О.Ю. Васильева Вместо введения... История Второго Ватиканского Собора – весьма распространенная тема научных изысканий в Европе. Что касается российских исследований, то они стали возможны с открытием доступа в отечественные архивы в начале 90-х гг. и составляют, в первую очередь, часть исследовательской программы по истории мировых религий. (Это – и материалы конференции «Второй Ватиканский Собор: взгляд из России» (1997), и вышедшие в 2002 году материалы конференции «Иоанн XXIII и современный мир: христианское свидетельство, сосуществование и сотрудничество». Основной круг обсуждаемых проблем сводился к истории Католической Церкви периода 60-х годов XX столетия. В круг интересов вошли и взаимоотношения советской власти с Ватиканом, которая активно включилась в сложные межцерковные отношения. Вне интересов научных обсуждений остались проблемы, связанные с последствием решений Ватиканского Собора для Русской Церкви и всего православия в целом, а также их роль в изменении соотношения сил в христианском мире. Эти и другие вопросы будут рассмотрены в книге. Среди них и вопрос ответственности власти за вмешательство в догматическую жизнь Русской Церкви, приведшее ее наблюдателей в Рим. Все эти внешнеполитические события проходили на фоне т.н. «церковной Хрущевской реформы», анализ которой также проведен автором. Важно отметить, что и внутриполитические, и внешнеполитические события тогдашней жизни страны даны в книге через призму восприятия Русской Церкви, т.к. большинство документов, используемых автором, принадлежат перу как самих наблюдателей Русской Православной Церкви на Ватиканском Соборе, так и русских иерархов и клириков, чья судьба, вопреки их воле, оказалась связанной со всем происходящем в стране и мире. Одним из них был митрополит Никодим (Ротов), чья жизнь и деятельность по сегодняшний день вызывают разночтения и неоднозначное отношение. В книге сделана попытка на основе документов проанализировать первые годы его служения на посту Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 30 2001 Храм Соломона Единственное место на земном шаре, которое от са­мой глубокой древности освящено поклонением Единому Богу и на которое издревле с благоговением взирали верующие трех религий — иудаисты, христиане и мусульмане, находится в восточной части Иерусалима. В конце Х I — начале Х вв. до Р. Х. Иерусалим стал столицей древнееврейского государства Израиль, а ок. 935 г. до Р. Х. — сто­лицей иудейского царства. К этому времени относится подъем строи­тельства в городе, когда были возведены новые крепостные стены, дворцовые и культовые здания. Наиболее выдающимся из них был храм, построенный в эпоху царей Давида и Соломона (кон. Х I в. — ок. 928 г. до Р. Х.). Большинство исследователей, следуя сообщению Библии, пола­гает, что Соломон построил храм на горе Мориа, на том месте, ко­торое его отец Давид купил у Орны Иевусеянина (2 Цар 24:18,25; 1 Пар 21 : 18–30). Но Давиду не суждено было совершить возве­дение храма; он воздвиг на гумне Орны только алтарь Единому Богу и умер, завещав продолжение строительства сыну Соломону. Соломон начал строить храм почти за 1000 лет до Р. Х. И на­чал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, ко­торая была указана Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид , — говорится об этом в Библии (2 Пар 3 : 1). Работы по строительству храма длились 7 лет (3 Цар 6; 7; 2  Пар 3 –4 ). Храм стал единственным местом поклонения Богу Иегове; Я освятил этот дом, построенный тобою , — говорил Господь Соломону, — чтобы имя Мое пребывало там вечно; очи Мои и сердце Мое будут там во все дни (см. 3 Цар 9 : 3). В этот храм был перенесен Ковчег Завета; место, где находи­лось Святое Святых, было запретным для посещения, и лишь раз в год сюда имел доступ первосвященник. Дальнейшая история ветхозаветного храма Впоследствии Иерусалим завоевывался, разрушался и вновь восстанавливался вавилонским царем Навуходоносором II , персидским царем Киром, египетским ца­рем Птолемеем, римлянами. Судьбу города разделял и храм Соломона: в 588 г. до Р. Х. он был разрушен Навуходоносором. Второй храм, строительство которого было начато по возвращении евреев из ва­вилонского плена в 524 году до Р. Х., строился в течение 19 лет и впоследствии неоднократно страдал от разрушений. В прежнем великолепии он был восстановлен при палестинском царе Ироде Великом (40 – 4 гг. до Р. Х.). Работы продолжались 46 лет (см. Ин 2:20).

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

Отделение 1-е: Евреи в Китае, Персии, Индии – их священные книги В. Завета, прочие MSS и памятники А. § I. Предварительные замечания В самых древних философских рассуждениях, доселе существующих в Китае, замечателен факт преобладающего монотеистического элемента, неразрывно связанного с упадком традиционной и патриархальной религий. Истина религии, сохранившаяся в человечестве, несомненно принадлежит израильскому народу, свято сохранившему у себя и священные письмена – в которых фиксирована и развита по возможности форма вероучения и Богопочтения. Рассеиваясь по всему миру, израильтяне являлись передовыми миссионерами и благовестниками Богооткровения в разных странах мира даже до Рождества Христова. Являясь в Китай в разные времена и разными путями до разрушения Иерусалима и после, они утверждаются в некоторых пунктах, устрояют свои общины и синагоги, имеют для того не только книги Ветхого Завета, но и прочие Богослужебные. Соприкасаясь с разнородными языческими элементами Израиль не мог не передавать, в силу простого взаимодействия сил, своих верований, проникших потом в умы лучших китайских мыслителей. Сходство многих воззрений этих мыслителей с Библейскими понятиями, приводило не раз многих европейских ученых к желанию проследить духовную жизнь и её формацию у китайцев в связи и под непосредственным влиянием еврейства, а потом христианской и даже мусульманской проповеди , также как критериумом высших идей у браминов и буддистов избирать и почитать Библейское Богооткровение. Премар, Будэ, Уайлье, Cibot, и другие ученые известны специальными сочинениями в сем роде, положившими начало сравнительному изучению религиозных систем и частных верований у разных народов, относительно коренных воззрений и понятий о Боге, мироздании, рае, древе жизни, первообетовании о Мессии, рождении Его от Приснодевы. 1 Несмотря на случайное сопоставление этих верований, их мнимое тожество или сходство, на самом деле замечается субъективная и намеренная концепция исследователей, не всегда выдерживающая критику.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Петропавловск-Камчатский. Собор Петра и Павла (старый). /// Объект утрачен Деревянный собор.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Петра и Павла Год постройки:между приблизительно 1850 и 1880. Год утраты:Не установлен. Адрес: Петропавловск-Камчатский (Петропавловский Порт) Координаты: 53.018068, 158.648681 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты История церкви началась в 1740 г., когда А.Чириков пожертвовал для расположенного на побережье Авачинской губы посёлка походную церковь, располагавшуюся в небольшой палатке и освящённую в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Несколько позже для неё было построено деревянное здание. В 1766 г. сооружение было перенесено к реке Паратунка, так как на старом месте было очень мало жителей. В 1810 г. храм был повторно освящен, но уже в честь святых Петра и Павла. Спустя четыре года к церкви пристроили придел и освятили его во имя Пресвятой Богородицы. Но из-за погодных условий и некачественных материалов, использованных при строительстве, здание церкви довольно быстро пришло в негодность. В 1826 г. закончилось строительство нового здания церкви, которое практически сразу подверглось неоднократной реконструкции, перестраивалось и обновлялось, однако местоположение оставалось прежним. В 1834 г. фасад храма покрыли железом. С приходом советской власти были конфискованы все храмовые ценности, после чего его закрыли и в дальнейшем использовали в качестве кинотеатра. Где-то в середине столетия при сносе церковного здания была обнаружена очень интересная находка - Евангелие в древнем золотом окладе. В июле 1989 г. Н. Дементьев, являющийся уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Камчатской области, огласил решение облисполкома продать верующим старое здание по улице Панфилова. Проект будущего храма выполнил профессиональный архитектор. Закладка храма состоялась 12 июля, в день Святых апостолов Петра и Павла. В 1992 г. строительство церкви, которое велось на средства верующих, закончилось.

http://sobory.ru/article/?object=21361

Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления… Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 История добывает для юности разум стариков. За последние двадцать лет написано много работ, освещающих различные недоступные ранее для читателей периоды церковной истории ХХ века. Но есть события, которые еще ждут своего исследователя. К этим важным вехам государственно-церковной истории следует отнести 70-е годы прошлого столетия, наполненные масштабными событиями: это — и дарование автокефалии Православной Церкви в Америке, и укрепление позиций Православия в Японии, и, конечно, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года. Одним из бесценных источников для осмысления этого события являются воспоминания владыки Василия (Кривошеина) о Соборе, участником которого он был 1 . Данная статья, написанная по материалам ГАРФа (Госу­дарст­вен­ный архив Российской Федерации) и РГАНИ (Российс­кий Государственный архив новейшей истории), освещает иные стороны этого важнейшего события в истории Церкви двадцатого столетия. 17 апреля 1970 года на 93-м году жизни почил Святейший Патриарх Алексий (Симанский), один из выдающихся архиереев ХХ столетия. Власть в лице А. Н. Косыгина выразила свое соболезнование. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), ставший Местоблюстителем Патриаршего Престола, пытался выразить слова благодарности советскому правительству через газету “Известия” и для этого обратился в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который, в свою очередь, написал докладную записку в ЦК КПСС. Переписка продолжалась с 8 по 20 мая 1970 г. Митрополиту в публичной благодарности отказали, разрешив только “направить Председателю Совета Министров СССР товарищу А. Н. Косыгину телеграмму, в которой он выразил благодарность за выраженное правительством соболезнование по случаю кончины патриарха Алексия” 2 . Я специально привожу этот пример в начале повествования, ибо нам, живущим сегодня в иных условиях, трудно себе представить такое, а еще сложнее понять…

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» 17 Неплодащей же прежде Церкви, нын процвте древо Креста въ державу и Ирмос 3 канона на праздник Воздвижения Креста Господня Есть наука, имеющая предметом своим все мироздание. Это – астрономия. По тысячелетним наблюдениям астрономия знает и учит, что все светила небесной тверди по силе тяготения движутся около одного своего центра, видимого даже простым глазом. Да, это очевидно и не требует доказательств. Но есть иной мир, иное небо, иные светила: это мир духовный, человеческий, исторический, с его светилами; и для них есть свое всемирное средоточие, своя сила тяготения и своя «ось мира», около которой также во все тысячелетия вращается весь этот мир. И эта истина основывается на наблюдении исторической жизни человечества на пространстве всех ее тысячелетий. Едва ли трудно отгадать, что эта сила тяготения в духовном мире есть любовь Бога к миру и человеку и любовь человека к Богу. Едва ли нужно говорить и доказывать, что видимое средоточие духовного мира есть крестная любовь Христа, а видимое знамение ее – Крест Христов. Это – средоточие любви Бога к миру и любви мира к Богу; оно, если угодно, есть и ось мира духовного, исторического, человеческого. Мир в самом его происхождении обязан любви Божией: человек при самом его создании явился сыном любви Божией. Отсюда все бытие мира и вся история человечества есть проявление любви Божией. Но не было момента в истории, когда бы любовь Божия проявилась полнее, сильнее, выше и нагляднее, как в момент смерти Богочеловека на Кресте: мир не знал бы любви Божией в ее наивысшем совершенстве, если бы не видал Креста Господня; здесь она во всем блеске своего беспримерного смирения. В сознании только такой любви Божией все тяготеет к Богу и не может не тяготеть. Отсюда и Крест есть средоточие мира духовного и исторического. Ибо здесь – на Кресте, и только на нем – милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (псалом 84, ст. 11–12). А если это так, то Древо Креста, это орудиеискупления и воссоединения всего рода человеческого с Богом, без сомнения, есть истинное «древо жизни». Этот взгляд становится непоколебимо твердым, когда положительно известно, что понятие о «древе жизни» было изначальным достоянием религий Древнего Востока – ассиро-вавилонской, индийской, персидской и еврейской, – так же, как учение о Кресте Христовом, как «древе жизни», дарованном Искупителем, стало достоянием всего христианского Востока и Запада 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Разделы портала «Азбука веры» Данион Василе " decoding="" title="" Я расскажу вам все это, потому что чувствую, что должен свидетельствовать, как Христос призывает к Себе тех, кто впал в заблуждения неправославных религий и церквей. Заголовок «От богини смерти до Начальника жизни» отражает и мое прошлое, и мое настоящее, потому что перед тем, как обратиться к Христу, Сыну Божию, и к учению православной веры, я был поклонником Кали, богини смерти. Расскажу о вещах, которые некоторым из вас покажутся неправдоподобными. Я понимаю ваш скептицизм, и моя цель не в том, чтобы убедить скептиков в истинности того, что я поведаю. Знаю, что моя история покажется им фантастикой, едва ли не православной фантастикой, но знаю также, что среди читателей найдутся такие, которые внимательно прочтут мою историю и поверят, что то, о чем я расскажу ниже, действительно пережито мной. Сегодня – по прошествии пятнадцати лет с момента принятия Православия – я чувствую себя так, как будто родился и вырос в Православной Церкви. Для меня становится все труднее и неприятнее возвращаться к воспоминаниям о моих столь любимых занятиях йогой, моих паранормальных силах и о тантрических сексуальных бесчинствах, которые заполняли тогда мою жизнь. Годами я пишу и говорю против практикования йоги, против оккультизма и других ответвлений движения Нью Эйдж. Почему я это делаю? Потому что сознаю, что миллионы человеческих душ становятся жертвами этих заблуждений, потому что ясно вижу, что этим душам нужна истина Христова, и потому что знаю, как мучительно следовать по пути, в конце которого тебя ожидает не Бог, а дьявол. Знаю, что говорить о своей личной жизни не является признаком смирения. Только я вам расскажу не о добрых делах, которые я совершал, а о моих делах зла и о том, как Христос вошел в мою жизнь и Своей благостью направил меня к Свету истины. Я родился 15 августа 1974 года – в день Успения Пресвятой Богородицы . Хотя меня окрестили еще в младенчестве, как это было обычно для большинства румынских детей, церковной жизни я не имел. При коммунистическом режиме очень мало людей ходили регулярно в Церковь. Даже верующие люди не заботились о духовном просвещении своих детей.

http://azbyka.ru/way/ot-bogini-smerti-do...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 28  голосов:  4.7 из  5) Предыдущий Следующий Разоблачение антихристианских мифов и фейков неоязычников Содержание 00:00 – Введение 00:46 – Были ли в Библии точные данные о Рождестве? 02:49 – Точные описания мест и имен в Библии 05:07 – Христианство – заимствующая религия? 10:56 – Идеи неоязычников плагиат на фильм «Дух времени» 12:20 – Ложь о древнеегипетской религии 17:19 – Ложь о древнеперсидской религии 18:21 – Ложь про древнеиндийскую религию 19:15 – Ложь про древнегреческую религию 21:02 – История даты 25 декабря 22:27 – Природные циклы и появление религий 27:04 –  День святого Георгия Победоносца 30:13 – День перенесения мощей Святого Николая Весеннего 32:53 – Рождество Иоанна Предтечи 36:10 – День Святого Ильи Пророка 38:13 – Рождество Пресвятой Богородицы 40:02 – Рождество Христово 45:11 – Замена языческих праздников христианскими 47:52 – Поклонение солнцу 51:45 – Золотые купола – символ солнца? 55:37 – Кресты и солнце – символы язычества? 58:22 – Вывод Расшифровка видео Несколько человек ко мне обратились с просьбой прокомментировать видео, которое недавно разместили неоязычники. Видео это посвящено Рождеству Христову. И вот если говорить очень коротко, то авторы этого видео пытаются убедить зрителей в том, что будто бы Рождество, заодно и остальные христианские праздники, были позаимствованы христианами из языческих праздников. Я посмотрел это видео и нашел его весьма занятным, это, на мой взгляд, весьма примечательный образчик современной неоязыческой пропаганды, и я решил сделать на него обзор, так что давайте вместе с вами посмотрим это видео и проанализируем то, что в нём говорится. Итак, смотрим. Наверное, нет более известного праздника в мире, чем Рождество, даже Новый год не так сильно пропиарен. И все вроде бы просто и понятно, христиане знают эту историю назубок, но, тем не менее, если покопаться, то невооруженным взглядом прослеживается тесная связь с другими, более ранними учениями. Сегодня вы узнаете 7 удивительных фактов о Рождестве.

http://azbyka.ru/video/razoblachenie-ant...

Разделы портала «Азбука веры» Масонство, франкмасонство (от франц. franc – вольный, свободный и maçon – каменщик), одно из мировых транснациональных движений, характеризуемое как тайное, религиозно-этическое, политическое; в своей идеологии сочетает эзотерические, религиозные и естественнонаучные представления (в том числе основанные на учениях египетских жрецов, пифагорейцев, каббалистов, катаров, гностиков, манихеев). Существует в форме лож и их союзов. Заседания лож «вольных каменщиков» носят закрытый характер, членству в них предшествует церемония инициации (посвящения). Это одно из крупнейших движений. Идеология масонства представляет собой синтез идей различных сект, заимствований разнообразных гностических, манихейских ересей, тайных учений языческих религий и каббалы, мистериальных и оккультных практик, теософских и эзотерических знаний, герметической философии, алхимии и магии. На протяжении истории франкмасонство формировалось под влиянием внешних политических и культурных факторов. Масонство не существует как единообразное движение: оно имеет множество течений. Но все эти течения объединяет формально декларируемая цель – создание «правильного человеческого общества». Достижение этой цели, по учению масонов, достигается путем нравственного, умственного и физического совершенствования каждой личности. Разумеется, в понятия о воспитании личности и о правильном человеческом обществе масоны вкладывают свойственный их воззрениям смысл. Изначально франкмасонами называли гильдии вольных каменщиков, занимавшихся строительством. В эпоху средневековья, мастера по камню были обычными христианами, простыми тружениками, отличавшимися от других ремесленников строгой цеховой организацией, имеющей свои традиции, степени, ритуалы посвящения и уставы. Они занимались строительством, в частности храмовым. «Довольно часто, если не в большинстве случаев, у каждого цеха имелся собственный святой покровитель, собственная церковь (или часовня) его имени и официальное торжество — цеховой праздник, обычно отмечавшийся в день этого святого покровителя по церковному календарю» ( Кузьмишин Е.Л. История масонства в документах ).  По одной из версий, «спе­ку­ля­тив­ные» (фи­ло­соф­ские) ло­жи «воль­ных ка­мен­щи­ков» воз­ник­ли из «опе­ра­тив­ных» (про­фес­сио­наль­ных) стро­ительных лож средневековой Ев­ро­пы. Принято считать, что переход от оперативного к спекулятивному масонству произошел между XVII и XVIII веком. В это время в ложи каменщиков стали принимать представителей других профессий и сословий, так что постепенно последние оказались в большинстве и стали формировать собственные идеологию и ритуалы.

http://azbyka.ru/masonstvo

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Алексей Ярасов Оккультная литература приводит людей в секты и отталкивает от Церкви… " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  5.0 из  5) Этот материал мы решили посвятить «плохой» литературе, чтение которой зачастую наносит вред, но которая, тем не менее, пользуется постоянным и повышенным спросом. Почему так происходит и что это за издания, мы попросили рассказать Алексея Ярасова — сектоведа, члена Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), сотрудника Миссионерского отдела тульской епархии . — Алексей, скажите, на Ваш взгляд, какая литература более опасна: сектантская, оккультная, псевдоправославная? — По степени опасности я бы поставил их на одну полку, недаром в книжных магазинах они, как правило, так и стоят. — Знаю, что Вы утверждаете это, исходя из опыта, ведь Миссионерский центр оказывает консультативную помощь в формировании отделов религиозной литературы в книжных магазинах г. Тулы. Как начиналось это сотрудничество? — Мы увидели, что такая помощь действительно необходима, и год назад подготовили письмо в головной офис выбранной нами книжной сети. Получили «добро». Выехали в магазины, переговорили с заведующими. Уточнили, когда нам лучше приезжать, чтобы не мешать рабочему процессу магазина. Предложили свои рубрикаторы для полок («Православие», «История христианства» и др.), т.к. в некоторых магазинах они отсутствовали или были неточными. Расставили книги соответственно рубрикам. — Как обстоят дела сейчас? — Работа продолжается. Как показала практика, смена книг православной тематики происходит медленно и их немного. Конечно, можно встретить очень неплохие издания. Спросом пользуются книги по иконографии, жития святых и биографии современных церковных деятелей, книги о паломничестве по святым местам. Встречались и хороший учебник по догматике, и пособие «Православная культура Тулы и Тульской области», выпущенное в прошлом году тульским методическим объединением учителей ОПК.

http://sueverie.net/aleksej-yarasov-okku...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010