Писцы же, испытавше его и видевше слепа суща, ужасошася и повелеша образ поставити в селе Ондрейкове в церкве чюдотворца Сергия, а землю, покаместа объиде, столбы поставиша и ямы выкопавше на память и на удивление чюдеси чюдотворца Сергия впредь живущимъ людем, да и прочии убоятся и накажутся не творити таковая. По днем же неких християнин той, плакав многодрзновения своего, и от того же Сергиева образа исцелев, прозрев очима и здрав бысть. Бесовскою же завистию оклеветан бысть боярину, яко бы некоею хитростию или затейми по научению слепоту на ся изрек, и многи муки даша ему; инии же после рекоша, и смертию скончася от тех мук. Сие же чудо обретох в писмах прежних властей: писано бысть оттуду от соборного старца Исаи Печерскаго, самовидца ту бывшаго на спорной земле. В лета благочестиваго царя государя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии дворянин некий прииде на Москве к архимариту Дионисию и келарю и старцом, поведа бывшее чюдо на море чюдотворца Сергия. Бывшим нам, рече, от самодержца посланым в Персидскую страну посолством к Персидскому шаху и пловущим нам морем, воста волнение велико и на многи дни бури ветреные уставишася, яко во шти седмицах в корабли ношахуся по водам. И от многих волнений морских, паче же от неядения 906 утрудившимся, лежаще еле живы, отчаявшеся живота своего. И приспевшу, рече, празднику преподобнаго чюдотворца Сергия, и воспомянувшим нам о празднике святаго и о чюдесех его, и потщавшемся, отпеша вечернюю службу, и от скорби мало облегчение приемши, и пище и питию коснувшимся, и мало препочившим, паки воставше и отпевше заутреню и часы и молебен преподобному чюдотворцу Сергию и призывающе его на помощ, да помилует и спасет в беде страждущих. Егда же им молебное пение совершившу, в той час посла Бог милость свою: преста волнение морское и бысть тишина. И поидоша в путь свой со многою радостию и единым днем в пристанище свое достигоша, иде же им годно. И изшедъшим им на землю ис корабля, и мал час преиде, и воста паки ветр, и волнение велико уставися, и корабль той от пристанища отторже и единым мегновением и с кораблениками без вести сотвориша; токмо мы едини спасени быша молитвами святаго чюдотворца Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сергей 10 марта 2012, 12:41 Православные христиане знают, что не священник запрещает супружеские отношения в пост, не монах, но устав Церкви. Хотя некоторые священники снисходят к немощам и жизненным ситуациям людей, но никто из добросовестных священников еще не советовал не воздерживаться в пост и не стремитсья к воздержанию. Если мирянин не воздерживается в празднословии, Святитель Игнатий Брянчанинов советовал самоукорение, покаяние, это должно применить и к супружеской жизни, ложа в пост. Сергей 10 марта 2012, 12:27 Духовную жизнь христиан, не нужно низводить к земле, но напротив, христиане должны подниматься к горе. И руководством к этому, есть уже составленные каноны Церкви при участии Духа Святаго. Если в требнике указано супружеское воздержание в пост, значит так должно и поступать. Не согласие с канонами Церкви - это бунт страстей в человеке, соответсвенно чтобы оправдать свои страсти и угодить им - человек пытается идти иным путем, угодный его страстям и вожделениям. А Церковь учит покаянию, смирению, поступает разумно, определяя все в свое время, на потребу человека. Борьба со страстями - это тесный путь как сказано в Евангелии, но все хотят идти путем широким. Одно дело бороться со своей страстью, невоздержанием каеться если согрешаешь, не унывать в борьбе если падаешь, должно всегда вставать как учат святые отцы (Сысой Великий и др.) и идти дальше; другое дело оправдывать свою страсть, невоздержание в пост. Мне кажется должно в пост налаживать духовные отношения, духовную любовь между супругами - только духовно крепкая любовь может укреплять семью, а если отношения только плотские, то они не крепкие. Духовная любовь между супругами - это терпеть друг друга, не отвечать злом за зло, не осуждать друг друга, молиться, добрые слова говорить, поддерживать друг друга, находить общий язык, вместе стремиться к добру, к добродетелям, к спасению. Сергей 8 марта 2012, 11:30 Прочитайте главу 58 книги пророка Исаи о посте, очень хорошее слово. Прежде всего не должно быть ненависти в посте. Помнить первую заповедь о любви к Богу - а любовь значит заповеди Его соблюдать, поставить на первое место любвоь к Богу, а второе место - занимает уже любовь к блжинему. И конечно будем поминть слова Апостола Павла в сем вопросе, учитилей Церкви. В пост должно больше молиться, стремиться больше делать духовные дела, дела веры, если человек будет больше делалать дел веры, то у него будет соответсвующий настрой, а если он не стремиться делать дел веры, больше молиться, каяться..., то конечно трудно настроиться и на супружеское воздержание. И еще будем помнить следующее, одно дело если по немощи согрешаешь в невоздержании и каешься, а другое дело - узаконивать невоздержание в своей жизни наименуясь христианами.

http://pravoslavie.ru/29586.html

Свиток состоит из 11 склеек. Примеч. На обороте отписки Кирилловских властей князю Шайсупову 13 июня находится следующая любопытная запись, не относящаяся, впрочем, до патриарха Никона . «Роспись, которым слугам с государем архимандритом Никитою ехать к Москве 141 . «Дворецкий» Иван Черепанов; с «посохом» 142 . Андрей Гостинщиков; «подьячий» Иван Васильев; государю «архимандриту» два слуги, Осип Евсевьев, Кручина Щетинин; «келейник» Никита Яковлев; «путному келарю» Василий Молев да Онуфрий Денисов; к попу Петр Семенов, у дьякона Дмитрий Иванов; ;у «крестов 143 Иван Андреев , Федор Терентьев; «со ставом»: конюший Максим Заикин; два заимщика, Степан Миронов, Яков Кирилов; «к рыдвану» Иван Егорьевсий, Еремей Дашков».... Роспись продолжается еще, но конец бумаги оторван. 10. Отписки его же, князя Шайсупова, и властей Кириллова монастыря, писанные 7180 (16722) г., мая и июня, не по порядку чисел, о присылке в Ферапонтов монастырь монаху Никону, по требованию первого, миней месячных, свеч восковых к образам, да ручных против его образца, солоду ржаного и ячного, хмелю, овса, ржи, причем в отписке архимандрита и властей замечено: «да в твоей же Господине, отписке писано, чтобы прислать муки «ржаные белые, а рож молоть велеть отмокши с водою, и у «нас в монастыре ржи с водою сталкивать не умеют», да на праздник Св. Апостол Петра и Павла, сыру, яиц, сметаны, масла коровьего и осетра колотого свежего; также коня, вместо прежнего чалого, рыже бурого, с замечанием Кирилловских властей, что «лучше тех лошадей ныне у нас в монастыре отнюдь ни каковых нет»; также месячного хлеба для самого князя Шайсупова, 20 человек стрельцов «Семенова приказу Семеновича Скорнякова «Писарева» и, сверх того, «чем им разговетьса, и конюху» Кириловскому, «который живет у монаха Никона, да портному мастеру». При чем под отпискою Шайсупова строителю, великому старцу, Исаи, приписано: «да ведомо тебе, государь, буди по указу Великого Государя монаха Никона старцы Флавиан с товарищи сам «четверть приехали, и про Архимандрита Никиту сказывали, что до «Москвы доехал, дал Бог , здорово» Сверх сего в отписке к Шайсупову от 7 июня значится, что Кирилловские власти сами от себя посылают монаху Никону на праздник Преподобного Кирилла Белоезерского хлеба, 20 стерлядей живых в бочке, ведро меду «ставленого» и три ведра пива ячного. Свиток из 16 склеек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/o-...

Этому и быть надлежало. Когда пришло уже знаменуемое, — какая еще нужда в знаменующем? Когда наступила действительность, — какая нужда в тени? Для сего–то и пророчествовали, пока не пришла неточная Правда, пока не пришел Искупующий грехи всех. Для сего–то и Иерусалим стоял столько времени, чтобы поучались там прообразованиям истины. Поелику же явился Святый святых; то справедливость требовала, чтоб запечатаны были видение и пророчество, и прекратилось царство иерусалимское. Дотоле помазываемы были у них цари, пока не помазан Святый святых. И Иаков пророчествует, что до Него будет стоять иудейское царство, говоря:не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут Отложенная ему: и Той чаяние языков (Быт. 49:10). Почему и сам Спаситель взывает, говоря: закон и пророцы до Иоанна прорекоша (Матф. 11:13). Итак, если у иудеев доныне есть царь, или пророк, или видение; то справедливо отрекаются они от пришедшего Христа. Если же нет ни царя, ни видения, но запечатано уже всякое пророчество, и город и храм пленены; то для чего столько не чествуют и грешат, что хотя видят совершившееся, но отрицаются от совершившего это Христа? Почему, видя, что язычники оставляют идолов и ради Христа возлагают упование на Бога Израилева, они отрицаются от Христа, Который по плоти произошел от Иессеева корня и уже царствует? Если бы язычники стали служить иному Богу, а не исповедывали Бога Авраамова, Исаакова, Иаковлева и Моисеева; то был бы у них хороший еще предлог — говорить, что Бог не пришел. Если же язычники чествуют того Бога, Который Моисею дал закон, изрек обетование Аврааму, и Которого Слово обесчестили иудеи; то почему не признают, или лучше сказать, добровольно не видят, что Господь, о Котором пророчествуют Писания, возсиял вселенной и явился в ней телесно, как изрекло само Писание: Бог Господь явися нам (Псал. 117:27); и еще: посла Слово Свое, и изцели я (Псал. 106:20); и еще: не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их (Исаи. 63:9)? Они в таком же состоянии, как и помешавшийся в уме, который видит землю освещаемую солнцем, но отрицает освещающее ее солнце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Неизвестно было ли приведено в исполнение последнее распоряжение патриарха относительно отпечатания и разсылки исправленных листов: но вообще грамата эта произвела свое действие на издателей миней. – Они, как можно думать, приостановили свое дело, равно прекратил было свои труды и св. Димитрий. Последний впрочем, пользуясь свиданием с патриархом, когда ездил в Москву по вопросу о пресуществлении в качестве представителя Киевского духовенства, как кажется, просил патриаршего благословения на продолжение своего труда. Святейший, говорит о себе св. Димитрий, благословил мне грешному продолжать писание жития святых и дал на благословение мне образ пресв. Богородицы в окладе 587 «. Это было в сентябре 1689 года; а через полгода патриарх Иоаким умер. Дело издания миней при нем не было решено окончательно... Глава VIII Участие патриарха Иоакима в политической жизни Русского народа: уничтожение местничества, проэкт преобразования гражданской иерархии. Придворная партия будет стрельцов; избиение Нарышкиных; два царя и соправительниц их Софья, своевольство стрельцов; отъезд царей из Москвы; казнь Хованских; ходатайство патриарха пред царями за мятежников; честолюбивые замыслы Софьи; ее планы достигнуть целей при посредствии архим. Исаи через восточных патриархов, неудача; решение Софьи действовать силой стрельцов; Щегловатый, заговор на жизнь Петра, неудача; отъезд патр. Иоакима в Сергиев монастырь. Старое Русское нищенство и благотворительность; нищенство в конце XVII столетия; отказ Феодора Алексеича содержать за свой счет Московские богадельни; указ патриарха Иоакима о жнзни Московских нищих; соборное определение 1681 года; «Слово о приютах». Смерть патр. Иоакима, его завещание; его погребение. Деятельность патриарха Иоакима не могла ограничиться только собственно церковной областью. В древней Руси, как известно, первосвятители всегда принимали участие в гражданской жизни своего народа. И, это не было с их стороны посягательством на чуждыя им права; – нет, участие это необходимо обуславливалось некою тесною связью на Руси церкви и государства, – оно было необходимым требованием русской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Но прежде, чем отрок научится отвергать злое и выбирать доброе», враги должны будут оставить Иерусалим. Смысл и сила этого пророчества таковы: не может погибнуть царь Ахаз и с ним дом Давидов, потому что из него должен, по обетованию Божью произойти Мессия – Эммануил. И потому враги, осаждающие теперь Иерусалим, должны будут оставить и скоро оставят его. Ст. 24–25. После замечания об исполнении в бессемянном зачатии И. Христа пророчества Исаи об Эммануиле евангелист восстанавливает рассказ свой, возвращаясь к Иосифу. Послушный гласу Божью, Иосиф, по пробуждении, вместо выдачи Марии разводного письма, что прежде хотел было сделать, принял Ее себе в жену, совершив обряд брачного с Нею союза по обычаям своего народа, – и не знаяше ( Быт. 4:1. 17:25. 24:16 Лк.1:34 ).Ея, дóндеже (ως ο) роди Сына Своего первенца. Цель этого замечания, как показывает связь всего повествования о сомнении Иосифа и разрешении его Ангелом, только показать, что было до Рождества Христова; что было после этого предела, евангелист здесь не имеет намерения что-либо сказать, – как и вообще Евангелия мало касаются истории Матери Божьей, потому что они суть Евангелия И. Христа, и поэтому о Марии в них упоминается лишь настолько и там, где и насколько это нужно для изображения истории Христа. Но православная церковь верует, что Матерь Божья и по рождении Господа пребыла Девою. Против этого верования в Евангелиях ничего нет. Что касается употребленной здесь евангелистом частицы ως дóндеже, то она непременно означает предел, после которого наступает то, чего до него не было; в Свящ. Писании она часто употребляется без этого намека и даже в смысле чистого отрицания. Так, в последнем смысле употребляют ее LXX в Быт. 8:7 , где выражение: дóндеже изсяче вода от земли хочет сказать, что ворон вовсе не возвращался в ковчег (см. также 2Цар. 6:23 ). В этом же смысле говорит И. Христос: се Аз с вами есмь до скончания века ( Мф.28:20 ). Еще менее может говорить против приснодевства Богоматери употребленное здесь же евангелистом наименование И.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

священник Симеон Замахаев I. Духовное родство обосновано на институте восприемничества крещаемого от купели. Первое относится к последнему, как следствие к причине. Посему прежде всего несколько слов о причине. О происхождении восприемничества не говорит ясно ни один из древних церковных писателей. Позднейшие литургисты разрешают этот вопрос на основании различных гипотез. Одни производят восприемничество из ветхого завета и аргументируют такое предположение ссылкой на книгу прор. Исаи (8,2 и 49, 22 в связи с 60,4 и 66:20). На основании этих мест выводят заключение, что при совершении ветхо-заветного обрезания, которое ставят здесь в параллель с таинством крещения, требовались свидетели. Другие видят в восприемничестве следы раннего влияния на церковную практику римского права, требовавшего для заключения всякого юридически состоятельного акта свидетелей. Предположение, к сожалению, не имеющее за собою ни одного древне-христианского свидетельства. Третьи признают причиною возникновения восприемничества крещение церковью детей, неспособных к сознательному исповеданию веры, которое, по заповеди Спасителя, требуется от каждого крещающегося. Но и это объяснение неполно. По правилам древней церкви, восприемники требовались не только при крещении детей, но и взрослых. Большинство, наконец, утверждает и с большей основательностью, что институт восприемничества чисто христианского происхождения, ни откуда не заимствованный. Появился он в первой половине 2-го века. Причинами, вызвавшими его, были гонения на христиан и ереси. В тяжелую для церкви эпоху гонений было не мало таких лиц, которые принимали христианство с целью выведать все, чему учила церковь , и потом передать добытое гонителям. Некоторые принимали христианство , по-видимому, искренно; но оставались христианами лишь до первого преследования их за исповедание веры. Как не утвердившиеся и неопытные в вере, они легко поддавались обольщениям и угрозам гонителей и начинали утверждать, что никогда крещения не принимали и христианами не были.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Слову ятися о Господ дерзаемъ, то же не от скудости нашего нищетоумья, но от длъ твоихъ причту приобртше. И со преподобнымъ Мефедьемь 760 глаголемь, днесь бо събытье божественыхъ словесъ его, яже положи въ своихъ ему написаниихъ вщая: «Малое небо, богомудрого душа, воистину повдающи славу Божию правостью вры, и словесы истньными, и длы добрыми. Небеса бесловесное естьство суще, и сочювьствено, и самовластьно, но точью свтлостью солнца, и растниемь луны, украшениемь звздъ, и непременьно храняще уставы временемь Владычня повеления, повдають славу его». Яко же всимъ, добр смотрящимъ Творца, о томъ похвалити добраго ради уряжения, зд же преболе намъ того о тоб является: словеса бо честьна, и дла благолюбна, и держава самовластна, ко Богу изваяная, славою паче звздъ небесныхъ, не токмо в рускыхъ концехъ вдома, но и сущимъ в мор далече. Во всю бо землю изиидоша, по пророку, богомирная словеса твоя, христолюбовная дла, ими же о всихъ Владыка твои славиться, да видвше бо вща еуаггелистъ: «Дла ваша добрая прославять Отца вашего, иже есть на небесхъ» 761 . От днесь бо мнозии боголюбци познаються, без лности тещи во слдъ тебе ревнующе, обртше тя проводника, яко Моиса 762 , новыи сии Израиль изводящаго из работы немилосердья и от мрака скупости. Отсел бо не на брез ставше, но на стн твоего создания, пою ти пснь побдную, аки Мариамъ древле 763 . Днесь, по Исаи 764 , «понавляються острови», а рекуть праведныхъ душа, видяще поновление честьнаго храма Господня утвержениемь твоимъ о Господ. Яко и при Зороавели 765 свобожьшеися от вавилоньска нечаяния, днесь и множьство врных кыянъ, и населники ихъ болше потщание и любовь ко архистратигу Господню имти начинають и не токъмо ради спасения своего, но и новаго ради чюдеси, иже во дня царства твоего свршися. Утверждающе бо неподвижно ноз свои на удобренемь ти зданьи и очима си любезно смотряши, отвсюду веселие души привлачаще, и мняться яко аера достигше, а тако любовью отходять, похваляюще богомудрество твое. Блажении же, не видивше, но врующе, радуються, якоже вща Соломонъ: «Похваляему правдному веселяться людье» 766 . Днесь отъяшася от многъ сердець помышления суетьная и глаголи маловрнии – овии бо глаголаху, яко златомъ власомъ поверзена есть церкви от небесе, и тмь же утверждена, а ови, яко поступаеть церкви в монастырь, инако же мнози, – и ни от единхъ же б помощи истньны утшению, Дóндеже придеть, ему же щадено бысть благодать и милость во преподобьныхъ его и посщение во избраныхъ его. Еще же и мы долъжнии ти милостивници, нашь присныи господине, единомысльно суще ко избраньному сему мсту надемься, не забытно жажюще от тебе милости, якоже елень на источникы водныя. И Богъ милости и Отець щедротамъ, и любы единочадаго Сына его, и причастье Святаго Духа да будеть съ царьствомъ твоимъ, купь съ любыми тобою. Архистратигъ Михаилъ, покрываи храня кропомъ крилу твоею, нын и присно, и въ будущия вкы, аминъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не поможет ей ни всеобщее предание древности, подтверждающее ее собственное показание о себе, ни авторитет новозаветных св.писателей и даже Самого Христа: все приносится в жертву выводам новой науки. В Пятокнижии не раз говорится о том, что «написа Моисей вся словеса Господня» ( Исх.24:4 ср.17,14, 34,27, Числ. 33:2 , Вт.31 гл.), в книгах Иисуса Навина (1,7–8,8, 31,34, 23:6), Царств ( 3Цар.2:3 , 4Цар.14:6. 18, 6:12 ). Паралипоменон ( 2Пар.34:14 ) и во многих др. свидетельствуется о «законе Моисеевом», в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос ясно и прямо говорит о том, что Моисей был писателем книг, содержащих закон ветхозаветный (особенно см. Ин.5:46 дал.), таково же было согласное предание еврейской и христианской церкви, – но всего этого недостаточно для новейших ученых: на основании внутренних и внешних признаков, взятых из самого же Пятокнижия, они смело отвергают древнее предание о написании его Моисеем и разбивают его на несколько отделов, составленных будто бы в разное время и разными лицами 42 . Книга пр.Исаи передана нам древностью как единая книга великого пророка, поставившего свое имя и обозначавшего время своей жизни в ее начале ( Ис.1:1 ), – о его книге говорит и Иисус сын Сирахов (48:25); но в настоящее время ее делят по крайней мере на две части, принадлежащие двум различным пророкам, время жизни которых разделяется двухсотлетним промежутком. Так и со многими книгами Ветхого Завета. Даже самую малую из ветхозаветных писаний, книгу пр.Авдия, состоящую всего из одной главы в 21 стих, не оставляют в покое, и в ней находят возможным выделить части, не находившиеся будто бы в первоначальной книге пророка. При этом не довольствуются только общим указанием тех или иных отделов, разнящихся от остального состава св.книг по своему позднейшему происхождению; нет, уверенность в своих силах простирается у современных ученых так далеко, что они находят возможным судить о каждой фразе, даже об отдельных словах, и произносить свой авторитетный приговор о времени их внесения в книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

А Господь так любил Иерусалим, что плакал о нем и рыдал ( Лк. 19:41 ), и вися на кресте, говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ). И испросил Он, о чем молил: на первых же порах уверовало много тысяч из иудеев, и на покаяние ему дано было времени до сорока двух лет. По истечении же этих лет, так как иудеи упорствовали в злобе, вышли из лесов народов римских два медведя, Веспасиан и Тит, и умертвили, и растерзали детей, богохульствовавших и целым хором издевавшихся над истинным Елисеем, восходившим в дом Божий (ибо так переводится слово – Вефиль 4Цар. 2 ). С тех пор Иерусалим не называется уже святым городом; но, потеряв святость и прежнее имя, зовется в духовном смысле Содомом и Египтом. Ибо вместо него созидается новый град, который речные потоки веселят ( Пс. 45:5 ), из которого течет источник, услаждающий горечи всего мира; а жалкий Израиль плачет обезоруженный над развалинами храма, – между тем как многолюдство верующих во Христа видит ежедневно встающими новые кровли церкви, – и говорит Сиону: тесно для меня место ( Ис. 49:20 ). Таким образом исполняется писанное у Исаи: и покой его будет слава ( Ис. 11:10 ). Каким образом Спаситель, по Иоанну, – вдунул Святого Духа в святых апостолов, а по Луке, – обещал, что пошлет Его по вознесении ( Ин. 20:22 ; сн. Лк. 24:49 )? Решение этого вопроса весьма легко, как скоро нам известно из учения апостола Павла, что есть различные дарования Духа Святого. В первом послании е Коринфянам он писал: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:4–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010