Кроме того, косвенное указание на Троичность Отцы Церкви видят в следующих местах: Числа 6:24–26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме: «Да благословит тебя Господь..., да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим...,да обратит Господь лицо Свое на тебя...» Исаи 6Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме: «свят, свят, свят Господь Саваоф.» Псал. 32 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне: Псал. 2 »Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.» Псал. 109 »...из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.» О Духе: Псал. 142 " Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.» Исаии 48»...послал Меня Господь и Дух Его» и другие подобные места. 2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета: Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святого. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святого составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы. Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, – как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение» Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Эти изречения следующие: Матф. 28 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.» – Св. Амвросий замечает: «сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Спустя некоторое время после того как святой Нифонт возвратился на свой епископский престол, он услышал, что из Константинополя идет в Россию митрополит Константин 2471 , посланный патриархом константинопольским в Россию с тою целью, чтобы низложить митрополита киевского Климента и занять его место. Узнав об этом, преподобный весьма возрадовался по двум причинам: во-первых, он надеялся принять благословение от святителя, а, во-вторых, надеялся поклониться в обители печерской Пресвятой Богородице и прочим святым. Для этой цели он отправился в Киев и здесь ожидал прибытия митрополита Константина, уже вышедшего из Константинополя. Проживая в монастыре печерском, преподобный обнаруживал великую любовь к Пресвятой Богородице и к прочим святым. Вскоре преподобный впал здесь в тяжелую болезнь, предварившую его честную кончину. За три дня до болезни, преподобный имел дивное видение, которое он и передал братии. – Когда я пришел, – говорил он, – после утреннего пения в свою келлию, я почувствовал необходимость немного уснуть. Вскоре я впал в тонкий сон: и вот, мне показалось, что я нахожусь в этой святой обители печерской, на месте Николы Святоши ; здесь я много и усердно молился Пресвятой Богородице, прося Ее показать мне преподобного Феодосия, строителя доброго, и по смерти имевшего попечение об умножении добродетелей во обители своей. Между тем, в церковь собирались братия; один из них, подойдя ко мне, сказал: – Хочешь ли видеть преподобного отца нашего Феодосия? Я же отвечал: – Да, хочу, и, если можно, покажи мне его. Тогда взяв меня за руку, он повел меня в алтарь и здесь показал мне святого Феодосия. Увидав святого, я с радостью подошел к нему, пал к ногам его и поклонился ему до земли. Он же, подняв меня, благословил и сказал: – Хорошо сделал ты, брат и сын, Нифонт, что пришел сюда; отныне ты будешь неразлучно пребывать с нами. Святой Феодосий держал в руке своей свиток, который я попросил у него; взяв свиток, я разогнул его и прочел. Начинался свиток тот такими словами: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» ( Исаи.8:18 ). После того как видение окончилось, – повествовал блаженный Нифонт, – я пришел в себя и понял, что болезнь моя – есть посещение мне от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

37:18–23 Пророк сам истолковывает свои действия в ст. 16,17. У Иосифа было два сына Ефрем и Манассия; они дали начало двум коленам (еврейским племенам), которые в дальнейшем составили центр территории северного царства. Северное царство, обычно именуемое Израильским, временами называется просто «Ефрем» ( 2Пар. 25,7.10 ; Ис. 7,2.9.17 ; Иер. 31,20 ). Северное царство стало добычей ассирийцев за полтора века до падения южного царства; большинство его населения рассеялось среди других народов и подверглось ассимиляции. В данном фрагменте книги говорится о том времени, когда оба царства еще были едины в правление царей Давида и Соломона. Пророк, устремляя свой взгляд в будущее, провидит их воссоединение (33,23.24; Ос. 1,11 ; Ам. 9,11 ). 37 Давид будет Царем. Иезекииль обычно не употребляет термина «царь» по отношению к кому бы то ни было из правителей Иерусалима, используя термин «князь» (37,25). Но в данном стихе он называет будущего правителя из дома Давида царем (37,22.24). Новый Завет отождествляет этого Пастыря-Царя с Иисусом Христом (см. ком. к 34,2–10). Он будет править обновленным народом Божиим как его князь вечно (ст. 25; Мф. 22,44; 26,64 ; Евр. 1,3.13; 12,2 ; 1Пет. 3,22 ). 37 будет князем у них вечно. Пророк здесь явно говорит об эсхатологическом объединении двух царств. 37 заключу с ними завет мира. См. ком. к 34,25. завет вечный будет с ними. Одно и то же выражение употребляется по отношению к завету Бога с Ноем ( Быт. 9,16 ), к завету с Авраамом ( Быт. 17,7.13.19 ), к завету с Давидом ( 2Цар. 23,5 ) и к Новому Завету ( Ис. 61,8 ; Иер. 32,40 . Ср. Чис. 18,19 ). 37 буду их Богом, а они будут Моим народом. См. ком. к 34,30. 37 святилище Мое будет среди них во веки. Иезекииль прозревает в будущем город Божий (гл. 40–48). Через шестьсот лет апостол Иоанн также получит подобное видение (Откр., гл. 21), но увиденный им город не будет нуждаться в храмовом здании ( Откр. 21,22 ). Глава 38 3839,29 Пророк описывает поражение и удаление врагов будущего города. Гог, князь земли Магог, выступает как воплощение эсхатологического противоборства с царством и народом Божиим. Бог выступает как Небесный Воитель, на стороне Израиля, неся апокалиптическое поражение его врагам. Этим подготавливается видение обновленного города (гл. 40–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Again it appears that Jesus does not trust the crowds (cf. 2:23–25), for their misunder-standings (12:29, 34) have proved them unreliable; by continuing to walk in darkness, be-coming ignorant of where they are going (12:35; 1 John 2:11), they show that they have rejected the light of the world (12:46; cf. 8:12; 1 John 1:6 ). (By contrast, those who are of the light do know their origin and destination; see 3:8; 8:14.) Hence Jesus hides himself (12:36), just as he did when others sought to kill him (8:59). 7938 They had failed to believe the light while he was among them (12:36); now where he was going they could not come (8:21–23; 13:33). Nevertheless, his final words to them remained an invitation: they could still become children (cf. 1:12) of light through faith (12:36). Israel " s Unbelief (12:37–43) In 12:37–50 John concludes the sign section of his Gospel; 7939 this passage may provide a «rhetorical " braké» preparing the reader for the more detailed depiction of Jesus» passion–the hour of his glorification. 7940 Many find in 12:37–43 a theological summary of peoplés responses to Jesus» public ministry, as many find in 12:44–50 an anthology of representative sayings. 7941 If Jesus proved unable to trust the crowds (12:36), 12:37–43 show why: they habitually misunderstood (12:29, 34) because they were blind by nature (12:38–40). The signs (12:37) and revelations of glory made sense only to those with eyes to see, like Isaiah the prophet (12:41). Some did believe, but were unwilling to confess him openly (12:42), because in contrast to Isaiah who proclaimed the glory of God that he witnessed (12:41), they loved human glory for themselves rather than God " s (12:43). 1. Isaiah " s Revelation (12:37–41) Jesus» rejection by his own (1:11) is detailed in 1:19–12and explained in 12:37–43. 7942 Although John elsewhere sometimes may prefer eclectic texts, here he follows the LXX of Isa 53(which represents the Hebrew fairly accurately), perhaps in deference to what had become early Christian tradition ( John 12:38 ). 7943 The appeal to this Servant Song confirms John " s source of imagery for being «lifted up» and «glorified» earlier in the context (12:23, 32; Isa 52LXX). 7944

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

37.3. Libidinem abstinentia domat. Nam quantum corpus inedia frangitur, tanto mens ab inlicito appetitu reuocatur. 37.4. Aduersus iram tolerantia dimicat; ira autem semetipsam necat, sustinendo autem patientia uictoriam portat. 37.5. Tristitiae maerorem spes aeterni gaudii superat, et quem turbata mens de exterioribus afficit, dulcedo interioris tranquillitatis lenit. 37.6. Aduersus inuidiam praeparatur caritas, et aduersus irae incendia mansuetudinis adhibetur tranquillitas. 37.7. Superbiam diaboli imitantur superbi, aduersus quem opponitur humilitas Christi qua humiliantur elati. 37.8. Principalium septem uitiorum regina et mater superbia est, eademque septem principalia multa de se parturiunt uitia, quia ita sibimet quadam cognatione iunguntur ut ex altero alterum oriatur. 37.9. Sicut princeps septem uitiorum superbia nos eorum potestatibus subdit, ita Christus, septiformi gratia plenus, a dominatu uitiorum nos eruit, et quos illa addicit septemplici uitio, iste liberat septiformis gratiae dono. XXXVIII. De superbia. 38.1. Omni uitio deteriorem esse superbiam, seu propter quod a summis personis et primis adsumitur, seu quod de opere iustitiae et uirtutis exoritur, minusque culpa eius sentitur. Luxuria uero carnis ideo notabilis omnibus est, quoniam statim per se turpis est. Et tamen pensante Deo, superbiae minor est, sed qui detinetur superbia, et non sentit, labitur carnis luxuria, ut per hac humiliatus et a confusione surgat et a superbia. 38.2. Omnis peccans superbus est eo quod faciendo uetita contemptui habeat diuina praecepta. Recte ergo initium omnis peccati superbia, quia nisi praecesserit mandatorum Dei inobedientia, transgressionis non sequitur culpa. 38.3. Omnis superbia tanto in imo iacet, quanto in alto se erigit, tantoque profundius labitur, quanto excelsius eleuatur. Qui enim per propriam superbiam adtollitur, per Dei iustitiam inclinatur. 38.4. Qui inflantur superbia, uento pascuntur; unde et propheta: Omnes, inquit, pastores tuos pascit uentus, hoc est superbiae spiritus.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Пс.37:17 .   Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Это яснее показывает история... Ибо когда отцеубийца Авессалом осуждал решения отца и когда изменник Семей метал языком и рукою и злословил Давида – последний великодушно в молчании переносил обиды: потому что все «упование» свое возлагал на " Господа», сказавшего: «Мне отмщение, Аз воздам» ( Евр. 10, 30 ). Некоторые из толковников относят это и ко Спасителю, Который на злоречия врагов «не отверзал уст своих» (Феодорит). Пс.37:18 .   Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Пс.37:19 .   Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Никто да не надеется от грехов своих великих очиститься только одним исповеданием грехов без трудов и подвигов, подобающих истинному покаянию, если он поленится потрудиться. Давид не довольствуется одним исповеданием, но заботится и об удовлетворении за содеянное. Что пользы открыть язву, а подобающего к ней лекарства не приложить? (И не исправить жизни своей) (Димитрий). Пс.37:20 .   Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Пс.37:21 .   Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Непримиримой злобе врагов Давид противостал своим долготерпением, надеясь этими скорбями умилостивить Бога. И гоним был Давид только за то, что «гонях благостыню,» т.е. чистосердечно и благонамеренно со всеми поступал (по Зигабену). Пс.37:22 .   Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене. Пс.37:23 .   Вонми в помощь мою, Господи спасения моего. Такова должна быть смиренная молитва всякого просящего «помощи Божией» . 1 В конец, Идифуму, песнь Давиду, 38 Этот боговдохновенный псалом во многом согласен с псалмом предыдущим и содержит в себе врачевство для исцеления душевных страстей и исправления нравов людей. Преимущественно же рассуждает о необходимости терпения. Пророк оплакивает ничтожество естества человеческого и показывает его " конец» . Священный певец «Идифум» возглашает эту песнь «Давида» (Афанасий, Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Греческое слово " " демон " " в античной традиции не носило негативный характер: оно означало всякое нематериальное живое существо. В христианской традиции, начиная с ап. Павла, это слово становится термином, обозначающим злых духов — ангелов, отпавших от Бога. 1027 Сл. 36, 5, 1–2; SC 318, 250=1.504. 1028 PG 37, 419=2.26. 1029 PG 37, 443–444=2.30–31. 1030 PG 37, 445=2.31. 1031 Сл. 24, 9, 25–26; SC 284, 56=1.351. 1032 Ср. Иов 1:6–2:7. 1033 См. Ориген. На Ин. 2, 3 (PG 14, 133 D); Афанасий Александрийский. Слово на язычников 6 (PG 25, 12 D); Григорий Нисский. Жизнь Моисея (PG 44, 420 A); Большое огласительное слово 5 (PG 45, 24 D). 1034 Афанасий Александрийский в Слове на язычников (6) так характеризует манихейский дуализм: " …Некоторые еретики, отпав от церковного учения и потерпев крушение в вере, в безумии своем приписывают также злу самостоятельность. Кроме же истинного Отца Христова, воображают себе иного бога, и этого нерожденного творца зла и виновника злобы признают и создателем твари " " . 1035 PG 37, 417–418=2.25. 1036 Ириней Лионский. Против ересей 4, 37, 3. 1037 Ириней. Против ересей 4, 39, 1–3. 1038 Татиан. Речь против эллинов 7. 1039 Намек на две различные интерпретации рая (буквальную и аллегорическую), которые существовали в раннехристианской традиции. См. об этом Василий Великий. О рае 7 (PG 30, 68 C). 1040 Григорий, как видим, склоняется к аллегорической интерпретации деревьев рая, следуя в этом Филону Алесандрийскому (см. его трактат О растениях 36–40). 1041 Сл. 38, 12, 1–27; SC 358, 126–130=1.527–528. 1042 Ср. Быт. 3:21. 1043 По свидетельству Мефодия Олимпийского (О воскресении 1,29; GCS 27, 258), эта интерпретация принадлежит Оригену. Ей пользовался также Григорий Нисский (О душе и воскресении, PG 46,148 C-149 A). Подробнее об этом см. Daniйlou. Platonisme, 48ff. 1044 PG 37, 455=2.34. 1045 О борьбе ума с плотью см. PG 37, 1359–1361=2.68–69. О борьбе между плотью и духом говорил уже апостол Павел (см. Гал.5:17 и др.). 1046 Сл. 14, 6–8; PG 35, 865–868=1.208–209. 1047

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

На первый взгляд кажется странным, что группа " 37 " была против этого. Ведь ее участники тоже считали, что Церковь ответственна за мир и что ее долг – преображать и христианизировать мир. Они писали, что очень ценят этот аспект воззрений Огородникова. Шокировала же их его " излишняя самоуверенность " . На их взгляд, Огородников утверждал, что судьба человечества за – 180 висит от небольшой кучки людей в Москве. Возможно, так он и думал. Группу " 37 " смущал тон " Общины " : все или ничего. Группа " 37 " была, как мы видели, открыта широкому спектру людей и мнений, и, хотя они твердо придерживались своих христианских убеждений, они хотели делиться ими, а не навязывать их другим. Было бы ошибкой продолжать сравнение двух этих семинаров, так как все приведенные здесь оценки достаточно субъективны. По-видимому, идейная направленность обеих групп определялась больше личностями, чем абстрактными принципами. До некоторой степени важна также духовная атмосфера обоих городов. Не удивительно, что Христианский семинар в Москве – правительственном и идеологическом центре страны – придерживался более жесткого, доктринерского направления, в то время как в Ленинграде, " городе поэтов " , группа " 37 " была менее связана доктринерством и сохраняла дух открытости. Встреча группы " 37 " с Владимиром Порешем, ленинградским представителем Христианского семинара, показала, что их разногласия касались больше формы проявления, чем сути дела, и что между ними было гораздо больше общего, чем разделяющего. Выяснилось, что, хотя группа " 37 " ориентировалась на запросы неконформистской творческой интеллигенции, а Христианский семинар, состоявший из молодых православных интеллигентов, обращался к советской молодежи в целом, их общей основой была вера в необходимость христианского преображения культуры и общества и нацеленность на свое поколение. Обе группы сошлись на том, что наблюдается их постепенное сближение; журнал " 37 " представлял людей из мира культуры, обращавшихся к религии, а " Община " двигалась от религии к культуре85.

http://religare.ru/2_89412_1_21.html

Сл.4,96,16–20; SC 309,242=1.106. 393 1 Пет.2:13–17. 394 Рим.13:1–5. 395 Рим.13:1. 396 1 Тим.2:2. 397 Апология 33. 398 Лк.2:1–5. 399 Слова обращены к Юлиану. 400 Ср. Мф.17:24–27. 401 Сл.19,12–13; PG 35,1057–1060=1.295–296. 402 Сл.17,6–10; PG 35,972–977=1.258–260. 403 Сл.19,13; PG 35,1060=1.296. 404 Мф.19:8. 405 Мф.19:4. 406 Ср. Быт.2:16–17. 407 Сл.14,25–26; PG 35,892=1.221. 408 PG 37,938=2.229. 409 PG 37,853=2.233. 410 Мф.19:21. 411 Ср. Мф.16:24. 412 Сл.14,17–18; PG 35,877–880=1.214–215. 413 PG 37,602–603=2.158. 414 PG 37,884–885=2.242–243. Ср. Knecht. Frauen. 415 PG 37,903–904=2.249. 416 Сл.37,8,15–20; SC 318,288=1.514. 417 Гал.3:28. 418 Исх.10:12. 419 Рим.1:3. 420 Ср. Мф.1:23. 421 Быт.2:24. 422 Еф.5:32. 423 Еф.5:33. 424 Сл.37,6,4–7,20; SC 318,282–286=1.513–514. 425 Ср. Mango. Byzantium, 225–227. 426 PG 37,661=2.221. 427 Ср. Ин.3:3. 428 Сл.20,12,4–7; SC 270,80–82=1.305. 429 О девстве в ветхозаветной традиции (в частности, о ессеях и о " " терапевтах " " Филона) см. Guillaumont. Origines, 13–37. Ср. Леон–Дюфур. Словарь, 261–262. 430 Ср. Мф. 19, 10–12; 1 Кор.7, 7; 7, 24–25; Откр. 14, 4. 431 Об историческом контексте этого Собора см. Gribomont. Basile I, 26–33. 432 См. прав. 1, 9, 10 и 14. О недопустимости гнушения браком говорил во II в. Климент Александрийский (см. Строматы 3, 18). 433 Пир десяти дев, Феофила 1; SC 97, 70. 434 Феофила 5; SC 97, 80. 435 Быт. 2:21. 436 Феофила 2; SC 97, 70–72. 437 PG 35, 530=2.135. 438 PG 37, 539–540=2.138. 439 PG 37, 545–546=2.140. 440 PG 37, 547=2.141. 441 Ср. Быт. 2:24. 442 PG 37, 542–544=2.129. 443 PG 37, 550=2.142. 444 PG 37, 553=2.142. 445 PG 37, 567=2.147. 446 Ср. Brakke. Asceticism, 53. 447 PG 37, 563=2.146. 448 PG 37, 564=2.146. 449 Сл. 40, 18, 13–15; SC 358, 236=1.554. 450 Ср. Ин. 2:9. 451 Письмо 232; ed. Gallay, 166=2.531. 452 Сл. 40, 18, 15–16; SC 358, 236=1.554. 453 Сл. 37, 17–20; SC 318, 290=1.515. 454 PG 37, 1548=2.253. 455 PG 37,572=2.148. 456 Сл. 37, 8, 7–8; SC 318, 286=1.514. 457 Иеромонах Софроний. Об основах, 22. 458

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010