сотрудничать. Новая безбожная власть сказала: «Хорошо». Новая безбожная власть разрешила Церкви дышать, но за это потребовала от нее сотрудничества в самых унизительных, развращающих формах. Власть по мере нужды использовала Церковь в своей политической необходимости, в политических целях. Это было очень тяжело. Это было иногда тяжелее и мучительнее, чем смерть, и не все могли это вынести. Когда советская власть кончилась, всем казалось, что и общество сейчас выйдет достаточно быстро из замороченного состояния, и Церковь легко сбросит путы прошлого, реально на самом деле отделившись от государства. На самом деле оказалось все гораздо сложнее. Слово господину Киселеву. Дмитрий Киселев: Православие, ислам, буддизм и иудаизм создали Россию. В отличие от Европы здесь никогда не было религиозных войн. Сейчас многоцветие российских религий остается для нас важнейшим культурным ресурсом.

http://pravmir.ru/istoricheskij-process-...

Пётр Заведеев История Русской Церкви Период I-ый (Киевский) 1. Распространение христианства. Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что начало христианства в России положено, еще во времена апостольские, апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию, Самофракию и Сарматию, он доходил будто бы и до Днепровских гор, благословил их и предрек, что над ними воссияет благодать Божия. Но это предание представляется невероятным, ибо идти тою дорогою, о которой говорить предание, апостолу Андрею было не за чем, хотя вообще христианство на южных берегах Крыма и по югу России мы видим очень рано. В Крыму были христиане во время пребывания там Климента Римского , который был сослан сюда из Рима в 94 году; в IV веке упоминаются епархии Херсонская и Босфорская; в VII и VII вв. епархии Сурожская и Фульская. Из этих местностей семена христианства могли заноситься в Россию, но падали, так сказать, на большой дороге, по которой непрестанно двигались в Европу разные азиатские орды. Вдова Игоря, Ольга, мудрейшая из всех люден, как ее называет летопись, сама пожелала креститься, и в 957 году, уже 67 лет от роду, крестилась в Константинополе. Крещение совершено было патриархом Полиевктом; с ней крестились многие из ее спутников. Возвратившись в Киев, Ольга, в крещении – Елена, стала уговаривать принять крещение сына своего Святослава, но он и слушать не хотел. Владимир, внук Ольги сначала был, как и отец, язычником. История его рисует очень ревностным язычником; он ставил и украшал кумиры в Киеве. Но может быть самая эта ревность к язычеству повела только к большему обнаружению его несостоятельности и ускорила переворот в убеждениях князя и лучших людей. Начался выбор новой веры. Этот выбор, подробно изображенный в летописном сказании о беседе Владимира с миссионерами разных религий, склонился на сторону греческого православия. Греческий миссионер, по этому сказанию, сильно подействовал на Владимира своим учением об искуплении и будущей жизни и, особенно, иконою страшного суда, которую показал князю.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010