После Пасхи Владыка возвращается в Москву, где уже ищут автора книги «Расстрел Московского Кремля», обнаруженной во время обыска у Патриарха Тихона. Судя по воспоминаниям Владыки, опубликованным в Харбине, он остается в Москве до середины августа 1918 года, после чего, по благословению и совету Святейшего Патриарха Тихона и митрополита Евсевия, выезжает в Петроград, а оттуда безостановочно в Киев. 56 Однако источники противоречиво указывают дату выезда. Судя по публикациям в газете «Московский листок», в сентябре епископ Нестор возглавлял крестный ход от церкви св. Иоанна Предтечи за Пресней. 57 В книге «Смута в Киеве и мученичество митрополита Владимира» 58 епископ Нестор пишет, что он выехал из Москвы в Киев лишь 18 октября 1918 года. Ни слова не говоря о Петрограде, Владыка описывает свое путешествие в Киев, до которого добрался 22 октября (ст. ст.), в день праздника Казанской иконы Божией Матери. На руках у Владыки Нестора были пакеты от Святейшего Патриарха к митрополиту Киевскому Антонию (Храповицкому) и послания к Патриархам Александрийскому и Иерусалимскому. 59 В Киеве в это время проходил Всеукраинский церковный собор под председательством митрополита Антония. Город был в руках гетмана Скоропадского. Во время пребывания Владыки в Киеве гетмана сменили петлюровцы, а петлюровцев большевики. Владыка со своим спутником, молодым офицером Сумского полка, который ехал как секретарь Владыки, первоначально поселился в Златоверхом Михайловском мужском монастыре, где совершал богослужения, читал акафисты у мощей святой великомученицы Варвары. В Киеве епископ встретился с героем двух войн, генералом от кавалерии легендарным графом Федором Артуровичем Келлером. До войны генерал был командиром в том самом Лейб-гвардии драгунском полку, в котором с 1914 года находился Владыка Нестор. Среди всеобщего предательства и отступничества, захватившего русское общество, граф Келлер один из немногих сохранял верность в служении Государю. Он отказался верить в добровольное отречение Императора от престола и в телеграмме Царю выразил готовность вместе со своим корпусом защищать его, если будет на то приказ. В Киеве генерал стал во главе «особого отряда Северной Армии», состоявшего из остатков белых отрядов. Епископ Нестор передал генералу от Патриарха шейную иконку Божией Матери «Державная». 60

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Есть известия, что Ольга строила церкви, именно – что она построила церковь св. Софии в Киеве и что будто она оставила деньги на построение церкви св. Троицы в Пскове, который при ней, по подлежащему сказанию, ещё не существовал и явился уже после. Относительно первого известия дело само по себе не представляло бы ничего невероятного и невозможного. Ольга не распространяла христианства в народе и потому не имела нужды и побуждений строить церквей для народа; но в Киеве были многие Варяги-христиане, которые нуждались в церквах и уже имели их. Отчего же бы она – Ольга, удовлетворяя нужде и побуждаемая благочестивым усердием, не могла построить в Киеве для Варягов к прежним церквам одну или несколько новых? Однако, если дело таково само по себе, то положительное известие о построенной ею в Киеве церкви довольно сомнительно. Его представляет собой запись в святцах одного апостола начала XIV века под 11 Мая, которая читается: «в т(ой) же день священие святыа Софья (в) Кыеве в лето 6460» 160 . Относительно года, который от P. X. есть 952-й, во всяком случае – небольшая ошибка, потому что в этом последнем году Ольга ещё не была крещена. А так как в записи прямо не сказано, что освящение Ольгиной церкви, то весьма возможно подозревать ошибку и большую и разуметь запись о Софии Ярославовой (или же о Десятинной церкви Владимировой, о чём см. ниже). Что касается до денег на построение Псковской церкви св. Троицы, о чём говорит житие Ольги, составленное в Москве в XVI веке 161 , которое повествует, что раз Ольга прибыла близь реки Великия, где был тогда великий лес и многие дубравы, что, видев на месте видение, она предрекла построение на нём города Пскова и в последнем церкви св. Троицы и что потом возвратившись в Киев «посла много злата на Плескову реку (кому?) на созидание церкви Святыя Троицы»: то мы полагаем, что это известие не заслуживает того, чтобы быть подвергаемым критике 162 . Строила или не строила Ольга общественные церкви для Варягов в Киеве, но необходимо думать, что она строила домовые церкви для самой себя. Где эти последние церкви были построены, и в каком числе, это пока остаётся, а вероятно и навсегда останется неизвестным 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

вере. В правление князя Игоря число христиан в Киеве было так значительно, что в договорной грамоте, заключённой в 945 году Игорем с греками, русские делятся на крещёных и некрещёных. Крещёные русские имели в Киеве соборную церковь св. Илии, в которой и давали присягу в верности заключённому с греками договору. На сторону христианства склонилась и государственная власть в лице св. Ольги, которая, по выражению древнего летописца, предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным. Получив первоначальные наставления в христианской вере от проживавших в Киеве священников, св. Ольга решилась с торжественностью принять крещение в Константинополе. В 957 году с многочисленной свитой, в числе которой был священник Григорий, прибыла она в столицу и торжественно была крещена патриархом в присутствии императора Константина Багрянородного. Патриарх нарёк её Еленой в честь матери первого христианского императора и предсказал, что будут благословлять её сыны русские до последнего рода. Возвратясь в Киев, св. княгиня ревностно заботилась о распространении веры среди народа, сокрушала идолов и многих привела ко крещению. Пламенно желала св. Ольга обратить к истинной вере сына своего Святослава, но войнолюбивый князь не сочувствовал христианству и не внимал увещаниям своей матери. Занятый постоянными войнами, Святослав большей частью проживал вне России, и св. княгиня могла свободно заботиться о водворении в нас христианства и даже посеять семена св. веры в своих внуках. После кончины св. Ольги в 969 году, в правление князя-язычника, Христова вера не могла так свободно распространяться, как при его благочестивой матери, но Святослав не возбранял христианам оставаться при своей вере. Младшему из трёх сыновей Святослава, Владимиру, с детства воспитанному в Новгороде в преданиях языческой веры, суждено Промыслом быть просветителем всей земли русской. Заняв по смерти своих братьев княжеский престол в Киеве (в 978 году), Владимир обнаружил особенную ревность к язычеству. Он ставил новых кумиров в Киеве и Новгороде и приносил им тучные жертвы. Однажды, после счастливого похода на ятвягов, Владимир, в благодарность богам за победу, решился принести человеческую жертву. Кинули жребий, и жребий пал на отрока Иоанна, сына варяга Феодора, христианина. Феодор не хотел отдать своего сына в жертву богам и обличал ничтожество язычества. «Ваши боги не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниёт. Один Бог – которому служат и поклоняются греки. Не дам сына моего бесам», сказал он язычникам. Тогда толпа народа ворвалась во двор его и умертвила вместе с сыном. Это были первые известные из истории мученики в России 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Софии, некоторые советские исследователи заходят слишком далеко, отрицая какое бы то ни было византийское влияние: Брунов Н.И. Киевская София – древнейший памятник русской архитектуры//ВВ. 1950. Т.З. С. 154–200; в других работах справедливо указывается на преобладание византийских черт: Комеч А.И. Роль княжеского заказа в построении Софийского собора в Киеве//Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. Μ., 1972. С.50–64 [он же. (прим. 103). С. 178–232. – Прим. изд. (А.Н.)]; Hösch Е. Die Kultur der Ostslaven. Wiesbaden, 1977. S. 34–41; о живописном убранстве собора см.: Лазарев В.Н. Новые данные о мозаиках и фресках Софии Киевской//ВВ. 1956. Т.10. С. 161–177; 1959. Т.15. С. 148–169 [он же. Мозаики Софии Киевской. Μ., 1960; ср. также отнюдь не потерявший своего значения труд: Айналов Д., Редин Е. Киева-Софийский собор: Исследование древней мозаической и фресковой живописи. СПб., 1889. – Прим, изд. (К.А.)]; Левицкая В.И. О некоторых вопросах производства набора мозаик Софии Киевской//ВВ. 1963. Т.23. С. 105–157; Каргер Μ.К. (прим. 102). Т. 2. S. 98–206; Poppe A. Kompozycja fundacyjna Sofii Kijowskiej//Biuletyn historii sztuki. 1968. R. 30. S.3–29; Тоцька И.Ф. Про час галерей 1975. С. 182–194; Ю.М. фрескових та же. С. 195–201; Окунев Н. Крещальня Софийского собора в Киеве//Зап. Отдел, русской и славянской археологии РАО. 1915. Т.10. С. 113–137 [Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. К., 1989. – Прим. изд. (А.Н.)]. [См. также: Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской//Он же. Византийское и древнерусское искусство. Μ., 1978. С.65–115; Никитенко Н.Н. К иконографической программе однофигурных фресок Софийского собора в Киеве//ВВ. 1987. 48. С. 101–107; она же. Программа однофигурных фресок Софийского собора в Киеве и ее идейные истоки//Там же. 1994. 55. С. 169–174 (ряд ценных наблюдений автора сочетается с курьезной попыткой связать ансамбль Св. Софии с личным патронажем князя Владимира); Акентьев К.К. К прояснению смысла надписи над конхой Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Или: «Церкви полны молящихся. Народ дошел до предела отчаяния, отчаяние это слепое и слепо гонит его в церковь … Кланяются, крестятся, – молятся, в самом деле молятся, ибо Кому-то, Кого не знают, несут душу, полную темного отчаяния» 191 . Боголюбовы в Киеве в Гражданскую войну То, что происходило в Киеве в первые годы после революционных событий, коротко передала свидетельница событий Е. Гауг: «За два года нашей жизни в Киеве, от начала 1917 до конца 1919 г., мы пережили двадцать четыре правительства. Сколько раз за это время нам приходилось наблюдать проводы и встречу власти!» 192 Советский писатель К. Г. Паустовский, молодым человеком пережив ужасное время в Киеве, вспоминал: «Жизнь в Киеве …напоминала пир во время чумы. Открылось множество кофеен и ресторанов, где сладостей и еды хватало не больше, чем на тридцать посетителей. Но внешне все производило впечатление потрепанного богатства. Население города почти удвоилось за счет москвичей и петроградцев. В театрах шли „Ревность» Арцыбашева и венские оперетты. По улицам проезжали патрули немецких улан.... На скетинг-ринге катались на роликах волоокие киевские красавицы и гетманские офицеры. Развелось много игорных притонов и домов свиданий. На Бессарабке открыто торговали кокаином … Казалось, Киев надеялся беспечно жить в блокаде». Когда власть менялась, «киевляне привычно полезли в подвалы»; «замотанному до дурноты неожиданными переменами и „переворотами» населению было уже почти все равно, кто будет владеть городом, лишь бы новые пришельцы не расстреливали, не грабили и не выбрасывали из домов»; «киевляне окончательно запутались. Трудно было понять, кто же будет владеть городом» 193 . Алексей Николаевич Боголюбов, описывая последовательность захвата города различными политическим силами, не забывает рассказать, что происходило в семье: «11 (24) января 1918 г. родился третий сын – Михаил. Родился он в университетском коридоре, куда выскочили все обитатели университетских квартир: в ночь город был подвергнут артиллерийскому обстрелу, и в здание университета в течение одной только этой ночи попали 22 снаряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

Через несколько дней по получении грамоты от Казимира, св. Иона, находясь в Новогродке, поставил себе уже наместника для Киева – некоего старца и протодиакона Михаила. Этому наместнику поручено было заведовать церковными делами не только в самом Киеве, но и в Вильне, в Новогродке и во всех городах, издавна входивших в состав митрополичьей епархии. На имя этого наместника была дана та грамота, которая одна из наместнических грамот дошла до нашего времени и по которой можно судить о правах и полномочиях Киевских митрополичьих наместников 87 . Пребывание Ионы в Литве в этот раз было очень непродолжительно, и около половины того же 1451 года он был уже в Москве. Вероятно, в это посещение юго-западного края святитель Иона не обозревал всех литовских епархий. Но из его послания в литовским епископам видно, что он был в этот раз в Киеве. Здесь он служил в своем кафедральном храме, молился за короля, его князей и бояр и за всех православных христиан литовской земли. Сам св. Иона так говорит об этом посещении Киева: «помните, сынове, и сиа: како аз, смереный, пришед в святую си церковь на Киеве, в великую дръжаву короля и великого князя литовского по уставу Божественного закона смеренней благочинне и по святым правилом имея богопорученное си строение и попечение, еже о святей церкви и о уставлении приношения святыа службы и о молитвенных предстояньих к Богу, еже о здравии и многолетствии самодржавнаго короля и великого князя литовского, и о его благоверных князех, и болярех, и о всем православном христианстве вашее паствы Русские митрополии Киевские и литовские земли» 88 . Это посещение литовским святителем своего кафедрального города не было единственным. Более, чем кто-либо из его предшественников, м. Иона был озабочен состоянием своих юго-западных епархий и с целью утверждения в них порядка предпринимал неоднократные путешествия в Литву. Несомненно, что во время этих путешествий святитель несколько раз быль в Киеве. «И бывал паки есмь неоднова там (в Киеве)», пишет Иона в том же послании епископам, управлениа ради святыя церкви, а не богатьства деля злата ниже сребра, ни возмездиа ради почести». Но известий об этих посещениях Ионою Киева до нас не дошло, так, что мы не можем определить ни годы, к которым они относятся, ни их продолжительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Касательно искусств в дохристианское время упоминается только об одном каменном здании, тереме княжеском в Киеве, построенном, без сомнения, греческими мастерами, потому что и после каменщики и зодчие выписывались из Византии; неизвестно, дома или на чужбине делались истуканы Владимировы. Собственно же говоря, искусство начинается на Руси вместе с христианством. Владимир послал в Грецию за мастерами, которые построили в 989 году Десятинную церковь в Киеве. По известию летописей, из Греции и пришли каменосечцы и зиждители палат каменных. Ярослав построил каменную крепость в Киеве и соборную церковь святой Софии (митрополию), которую украсил золотом, серебром и сосудами; сын его Владимир в Новгороде построил также крепость и собор святой Софии; при Ярославе же в Киеве построены монастыри святого Георгия и святой Ирины. Дитмар говорит, что в его время в Киеве было 400 церквей и 8 торгов; Адам Бременский называет Киев соперником Константинополя, число церквей крайне преувеличено или цифра искажена; но общего впечатления и отзывов нельзя отвергнуть. Киев был обязан своим благосостоянием тому, что служил складкою товаров между Южною и Северною Европою; обратимся же теперь к торговле, путем которой были русские области в описываемое время. Мы видели занятия племен: была ли в числе их торговля, существовала ли мена произведений между племенами до появления среди них варягов – руси? Повсеместная почти одинаковость произведений в стране, обитаемой славянскими племенами, сильно препятствовала мене: что могли выменивать друг у друга поляне и северяне, древляне и дреговичи, кривичи и радимичи? Образ жизни их был одинаков, одинакие занятия, одинакие потребности, одинакие средства к их удовлетворению: у древлян был хлеб, мед, воск, звериные кожи; то же было у полян и других племен. Но с призванием варяжских князей, с появлением их дружины дела начали переменяться; среди земледельческого народонаселения, добывавшего все нужное без разделений занятий, сосредоточенных в семье, явилась воинская дружина, образовались, следовательно, два различных слоя народонаселения, с различными занятиями – и является мена.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Подписавшиеся под актами этого Собора вместе с Петром Могилою Епископы были следующие: Афанасий Пузина, Епископ Луцкий и Острожский; Арсений Зелиборский, Епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский; Сильвестр Гулевич, Епископ Перемышльский п Самборский; Сильвестр Коссов, Епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский. 21 См. Предисловие к краткому Катехизису, напечатанному на Белорусском языке в Киеве 1645 г. и предисловие к Могилину Требнику, изданному в Киеве 1646 года. 22 Примером этому могут служить примеси из Латинских книг, в наши Минеи припечатанные в Киеве, и по требованию Патриарха Иоакима снова исправленные. См об этом Грамоту сего Патриарха в Киеве, находящуюся в числе рукописей Московской Патриаршей Библиотеки под и Ответную Грамоту под там же хранящуюся. Петр великий, заметив и после того в книгах, вышедших из Киевской и Черниговской типографий, подобные прибавления, противные духу Православия, Указом от 5 октября 1720 года повелел печатать книги в Киеве и Чернигове не иначе, как предварительно сверив их с Великороссийскими, и с дозволения Духовной Коллегии. Но как и после этого оказывались те же неисправности, то указом от 6 ноября 1766 и 25 мая 1772 года повелено было присылать в Синодальную типографию для освидетельствования по одному экземпляру всякой книги, напечатанной в Киевской п Черниговской типографии. 23 См об этом Ответные грамоты Патриархов Константинопольского Каллиника и Иерусалимского Досифея, в Патриаршей библиотеке под О том же ответное письмо Гедеона Митрополита Киевского под а самая выписка находится там же в числе рукописей под 29 Немецкий перевод Фриша напечатан под следующим заглавием: Liber Symbolicus Russorum, oder der grossere Chatechismus der Russen, welchen auch die ganze Griechische Kirche angenommen hat. Aus der Slavonischen Sprache, wie sie in Russland gebrauchlich, ins Teutsche übersezt von Johann Leonhard Frisch. Frankfurt und Leipzig, 1727 in 4-to. 37 Никузий Панагиот был родом из Хиоса, служил первым переводчиком при Турецком Дворе, и был некогда в посольстве к Римскому Двору; умер в 1673 году и погребен в Холцидском Монастыре, где находится и надгробная надпись ему, напечатанная в книге Iter Graeciae part.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Г. Колпакова Искусство Киевской Руси Искусство X–XI вв Архитектура Первые храмы в Киеве и Чернигове По преданиям известно, что первые христианские храмы были возведены равноапостольной Ольгой, бабкой св. Владимира. Считается, что княгиня построила на своей родине во Пскове первый христианский храм, такой же храм был ею возведен в Киеве. К еще более раннему времени 9 относят церковь Св. Илии. Однако конкретных сведений о них или их реальных остатков нет. К самому раннему этапу русского зодчества относятся немногочисленные сооружения. Это несохранившаяся Десятинная церковь в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове и храм Св. Софии в Киеве. Неоднократно изученные, хотя и имеющие многочисленные утраты, эти памятники оцениваются весьма неравномерно: либо принижаются по своему уровню, либо национально выпячиваются. Действительно, в отношении к раннему этапу русского зодчества достаточно трудно удержать верные интонации, поскольку очевидно, что при всей близости к византийской традиции русская архитектура представляет собой оригинальное явление. Постижение специфики этой оригинальности и представляет собой наибольшую трудность. Вербализация собственно русских, а не придуманных особенностей (вроде пресловутого многоглавия), возможно, обусловлена интонацией, присущей только русским памятникам, – заключенному в них «непроговоренному смыслу», параллельному отсутствию строго научного богословия. Эта трудно уловимая специфика определяет для многих исследователей (петербургская школа) отказ от собственно стилистического анализа. Сведение архитектурного образа к описанию конструкций, пропорций, технологических приемов, деятельности артелей, что, безусловно, важно, существенно умаляет характеристику общей картины русской архитектуры. Еще одна особенность русской архитектуры – положение между православным Востоком и католическим Западом. Несмотря на, казалось бы, «полное перенесение» византийской строительной традиции, характерный для Византии тип храма, на работу греческих мастеров, использование греческой техники и технологий, в русском зодчестве подспудно возникают интонации, родственные западной культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Служение на Киевской кафедре и мученический венец Попав в опалу за свою принципиальную позицию, осенью 1915 года митрополит Владимир был переведен на Киевскую кафедру. Фактически это означало ссылку из столицы. Тем не менее за ним был оставлен статус первоприсутствующего члена Святейшего Синода. Поэтому митрополит Владимир и после перевода в Киев довольно много времени вынужден был проводить в Петрограде, возглавляя работу Синода. Февральская революция 1917 года застала его именно в Петрограде. Вынужденное долгое отсутствие митрополита Владимира в Киеве имело негативные последствия. Седьмого марта 1917 года в его отсутствие в Киеве под влиянием революционных идей был создан Исполнительный комитет духовенства и мирян, который стремился взять под свой контроль церковное управление. С этого времени в Киеве постепенно набирают силу революционные движения и стремление к самостоятельности Украины и Украинской Церкви .  После Февральской революции, отречения императора Николая II и перехода власти в России к Временному правительству в Украине была образована Центральная Рада, которая приняла на себя функции высшего законодательного органа Украины.  Вернувшись в Киев 24 марта 1917 года, митрополит Владимир сразу же заявил о нелегитимности созданного без его ведома Исполнительного комитета. Он также высказал отрицательное отношение к требованиям автокефалии, полагая, что церковное разделение может оказаться на руку только врагам Православия. Но в начале апреля митрополит вновь вынужден был уехать на заседание Синода в Петроград. Пока митрополит Владимир был в российской столице, в Киеве состоялся епархиальный съезд, который сформировал новый орган — Епархиальную раду. В ее состав вошли в основном сторонники автокефалии Украинской Церкви. Возвратившись в Киев, митрополит не признал решений епархиального съезда, что привело к конфликту с Епархиальной радой. В начале августа перед проведением в Киеве очередного епархиального собрания митрополит Владимир издал пастырское послание, в котором прямо осуждал идеи обособления и автокефалии 15 . 

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_bo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010