134 об.) мерин голубой, грива на обе стороны, пяти лет. Жеребят: жеребенок пегой, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чалой, грива налево трех лет; жеребенок карей, грива налево, трех лет; жеребенок рыж, грива на обе стороны, лонщина; жеребенок рыж, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок булан, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чалой, грива на обе стороны, дву лет; (Л. 135) жеребенок кар, грива налево, дву лет; жеребенок кар же, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чал, грива налево, дву лет; жеребенок рыж, грива направо, трех лет; жеребенок игреней, грива направо, дву лет; жеребенок чал, грива направо, трех лет; жеребенок голубой, грива налево, дву лет; жеребенок чалой, грива на обе стороны, трех лет; жеребенок рыж, грива направо, дву лет. За монастырем гуменник, на нем два овина и b да мекинница [p]. В том гуменнике скирда ржи немолочена, овинов с тритцать. (Л. 135 об.) По скаске того монастыря игумена Герасима, келаря монаха Ефросина, казначея монаха Исаи, житника монаха Ионы з братьею, у того же монастыря под монастырем кроме сел ржи сеетца в поле по десяти четвертей, а в дву по тому же. Овса по дватцати четвертей. Сена в полях и в лугах на сто возов. А за тем монастырем пустошей и рыбных ловель и иных угодей в кортому на сторону никому не отдают и сами ни у кого в кортому не берут. (Л. 136) По скаске того же монастыря игумена Герасима, келаря монаха Ефросина, казначея монаха Исаия з братею, на Вологде на посаде монастырской их осадной двор на приезд властям противу Ильинского монастыря, а на том дворе две избы, а против их сенник. У того двора ворота рублены в брус, заплот кругом того двора в столбы, ветх. 1701-го году сентября в 3 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырьского приказу за приписью дьяка Герасима Потапиева стольнику Василью Ивановичю Кошелеву Вологодского уезда Глушицкого монастыря игумен Герасим, келарь монах Ефросин, казначей монах Исаия з братею сказали: в том же монастыре золотых и ефимков и никаких вещей и денег, окроме тех, которые запечатаны и написаны в сих книгах, у них нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Бог бесконечно свят, Он не может терпеть греха; если Он бесконечно любит грешников и желает им явить Свою милость, то в то же время ни за какую цену не может допустить, чтобы грех остался: грех должен исчезнуть, должен умереть, а иначе он умертвит тех, кто терпит его в своей жизни. Голгофское событие открывает нам как бы в мгновенном блеске молнии то, что происходит в сердце Отца Небесного: Бог любит мир, Бог желает явить ему Свою любовь, но между Ним и миром лежит страшное препятствие – грех; необходимо, чтобы это препятствие было устранено, чтобы эта плотина была прорвана для того, чтобы источники воды живой, источники Божественной любви, могли политься из недр Небесного Отца и наполнить весь мир. Это совершил Господь наш Иисус Христос Своими страданиями и смертью на кресте”. – Епископ Алексий (Дородницын) . Полное собрание сочинений. Т. 1. Саратов, 1914. – Сс. 148–149. 65 Ср. толкование святителя Иоанна Златоуста : “Так как Иоанн крестил Его вместе с другими многими, и многие могли предполагать, что Он приходил к Иоанну по той же причине, как и другие, то есть за тем, чтобы исповедовать согрешения и омыться в реке с покаянием, то Иисус и приходит снова, чтобы и самому Иоанну дать возможность исправить такое предположение. И действительно Иоанн, сказав: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (ст. 29), совершенно уничтожил такое подозрение. Если Он так чист, что может даже разрешать чужие грехи, то ясно, что Он приходил не за тем, чтобы исповедовать Свои согрешения, а чтобы чудесному проповеднику дать случай – повторением прежде сказанного еще точнее внушить слушателям прежде о Нем сказанное и присовокупить к тому еще нечто другое. Частица: се употреблена потому, что многие уже давно, вследствие слов Иоанна, хотели видеть Его. Поэтому Иоанн и указывает Его, когда Он явился, и говорит: се, выражая этим, что Он есть Тот, кого издавна ожидали. Се Агнец. Агнцем называет Его, припоминая иудеям пророчества Исаи и прообразование из времен Моисея, чтобы чрез прообраз ближе привести к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Но, конечно, та звезда, которая указывала волхвам путь от Иерусалима до Вифлеема и затем «остановилась над тем местом, где был Младенец,» уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением. Увидев эту звезду, волхвы «возрадовались радостью весьма великою,» несомненно потому, что в явлении этой звезды нашли новое подкрепление своей веры в действительное рождение необыкновенного Младенца. Далее сказано о волхвах, что они пришли в «дом» и там, «падши, поклонились» Новорожденному. Следовательно, волхвы пришли уже не в ту пещеру, в которой Христос родился; Младенец с Матерью могли к тому времени уже переселиться в обыкновенный дом. «Открывши сокровища свои,» волхвы «принесли Ему дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть.» Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема. Бегство в Египет и избиение младенцев (Матф. 2:13-23). После ухода волхвов Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему, взяв Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, что тот и исполнил, отправившись туда ночью. Египет находится на юго-западе от Иудеи, и до границы с ним надо было идти 100 верст. Он тоже был тогда римской провинцией, и в нем жило много иудеев; они имели там свои синагоги, но туда не простиралась власть Ирода, и святое семейство, остановившись у своих соотечественников, могло чувствовать себя в безопасности. На вопрос, почему Христос не спас Сам Себя от иродовых убийц, св. Златоуст отвечает: «Если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать за Человека» (Бес. на Матф. 7). О путешествии святого семейства в Египет сохранилось множество замечательных преданий. Одно из них гласит, что, когда Иосиф с Богомладенцем и Его Матерью вошли в идольский храм, где было 365 идолов, то все идолы пали на землю и разбились: так исполнилось над ними слово пророческое «Господь воссядет на облаке легком» (на руках Пречистой Девы Марии), «и потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Исаи 19:1). В том, что Младенец-Иисус должен был бежать именно в Египет и затем вернуться оттуда, св. Евангелист видит исполнение пророчества Осии: «Из Египта вызвал Сына Моего» (11:1). У пророка слова эти относятся, собственно, к исходу еврейского народа из Египта, но так как избранный Богом народ еврейский был прообразом истинного первородного и единственного Сына Божия Иисуса Христа, то вывод еврейского народа из Египта послужил прообразом воззвания из Египта же Иисуса Христа. Как отмечает святой Златоуст, в событиях Ветхого Завета все имело значение прообразов, все послужило прообразами событий новозаветных.

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Пс. 106:20 ; Ис. 63:9 ; Прем. 18:15–16  и дал. Исх. 12:13–23 ) 258 . Но в пророческой письменности мы снова встречаем ясные указания на личность и деятельность Божественного Ангела Иеговы. Прежде всего пророческие свидетельства этого рода относятся к прежним временам теократической истории. Пр. Осия свидетельствует ( Ос. 12:4–6 ) о том, что таинственный борец, боровшийся с патриархом Иаковом, был Ангелом Иеговы. Пророк Исаия в упомянутом месте Ис. 63:9  (Ангел лица Иеговы спасал их...) говорит о деятельности Ангела Иеговы в век Моисея, когда учреждалась и всесторонне организовалась ветхозаветная теократия. Но затем в видениях пророческих раскрывается частью современная, частью будущая деятельность Ангела Иеговы. Сюда прежде всего относится видение пророка Исаи, бывшее ему при его призвании к пророческому служению. Исаия видит Господа ( ), сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края (подол) ризы Его наполняли весь храм ( Ис. 6:1 ). Вокруг Него стоят серафимы и прославляют Его премирную святость 261 (Kadosch, kadosch, kadosch Iehovah zebaomh) u npoяbляющyюcя в мире славу, откровенную сторону существа и деятельности (melo kol, haarez kevodo). Сам пророк говорит, что явившийся ему в видении есть Царь Господь воинств, hammelech Iehovah zebaoth ( Ис. 6:5 ). Этот Господь воинств небесных посылает пророка к современным ему иудеям с предупреждением, что они будут глухи к пророческому слову ( Ис. 6:9–10 ). По свидетельству евангелиста Иоанна ( Ин. 12:41 ), пророк Исаия в этом видении видел славу Сына Божия и говорил о Нем; равно и Сам Христос слова явившегося об ослеплении современников Исаии ( Ис. 6:9–10 ) применяет к слушателям Его евангелия (Мф. 13:14). Действительно, антропоморфизм изображения явившегося Ис. 6:1 , равно и то, что, по свидетельству самого Исаии, Он видел Царя, Господа воинств, т.е., не Бога лицом к лицу, а Его откровенный образ, Его открывателя, приводят к заключению, что Он есть тот Maleach Panaiv, Ангел лица Иеговы, который, по словам пророка, Ис. 63:9 , действовал нераздельно, и постоянно с Иеговой в прежней истории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

По понятиям евреев того времени, существеннейшую часть Моисеева закона составляли постановления о жертвах, о постах, об употреблении или неупотреблении в пищу известного рода животных, субботе и наконец об обрезании. Иерусалимский храм, как единственное место законного совершения жертв, в глазах их был непременным условием истинного богослужения. Исполняя все эти постановления, они думали, что исполняли закон, и поэтому надеялись, что Христос придет наградить их за их праведность всеми благами мира. Господь Иисус учил, что они заблуждаются. Когда один книжник спросил Его, какая наибольшая заповедь в законе, Господь сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим ( Втор. 6:4–5 ), – вот первая и наибольшая заповедь. Вторая, подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя ( Лев. 19:18 ). На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Иной, большей их, нет». Книжник отвечал: «хорошо, Учитель, – истину сказал Ты; любить Бога всем сердцем и ближняго, как самого себя, больше всех всесожжений и жертв». Евангелиста Марк прибавляет, что Спаситель нашел ответ книжника разумным и заметил ему: «не далеко ты от царствия Божия» ( Мф. 22:35–40 ; Мк. 12:28–34 ). «Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику», учил Спаситель сообразно вышеизложенному, «и там вспомнишь что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и поди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). Милости хощу, а не жертвы ( Ос. 6:6 ), говорил Господь при другом случае, приводя место из пророка Осии, которое читается далее: и уведения Божия, нежели всесожжения. После торжественного вшествия в Иерусалим, войдя в храм, Он выгнал из него всех продавцов и покупателей жертвенных животных, сказав словами пророков Исаи и Иеремии ( Мф. 21:12–13 ): писано есть: храм Мой – храм молитвы наречется (всем языком – Ис. 56:7 ), вы же сотвористе и вертеп разбойником ( Иер. 7:11 ). По указанию евангелия от Иоанна, Он делал это и прежде. Наконец Он проповедовал о предстоящем разрушении храма, с чем необходимо соединялось уже прекращение жертвоприношений, и, говоря об этом, указывал и пророчество Даниилово ( Мф. 24:2–15 ), в котром положительно предрекалось не только о разрушении храма, но и о наступлении времени прекращениия жертв с пришествием Христовым ( Дан. 9:25–27 ). Таким образом, по свидетельству древнейшего из всех евангелий – евангелия от Матфея (продолжение следует…)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/s...

человеческую природу, создал Бог, а подобие Божие, т.е. свою личность, человек создает сам своими собственными усилиями в течении всей своей жизни, а не единственным выбором, совершенным в момент зачатия его тела. иерей Сергей Пометнев 12 марта 2020г. 08:51 --- «Встреча с Христом изменила пути и судьбу Савла, а не выбор его души, сделанный в момент зачатия его тела» --- И здесь я с Вами совершенно согласен. Если Господь даровал Савлу спасение, то его дух изначально имел стремление к Истине, и встреча со Христом на этот выбор не повлияла. Эта встреча повлияла на разум Савла. Он и ранее ревностно служил Богу, только под Истиной он до своей встречи со Христом понимал иное. Бл.Феофилакт говорит: «ибо казалось ему, что это так должно было быть». Или вот из Лопухина: «Подобно тому, как и выше – «правда, и я думал» – апостол сознается, что и он некогда не верил не тому, что Бог воскрешает мертвых (этой веры он всегда держался, как строгий фарисей, Деян.26и Деян.23и д.), но тому, что Он воскресил Иисуса и что Иисус есть истинный Сын Божий, и сначала поступал сообразно этому неверию». Но как только Истина явила Себя Савлу (как явила себя разбойнику, Симеону Богоприимцу, Самаряныне, Апостолам, Нафанаилу….) он с радостью отринул заблуждения и продолжил свое ревностное служение Истине, но уже не как фарисей, а в чине Христова Апостола. Геннадий, Санкт-Петербург 12 марта 2020г. 15:25 " Если Господь даровал Савлу спасение, то его дух изначально имел стремление к Истине, и встреча со Христом на этот выбор не повлияла. " (с) Даже если принять Вашу двойственность " дух и разум " ( для меня, правда, это - одно и то же, и у святых отцов ум и дух - это синонимы, а у Вас душа и дух почти одно и то же ), все равно остается вопрос: " что формирует " устремленность духа " души в момент зачатия? Отец Сергий, мы совершенно не продвигаемся вперед в нашем обсуждении. Теории множатся, а с первой мы так и не разобрались. иерей Сергей Пометнев 16 марта 2020г. 07:46 ---«Что формирует " устремленность духа " души в момент зачатия?»--- В нашей системе рассуждений, это необходимость самоидентификации, которая совершается отношением к метафизической «памяти» плоти двух опытов наших предков: благому и лукавому. То есть, в момент соединения с плотью, перед душой встает вопрос «кто я?», ответ на который, если принять во внимание слова пр.Исаи (7;16), она находит апофатическим способом, отрицая то, что не она.

http://bogoslov.ru/article/6025345

Текстом из Евангелия Матфея (V, 9) и толкованием на него св. Иоанна Златоустог о восхваляется мир и согласие и напротив порицается всякого рода вражда 1332 . То правильное положение автора, что «невсюду есть мир добро» вполне основательно констатируется словами толкования на евангелие Луки 1333 и словами одной беседы Иоанна Златоуста на Евангелие Иоанна 1334 . Подтверждение своей мысли о том, что должно всегда твердо стоять за истину и терпеть за нее всевозможные страдания, нападки поругания, Даниил находит в приводимых свидетельствах. Василия Великого из его толкований на книгу пророка Исаи 1335 и Златоуста из толкований на св. Матфея 1336 , Феофилакта Болгарского 1337 . К этой же группе относятся краткие изречения св. Ефрема Сирина 1338 , св. Нила 1339 , два вопроса Исихия 1340 и один Исидора 1341 и наконец довольно обширная выдержка канонического характера «от собора соединения» 1342 . Как ни старался Даниил подыскать оснований для своего оригинального взгляда во святоотеческой литературе, ему почти не удалось достигнуть своей цели. Во всех почти приводимых им свидетельствах, о которых упомянуто было выше, только констатируется положение, что не всякий мир есть добрый мир, и в них нисколько не говорится о каких-либо поступательных ненравственных действиях против людей, живущих между собою в мире, основания которого не могут быть одобрены с моральной точки зрения. Только одно свидетельство, именно Иоанна Лествичника , ссылающегося на свой опыт, что он видел «и враждотворцы блаженны» 1343 несколько оправдывает Даниила. Во всяком случае авторитет Иоанна Лествичника не настолько важен, чтоб его учению можно было придавать символическое значение. Совершенно иначе смотрел на дело сам автор. У него не было строгого различия между свидетельствами, принадлежащими разным лицам, занимавшим неодинаковое положение в церкви и пользовавшимся в ней неодинаковым авторитетом: он смотрел на них чисто юридически, как на документы, не пускаясь в рассуждение о степени важности и авторитетности лиц, которым они принадлежали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Писцы же, испытавше его и видвше слпа суща, ужасошася и повелша образ поставити в сел Ондрйкове в церкве чюдотворца Сергия, а землю, покамста объиде, столбы поставиша и ямы выкопавше на память и на удивление чюдеси чюдотворца Сергия впредь живущимъ людемъ, да и прочии убоятся и накажутся не творити таковая. По днем же нких християнин той, плакавъ многодрзновения своего, и от того же Сергиева образа исцелв, прозрвъ очима и здрав бысть. Бсовскою же завистию оклеветан бысть боярину, яко бы нкоею хитростию или затейми по научению слепоту на ся изрк, и многи муки даша ему; инии же посл рекоша, и смертию скончася от тх мукъ. Сие же чудо обртох в писмах прежних властей: писано бысть оттуду от соборного старца Исаи Печерскаго, самовидца ту бывшаго на спорной земл. В лта благочестиваго царя государя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Росии дворянин нкий прииде на Москв к архимариту Дионисию и келарю и старцом, повда бывшее чюдо на море чюдотворца Сергия. Бывшимъ нам, рече, от самодержца посланым в Персидскую страну посолствомъ к Персидскому шаху и пловущим нам моремъ, воста волнение велико и на многи дни бури втреные уставишася, яко во шти седмицах в корабли ношахуся по водам. И от многих волнений морскихъ, паче же от неядния утрудившимся, лежаще еле живы, отчаявшеся живота своего. И приспвшу, рече, празднику преподобнаго чюдотворца Сергия, и воспомянувшим нам о празднике святаго и о чюдесех его, и потщавшемся, отпша вечернюю службу, и от скорби мало облегчение приемши, и пище и питию коснувшимся, и мало препочившим, паки воставше и отпвше заутреню и часы и молебенъ преподобному чюдотворцу Сергию и призывающе его на помощъ, да помилует и спасет в бд страждущих. Егда же им молебное пние совершившу, в той часъ посла Богъ милость свою: преста волнение морское и бысть тишина. И поидоша в путь свой со многою радостию и единым днемъ в пристанище свое достигоша, ид же им годно. И изшедъшим имъ на землю ис корабля, и мал часъ преиде, и воста паки втръ, и волнение велико уставися, и корабль той от пристанища отторже и единым мегновениемъ и с кораблениками без вести сотвориша; токмо мы едини спасени быша молитвами святаго чюдотворца Сергия.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Так говорит глава 11 апокалипсиса: «И трупы их оставит на площадях города великого, который называется духовным Содомом и Египтом, в котором и Господь наш был распят». Спросишь, почему здесь город святой Иерусалим называется Содомом? Ответ: земной этот Иерусалим можно назвать Содомом изза того, что в нем беззакония и распутство преумножаются с избытком, как об этом читаем в книге пророка Исаи в главе первой: «Видение, которое видел Исайя сын Амосов, в Иудее и в Иерусалиме». Об этом там же в той же главе говорит: «Слышите речь Господню, князья содомские, внемлите слову Божьему люди гоморрские». Здесь видишь, что пророк называет иерусалимлян князьями содомскими и людьми гоморрскими. И так Иерусалим может называться Содомом и Гоморрою и градом святым по различным причинам. Иерусалим стал святым городом благодаря пророкам и апостолам, которые проповедовали там, и изза страстей Христовых, креста и погребения. Но может называться и Египтом и Содомом неверных изза иудеев, изза беззакония их и слепоты. В этом духовном Содоме будет иметь престол свой антихрист. Потому, что будет иудеянином и иудеями будет принят за Мессию и царем иудейским будет, как выше было сказано. Въяве в Иерусалиме сядет под престол свой церковь иерусалимскую попытается обновить. Об этом, как известно, говорит и сосуд избранный Павел святой во втором послании к солунянам в главе второй: «Когда он сядет в церкви Божией как бог». Здесь Божьей церковью Павел называет церковь Иерусалимскую. Отцы святые Киприан, Кирилл Иерусалимский 15 , Григорий, Ипполит–мученик в слове о кончине мира, Златоуст и прочие предполагают под святой церковью Божьей церковь Соломонову. Дамаскин в книге четвертой в главе 27 говорит: «В храме не нашем, а в древнем иудейском, не к нам, а к иудеям придет, не за Христа, а на Христа, поэтому и антихристом называется». Андрей святой, архиепископ Кесарии Каппадокийской в слове десятом своего толкования на Откровение Иоанна в главе 40 пишет: «Поставит престол свой антихрист в Иерусалиме по подобию Давидову, его же сыном по плоти был Христос, истинный Бог наш; да и к тому же антихрист объявит себя Христом, исполняя пророческое слово, говорящее: восстановлю церковь Давидову падшую, прекращенную снова создам. Прельщенные иудеи назовут его Мессией и примут».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства. И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С сорокадневным Богомладенцем на руках они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.   Встреча в Иерусалимском Храме После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim’on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: « Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля » (Лк 2:29-32). По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 до н. э.). В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: « Се Дева во чреве приимет и родит Сына ». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: « Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня » (Лк 2:25-26).

http://foma.ru/15-fevralya-2013-sretenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010