Он показал пути свои Моисею, сынам израилевым, дела свои. Милосерд и благ Господь, медлен на гнев и многомилостив. Не по грехам нашим поступает с нами и не по неправдам нашим воздает нам. Как отец жалеет сынов, так Господь жалеет боящихся Его». ( Псал. 103:6–10. 13 ). благим и праведным, когда изображает благоволение и любовь Бога к людям благочестивым: «Блажен муж, боящийся Господа, крепко прилепившийся к заповедям Его. Сильно будет семя его на земле, под праведников благословится. Во тьме восходит свет праведникам от Благого, Милосердного и Праведн6ого! ( Псал. 112:1–4 ). царем, когда изображает управление Божие миром: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь; буду благословлять имя Твое из века в век. Велик Господь и достославен и величие Его непостижимо. Щедр и милосерд Господь, долготерпелив и велик милостию. Благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его. Царство Твое – царство всех веков, и владычество твое во все роды. Очи всех устремлены к Тебе, и Ты даешь им пищу их в свое время, Открываешь руку Твою и насыщает все живущее по желанию. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине. ( Псал. 145:1.3.8.9.13.15–17 ). вечным, неизменным, в противоположность скоротечности человеческой жизни и срочному существованию мира: «я сказал: Боже мой! Не похить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. Древле Ты поставил землю, и небеса дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудет; и все они обветшают как риза, как одежду Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты тот же, и лета Твои не истощатся». ( Псал. 102:25–28 ). В книге пророка Исаи, Бог, изрекая Иудеям, переселенным пленникам в Вавилон, обетование о возвращении их на свою родину, у Иерусалим, называет Себя именами, которые показывают в Нем верховного распорядителя судьбами народов, могущего в исполнении обетований, попечительного об уповающих на Него:»Кому вы уподобите Меня так, чтобы Я был равен ему? говорит Святый. Поднимите очи ваши к небесам, и размыслите о Том, кто сотворил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Потому это воззвание к Богу видим приписанным ко многим псалмам, которые обыкновенно пелись при Богослужении. Из этих приписок узнаем, что хвалебным воззванием галлелу-Иаг иногда оканчивались священные песни при Богослужении. Так читаем это воззвание в конце псалмов 104-го, 105-го; в начале 106-го, 111-го, в начале и конце 135:1.21.146:1.10 и в других. В хвалебном воззвании к Богу галлем-Иаг опять слышим Великое имя его Иегова в слитной его форме или в сократившемся выговоре, Иаг. Это сокращение ясно указывает нам книга Паралипоменон. Священный бытописатель, рассказав о перенесении ковчега Завета божия Давидом из кириае-иарима на гору Сион, в Иерусалиме, указал, что при совершении торжественного перенесения были петы, вместе с игрою на музыкальных инструментах, псалмы 105:96 и 106. Из первого псалма он привел только часть его (1–15); второй в той полноте, в какой он читается в Псалтире. Из третьего же петого тогда псалма он указал только начало и конец его, или первый (1-й) и последний (47-й) стих. Приводя стих, которым заключились песнопения тогдашнего тожества, он привел стих, который приписан к концу четвертой книги Псалмов (106:48); но привел его с тем различием, что хвалебное возглашение, состоящее из слов галлелу-Иаг, написал не так, как оно в Псалтире, а полнее теми словами, из которых оно составилось: галлель лаигова, что значит: «хвала Иегове!» (1 Парал. 16:36.) 88 . И эти два места Писания так же показывают, что имя Иаг произошло из имени Иегова. (Полное имя Иегова при глаголе гиллем, читается еще в 1 Парал. 25:3.2 Парал. 20:19. 31:21. Псал. 117:1 .). Имя Божие Иаг в еврейской Библии употребляется в тех ее частях, которые написаны метрической речью, или, как чаще говорим, стихами. Оно читается в песни, воспетой израильтянами по переходе через Черемное море ( Исх. 15:2 .), в песнопениях Псалтири ( ), в песни пророка Исаи (12:2.26:4.). Было ли это сокращение имени Иегова в имя Иаг по требованию метра, или было по свойству языка, допускающего в произношении опуск известных букв, как ты уже видели во многих других именах, разбирать надобности нет нам: но ясно видим, что слово Иаг есть то же имя, что и Иегова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

3. Личность Св. Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает а) ведение – кто весть от человек, яже в человеце? точию дух человека, живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий ( 1Кор. 2:11 ); б) волю – изволися Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы ( Деян. 15:28 ); в) деятельность – комуждо дается явление Духа на пользу…;вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12:7, 11 ), и когда говорит с подробностью – что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его ( Ин. 15:26; 16:14 ), возрождает людей ( Ин. 3:5–8 ), наставляет их на всякую истину ( Ин. 14 : 26 ), возвещает будущее ( Ин. 16 : 13 ), поставляет пастырей ( Деян. 20 : 28 ) и под. § 21. в) О единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц Замечательнейшие из мест Св. Писания, которые преимущественно или даже исключительно свидетельствуют о единстве и нераздельности существа трех Божеских Лиц, суть следующие: 1. Объяснение в Новом Завете видения Пророка Исаи, которое описал он в шестой главе своей книги. Пророк повествует, что он удостоился однажды видеть Господа (Иегову) Саваофа, седяща на престоле высоце и превознесенне во всей Своей славе ( Ис. 6:1–4 ), и что тогда же Господь сказал ему – иди, и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: Одебеле бо сердце людей сих ( Ис. 6:9, 10 ). Здесь, очевидно, разумеется Бог Отец, который преимущественно был известен в В. З. и назывался Иеговою и Саваофом. Но св. Иоанн Евангелист, указывая на это место, замечает, что Исая виде славу Сына Божия и глагола о Нем ( Ин. 12:40, 41 ), а св. Павел свидетельствует, что повеление Исаии – иди и рцы..., изрек Дух Святой ( Деян. 28:25–27 ). Как же могло случиться, что, видя Отца, Пророк видел и Сына, и, слыша Отца, слышал и Св. Духа, если не под тем единственным условием, что сии три, хотя различные как Лица, едино суть по существу ( 1Ин. 5:7 ), что у всех их одно нераздельное божество, нераздельное величие и слава, нераздельное действование.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Итак, приступим к покаянию и к милосердому Иисусу со всем дерзновением, без совести лукавой и отнюдь не сомневаясь: ибо сомневающийся не может приступить с дерзновением. Посему говорит Господь: «во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти» ( Исаи.49:8 ): ибо ныне, согрешая после крещения, мы находим пособие в покаянии. Итак, восцарствуем над страстями, будем побеждать их покаянием и исповедью, соделаемся царями, лучшими порфироносных; будем покорять страсти порядку, подобно копьеносцам. Ибо нет прощения тем, которые совершенно остаются во грехах, как об этом написано во многих местах божественного Слова. Глава пятая. О исполнении Слова Божия Пятая глава, почти подобная предыдущей – четвертой главе, рассуждает о покаянии и оставлении грехов, и о том, что всякий спасается не удовлетворениями какими-либо, но верою и благодатью. Кафолическая Церковь думает об этом так. Человек, через покаяние истинно обращающийся к Богу, тогда только получает отпущение своих грехов, когда имеет веру живую, обнаруживающуюся посредством добрых дел, как и прежде мы сказали, и говорить отнюдь не перестанем. Ибо Писание говорит: иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает ( Иоан.8:47 ) и творит их. Оно говорит также: «не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего» ( Матф.7:21 ). И опять: «не слышателие, но творцы закона оправдятся» ( Рим.2:13 ). И еще: «вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам» ( Иоан.15:14 ). И Василий, писав согласно с сим, говорит: «вспомним о царствии небесном. Господь наш Иисус Христос , когда взошел на гору и начал учение, сказал: »блажени нищии духом» и прочее о блаженствах ( Матф.5:1–12 ); и опять, в беседе о времени воздаяния, взяв подобие от пастыря Он изрекает благословение: «приидите благословеннии Отца Моего» и проч. ( Матф.25:34 ); и опять: «продадите имения ваша, и дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех» ( Лук.12:33 )». Итак, вот то, через что всякий удостаивается царствия небесного, и без чего невозможно войти в царствие: ибо в Евангелии от Матфея Господь объявляет: «аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное» ( Матф.5:20 ); и опять: «аще не обратитеся и будете, яко дети, не внидете в царствие» ( Матф.18:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Ответ старца Вонифатия . Вместо моего совета, представляю тебе один пример, из которого ты узнаешь, как разбогатеть. Слушай! Два клирика жили один подле другого, оба занимались одним ремеслом. Один имел много детей, жену, отца и мать; ходил каждый день в церковь и успевал прокармливать семейство от прибытков своего промысла. Другой был искуснее в ремесле и до того был прилежен к своему занятию, что ради его оставлял и церковь во дни воскресные, при всем том, однако ж едва мог пропитывать себя одного. Завидуя своему соседу, однажды он сказал ему: «как это? откуда разбогател ты, когда я более тебя занимаюсь ремеслом, а между тем, бедствую?» Тогда первый желая побудить своего соседа ходить в церковь, сказал ему: «когда я хожу, то на пути всегда попадается мне золото, которое беру я себе, и оттого мало по малу разбогател; если хочешь, ходи со мною в церковь, и ты разбогатеешь»! Сосед поверил, начал вслед за ним ходить постоянно в церковь; тогда Господь благословил и его, и он обогатился. Приметив сие, благоразумный советник сказал ему: «видишь ли брат, я солгал тебе, что на дороге в церковь находил золото, а между тем этою ложью, какую пользу приобрел твоей душе и твоему состоянию! Поверь мне, что я никогда не находил золота дорогою, а только ходил в церковь веруя сказанному: ищите прежде царствия Божия и правде его, и сия вся приложатся вам ( Мф.8:30 ; прол. 9 Исаи)». Если будешь так поступать, то и ты разбогатеешь, заключил старец. 217. Вопрос странника. Должно ли осуждать священника? Ответ старца Вонифатия . Не осуждай священника Божия за тайные или явные грехи его, какие слышишь о нем; не говори: он грешен и приступает к тайнам, а потому не приходит дар Духа Святого; ничего подобного не помышляй. Он есть судия и испытатель тайных. Помни, что священник, во всяком случае, выше тебя и предоставь суд праведному Судии. Если священник и согрешил, то согрешил против божественных заповедей, и ты не поставлен судиею и испытателем других; знай же свою меру и звание. Но ты скажешь: не подлежит ли священник суду и канонам церковным? подлежит, но не тобою судится, или испытывается. Что ты судить пастыря, будучи овцою? восхищаешь фарисейски Божий суд, судя священнический чин, тогда как он не поручен и не предан тебе от Бога? Умоляю тебя не осуждай никого, а наипаче священника Божия. 218. Вопрос посетителя. Какая готовность, какая чистота требуется от тех, кои приступают ко всесвятой трапезе Господней?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Поэтому античные традиции, античное образование для раскольников – «внешняя мудрость», уводящая от истины, заблуждение («блядь», в терминологии Аввакума), повергающее в пучины ада. Все эти древние мудрецы, с сочувствием к ним утверждает Аввакум, «тою мудростию своею уподобляхуся богу, мнящеся вся знати», все они: «Платон и Пифагор, Аристотель и Диоген, Иппократ и Галин: вси сии мудри быша и во ад угодиша» (ЖА 138). «Внешняя мудрость», т. е. мирские науки и учения, осмысливается расколоучителями как знак гордости человека перед Богом, как стремление стать подобным ему (стремление, внушенное Сатаной первому человеку через змия и Еву), а это – путь к гибели. «Виждь, гордоусец и альманашник, – обращается Аввакум к просветителю своего времени, – твой Платон и Пифагор: тако их же, яко свиней, вши съели, и память их с шумом погибе, гордости их и уподобления ради к Богу» (138). Нет, не у античных мыслителей истина. «Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым истинным глаголом последующе, поживите» (172). Где же, и в чем же, и кем же этот «истинный глагол» обретается? Аввакум не без рисовки сообщает своим читателям, что он, «простец человек и зело исполнен неведения», владеет этим «глаголом» и делится им со всеми своими единоверцами. «Подобен я нищему человеку, ходящему по улицам града и по окошкам милостыню просящу». А побирается он под окнами не бедных людей: «У богатого человека, царя Христа, из Евангелия ломоть хлеба выпрошу; у Павла апостола, у богатова гостя, из полатей его хлеба крому выпрошу, у Златоуста, у торговова человека, кусок словес его получю; у Давыда царя и у Исаи пророков, у посадцких людей по четвертине хлеба выпросил. Набрав кошел, да и вам даю, жителям в дому бога моего. Ну, ешьте на здоровье, питайтеся, не мрите с голоду» (172). Итак, у авторов библейских книг да у святых отцов находит Аввакум «здравый истинный глагол» и им питает своих единоверцев. И глагол этот прост, как ломоть черного хлеба, полученного в милостыню. Аввакум напоминает своим современникам «азы» христианского учения, которые были забыты и попраны в его время не только многочисленной «паствой», но и многими пастырями духовными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одно из самых первоначальных в Евангелии сказаний о Иисусе Христе благовествует, что пришел Он некогда по обычаю Своему в день субботный в сонмище, и воста чести: Ему подали книгу Исаи Пророка. И разгнув книгу, сказуется далее, обрете место, идеже б написано: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем: проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение и пр. 2 . Такие-то, подлинно, и подобные дела милосердия самою вещию исполнял Господь во все продолжение торжественного Своего служения на земле на сонмищах, и не только на сонмищах, но и на путях, в городах и в селах, в домах и в пустынях, сверх того, что иногда обнощь всю был в молитве Божией 3 , дни проводил в доме молитвы и поучений. Особенного замечания достойно, Братия, что Господь совершал такие дела особенно в священных собраниях Иудейских, что так делал Он во дни праздничные. Приведите себе на память, Слушатели, благовестия о расслабленных, о кровоточивых, о слепых и подобных им, исцелившихся тогда людях: особенные исцеления недужным обыкновенно подаваемы были по Субботам. Господь, проповедуя везде и во всякое время о милосердии к людям и спасении их, в субботних собраниях давал, так сказать, примеры Своего учения, подобно как просвещенный наставник в училище не довольствуется тем, чтобы преподать урок только словами, но присовокупляет и опыты. Иудейские ревнители благочестия думали напротив, что дела служения людям не совместны с делами Божиими, что в Субботы надобно служить только Богу, отправлять Богослужение. При слушании Евангелий, вы могли, Братия, не раз приметить, что законники Иудейские, взирая на исцеления по Субботам, с негодованием смотрели на них и иногда прямо говорили о том народу, даже тем из народа, кто получал исцеления, как будто в вину недужным, что они исцелевались. Суббота есть, напр. говорили они расслабленному, тридцать восемь лет лежавшему дотоле на одре 4 , Суббота есть, недостоит ти взяти одра твоего. Шесть дней есть, в няже достоит делати, в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный, говорил народу с негодованием старейшина собора 5 . Человек сей Субботы не хранит, разоряет Субботу, говорили книжники о Христе Иисусе 6 . Где ни явится Господь на сонмищах в Субботу; законники Иудейские тотчас назирали, не исцелит ли Он кого-либо в Субботу 7 . Господь обыкновенно исцелял!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

– Понятия известны; мы встречались с ними несколько раз. – Пришедшие в это царство должны взять на себя новое благое иго, и уже н будут жить по упорству своего сердца, как жили Израильтяне по отделении от Иудейского царства, – жили, имея законом одно упорство сердца, возмутившегося против Иеговы, Бога своего, и не слушавшего слов Его, сколько ни посылал Он пророков, для вразумления народа. – Касательно исполнения подобных пророчеств мы уже имели случай несколько раз говорить. Ст. 18 ( Иер.3,18 ). Стих понятен при помощи изъясненного прежде пророчества Исаи, совершенно одинакового с рассматриваемым ( Иер.11,13 ). – Тогда не будет разделения уже в этом царстве между его членами; но дом Иудин присоединится к ненавистному ему всегда дому Израиля, и пойдут они вместе мирно из земли Северской (образ, заимствованный от возвращения иудеев и Израильтян из плена Вавилонского), пойдут вместе в новое царство и будут жить без распри, без ненависти. – От иносказания Пророк обращается к собственной речи, чтобы показать, за что Израиль отвергнут был Богом. С 22 ст. ( Иер.3,22 ) начинается речь самого Израиля, обращающегося к Богу и кающегося во грехах своих. – Исполнение этого можно видеть и в возвращении из плена и после в постепенном обращении Израиля к Богу; но совершенное исполнение – в будущем, когда, по слову Апостола Павла, Иудейский народ войдет в царство Мессии ( Иер.23,1–8 ). Эти стихи составляют часть целого отделения, обнимающего 22 и 23 главы. Содержащееся в ст. 9–40, 23 гл. ( Иер.23,9–40 ), пророчество против лжепророков и мимоходом против выродившегося жречества ( Иер.23,11 ), очевидно, связуется с предшествующим пророчеством против царей – в одно целое пророчество – против испорченных представителей и руководителей теократического царства. Для объяснения первых восьми стихов 23 гл. связь их с 22 гл, имеет столь важное значение, что вне ее они правильно не могут быть поняты, а потому нам нужно прежде всего обратить внимание на эту связь. Пророк угрожает, обличает и предостерегает царя Иудейского, а в лице его и всех царей Иудейских или дом царский и окружающих царя – сначала вообще, возвещая им суды Божии над ними и над народом (как исполнение угроз Моисея – во Втор.29:23 ) – если они будут коснеть в безбожии и нечестии ( Иер.22,1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Синагога, как религиозное учреждение, составляет любопытное явление в иудействе, прежде всего, по её отношеною к ветхозаветному храму. Под именем храма – гехаль, микдаш разумели единственное святилище для всего еврейского народа. Место для храма было избрано Самим Богом 1 , вне этого места всякое жертвоприношение становилось беззаконным 2 . Даже Кармильское жертвоприношение пророка Ильи талмудом считается требующим оправдания из обстоятельств времени – (Lebamot 90 b) 3 . Сооруженный Ониею в Египетской Гелиополис иудейский храм, несмотря на пророчество Исаи о служении Адонаю в Египте (19, 99), был неодобрен ортодоксальным раввинатом и объявлен за языческое капище 4 . Сооружение храма и его священной утвари было нормировано 5 . Не то относительно синагоги ее план создавался вне законодательной схемы, и Богослужебная утварь являлась отражением текучих потребностей культовой жизни, но главное синагоги возникали вне определенного пространства и времени. Даже пожелание тосафиста, чтобы синагога возвышалась над другими строениями места 6 , редко выполнялось, а ориентация молящихся лишь впоследствии стала правилом 7 . В храме служила фракция народа – левиты, и вторжение лица иного колена в сферу храмовой литургии запрещалось под страхом смерти 8 , тогда как в синагоге Богослужение может совершаться каждым евреем, если он неособенно убог по внешности, умственно здоров и не малолетен, к ааронидам принадлежит лишь священническое благословение – биркат коганим 9 . Культ храма знал только кровавые жертвоприношения, которые были строго регламентированы, в синагоге хотя и совершались молитвы, как компенсация жертвоприношений, в выдержанной хронологической параллели с культом храма 10 , однако твердых ритуалов синагога не должна бы иметь, как служба духовная, потому что записывающий литургийные молитвы как бы сжигает тору 11 . Поэтому так трудно историку синагогальной литургии проследить ее примитивный вид и установить этапы в ее развитии 12 . Наконец, Иерусалимский храм всегда был в поле зрения мессианиетов: надежда на его востановление тесно срощена с мессианскими упованиями 13 , тогда как синагога, как институт, совершенно чужда какой бы то ни было иудейской эхатологии, ее ipso мессианологии, и ее положение во времена Мессии является более чем проблематичным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

17, ст. 16; Исход гл. 12, ст. 23 – 28; Исход гл. 17 в комментарии Раши от 13 – 17; «Ценаурена» лист 65, «Гагада» – рассказ о выходе евреев из Египта, первый пасаж, «Галаха», «Слиход» на 3-й день пасаж, «Мелахе-рахшим», Исход гл. 12–25, «Иисус Навин», гл. 8, ст. 27–28, «Исаи» гл. 13, ст. 23 – 25. Указанные книги Ицикзон представил и в следственную комиссию, прибавив, что евреи относят к христианам все, что в Библии говорится об амаликитянах, аморреях, аммонитянах и вообще идолопоклонниках. В особенности же раввины оправдывают употребление христианской крови в день пасхи перетолкованием слов Библии ( Исх. 12, 22. 24. 26. 27 ): «Возьмите пучек иссопа и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде... Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки... И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это – пасхальная жертва Господу»... Показание Ицикзона было убийственно для евреев, и они употребили с своей стороны все, чтобы уничтожить его значение. Что же они сделали и чего они достигли? Во всей России они назначили своим единоверцам пост, совершали особые богослужения, прекратили на три дня даже свою торговлю, вызвали со всех сторон протесты, добились арестования Ицикзона, произвели по всем синагогам на это дело денежный сбор.. Ицикзон явился в следственную комиссию и отказался от своего, им собственноручно написанного, показания, заявив, что он ничего не знает и ничего не видел. Немного времени спустя после этого, его нашли мертвым со вбитым в голову гвоздем... Впрочем, смерть его уже никого не интересовала. Евреи исполнили свою угрозу 111 ... Часть 9 4-го Апреля 1878 года, за день до еврейской пасхи, в селении Перевисах Шаропанского уезда, в 15-ти верстах от местечка Сачхеры, около трех часов пополудни, без вести пропала малолетняя девочка, дочь крестьянина Сарра Модебадзе. После обеда, вместе с старшею своею сестрою Майей, она ушла из дома родителей в дом соседа, крестьянина Павла Цхададзе, чтобы присутствовать при выжигании белил.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010