В Евангелии от Матфея Спаситель изображается преимущественно Эммануилом – Богом, явившимся истинным Человеком, обетованный праотцами избранный Мессия, небесный Учитель, Пророк и Законодатель. Поэтому из четырёх лиц Херувимских, предстоящих Престолу Божию, этому Евангелисту присваивается символ Ангела Божия, тогда как Евангелисту Марку присваивается символ льва, Евангелисту Луке – символ тельца, а Евангелисту Иоанну – символ орла. Рождество и Крещение Господа Иисуса Христа Родословие Иисуса Христа (1:1–17) Евангелист Ветхого Завета, славный пророк Исаия, возвещая о страданиях грядущего в мир Иисуса, с благоговением помышляет о том, Кто сей грядущий Спаситель, откуда и куда Он нисходит. И, поражённый мыслью о Его Божественном достоинстве, Пророк восклицает: Но род Его кто изъяснит? ( Исаи. 53:8 ); – то есть кто изъяснит нам, земнородным, Его предвечное рождение от Бога Отца? Оно непостижимо не только для ума человеческого, но и ангельского. И вот сей Бог , неприступный, неизречённый, непостижимый и равный Отцу, пришёл к нам на землю, не погнушавшись родиться от Жены и иметь предками Давида и Авраама. Предвечный Бог рождается, как человек, становится во всём, кроме греха, подобным, сродным нам Человеком. И первый Евангелист Нового Завета, святой Апостол Матфей, раскрывая перед нами записанное им Евангелие, благовествует, что эта книга – это Родословие Иисуса Христа, свиток, в коем записаны предки по плоти, вся жизнь и деяния обетованного Мессии – Сына Давидова, Сына Авраамова. Подобно тому, как ветхозаветный бытописатель Моисей, начиная историю падшего человечества, выражается: Вот родословие Адама ( Быт. 5:1 ), – святой Матфей, начиная историю восстановления падшего человека, показывает Родословие Иисуса Христа. От первого, перстного человека пошло расстройство, но вот – новый Человек, новый Адам, Господь с неба ( 1Кор. 15:47 ), начальник нового поколения людей, рождаемых духовно и составляющих народ святой. Древнее прошло, и стало всё ново. Какая радость для земнородных уже в одном названии книги: Родословие Иисуса Христа! О каком родословии говоришь ты, Апостол Христов? Кто и кому сроден? Бог , Творец неба и земли, преискренне приобщился нашей плоти и крови, не погнушался назвать подобных нам людей Своими предками, а нас – братьями Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

именем Эдессы известно несколько городов. В данном случае, вероятно, разумеется Эдесса (ныне Урфа), находившаяся в северной части Месопотамии. Антиохия сирийская. 1-й (Великий) — царствовал с 527 г. по 565 г. управлял римскою империею с 70 г. по 79 г. по Р. Хр. Сын его, Тит царствовал с 79 г. по 81 г. образное, показывающее силу и коварство демонов. наименование Мессии или Иисуса Христа в известном пророчестве Исаии о рождении Сына от Девы (Исаи.7:14). Это наименование означает с еврейского: «с нами Бог». в виду подвиг святых 40 мучеников, пострадавших во армянском городе Севастии в IV b. Память их совершается св. Церковью 9-го марта. (или точнее Хосров) с персидского значит вообще царь. Это наименование обыкновенно прибавлялось к собственному имени того или другого царя. В данном случае разумеется Хозрой 1-ый Ануширван, правивший с 531 г. по 579 г. Внук его Хозрой 2-ой Парвез (правил с 590 г. по 628 г.) взял в Иерусалиме животворящее древо Креста Господня в 614 г., во время войны с греческим императором Фокою. Древо крестное было возвращено в 628 г. преемником Хозроя 2-го Сироэсом по заключении мира с греческим императором Ираклием. гора находилась в треугольнике, образуемом городами: Антиохиею на реке Оронте, Селевкиею-Пиериею и Росом. Христос изгнал семь бесов из Марии Магдалины (см. Марк.16:9). патриаршествовал с 527 г. по 545 г. 2-ой патриаршествовал с 546 г. по 560 г. моменты в жизни преподобного Симеона Столпника распределяются по годам так: родился святой Симеон в 521 г.; в 527-м году 6-ти лет от рождения взошел на столп; спустя 8-м лет, в 535 году перешел на другой столп; на 22-м году жизни перешел на Дивную гору, след. в 543 г.; в 560 г., на 39-м году жизни, рукоположен во пресвитера. Скончался в 596 г., 7б-ти лет от роду. — Воспоминаемого ныне преподобного Симеона Столпника следует отличать от другого Симеона, также Столпника, память которого празднуется 1-го сентября. Сей последний Симеон подвизался также в пределах Антиохии сирийской, но жил значительно ранее (скончался в 459 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Симон подчеркивает культурное значение Киево-Печерского монастыря для всей Русской земли: из его стен вышли знаменитые деятели христианского просвещения, и Симон перечисляет славные имена Леонтия и Исаи Ростовских, митрополита Илариона, Германа и Нифонта – епископов Великого Новгорода, Ефрема Суздальского и др., отмечая, что всего можно насчитать до 50 знаменитых имен. Свои мысли Симон подкрепляет «Сказанием о святых черноризцах печерских», в котором содержится девять «достоверных» повестей «о божественнейших отцах», «подобно лучам солнечным просиявших до конца вселенной», и повестью о построении и украшении Печерской церкви. Под влиянием послания Симона Поликарп в обращении к игумену Киево-Печерского монастыря Акиндину сообщает еще одиннадцать рассказов о «подвигах» тридцати монахов, дабы и другие узнали «святое житие преподобных отец». Позже сказания Симона и Поликарпа были объединены вместе, дополнены «Житием Феодосия Печерского », написанным Нестором, «Сказанием о черноризцах  печерских»,  помещенным  в  «Повести  временных  лет»  под 1074 г. В таком виде дошла до нас древнейшая рукопись патерика, относящаяся к 1406 г., созданная по инициативе тверского епископа Арсения. Эта редакция патерика получила название Арсеньевской. В 1460 г. и 1462 г. в Киево-Печерском монастыре по инициативе игумена Кассиана были созданы более полные редакции памятника, названные «Патерик Печерский». Патерик открывается сказанием о создании и росписи Печерской церкви, построенной в 1073 г. и посвященной Успению Богоматери. Она послужила архитектурным образцом Успенских соборов, которые затем сооружаются в Ростове, Суздале, Владимире на Клязьме, Владимире Волынском. Возникновение Печерской церкви легендарное сказание патерика связывает с варягом Шимоном, пришедшим на службу к киевскому князю Всеволоду Ярославичу. Образ будущей церкви дважды является и видении Шимону: во время бури на море и во время битвы с половцами. Размеры церкви указаны Шимону Богородицей. Она же посылает из Царьграда зодчих и живописцев. Место строительства церкви определяется самим богом, посылающим знамения: росу, столп огненный, небесный огонь. Мерой церкви становится золотой пояс, украшавший распятие в варяжской земле и привезенный с собой Шимоном. Все эти многочисленные чудеса подчеркивали особое положение Киево-Печерского монастыря, находящегося якобы под непосредственным покровительством самого Бога и Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, хотя души праведных, после частного суда, отходят на небо, и удостоиваютоя блаженства, но это блаженство их не есть еще полное и совершенное, а только предначатие вечного блаженства. Св. Григорий Богослов , вслед затем, как выразил такое сильное благожелание скончавшемуся брату своему Кесарию – внити в небеса, упокоиться в недрах Авраама, возвеселиться в лике ангелов и блаженных душ и предстоять пред Царем небесным, – продолжает: «Для меня убедительны слова мудрых, что всякая добрая и боголюбивая душа, как скоро, по разрешении от сопряженного с нею тела, освободится отселе, приходит в состояние чувствовать и» созерцать ожидающее ее благо, а по очищении, или по отложении (или еще, не знаю, как выразить) того, что ее омрачало, услаждается чудным каким – то услаждением, веселится и радостно шествует к своему Владыке; потому что избегла здешней жизни, как несносного узилища, и свергла с себя лежащия на ней оковы, которыми крыла ума влеклись дому. Тогда она в видении как бы уже пожинает уготованное ей блаженство. А потом и соприрожденную себе плоть, с которою упражнялась здесь в любомудрии, от земли, ее давшей и потом сохранившей, восприяв непонятным для нас образом и известным только Богу, их соединившему и разлучившему, – вместе с нею вступает в наследие грядущей славы» 240 . «Награда на суде (последнем), без сомнения, получит приращение. Ибо праведники ныне только по душе наслаждаются; а тогда и по телу будут наслаждаться блаженством, будут радоваться и в том теле, в котором они переносили болезни и мучения за Господа. Об этой сугубой славе писано: на земле своей сугубая стяжут (Исаи LXI, 7). О душах же святых, пребывающих на небе до дня воскресения, написано: даны быша комуждо их ризы белы, и речено бысть им, да почиют еще время мало, дóндеже скончаются и клеврети их, и братия их ( Anok. VI, 11 )... Праведники ныне сияют только славою душ, а тогда возрадуются славою души и тела». 241 б) Состояние грешников Как праведники, вдруг но смерти тела и частном суде над ними, восходят душами своими на небо и удостаиваются блаженства, точно так же грешники отходят душами своими во ад – место печали и скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Пока оба царства существовали, Господь вразумлял евреев, чтобы вернуть их к истинной вере. Для этого он посылал им особых людей, которые назывались пророками. На пророков сходил Дух Святой и давал им силу учить людей, открывать волю Божию, предупреждать о бедствиях, которые их ожидают за грехи. Пророки говорили евреям о Спасителе, который придет, и предсказывали разные подробности Его жизни. Пророк Исаия Особенно много предсказал о пришествии Спасителя пророк Исаия. Он был иудеянин из царского рода. Господь призвал его особенным видением: Исаия видел Господа сидящим на престоле (на троне), окруженным ангелами. Ангелы пели Богу песнь, которая поется теперь на литургии: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, вся земля полна славы Его». Один из этих ангелов взял клещами уголь с жертвенника, притронулся им ко рту Исаи и сказал: «Вот прикоснулся к устам твоим и отнимет беззакония твои и грехи твои очистит». (Эти слова говорит нам священник, когда мы причащаемся Св. Тайн). После этого Господь послал Исаию учить народ еврейский. Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы ( Ис. 7:14 ), что Он будет страдать за грехи всех людей и кротко переносить страдания, что Он будет страдать с разбойниками, и многое другое. В Ветхом Завете есть Книга пророка Исаии. Вот что мы в ней читаем о Мессии-Спасителе: «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем и наказуем и уничижен Богом. Но Он уязвлен (изранен) был за наши грехи и мучим за наши беззакония; наказание нашего мира было на Нем и Его ранами мы исцелились...» ( Ис. 53:4–5 ). В той же главе книги пророка Исаии написано про Спасителя: «Господь возложил на Него грехи всех нас. Как овечку вели Его на заколение и как ягненок стоит молча, когда его стригут, так и Он не открывал рта. В смирении Его суд Его взял, а происхождение Его кто расскажет, потому что взимается от земли жизнь Его». (Эти слова священник говорит, когда готовит Св. Дары для литургии). Кроме того, Исаия предсказал, какие бедствия постигнут евреев, если они не покаются. Евреи озлобились на Исаию за его обличения и предали его лютой казни. Он был перепилен деревянной пилой. Пророк Иеремия

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

21. Ответ на 20, Фиалковский: Вы в очередной раз продемонстрировали свою полную неграмотность по делу о цареубийстве. Следователь Николай Соколов издал свою книгу на французском языке вначале 1924 года и естественно держал ее в руках, и дарил друзьям. А умер он 23 ноября 1924 года. Ещё в конце 1919 года Соколов передал через капитана Булыгина официальный отчёт о расследовании Императрице Марии Фёдоровне, в котором говорилось о почти полном сожжении честных останков Царской Семьи на Ганиной Яме. Тоже, что в написал и в материалах дела, и в своей книге. 20. Ответ на 15, tirine: Впервые участник форума Фиалковский задал грамотный вопрос: чем отличается Трехтомник СК РФ от книги следователя Николая Соколова, изданной впервые на французском в 1924 году. Могу ответить: 1. Авторы Трехтомника не решились обнародовать свои имена и остались анонимами, что, естественно, вызывает к ним недоверие в отличии от Соколова; 2. И доклад следователя Императрице Марие Фёдоровне, и материалы самого следствия Соколова опубликованы уже многими исследователями, начиная с Николая Росса (1987) и заканчивая ГАРФом (2018). Никаких противоречий не обнаружено между книгой, докладом и материалами (например, вывод о сожжении честных Царских останков на Ганиной Яме содержится в томе 10 лист 6 дела). А вот в Трехтомнике полно противоречий с уже известными материалами следствия. Например, оборвана цитата Исаи Родзинского и из неё удалено место, где тот говорит о сожжении тел Императора, Наследника и доктора Боткина, и что всего цареубийцы сожгли не менее 4 тел. Из двух выводов стоматологической экспертизы группы Пашиняна 1998 года удалён второй вывод о том, что люди с черепами и не получали стоматологического лечения за несколько лет до смерти, а люди с черепами не получали лечения 1-2 года. Перечень этот можно долго продолжать и из него видно, что авторы Трехтомника стремились ввести читателя в заблуждение в отличии от Соколова. Но Николай Соколов своей книги при жизни не увидел! Где гарантия, что выпускающие эту книгу люди специально вставили про сожжение останков, ведь в следственном дело про сожжение конкретно ничего нет? Дитерихс и Вильтон раньше Соколова по какой то неизвестной причине издали свои книги написав там про сожжение останков пока Соколов продолжал собирать материал и вел следствие. Для чего Вильтон и Дитерих так спеши издать свои труды? Славу получить или денег заработать? Сохранились ли документы, договор с Соколовым на публикацию этих книг? Почему так Соколова то кинули?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/26/ry...

Ионяне, за XI столетий до Р.Х., вытесненные из Европы в Малую Азию, заселили здесь страну, которая от имени их получила имя Ионии, где были города их: Ефес, Клазомены, Колофон, Фокея, Милет. Азийские породы, евреи, сирийцы, арабы, персы, узнавши здесь Ионян, имя их, выговаривая его Юнан, перенесли и на прочие все поколения, которые называли себя еллинами. Это значение слову Юнань объясняется переводом свящ. Писания с еврейского языка на еллинский или греческий: там, где в еврейской Библии читается народное имя Иаван в переводе читаем слово Еллин, Еллада. У пророка Исаи (66:19.) слово в греческом переводе Еллада; у пророка Даниила слова мелех Иаван «царь Еллинский» (8:21.) Сарь Иаван, «князь Еллинский» (10:20.) малькум Иаван «царства Еллинские» (11:2.) То же дознается из снесения указанных пророком Моисеем генеалогических ветвей Иафетова племени с историей народов, заселивших Европу. В числе потомков Иафета Моисей указал Иавана ( Быт. 10:2.4.5 ). Объяснения этой генеалогии европейскими учеными показывают, что Иаван, указанный Моисеем в генеалогических ветвях Иафетова племени, есть народ Еллинский (см. в 27 прилож., в приписке к словам Маробия, о значении библейского выражения «острова морские»). Римляне, известные основатели великой державы на апенинском полуострове, назвали часть Еллинов Греками, и этим именем зовем мы, русские, и другие европейские народы потомков еллинов, и прежних и современных нам. Часть еллинов или греков, составлявших главное народонаселение Восточной римской империи, известной также под названием Византийской, Константинопольской, греческой, а у нас, русских, еще Нового Рима, Царя града, в Коране называется Рум (Ар-рум, Коран 30:1.) «Римлянами». Из этого мусульманин может видеть, что имена Иаван, Еллин, Грек, Рум, имена одному и тому же народу, и что этот народ надобно разуметь под арабским именем Юнан. Татары-мусульмане, зная ныне народ под именем греков, и не имея о нем исторических сведений, составили неправильное о нем понятие, а от того не правильно судят и о том, с чем соединяется имя грека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Потомок, о котором говорит Господь Давиду, есть Иисус Христос, ибо ему приписывается вечность, – свойство, принадлежащее одному Богу. 113 Примеч. Приведем здесь некоторые главнейшие пророчестве об И. Христе. Некоторые пророческие стихи из 21 псалма: Ст. 2-й. Боже, Боже мой, вонми ми (внемли мне), Вскую (для чего) оставил Мя еси. Так точно говорил Иисус Христос, когда страдания Его достигли высшей степени ( Mф. XXVII, 46 ; Mapk. XV, 34 ). Ст. 8 и 9. Вси видящии Мя поругашимися (ругаются надо Мною) глаголаша устнами, покиваша главою (и говорят, кивая головою): упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его (Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасает его, если любит его). Так точно говорили враги Господа, окружая крест Его ( Mф. XXVII, 39, 40, 41 ). Ст. 19. Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа (бросают) жребий. Ясное предсказание того, что действительно произошло при крестных страданиях Иисуса Христа ( Mф. XXVII, 35 ). Псвл. XV ст. 10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления. По учению апостола Петра, слова эти пророчески относятся к Иисусу Христу, ибо Давид умер и погребен, и следовательно, как замечает апостол ( Дeяh. XIII, 35 ), увидел тление. Псал. 109,1 . Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Апостолы свидетельствуют, что сей Господь, Которому речено сидеть одесную Господа, есть Иисус Христос, восшедший на небеса и седящий одесную Отца, дóндеже положены будут все враги Его под ноги Его ( Дeяh. II, 34 – 35 ; 1Kop. XV, 25 ; Евр. 1:13, 10:13 ). «Се дева во чреве приимет, – говорит пророк Исаия, – и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (т. е. с нами Бог)». Здесь обещанный Спаситель мира называется Богом, имевшим родиться на земле по человечеству от Девы чистой, непорочной. Так действительно и родился Спаситель мира, на что не преминул остановить внимание и св. евангелист Матфей, указывая в сем исполнение пророчества Исаи ( Uc. VII, 14 , Mф. I, 22, 23 ). И ты, Вифлиеме, доме Ефрафов, говорит пророк Михей, еда нал еси в тысячах Иудиных (в ряду тысяч Иудиных), из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В то время, когда он был игуменом, Овчарско-Кабларское ущелье кишило разбойниками, которые стремились к легкой наживе. Разбойники нападали на игумена, когда тот выходил из монастыря. А когда они узнали, что в монастыре есть деньги, которые собирались на ремонт монастыря и помощь бедным, решили его ограбить. Как-то ночью они поймали кума игумена Исаи, и подошли к воротам монастыря. Разбойники заставили кума попроситься в монастырь на ночлег. Игумену было странно, зачем кум поздно ночью пришел в монастырь, и он сказал: " Заклинаю тебя, живым Богом молю, не выдавай меня " . И даже после этих слов кум не перестал просить открыть ему ворота, уверяя, что кумовья не предают друг друга. И тогда игумен Исаия открыл ворота, разбойники ворвались в монастырь, долго пытали и мучили игумена, и в конце концов убили, оставив его тело на середине дороги. На этом месте до сих пор стоит памятник, который возвёл игумен Митрофан (Иванчевич). Но на этом история не закончилась, трагичная судьба ждала всю семью кума-предателя, очень быстро они умерли один за другим, остался только один человек, которого местные жители звали Муня. Он много пил и ни одного дня не мог без ракии, часто Муня ходил к монастырю Благовещение, как будто его что-то туда тянуло... Монастырь монахи не оставляли до 1908 года, тогда он ненадолго опустел, но монахи быстро вернулись в него. Во время Второй мировой войны монастырь пострадал не только от рук немцев, но и от болгарской армии, солдаты издевались над монахами и старейшиной монастыря, отцом Николаем Лазовичем. Про него местная учительница сказала, что он помогает " четникам " (можно сказать, сербским белогвардейцам). Немецкие солдаты заставляли игумена смотреть на солнце не моргая, а потом отвезли в концентрационный лагерь, где его мучили и расстреляли... Об этих событиях стало известно из писем святителя Николая Сербского, современника тех событий. После этих событий в монастырь в 1945 году приезжает настоятель монастыря Вуян , игумен Юлиан (Кнежевич), а с ним и три послушника, один из них был будущий патриарх Сербский Павел , который принял постриг в 1948 году в монастыре Благовещение.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Беловой список правлен весь рукою монаха Евфимия и только под конец л.л. 279. 280 и 281 рукою Арсения Грека, далее опять поправки Евфимия. На листе 286 замечено: (@досмотри т в ермосахъ@). С листа 290 до конца рукописи 4 тетради травленных, из коих три относятся к разным местам скрижали, изданной при патр. Никоне, с которою в тексте они совершенно согласны. Первая тетрадь (л. 200–339) содержит по печатной Скрижали из главы 5-й трактат о количестве таинств церковных; на 3-й тетради (л. 345–352) вопросо-ответы Афанасия Александрийского о Божестве и воплощении Сына Божия, прерывающиеся на половине 10-го ответа; 4-я (л. 352 до конца) о том же вопрос 20-й без начала. Тетрадь 2-я (л. 339–345) представляет отрывок из жития св. Симеона Столпника. Скрижаль правлена одним почерком, третьим из вышепоказанных, отрывок из жития св. Симеона Столпника иным. 527. (по цреж. кат. 819). Обиход 897 и Октоих на нотах, в 4-ю д., скорописью начала XVII в., 292 л. На приклеенной бумажке к первой переплётной доске помечено: (@бихо с октаи пвча и з масте: полаты@). На первом от переплётной доски, вне счёта, белом листе скорописью замечено: лкокова@). По листам, внизу, начиная с 1-го подпись помянутого вкладчика: (@Лта зркг. мата въ ке н . си книга пвча домова црковна соборнаго каменого храм бцы и предло в е у соли вычегоцко на посад положение из володимера града ржтвеного мнтр прчтые бцы. архимарита исаи лкокова. дл помина за упокона по себ и по свои родителе@). Л. 1. всенощнаго верни@). В последовании написаны: «Благослови, душе моя, Господа» 19 стихов, потом кафизма 1-я, по кафизме слава 2-я: «Внегда воззвах, услыши мя, Боже, правды моея», на два лика, 9 стихов, затем слава 3-я: «Господи, Боже мой, на Тя уповах спаси мя», 4 стиха; затем, «Господи воззва к Тебе, услыши ны», с самогласнами на 8 гласов; затем прокимен великий и прокимны на все дни недели; «Бог Господь явися нам», на 8 гласов; 3 славы на кафизме 2-й и 3 славы на кафизме 3-й и 3 славы на 17-й; (хвалите имя Господне) 13 стихов, взяты из псалма 134 из стихов: 1-го. 4-го (2-я половина). 5 (2-я половина). 9-го (2-я половина). 13 (2-я половина). 19 (1-я половина), 21 (2 половина); псалма 135: стиха 1-го (1-я половина). 12-го (1-я половина). 15-го (1-я полов ), и стих 26-й. Далее, л. 9 об., псалом, поемый в неделю сына блудного и в недели: мясопустную и сыропустную, стихи из псалма 136, стиха 1-го (первая половина), 3-го (2-я половина). 5-го (2-я половина), 6-го (2 половина), 7-го (2-я полов.). 9-го (2-я половина).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010