Числа 6:24-26 Благословение священническое, указанное Богом через Моисея, в троичной форме: «Да благословит тебя Господь…, да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим…, да обратит Господь лицо Свое на тебя…» Исаи 6:3 Славословие серафимов, стоящих окрест Престола Божия, в тройной форме: «свят, свят, свят Господь Саваоф.» Псал. 32:6 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» Наконец, можно указать в Ветхозаветном Откровении места, где говорится порознь о Сыне Божием и Духе Святом. Напр., о Сыне: Псал. 2:7 «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Псал. 109:3 «… из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». О Духе: Псал. 142:10 «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды». Исайи 48:16 «… послал Меня Господь и Дух Его» и другие подобные места. 2. Свидетельства Священного Писания Нового Завета Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святаго. Послание на землю от Отца Бога Слова и Духа Святаго составляет содержание всех новозаветных писаний. Конечно, явление миру Триединого Бога дано здесь не в догматической формуле, а в повествовании о явлениях и деяниях Лиц Святой Троицы. Явление Бога в Троице совершилось при крещении Господа Иисуса Христа, отчего и само крещение называется Богоявлением. Сын Божий, вочеловечившись, принял водное крещение; Отец свидетельствовал о Нем; Святой Дух явлением Своим в виде голубя подтвердил истинность гласа Божия, — как это выражено в тропаре праздника Крещения Господня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение» Есть в новозаветных Писаниях изречения о Триедином Боге в самой сжатой, но притом точной форме, выражающее истину троичности. Эти изречения следующие: Матф. 28:19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». — Св. Амвросий замечает: «сказал Господь: во имя, а не в имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога и не три Бога».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким роди Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон. 12 По переселении же в Вавилон Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авивуда; Авиуд родил Элиакима; Элиаким родил Азора. 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родли Елиуда. 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова. 16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. 17 И так всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. 18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве прежде от Духа Святого. 19 Иосиф же муж ее, будучи праведен, и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее. 20 Но когда он помыслил это; се, Ангеле Господень Явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. 21 Родит же сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченое Господом чрез пророка, который говорит: 23 Се Дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему Эманнуил, что значит с нами Бог . (Исаи, 7, 14.) 24 Встав от сна Иосиф поступил как велел ему Ангел Господень, и принял жену свою. 25 И не знал ее, как наконец Она родила Сына своего первенца, и он нарек имя Ему Иисус. Евангелие праздника Рождества Христова, (25 декабря) Какое евангелие Рождества Христова? О поклонении волхвов новорожденному царю Иудейскому, Христу Спасителю. Матф. 2, 1–12 . Зач. 3 1 Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода; пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 Где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. 4 И, собравши всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано чрез пророка: 6 И ты, Вифлеем, земля Иудина ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Отражением учительной стороны святительского служения русских епископов являются памятники древнерусской литературы – «слова» и проповеди святых епископов: Кирилла Туровского и Луки (Жидяты) Новгородского. Но ярче всего учительное призвание древнерусского епископа выражалось в христианской проповеди язычникам. К благовестникам принадлежат многие основатели русских кафедр: Новгорода, Ростова, Перми, Казани. Новгородцы чтут своего крестителя в корсунянине (греке) Иоакиме , сокрушителе Перуна и строителе первых деревянных храмов. Ростовцы в поздних житиях повествуют о борьбе с язычеством своих древних, хотя и не самых первых, епископов: свт. Леонтия и свт. Исаи и (конец XI в.). Святитель Стефан Пермский (†1396) был просветителем зырян. Вологодская церковь , преемница Пермской, чтит первых трех его преемников, как и он, просветителей края: Герасима, Питирима и Иону , погребенных в селе Усть-Выми, в бывшей своей кафедральной церкви. После завоевания Казани в ней была учреждена в 1555 г. новая епархия, кафедру которой получил свт. Гурий . В помощь ему был придан целый штат монахов – миссионеров, среди которых выделялись будущие святители: Герман Казанский и Варсонофий Тверской. В новейшее время среди русских святых иерархов миссионерское служение несли свтт. Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Иннокентий Вениаминов , Николай Японский . XVIII–XIX века оставили Церкви и замечательные образцы письменного и устного учительного служения святителей. Достаточно вспомнить таких крупнейших церковных писателей – архиереев, как свт. Тихон Задонский , свт. Филарет Московский , свт. Игнатий Брянчанинов , свт. Феофан Затворник . Яркие примеры общественно-политического служения и исповедничества святителей, отмеченные Пахомием Логофетом в подвигах новгородских владык, видим в житиях Московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, а также свт. Германа Казанского . Почитание митрополита Петра , первого из русских митрополитов, установилось непосредственно по его кончине (21 дек. 1326 г.). Уже при погребении его начали совершаться чудеса. О пастырском служении Петра, к сожалению, мы знаем немного. Это немногое говорит о его учительности, о его путешествиях и попечении о пастве, «ослабевшей из-за поганых иноверцев» (татар). Его национальное значение связано с предпочтением Москвы – еще не в качестве митрополии, а лишь места своего погребения. Молодая Москва тогда «честна лишь кротостию», а не славой, хотя ее князю Ивану Даниловичу удалось перетянуть из Твери великое княжение. Святитель Петр начал строение Успенского собора, завещав князю его окончание. Связанное с этим строительством предсказание о будущем величии Москвы читаем лишь в позднейшем житии, составленном митр. Киприаном (ок. 1400), но мысль его совершенно в духе святителя Петра, в котором потомки недаром видят основоположника Московской державы. После прп. Сергия, митр. Петр, быть может, был самым чтимым из московских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Галина 15 декабря 2023, 10:25 Вас услышал, ваше замечание принято. Галина 15 декабря 2023, 10:25 Александр, Катерина, вы хоть помните о чем изначально шла речь? вот вздорите друг с другом, но из-за чего уже и сами не поймете. " Православностью " меряетесь? речь-то как раз и шла об осуждении. Александр 15 декабря 2023, 08:38 Катерина 13 декабря 2023, 23:16 Не нужно раскрывать плод своих фантазий, вас никто не учит и учить не собирается, и такой цели не ставит. Всё, что сделано — приведены прямые выдержки из Священного Писания, что о посте говорит Истина, дабы не увлекали людей своей выдумкой. Прислушаетесь к Его словам, или нет? - здесь свобода выбора. Так что не надо нагонять страстей, пытаясь себя реабилитировать, да ещё впутывать в свои бредни отцов иже во святых. Спаси, Господи! Александр 14 декабря 2023, 20:47 Катерина 13 декабря 2023, 23:16 Прежде чем приписывать мне второй стих 58 главы Исаии. Потрудитесь перечитать всю главу и узнать вообще о чём и о ком идёт речь в 58 главе. Иоанна_ 14 декабря 2023, 17:55 Игорь, служба в армии, 50-градусный мороз, а также беременность, кормление грудью и другие особые случаи на то и особые, что оговариваются со священником в индивидуальном порядке. Мы говорим о норме, а не об исключениях. Для здорового человека, находящегося в обычных (а не экстремальных) обстоятельствах, пост начинается именно с отказа от продуктов животного происхождения. Пищевой пост - это не " внешнее " , это существенная часть поста. Катерина 13 декабря 2023, 23:16 Александр13 декабря 2023, 20:11 -- при чем тут мои планы? Это же Вы ужасаетесь в предыдущем комментариях духовной неразвитости братьев и сестер по вере и научаете других словами Исаи, как нам всем это надо по-настоящему все понимать и поступать. А в толкованиях на Исаю 58:2 прп. Исидор пишет: О том, что учить живущим срамно - выше всякой дерзости и далее Кто намеревается вести речь о Боге, тому надлежит просиять общежительными добродетелями. Вот меня и интересует, насколько Вы сами уже просияли в духе цитирумых Вами примеров на момент приведенных Вами в пример другим верующим выдержек.

http://pravoslavie.ru/157650.html

Сергий 8 июня 2015, 01:53 Действительно, после просмотра лекции открыл книгу пророчества Исаи... Цель лекции достигнута! Любовь Укранна 5 марта 2015, 11:18 Спасибо за лекцию о. Андрей. Храни Вас Бог. Но, простите меня грешную, пожалуйста, за вопрос: можно ли равнять Святость пророков Исаии Иеремии и Иезекииля со Святостю Николая Чудотворца и Серафима Саровского. Господь избрал их в разные времена и для подвигов ведомых только Господу. Простите меня грешную, я наверно чего то не поняла. Игорь 2 марта 2015, 15:59 После просмотра лекции 2-й день в озадаченности. Сам в свое время выпускник ВУЗа - и в каждой лекции главная задача студента - это отследить ход мысли преподавателя. О.Андрей не просто излагал библейскую историю во времена трех пророков. Ключом явился вопль пленных евреев ко Господу - " За что Ты так с нами??? " . Тот же самый вопль часто звучит и у нас в нашем времени, когда обрушиваются несчастья. И сама формулировка - " За что?? " - верный признак главной причины - беззаконие и грех настолько срослись с душой, что душа давно их считает частью себя и не видит их как грех и беззаконие. И чем я отличаюсь от древних евреев с таким же воплем? Ничем! И это при всей очевидности другого вывода из лекции - блуд и идолопоклонство тождественно равны. Это - одно и то же. Вот в чем опасность подобной " любвеобильности " . Никогда бы не подумал, что ветхозаветные пророки Исаия, Иеремия и Иезекииль - это о нас, о нашем времени и напрямую обо мне в частности. Спасибо, о. Андрей! Людмила 1 марта 2015, 00:58 Жаль, что о. Андрей уехал от нас... Елена Масалова 12 февраля 2015, 23:20 Я с огромным интересом слежу за деятельностью протоиерея Андрея Ткачёва,вынужденного ,по ряду причин ,уехать от своей Киевской паствы.Нахожу все его беседы,проповеди и лекции очень полезными и душеспасительными. Очень грамотный,самобытный и позитивный человек ,обладающим тонким чувством юмора. Лидия 16 декабря 2014, 05:14 Спаси Господи, о. Андрей! Ваши лекции-живая вода. Безмерно благодарю Бога,что вы у нас есть. Низкий вам поклон. Любим вас и ждем новых встреч.

http://pravoslavie.ru/75772.html

1882, сентября, отд. III, стр. 205) и того же года 27 июня рукоположен в митрополита Астраханского патриархом Иоакимом (Евангелие вынулось Луки 92 зачало. Вавлиоф. XI, 246), † 22 октября 1682 г. Авраамий (1681–1685) «Из Суздаля, Спасо-Евфимиева монастыря» (Материалы Забелина, ч. I, стр. 129), где он, вероятно, состоял в числе братства. В 1682 г. 25 июня, при венчании на царство Иоанна и Петра Алексеевичей, он вместе с игуменом Угрешским Иосифом подносил бармы царя Иоанна (Вивлиоф. VII, 413 5 ); в 1685 г. 20 октября (а у Строева 13 июля 1684) хиротонисан патриархом Иоакимом в митрополита Белгородской епархии, † 6 августа 1692 г. «Жил на престоле 7 (шесть?) лет, 9 месяцев и 16 дней» (Московский любопытный месяцеслов на 1776 г., стр. 164). От его времени сохранился серебряный потир с принадлежностями, на котором надпись: «Лета 7193 (1685) августа в 14 день (!) построены сии святые церковные сосуды из ветхих церковных сосудов в Ондроньев монастырь при орхиманрите Авраамии и при казначеи старце Исаи» 6 . Пахомий (1685) был в Новом Иерусалиме на освящении великой каменной Воскресенской церкви, которое совершил, 18 января 1685 г., святейший Иоаким патриарх, в присутствии царя Иоанна Алексеевич а (Рукописи московской синодальной библиотеки. 428. Христ. Чт. 1886, май-июнь, стр. 684. Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1874, кн. 3, отд. 1, стр. 69); 22 августа того же года был там на панихиде по св. патриархе Никоне (Материалы Забелина. ч. I, стр. 909). Авраамий (1685–1687). О нем, когда еще был монахом, известно, что он, проходя из пустыни на р. Тезе, зашел (на пути в Москву?) в Флорищеву пустынь, владимирской епархии. Блаженный Иларион, строитель этой пустыни, известный прозорливостью († 14 декабря 1708 г., в сане митрополита суздальского), советовал ему не оставаться в Москве, но воротиться скорее в свой монастырь. «Делай как хочешь, прибавил он, будешь игуменом, архимандритом, наконец и архиерейства удостоишься прежде меня, но пользы тебе не будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

нынешних, а во второй четверти XVIII в. – 9 руб., то в первом случае ценность раки в 2000 p., считая рубль нашим курсом, превысит 3000 руб.; во втором ценность ее не ниже 18-ти тысяч рублей по современному нам курсу рубля (См. любопытное исследование профес. В. Ключевского «Русский рубль XVI– XVIII вв. в его отношении к нынешнему. Опыт определения меновой стоимости старинного рубля по хлебным ценам» в Чтен. Общ. Истор. и древност. 1884 г., кн. 1 стр. 72). 58 Рук. Кир. м. биб. л. 149. «Кирилло-Белозерский монастырь» г. Никольского, стр. 152. Приспособления для освящения церкви св. Кирилла в 1601 г. состояли из четырех паникадил и из семи писанных красками поставных свеч. У последних насвечники были медные, золоченые, а подсвечники – глиняные, старицкие («мураном зелены»). В алтаре перед запрестольною Пречистою находилась свеча поставленная невеликая, писаная красками. По словам старцев – Елевферия Братцова и Пахомия Григорьева, в тех свечах воск был монастырский, «а переделывал Леванид из старых свеч». В 1621г. перед гробницею Чудотворца Кирилла теплилась лампада серебряная, в которой горела неугасимая свеча (на железном стоянце). Это был вклад Димитрия Годунова. Перед аналоями стояли два подсвечника деревянных золоченых (Рук. Кирил. библ. 71–1310, л.146 об. 17; рукоп. Кирил. библ. л. 246 об.) («Кирилло-Белозерский монастырь» г.Никольского. Стр. 163). 59 Ст. опись 1718 и др. годов. О столбцах см. опись 1802 г., ч. II, стр. 57 на обор. и 58; см. о «Кирилловских древностях» Архим. Варлаама, стр. 26 (прим. 71). 61 Освящение этой церкви (как значится в описании Кирилло-Белозерского монастыря г. Никольского стр. 35, СПБ. 1897 г., т. I) последовало: «Лета 7090 третьего (т. е. 1585 г.) месяца мая в 9 день», говорит запись современника, «на память святого пророка Исаи и святого мученика Христофора по пасхе в 5-ю неделю самарянины в Кириллове монастыре основана быть церковь камена над гробом чудотворца Кирилла во имя преподобного отца нашего игумена Кирилла чудотворца Белозерского в второй час дня при державе российского царства государя царя великого князя Феодора Ивановича всея Руси при митрополите Дионисии при архиепископе ростовском и ярославском Ефиме при игумене Варлааме».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Спустя некоторое время после того как святой Нифонт возвратился на свой епископский престол, он услышал, что из Константинополя идет в Россию митрополит Константин [ 12 ], посланный патриархом константинопольским в Россию с тою целью, чтобы низложить митрополита киевского Климента и занять его место. Узнав об этом, преподобный весьма возрадовался по двум причинам: во-первых, он надеялся принять благословение от святителя, а, во-вторых, надеялся поклониться в обители печерской Пресвятой Богородице и прочим святым. Для этой цели он отправился в Киев и здесь ожидал прибытия митрополита Константина, уже вышедшего из Константинополя. Проживая в монастыре печерском, преподобный обнаруживал великую любовь к Пресвятой Богородице и к прочим святым. Вскоре преподобный впал здесь в тяжелую болезнь, предварившую его честную кончину. За три дня до болезни, преподобный имел дивное видение, которое он и передал братии. — Когда я пришел, — говорил он, — после утреннего пения в свою келлию, я почувствовал необходимость немного уснуть. Вскоре я впал в тонкий сон: и вот, мне показалось, что я нахожусь в этой святой обители печерской, на месте Николы Святоши [ 13 ]; здесь я много и усердно молился Пресвятой Богородице, прося Ее показать мне преподобного Феодосия, строителя доброго, и по смерти имевшего попечение об умножении добродетелей во обители своей. Между тем, в церковь собирались братия; один из них, подойдя ко мне, сказал: — Хочешь ли видеть преподобного отца нашего Феодосия? Я же отвечал: — Да, хочу, и, если можно, покажи мне его. Тогда взяв меня за руку, он повел меня в алтарь и здесь показал мне святого Феодосия. Увидав святого, я с радостью подошел к нему, пал к ногам его и поклонился ему до земли. Он же, подняв меня, благословил и сказал: — Хорошо сделал ты, брат и сын Нифонт, что пришел сюда; отныне ты будешь неразлучно пребывать с нами. Святой Феодосий держал в руке своей свиток, который я попросил у него; взяв свиток, я разогнул его и прочел. Начинался свиток тот такими словами: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Исаи.8:18). После того как видение окончилось, — повествовал блаженный Нифонт, — я пришел в себя и понял, что болезнь моя — есть посещение мне от Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Евгения 3 августа 2021, 14:26 Я не хочу сказать, что правильно предохраняться или правильно рожать, сколько Бог пошлет. У меня нет однозначного ответа. Я только очень прошу - если не Вам воспитывать потом этих детей, не нужно навязывать свое мнение. Во мне не вызывает радости нарисованная автором картинка - женщина, которая все время на пределе и которая вообще не имеет возможности пообщаться с мужем. А что им дальше делать, когда дети вырастут? И воздержание как способ предохранения я бы не стала никому навязывать. Воздержание людей, которые к этому не готовы, ведёт к отчуждению и серьезным проблемам в семье. Для меня в этой теме больше вопросов, чем ответов. Катерина 3 августа 2021, 14:12 Вот другая цитата в статье: «Се, аз и дети, яже ми дал есть Бог!», вложенные в уста Марии. Если бы у православной Марии было время познать ОСНОВЫ Православия, то, открыв Толкования на Святое Писание, она обнаружила бы, что у этой цитаты из Исаи - смысл ДРУГОЙ! Свт. Василий Великий: " Посему словами се, Аз и дети Господь указывает на избранных Своих, потому что буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит (1 Кор. 1:27). Потому всякий, отложивший ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4:22), и облекшийся в новаго, обновляемаго по образу Создавшаго (Кол. 3:10), есть чадо, по таинственному слову Христову. " Ну ладно, многодетная Мария - простительно, a автор текста вроде бы катахизатор Евгения 3 августа 2021, 13:51 Очень сложный вопрос. Автор статьи по факту более строго подходит к нему, чем сама концепция РПЦ, которая оставляет на усмотрение семьи и духовника определение отношения к неабортиыным средствам контрацепции. Я думаю, это очень правильно. Решение должен принимать тот, кто несет ответственность. И нужно быть очень осторожным в советах и пропаганде " многодетности, несмотря ни на что " . У меня например после 3го ребенка очень усугубился варикоз. Но мы, в том числе и послушав подобного совета, что любое предохранение это грех, решились на 4го. В итоге у меня сразу после родов начался тромбофлебит, потом операция, потом тромбоз глубоких вен. Слава Богу, отделались тремя неделями в больнице.

http://pravoslavie.ru/140900.html

Для бесфилософичного, „шорного“, утилитаристичного ленинизма, несовершенство Толстого только в том, что он „не был организован“, не боролся с правительством через создание „революционной организации“. Но, именно, благодаря своей обособленной критике всех и вся (а в том числе и самих организующихся революционеров), Толстой смог остаться свободным в России, и сотворить наиболее удобно всю свою идеологическую работу по разложению русской государственности и подрыву православной веры. Сила „мягкотелых“ писем Толстого к императорам и министрам была разрушительнее многих революционных пироксилинов и динамитов. Толстой отрицал не только русское, бывшее в его время правительство, но и все правительства и власти в мире. Отрицал не в силу нравственного несовершенства данных правительств, но принципиально, идеологически, считая всякую власть „не от Бога“. Он считал, что лишь без властей, без правительств, без войска, без полиции, без судов, люди заживут мирно и счастливо. Закон Божий будет в их сердцах. „Все будут научены Богом“ – эту мысль пророка Исаи, относящуюся к Новому преображенному миру, где царствовать будет Мессия, и где в его воле и всецелой покорности ему все будут жить, он прилагал к этому, несовершенному, падшему миру, находящемуся под непрестанным влиянием злых невидимых, но реально действующих сил. Ни на чем научно-историческом или религиозно-богооткровенном не основанная мысль, и никаким опытом жизни не подтвержденная, была принята Толстым и фанатически им усвоена, как новая величайшая религиозная идея, могущая всех людей вдохновить и сделать счастливыми. Пророческую глубину посадки его религиозно-социального корабля, можно видеть из следующей записи: „8-го мая. Нынче получил письмо матроса из Порт-Артура: „Угодно ли Богу или нет, что нас начальство заставляет убивать?“ – есть это сомнение и я пишу о нем, но знаю тоже, что есть великий мрак в огромном числе людей. Но как Кант говорит, как только ясно выражена истина, она не может не победить все… Думается мне, что для того, чтобы кончились войны (и с войнами узаконенное насилие), нужны вот какие исторические события: нужно „1) чтобы Англия и Америка были в войнах разбиты государствами, введшими общую воинскую повинность; 2) чтобы они, вследствие этого, ввели общую воинскую повинность, и 3) что тогда только все люди опомнятся“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010