Москва, 1902. Т. 2. 274.       Последняя встреча моя с А. М. Лазаревским//Киевское слово. 1902. 5118. 275.       Село Братская Борщаговка//Киевское слово. 1902. 5232, 5238. 276.       К биографии украинского философа Григория Саввича Сковороды//КС. 1903. 4. 277.       Об иконописном отделе выставки и рефератах о нем на XII археологическом съезде в Харькове (1902)//ЧИОНЛ. 1903. Кн. 17, вып. I. 278.       Тридцатилетие Церковно-исторического и археологического общества при Киевской духовной академии//ТКДА. 1903. 3. 279.       Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве. Библиотека Киево-Софийского собора. Москва, 1904. Вып. III. 280.       Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии: Отделение II (1721 — 1795). Киев, 1904. Т. 1 (1721 — 1750), ч. I и 281.       Значение Киевской духовной академии в развитии духовных школ в России с учреждением Св. Синода в 1721 г. и до половины XVIII в.//ТКДА. 1904. 4, 5. 282.       Воспитанники Киевской академии из сербов с начала синодального периода и до царствования Екатерины II (1721 —1762)//ИОРЯС. 1904. Т. 9. 4. 283.       Преподобный Герасим Вологодский и Гнилецкий или Глушецкий монастырь близ Киева//Церковные ведомости. 1904. 11. 284.       " Киевская академия в первой половине XVII столетия (Новые данные, относящиеся к истории этой академии за указанное время) " Д. Вишневского. Киев, 1903 (критические заметки)//КС. 1904. 2. 285.       " Исследования и рефераты по истории Молдавской церкви " Арсения (Стадницкого), епископа Псковского (критико-библиографическая заметка)//КС. 1904. 9. 286.       Список стихотворений М. А. Максимовича//КС. 1904. 10. 287.       О русской религиозной и церковной скульптуре//РДСП. 1904. 1, 13-16. 288.       Несколько слов о взаимоотношении и честной связи между христианским догматом и христианским вероучением//РДСП. 1904. 43-44. 289.       Значение церковной археологии для вразумления раскольников-старообрядцев//РДСП. 1904. 45. 290.       Из случайных бесед со штундистами//РДСП.

http://bogoslov.ru/person/401224

В южнослав. Г. этого типа нормой является употребление местоимения «азъ» и глагола в форме аориста 1-го лица: «Азъ Иво грамматикъ писа сия слова»; «Азъ Радъ писахъ» и т. п. Среди киевских надписей встречается неск. Г., в к-рых употреблены местоимение и согласованная с ним форма аориста 1-го лица, что вызвано, по-видимому, покаянным содержанием надписей. Таковы надписи XIII в.: «Се азъ греш(ь)ныи Никола (на)псахъ мъляся Г(оспод)у и Б(о)гу Своему да (и)збавить мя (бе)щисльныхъ (гре)хъ моихъ»; надпись 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в.: «Артемиос помилоу мя гршьника Ио(анна) азъ твоя стихра (ко)нархиса(х)» (прочтение и перевод обеих надписей принадлежат А. А. Турилову : Турилов. Заметки. С. 31). По замечанию исследователя, последняя надпись представляет «автограф одного из первых известных по имени древнерусских канонархов». В киевском и новгородском Софийских соборах обнаружены глаголические и смешанные кириллическо-глаголические молитвенные Г. (в Киеве - 3, в Новгороде - 10), датируемые XI в. и представляющие собой фрагменты молитвенных формул («Господи, помози, спаси, помилуй» - Медынцева. Грамотность в Др. Руси. С. 25-32). Глаголические буквы в составе кириллических надписей 1-й пол. XII в. обнаружены в Георгиевском соборе Юрьева мон-ря ( Рождественская Т. В. Надписи с глаголическими буквами из Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде//Slavia Orthodoxa: Език и култура: Сб. в чест на проф. д. ф. н. Р. Павлова. София, 2003. С. 338-345). Исключительно молитвенный или богослужебный характер глаголических Г. свидетельствует об особой, богослужебной функции глаголицы (показательно, что нет глаголических берестяных грамот). В Др. Руси знакомство с глаголицей являлось частью подготовки профессиональных книжников. Важными с т. зр. слав. библейской текстологии и исторической литургики представляются Г. с выдержками из Свящ. Писания и церковных служб, сохранившиеся во мн. древнерус. храмах. В киевском Софийском соборе надпись на фресковой композиции «Жертвоприношение Авраамово», XII в.

http://pravenc.ru/text/166401.html

За время работы Юбилейные XV Международные Рождественские образовательные чтения «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке» собрали около десяти тысяч участников из России, ближнего и дальнего зарубежья. Однако в СМИ работа этого форума не получила широкого освещения. По-прежнему серия публикаций о мероприятиях чтений прошла на: «ИТАР-ТАСС», РИА «Новости», «Интерфакс», «NEWSru», «Regnum», «Регионы», «Агентство национальных новостей» - в порядке убывания. Весна началась с проведения другого масштабного форума - XI Всемирного Русского Народного Собора, посвященного теме «Богатство и бедность: исторические вызовы России». В соборных дискуссиях приняли активное участие иерархи Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, старообрядцы, представители традиционных религий России, государственные, политические, общественные деятели, ученые и представители предпринимательского сообщества. На весеннее заседание XI Всемирного Русского Народного Собора было аккредитовано около 300 журналистов. За три дня работы общее количество публикаций трех ведущих российских информационных агентств составило больше полусотни текстов. Практически без внимания со стороны СМИ прошли торжества по случаю пятнадцатилетия Харьковского Архиерейского Собора, на котором Предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Праздничные мероприятия состоялись в Киеве с 1 по 3 июня. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Московский Патриархат на них представлял председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Электронные издания, имеющие религиозные ленты, опубликовали, самое большее, по пять новостей, а остальные агентства и вовсе проигнорировали это событие, в лучшем случае, разместив короткую заметку. Также новостью в одну строку прошла памятная дата восшествия на Патриарший Престол семнадцать лет назад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, отмечаемая 10 июня. Затмило эти, по традиции пышные торжества, всеобщий интерес к принесению в Россию мощей апостола и евангелиста Луки. Как правило, в Интернете в этот период можно найти заметки о километровых очередях, в которых стоят люди, чтобы приложиться к святыне, а также материалы о встрече мощей в городах России, Украины и Беларуси. Подобные тексты пестрят цифрами - журналисты, чаще всего, писали о количестве богомольцев, пришедших к афонской святыне.

http://bogoslov.ru/article/298718

Содержание этой части книжки составляет часть черновой первой книги, – исторические заметки о каирском монастыре св. Савы. На обороте 58 листа сделан карандашом «Перечень пакетов», отправленных о. Порфирием разным лицам в феврале месяце. Наконец на последнем листе приведено (карандашом) содержание интересного греческого сборника, подаренного ему в Каире архидиаконом александрийского патриарха. Дневник 1851 года заключается в одной книжке (IA 9 ) в лист, состоящей из 157 листов, из которых 133 нумерованных сначала и 24 нумерованных в конце; переписана книга в одно время с последними двумя книгами дневника предыдущего года, но после переписки она была пересмотрена, как видно из того, что многие слова и даже строки зачеркнуты и заменены над строками другими. По содержанию, книга разделяется на две части: в первой, состоящей из 82 листов, о. Порфирий описывает свое пребывание в Св. Земле с 1-го января по 26-е сентября; она озаглавлена: «Книга бытия моего. 1851 год. Часть первая» и состоит из следующих глав: I. Пребывание в Иерусалиме (до 5-го июня: – л. 1–35). II. Несчастное начало путешествия к Мертвому морю и пребывание в Яффе (до конца июня; – л. 35–49). III. Пребывание в Иерусалиме (с начала июня до 26-го сент., – лл. 49 б –82). Вторая часть подверглась более исправлениям, чем первая: листы 121–133 в ней вырезаны и заменены другими, писанными в разное время о. Порфирием, в начале, около страницы, карандашом, а все остальное чернилами и большей частью старческой рукой. Глав в ней две: IV. Путь от Иерусалима до Одессы (с 1-го окт. по 13-е ноября; – лл. 84–133), куда о. Порфирий приехал по причине болезни. и V. Путь от Одессы до Киева (с 14-го ноября по конец декабря, т.е. до конца книги). Дневники 1852 и 1853 гг. заключаются в одной книге (IA 10 ) из 342 листов разных форматов и сортов бумаги, пронумерованных по-листно и по страницам и писанных в разное время, но большей частью в довольно позднее. Дневник 1852 года имеется в беловом и в черновом виде, писанном частью во время путешествия о. Порфирия карандашом, частью же впоследствии переписанном на чисто, а потом опять исправленном. Содержание этой книги – записки о пребывании о. Порфирия в России, в Киеве, с 1-го янв. до 22-го марта, а потом в Турции, в Константинополе, с 1-го апреля, и Св. Земли с 26-го того же месяца; записи сделаны не под каждым числом месяца. Таким образом в книге заключаются следующие главы:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И. Πанов, Славянофильство, как филос. учение, ЖМНПр. 1880, 11; П. Линицкий , Славянофильство и либерализм К. 1882 (из «Трудов К. Д. А».) ; Ор. Миллер , Основы учения первоначальных славянофилов, Р. М. 1880,. янв. и март; Церковь и византинизм, К. Стар. 1884, ноябрь; П. Г. Виноградов , Т. Н. Грановский, Р. М. 1892, апр.; И В. Киреевский и на­чало русского славянофильства, В. Ф. Пс. 1892, 1 ; В. В. Розанов , Заметки о важнейших течениях русской философской мысли etc, В. Ф. Пс. 1, 3, 1890 ; О борьбе с Западом в связи с литературной деятельностью одного из славянофилов, I, 4, 1890; Н. Колюпанов , Очерк фи­лософской системы славянофилов, Р. Обозр., 1894; Г. Максимович , Учение первых славянофилов, К. 1907 (из «Унив. Известий») ; Ф. Степун , Немецкий романтизм и русское славянофильство, Р. М 1911 и в сборнике: Философия и жизнь, Берл. 1923; его же , Прошлое и будущее славянофильства, Сев. Зап. 1913, ноябрь; срв. у Бердяева, в его кни­ге о Хомякове , I гл., и у Гершензона , Историческ. записки. Записка К. Аксакова впервые напечатана Ив. С. Аксаковым в журн. «Русь», 1881, и перепечатана в сборнике Н. Л. Бродского , Русские славянофилы, М. 1910. О социальной философии славянофилов срв. статьи Н. Устрялова , Национальная проблема у первых славянофи­лов, Р. М. 1916 окт.; Политическая доктрина славянофилов, Известия Юрид. факультета, В. Школа в Харбине, т. I, 1925. Необходимо всегда иметь в виду и пристрастную книгу Влад. Соловьева , Национальный вопрос в России, в его «Собр. сочинений», т. V. См. еще книгу М. Лебедева , Взаимное отношение Церкви и государства по воззрению сла­вянофилов, Каз. 1907 (из «Прав. Соб». 1806; срв. одобрит, академич. от­зывы И. С. Бердникова и Ф. И. Благовидова в протоколах акад. сове­та, Пр. Соб. 1909, VII). Не лишена интереса статья Н. Рубинштейна , Историческая теория славянофилов и её классовые корни, в сборнике: Р. историческая литература в классовом освешении, под ред. Μ. Η. Покровского, 1, 1927 (II в 1930). 5. Западничество в среде славянофилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Согласно каноническим правилам, епископы ничего важного не должны были делать без воли и согласия митрополитов, а митрополит в свою очередь не имел права решать важных дел без согласия Собора епископов. По особенностям Руси с ее огромными пространствами, малонаселенностью и плохим состоянием путей сообщения на практике самостоятельность епископов была очень велика, а архиерейские Соборы созывались митрополитами не слишком часто. За все время до нашествия монголов нам известно двенадцать Соборов: – 1051г. в Киеве, для избрания митрополитом Иллариона; – 1072г. в Вышгороде, – по случаю первого перенесения мощей свв. Бориса и Глеба; – 1089г. в Киеве, по случаю освящение Великой Успенской Церкви Печерского монастыря; – 1091г. в Киеве, по случаю обретения мощей преподобного Феодосия Печерского ; – 1115г. в Вышгороде, по случаю второго перенесения мощей свв. Бориса и Глеба; – 1147г. в Киеве, для избрания митрополитом Климента; – 1160г. в Киеве, для рассмотрения дела изгнанного из Ростова епископа Нестора; – 1168г. в Киеве, по поводу споров о посте в среду и пяток в дни великих праздников; – 1169г. в Киеве, для суда над Федорцем Ростовским; – 1197г. в Киеве, по случаю освящения новой церкви во имя Св. Василия Великого ; – 1227г. во Владимире Суздальском и вслед за тем в 1231г. в Киеве по поводу взаимоотношений в Церкви и светской власти. Не вступая прямо в дела внутреннего управления епархий, митрополит, однако, осуществлял надзор за соответствием действий епископов канонам и нередко вызывал их на суд и подвергал наказаниям. Особенностью церковного управления Киевского периода, в сравнении с последующим временем, было то, что епископы никогда не были перемещаемы митрополитом с одной кафедры на другую и оставались на своих кафедрах до самой смерти, если даже по немощи не могли совершать богослужения и заниматься делами управления, как, например, Иоанн Черниговский (+ 1110г.), пролежавший в болезни 25 лет. Правда, со второй половины XIIb. стали частыми случаи изгнания епископов князьями или народам из-за неудовольствия на них, вызываемому праведным обличением святителями пороков общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

508 Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1903 год. М., 1903. С. 371. 512 Жизнеописание составлено по книге: Александр, архимандрит. Русская Афонская общежительная обитель святого Николая Чудотворца, именуемая Белозерка. Карея, 1912. С. 26. 518 Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1895 год. М., 1895. С. 309. 520 Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1896 год. М., 1896. С. 50. 522 Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1895 год. М., 1895. С. 309. 523 Иеросхимонах Иона (в миру Иона Мерабович Хоштария) бывший дворянин из Кутаисской губернии. Жил на келлии святого Иоанна Богослова Иверского монастыря. Был настоятелем келлии. Преставился в 1919 году. В 1882–1903 годах писал письма игуменам Макарию и Андрею (см. архив РПМА. Док. 1307). В 1905 году писал письмо схииеромонаху Агафодору (Буданову) (см. архив РПМА. Док. 1764). 529 Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1898 год. М., 1898. С. 95. 530 Денасий (Юшков), схимонах. Заметки русского инока-афонца о своем путешествии по святогорским обителям/Душеполезный собеседник за 1910 год. М., 1910. С. 380. 540 Жизнеописание составлено по книге: Александр, архимандрит. Русская Афонская пустынная общежительная обитель св. великомученика Георгия на Керашях. Карея, 1912. 541 Схимонах Вениамин (в миру Василий Романович Плетнев) был мещанином из города Харькова. Прибыл на Афон в 1857 году как паломник. Смертельно заболел и в Ильинском ските был пострижен в схиму. С 1885 года жил на Керашях на келлии св. великомученика Георгия монастыря Великой Лавры, которую приобрел за 6000 рублей. Старец келлии. Преставился 25 ноября 1896 года. См. его биографию: Александр, архимандрит. Русская Афонская пустынная общежительная обитель св. великомученика Георгия «на Керашях». Карея, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА БИБЛИОГРАФИЯ ВЫПУСК 2 Крачковский И. Из эеиопской географической литературы. Лебедев Д. К вопросу ο коптских актах 3-го вселенскаго Ефесскаго собора и их герое архимандрите тавеннисиотов Викторе. Тураев Б. Коптский пергаментный амулет. Струве Г. Коптский папирус из коллекции проф. В.А. Тураева. Сычев Н. Анийская церковь , раскопанная в 1892 г. Гринейзен В. Египто-эллинистический ритуальный портрет и средневековые портреты Рима с „tabula circa verticem». РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА ВЫПУСК 3 Ростовцев М. Русская археология в Палестине. Болотов В.В. Об армянском церковном годе. Джавахов И. К вопросу ο времени построения грузинскаго храма в Атене по вновь обследованным эпиграфическим памятникам. Тураев Б. «Чудеса Св. Троицы», эфиопский апокрифический сборник. Кекелидзе К. Иоанн Ксифилин, продолжатель Симеона Метафраста . РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА Содержание 2-го тома ВЫПУСК 1 Марр Н. Из поездок в Сванию Пальмов Н. К сведениям о личности архидиакона Гаиоза, впоследствии архиепископа астраханского и ставропольского (†20 февр. 1821 г.) Кипшидзе И. Житие и мученичество св. Антония-Раваха Орбели И. Багаванская надпись 639 г. и другие армянские ктиторские надписи VII в. РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА ВЫПУСК 2 Марр Н. Заметки по текстам св. Писания в древних переводах армян и грузин Адонц Н. Ампелий, епископ Херсонский Кекелидзе К. Историко-агиографические отрывки Айналов Д. Произведения абиссинской живописи, собранные д-ром А.И. Кохановским Овсепян Г. Потомство Тарсаича Орбеляна и Мина-хатуны БИБЛИОГРАФИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ВЫПУСК 3 Марр Н. Заметки по текстам св. Писания в древних переводах армян и грузин Джавахов И. Слово св. Иоанна Златоуста «О врожденном и предопределенном добре и зле» в древнегрузинском переводе Иванов А. История монголов (Юань-ши) об асах-аланах Кекелидзе К. Житие и подвиги св. Иоанна, католикоса Урнайского Бенешевич В.Н. Грузинский великий номоканон по спискам Тифлисского Церковного Музея Марр Н. Эчмиадзинский фрагмент древнегрузинской версии Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Храмы и Лики Православие на Руси 1. Начальный период (от упоминания о первой русской митрополии (861 г.) до Крещения Руси (988 г.)). 861 Крещение на юге Руси 200 семейств св. братьями Солунскими. Константинопольский патриарх Фотий посылает возглавить эту первую Русскую Церковь епископа Михаила, ставшего первым русским митрополитом (впоследствии канонизирован). 866 Поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и принятие ими христианской веры. 955 Киевская княгиня Ольга отправляется в Царьград, где принимает святое Крещение с именем Елена. 965 Построение в Киеве деревянного храма в честь Святой Троицы. 983 Мученическая смерть в Киеве святых варягов Феодора и Иоанна. 987 Киевский князь Владимир принимает Святое Крещение именем Василий. Св. равн. ап. кн. Владимир закладывает в Киеве первую каменную церковь св. Василия «на княжьем дворе». 2. Киевский период (от Крещения Руси (988 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.)). 988 Принятие христианской веры киевлянами и впоследствии всей русской землей. В Киеве закладывается каменный храм в честь Успения Богородицы именуемый «Десятинный», первый кафедральный собор. Построение в Новгороде деревянного храма во имя Софии, Премудрости Божией. 989 - 1015 Создание первого русского церковного устава св. Владимиром. 994 Освящение Десятинной церкви в Киеве. 996 Заложение церкви Преображения в Киеве. 998 Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. 1007 Перенесение мощей св. равн. ап. княгини Ольги в Десятинную церковь. 1015 Преставление св. равн. ап. кн. Владимира. Закладка Ярославом в Киеве величественного Софийского собора. 1044 Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. 1045 Освящение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. 1051 Избрание первого русского митрополита Илариона (автор " Слова и законе и благодати " ) Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием в Киеве. 1055 Назначение митрополита Ефрема.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010