По другую сторону образ Пресвятыя Богородицы «Одигитрия» писан на золоте, в киоте пред образом подсвешник деревянной, писан красками. У того образа пелена крашенинная, в средине выбойка. Над царьскими дверьми над местными (Л. 112) иконы деисус со апостолы на девятнатцати цках, писан на золоте. Образ преподобнаго Нила, венец и цата серебряная, писан на золоте. В олтаре на престоле одежда крашенинная, в средине сатынь мишурная, травчатая. На престоле Евангелие печатное, в десть, Спасов образ и евангелисты басемные, ветхи, медные. Покров крашенинной, в средине зендень осиновой цвет. Жертвеник одет крашениною лазоревой. Над жертвеником одиннатцать икон пяднишных разных святых, писаны на золоте и на краске. На северных дверях образ святаго диакона Авива. На южных дверех образ Димитрия Селунскаго, писан на краске. (Л. 112 об.) В трапезе перед правым и левым крыласами седмица, в киотех два образа преподобных отец Дионисия и Анфилогия. В тех же киотех в том числе шесть икон а писаны на золоте [d], одна киоть резная, древяная, вызолочена, другая писана на красках. Да деисус на девяти цках, писан на вохре. Местной образ Николая Чюдотворца, писан на золоте. Пять икон пядниц. В церьквие пред местными иконы четыре лампады медных, луженых, небольших. В трапезе, в церькве и в олтаре пять окошек больших и с окончины большими слюдяными. Святые ворота рубленые в брус. Над теми (Л. 113) враты церковь холодная во имя Зосимы и Саватии, Соловецких чюдоторцев, верх шатровой, не освящена многие годы. А в той церькви местный образ «Преображения Господня», писан на краске. Да над царьскими дверьми деисус со апостолы, писан на краске, всего одиннатцать икон. Да на монастыре колокольня рубленая шатровая, на ней пять колоколов. По скаске того монастыря игумена Герасима, келаря монаха Ефросина, казначея монаха Исаи весу-де оне, игумен з братьею, тем колоколам не упомнят. А написан тот вес в переписных книгах стольника Василья Богданова сына Плохово, как он был по указу великого государя нынешняго 1701-го году для переписки колокольной. (Л. 113 об.) На той же колокольне в чюлане часы железные боевые, небольшие.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Октября в 30 день монастырского слуги Ивановская жена Шестакова дала вклад по муже своем по Иване мерин ворона-голуб осми лет за пять рублев. Декабря 16 день посадцкой человек Яков Чичов дал на Пречистыя чашу, стопочку оловянную немецкую, чешуйчатую. (Л. 97) Генваря в 30 день головщик старец Иона Балахонец дал в церковь к службе чарочку меденую с полкою луженую. Колдомские волости крестьянин Григорей дал вкладу мерин сер ценою пять рублев с полтиною и за тот вклад пострижен в монастыре, во иноцех Гурей. Колдомские волости крестьянин Сисой дал вкладу корову черную ценою в два рубля да четыре чети ржи в костромскую в торговую меру по 18 алтын четь. Да он же дал два рубля денег, и деньги писаны в казенных и в приходных книгах, в нынешнем 129 году, а росписано в житном приходе. И за тот ево вклад пострижен, во иноцех имя . Февраля 28 день костромитин посадцкой человек (Л. 97 об.) Аристарх, прозвище Первой Кожевник, дал вклад образ великого чудотворца Николы, шестилистовая пядница поясной, во облаце Спас да Пречистая Богородица, обложен серебром басмами золочен, венец и цата серебряны басманы золочены. Да он же дал пять рублев денег, и деньги писаны в монастырских казенных приходных книгах. И за тот вклад пострижен в монастыре, во иноцех Арсений. Майя в 21 день костромитин посадцкой человек Данило, конской мастер, дал вклад две иконы пядници. На иконе образ, а на другой иконе деисус Спасов образ и многие святые, обложен серебром басмами золочен, у деисуса и у святых венцов чеканные золочены. И за тот вклад пострижен, во иноцех . (Л. 98) Июля 22 день на гробу Исаи Тимофеевича Линева принесен образ Седмица, обложен серебром басмами, золочен. Августа 22 день посадцкой человек костромитин Аника Вощешников дал на братью тысячу огурцов за пол-полтину. (Л. 98 об.) 130 году ноября в 15 день посадцкой человек костромитин богоявленской прислуженик Комак Дмитриев сын Кузнец, прямое имя Парфений, дал вклад котел тройник, у двои уши железной, да десять сокер, а цена котлу и сокерам семь рублев. И за тот вклад в Богоявленском монастыре пострижен.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Иеремию. Приложение. Перевод девяти бесед Оригена на видения Исаи, приписываемый Иерониму. Отрывок толкованы на прор. Исаю из манускрипта веронскаго. Том V. В нем тоже толкования на св. Писание, именно: I. Шестнадцать книг толкований на прор. Иезекииля. II. Книга толкована на прор. Даниила. III. Двадцать восемь бесед Оригена на пророк. Иеремию и Иезекииля , переведенные Иеронимом на латинский язык. Том VI. В нем помещены толкования бл. Иеронима на 12 меньших пророков. В приложении : защищение ученых достоинств в толкованиях Иеронима, против Иоанна Клерика. Том VII. В нем помещены толкования бл. Иеронима на св. Писание нового Завета, именно: I. Толкование на евангелие от Матфея. II. Тридцать девять бесед Оригена на евангелие от Луки , переведенные бл. Иеронимом на латинский язык. III. Три книги толкований на послание ап. Павла к Гагатам. IV. Три книги толкований на послание ап. Павла к Ефесеям. V. Книга толкований на послание апостола Павла к Титу. VI. Книга толкований на послание к Филимону. Приложение. Толкование на книгу Иова. Краткие толкования на псалмы, с предисловием. Том VIII. В нем помещены: I. Хроника Евсевия , переведенная Иеронимом на латинский язык. II. Продолжение Иеронима хроники Евсевиевой. III. Продолжение ее Проспером после Иеронима . IV. Поправки и замечания на эти хроники Арнольда Понтака . Том IX. В нем помещен перевод Иеронима книг св. Писания ветхого Завета, с еврейского на латинский, именно: Божественной библиотеки часть первая , содержащая в себе канон еврейский, то есть: I. Первый отдел закона , от книги Бытия до книга Иисуса Навина. II. Второй отдел пророков , от книги Иисуса Навина до книги Иова. III. Третий отдел святописателей , от книги Иова до книги Эсфирь. Том X. В нем помещена: Божественной библиотеки часть вторая , в которой заключается перевод книг находящихся вне канона еврейского, то есть: I. Книга Товии (с халдейского). II. Книга Иудифь (с халдейского). И тут же: III. Книга Иова (с греческого). IV. Псалтирь (с греческого) в двух экземплярах, римская и галликанская .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

е. из пожертвований Грозного, или были готовыми привезены из Москвы 115 . Весьма вероятно, что не без его влияния была начата и самая постройка двух церквей. По крайней мере одна из них, надворотняя, посвященная имени преподобного Иоанна, списателя Лествицы, с приделом во имя св. Феодора Стратилата, была воздвигнута, очевидно, в промежуток времени между 11 мая 1557 года и 19 ноября 1581 года, еще при жизни Грозного. Об этом можно догадываться, имея в виду, что один придел был сооружен во имя Ангела царевича Ивана Ивановича, который родился 28 марта 1554 года, а другой во имя Ангела его брата-царевича Феодора Ивановича, родившегося 11 мая 1557 года 116 . Так как придел во имя св. Иоанна Лествичника был главным, то можно думать, что церковь была построена в то время, когда царевич Иван Иванович († 19-го ноября 1581 года) был наследником престола 117 . Постройка другой церкви должна была устранить тот «зазор не малый», на который указывал Грозный в своем послании в Кириллов монастырь от 23 сентября 1573 года («Воротынской в церкви, а чюдотворец», т. е. мощи преподобного Кирилла – «за церковью» 118 . «Лета 7090 третьяго (т. е. 1585 года) месяца маия в 9 день», говорит запись современника, «на память святого пророка Исаи и святого мученика Христофора по пасце в 5-ю неделю саморянины в Кирилове монастыре на болшем основана бысть церковь каменна над гробом чюдотворца Кирила во имя преподобного отца нашего игоумена Кирила чюдотворца белозерского в вторый час дни при дрежаве росиского царства государя царя великого князя Феодора Ивановича всея Руси при митрополите Дионисие при архиепископе ростовском и ярославском Еуфимие при игумене Варлааме». Освящена была церковь в лето «7095-е (т. е. 1587) месяца июня 9 в пяток 8-я неделя по пасце при архиепископе ростовском Варлааме при игумене Сергии» 119 . Сооружение ее таким образом продолжалось около 2-х лет, но это была не отдельная церковь , а лишь новый придел к собору во имя Успения Пресв. Богородицы, пристроенный с «правой», т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Укажем следующие издания: «Восторгнутые классы в пищу души, руководство к духовной жизни (на славянском и русском наречиях), преподобных Ворсонофия и Иоанна», «Три слова Симеона Нового Богослова », «Огласительные поучения Феодора Студита », «Слово постническое Максима Исповедника », «Предание о жительстве скитском Нила Сорского », «Слова духовно -подвижнические Исаака Сирина », «Главы o любви, воздержании в духовной жизни аввы Феласия», «Душеполезные поучения и послания аввы Дорофея », «Слова нравственно-подвижнические Марка Подвижника », «Учение об устроении монашеского жительства преподобного Орисия», «Духовно-нравственные слова аввы Исаи», «Лествица преподобного Иоанна, игумена Синайской горы», «Двенадцать слов Семеона Нового Богослова», «Беседа на шестой псалом св. Анастасия Синаита », «Слово о страстях и добродетелях Иоанна Дамаскина и пять поучений о покаянии св. Иоанна Златоуста ». Дело, видимо, разрослось, и, кроме переводов Паисия, было исполнено и издано несколько самостоятельных переводов, например, – Максима Исповедника , Орсия, аввы Тавеннисиотского и др. Главный труд в деле издания Святоотеческих творений принадлежал старцу Макарию, большая часть изданий вышла при нем и при его деятельном участии. Ближайшими сотрудниками о. Макария были ученые иноки, собравшиеся в Оптину искать: спасения под руководством старца: о. Амвросий (Гренков) , о. Ювеналий Половцев , Леонид Кавелин , о. Павел и впоследствии Климент Зедергольм . Участие в издании принимали супруги Киреевские. Митрополит Филарет принимал самое деятельное участие в издании свято-отеческих творений: просматривал текст переводов, сверял их с греческим оригиналом и существующими переводами русскими и иностранными, давал указания, делал исправления, иногда сам переводил с греческого. Книжное издательство в Оптиной пустыне продолжалось и по смерти старца Макария – при его ученике и преемнике по старчеству – о. Амвросии. О. Амвросий принимал участие в переводах еще при жизни своего учителя и наставника. Между прочим, им лично был исполнен перевод с греческого творения святого Иоанна – игумена Синайской горы, – «Лествица». После же смерти о. Макария, к о. Амвросию перешло главное руководительство изданием святоотеческих и других книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Иез.2:2 .  И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и по­ставил меня на ноги мои, и я слы­шал Говорящего мне. Так как пророк сам не может встать от ужаса и оцепенения, то его поднимает «дух», неопределяемый ничем ближе (даже без члена: пророк говорит явно с некоторою неопределенностью); так, Иезекииль везде называет какое-то сверхъестественное воздействие на себя силы Божией, которое он должен был особенно ясно ощущать ( «вошел в меня, дух») и которое посещало его только в некоторые моменты видений, то укрепляя изнемогающую, под величием последних, его слабую человеческую природу, как здесь и Иез.3.24 , то перенося на место видений и обратно с него: Иез.8:3, 11:1, 24, 3:12, 14, 37 (LXX между «вошел в меня» и «поставил» вставляют «и взя мя и воздвиже мя» д. б. по Иез.3.14 , но там явно не такое же действие духа, а близкое к Иез.8.3 ). Недосказанность отсылает к Иез.1.12 , где разумеется Дух Святой. Иез.2:3 .  И Он сказал мне: сын человеческий! Я по­сылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые воз­мутились про­тив Меня; они и отцы их измен­ники пре­до­ Мною до сего самого дня. Когда вышний голос ласково ободрил пророка, и он успокоился от первого испуга перед явлением, он призывается быть пророком («посылаю» уже у Исаи технический термин; Ис.6:8 ) Израиля (вместо «сынам» LXX читали близкое по начертанию «дом»: беней-бет), который к сожалению едва уже достоин называться этим высоким именем «богоборца», а скорее упорно не послушными язычниками («людям»; евр. «гоим», ко времени Иезекииля должно было стать нравственно-религиозным термином вместо прежнего этнологического смысла, почему может быть LXX-ю намеренно опущено). Впрочем, Израиль, с самого начала существования («отцы» здесь в самом широком смысле) и до сего самого дня не отличался верностью: по Иезекиилю в отличие, например, от Иеремии ( Иер 2.2 ). Израиль испорчен до своих первоисточников ( Иез.16.3 ). Иез.2:4 .  И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я по­сылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Го­с­по­дь Бог!»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С точки зрения представителей эволюционной философии, не признающих существования неизменных законов природы и неизменности норм мышления, не существует ничего вечного и вечности, а есть лишь время. Если мы примем во внимание, что изменения в проявлениях субстрата, совершающиеся по необходимости, немыслимы без изменений в самом субстрате, то мы должны принять дилемму, что действительно вечен или только Бог, или нет ничего вечного. Но на самом деле допустима и должна быть принята вера, что нечто, что не является вечным само по себе, может стать вечным, т. е. что стремление конечного существа принять окончательно устойчивую форму может осуществиться, и тогда это существо из бывающего станет действительно сущим. Ясное учение о вечности Божьей, выраженное хотя и не в философских терминах, но в доступных пониманию всякого предложениях о неизменяемости и бесконечной продолжаемости Божественного существования находится в Библии и не находится ни в книгах, ни в предании, ни в какой-либо религии, не имеющей одним из своих источников Библию . Классический текст о вечности Божией есть: „Я есмь Сущий» ( Исх. 3: 14 ; ср. Второз. 32: 40). О вечности Божьей говорится в псалме Моисея: „Пред очима Твоима тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс. 89: 5 , см. там же ст. 2). В пс. 101 (13 и 26 28), у пр. Исаи (40: 28; 41: 4; 43: 10; 44: 6; 48: 12; 57: 15), у пр. Иерем. 10: 10. В Новом Завете во 2Петр. 3: 8 , у ап. Павла 1Тим. 1: 17 и 6: 16; в Апокал. 1: 8 и 17: 4, 8 10; 11: 17. И везде в Священном Писании вечность Божья неизменно и несомненно предполагается. В языческих религиях идея существа, не подлежащего условиям времени, не находит себе ясного выражения, но в языческой философии эта идея формулируется и развивается очень рано. Уже элеаты своим учением о бытии и бывании много содействовали выяснению взаимного отношения понятий времени и вечности. Позднее Платон в своем Тимее формулирует учение об этом взаимоотношении таким образом. Отец вознамерился создать вселенную по образцу существа вечного (идеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Феофилакт, иными словами высказал господствовавшее между фарисеями чисто чувственное представление о Царстве Мессии. Но может быть он, употребляя образную речь, начатую Господом, хотел просто выразить, как блаженны те, которые будут участниками в Царстве Мессии. Притча о званных на вечерю (Луки 14:16-24). В ответ на это восклицание одного из участников обеда, Господь рассказал притчу, в которой под образом «вечери» представил царство Мессии, или Церковь Христову. Устроитель этой вечери Господь Бог, посредством закона и пророков, как через слуг Своих, приглашал весь иудейский народ вступить в это царство, а когда это царство приблизилось, вновь послал повторить Своё приглашение уже Самого Мессию-Христа. В некоторых пророчествах, как напр. Исаи 52:13, Мессия именовался «рабом Господа» как явившийся в образе человека. Посланный Мессия явился прежде всего к «званным» — иудеям с вестью о том, что «приблизилось Царство Небесное»: ибо уже всё готово. Но те из иудеев, к которым в первую очередь относился этот призыв, как к знатокам ветхозаветного закона — книжники и фарисеи и прочие руководители избранного народа Божия, как бы сговорившись, начали отказываться от приглашения. Предлогами к отказу служили их земные, чувственные побуждения, из-за которых они оказались глухи к Божественному призыву, и отвергли пришедшего к ним Мессию-Христа. Тогда Господь повелел Мессии звать мытарей и грешников, а так как места оставалось и после этого много, то Господь призвал затем и язычников в Свое Царство. Все отозвавшиеся на евангельскую проповедь вошли в Царство Мессии — Царство Божие, а пренебрегшие зовом книжники и фарисеи оказались вне его. Об истинных последователях Христа (Луки 14:25-33). «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матери» ...»не может быть Моим учеником» — «смотри, не соблазнись сим изречением,» говорит блаж. Феофилакт, «ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик " ненавидел " своих родных тогда только, когда они препятствуют ему в деле Богопочитания, и когда он, при отношениях к ним, находит затруднения к совершении добра.» Если плотские привязанности представляют собою решительные препятствия к следованию за Христом, то надо возненавидеть их ради Христа и разорвать с ними все.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Твоя же молитва услышана бысть, яже сотворил еси о себе и о людскых невежествиих. И якоже Аарон первый в сей службе бысть, тако и ты последний тоя будеши: уже бо закон, обетшавший, изнемогший, упокоити хощет, Иже закону Господь. И не токмо молитва твоя услышана бысть, но и жена твоя родит тебе чадо, изменится и неплодства печали и поношение, иже от неплодиа; не ктому сетован и поничущи на землю к храму приидеть явитися Господеви, но светла и хвалящеся о благочадии. И наречеши имя ему Иоанн, понеже не сени закона, якоже ты, но благодати Сына Божия служитель будеть... Будет, рече, велик пред Богом. О непостижимых Божиих судьбах! О крайняго человеколюбия! О величеству достоинства Иоаннова! Будет велик пред Богом. Ангели, служебнии дуси, но не велици пред Богом, тьмы бо ангел служат ему, яко же в Даниле пишется, и тысяща архангель. Но и серафими не велики пред Богом: являет же ся во Исаи лица и ноги закрывающе с толицем страхом, с толицем спрятанием стояще окресть престола оного царскаго и превознесеннаго. О Иоанне же ть самый Гавриил, иже ангелом начальник, будет, рече, велик пред Богом. И в лепоту такову достояше быта другу Женихову!.. Бысть, рече, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец, во чреве еа. Позна раб своего Владыку, виде воин своего Царя, в багряницу плоти облачащася, якоже в чертозе коем ложесн Марииных, и весь некако любо пряшеся ко исходу. Елма же сему время не у пришло бяше и язык не еще вещающь имяше. Играет убо во чреве, Тому кланяяся, матери же дает своего языка дар пророчествовати и почести Цареву Матерь пришедшую. Аще бо он не взыгрался бы, Елисавет не исполнитися хотяше Духа Свята. Темже яже от неа к Марии глаголи Иоаннови бяху. О чюдеси! Свершен пророк бяше, не еще чувства свершена имеяй младенец, ниже еще на воздух дхнув! Кто виде или кто слыша младенца-пророка не на руках, не в пеленах, не отдоена, но в чреве шестомесячна? Тогда бо и Духа Святаго исполнися, егда и возыграся, – а идеже Дух, вся совершена суть действом Его и недостаточная прелагаема на совершение».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

л. 513 об. Мес. декабря 21, мучение св. Иулиании. Там же л. 159. л. 527 об. Мес. ноября 3-го, иже в святых отца нашего Аркадиа, архиеп. купрьскаго, похвалное на обновление храма св. и слав. и победоносца и великомученика Христова Георгия. Там же л. 365. На поле: Сие чтется от игумена или от коего либо священника ради молитвы, которая приложена в конце. л. 535. От житиа св. отца нашего Спиридона чюдотворця, о исцелении благочьстиваго царя Костянтина. См. 154 л. 369. л. 538. Мес. ноября 24, мучение св. Екатерины и Виргилия и Ветия. См. 751 л. 187. л. 554. Иже в святых отца нашего Иоанна Златаустаго, архиеп. Костянтинаграда, Слово похвално святую и славною и первоверховною апостола Петра и Павла. Нач. Небо и земля торжьствуя веселится в настоящий праздник. л. 558 об. Мес. июля в 20 день, похвала предивнаго жития св. пророка Ильи. См. 745 л. 139. л. 563. Мес. декабря в 4, мучение св. мученицы Варвары. Там же л. 346. л. 566 об. Мес. семтября в 8 день, (Слово) на Рожество св. и пресл. Богородица Марья. См. 751 л. 346. л. 578 об. Слово святым Иоакиму и Анне. Нач. Вчера Богородична роженья сбор, мирскыя радости нам праздник. 755. (1828.) Сборник, полууст. разный, XV века, в четверть, 407 листов. л. 1 об. Оглавление. л. 3. Епифаниа иеромонаха обители Калистратовы о житии и о вспитании, и летнаго показаниа пречистые и преблагословенные Владычици нашея Богородици и Приснодевы Мариа. Под сею статьею написана после из сочинений Максима грека 144 глава с тем же замечанием, что под 663 л. 83. л. 22. Мес. мая 2 день, от чюдес святою мученику Бориса и Глеба и о пренесении мощий. В заглавии показано 3 чуда, но рассказано 4, два до пренесения мощей и два после оного. (Лист 26 порожний). л. 27. Иже в святых отца нашего Иоанна Дамаскына Слово на Благовещение пресв. Владычица нашя Богородица и Приснодевы Мариа. Суть же зде глаголи буквам грчьскым Архангелови и Богородичны вещаниа и ответи. См. 754 л. 434. (Листы 42 и 43 порожние). л. 44. Иже в святых отца нашего Курила, архиеп. иерусалимскаго, поучение в препразденьство Рожеству Господа нашего Ис. Христа о воплщении, от Исаи: приложи Господь глаголати к Ахазу глаголя, проси себе знамениа, таже: се Дева в чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил. Нач. Чистотнии своскормленици и целомудриа ученици.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010