Закрыть itemscope itemtype="" > «Одухотворенный, умный, талантливый, человечный» От коронавируса скончался руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов 31.05.2021 1806 Сегодня на семьдесят шестом году жизни отошел ко Господу руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ, клирик Николо-Кузнецкого храма, кандидат исторических наук, доцент, протоиерей Лев Семенов, сообщает сайт ПСТГУ . Причина смерти – коронавирус, отмечает сайт Фома . Отец Лев окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета по специальности «История», начал свою преподавательскую деятельность в 1972 году в КГУ, а затем 21 год преподавал в Тверском государственном университете. В 1982 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В 2000 году был рукоположен в сан диакона, а в 2002 году — в сан иерея архиепископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником). С 2005 года отец Лев работал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а с 2011 года был штатным клириком храма святителя Николая в Кузнецах. «С 2009 в течение 5 лет протоиерей Лев Семенов был деканом факультета дополнительного образования. Он был неизменно внимателен к коллегам и учащимся. Его лекции по истории Церкви всегда были интересными и содержательными. Отец Лев был эрудирован во всех областях: прекрасно вел и студенческие конференции, и научные собрания. Работать рядом с отцом Львом было легко и радостно!» — вспоминает декан факультета дополнительного образования Неля Леонидовна Иванова. С 2012 года отец Лев был руководителем Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Он также являлся членом Кандидатского диссертационного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, членом Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, председателем Комитета Ассамблеи народов России по взаимодействию с религиозными объединениями, членом Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС), председателем Совета РОО «Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур», председателем Православной ассоциации культурных инициатив, членом Правления Общества дружбы и культурных связей с Грецией и Кипром «Филия», председателем клуба дружбы с Грецией и Кипром «ПСТГУ-Греция-Кипр», действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества, членом Экспертной комиссии Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/31/od...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поместный собор 1971 г.: Вопросы и размышления... История добывает для юности разум стариков 26.07.2007 739 Время на чтение 24 минут За последние двадцать лет написано много работ, освещающих различные недоступные ранее для читателей периоды церковной истории ХХ века. Но есть события, которые еще ждут своего исследователя. К этим важным вехам государственно-церковной истории следует отнести 70-е годы прошлого столетия, наполненные масштабными событиями: это - и дарование автокефалии Православной Церкви в Америке, и укрепление позиций Православия в Японии, и, конечно, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года. Одним из бесценных источников для осмысления этого события являются воспоминания владыки Василия (Кривошеина) о Соборе, участником которого он был. Данная статья, написанная по материалам ГАРФа (Государственный архив Российской Федерации) и РГАНИ (Российский Государственный архив новейшей истории), освещает иные стороны этого важнейшего события в истории Церкви двадцатого столетия. 17 апреля 1970 года на 93-м году жизни почил Святейший Патриарх Алексий (Симанский), один из выдающихся архиереев ХХ столетия. Власть в лице А. Н. Косыгина выразила свое соболезнование. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), ставший Местоблюстителем Патриаршего Престола, пытался выразить слова благодарности советскому правительству через газету " Известия " и для этого обратился в Совет по делам религий при Совете Министров СССР , который, в свою очередь, написал докладную записку в ЦК КПСС. Переписка продолжалась с 8 по 20 мая 1970 г. Митрополиту в публичной благодарности отказали, разрешив только " направить Председателю Совета Министров СССР товарищу А. Н. Косыгину телеграмму, в которой он выразил благодарность за выраженное правительством соболезнование по случаю кончины патриарха Алексия " . Я специально привожу этот пример в начале повествования, ибо нам, живущим сегодня в иных условиях, трудно себе представить такое, а еще сложнее понять...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Категория : Сирия Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Mipъ Сирия Сирия (араб. ‎‎), полное наименование — Сирийская Арабская Республика (араб. ‎‎, аль-Джумхурийя аль-Арабийя ас-Сурийя) — государство на Ближнем Востоке, граничащее с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Омывается Средиземным морем на западе. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Антиохийская Православная Церковь [ править править код ] Христиане в Сирии составляют около 10 % населения. Основная христианская церковь в Сирии — Восточная православная, но христианство в Сирии не является монолитным, а представлено разными церквями, в том числе: Антиохийская православная Церковь (официальное название в документах на арабском в переводе на русский язык Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока (араб. ‎‎)) — автокефальная поместная православная Церковь, занимающая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Один из четырёх древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. По преданию, основана около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом. С 451 года — Патриархат. Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и поборники православия: преподобный Иларион Великий (ск. в 371 году; память — 21 октября) — основатель монашества в Палестине; святитель Иоанн Златоуст (ск. 407 году), родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; преподобный Иоанн Дамаскин (ск. в 780 году; память — 4 декабря); и многие другие. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии. Полный исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока. История [ править править код ] Начальный период. I—V века [ править править код ] Основателями Антиохийской церкви традиционно считаются апостолы Пётр и Павел, о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, Блаженный Иероним, св. Лев I Великий). Вскоре после основания Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которая длилась до 313 года, когда императорами Константином Великим и Лицинием был направлен Миланский эдикт, разрешивший исповедание любых религий на территории империи. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства. Это вызвало раскол, длившийся до 381 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Сири...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАЗАРЕНКО Александр Васильевич (16.01.1948, Панявежис, Литовская ССР - 19. 01. 2022, Москва), российский историк-медиевист, филолог. Главный научный сотрудник ИВИ РАН, руководитель Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН (с 2012), председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории», член Церковно-научного и Научно-редакционного советов «Православной энциклопедии», член совета, председатель научной секции ИППО, ответственный редактор альманахов «Религии мира: история и современность», «Церковь в истории России», член редколлегии периодических изданий: «Древнейшие государства Восточной Европы», «Древняя Русь: вопросы медиевистики», «Средневековая Русь», «Православный Палестинский сборник» и др. Автор ок. 400 научных работ. Окончил физико-математическую школу-интернат 18 им. А. Н. Колмогорова при МГУ (1967), филологический фак-т МГУ (по кафедре романо-герм. филологии) (1972). В 70-90-х гг. XX в. научная деятельность Н. была связана с проектом Ин-та истории СССР АН СССР (с 1992 ИРИ РАН) по изданию зарубежных источников по истории Др. Руси, к-рый в 1969 г. инициировал В. Т. Пашуто. Защитил кандидатскую («Русь и Германия во 2-й пол. Х в.: Начало политических взаимоотношений», 1989) и докторскую («Древняя Русь и Запад: Русско-немецкие связи IX-XII вв.», 1996) диссертации. Во время продолжительной работы в Ин-те «Monumenta Germaniae Historica» в Мюнхене (в качестве стипендиата Фонда им. Александра Гумбольдта) им были собраны материалы и написаны статьи по истории политических, культурных, экономических связей Древнерусского гос-ва со странами лат. Европы и с Византией, вошедшие в фундаментальное исследование «Древняя Русь на международных путях» (М., 2001), за которое автор удостоен премии имени митр. Макария (Булгакова) 1-й степени (2001). Это направление в исследованиях Н. было продолжено циклом новаторских работ по сравнительной типологии политико-династического строя Др. Руси. Участие в подготовке комментированного переиздания «Истории Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) (90-е гг. XX в.), а с 2000 г. в издании «Православной энциклопедии» привело Н. к углубленному исследованию не только истории Русской Церкви X-XIII вв. (христианизация Руси, становление епархиальной структуры, взаимоотношения Церкви и гос. власти, международные церковные связи, паломничества), но и формирования церковно-религ. основ рус. национально-гос. самосознания.

http://pravenc.ru/text/2564614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «NOSTRA AETATE» [Лат. «В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям. История составления Первоначальная схема под рабочим названием «Decretum de iudaeis» (Декрет об иудеях), ставшая потом гл. 4 «N. a.», была разработана накануне Собора по личной инициативе папы Римского Иоанна XXIII усилиями основанного им в 1960 г. секретариата по содействию христ. единству во главе с кард. Августином Беа при активном участии евр. историка иудаизма и общественного деятеля из Швейцарии Э. Л. Эрлиха и австр. прелата евр. происхождения Й. М. Эстеррайхера (подробно см.: Recker. 2007. S. 167-169, 243-254, 386-399). Целью папы и его единомышленников являлось провозглашение документа, направленного против любых проявлений антисемитизма в католич. богословии, церковной жизни и культуре, отражающего отношение католицизма к иудейскому народу в исторических условиях после пережитого нацистского геноцида, к тайне его избрания в домостроительстве спасения Божия. Однако ввиду последовавшей крайне негативной реакции на это намерение араб. стран, находившихся в конфликте с Израилем, многостороннего внешнеполитического давления и внутреннего сопротивления епископов Ближневосточного региона (см. ст. Восточные католические Церкви ), опасавшихся последствий для своей паствы, его принятие было временно отложено. На 2-й соборной сессии в 1963 г. схема снова обсуждалась, но уже в качестве составной части или приложения к декрету об экуменизме «Unitatis redintegratio» и в контексте вопроса о свободе вероисповедания. В сообщении кард. А. Беа Собору особо подчеркивалась необходимость избежать поводов для искажающих замысел политических интерпретаций ( Bormanns. 2010. S. 33). В известной степени их предотвращению способствовали встречи папы Римского Павла VI с представителями Иордании и Израиля, состоявшиеся в рамках его паломничества на Святую землю в янв. 1964 г., и его энциклика «Ecclesiam suam» (6 авг. 1964), в к-рой понтифик обратился к теме диалога с верующими др. религий, в особенности монотеистических, призвав католиков уважать и признавать их духовные и моральные ценности (bona spiritualia et moralia) и стремиться к сотрудничеству в различных сферах на основе общих социально-культурных идеалов (AAS. 1964. Vol. 56. P. 654-655).

http://pravenc.ru/text/2577967.html

Митрополит Иларион: Несмотря на трудности, Русская Православная Церковь неизменно совершала попечение о православных верующих Китая 26 ноября 2010 г. 17:25 В ходе пресс-конференции, которая прошла 25 ноября 2010 года в Отделе внешних церковных связей , председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион затронул, в частности, вопросы жизни Китайской Автономной Православной Церкви . Как отметил владыка Иларион, в нынешнем году исполнилось 325 лет существования Православия в Китае. История его ведется с того момента, когда в Пекин вместе с пленными казаками-албазинцами прибыл русский священник Максим Леонтьев. С 1713 года в Китае действовала Русская духовная миссия, которая в течение долгого времени исполняла также функции российского дипломатического представительства. На базе Миссии, которая существовала и в XX веке, в 1957 году была образована Китайская Автономная Православная Церковь. Однако за годы «культурной революции» от нее почти ничего не осталось, и многие православные храмы, которые были возведены в прежние времена, оказались либо разрушенными, либо перестроенными под различные нужды. После начала политики реформ и открытости в Китайской Народной Республике власти страны открыли Покровский храм в Харбине, а затем и храмы в некоторых других городах Китая. «Русская Православная Церковь, — отметил председатель ОВЦС, — все эти годы совершала попечение о православных верующих Китая, хотя это не всегда было легко». В настоящее время у Китайской Православной Церкви есть только два священнослужителя-китайца, оба они находятся в весьма преклонном возрасте: одному исполнилось 87 лет, другому — 83 года. «Отдел внешних церковных связей на протяжении многих лет работал над установлением регулярных контактов с государственными органами Китайской Народной Республики, — рассказал митрополит Волоколамский Иларион. — Особый вклад в это внес мой предшественник на посту председателя ОВЦС, а ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Именно в годы его руководства Отделом внешних церковных связей установились прочные партнерские отношения между ОВЦС и Государственным управлением КНР по делам религий».

http://patriarchia.ru/db/text/1328433.ht...

Молодость – роковая пора. Лекция профессора Алексея Осипова Почему именно в молодости человек выбирает свою судьбу? И как здесь может помочь Православие? 14 июля, 2015 Почему именно в молодости человек выбирает свою судьбу? И как здесь может помочь Православие? Что может дать молодежи Православие, и почему именно в молодости человек выбирает свою судьбу? На эти и другие вопросы ответил профессор Московской академии Алексей Ильич Осипов в своей лекции «Церковь и молодежь», прочитанной в 2002 году в Одинцово. Придя сюда, в это здание, я почти заблудился – тут, в некотором смысле, лабиринт. И наша сегодняшняя жизнь в России – это тоже, в своём роде, лабиринт, из которого не знаешь, как выбраться. Когда-то было проще: были атеизм и религия, всё было ясно, была идеология, все строили прекрасное будущее: кто сознательно, кто с усмешкой – общий вектор был всем понятен. Сейчас мы попали в совершенно иное положение, когда очень многие люди не знают, куда идти. Произошло такое столкновение разных мировоззренческих систем, религий, сект, идеологий, политических воззрений, что человек действительно оказывается в лабиринте. Где выход, какова цель? Зачем дикарю ум философа? Мне вспоминается одна история из Древней Греции: знаменитый Пифагор пришёл к одному князю по имени Леон, представился. Тот спрашивает: «Кто ты будешь?» Пифагор ответил: «Я просто философ». – «Философ? А кто это такой?» Пифагор тогда ответил интересную вещь: «Вы же знаете, что такое торжище, рынок? Люди там толпятся, шумят, торгуются, спорят, обманывают друг друга, а некто сидит в стороне, на возвышении, и только смотрит на всё это». Смотрит и оценивает. Он ищет смысл, рассматривает эту жизнь. И когда он находится один, то он может найти смысл. Увлечённый вовлекается, занимается мелочами, спорит, дело может дойти до серьёзных конфликтов из пустых вещей. Люди семейные знают, из чего разгораются пожары, которые сжигают весь дом, разрушают семью. Так на что смотрит философ? Сейчас каждого думающего человека мучает мысль, которая вызывает страдание от невозможности решить её. Мы не знаем, куда идти. С одной стороны находится мощный поток, с другой – слабый, который не имеет таких средств, чтобы выразить себя в полную силу.

http://pravmir.ru/molodost-rokovaya-pora...

Мониторинг СМИ Война учебников Споры вокруг преподавания «Основ православной культуры» не утихают 04.10.2006 11:20 В ходе своего визита в Санкт-Петербург Патриарх Московский и всея Руси Алексий II однозначно определил позицию Русской Православной Церкви относительно преподавания «Основ православной культуры» (ОПК) в школах. Выступая 25 сентября перед преподавателями и студентами духовных школ города, Патриарх сказал: «История религий» не даст нравственного стержня человеку. Сейчас, когда попраны нравственные основы жизни, человеку нужно дать ориентиры, дать возможность изучать основы своей культуры». Алексий II подчеркнул, что «Основы православной культуры» – это «культурологический предмет» и что каждый образованный человек должен знать историю культуры своей страны. Такую позицию Патриарх озвучивал и раньше. Тем не менее в преддверии заседания Общественной палаты РФ, посвященного проблемам преподавания основ религии в школах, поддержка Русской Православной Церковью курса ОПК выглядит все более определенно и рельефно. Впрочем, этот рельеф все же подвержен некоторым изменениям. Выступая в целом за ОПК, Церковь корректирует свою позицию в зависимости от интенсивности общественной дискуссии. Если в феврале митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) призывал министра образования Андрея Фурсенко «не бояться того, что в школу придет священник», то теперь Патриарх заявил, что «мы не ставим вопрос о том, чтобы священники шли в школы». К полемике вокруг «Основ православной культуры» активно подключились и другие религиозные и общественные организации. В числе критиков введения курса как обязательного Совет муфтиев России (СМР). 26 сентября его позицию озвучил ректор Московского исламского университета (МИУ) Марат Муртазин. «Мы не против «Основ православной культуры» как факультатива, на добровольной основе, с согласия родителей. Мы тоже готовим учебник по основам исламской культуры. Но мы выступаем против введения этого предмета в государственной муниципальной школе в качестве обязательного. Это приведет прежде всего к ущемлению прав детей-мусульман», – заявил Муртазин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Образование с крестом РПЦ добилась отступления от принципа отделения ее от школы 19.02.2008 11:29 Принцип светского образования, записанный в Конституции России, под угрозой. На очередных Рождественских чтениях управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) потребовал изменения закона об образовании, принятого Государственной думой осенью прошлого года. По его мнению, новая редакция закона фактически упраздняет региональные компоненты образования, в рамках которых мог бы преподаваться курс " Основы православной культуры " . " В настоящее время Министерство образования и науки работает над новым поколением образовательных стандартов, - напомнил он. - И мы просим принять все меры, чтобы группа разработчиков стандартов предусмотрела включение нового предмета " Православная культура " в обязательную школьную программу, чтобы дети из православных семей могли изучать православную и духовно-нравственную культуру " . Обратим внимание на казалось бы незначительное, но весьма важное изменение названия предмета. Клир требует, чтобы в школе преподавались не " Основы православной культуры " , а " Православная культура " . А это другой объем материала, большее число часов. Соответственно, период обучения теперь должен составлять 11 лет. Как говорится, от звонка до звонка. Одновременно высокопоставленный представитель церкви выступил против введения в школьную программу курса " История религий " и соответствующего учебника под редакцией академика Александра Чубарьяна. " Такой учебник не решает задачи духовно-нравственного воспитания школьников " , ибо может привести к " нравственному релятивизму и религиозной индифферентности " нового поколения, пояснил митрополит. Ползучий клерикализм Наступление на светский характер образования ведется в России давно и по многим направлениям: от требований признания ученых степеней по богословским предметам до атак на теорию эволюции. На первый взгляд, нападки на эволюционную теорию в начале XXI века выглядят анекдотичными. Но на самом деле под маской креацинизма скрывается хорошо продуманная акция по дискредитации научного знания и замены его верой. При этом биология и ее разделы - это только первый этап клерикального наступления. На очереди астрономия и другие естественные науки. Такие попытки были неоднократно в прошлом, и сценарий их проведения хорошо известен.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О просветителе нашего русского народа св. православною христианскою верою, князе Владимире повествуется следующее. Был сначала ревностным язычником, Владимир почувствовал пустоту языческой религии и решился найти и принять истинную и спасительную веру. Когда узнали об этом намерении славного князя соседние народы христианских и нехристианских вероисповеданий, то каждый предложить ему свою религию. Приходили к нему с этой целью проповедники веры еврейской, магометанской, и христианской-римско-католической и греко-восточной. Своим светлым умом и чутким сердцем Владимир прямо понял неистинность еврейской и ложность магометанской религии. Из христианских же религий более понравилась ему православная, греко-католическая. История повествует, что сначала греческий проповедник изложил ему учение своей веры, по всей вероятности, указал при этом и отличие его от других вероучений, не только еврейского и магометанского, но и христианского, неправославного – римско-католического вероисповедания и затем развернул перед ним картину Страшного Суда , которою произвел большое впечатление на князя. Наконец, когда возвратились посланные св. Владимиром для испытания религии на месте, 10 вельмож и сказали, что им более всех понравилось богослужение греческой церкви, это окончательно склонило св. князя к принятию греческой религии. И вот, благодаря св. Владимиру, мы, россияне, сделались именно сынами православной греко-восточной церкви. 13 лет тому назад мы торжественно, воссылая благодарение Господу ц прославляя своего просветителя, праздновали 900 лет со времени крещения Руси. Нет сомнения, что когда еврейский, магометанский и римско-католический проповедники предлагали свою религию св. князю Владимиру, то каждый хвалил свою веру, называя лишь ее истинною и спасительною, и охуждал другие, в том числе и православную, которую предпочел другим и избрал св. наш просветитель. И в наше время евреи не перестают считать свою веру истинною, ожидая обещанного их древним предкам от Бога Мессию. Магометане тоже считают свою веру такою же, называя нас христиан «гяурами» – нечистыми животными, а самих себя правоверными; католики же учат, что их религия единственно спасительная на земле, и называют нас православных «схизматиками», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010