Познакомившись с главными моментами борьбы (в период управления Ипатия Потея) церковных братств с —52— католическо-униатской силой, задумавшей проповедовать «своё» христианство среди людей, просвещённых Христовым учением уже свыше 600 лет, – остановим наше внимание на внутренней работе наших братств, направленной к укреплению христианской жизни и к распространению братских начал среди православного общества. А. Папков Соколов В.А. О соединении церквей 113 : [Публичное чтение, произнесённое 3 декабря в Москве в зале синодального училища]//Богословский вестник 1898. Т. 1. 1. С. 53–74 (2–я пагин.) —53— Когда прощается с нами перед смертью дорогой нашему сердцу человек, каждое слово его прощальной беседы глубоко западает нам в душу и запечатлевается там неизгладимыми чертами. Никогда не можем мы забыть этого слова; храним его, как священный завет, и преступным кажется нам не исполнить эту последнюю волю. Перенесёмся теперь мыслью в очень далёкое прошлое. В пасхальную ночь, в одной из горниц Иерусалима Христос-Спаситель, совершив вечерю со своими избранными учениками, обращается к ним с трогательным словом наставления. Он говорит им: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил сам, так и вы да любите друг друга. По тому узнают, вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). А заключая свою беседу, он возводит очи на небо и молится: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое. Освяти их истиною Твоею. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино» ( Ин.17:11, 17, 20–23 ). Вот священный завет и молитва нашего Господа: чтобы мы, верующие во имя Его, любили друг друга и все были едино. Это завет самого дорогого для нас человека, ибо то был Спаситель наш и Богочеловек. И завет тот – прощальный, потому что земной путь нашего Господа из горницы Иерусалимской шёл —54— прямо в Гефсиманию и оттуда на беззаконный суд, на страдания и крестную смерть. Что же? Помнят ли, хранят ли христиане этот священный завет? Было время, когда действительно, по свидетельству священного дееписателя, «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слава, глас 8: На милость Божию уповав,/щедротами от того и дарми, Филарете, обогатился еси,/отонудуже явился еси милостив, якоже Он, вся ущедряя,/темже, нищету нашу ущедрив,/подаждь нам богатство молитвы твоея,/якоже нищия и алчущия питал еси,/тако и ныне молися спастися душам нашим. И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Праведный Филарет Милостивый жил в VIII веке в городе Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Родители святого, Георгий и Анна, воспитали сына в правилах строгого христианского благочестия и страхе Божием. У него была жена Феозва и трое детей: сын Иоанн и дочери Ипатия и Еванфия. Праведный Филарет стал знатным вельможей, но не считал, что земное благополучие – цель его жизни, и часто повторял слова апостола Павла: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него...» ( 1Тим.6:7 ). Испытывая чувство глубокого сострадания к обездоленным и бедным, праведный Филарет возлюбил Христа во образе нищих, раздавал «малым сим» ( Мф.25:40 ) свое богатство и получил прозвание Милостивого. Измаильтяне (арабы) разорили Пафлагонию, и Филарет лишился почти всего имущества: у него остались два вола, корова с теленком, несколько ульев и дом. Праведник радовался бедности, как многие радуются богатству, говорил, что бедному легче войти в Небесное Царство, и отдавал последнее крестьянам: одному – волов, другому – корову и теленка, а когда кончился хлеб, раздавал нуждающимся мед. Кончился и мед, отдавать было нечего – праведный Филарет снял с себя верхнюю одежду и отдал постучавшемуся к нему нищему. Жена и дети упрекали святого в расточительности и безрассудстве. Он кротко утешал их и говорил, что Господь никого не оставляет без помощи, исполняющего его святую заповедь: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф.5:42 ) вознаградит сторицею. Вскоре друг праведного Филарета прислал голодавшей семье сорок мер пшеницы. По просьбе жены, 35 мер Филарет отделил для пропитания семьи и возвращения долга. Свою часть, пять мер зерна, в течение двух дней раздал бедным. Жена разгневалась и стала питаться с детьми отдельно, тайно от него. Однажды блаженный Филарет случайно застал семью за обедом и сказал: «Дети, примите и меня пообедать вместе с вами, не как вашего отца, но как гостя и странника».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но вышло иначе: жители Мантинеи собрались в великом множестве и, вооружившись серпами, секирами, всем, что у кого случилось, вступили с войском в битву. Сражение было упорное, – и со стороны Пафлагонян пали весьма многие, а из воинов – почти все. После сего многие приближенные упрекали Македония, как виновника таких несчастий, да и сам царь отвратился от него и уже не имел к нему расположения. Негодование царя еще более увеличилось по следующему случаю: Македоний хотел перенести в другое место гробницу Константина; потому что храм, в которое она находилась, угрожал падением: но из народа одни соглашались на это, а другие противились, почитая такое дело нечестивым и похожим на раскапывание могил. К последним присоединились также принимавшие учение никейского Собора и не позволяли тревожить тело Константина – частию потому, что он был единоверный с ними, а частию и потому, что старались, думаю, действовать вопреки Македонию. Однакож Македоний не обратил на них внимания и перенес гробницу в ту церковь , в которой находился гроб мученика Акакия. Тогда жители, с одной стороны одобрявшие, с другой осуждавшие это, собрались, и в той самой церкви напали одни на других с такою жестокостию, что наконец и молитвенный дом, и близ лежащие места наполнились кровию и убийством. Царь, в то время живший еще в западной империи, узнал об этом и досадовал. Как оскорбление (останков) своего отца, так и бедствия народа приписывая Македонию, он сильно разгневался на него. Вознамерившись переехать на восток, отправился он в путь, а племянника своего Юлиана, поставил Кесарем и послал в западную Галию. Глава 22 О Соборе селевкийском. Между тем около ста шестидесяти восточных еписокопов, собрались в Селевкию исаврийскую. Это было в год консульства Евевия и Ипатия. К ним присоединился и Леона, занимавший при дворе высокую должность и явившийся на Собор по повелению Констанция, чтобы при нем состоялось определение о вере. Был там и предводитель областных войск Лаврикий, чтобы в случае нужды оказать Собору услуги; ибо указ царя требовал его содействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

Царь пробудился, но скоро опять заснул и видел, что семь колосьев, тонких и сухих, пожрали семь полных. Пробудился фараон и смутился; и созвал он мудрецов и гадателей Египетских, требуя истолкования сна. Но никто не мог объяснить ему этого. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал фараону об истолковании снов в темнице. Услышав это, фараон рад был и велел тотчас извести Иосифа из темницы. Его освободили, обстригли его длинные волосы, переменили одежду и представили царю. И сказал ему царь: «слышал я о тебе, что объясняешь значение снов». Отвечал Иосиф: «это не моё, Бог даст ответ во благо фараону». И рассказал фараон сон свой. Тогда Иосиф сказал: «сон фараонов один, что Бог сделает, то Он и возвестил фараону. Семь коров хороших и семь колосьев хороших – это семь лет изобилия, а семь коров и семь колосьев тощих – семь лет голода после тех прежних. А что сон повторился, это значит, что так решено Богом, и Бог вскоре исполнит это. Теперь, государь, избери человека мудрого и поставь его над землёй Египетской; поставь и надзирателей собирать пятую часть от всех плодов земли в семь лет плодоносных. И пусть этот сбор послужит запасом на семь лет голодных». Понравились слова эти фараону и вельможам его. И сказал им фараон: «найдём ли мы такого как он человека, в котором был бы Дух Божий?» И сказал Иосифу: «смотри, я поставлю тебя над всей землёй Египетской». И снял перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифу; и одел его в виссонные (льняные) одежды и возложил золотую цепь на шею ему. И велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать перед ним: преклоняйтесь! И поставил его над всей землёй Египетской, и сказал ему: «без воли твоей никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской». И дал ему царь в жену Асепеву, дочь Пентефрия, жреца Илиопольского. Иосифу исполнилось тридцать лет, когда он предстал фараону и возвеличен им. Так Бог призрел на смирение и кротость Иосифа! Он сделался вторым по царе и получил почётное звание «Охранитель царства».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Весь дом Иосифа, братья его и большая свита Египтян провожали в Ханаан гроб Иакова и похоронили его в пещере Мамврийской, где покоились уже Авраам и Сарра и Исаак. По возвращении в Египет, братья, опасаясь мести, послали сказать Иосифу: «отец твой завещал перед смертью своей сказать тебе, чтоб ты простил вину братьев; и ты прости вину рабов Бога отца твоего». Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья, и сказали: «вот, мы рабы твои». И сказал им Иосиф: «не бойтесь; разве я забыл Бога? Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро. Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших». И успокоил их. Всего же жития Иосифова было сто десять лет; видел он внуков и правнуков, и перед смертью завещал при общем выходе из Египта вынести кости его и похоронить в пещере Мамврийской. Празднование Иверской иконе Богоматери Сказание об Иверской иконе Богородицы начинается с IX века, когда неистовствовало иконоборство. Эта икона находилась первоначально в доме одной богатой, благочестивой и добродетельной вдовы, жившей близ Никеи, а потом в особенной храмине, устроенной усердием её неподалёку от дома её. Она имела величайшее благоговение и часто обращалась к иконе с тёплыми молитвами в нуждах своих. В царствование Феофила иконоборца посланные им всюду истреблять святые иконы пришли и к благочестивой Никейской вдове, по она обещанием им денег склонила их оставить у неё святыню до утра; при этом случае один из них мечом нанёс удар образу Богоматери и причинил рану. По удалении корыстолюбивых и грубых истязателей, вдова с сыном своим пришла в храмину, где находилась святая икона, и долго с коленопреклонением и слезами молилась перед ней. Но, чтобы сохранить её от нового поругания, вдовица в ту же ночь отнесла святыню на морской берег и там, повергшись на землю, умоляла Царицу Небесную избавить её от гнева царского, а образ Свой от потопления. После молитвы, облобызавши икону, опустила её в море и к великой радости своей увидела, что икона в прямом положении устремилась по воде к западу. Благочестивая мать внушила сыну своему удалиться от гонения иконоборцев в Грецию. Юноша отправился в Солунь, а оттуда переселился на гору Афонскую и там принял иночество. От него Афонские иноки услышали об иконе, которую мать его пустила по морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но Господь был с Иосифом и благословлял все начинания его. Пентефрий полюбил своего невольника и вверил ему управление всем домом своим. Иосифу наступал двадцать седьмой год, когда жена Пентефрия своими речами и поступками стала склонять его ко греху, но он отвечал ей: «нет больше меня в этом доме, и господин мой не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему, как же я сделаю это великое зло, и согрешу перед Богом?» Много раз образумливал её Иосиф; но однажды она схватила его за одежду его, а он оставил одежду свою в руках её и выбежал вон. Тогда лицемерка кликнула домашних своих и оклеветала Иосифа перед ними и перед мужем своим. Разгневанный вельможа велел заключить Иосифа в тюрьму, в которой содержались государственные преступники. Но Господь был с Иосифом и простёр к нему милость, и начальник темницы благоволил и доверял ему. Случилось вскоре, что двое вельмож, виночерпий и хлебодар при дворе фараона, прогневали государя и были заключены в темницу. Через несколько времени видели они сон в одну ночь, предзнаменовавший каждому будущую судьбу. Виночерпию представлялись три сухие виноградные ветви, вдруг покрывшиеся листьями и принесшие зрелые гроздья; чаша была в руках его; он взял спелую виноградную кисть, выжал сок в чашу и поднёс фараону. Когда он рассказал свой сон Иосифу, то этот сказал: «через три дня фараон возвратит тебе сан твой, но прошу тебя вспомнить обо мне в счастье твоём и заступиться за невинного». Тогда и хлебодар рассказал свой сон Иосифу. Снилось ему, что он нёс на голове три корзины с хлебом; вдруг появились птицы и расклевали хлеб. И сказал Иосиф: «через три дня снимут с тебя голову твою и повесят тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою». Так и случилось; но виночерпий не вспомнил о Иосифе, не замолвил фараону слова о нём. После сего прошло два года, и царь смущён был странным видением. Спилось ему, что стоял он при реке Ниле, и вдруг из реки вышли семь тучных коров и паслись по берегу; но вслед за ними вышли семь коров тощих, и устремившись пожрали тучных, хотя сами остались тощими.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аскетические поучения преп. Ипатия также близки к поучениям преп. Антония как по месту в общей структуре жития, так и по внутреннему содержанию. Основной лейтмотив совпадает: это апология монашества и призыв к ревности в монашеской жизни. Существуют параллельные ссылки на Священное Писание (Рим. 8:18; 2 Кор. 2:11 и др.). В обоих текстах присутствует описание страстей и добродетелей, значительное место занимает поучение о бесовской брани. Оба описания достаточно краткие: здесь больше говорится о том, что следует делать (подвизаться, воздерживаться от всего, постоянно молиться), чем о том, как это следует делать (нет значительного углубления в тонкости духовной жизни, характерной для иных, особенно позднейших аскетических авторов). Существуют схожие акценты на таких темах, как краткость жизни, различение помыслов, соревнование в добродетели и др . Некоторые из сходств – явное заимствование, другие – общие темы в монашеских кругах . Однако между текстами существуют и определенные различия. Исследователи отмечают некоторую разницу в отношении двух подвижников к клиру, а также более резкое и нетерпимое отношение преп. Ипатия к язычеству – отличия, вызванные, скорее всего, более внешними причинами. Представляет интерес также сравнение поучений преп. Ипатия с трудами преп. Макария Великого. Исследователи находят между ними некоторые достаточно явные параллели, которые при том отсутствуют у других известных авторов, что заставляет предположить, что речь идет не просто об общих в монашеских кругах фразах, но о прямом заимствовании. Указывают, например, на фразу преп. Макария: «Οκ στιν ον τ τυχν χριστιανισμς» («…христианство не есть что-нибудь маловажное» ), - дословно повторяющуюся у преп. Ипатия (гл. 48,1) и отсутствующую у других авторов. Обращают внимание на слова преп. Макария: «Должно…христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления, и говорить: «Если не избавлен я сегодня, буду избавлен наутро» - и аналогичные у Ипатия: «да не отчаивается он (подвижник) в этой борьбе, но да верует, что если сегодня он не освободился, то освободится завтра, и если не через пять лет, то через десять» (гл.5,3). При этом используется термин «избавиться», λυτροσθαι, обычный для Макария, но более не встречающийся в «Жизни Ипатия».

http://bogoslov.ru/article/3409402

Снабженная всем нужным армия, с обозом в 800 телег, выступила против Виталиана, который со своей стороны готовился к войне и вызвал из-за Дуная большие полчища гуннов. Первые стычки были удачны для Ипатия, и когда весть об этих успехах дошла до Константинополя, Анастасий посчитал дело оконченным и стал являться народу на ипподроме. Вскоре, однако, пришло известие, что видный чиновник императорской канцелярии (scenium memoriae), Юлиан, принимавший участие в походе, попал в плен и был посажен Виталианом в клетку. Его выкупили за большие деньги. В одной схватке пал протектор Тимофей. Армия Ипатия подвинулась к морскому берегу около города Акры, неподалеку от Одесса. Войска расположились в большом лагере и окружили его табором из телег. 1362 Виталиан стянул свои силы, и гунны сделали нападение на табор Ипатия. Сначала войска храбро отбивались от нападавших. Но те вскоре сумели вызвать полный беспорядок в лагере: они начали стрелять в быков, запряженных в телеги. Раненые быки ринулись со своего места, произошла паника. Дело ухудшилось еще более от того, что шаманы гуннов навели своими чарами темноту! Целые полки бросались в разные стороны, ища свободного места для битвы. Местность была пересеченная: люди попадали в овраги и разбивались насмерть. Гунны ринулись внутрь лагеря, и в этой страшной битве пало со стороны римлян 60 тысяч человек. Ипатий бежал и искал спасения в море со многими другими. Его узнали, вытащили из воды, и Виталиан тщательно оберегал этого дорогого пленника и своего личного врага. Почти все офицеры пали в битве или оказались в плену. Алафар и Асигней были вскоре выкуплены за большие деньги. Ипатия Виталиан не выдавал и держал под надежной охраной в городе Акрах. Справившись с армией Ипатия, Виталиан начал захватывать укрепленные пункты страны. Император отправил к нему посольство, состоявшее из начальника канцелярии магистра оффиций, Урания и двух других членов, Полихрония и Мартирия, исполнявших дипломатические поручения к гуннам. Послы везли с собою 1000 фунтов золота для выкупа пленных. Цели они не достигли, так как Виталиан захватил их близ Созополя (Аполлония) и отнял деньги. Взят был и город Созополь. Виталиан овладел всеми крепостями этой области и помышлял о провозглашении себя императором. Настроение населения в столице было весьма тревожно, и раздор партий ипподрома повел к большому побоищу. Во время подавления этих беспорядков был убит префект ночной стражи (praefectus vigilum) Гета.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Пещера святого Ипатия (Гагра) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В XVIII веке здесь жил в затворничестве местночтимый святой - преподобный Ипатий Гагрский (не путать со святым Ипатием, епископом Гангрским, жившим в IV веке в Малой Азии). Пещера состоит из трех комнат, вырубленных в скале руками человека. Содержание История [ править править код ] Совсем недалеко от места расположения храма святого Ипатия Гагрского имеется еще одна известная достопримечательность не только Гагр, но и всей Абхазии. Это пещера, в которой он жил согласно дошедшим до нас приданиям, когда скрывался от преследования за христианскую веру. Как было досконально установлено в ходе многочисленных исследований, эта пещера является искусственной, она была вытесана людьми. Раньше в ней располагалось множество комнат, чаще всего использовавшиеся в качестве келий, но в настоящий момент для посещения туристами доступны лишь три из них. Все остальные комнаты полностью засыпаны. Во многих старинных описаниях, которые дошли до наших дней утверждалось что пещера, в которой проживал святой Ипатий Гагрский располагается рядом с рекой, на склоне горы. Но это утверждение не является верным. На самом деле пещера находится в ущелье реки Цихерва. Многочисленные исследователи сходятся во мнении что именно эта пещера долгое время служила убежищем святого. Сейчас - эта пещера пользуется большой популярностью среди туристов и находится под охраной республики. Святые [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Абхазия, г. Гагра, ул Черкесская, ущелье реки Цихерва Координаты GPS: 43.307745,40.255423 Проезд: С центрального проспекта Ардзинба за санаторием «Амра» надо повернуть на ул. Черкесскую, примерно за 100 м до реки Цихерва дорога делает поворот налево почти под 90. Пещера - за поворотом, слева. Вход находится на склоне горы, на высоте около 10 метров. В сырую погоду могут быть трудности с подъемом. Паломнику [ править править код ] Будьте осторожны при посещении пещеры св. Ипатия: дорожка к ней достаточна сложна. Пещера находится на высоте около 15 метров над тропинкой и дорожка к пещере достаточно сложна. Кроме того, на дорожку к пещере придется поискать. Продолжая путь от пещеры святого Ипатия вглубь Цихервского ущелья можно полюбоваться водопадом и другими пещерами, одна из которых сталактитовая. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Пещера_святого...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010